Блоги

С Днём музеев!

В Международный день музеев павлодарский музей Анастасии Цветаевой принимал дорогих гостей. Это члены литературного клуба "Классики и современники" (Центр активного долголетия); замечательный композитор Лариса Лобченко, барды Валентина Шалденкова и Ирина Маринец. Видеопоздравления в адрес музея пришли от нашего любимого кинорежиссёра, Народного артиста РФ Владимира Ивановича Хотиненко, от председателя правления Славянского центра Т.И. Кузиной, от ученого секретаря музея Марины и Анастасии Цветаевых в городе Александрове Э.Б. Калашниковой. 

Встреча в музее посвящалась нескольким памятным датам - 110-летию со дня открытия Музея изящных искусств в Москве (сейчас ГМИИ им. Пушкина); 175-летию со дня рождения его создателя - Ивана Владимировича Цветаева и 100-летию его многолетнего бессменного директора Ирины Александровны Антоновой.

Собравшиеся посмотрели кинохронику 1912 года: открытие музея имени Александра III 31 мая. О судьбе и многогранной деятельности И.В. Цветаева, о том, как его образ запечатлели его талантливые дочери - Марина, Анастасия и Валерия Цветаевы - рассказывали О. Григорьева, Т. Алексенко, Л. Прохорова.

На выставке были представлены книги о Музее изобразительных искусств, издания об И.В. Цветаеве, редкие фотографии из фондов музея.

Лариса Лобченко вручила подарок - свой нотный сборник, куда вошли песни и романсы на стихи Марины и Анастасии Цветаевых.

Звучали стихи и песни о музее и музейщиках...

Вечер получился, как всегда, тёплым и насыщенным.

Вечная слава, вечная память...

Накануне Дня Победы в музее Анастасии Цветаевой вспоминали Георгия Эфрона, погибшего в 1944 году в Белоруссии, в первом бою... Сыну Марины Цветаевой было всего 19... В музее хранятся книги, куда вошли дневники, письма, рисунки этого талантливого юноши. Он ушел на фронт с первого курса Литературного института...

Вечная слава, вечная память...

 

Будем помнить...

Печальная весть пришла из Алма-Аты.
Не стало Елены Игоревны Кашинцевой (Поминовой) - педагога, филолога, литературоведа, давнего друга музея Анастасии Цветаевой. Елена Игоревна часто приезжала на наши конференции, Цветаевские костры. Всем участникам 6-ой Цветаевской читательской конференции "Цветаевы и Горький", которая прошла в Павлодаре 24 мая 2018 года, запомнилось её яркое выступление "Владислав Ходасевич о Горьком". А как эмоционально читала она стихи совсем недавно, на 17-ом Цветаевском костре в сентябре 2021 года!
 
Павлодарцы будут хранить память об этом светлом, отзывчивом, глубоком, вдумчивом человеке... Навсегда она в Цветаевском музее - слова Елены Игоревны на буклете музея обязывают нас к требовательности и самоотдаче...
Светлая память.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

7 апреля, в Благовещение, в музее Анастасии Цветаевой традиционно вспоминали стихи русских поэтов об этом светлом празднике.

Анастасия Цветаева
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Этот день даже в лагере, даже в аду
Ото всех он от дней — отмеченный.
Потихоньку земной поклон кладу
В Благовещенье.
В Благовещенье птица гнезда не вьёт,
И косы не плетёт девица,
Православный же, некогда славный народ,
Забывает Тебе молиться,
Божья Матерь! Взгляни на наш смрадный ад,
На измученных, искалеченных!..
Скоро вечер. Под тучами светел закат
В Благовещенье.
(Стихотворение написано в 40-е годы 20 века, в сталинском лагере на Дальнем Востоке)
 
Марина Цветаева

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, —
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
— Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
— Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Анна Ахматова

Выбрала сама я долю
Другу сердца моего:
Отпустила я на волю
В Благовещенье его.
Да вернулся голубь сизый,
Бьется крыльями в стекло.
Как от блеска дивной ризы,
Стало в горнице светло.

Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

 

Остановите войну!

Бункерный карлик ведет мир к катастрофе!

ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ!

Новые поступления за март

Новые поступления (за март) в музей Анастасии Цветаевой обсуждали в воскресенье, 27 марта.

Книга, выпущенная литературным секретарём А.И. Цветаевой Станиславом Айдиняном, в которую вошёл очерк А.И. Цветаевой о Борисе Пастернаке и литературоведческая статья об этом очерке. Спасибо автору, а также Ольге Трухачёвой и Ирине Карташевской, благодаря которым книга прибыла в Павлодар!

Пополнил фонды музея автореферат диссертации Екатерины Есениной (Москва) об особенностях автобиографической прозы А. Цветаевой.

Поздравляем Екатерину Александровну с успешной защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук в ИМЛИ им. Горького!

Издания Новосибирского Дома Цветаевой поступили в рамках культурного обмена наших областей.

А в газете " Вестник АРСК" (г. Нур-Султан) опубликована большая статья о 17-ом павлодарском Цветаевском костре!

Две художницы

В музее Анастасии Цветаевой 24 марта прошла творческая встреча «Две художницы», посвящённая 110-летию дочери Марины Цветаевой Ариадны Сергеевны Эфрон и 70-летию замечательной павлодарской художницы Галины Яковлевны Беспаловой. На выставке гости увидели книги Ариадны Эфрон, альбом её рисунков, настенный календарь с акварелями; узнали о художественном творчестве талантливой дочери великого поэта.

Н.И. Новосельцова рассказала о книге Светланы Салтановой
«Марина Цветаева. Возвращение: Судьба творческого наследия поэта на фоне советской эпохи ( 1941-1961годы)":
«Эту книгу  издал московский Дом-музей Марины Цветаевой в 2015 году, она была подарена автором нашему музею 22.09.2015 года.
Стержнем этой книги является судьба дочери поэта Ариадны Сергеевны Эфрон, поскольку именно она сыграла главную роль в появлении первых публикаций произведений матери в России, на её Родине.

Начинается книга с возвращения Ариадны в Москву в марте 1937 года первооткрывателем - отец, мать и брат оставались во Франции.
18 сентября 1937 года ей исполнится 25 лет, 15 из которых она провела за границей, живя с семьёй на съемных квартирах в чешских деревеньках и парижских пригородах. Ариадна закончила училище при Лувре, сотрудничала с французскими журналами и увлекалась кинематографом…»

Впереди был арест, сталинские лагеря и ссылка в Туруханске…

В Туруханске, уже в 1982 году, побывала и наша известная художница Галина Беспалова. На встрече она подарила музею одну из своих акварельных работ, сделанных в этом посёлке на Енисее. Галина Яковлевна живописно рассказала об этой поездке. Зрители увидели её работы в юбилейном альбоме, а также на мониторе компьютера. Г. Беспалова рассказала о своей педагогической деятельности. Её ученики поступают в лучшие учебные заведения Казахстана и России.

Галине Яковлевне был вручён подарок от музея и Славянского центра. Благодарственное письмо от Дома-музея Павла Васильева вручила Т.С. Корешкова.

О. Григорьева рассказала о том, что «Цветаевская тема» в Павлодаре появилась во многом благодаря Г.Я. Беспаловой. Именно после встречи с ней и её рассказов об А.И. Цветаевой, с которой они жили по соседству в посёлке молзавода, О. Григорьева написала большой очерк «Анастасия Цветаева в Павлодаре». Потом появилась традиция Цветаевских костров, был организован Цветаевский музей… Воспоминания Галины Яковлевны вошли в сборник воспоминаний павлодарцев о писательнице «Мы Вас помним, Анастасия Ивановна!».

Первые краски юной художнице подарила именно Цветаева. Это символ связи поколений, символ эстафеты высокой культуры Серебряного века, которую Галина Беспалова достойно несёт всю свою жизнь и передаёт теперь уже своим талантливым ученикам…

Человек-легенда...

И.А. Антонова и А.И. Цветаева

20 марта – столетие со дня рождения Ирины Александровны Антоновой. Сегодня в павлодарском музее Анастасии Цветаевой вспоминали эту замечательную женщину, искусствоведа, директора и президента Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Многолетняя дружба связывала И. Антонову с Анастасией Ивановной Цветаевой, чей отец – Иван Владимирович Цветаев был основателем ГМИИ.

Демонстрировались редкие фотографии из фонда Цветаевского музея, это подарки в Павлодар из Москвы – от Г.Я. Никитиной и И.Д. Карташевской.

Настоящий друг музея!

 

10 марта в музее Анастасии Цветаевой чествовали именинницу Татьяну Алексенко (Азоло, Италия). Она наша землячка и большой друг музея, автор многих интересных проектов, таких, как фотовыставка "Дорогами "Воспоминаний". Цветаевские места Италии" (планшет об этом событии сейчас украшает экспозицию музея). В прошлом году с успехом прошёл совместный итальяно-казахстанский конкурс рисунков "ANiMA", организованный Татьяной Александровной. Много подарков привозит она музею из своих путешествий, экспонатов, которые позволяют зримо представить места, где в детстве жили сёстры Цветаевы. Пополнила гостья и книжный фонд музея, подарив книгу на итальянском языке, которую читала в Нерви юная Марина. От Славянского культурного центра и музея Т. Алексенко был вручён праздничный пакет, было сказано много добрых слов в адрес именинницы и пожелания дальнейшего сотрудничества!

Дружим домами

6 марта гостями музея Анастасии Цветаевой были активисты павлодарского Дома географии. Они с интересом слушали рассказ о жизни и творчестве Анастасии Ивановны Цветаевой, рассматривали экспонаты.

Учитывая интересы гостей, мы показали им книги из личной библиотеки писательницы, которые касаются путешественников, географических открытий, разных стран мира. Многие из них с автографом А. Цветаевой!

Заинтересовал гостей проект музея «География биографии», когда на географической карте мы отмечаем места, связанные с жизнью семьи Цветаевых.

На Цветаевском фильмоскопе мы посмотрели познавательный диафильм «Багдад». И, конечно, послушали одну из пластинок на патефоне.

Полтора часа экскурсии пролетели очень быстро.

Давняя дружба связывает наш музей с Домом географии, и такие встречи будут продолжаться!

Дружим домами

6 марта гостями музея Анастасии Цветаевой были активисты павлодарского Дома географии. Они с интересом слушали рассказ о жизни и творчестве Анастасии Ивановны Цветаевой, рассматривали экспонаты.

Учитывая интересы гостей, мы показали им книги из личной библиотеки писательницы, которые касаются путешественников, географических открытий, разных стран мира. Многие из них с автографом А. Цветаевой!

Заинтересовал гостей проект музея «География биографии», когда на географической карте мы отмечаем места, связанные с жизнью семьи Цветаевых.

На Цветаевском фильмоскопе мы посмотрели познавательный диафильм «Багдад». И, конечно, послушали одну из пластинок на патефоне.

Полтора часа экскурсии пролетели очень быстро.

Давняя дружба связывает наш музей с Домом географии, и такие встречи будут продолжаться!

Старый Павлодар

3 марта отмечается Всемирный день писателя.

Именно в этот день в музее Анастасии Цветаевой состоялась встреча, посвящённая 65-летию со дня приезда А.И. Цветаевой в Павлодар. В музей пришли те, кто общался с Анастасией Ивановной, с её внучками Олей и Ритой;  старожилы города, кто помнит Павлодар таким, каким его впервые увидела писательница в феврале 1957 года.

А город был совсем не таким, каким привыкли мы его видеть – зелёным, современным, благоустроенным… Павлодар тех лет был одноэтажным, серым, пыльным:

Но Анастасию Ивановну радовал красавец-Иртыш, радовала надежда на новую, спокойную жизнь, на возобновление литературного труда после долгих лет репрессий. В первую же весну в Павлодаре она начала писать главную книгу своей жизни «Воспоминания». А 1 июля этого года в Павлодаре родилась её младшая внучка Оля.

Для музея такие встречи ещё и возможность достать из фондов наши уникальные экспонаты. Более 30 фотографий (оригиналы) павлодарского периода было представлено вниманию гостей. На многих из них – надписи Анастасии Ивановны. Большинство снимков были сделаны самой Цветаевой.

 

Продемонстрировали мы и книги с автографами А. Цветаевой, где было указано: Павлодар.

Видимо, некоторые из них Анастасия Ивановна привозила в семейную библиотеку из Москвы, на них надпись: Москва-Павлодар.

Ещё один экспонат – письмо из Павлодара декану факультета иностранных языков педагогического института города Кокчетава. А. Цветаева указывает свой адрес: Павлодар областной, п/о 21…

В письме Анастасия Ивановна обращается к декану с просьбой отпустить внучку Маргариту Трухачёву на встречу с вдовой писателя Ромена Роллана –  Марией Павловной Роллан, которая должна приехать в Москву. Мария Павловна была давней подругой А. Цветаевой.

О. Григорьева читает письмо А.И. Цветаевой в Кокчетав

О своём общении с А.И. Цветаевой говорила Гуляра Шамилевна Чистякова, которая была педагогом Ольги Трухачёвой в музыкальной школе:


Друзья младшей внучки – Наталья Млынцева и Алексей Ермаков с интересом рассматривали фотографии тех лет и делились своими воспоминаниями:


Нина Андреевна Мазина (ей сейчас 85 лет), как и Анастасия Ивановна, тоже приехала в Павлодар в 1957 году. Она  рассказывала, каким был город в то время.


Н.А. Мазина и Т.С. Корешкова

Татьяна Сергеевна Корешкова подготовила музыкальный сюрприз. Мы услышали запись песни «Ты утихни, павлодарский ветер» на стихи А. Бешкарева, музыка Нами Гитина (Наума Григорьевича Шафера) в исполнении Клавдии Кузьминской. На этой высокой музыкальной ноте и завершился тёплый вечер воспоминаний о старом городе и Анастасии Ивановне Цветаевой.

 

«Цветаева непреходяща…»

В год 130-летия Марины Ивановны Цветаевой фонды нашего музея Анастасии Цветаевой пополняются многими интересными материалами, посвящёнными великой старшей сестре.

   Среди них статья Алексея Кондратовича «Твардовский и Цветаева (Из воспоминаний)». Алексей Иванович Кондратович  (1920-1984) был писателем, литературным критиком, заместителем редактора журнала «Новый мир». В своей статье он рассказывает, как высоко ценил талант Марины Цветаевой А.Т. Твардовский; как он написал рецензию на «Избранное» МЦ (она была опубликована в №1 «Нового мира» за 1962 год); в каком восторге был от писем Цветаевой, предложенных в «Новый мир» Ариадной Сергеевной Эфрон… Автор статьи приводит слова А. Твардовского о том, что Марина Цветаева была настоящим русским поэтом – «с таким поэтическим характером, с таким голосом, что мне иногда становится неловко, когда я слышу, что на Цветаеву сейчас мода. Цветаева и мода – это что-то противоестественное, несовместимое и, если хотите, кощунственное. Цветаева непреходяща, она из тех, что навсегда. Да, никакого сомнения – навсегда».

   Поклонникам творчества Марины Цветаевой будет интересна брошюра, выпущенная к 100-летию МЦ в 1992 году в научно-популярной серии «Знание». В ней опубликована большая статья Л.Г. Федосеевой «Марина Цветаева. Путь в вечность» о жизни и творчестве поэта.

   Много интересных подробностей узнают читатели из очерка Эмилия Миндлина «Марина Цветаева», опубликованного в книге «Необыкновенные собеседники. Литературные воспоминания». В 1921 году Марина Ивановна приютила его у себя в доме в Борисоглебском переулке, потом посвятила ему цикл стихотворений «Отрок» (часть из которых, правда, перепосвятила потом другому человеку…). Очень дороги эти свидетельства очевидца – как жила М. Цветаева в эти годы, как писала…

        «…В летние и осенние вечера Марина Ивановна любила сидеть на крыльце своего дома в Борисоглебском переулке, совсем как в провинции. Здесь на крыльце происходили и приемы гостей. Приходили и сиживали на ступеньках и Анастасия Цветаева, и Волконский, и Майя Кудашева…»

«…Москву, всю Москву впервые мне показывала она. Но как показывала! У каждого камня, у каждой кирпичины останавливалась и читала все, какие только написаны об этом камне, стихи русских поэтов! И свои, разумеется. Стихов о Москве у нее множество, и о Москве она писала с какой-то удивительной радостью.

— Я в грудь тебя целую,
Московская земля! 

Мы ходили с ней вокруг Кремля и подолгу останавливались возле каждой кремлевской башни. Хорошо, что в те дни люди в Москве не многому удивлялись. Они едва оглядывались на молодую женщину с короткими волнистыми волосами, с челкой на лбу, в цыганской одежде с белым воротничком гувернантки, читающую стихи, будто колдовской заговор творящую!

В Александровском саду — тогда без цветов, заброшенном и безлюдном — она подвела меня к гроту.

— Это — детство. — Она заглянула в грот, он был завален щебнем, замусорен. — Бедный, — вздохнула Марина. — В детстве нас с Асей водили сюда. Александровский сад был как праздник. — И вспомнила: — Нас редко водили в Александровский сад…»

          «…Она была очень русской и свою связь с народом чувствовала прежде всего через родной язык. Она не то чтобы просто любила русский язык — он был для нее воздухом, которым она дышала. Язык был царством ее свободы. Цветаева жила в царстве этой свободы. Жила в нем. Жила им. Русский язык — биосфера Цветаевой, для нее — сфера жизни, жизнеродящая, жизнетворящая сфера. Вне биосферы не возникает жизнь. Вне её не дышать живому».

Юбилейный календарь

Календарь, посвящённый 25-летию Славянского культурного центра, вышел в свет в Павлодаре!

На его страницах и в многочисленных фотографиях представлены все творческие коллективы Центра, в том числе наш музей Анастасии Цветаевой!

С поздравлениями и пожеланиями обратились знаковые люди - председатель СКЦ Татьяна Ивановна Кузина, архимандрит Иосиф, Владимир Иванович Хотиненко, Дмитрий Никифорович Фалеев:

В этих снимках - страницы истории:

Верхний ряд: 15-й Цветаевский костёр в Павлодаре, 2019 г.

Внучка А.И. Цветаевой Ольга Трухачёва в парке своего детства...

Нижний ряд: гости музея.

 Фотография из поездки на конференцию "Цветаевские тропинки в Сибири" в с. Пихтовка Новосибирской области (место ссылки А.И. Цветаевой). Слева направо: Э.Б. Калашникова (г. Александров), Т.С. Корешкова, Г.В. Зеленин, О.Н. Григорьева.

Русский класс на Цветаевском катке, 4 января 2022 г.

Директор музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьева.

Спасибо Александру Пархоменко и сотрудникам фирмы "Профи" за отличную работу!

Гостям всегда рады

19 февраля в музее Анастасии Цветаевой было многолюдно. В гостях у нас были восьмиклассники школы-лицея № 16 со своим педагогом, преподавателем русского языка и литературы Альбиной Ерканатовной Шамгуновой, а также съёмочная группа российского телеканала "Россия-24".

 

В "Звезде Прииртышья"

 

Сегодня в областной газете "Звезда Прииртышья" - статья о музее Анастасии Цветаевой:

Страницы истории   

                                 «Память пребывает вовек…»

 

  В феврале 1957 года, то есть 65 лет назад, в Павлодар приехала известная русская писательница Анастасия Ивановна Цветаева. Но это сейчас она стала всемирно известной, а её книга «Воспоминания» выдержала уже восемь переизданий и продолжает оставаться библиографической редкостью... А тогда она была в Павлодаре никому неизвестной старушкой (хотя ей было всего 62 года), отсидевшей 10 лет в сталинских лагерях, а потом ещё пережившей семь лет ссылки в Сибири.

    Только самые близкие знали, что она дочь профессора Московского университета, основателя музея изящных искусств в Москве Ивана Владимировича Цветаева; младшая сестра поэта Марины Цветаевой; что её первые книги были изданы ещё до революции, а в Союз писателей она была принята в 1921 году!

   Годы репрессий перечеркнули часть жизни, и нужно было начинать всё заново. Именно в Павлодаре она начала писать главную книгу своей жизни, посвящённую сестре Марине – «Воспоминания». Как писала А. Цветаева, «сев у окошка в палисадник, положив на колени картонку…» Это было на улице Карла Маркса, 262 (сейчас улица А. Бокейханова). В этом доме родилась её вторая внучка – Ольга Трухачёва. Сюда приходили письма от Бориса Пастернака, Павла Антокольского, других известных поэтов и писателей. Жизнь возвращалась в нормальное русло…

    Сейчас Ольга Андреевна Трухачёва, которая живёт в Америке, оказывает всяческое содействие музею своей бабушки, который был открыт 4 января 2013 года в Славянском культурном центре Павлодара. Благодаря ей в музее хранятся подлинные вещи и рукописи писательницы, её фотографии, книги из личной библиотеки и пластинки из фонотеки А. Цветаевой. А всего в фонде музея сейчас 4 200 единиц хранения!

    Кстати, книгу-путеводитель «Наш Павлодар», изданную в начале 70-х годов, Анастасия Ивановна хранила в личной библиотеке до самой своей смерти, а сейчас она поступила из Москвы в фонд павлодарского Цветаевского музея.

   Деятельность музея Анастасии Цветаевой хорошо известна не только в нашей области и в Казахстане, но и далеко за его пределами. Цветаевские читательские конференции, «Цветаевские катки» и «Цветаевские костры», издание книг, проведение экскурсий, участие в международных литературных конференциях… О павлодарском музее можно узнать теперь и в «Википедии», а о новостях прочитать на сайте Славянского центра.

    Традиционный литературно-музыкальный праздник «Цветаевский костёр» давно полюбился павлодарцам, каждый год в нём участвует всё больше молодёжи, школьников и студентов. Проходит он в конце сентября в Сквере Детства (бывший Ленпарк), и в этом году будет уже восемнадцатым! Кстати, в этом же парке 1 июня проходит и ежегодное традиционное мероприятие Славянского центра и музея А. Цветаевой – «Праздник детства», посвящённый Международному Дню защиты детей.  Это не случайно, так как именно здесь гуляла со своими внучками Ритой и Олей А.И. Цветаева. В музее хранится несколько фотографий старшей внучки Маргариты Трухачёвой (Мещерской) в Ленпарке, сделанных в 60-е годы 20 века.

 

   Цветаеведам Павлодара было очень приятно, что их инициативу по присвоению Скверу Детства имени Анастасии Цветаевой недавно поддержали старожилы города, известные павлодарцы, Почётные граждане города и области Н.Г. Шафер, А.С. Саркыншаков, Д.Н. Фалеев, В.Д. Болтина, М.М. Омаров, Е.Г. Азаров и другие, обратившись с письмом в акимат города. Подрастающие поколения должны помнить имена выдающихся людей, связанных с историей нашего края. Как писала Анастасия Ивановна Цветаева: «Память пребывает вовек…»

Ольга ГРИГОРЬЕВА.

На фото:

Книга «Павлодар» из личной библиотеки А.И. Цветаевой.

А.И. Цветаева с внучкой Ритой в павлодарском Ленпарке, 1958 год. Из фонда музея Анастасии Цветаевой в Павлодаре.

В День книгодарения

14 февраля, в День книгодарения, музей Анастасии Цветаевой получил бандероль из Москвы с книгой Сергея Белякова "Парижские мальчики в сталинской Москве"(Издательство АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2022). Это подарок давнего друга нашего музея Ирины Дмитриевны Карташевской, крестницы А.И. Цветаевой. Новая книга пополнит фонд изданий о сыне Марины Цветаевой Георгии Эфроне, талантливом юноше, погибшем на фронте в 1944 году, в 19 лет...

СПАСИБО ИРИНЕ КАРТАШЕВСКОЙ ЗА ЦЕННЫЙ ПОДАРОК!!!

О великом композиторе

В музее Анастасии Цветаевой прошло тематическое мероприятие, посвящённое 150-летию композитора А.Н. Скрябина.

   «Человечеству придётся пережить страшную эру; улетучится вся мистика, угаснут духовные потребности. Наступит век машин, электричества и чисто меркантильных устремлений. Грядут страшные испытания...» (А. Скрябин).

   В январе этого года исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина (6.01.1872-14.04.1915). Современники отмечали провидческий дар гениального композитора.  Вот так он предвидел наше время. Увы, многое сбывается. Но, несмотря на все трудности и вызовы «страшной эры», музей Анастасии Цветаевой продолжает работать, бороться с «меркантильными устремлениями» и говорить о духовности и культуре…

 

   О жизни и творчестве композитора подробно рассказала Т.С. Корешкова. Собравшиеся посмотрели фрагмент передачи известного искусствоведа Михаила Казинника, посвящённой А. Скрябину; послушали музыку великого композитора.

 

 

Встреча в музее состоялась 10 февраля. Это день памяти Пушкина и день рождения Бориса Пастернака. Мы не могли пройти мимо этих имён, тем более, что все эти темы взаимосвязаны… Мы вспомнили очерк Осипа Мандельштама «Скрябин и христианство», написанный после смерти композитора:

«Пушкин и Скрябин! - два превращения одного солнца, два превращения одного сердца. Дважды смерть художника собирала русский народ и зажигала над ним солнце. Они явили пример соборной, русской кончины, умерли полной смертью, как живут полной жизнью; их личность, умирая, расширилась до символа целого народа, и солнце-сердце умирающего остановилось навеки в зените страдания и славы…»
Л.И. Деркунская говорила о связи имён Скрябина и Пастернака. Так, Зинаида Пастернак писала, что считает Бориса Леонидовича «духовным наследником Скрябина»…

Л.С. Прохорова прочла стихотворение Пастернака «10 февраля в Переделкино»:

Посёлок занесло снегами.
Февраль. И сумерки тихи.
Душа сроднилась со словами,
Навечно вросшими в стихи…

Т.А. Алексенко отметила интересные факты о пребывании А. Скрябина в Италии:

Как известно, Марина и Анастасия Цветаевы в детстве жили в Нерви, пригороде Генуи (в 1902 году). В той же Генуе, в местечке Больяско, граничащим с Нерви, А.Н. Скрябин провел с женой Татьяной Федоровной Шлёцер восемь месяцев в 1905-1906 годах. Именно в Больяско Скрябин закончил свою знаменитую "Поэму экстаза", там родилась их первая дочь Ариадна.

 

О дружбе Марины Цветаевой и Т.Ф. Скрябиной (Шлёцер) рассказала О.Н. Григорьева, проследив историю этой дружбы по письмам и записным книжкам М. Цветаевой.

В записных книжках Марины Цветаевой зафиксировано, что знакомство с Т.Ф. Скрябиной состоялось 2 (15) июня 1920 года (Цветаева М.И. Неизданное. Записные книжки: в 2 т., Москва, Эллис Лак, 2000-2001, том 2, с.197).

Там же запись от 9 июня: «Сегодня должны были уехать Бальмонты, не уехали, эстонское правительство не пустило. Все эти вечера – проводы, третьего дня у Сандро < Кусикова >, вчера у Скрябиных, дрожание над каждой минутой, разрывание души» (том 2, с.205).

Свидетелем прощального вечера у Скрябиных была и семилетняя дочь М. Цветаевой Аля, которая записала потом впечатления в своём дневнике («Книга детства. Дневники Ариадны Эфрон». Москва, Русский путь, 2013).

Из главки «Отъезд Бальмонтов»: «Бальмонты собираются уезжать в Ревель. Они должны завтра ехать. И их больше не будет, не будет, не будет… И вот в доме вернувшихся Скрябиных решили устроить прощальный вечер.

…Скрябины встретили нас очень приветливо, дали нам картофелю с перцем и кофию в карточных чашках, и вообще очень приветливо к нам относились».

Часто упоминается Т.Ф. Скрябина и в письмах Марины Цветаевой (цитируются по книге «Марина Цветаева. Письма.1905–1923», Москва, Эллис Лак, 2012). В письме Е.Л. Ланну от 6 декабря 1920 г. М. Цветаева  описывает, как она послала дочь «в Лигу Спасения Детей, за каким-то усиленным питанием», а затем потеряв её, первым делом идёт к Скрябиным… В этом же письме – описание прогулки в Спасо-Болвановском переулке: «Мы шли со Скрябиной, она в своей котиковой шубе, на узких как иголки каблуках, я медведем в валенках, и она всё время падала…»

В примечаниях к этому письму говорится о том, что дома М. Цветаевой и Скрябиных находились недалеко друг от друга: «Дом Скрябиных расположен в Большом Николо-Песковском переулке, который являлся продолжением Борисоглебского переулка».

Дружба продолжалась и в 1921 году. Цитата из книги Е.Б. Коркиной «Летопись жизни и творчества М.И. Цветаевой. Часть 1, 1892 – 1922 (Москва, ДМЦ, 2012):

12 (25) января. Дарственная надпись на книге «Слово о полку Игореве» (М., 1919): «Дорогой Татьяне Фёдоровне Скрябиной в день её именин одну из последних книг! Марина Цветаева. 12-го русск.января 1921.

…Вопль стародавний, плач Ярославны – слышите?»

В письме к Ланну от 15 января 1921 года: «Т.Ф. Скрябина получила паёк – пока на бумаге. Продолжает рубить и топить, – руки ужасные, глаза прекрасные, почти все вечера забрасываемся куда-нибудь, – всё равно –  куда, я – устав от дня, она – от жизни, нам вместе хорошо, большое шкурно-душевное сочувствие: любовь к метели, к ослепительно-горячему питью – курение – уплывание в никуда».

18 (31) января. Письмо Цветаевой – Е.Л. Ланну из Москвы в Харьков с рассказом о знакомстве с Б.А. Бессарабовым (ставшем прототипом героя поэмы «Егорушка»): «Мы с Татьяной Фёдоровной <Скрябиной> у одних её друзей. Входит высокий красноармеец. Малиновый пожар румянца…» В том же письме о Бессарабове Цветаева пишет, как «коммунист» (так он представился при знакомстве) помогает Скрябиным – «ежедневно распиливает и колет дрова на четыре печки и плиту!»

Реалии дружбы Марины Ивановны с семьёй Скрябиных можно найти в письмах и к другим адресатам. В конце марта 1921 года она пишет С.М. Волконскому: «Сегодня у Т.Ф. Скрябиной – вопрос, мне, её матери: “Скажите же мне, сударыня, можете ли Вы мне сказать – что же в ней хорошего, в жизни? Это обилие страданий…” (в оригинале на французском – О.Г.)

И мне стало стыдно в эту минуту – за своё восхищение от земли».

(Примечание к письму: Мать Т.Ф. Скрябиной – Мария Александровна Шлёцер (урожд. Боти; 1847-1937), по происхождению бельгийка).

В этом же письме: «Не была на Вашей лекции только потому, что сговорилась идти с Татьяной Фёдоровной, а у неё сейчас дома всякие горести и беды».

Ещё одно имя связывало Марину Цветаеву с великим композитором. Это Алексей Александрович Чабров (настоящая фамилия Подгаецкий; 1883-1935) – актёр, музыкант и друг А.Н. Скрябина. Цветаева посвятила ему поэму «Переулочки» (1922). А.А. Чабров был единственным человеком, кто 11 мая 1922 года провожал Марину Ивановну с дочерью Алей в эмиграцию. Сам Чабров эмигрировал в 1923 году.

В письме Илье Эренбургу от 7 марта 1922 года Цветаева писала: «…Сегодня за моим столом – там, где я сейчас сижу, сидел Чабров.

Чабров мой приятель: умный, острый, впивающийся в комический бок вещей (особенно мировых катастроф!), прекрасно понимающий стихи, очень причудливый, любящий всегда самое неожиданное – и всегда до страсти! – лучший друг покойного Скрябина».

Т.Ф. Скрябина умерла 10 марта 1922 года, в возрасте 39 лет.

В этом же году, когда М. Цветаева уехала в эмиграцию, а Борис Пастернак открыл её для себя как поэта, он писал вдогонку: «Как могло случиться, что, плетясь вместе с Вами следом за гробом Татьяны Фёдоровны (Скрябиной), я не знал, с кем рядом иду?..»

В письме из Берлина 29 июня 1922 г. к Б.Л. Пастернаку Цветаева вспоминает: «11 апреля (ст.ст.) 1922 г. – похороны Т.Ф. Скрябиной. Я была с ней в дружбе 2 года подряд – её единственным женским другом за жизнь. Дружба суровая – вся на деле и в беседе, вне нежности земных примет.

И вот провожаю её большие глаза в землю.

Иду с Коганом, потом ещё с каким-то, и вдруг – рука на рукав – как лапа. Вы.

…Гроб: белый, без венков. И – уже вблизи – успокаивающая арка Девичьего монастыря: благость. …Задумываюсь о Татьяне Фёдоровне. – Её последний земной воздух.»

В книге стихов Марины Цветаевой «Ремесло» (Берлин, 1923) на 25-ой  странице было опубликовано стихотворение из цикла «Бессонница» с таким посвящением: «Памяти Т.Ф. Скрябиной – стихи, написанные ей ещё при жизни».

Бессонница! Друг мой!

Опять твою руку

С протянутым кубком

Встречаю в беззвучно-

Звенящей ночи…

В примечаниях к этому стихотворению, опубликованном уже в «Избранном» М. Цветаевой из большой серии «Библиотеки поэта» (Москва-Ленинград, 1965) говорится: «Бессонница, которой страдала вдова композитора, оказалась одной из примет болезни, оборвавшей её жизнь».

   Завершилась встреча в музее стихами Валерия Брюсова, посвящёнными композитору:

…Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.
Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить... («На смерть Скрябина»)

 

 

 

Книге - 95 лет!

     Продолжаем знакомство с экспонатами павлодарского музея Анастасии Цветаевой. В этот раз речь пойдёт о книге. Это одно из старейших изданий, представленных в книжном фонде музея – сборник «Социальная и революционная поэзия Америки и Европы» 1927 года.

     Книга была выпущена тиражом 10 тысяч экземпляров в популярной тогда серии «Рабочая библиотека по литературе для школ второй ступени» под редакцией профессора В.М. Фриче. Авторы: Уитмен, Верхарн, Ромэн, Мартинэ, Гильбо, Толлер, Бартель, Бехер.

     Думаю, Анастасию Ивановну сборник заинтересовал не из-за своей ярко выраженной политической направленности, но во многом тем, что авторами переводов были поэты, которых она знала лично – К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Эфрос (а также в переводчиках указаны К. Чуковский и Г. Шенгели).

     Кроме того, Анастасии Ивановне было, несомненно, известно имя академика Владимира Максимовича Фриче – одного из наиболее ярких представителей литературоведения начала XX века.  В 20-е годы Фриче читал лекции по истории западных литератур, был заведующим литературным отделением Института красной профессуры,  ответственным редактором журнала «Литература и марксизм». Он был  главным редактором первых двух томов «Литературной энциклопедии» и автором нескольких статей в ней.

     «Рабочая библиотека» под редакцией Фриче пользовалась в те годы  большим спросом и популярностью (книга, о которой идёт речь, уже 14-й выпуск в этой серии). «Рабочие книги», по существу, стали новым типом учебника по литературе, отвечающим всем реалиям советского общества.

     Кстати, об уровне научных исследований профессора Фриче говорит тот факт, что его работы до сих пор публикуются и пользуются спросом у исследователей зарубежной литературы. Так, в 2009 году в издательстве «Вузовская книга» был выпущен сборник его очерков, в аннотации к которому говорится: «Очерки одного из наиболее ярких представителей литературоведения начала XX в., академика В.М. Фриче, посвящены истории развития западноевропейской литературы от Средних веков до эпохи зарождения капитализма. Автор одним из первых в русском литературоведении тесно увязал творчество западноевропейских поэтов и писателей с протекающими в обществе социально-политическими процессами. Отсюда и особое внимание в очерках к социальным механизмам, формирующим мировоззрение, а также темы, образы и стиль того или иного автора…»

     Краткие, ёмкие комментарии Фриче к текстам книги «Социальная и революционная поэзия Америки и Европы» полностью подтверждают эти слова.

     Что же касается самих стихов… Как говорится, какое время, такие и песни. Особенно преуспел в воспевании революции, советской власти и её вождей немецкий поэт Иоганнес Бехер в своей небольшой поэме «У могилы Ленина»:

… Там собрались представители всех народов,

Делегаты далёких колониальных племён:

«Владимир Ильич, Алый Светоч, Звезда,

Тебя чтут презреннейшие и несчастнейшие –

Миллионы цветных рабов.

Прими их спасибо.

Владимир Ильич, вождь! Прощай!»

      Впрочем, есть в сборнике и вполне лирические стихотворения, как вот это Жюля Ромэна:

Спать под кровом листьев,

Голову на руки

Сладко положив…

…Спать под кровом листьев,

Спать под кровом душ…

     Или в подборке Уолта Уитмена:

Мне снилось во сне, что я вижу неведомый город,

Непобедимый, хотя б на него и напали все царства Земли.

Снился мне новый город друзей,

Самым высоким там – качество было могучей любви…

      А некоторые стихи и сейчас остаются сверхактуальными, как, к примеру, «Восстание» Эмиля Верхарна. Словом, есть что почитать и над чем подумать, листая этот небольшой сборник.

     Судя по многочисленным пометкам и штампам на титульном листе сборника, Анастасия Ивановна приобрела его не в 20-е годы, а гораздо позднее, скорее всего, в каком-то букинистическом магазине.

     Тем не менее, стоит вспомнить, каким был год выхода книги в жизни писательницы. Наверняка ведь, читая сборник, и она вспоминала о том времени.

     Можно сказать, что 1927-ой по количеству и значимости событий был, пожалуй, одним из самых ярких и насыщенных в жизни Анастасии Ивановны.

А. Цветаева с сыном Андреем Трухачёвым, 1927 г.

Вот лишь краткое перечисление событий этого года (по книге Ст.Айдиняна «Хронологическй обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой»):

1927

«Зима – встреча в семье профессора-историка А.И. Яковлева с московским звонарем, яснослышащим и ясновидящем Константином Константиновичем (Котиком) Сараджевым. С ним завязывается дружба.

Февраль–март – к А.И. Цветаевой в квартиру в Мерзляковском пер. пришел М.А. Волошин, приехавший в Москву. У нее встретился с Б.М. Зубакиным. Это последняя встреча с другом ее юности Максом.

Май – А.И. Цветаева, взяв адрес у Б.М. Зубакина, пишет письмо А.М. Горькому. С этого начинается их переписка. Получает приглашение А.М. Горького приехать в Сорренто.

Июнь – А.И. Цветаева в «Узком» – доме отдыха ЦЕКУБУ. Делает записи о личности Бориса Михайловича Зубакина. Он же посылает очерк, представляющий собою отрывок из этих записей, А.М. Горькому.

Июль – оформление выездных документов А.И. Цветаевой при участии и с помощью Екатерины Павловны Пешковой. 27 июля – читает «В людях» М. Горького. 30 июля – в Административном отделе Московского совета (АОМСе), дававшем разрешения на выезд за границу, получена резолюция – «Разрешено».

7 августа – Венеция. Жесткая экономия средств по пути. Отправляет К.К. Сараджеву в Москву открытку, на которой фотография звонящего колокола венецианской колокольни. Флоренция. Рим. Неаполь. Оттуда пароходом в Сорренто. Ее встречает Б.М. Зубакин, который приехал к А.М. Горькому раньше. Отель «Минерва». Встреча с Максом Пешковым, сыном А.М. Горького, Надеждой Алексеевной, его женой, художницей; внучкой Марфинькой, художником Иваном Николаевичем Ракицким. Встреча с А.М. Горьким. Начинает записывать их разговоры. Устные рассказы А.М. Горького, его мнения.

А.И. Цветаева с А.М. Горьким, его сыном Максом, Л.Б. Каменевым и другими в местном кинотеатре на просмотре привезенного из России фильма-экранизации романа М. Горького «Мать». А.И. Цветаева читает А.М. Горькому некоторые из своих сказок, сцены из романа «Музей» и двухтомного романа «Нюрнбергская хроника». Отправляется к сестре Марине во Францию. По дороге останавливается в Неаполе и вместе с А.М. Горьким едет на развалины Помпей... С А.М. Горьким в ресторанчике театра Терезы на Санта-Лючия, Горький просит ее остаться – смотреть закат над Неаполем, а потом при луне поездом назад, в Сорренто! Она отказывается. Уезжает к сестре. 30 августа – Рим. В поезде пишет А.М. Горькому письмо, которое собирается отправить из Турина.

2 сентября – Париж. А.И. Цветаеву встречает С.Я. Эфрон. В Медоне встреча с сестрой Мариной и ее детьми – Георгием (Муром) и Ариадной (Алей). А.И. Цветаева и М.И. Цветаева с Георгием и Ариадной в Версале. Вновь Медон. М.И. Цветаева читает сестре только что написанную «Поэму Воздуха» и другие произведения, рассказывает сестре о К.Д. Бальмонте, Д.С. Мережковском, З.Н. Гиппиус, И.А. Бунине, о своей поездке в Лондон и пр. Георгий Эфрон заболевает скарлатиной, за ним – Ариадна. Париж. Знакомится с Константином Болеславовичем Родзевичем. Встречается с В.И. Зелинской, специально приехавшей для этой встречи в Париж. Визит к И.Г. Эренбургу с С.Я. Эфроном. А.И. Цветаева знакомится с «евразийцами» – П.П.Сувчинским, кн. Д.П. Святополк-Мирским, которые бывают у С.Я. Эфрона. Встреча с Галей Дьяконовой и ее мужем, поэтом Полем Элюаром. П. Элюар восхищен общением с А.И. Цветаевой. В Лувре впечатление от «Джоконды» Леонардо да Винчи.

В Представительстве СССР встречает писателя, зам. директора Музея изящных искусств, Абрама Марковича Эфроса (в книге «Социальная и революционная поэзия» стихи современных французских поэтов Марселя Мартинэ и  Анри Гильбо даны в переводе А. Эфроса, так что об этой встрече АЦ, несомненно, вспомнит – О.Г.)

Вслед за мужем и дочерью заболевает скарлатиной М.И. Цветаева – тяжело, до бреда. А.И. Цветаева ухаживает за больными. Приходит виза в Италию. Последнее прощание с сестрой Мариной. Больше они никогда не встретятся…

На вокзале А.И. Цветаеву провожают С.Я. Эфрон и К.Б. Родзевич. Снова Сорренто. Вновь общение с А.М. Горьким…

11 октября – Москва. На вокзале ее встречает Б.Л. Пастернак. А.И. Цветаева передает ему неодобрительный отзыв А.М. Горького о его поэме «Лейтенант Шмидт». Из этого впоследствии развилось недоразумение, прервавшее отношения Б.Л. Пастернака и А.М. Горького. Отрицательный отзыв об этой поэме Горький позже высказывал и другим лицам. (См. об этом подробнее в кн. «Переписка Бориса Пастернака», М., «Х.Л.», 1990, с. 416 и далее.) Случайная встреча на Моховой улице в Москве с А.К. Виноградовым, его предложение бывать у него принято. Заканчивает книгу «Голодная эпопея» и представляет ее в журнал «Красная новь». Рукопись принята к печати. Начинает писать по совету А.М. Горького первый вариант документальной книги о К. Сараджеве. Непрестанно встречается с героем повести».

     А 1928 год начнётся с вызова А. Цветаевой в НКВД и предложением сотрудничества, от которого она отказалась. Но это уже другая история…

О. Григорьева.

 

Бабушка и внучка

История одного экспоната

Мне будет семьдесят, тебе – семнадцать.

И да пробьёт не раньше грозный час,

Когда придётся мне с тобой расстаться,

Благословить тебя в последний раз.

Это стихотворение написано Анастасией Ивановной Цветаевой в Павлодаре ровно 60 лет назад. Посвящено оно старшей внучке Рите, рождение которой в 1947 году в Печаткино Вологодской области было для Анастасии Ивановны не просто житейской радостью, а символом возрождения, новой жизни после 10 лет сталинских лагерей… Правда, эта мирная жизнь в семье сына вскоре прервётся новым арестом и ссылкой В Сибирь. В 1951 году они снова встретятся, уже в Сибири, когда невестка Нина Андреевна с Ритой и своим 13-летним сыном Геннадием приедут к бабушке в Пихтовку Новосибирской области (сын А.И. Цветаевой Андрей Борисович Трухачёв был арестован).  И снова встреча станет радостью, заботой и надеждой на возрождение. Начиная с тех лет,  у бабушки и старшей внучки  будут особые, трепетные отношения…

О чём же беспокоился автор четверостишья в 1962 году, чего просила у судьбы писательница и заботливая бабушка? Чтобы дожить до 70 лет (когда Рите будет 17), не расстаться навсегда раньше этого времени… Слава Богу, в 1964 году, когда А. Цветаевой исполнится 70, всё будет хорошо. Летом с Ритой и младшей внучкой Олей они будут в Паланге, потом заедут в Москву. Бабушка свозит их в Троице-Сергиеву Лавру…

Надо сказать, что как только появилась такая возможность, Анастасия Ивановна стала брала Риту с собой в поездки (а когда подросла младшая внучка Оля, стала брать и её). Именно с Ритой она приехала из Павлодара в Москву в июне 1959 года, впервые после долгих-долгих лет лагерей и ссылки. В 1961 году они с Ритой были в Паланге, летом 1962 в Тарусе, в июле-августе 63-го снова в Паланге, а в 64-ом и в 65-ом там же, теперь и с Олей… Словом, каждое лето она забирала своих внучек из Павлодара и везла на отдых. Что и говорить, пример современным бабушкам, предпочитающим путешествовать в одиночку или в компании подруг…

А уж о том, как в 1966 году семидесятидвухлетняя А.И. Цветаева возила 18-летнюю внучку из Павлодара в Кокчетав (ныне Кокшетау) поступать в пединститут, знают многие читатели, всё это подробно описано в повести «Старость и молодость» (первоначальное название «Кокчетав»).

А ещё будет поездка с 20-летней Ритой в Коктебель, много других поездок, расставаний и встреч, ссор и перемирий…

Возвращаясь к четверостишию, рукопись которого хранится в павлодарском музее Анастасии Цветаевой, остаётся констатировать, что опасения Анастасии Ивановны не подтвердились, после его написания она прожила ещё 31 год.

Очень радовалась, когда у Риты родилась дочь Оля, её первая правнучка, ставшая талантливой художницей.

Очень переживала, когда у Риты в 1986 году умер муж Ростислав Мещерский.

В июле 1989 года Маргарита Мещерская с дочерью Олей уедут в Америку. Вот тогда и будет последнее благословление и «грозный час»… Больше они с бабушкой никогда не увидятся.

Четверостишие «К моей внучке Рите» не вошло в книгу стихов А. Цветаевой «Мой единственный сборник» и, насколько мне известно, нигде не публиковалось.

 

О. Григорьева.