Блоги

Литературная сенсация

В музее Анастасии Цветаевой представили новую книгу: «SALTO-MORTALE Валерии Цветаевой» Евгения Чернова.

Эта новость в Цветаевском мире стала настоящей сенсацией – найден архив студии танца Валерии Ивановны Цветаевой «Искусство движения», многие годы считавшийся безвозвратно утерянным!

О талантливой старшей дочери Владимира Ивановича Цветаева известно и написано немало. В нашем музее в феврале 2023 года прошло большое мероприятие, посвящённое 140-летию со дня рождения Валерии Цветаевой, где говорили о ней как о замечательном педагоге, хореографе, мемуаристке, художнице. Но всё же о главном деле её жизни – студии танца «Искусство движения» было известно до обидного мало…

И вот перед нами книга «SALTO-MORTALE Валерии Цветаевой» (Иваново, ПресСто, 2024). Автор – Евгений Чернов, один из старейших педагогов Государственного училища циркового и эстрадного искусства, который  обнаружил этот архив, а потом написал книгу о нём и об истории этой удивительной находки.

Новая книга, изданная очень небольшим тиражом, пополнила фонды нашего музея благодаря давнему другу – поэту, журналисту, ведущей Тарусских Цветаевских костров Виктории Валентиновне Яншиной, за что приносим ей огромную благодарность!

На встречу в музее 7 июля собрались литераторы, члены Славянского центра, все, кто интересуется жизнью и творчеством талантливой семьи Цветаевых.

Многие уже прочитали информацию о состоявшейся в мае презентации книги в музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах Ивановской области и с нетерпением ждали, когда же книга поступит в Павлодар…

Из интернета:

«25 мая 2024 года в музее семьи Цветаевых состоялась презентация книги Евгения Чернова «”SALTO-MORTALE” Валерии Цветаевой» («ПресСто», 2024). С первых минут стало понятно, что речь идет о литературной сенсации.
На стенах – уникальные архивные фотографии, на проекторе – сканы документов и живое, выразительное лицо Валерии Цветаевой – сестры Марины. В зале, несмотря на жару, аншлаг, и над всем этим – запах сирени. А в углу стоит та самая корзина с архивом студии «Искусство движения», долгое время считавшимся безвозвратно утерянным, а сегодня переданным автором в дар Музею. Поверх корзины – та самая книга в яркой желтой обложке.
С приветственным словом к собравшимся обратилась первый заместитель директора 
Департамента культуры Ивановской области С. В. Гусева. «Сегодня историческое событие для Музея. Уверена, что эти материалы послужат появлению новых творческих проектов и тому, что сюда поедут исследователи со всей страны. Ведь на этот архив претендовали все музеи», – заявила она. С ценным приобретением поздравила коллег также директор Плёсского музея-заповедника А. В. Чаянова. Глава Новоталицкого сельского поселения А. Ю. Дегтярь отметил, что это эпохальное событие символично совпало с Днем села. Директор ЦКиО г. Иваново и доцент ИвГУ Л. А. Калмыкова выразила уверенность, что благодаря архиву в университете появится много научных и практических работ, поскольку его обретение дает мощный толчок к исследованию танца авангарда и пластических студий.
Затем сам Евгений Петрович Чернов, кандидат искусствоведения, артист и историк цирка, режиссер и педагог, выступил перед гостями с лекцией-рассказом о поиске архива Валерии Цветаевой. Он сразу задал беседе игровую тональность: оказывается, о том, в какой музей передать архив, он посоветовался с самой Валерией! Евгений Петрович прочел отрывок из книги, рассказал, что родился в семье артистов цирка, а любовь к диалектике помогала ему ставить номера для клоунов; поведал о том, как вступил в партию, чтобы написать диссертацию по клоунаде…
На глазах восхищенных зрителей Евгений Петрович дополнил архив документом о том… что архива не сохранилось! Далее последовала детективная история о поиске и обретении архива. «Мне кажется, что я всю жизнь писал эту книгу», – сказал Евгений Петрович. И похвалил издателей: «У меня была другая обложка, но эта кажется мне более точной. Мне кажется, издатели хорошо поняли, о чем эта книга».
«Моей задачей было оживить Валерию, чтобы она стала нашей современницей», – также поделился Евгений Чернов. Без сомнения, автору это вполне удалось».

Собравшиеся в музее вначале познакомились с аннотацией книги и отзывом о труде Е.В. Чернова:

«Эта книга о «Студии Искусство Движения» под руководством Валерии Ивановны Цветаевой, дочери основателя Музея изобразительных искусств Ивана Цветаева и сестры Марины Цветаевой. В конце 1910-х годов Валерия Цветаева увлекалась свободным танцем. Училась у Айседоры Дункан и Людмилы Алексеевой. В 1920 году организовала собственную студию танца «Искусство движения», при этом сама преподавала пластику. Курсы пользовались авторитетом в профессиональной среде. Многие из учащихся впоследствии стали известными цирковыми и эстрадными артистами, педагогами и режиссерами. Их много, а один из них становится героем этой книги - прославленный клоун КАРАНДАШ, имя которого носит Государственное училище Циркового и Эстрадного искусства.

В основу книги «SALTO-MORTALE Валерии Цветаевой» положен Архив студии, который, был, якобы, утерян. Автор предлагает читателю стать соучастником детективной истории поисков архива, а затем познакомиться с его материалами. Подкупает живая манера и стиль написания с фантастическим переселением души Валерии в героев книги, а, стало быть, и в наше время. Таким, нестандартным образом, осуществляется желание Валерии - «О студии написать надо».

Как пишет народный артист России, заслуженный деятель искусств России А.Д.  КАЛМЫКОВ, «невозможно определить жанр этой новой книги. То ли это его исповедь о времени, которое не меняется. То ли это повесть о характерной трагедии творческого пути таланта. В первой главе автор раскрывает драматическую картину последних дней жизни выдающихся деятелей искусства А. М. Волошина и В. И. Цветаевой. Эти замечательные люди работали в разных сферах искусства, но Е. П. Чернов ставит их рядом, потому что каждый из них оставил колоссальное культурное наследие в виде уникальных архивов, казалось утраченных по чьей-то безответственности.

В последующих главах по нарастанию Чернов создает мощный гимн Валерии Цветаевой. Через девяносто лет он объясняется ей в любви, он делает Валерию нашей современницей.

Сначала расписания, фотки, перечень дисциплин – как будто, сквозь проявитель, оживает время. Потом блистательные перелеты из нашего времени в 30-е и обратно. Восхищает многогранность, энциклопедичность Цветаевой. Откуда что берется в дочке академика и создателя Музея им. Пушкина?

Радует импрессионизм написания. Особенно поразило, что рваные диалоги автора с Лерой превращаются в беседы, а потом чуть ли не в любовь. Восхитительно! Вы же с ней «путинку», не понятно, в каком году, пили. Задушевно беседуете о великом и о житейском. Так, среди убийственных по своей жестокости документов тридцатых вдруг через столетие возникает диалог мужчины и женщины, Евгения и Валерии. Они оба с полуслова понимают друг друга, они оба фанатично преданы делу своей жизни, они оба, как физическую рану, переживают уничтожение студии. «Архива курсов «Искусство движения» не сохранилось» – пишет растерзанная Цветаева.

И какое счастье, что еще сохранился Евгений Чернов, который обнаружил это сокровище и сделал из небольшой пачки истрепанных документов и негативов старых фотографий звенящую по своей пронзительности книгу о раздавленном русском таланте «SALTO-MORTALE» Валерии Цветаевой».

Интересно было бы исследовать, откуда же в Валерии Ивановне возникла эта любовь к танцам? Толчком послужила встреча с Айседорой Дункан, но, думается, корни лежат глубже…

Вначале об Айседоре.

Из интервью Е. Чернова с Е. Утенковой:

«В начале 20-х годов в Россию приехала танцовщица Айседора Дункан с её свободными танцами, босиком, в греческой тунике. Вольная, не скованная никакими канонами движения, под музыку Шопена, Бетховена, Вагнера, под знаменитую «Марсельезу» с шелковым красным шарфом – знаменем. Всё это заворожило Лену (Морозову-Утенкову – О.Г.), и не её одну. Очарована и покорена этим искусством была Валерия Ивановна Цветаева. Случай свёл Валерию Ивановну с мамой. К тому времени Валерия Ивановна уже училась у Айседоры и преподавала в Москве в основанном ею училище…»

Из интервью Е. Чернова с Николеттой Мислер, итальянским искусствоведом:

«…Дункан – это общее. Кто начал делать свободный танец, обязательно должны были ссылаться на Дункан. …Это была та, которая впервые разрушила каноны классического балета».

Автор:

«Лера не копировала номера Айседоры, а что-то добавляла, а может быть, даже меняла в них…»

А на этих страницах речь идёт о закрытии Цветаевской студии в 1932 году:

«Жизнь Айседоры Дункан оборвалась довольно неожиданным и нелепым образом – внезапное удушение шарфом, конец которого попал в колесо автомашины. Думаю, что для Лериных курсов и им подобных таким шарфом стал «метод политического терроризма». На конвейер было поставлено всё. Искусство превратилось в производственный цех…»

Итак, встреча с Дункан – и Валерия Цветаева выбирает стезю хореографа? Конечно, всё не так просто. Основа уже была – глубокое знание античного искусства, поклонение перед красотой человеческого тела и его удивительными способностями. И возможность выразить это в «искусстве движения».

Из интервью Е. Чернова с В.И. Кирсановым, засл.артистом РФ, профессором, педагогом-режиссёром ГУЦЭИ:

«Искусство движения… надо начать с того, чем она занималась. По-моему, она вначале их учила искусству не движения. Неподвижности, статики. Поэтому, наверное, античные скульптуры. Ощущение пластики формы. Такой застывшей, но внутренне остающейся динамичной. Чтобы люди понимали степень красоты человеческого тела, его формы. А потом уже постепенно ты начинаешь заниматься… классическим станком…»

А вот и непосредственная отсылка к отцовскому музею - из интервью Е. Чернова с Л.С. Николаевой, ученицей Е.П. Лебединской, которая в 1925-1930 годах занималась на курсах «Искусство движения», руководимых В.И. Цветаевой:

«Некоторые пластисты (те, кто шли от Айседоры Дункан… природная пластика свободного движения…), чтобы отработать свои движения, шли в музей, типа Греческого дворика в Пушкинском. И они как бы оживляли скульптуры. Ведь скульптура должна смотреться с любой стороны…»

О том, насколько старшая дочь разбиралась в вопросах искусства, можно судить по словам самого Ивана Владимировича.

В нашем музее хранится четырёхтомник переписки И.В. Цветаева с Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым, меценатом и основным жертвователем не только на  строительство музея изящных искусств, но и на покупку экспонатов для его экспозиции. Эта переписка продолжалась 15 лет (1897-1912) и является уникальным письменным памятником русской культуры.

   Больше всего упоминаний о старшей дочери во втором томе «Переписки», здесь опубликованы письма Ивана Владимировича 1902-1903 годов, когда он очень много путешествовал по Европе, посещал музеи, отбирая экспонаты для изготовления копий для будущего музея изящных искусств. И во многих поездках его сопровождала Валерия.

   Из этого тома (благодаря подробным комментариям) мы узнаём интересный факт о том, что, оказывается, Валерия Цветаева впервые побывала в Италии ещё в детстве:

   «Перейдя с кафедры римской словесности Московского университета на кафедру истории искусства, Цветаев для подготовки нового курса отправился в полуторагодичную (с 17 июня 1888 г. по 1 сентября 1889 г.) командировку, чтобы посетить музеи Италии, Франции, побывать в Лондоне и Греции, где до этого он не был. В поездке по Италии его сопровождали первая жена Варвара Дмитриевна, урожд. Иловайская (1858-1890), и малолетняя дочь Валерия.» То есть Валерии было в то время 5-6 лет. (Том 2, стр. 385)

   Но вернёмся к 1902 году. В письме Нечаеву-Мальцову из Нерви 31 октября  Иван Владимирович пишет, что из Москвы он с семьёй выехал 19 октября, с пересадкой в Варшаве доехали до Вены. Жену с дочерьми Мариной и Асей он поместил в гостиницу, а сам «поехал показывать центральную часть Вены старшей дочери». Они осмотрели один из лучших готических соборов Европы – церковь Святого Стефана (12 век), ратушу, университет, здание парламента и музеи: естественной истории и истории искусств. «Осмотр, по необходимости, был спешный, - отмечает Цветаев, - но молодые силы восприимчивы, главное останется в памяти надолго».

   Иван Владимирович делится впечатлениями о мраморных статуях в портике парламента, о мозаичном фризе над дверями здания: «Понравился мне и дочери блестяще исполненный мозаичный фриз… Поле – золотое, краски – яркие». (том 2, стр. 80-81)

   Цветаев берёт старшую дочь в поездки и по другим городам Европы, где он отбирает экспонаты для будущего музея. Можно представить, сколько впечатлений, сколько новых знаний по истории искусств приобрела Валерия в этих поездках!

   Письмо от 10 января 1903 года: «…Я остановился на сутки в Пизе, чтобы показать дочери достопримечательности этого города, обновить собственные впечатления и завести сношения с здешними скульпторами…» Иван Владимирович прислушивается к мнению Валерии при выборе скульптур для предстоящего копирования для музея: «…бюстов Микеланджело существует несколько – и один из них показался таким безобразным моей дочери…»

   Письмо от 12 января: «…Мне хотелось проверить вопрос об относительном достоинстве этих канторий (кафедры для певчих в соборе – О.Г.), деланных в одно время двумя знаменитыми художниками, впечатлением простого зрителя. Не называя авторов, я просил дочь рассмотреть оба эти произведения и сказать, какое покажется лучшим. Она сделала это не скоро – и указала превосходство донателловской и в архитектурной декорации, и в силе движения танцующих и веселящихся ангелов…»

   22 января Цветаев пишет о том, что после объезда многих итальянских городов остановится в Риме, куда выпишет дочь, «которая послужит мне секретарём».

   Из письма от 17 марта мы узнаём, что Иван Владимирович, несмотря на свою непомерную занятость, некоторые музеи посещал специально из-за Валерии. Так, в Риме он «знал наперёд, чего искать и на чём остановить преимущественное внимание», но ради дочери посетил христианский музей.

Конечно, те знания, которые получила Валерия Ивановна благодаря отцу, она передавала потом своим студийцам…

Если говорить об экспонатах нашего музея, еще один неожиданно послужил иллюстрацией к рассказу о Цветаевской студии. Это картина «Воскресенский Храм в г. Таруса» художника Виктора Иванова, которую подарил нашему музею Борис Мансурович Мансуров.

 

На ней изображена Воскресенская церковь в Тарусе. В этой церкви в 1906 году отпевали мать Марины и Анастасии Цветаевых Марию Александровну Мейн. А в начале 30-х годов, когда церковь была уже разорена, в ней летом находилось общежитие курсов Валерии Цветаевой. В течение семи лет учащиеся выезжали в «летнюю колонию» в Тарусу. Там не только продолжались занятия, будущие артисты ездили по всему району с концертными программами. В книге публикуется много летних фотографий и документов, подтверждающих «работу в колхозах учащихся Госкурсов Искусство Движения».

Когда я смотрела на эти фотографии «акробатики на воздухе», подспудно мучила мысль, что какие-то похожие снимки есть в наших фондах… Ну конечно, есть! Это фотографии Андрея Борисовича Трухачёва, сделанные в Восточном Казахстане!

Сразу возникла мысль – не занимался ли племянник Валерии Цветаевой на её курсах? Ольга Андреевна Трухачёва, к которой мы обратились с таким вопросом, этот факт не подтвердила, от отца она такой информации не слышала. Может, просто время было такое – молодёжь увлекалась акробатическими этюдами, в чести было красивое сильное тело… То, что Валерия Цветаева руководит курсами «Искусство движения», в те годы сын Анастасии Цветаевой наверняка знал. Как говорится в книге Е. Чернова, «первое десятилетие и 20-е годы 20 века проходили в поисках гармонии человека и общества, душевного покоя и ухода от суровых испытаний послереволюционного времени…»

На фотографиях – Андрей Трухачёв и неизвестные. Восточный Казахстан, Ульбастрой, 1935 г. Инв.№ 4060 (1-4). Дар музею от Г.Р. Завиновской, Санкт-Петербург.

Сотрудникам музея Анастасии Цветаевой, конечно, дорого упоминание в книге Е. Чернова «Воспоминаний» А.И. Цветаевой (цитата на стр.41).

Много нового узнали гости музея на этой встрече. К примеру, сведения о муже В.И. Цветаевой Сергее Иасоновиче Шевлягине. Он был преподавателем греческого языка и латыни. Автор цитирует письмо Марины Цветаевой к Вере Буниной от 19.08.1933 г., где Марина Ивановна пишет о Шевлягине.

В.В. Яншина прислала нам вместе с книгой Е. Чернова в качестве приложения свой цветной фотоснимок захоронения В. Цветаевой и С. Шевлягина на Тарусском кладбище.

Даты их жизни рифмуются: Валерия Ивановна родилась в январе, а умерла в августе. Сергей Иасонович родился в августе, умер в январе. Она пережила супруга на полгода…

В книге приводится описание последних часов жизни Валерии Ивановны, тяжело читать эти страницы…

Но как замечательно, что она оживает под пером автора на страницах книги, оживает и поражает её детище – студия Цветаевой.  «В студии, помимо балета, преподавали и акробатику, и жонглирование. А главное, балетные номера оформлялись в виде сценок». Преподавали на Цветаевских курсах лучшие педагоги и режиссёры, к примеру, Рубен Симонов…

Сколько прекрасных слов сказано в книге о В. Цветаевой! «…Валерия Ивановна настолько увлеклась свои делом, что вообще полагала – спасение человечества в свободном ритмическом движении. Все должны двигаться, все должны этому учиться. Будучи сама невысокой и полноватой, она тем не менее одевалась в туники и какие-то необычные фантастические платья. Как все Цветаевы, за редким исключением, она была талантливо музыкальна и обладала тем удивительным даром внушения, что её убежденность передавалась другим, склонным её воспринимать непререкаемо и абсолютно. Её обожали ученики, а особенно ученицы. Высокая культура и образованность, а главное, талантливость завораживали. Из её класса действительно выходили артисты».

«Наш репертуар не доступен никому, кроме артиста, умеющего и жонглировать, и танцевать, и играть, и быть акробатом. А много ли таких артистов? Где, какая школа выпускает таковых?»

Что было после разгрома студии в 1932 году?

Автор отвечает словами самой Валерии Ивановны:

«Оформила пенсию за выслугу лет и продолжала преподавать. Работала тренировщиком в студии К.С. Станиславского, с 1939 г. – в Мосэстраде режиссёром-постановщиком программ артистов оригинального жанра. После войны иногда подрабатывала – в акробатической студии Госцирка педагогом-режиссёром. …И затем окончательно осела в Тарусе».

Закрытие студии в 1932 году автор сравнивает с нашествием саранчи, после которого остаются выжженная земля и несбывшиеся надежды. Вряд ли Валерия Ивановна могла этому нашествию противостоять. Она была педагогом, энтузиастом, мечтателем, но не борцом. Ещё в 1901 году в письме к А.П. Чехову юная Валерия, тогда второкурсница историко-филологического факультета Высших женских курсов, размышляет, нужен ли он, призыв к борьбе, который раздаётся из уст многих писателей и поэтов? «Всякое стремление выбиться из обычной колеи, идти «против течения» - выходит потугой!» Здесь Валерия Ивановна подспудно полемизировала не столько со стихотворением поэта Алексея Толстого «Против течения», сколько со своей мачехой, Марией Александровной Мейн-Цветаевой, которая своим дочерям Марине и Асе читала эти стихи с ранних лет… «Чтоб больше делать, нужен нам не подъём, а упорство и вера в себя…» Этими качествами Валерия Цветаева обладала в полной мере. (Письмо В.И. Цветаевой к Чехову опубликовано в сборнике: Е.И. Лубянникова «Статьи. Исследования. Публикации». М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2023, с.610-611).

Акварели Валерии Цветаевой, сделанные в поездке по Алтаю в 1912 году.

«Литература обязывает помогать читателю вообразить, пережить, понять случающееся в жизни» - писала Валерия Цветаева своей младшей сестре Анастасии (Письмо от 19 января 1948 года.Публикация Е.М. Климовой.

 Впервые опубликовано: газета «Октябрь», 2008, № 141-142, 3 октября, с. 7).

Книга Е. Чернова «SALTO-MORTALE Валерии Цветаевой» получилась именно такой.

Как замечательно, что в жизни случаются чудеса! И Цветаевский архив нашёлся и попал в хорошие руки.

Остаётся завершить рассказ благодарностью от всех присутствующих на встрече в Павлодарском Цветаевском музее Евгению Петровичу Чернову за его удивительный труд и словами незабвенной Анастасии Ивановны Цветаевой:

ПАМЯТЬ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК.

О. Григорьева.

 Фото Т. Кузиной.

Стихи, песни и... Купинский пряник!

В Славянском центре (музее Анастасии Цветаевой) 4 июля состоялась встреча с замечательным педагогом, поэтессой, нашей землячкой Татьяной Викторовной Бернякович. Она автор многих поэтических книг для детей и взрослых, а также двух брендов Купинского района Новосибирской области: Купинского пряника (которым угостились все присутствующие) и глиняной игрушки "Новокупинская Чинюшка".

Игрушки и свои книги Татьяна Викторовна подарила Славянскому центру, а желающие могли приобрести её сборники, а потом и получить автограф автора.

Татьяна Викторовна автор слов многих песен, в том числе гимна Купинского района. Несколько песен прозвучало на встрече.

Много интересного о своей педагогической деятельности рассказала Т. Бернякович – о краеведческой работе, о воспитании патриотизма у детей.

Председатель Славянского центра Т.И. Кузина вручила гостье Благодарственное письмо, а директор музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьева – книги, изданные музеем, и свои сборники стихов.

Договорились, что в следующий приезд Т.В. Бернякович даст мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки ученикам Русского класса Школы национального возрождения.

Гости из Семея

Вчера Славянский культурный центр и Музей Анастасии Цветаевой посетили гости из Семипалатинска. Т.И. Кузина провела им экскурсию по Дому дружбы и офису Славянского центра, а О.Н. Григорьева - по музею Анастасии Цветаевой. С интересом слушали женщины рассказ о нелегкой судьбе писательницы, рассматривали многочисленные экспонаты музея.

Заместителю председателя русского социально-культурного центра г. Семей Галине Александровне Кириченко были вручены издания музея: книга А. Цветаевой "Три рассказа", переписка А. Цветаевой и В. Ионаса, фотоальбом "Цветаевские кошки". От имени всех присутствующих Галина Александровна выразила благодарность Т.И. Кузиной и О.Н. Григорьевой за подарки и незабываемые впечатления.

Будем дружить!

 

Художницы в музее

Гостями музея Анастасии Цветаевой сегодня были художницы Галина Яковлевна Беспалова и Ирина Александровна Кузнецова. Галина Яковлевна часто бывает здесь со своими учениками, в музее хранятся две её акварели: «Цветаевский домик» (дом в павлодарском Молгородке, где жила семья Трухачёвых-Цветаевых с 1960 по 1974 годы) и «Туруханск» (место ссылки дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон). Сейчас Г.Я. Беспалова со своими учениками работает над созданием картин к выставке «Цветаевские места Павлодара», которую планируется открыть в сентябре в галерее «Айна» областной библиотеки им. С. Торайгырова. Выставка будет посвящена 130-летию со дня рождения А.И. Цветаевой и предстоящему 20-му павлодарскому Цветаевскому костру. На него планирует приехать из Америки младшая внучка писательницы Ольга Трухачёва.

И.А. Кузнецова впервые побывала в музее и была впечатлена его уникальными экспонатами, рукописями и фотографиями А. Цветаевой. Гости получили в подарок книгу, недавно выпущенную музеем – «Три рассказа» Анастасии Цветаевой (художник Анна Шейда). Действие рассказов происходит в Павлодаре.

Цветаевский праздник Детства

Праздник детства состоялся! По традиции 1 июня Славянский центр и Музей Анастасии Цветаевой проводят в старом павлодарском Ленпарке (сейчас Сквер детства) праздник для детей и взрослых. Приветствовала гостей председатель правления Славянского центра Т.И. Кузина, а музыкальную программу открыл хор первоклассников Детской музыкальной школы песней о лете. Песни на казахском, русском и английском языках звучали в исполнении учениц ДМШ Ульяны Кадочниковой, Лины Габайдулиной, Полины Благининой, Анны Солтыс.
 
 
 
О том, как связан старый парк с жизнью семьи Цветаевых-Трухачёвых, рассказала Т.С. Корешкова.
 
 
Ольга Григорьева и Ольга Захарова представили свои новые книги для детей.
 
Рисунки к «Сказке о девочках-великанах» А. Цветаевой сделали к празднику ученики СОШ-43: Арсения Соколова, Оразгали Азере, Азиза Искакова, Валерия Дубинина, Лиза Железнова, Валерия Жабко, Маргарита Юдина, Кира Путивцева, Регина Горбунова, Ахмет Айлин, Абросимова Лина, Валерия Вербицкая, Жансая Нарикбаева, Малика Нурмагамбетова, Кристина Рибергер, Дарина Темирбулатова, Ева Третьякова, Алсу Шакрат. Спасибо библиотекарю школы Татьяне Юрьевне Шуваловой за организацию конкурса! Школьной библиотеке и ей лично была вручена новая книга, выпущенная музеем – «Три рассказа» А. Цветаевой.
 
 
А самая юная художница – двухлетняя Анна Лобко сделала к празднику вместе с бабушкой Л.В. Хлопаевой замечательную летнюю картину-аппликацию! Правда, награждения Анечка не дождалась, уснула в коляске…
 
Все участники праздника получили Благодарственные письма, подарки и сладости от Славянского центра.
 
 
 

Чтобы помнили...

31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. В музее Анастасии Цветаевой прошла встреча, посвящённая этой дате. В семье Цветаевых были репрессированы: Анастасия Ивановна Цветаева (17 лет лагерей и ссылка), её сын Андрей Борисович Трухачёв (10 лет тюрем и лагерей), дочь Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон (17 лет лагерей и ссылка), муж М. Цветаевой Сергей Яковлевич Эфрон (расстрелян 16 октября 1941 года). На выставке были представлены материалы, книги, фотографии по этой теме, рукописи Анастасии Цветаевой, в том числе рукопись стихотворения «Любовь», датируемая 1939 годом (сталинский лагерь на Дальнем Востоке). Собравшиеся послушали песню композитора Ларисы Лобченко на стихи Анастасии Цветаевой «Заката огненные воды» в исполнении Светланы Немолочновой.

 

На картине художницы Галины Беспаловой – уголок Туруханска. Там отбывала ссылку Аридна Эфрон.

Отдельный раздел на выставке был посвящён Лизе Симуни, девочке, которой А. Цветаева преподавала английский язык в 1942-1945 годах, когда отбывала свой десятилетний срок в лагере на станции Известковой. Через много лет  Елизавета Симуни отыскала свою учительницу. Сейчас в музее хранится её почтовая карточка и письмо 1958 года, адресованное Анастасии Ивановне в Павлодар.

В 1949 году А. Цветаева была сослана в деревню Пихтовка Новосибирской области. На встрече был показан документальный фильм «Пихтовка» (1990 г.) О годах ссылки рассказывает  в нём сама Анастасия Ивановна, а в Пихтовке записаны воспоминания людей, которые помнили писательницу…

Из окружения А.И. Цветаевой

Ещё одно поступление в музей Анастасии Цветаевой. Из города Балашиха Московской области пришло письмо с фотографиями и материалами от Виктории Яншиной - известного цветаеведа, поэта, журналиста. На снимках разных лет запечатлены люди из окружения Анастасии Цветаевой - Марина Урусова, Доброслава Донская; родные младшей внучки писательницы О. Трухачевой - её муж Александр Малчик, сын Андрей Потерилло. Ещё на одном снимке - подарки В. Яншиной музею Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосии (2023 г.)

Кстати, на двух снимках - издания, выпущенные павлодарским музеем Анастасии Цветаевой. Это книга друзей и биографов писательницы "Глебов" - "Встречи-свидания с А.И. Цветаевой (2017) и книга переписки А. Цветаевой с В. Ионасом (2023).

Также Виктория Валентиновна прислала в Павлодар свои публикации на Цветаевскую тему.

Огромное спасибо!

Майские подарки

Любовь Степановна Кашина - старейший работник культуры Павлодарской области, экс-директор Дома-музея Павла Васильева подарила музею Анастасии Цветаевой проигрыватель, материалы из личного архива – газетные вырезки со статьями, касающимися пребывания Анастасии Цветаевой в Павлодаре, книгу стихотворений Марины Цветаевой и школьную тетрадку. В ней Любовь Степановна в далёком 1971 году записала сценарий литературного вечера, посвящённого Марине Цветаевой. Л. Кашина работала в те годы культорганизатором в заводском общежитии и проводила культурно-просветительские мероприятия. Сведения о поэте приходилось тогда разыскивать в редких публикациях. Именно в этом году вышла в свет книга А. Цветаевой «Воспоминания», которая стала открытием и неоценимым кладезем знаний для тысяч поклонников Цветаевской поэзии…

 

Председатель правления Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина на прошедшей 12-й Цветаевской читательской конференции подарила музею А. Цветаевой две патефонные пластинки: песни в исполнении Лидии Руслановой и народные песни в исполнении хора и оркестра под управлением Екатерины Уховой.

 

Спасибо дарителям!

 

Несломленная

О том, как отметили День музеев в павлодарском музее Анастасии Цветаевой, о нелегкой судьбе писательницы - в материале известного журналиста, обозревателя областной газеты "Звезда Прииртышья" Фёдора Ковалёва в номере "ЗП" от 23 мая:

 

Эта книга — «Действующее Лицо»

Виктория ЯНШИНА,

г. Балашиха, Московская обл.

(заочное участие в XII Цветаевской читательской конференции, Павлодар,  24 мая 2024 г.)


ПEPBAЯ BCTPEЧA
Памяти Анастасии Ивановны Цветаевой


В нынешнем 2024 году 27 сентября исполняется 130 лет со дня
рождения писательницы, общественного деятеля, «монахини в миру» А.И. Цветаевой. Анастасия Ивановна — младшая из четырех детей профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева — блестящего
знатока античности, основателя и первого директора открывшегося в 1912 году Московского музея изящных искусств имени императора Александра III, переименованного в советский период в Государственный
музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Свой литературный талант Анастасия Ивановна смогла реализовать лишь по завершении сталинской эпохи. Но ещё долгие годы имя 
писательницы было менее известно широкой читательской аудитории, чемлитературный гений её старшей сестры — яркого динамичного поэта XX века  Марины Цветаевой.

В отличие от Марины, чья судьба трагически оборвалась в августе 1941-го, Анастасия, пережившая сестру более чем на 50 лет,  встретила свою кончину в 1993 году в собственной постели среди близких и дорогих ей людей. Из этой долгой (почти 99 лет!), стоической и глубоко осмысленной
жизни, соединившей XIX и ХХ века, семнадцать лет было скомкано в кулаке ГУЛАГа...
Анастасию Ивановну вполне можно считать нашей современницей.
Внучки писательницы, Маргарита и Ольга, их дети, большое число знакомых
Анастасии Ивановны и сейчас бережно хранят в памяти тепло её руки и
определённость рукопожатия, отражающий высокий полёт мысли открытый
взгляд светлых глаз, интонации твёрдого внятного голоса и по-девичьи
застенчивого переливчатого смеха. А еще — грамотную, литературно
выстроенную речь, насыщенную датами, подробностями житейских
перипетий и именами, которые уже сами стали достоянием истории. Лев
Толстой, Василий Розанов, Борис Зубaкин, Максимилиан Волошин, Максим
Горький, Мариэтта Шагинян, Борис Пастернак... Потрясающая рассказчица
(недаром её называли «гений памяти»), Анастасия Ивановна щедро делилась
секретами долголетия как результата несокрушимого жизнелюбия. Вот что
она рассказывала, например, о своём увлечении ещё с юности одним из
видов зимнего досуга — коньками: «...В последний раз я сделала 17 кругов
по Парку культуры и отдыха имени Горького в Москве на норвежских
беговых коньках — тонких, как лезвие ножа, — когда мне было 76 с
половиной лет. И ни разу не упала, не запнулась. Это такое удовольствие!»
(из воспоминаний Г. Балакирева). Но физические нагрузки — это половина

дела. Ещё в возрасте двадцати восьми лет Анастасия Ивановна стала
вегетарианкой, рассталась с модой на курение.
И с тех пор, как человек православный, пришедший к Богу путём
свойственных молодости проб и ошибок, она соблюдала все церковные
установления. Последние годы А. Цветаева, проживавшая в своей родной
Москве на Большой Спасской, была прихожанкой церкви Николы в Пыжах
(рядом со станцией метро «Третьяковская»). Духовником рабы Божией
Анастасии являлся настоятель храма протоиерей Александр Шаргунов. И
перед тем как перейти к своим непосредственным воспоминаниям о первой
встрече с Анастасией Ивановной Цветаевой, приведу текст одного из её
автографов 1992-го года из моего архива — как духовное завещание
читателям: «...С пожеланием здоровья, счастья, долголетия и — главное —
веры в Бога. До нее каждый идет своим путем, но без нее жизнь только
кажется жизнью, по существу же — без Бога — бессмысленна».


3AОЧHOE 3HAKOMCTBO
Что можно сказать о солнце?
Гpeem. Жжem. Cлепuт. Maнит.
Что можно сказать о ветре?
Пробирает. Наполняет. Увлекает.
Что можно сказать о смерче?
Bбирает. Уносит. Зачаровывает.
Все то же могу сказать об Анастасии Ивановне я — и на том закончить.
Но так как судьба подарила мне несколько соприкосновений (в 1988-м, 1992-
м и 1993 годax) c этим ПРИРОДНЫМ ЯВЛЕНИЕМ — AHACTACИЕЙ
ИBAHOBHOЙ ЦBETAEBOЙ, то я откликнулась на предложение её близких
друзей, Г.К. Васильева и его супруги Г.Я. Никитиной, поделиться
воспоминаниями о самом сильном впечатлении — нашей первой встрече.

В начале 1983 года книгу «Воспоминания» мне предложила почитать
моя знакомая из Балашихи Ирина Дергачёва (в тот период — студентка
филфака МГУ им. М.В. Ломоносова). За мемуары Анастасии Цветаевой о её
семье я принялась с удвоенным интересом — стихи Марины к тому моменту
знала не понаслышке. Сосредоточенно вникая в эту семейную сагу, с
трепетом отмечала некоторые совпадения с фактами собственной жизни: в
жилах и моей бабушки, правда, со стороны отца, текла польская кровь; и мои
первые пробы пера находились за пределами отношений с родными; и я была
охвачена ужасом от жестокости разбивания керамической кошки-копилки,
которая многие и мои одинокие утра первой улыбалась мне. Наверное,
именно поэтому я так же больше люблю кошенций всех мастей, чем монетки
(достоинство коих, безусловно, ниже кошачьего).
Еще одна связующая нить повествования А.И. Цветаевой с моим
настоящим: упоминание о Марии Васильевне Ивановой, жительнице
подмосковного города Реутов (соседствует с Балашихой, где я живу) —
акушерке, помогавшей в родах Марии Александровне Цветаевой (в
девичестве Мейн), маме Марины и Анастасии.
Основное ощущение: так, без утайки, с безграничным доверием к
читателю, не пишут (во всяком случае, мне такое ранее не встречалось), так
— дружат. И с той поры отсутствие под рукой этой книги (больше похожей
на девичий дневник) не давало мне покоя. Буквально через пару месяцев (о,
чудо!) ко мне на работе обратились с предложением выкупить по сходной
цене чуть подержанное издание «не той» Цветаевой. Попутно замечу, что
поэзией «той» Цветаевой я была просто ошеломлена летом 1976-го. Через
два выходных, которые я провела в напряжении спринтера на старте, передо
мной явилась Она, выпущенная в Москве в 1971 году издательством
«Советский писатель»: родная сестричка той, Ириной, в серой материи,
плотно облегающей обложку, с посвящением на третьей странице:
ПОСВЯЩАЮ МОЕЙ СЕСТРЕ МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ.

С тех пор в моей жизни эта книга — «Действующее Лицо» (как
выразилась Анастасия Ивановна в автобиографической прозе «Моя Эстония»
о том, что пишется с заглавной буквы). Наконец, 16 октября 1988-го, по
озолoченным последней осенней листвой дорожкам вместе с моей знакомой
студенческой поры Татьяной Гольдберг — вышла из «заочности» к той, той
(!) Цветаевой.


В ПЕРЕДЕЛКИHO
Входим в новый (недавно выстроенный) корпус Дома творчества
писателей в подмосковном Переделкине. Здесь ждут не нас, а близкую
знакомую Цветаевой — Доброславу Анатольевну Донскую (ее родители, как
и «несть им числа», погибли в молотилке сталинской репрессивной машины).
Узнаём, что Анастасия Ивановна с подругой, Евгенией Филипповной
Куниной — лингвистом, переводчицей, поэтессой, в своё время врачом-
стоматологом, — еще отдыхают, но скоро смогут нас принять. Наши
переживания за эти заглушаемые учащённым биением сердца минуты
ожидания трудно передать. Нужно ещё учесть, что самой встречи мы
добивались почти год (переговоры с Д.А. Донской, жившей в тот период в
Москве, неподалёку от А.И. Цветаевой и часто навещавшей её, вела Татьяна,
«вышедшая» на Доброславу Анатольевну через своих родственников).
Случайно узнаём, что в соседнем номере с А.И. Цветаевой и Е.Ф. Куниной
проживает вернувшаяся недавно на родину известная в 20-е годы XX века
поэтесса Ирина Одоевцева, что совсем не добавляет нам душевного
спокойствия... Едва сдерживая волнение, вновь и вновь перебираем
первоочередное: букет из голубоватых «дубков», гостинцы, пленочные
фотоаппараты «Зенит» и «Вилия». И, главное, — скромно изданный
(небольшого формата в мягком переплёте на «макулатурной» бумаге)
сборник произведений Марины Цветаевой на русском и немецком языкаx
(Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig. 1987...). К слову, в те годы выходила

целая серия таких дешевых книжек в помощь изучающим иностранные
языки. Отмечу также, что сборник имел характерную особенность: перечень
основных биографических вех жизни Марины (с комментариями)
русифицированной версии не имел. Ho мы уловили, что Cepгей Эфрон, муж
Марины Цветаевой, носивший в своё время погоны белого офицера, играл
более сложную роль в политической жизни эмиграции 30-х годов, чем это
было нам известно из официальных источников в конце 80-х...
Наконец, за Доброславой Анатольевной и её супругом В.В.
Полибиным, мы переступаем порог небольшой светлой комнаты. Мельком
отмечаю подсознанием фотолюбителя некую дисгармонию: все здесь как-то
не так. Две громоздкие кровати справа от входа, а слева — письменный стол
из светлой ДСП (древесно-стружечная плита) без скатерти, на котором
сосредоточилось самое необходимое: самовар, два термоса, заварочный
чайник, белые эмалированные кружки, тонкостенный стакан в
металлическом подстаканнике; а ещё — большая лупа, пузырьки лекарств...
Далее пара раскладных деревянных стульев с явно случайными одёжками
(платяного шкафа не помню); расставленные на подоконнике большого окна
в стеклянных бутылках и банках засохшие «дубки» вперемежку с ещё
свежими хризантемами; высоко над столом единственная коричневая —
опять же дээспешная — книжная полка, из-за стекла которой с фотографии в
резной рамке улыбалась Анастасия Ивановна... А под фотографией за
стёклами полки возлежала умело засушенная сочно-вишнёвая роза,
вытянувшись во весь свой длинный стебель. Интерьер завершал большой
настенный календарь на будущий 1989 год с 12-ю кошачьими мордашками.
И мы казались себе слишком громоздкими рядом с двумя миниатюрными,
небольшого роста (примерно 1,60 м), скромно одетыми в домашнее,
приветливыми пожилыми женщинами. Поздоровавшись, кое-как
разместились под руководством явного лидера встретившей нас пары —
Анастасии Ивановны Цветаевой.

Почти сразу Д. Донская приступила к чтению вслух только что
изданной прозы о Марине Цветаевой — «Скрещение судеб» Марии
Белкиной, что, собственно, и было основным делом этого визита в Дом
творчества. (У Анастасии Ивановны тогда очень болели и уставали глаза во
время чтения, и друзья старались чтением вслух — в очередь — снять
остроту этой проблемы). Вот теперь-то мы с Татьяной и смогли перевести
дух, всмотреться и вслушаться. Анастасия Ивановна и Евгения Филипповна
сидели по обе стороны чтицы на краешке широкой кровати. Чтобы
разгрузить спину, находящуюся без опоры, Евгения Филипповна чуть
откинулась вправо на подушку, а её старшая подруга всем корпусом
подалась вперёд, опершись на перекрещенные на коленях руки, слегка
склонив голову на грудь. Слушали также по-разному. Анастасия Ивановна,
прикрыв глаза, всем своим существом словно перенеслась в мир
повествования... У меня появилось почти физическое ощущение: так
слушает Вечность. Комментарии младшей Цветаевой были чёткие, ёмкие,
доброжелательные. Чувствовалось, что для неё эта оживающая в слове
реальность роднее и дороже окружающей действительности. Евгения
Филипповна по ходу делала остроумные замечания к тому, что говорилось
Анастасией Ивановной, вспыхивая искорками лукавства и озорства во
взглядах, адресованных нам.
Наконец, чтение было приостановлено: настало время приёма пищи. И
сразу стало понятно, что у Анастасии Ивановны, что называется, «не
забалуешь». Диета соблюдалась неукоснительно (нам между делом
разъяснили её преимущества, связав с православной традицией соблюдения
постов). Евгении Филипповне, пытавшейся проигнорировать «часы» под
предлогом приезда гостей, было строго велено «принять всё необходимое»
(всплыли в памяти строки из «Воспоминаний» Анастасии Ивановны: «Мама
была к нам строга... требовала мужества. Она нас не ломала, мы гнулись и
выпрямлялись сами»).

К столу были приглашены все присутствующие, и после лёгкой
трапезы нас с Татьяной, наконец, представили («поклонницы творчества
Марины»), и мы приступили к своему делу.
Вначале осведомились, читает ли Анастасия Ивановна по-немецки?
Тревожные знаки Доброславы Анатольевны остановить нас уже не могли.
«Еще ничего себе», — с легкой иронией прозвучало в ответ. Позже мы
узнали, что Анастасия Ивановна не только читала, но и писала на немецком,
французском и английском языках. (Через несколько лет, точнее, 29 июня
1992 года, на открытии Международной феминистической книжной ярмарки
в Амстердаме, по окончании своего выступления на родном языке 97-летняя
Цветаева — единственная представительница России, приглашённая на этот
форум — прочитала свои стихи, написанные по-английски, после чего
публика минут пять аплодировала стоя). И тогда появилась принесенная
нами «MARINA ZWETAJEWA. GEDICHTE PROZA». И та страница, где был
приведен по-немецки комментарий, проливающий свет на деятельность в
пользу СССР в 30-е годы в Париже мужа Марины Ивановны. Прочитав
интересующий нас фрагмент, Анастасия Ивановна после небольшой паузы с
таким жаром стала отстаивать честь семьи, что я была потрясена мощью
эмоционального разряда... Поражал, говоря современным компьютерным
языком, объём памяти Анастасии Ивановны и быстрый доступ к базе данных.
И вновь пришло какое-то чувство ирреальности. Казалось, различные
временные напластования пришли в движение, буквально выбивая у нас
почву из-под ног. Ведь на тот момент мы были во многом типичными
представителями атеистической общности «советский народ», с однобоким
представлением об истинных масштабах и драматизме гражданской войны в
России в начале XX века, о белогвардейском движении, о периоде культа
личности, о скрещении и ломке миллионов судеб...
Второй книгой, разрядившей обстановку, стал мой экземпляр
«Воспоминаний», который и теперь храню среди бесценных раритетов, с
надписью автора: «Милой Вике Яншиной на добрую память о семье

Цветаевых в очень старой России. С добрыми пожеланиями! Анастасия
Цветаева на 95году 16.10.1988 г. Переделкино».
Перед прощанием с нами поделились секретом сохранения красоты
увядающих цветов и позволили вволю пофотографировать... В дорогу
уходящим было дано крестное благословение, редчайшее по тем временам.
-------------------------------
...Вновь и вновь рассматриваю серию снимков, запечатлевших
Анастасию Ивановну такой внешне переменчивой: доброжелательной,
сосредоточенной, строгой, объятой юношеским задором!.. Хотя,
справедливости ради, должна отметить, что младшая Цветаева выглядела
особенно счастливой и лучезарно юной в знаменательный День 9 октября
1992 года, когда отмечала дома, на Большой Спасской, 100-летие со дня
рождения старшей сестры Марины…

 

12-я состоялась!

Традиционная Цветаевская читательская конференция прошла в День Славянской письменности и культуры в Славянском центре Павлодара.

Приветственным словом её открыла председатель правления Славянского культурного центра Т.И. Кузина. Она рассказала о появлении и традициях праздника – Дня славянской письменности, о равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, их духовном подвиге.

Директор музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьева сказала:

- В этом году конференция посвящается 130-летию со дня рождения замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой. Мы очень рады, что в работе конференции принимают участие студенты павлодарского педагогического университета им. А. Маргулана со своим преподавателем, кандидатом педагогических наук Галиной Николаевной Старченко. Ребята приехали в Павлодар из разных областей Казахстана, обучаются в университете на государственном языке, тем дороже для нас их участие.  Со своими сообщениями выступят также студенты 1 курса педагогического высшего колледжа им. Б. Ахметова, специальность «Русский язык и литература», преподаватель Юлия Владимировна Вайгандт.

Сегодняшние выступления посвящены главной книге жизни А.И. Цветаевой – «Воспоминаниям». Книга выдержала уже много переизданий, часть из них можно было увидеть на нашей небольшой выставке.

О востребованности этой книги говорят факты: если первое издание в 1971 году было выпущено тиражом 30 тысяч экземпляров, второе в 1974 году уже тиражом 100 тысяч, а третье издание «Воспоминаний» было отпечатано тиражом в 200 тысяч экземпляров! И книга по-прежнему оставалась библиографической редкостью.

О. Григорьева зачитала несколько отзывов о главной книге А. Цветаевой из сборника, подготовленного биографами писательницы «Глебами» (Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина):

"Как славно, что Ваша необыкновенная память сохранила, а талант воплотил в точной, совершенно чарующей благоуханной и мудрой прозе - для нас, для будущего - то, что неизбежно было бы утрачено, невосполнимо" (Кукловы Л. и Б.)

"Дорогая Анастасия Ивановна! Вам суждено судьбой сказать своё слово в нашей литературе и стать летописцем славного рода Цветаевых, с которым связано столько прекрасного и трагического. Низкий поклон Вам" (Лев Озеров)

"Ваши "Воспоминания" - бесценный дар всем, кто любит Марину Цветаеву. Каждая страница Вашей книги - клад: ибо все подробности жизни Вашей и Марины - золотые крупицы, кои собрать вместе - стоит не одному поколению цветаеведов неимоверных трудов..." (Л. Петрова)

 

Она рассказала также о журнале «Южное сияние» №4 (48) 2023 (главный редактор – Станислав Айдинян, который был литературным секретарём А.И. Цветаевой). В журнале вышла большая подборка материалов, посвящённых 130-летию А.И. Цветаевой. В частности, опубликована статья Ольги Велавичюте (Вильнюс) «А ПОМНИШЬ…?». ОБРАЗ АВТОРА И ПРОШЛОГО В «ВОСПОМИНАНИЯХ» АНАСТАСИИ ЦВЕТАЕВОЙ». Как замечательно написала о «Воспоминаниях» автор:

«Отталкиваясь от истории, хронологии, реальных встреч и событий, писательница стремится раскрыть внутреннюю подоплёку происходящего: конфликтов, взаимоотношений и поступков. Её «Воспоминания» – словно волшебная музыкальная шкатулка, открыв которую, можно услышать и увидеть удивительно красочный, философски насыщенный и радужно-цветной мир».

Прежде чем перейти к обсуждению любимых страниц этой книги, участники конференции услышали приветственное слово Ольги Андреевны Трухачевой, младшей внучки писательницы. Зачитала приветствие Ольги Трухачевой Т.И. Кузина:

«Дорогие друзья, добрый день! Приветствую всех в День Славянской письменности и культуры, всех участников Цветаевской  читательской конференции! Радостно осознавать, что вам интересна история, литература и просто жизнь нашей семьи. Приятно вспоминать любимые страницы Бабушкиных «Воспоминаний», узнавать своих родных. Книга началась с рассказов бабушки о жизни семьи моей старшей сестре Рите. И… книга начала свою жизнь. Для меня, маленькой, все началось тоже с рассказов бабушки, только на десять лет позже. И вот я, девятилетняя, получаю от бабушки подарок - журнал «Новый мир» (1966 год). И для меня сделан отдельный оттиск воспоминаний «Из прошлого». Я храню его и сейчас. Помню, как бабушка выбирала название для книги, переписывалась со своим редактором Маэль Исаевной Фейнберг. И в 1971 году вышла книга «Воспоминаний». Бабушкина надпись на ней звучит во мне ее голосом. Бабушкино описание Рождества волшебно. Такое же волшебство она старалась устраивать и нам с сестрой. Музыка звучала, как в их с Мариной детстве. Книги читались те же, что читались в доме Валерии, Андрею, Марине и Асе. Бабушка сама возвращалась в детство, юность, зрелость.

Благодарю за книгу «Три рассказа», изданную музеем бабушки. Это тоже воспоминания.

Благодарю всех участников конференции за память, желаю интересного чтения и добрых воспоминаний об истории своих семей.

С уважением, Ольга Трухачева - внучка Анастасии Ивановны Цветаевой. Май 2024 года».

О. Трухачёва упомянула в приветствии редактора Маэль Исаевну Фейнберг. Действительно, выход в свет «Воспоминаний» был бы невозможен без участия этого человека. О М.И. Фейнберг рассказала на конференции сотрудник музея А. Цветаевой Лидия Семеновна Прохорова.

 «Образ матери в книге «Воспоминания». Так называлось сообщение, которое подготовили для конференции студентки 1 курса павлодарского педагогического университета (ППУ) по специальности «Педагогика и методика начального обучения» Екпенова Амина и Тлебалдина Камила.

О  старшей, сводной сестре Валерии на страницах  «Воспоминаний» рассказала Кыдырбаева Камила (ППУ).

Ахметова Камила (ППУ) выбрала темой своего выступления  поэтическое описание родного Цветаевского дома в книге «Воспоминания».

Книга «Воспоминания» посвящена Марине Ивановне Цветаевой, и о ней всегда говорится на читательских конференциях. На встрече присутствовала замечательный павлодарский композитор, автор песен на стихи Марины и Анастасии Цветаевых Лариса Фёдоровна Лобченко. Присутствующие услышали романс Л. Лобченко на стихи Марины Цветаевой «Что другим не нужно» в исполнении А. Рахимжановой.

Страницы книги, посвящённые Москве и Тарусе, запомнились Станиславу Булатецкому (Педколледж)

«Поездка сестёр Цветаевых на похороны Льва Толстого» - эта тема привлекла Апаеву Альмиру (ППУ).

Шевцова Юлия (Педколледж) говорила о 10 части книги «Юность. Москва. Крым. Москва».

«Встреча на льду» - так называлось выступление Рахимжановой Калии (ППУ), посвящённое Борису Трухачёву, первому мужу А.И. Цветаевой.
Об открытии Музея изящных искусств в Москве, его создателе и первом директоре И.В. Цветаеве говорила Алибекова Дина (ППУ)

«Вклад книги «Воспоминания» в литературу» - так определила тему своего выступления Ангелина Литовченко (Педколледж).

«Воспоминания» А. Цветаевой и её творческое наследие» - тема выступления Ангелины Петуховой (Педколледж).

Сотрудник музея Павла Васильева, один из организаторов павлодарского Цветаевского движения, Цветаевских костров и музея А. Цветаевой - Т.С. Корешкова рассказала о творческих связях Анастасии Цветаевой и Рюрика Ивнева.

На конференции прозвучали фрагменты статьи цветаеведа, поэта, журналиста, ведущей Цветаевских костров в Тарусе Яншиной Виктории Валентиновны (Московская область, г. Балашиха). Полностью с этим материалом можно будет ознакомиться на сайте Славянского центра.

О. Григорьева представила новую книгу, выпущенную музеем – «Три рассказа» Анастасии Цветаевой. Их действие происходит именно в Павлодаре.

Эту книгу, сборник материалов 9-ой Цветаевской читательской конференции, а также сертификаты участников были вручены всем выступающим.

Особую благодарность организаторы выразили педагогу, кандидату педагогических наук, преподавателю-исследователю ОП «Русский язык и литература» Павлодарского педагогического университета им. А. Маргулана Галине Николаевне Старченко. Она инициатор и организатор работы литературно-краеведческого кружка «Имена, прославившие Прииртышье», который с прошлого года работает при музее Анастасии Цветаевой. Участники этого кружка и стали главными выступающими на конференции, подготовив очень интересные, информативные и эмоциональные выступления!

 

Было принято решение по итогам конференции издать сборник материалов.

Председатель правления СКЦ Т.И. Кузина вручила подарок О.Н. Григорьевой для музея Анастасии Цветаевой – две старинные патефонные пластинки.

Конференция завершила свою работу, но впереди ещё много встреч и Цветаевских открытий!

 

 

Международный день музеев

18 мая, в Международный день музеев в музее Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра открыли посылку из Санкт-Петербурга: две своих оригинальных работы с цитатами А.И. Цветаевой прислала в Павлодар молодая талантливая художница Анна Шейда.


Музейщиков поздравляли председатель правления СЦ Т. Кузина и её заместитель Н. Алешникова, обозреватель "Звезды Прииртышья" Фёдор Ковалёв.

 

По традиции в день музеев можно было увидеть редкие  экспонаты из фондов музея: иконки Анастасии Цветаевой, её личные вещи, раритетные издания, к примеру, книгу А. Куприна 1910 года выпуска.

 

И даже можно было посмотреть на мир через Цветаевские очки с зелёными стёклами, которым почти сто лет!

 

 

Готовимся к конференции

     24 мая 2024 года, в День Славянской письменности и культуры, в Павлодаре состоится традиционная Цветаевская читательская конференция. Цель павлодарских читательских конференций – привлечь внимание к творчеству замечательной русской писательницы-мемуаристки Анастасии Ивановны Цветаевой.

    12-я читательская конференция проводится Славянским культурным центром Павлодара и Музеем Анастасии Цветаевой в год 130-летия со дня рождения А.И. Цветаевой и будет посвящена главной книге её жизни «Воспоминания».  Тема конференции:

ЛЮБИМЫЕ СТРАНИЦЫ «ВОСПОМИНАНИЙ»

А.И.  ЦВЕТАЕВОЙ

Каждый желающий может выступить с сообщением о понравившихся ему главах или персонажах «Воспоминаний», рассказать, чем привлекает его эта книга.

Регламент выступления – 3 минуты.

Участникам конференции будут вручены сертификаты.

В рамках конференции пройдёт презентация новой книги, выпущенной Музеем Анастасии Цветаевой – «Три рассказа» А.И. Цветаевой.

Место проведения конференции: г. Павлодар, Дом дружбы, конференц-зал (1 этаж). Начало в 12.00.

К юбилею фотомастера

"Баянаул - край легенд" - так называется выставка известного павлодарского фотохудожника, члена правления Славянского культурного центра Александра Васильевича Пархоменко. Выставка открылась 3 мая в Доме-музее Д. Багаева. В экспозиции представлено 40 работ, на которых всеми любимый Баянаульский заповедник раскрылся во всей красе. Александра Васильевича с открытием выставки и предстоящим 65-летием поздравляли председатель Славянского центра Т.И. Кузина, его коллеги, ученики, официальные лица. Выставка будет работать до 30 мая.
(А работы, кстати, можно будет приобрести:)
 
 
 
 
 
 
 

К 130-летию А. Цветаевой

В музее Анастасии Цветаевой Славянского центра сегодня знакомились с новыми поступлениями. Эльвира Борисовна Калашникова из города Александрова Владимирской области прислала книгу известного цветаеведа Екатерины Лубянниковой, куда вошли статьи и исследования о Марине и Анастасии Цветаевых. Книгу издал в прошлом году московский Дом-музей М. Цветаевой тиражом всего 250 экземпляров, так что, конечно, практически сразу она стала раритетом... Много интересных фактов об Анастасии Цветаевой опубликовано в этом сборнике.


А Станислав Артурович Айдинян, который был литературным секретарём А.И. Цветаевой, прислал из Москвы журнал "Южное сияние", в нём напечатана большая подборка материалов к 130-летию со дня рождения Анастасии Цветаевой. Также Станислав Артурович выслал видеозапись своей часовой лекции "Семья Цветаевых. Лики и судьбы".


Всегда благодарны дарителям за пополнение музейных фондов!

День единства народа Казахстана

Коллективы Славянского центра приняли участие в праздничной программе, посвящённой 1 Мая - Дню единства народа Казахстана. Праздник прошёл на площади Конституции Павлодара. Выставку этнокультурных центров посмотрел аким Павлодарской области Асаин Куандыкович Байханов.

А.К. Байханов и председатель Славянского центра Т.И. Кузина

 

Правление СЦ

29 апреля состоялось заседание Правления Славянского центра. Были обсуждены и утверждены планы работы СЦ на май и июнь этого года.

Директор музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьева представила новую книгу, выпущенную музеем к 130-летию со дня рождения А.И. Цветаевой. В сборник вошли три рассказа, написанные в Павлодаре. Книгу получили в подарок все члены правления Славянского центра.

Т.И. Кузина и О.Н. Григорьева.

Фото Л.В.  Хлопаевой.

89 лет!

Сегодня, 28 апреля,  исполнилось 89 лет замечательному педагогу, музыканту, активисту музея Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра Гуляре Шамилевне Чистяковой.

Гуляра Шамилевна - живая легенда музея, она общалась с А.И. Цветаевой, преподавала музыку её младшей внучке Ольге Трухачевой. Г. Чистякова - автор идеи и составитель четырех нотных сборников, выпущенных музеем. Это сборники песен на стихи самой А. Цветаевой и на стихотворения, ей посвященные; сборник песен о Цветаевских кострах и песен на стихи лауреата Цветаевской премии Ольги Григорьевой. 

Гуляра Шамилевна была супругой известного в городе человека, актера драматического театра им. Чехова Ивана Чистякова, на встрече она читала свои стихи, ему посвященные.

 

Вспоминала она годы работы в музыкальном колледже Павлодара, своих коллег. Конечно, особые воспоминания - о встречах и общении с А.И. Цветаевой. Показывая фотографию писательницы из книги "Воспоминания", Г.Ш. Чистякова рассказала о том, как в конце 60-х годов она послала Цветаевой в Москву ко дню рождения отрез из шерстяной коричневой ткани, из неё и был сшит сарафан, в котором Анастасия Ивановна сфотографирована... 

В областной газете «Звезда Прииртышья» накануне было опубликовано стихотворение О. Григорьевой, посвящённое Гуляре Шамилевне, которое именинница с выражением прочитала:

ОТНОСИТЕСЬ К СТАРОСТИ…

Гуляре Шамилевне Чистяковой

Относитесь к старости,

Неизбежной странности,

Как к подарку, данности –

Выбора-то нет!

Относитесь к старости,

Как к великой радости –

Как-никак, а дожили

До таких-то лет!

Относитесь к старости,

Как к чему-то внешнему,

Пусть не огорчает вас

Ваша седина,

Ведь душа по-прежнему

Остаётся вешнею,

Музыка ей грезится,

Ей любовь нужна.

Относитесь к старости

Так, как вам захочется.

Жизни чашу пенную

Выпейте до дна!

Только пусть минует вас

Горечь одиночества,

Пусть не мучат в старости

Скука и вина.

Относитесь к старости

С юмором, улыбкою,

И тогда откроется

Вам большо-о-о-ой секрет:

Ваши годы в паспорте

Вписаны с ошибкою.

Значит, вашей старости

И в природе нет!

Ольга Григорьева

-----------------------

Много ещё было воспоминаний, стихов и песен на праздничном чаепитии в музее.

Виновницу торжества поздравляли председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина, друзья и коллеги.

Многая лета!!!

 

 

Сказки бабушки Аси

30-летию со дня выхода книги Анастасии Цветаевой "Сказки" посвящалась встреча в павлодарском музее писательницы. Об истории создания сборника и судьбе сказок А. Цветаевой, о литературном секретаре АЦ - Станиславе Айдиняне рассказывала Т.С. Корешкова.

 

Собравшиеся посмотрели интервью С. Айдиняна с А. Цветаевой, которое было записано в 1993 году, последнем году жизни писательницы.

Своеобразным продолжением сказки Анастасии Ивановны о трёх воздушных шариках стала книга, выпущенная музеем в 2015 году - "Три воздушных шарика", в которую вошли сказки, написанные детьми, участниками литературного конкурса.

 

Эта встреча – одна из серии мероприятий, посвящённых предстоящему 130-летию А.И. Цветаевой. 24 мая поклонники Цветаевского творчества соберутся на традиционную читательскую Цветаевскую конференцию, которая пройдёт в Центре детского чтения по ул. Луначарского 9/2, начало в 12.00. Тема для обсуждения – книга «Воспоминания» Анастасии Цветаевой.

Для библиотеки "Дар России"

    В начале апреля в Доме дружбы состоялась презентация творчества российского писателя, члена Союза писателей России Мухамматдинова Рамиля Васфиевича. Он проживает  в Удмуртии, в городе Ижевске. 

Были представлены три его книги: "Разноцветные облака", "Сила слова" и "Остров  перелетных птиц".

Собравшиеся узнали биографию писателя, были показаны кадры из фильма о жизни творческого литобъединения города Ижевска, под названием "Прикосновение", в работе которого активное участие принимает Рамиль Васфиевич.

Демонстрировалось интервью корреспондента республиканского телевидения Удмуртии Анжелы Мази с писателем, где он рассказывал о начале своего творческого пути. Ансамбль "Чишмя" спел песню на татарском языке, а коллектив "Таван" чувашской диаспоры исполнил песню "Родная деревня" на чувашском языке.
    В подарок от писателя были вручены его книги для библиотек национальных центров. От Славянского центра на мероприятии присутствовала Лидия Семёновна Прохорова. Для библиотеки Славянского центра «Дар России» ей были вручены две книги Рамиля Мухамматдинова. Все желающие ознакомиться с творчеством писателя могут взять их в библиотеке.