Блоги

"Движение вверх" и в прошлое

«Движение вверх» - новый фильм Антона Мегердичева, премьеру которого я ждала с особым трепетом, и наконец-то он появился в прокате в павлодарских кинотеатрах.


Я не пошла, а побежала в кинотеатр, чтобы поскорее окунуться в спортивную атмосферу, снова ощутить, пусть  не на площадке, а всего лишь за кадром вкус победы. Спортсменка в прошлом, я, как никто другой, знаю все оттенки этого вкуса, и с опытом гурмана могу одинаково оценить и ощущения игроков на игровом поле, и состояние запасных игроков на скамейке, и эмоции болельщиков: более шести лет я отдала игре в именитой по тем временам сборной команде Павлодара по гандболу. Гандбол, конечно же, – не баскетбол, речь о котором идёт в фильме, гандбол – его родной «брат». А спортивная команда – «семья», и живёт она, несмотря на спортивный профиль, по одним законам: дисциплина, взаимовыручка, ответственность. Команда – это умение играть вместе, способность увидеть и услышать другого, пожертвовать возможностью отметиться голом, отдав передачу своему товарищу, находящемуся в более в выгодной позиции. Конечно, забитый мяч – это плюс тебе как игроку, но не забитый – это риск поражения для всей команды. Вот где воспитывается чувство дружеского плеча, дух неделимости победы.

В основу сценария фильма положена биографическая книга «Движение вверх», пожалуй, самого яркого игрока команды – Сергея Белова. В ней он рассказывает о громкой победе советской сборной по баскетболу на олимпийских играх 1972 года в Мюнхене.


Тогда знаменитые «три секунды» ещё долго будоражили спортивные и политические круги мира, демонстрируя острое противостояние двух мировых держав даже на обычной баскетбольной площадке. Не скрою, при просмотре фильма возникли аналогии с сегодняшними реалиями. Сейчас это противостояние чувствуется острее времён холодной войны, и для победы используются, к сожалению, совсем не олимпийские методы: допинг, манипулирование где-то реальными, а где-то надуманными фактами и как итог отстранение от участия сборной команды в олимпийских играх. Можно было бы изобразить из себя жертву, свалив свои неудачи на противника, но всё же лучше взять вину на себя: сами виноваты, нужно быть честными и тогда никаких оправданий не нужно.

Каждую минуту 2,5-часового фильма меня не покидали ощущения, что этот фильм про мою родную команду: те же серьёзные нагрузки на тренировках, бесконечные поездки, та же «звёздная» болезнь некоторых игроков и громкие победы пусть не на международных, но на республиканских и всесоюзных соревнованиях. Даже тренер – Владимир Петрович Гаранджин (в реальности Владимир Петрович Кондрашин), его воспитательные методы и тренерские методики, большая вера в своих игроков чем-то напомнили мне ту работу, которую вёл с нами наш Геннадий Викторович Козлов. И что удивительно, была в биографии павлодарской гандбольной команды такая же принципиальная игра, как и у советских олимпийцев в 1972 году: на всесоюзном турнире в Таллине, где Павлодар представлял Казахстан, наш угловой игрок Аниса Гиззатуллина забросила решающий мяч на последней секунде игры. Мы победили, несмотря на жёсткое судейство арбитров не в нашу пользу. Тем приятнее было слышать, как отчитывал неудачников-арбитров главный судья соревнований: «Судьи не справились со своей задачей!».

 Фильм смотрелся на одном дыхании! Временами я забывала, что нахожусь в зрительном зале. Мне казалось, что я на трибуне – «болею»  за своих. И мне, как никому другому, понималось, как трудно играть на чужой территории, где все зрители «болеют» за противника, когда для его поддержки поют национальный гимн страны. И тем слаще вкус вырванной победы!

Замечательно, что герои фильма показаны не только хорошими спортсменами, но и обычными людьми со своими человеческими слабостями. Эти люди могут болеть, любить, ненавидеть, но именно единение с командой помогает многим из них преодолеть свои слабые стороны: не предать, поддержать, помочь. Меня очень тронула сцена таможенного досмотра, где контрабанда по советским меркам оказалась всего лишь заботой о своих близких людях: Михаил Коркия в нескольких сумках вёз подарки своим многочисленным родным, а Иван Едешко – полный чемодан пряжи для любимой бабушки. Очень душевно смотрелась и коллективная поездка баскетболистов на свадьбу к сестре того же Коркия. Радостно было за Александра Белова, когда тренер отдал все свои сбережения, которые копил на операцию сына. Но лечение игрока своей команды для него тоже важно, потому что каждый игрок для тренера тоже почти сын. Но больше всего я порадовалась за самого Владимира Петровича, когда вся команда отдала ему олимпийские гонорары на операцию его сына Шуры. Конечно же, такой поступок возможен только внутри одной дружной семьи!

Уходила из зрительного зала со слезами на глазах. Это были хорошие слёзы. Все выходные думала о фильме. А ещё достала с дальней полки фотографии своей команды, перелистала пачку дипломов и грамот, подержала в руках медали, с удовольствием вспоминая старые добрые времена. Спасибо моим тренерам Козлову Геннадию Викторовичу, Клименко Юрию Филипповичу, Ефимовой (Коноваленко) Марине Фёдоровне за то, что научили меня упорству, выдержке, умению быть частью одной команды, умению побеждать! Спасибо создателям фильма «Движение вверх» за искренность, профессионализм, за то, что у каждого выходящего из зала зрителя внезапно воспаляется желание заглянуть в Интернет и узнать о наших великих спортсменах как можно больше, за воспитание патриотизма!

 Елена Игнатовская

Афиша: "Не воевавшие - мы помним!"

Дорогие друзья, приглашаем вас на нашу акцию памяти!

С Днём рождения, Владимир Иванович!

Сегодня, 20 января 2017 года, свой 65-летний юбилей отмечает наш талантливый земляк, почётный член Правления Славянского культурного центра, знаменитый на весь мир режиссёр Владимир Иванович Хотиненко!


И мы, «славяне», не можем оставить эту дату без своего сердечного внимания:

Дорогой Владимир Иванович, примите наши самые искренние поздравления! Мы гордимся Вашим талантом, мы обожаем Ваши фильмы, мы благодарны Вам за то, что Вы вместе со своей сестрой и нашей любимой Татьяной Ивановной стояли у истоков создания нашего центра и регулярно ему помогаете! Желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия, творческого вдохновения! С нетерпением ждём Ваших новых фильмов! Скучаем, любим, ждём встречи в любом формате - художественном, документальном или личном! 

С любовью и благодарностью, Ваш СКЦ

День первый - Первые открытия

Есть у меня старый добрый знакомый – весёлый, с хитрым прищуром, словоохотливый. Таких говорунов в каждой деревне хоть пруд пруди. Но только некогда мне по деревням разъезжать да интересных собеседников выискивать, я барышня городская, мне бы ВСЁ да СРАЗУ, без проволочки. Ему тоже не до какой-то там Игнатовской: кто ж добрые дела на том свете делать будет, если на этом свете каждой городской девчонке в ноги.. то есть в руки так запросто бросаться? Говорят, там у них, в поднебесье, добряков водится немало, но таких, как мой, всё же сыскать трудновато, а я сыскала – в библиотеке! Было мне тогда лет 15 отроду. Зелёная, наивная, глупая, но под стать моему знакомому – добрая. Мне его библиотекарша на аркане притащила, вернее меня к нему. А я ещё и носом крутить вздумала, артачиться: мол, не буду общаться и всё тут, что ещё за Шукшин такой-рассякой, обложка обтрёпана, дайте кого-нибудь поприличней. Долго капризничала, но убедила она меня, дуру несусветную, силком впихнула мне в руки толстенный том с рассказами, обещая непременное удовольствие от прочтения. И что же? Да и ничего – дружим с тех времён мы с Василием Макарычем заочно: он мне свои мысли по щучьему велению с книжной полки поставляет, а я перечитываю и новый смысл в них выискиваю. А когда хитро подмигнёт мне с экрана телевизора, так вообще счастлива до безумия. Намедни через представителя администрации Алтайского края Елену Базину даже в гости на день рождения к себе пригласил, чтобы я вместе с другими читателями вспомнила о нём, порадовалась знакомству, да не где-то там, а в его родных Сросточках.


Благо и у меня всё срослось: и начальник с работы отпустил, и в команду меня взяли люди добрые, хорошие. Счастье да и только! Но обо всём по порядку…

 

День первый – Первые открытия

Умение наступать на одни и те же счастливые грабли – огромный талант, и им природа меня не обделила. Сначала Елабуга, теперь вот Алтай. Это большое доверие, великая честь для меня, поэта, блогера, но по сути всё же бойца невидимого писательского фронта. Особенно под командованием всемирно признанного полководца Татьяны Ивановны Кузиной, в одном строю с опытнейшим музыкантом Евгенией Яковлевной Гуйо и бесстрашным поэтом Натальей Щепко.


На карте маршрута три пункта: Барнаул, Бийск, Сростки. Срок проведения операции: 5 дней. Цель: творческая разведка боем, допрос «языка», адаптация в творческой среде Алтая, поэтическое наступление на читателя и как награда за смелость – поклон таланту великого стратега жизни человеческой – Василию Шукшину.

Готовность №1: все в автобусе, каждый чётко знает свою задачу, а я уже мысленно пишу путевые заметки. Люблю уезжать в ночь: ночное время не так жалко расходовать, да и бежит оно в полудрёме-послусне быстрее. Где-то за Щербактами начало темнеть, а на российской стороне и вовсе ночь наступила, но не тихая, спокойная, а грозовая. Еле тащится наш автобус по стиральной доске дороги, возмущённо всем нутром потряхивая. Небо из-за этого безобразия всё больше хмурится, сердитые молнии пускает, а в зрительном зале поля давно аншлаг: жёлтоголовые подсолнухи во все глаза смотрят на смену дорожных декораций.


От ярких природных эмоций катятся по лобовому стеклу автобуса крупные слёзы, а иногда и вовсе стеной хлещут по всем направлениям, подключая барабанную дробь оркестровых ударников дождя.

Но если не приглядываться и не прислушиваться, то всё в этой дороге довольно прозаично, кроме нового сборника стихов, подаренного Натальей Щепко Татьяне Ивановне в день её рождения.


Догадаться же уезжать из дома в день рождения! Такое начало нового года жизни – верный признак бесконечных поездок в течение года, что, в общем-то, неудивительно. Удивителен цвет волос именинницы – дымчато-сиреневый. Так и просится цитата из Ильфа и Петрова: «Радикальный чёрный цвет оказался с несколько зеленоватым отливом, но вторично красить уже было некогда». Да-да, эта фраза про Татьяну Ивановну, которая намеревалась украсить свои волосы серебристым оттенком, но нечаянно превратилась в девочку с голубыми, вернее сиреневыми волосами. Евгения Яковлевна в честь дня рождения подруги испекла вкуснейшие лепёшки, и мы их празднично уплетали за здравие и величие виновницы торжества.

Моя душа ликовала! Уже здесь, в автобусе, мне хотелось читать попутчикам свои стихи, а после улыбки симпатичного таможенника на российской границе я по зову сердца чуть было не выбыла из нашей творческой делегации. Но дала знать о себе совесть: личное счастье было отложено как минимум дней на пять.

Несмотря на громкие обещания КПРФ, сулящие большое светлое будущее, не променяла нашу весёлую компанию и Наталья Щепко.


Барнаул встретил нас чуть свет – распростёртыми объятиями водителя администрации Алтайского края, который в два счёта домчал нас до гостиницы «Колос», после чего уставшие, но счастливые мы отправились в… номера! …чтобы привести себя в порядок и сделать первую вылазку в город.


Под присмотром Василия Макаровича мы чувствовали себя в полной безопасности


и были несказанно рады вниманию барнаульских мужчин.


Чтобы быть рядом с нами вне конкуренции, Татьяна Ивановна отправилась в парикмахерскую превращаться в блондинку, но в каждой мысли и каждом слове по-прежнему была рядом. 

Барнаул для павлодарцев – место особое: тут нас не только ценят,


но и почитают.


С такой же любовью и благодарностью шли по приветливому алтайскому городу и мы, делая на память дорогие сердцу фотоснимки. Милый, добрый наш Барнаул!  

Первая литературная встреча с обладательницей премии «Большая книга», автором романа «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной состоялась в Алтайской краевой универсальной библиотеке имени В.Я. Шишкова.


Несмотря на будни, зрительный зал полон, но мы – гости, а потому самые лучшие места – нам. Молодую талантливую писательницу из Москвы встречали песней на родном языке представители татарской диаспоры Барнаула,


после чего началась прямая трансляция радиопередачи «Домашняя библиотека» в оффлайн-режиме. Любимые барнаульцами ведущие Сергей Мансков и Наталья Сычёва представили зрителям гостью, после чего участники встречи, как главная героиня романа Гузель Яхиной Зулейха, не только пошире открыли свои любопытные глаза, но и навострили оттопыренные от нетерпения уши, чтобы наконец-то узнать, с чего же всё началось.  

А началось всё с семейной истории её бабушки, которую после раскулачивания вместе с сотнями других переселенцев отправили в Сибирь. За время глубинной работы в архиве события тех времён захватили Гузель настолько, что ей захотелось написать общечеловеческую историю на историческом материале. В 2014 году первые главы романа были опубликованы в журнале «Сибирские огни». Как признаётся Гузель, первым на свет появился вовсе не роман, а сценарий, но чтобы его написать, ей пришлось познать азы драматургии в Московской школе кино. Победа в конкурсе – большая удача для Гузель и дорога не только в большую литературу, но и в кинематограф и драматургию. Сегодня роман готовится к переводу на 16 языков мира. Более того, по роману будет снят восьмисерийный фильм, в главных ролях которого Гузель хотела бы видеть Чулпан Хаматову и актёра МХТ Анатолия Белого.  

Несколько раз по ходу встречи из уст разных чтецов звучали отрывки из романа, но, конечно же, зрители хотели услышать маленький кусочек текста в авторском прочтении. 

Персональная встреча нашей делегации с обладательницей премии «Большая книга» состоялась несколько позже, за чашечкой чая в кабинете директора библиотеки Татьяны Ивановны Егоровой. Гузель написала дарственную надпись Общественной библиотеке «Дар России», а книга приехала в Павлодар вместе со мной, где на её прочтение в читательской тетрадке уже записалась длинная очередь из желающих. 

Начиная с 1999 года в рамках Шукшинских дней на Алтае стал проводиться Шукшинский кинофестиваль, девизом которого является знаменитая фраза Василия Макаровича «Нравственность есть правда».


На конкурс по традиции выставляются фильмы, которые никак не назовёшь кассовыми, но которые отвечают канонам шукшинской морали. И какой же кинофестиваль без знаменитой «красной дорожки», о которой мне раньше приходилось только слышать. И как же далека я была от всего этого, обнаружив, что это никакой не образ, и что она на самом деле существует – эта знаменитая на весь мир «красная дорожка»!


Именно такую расстелили у входа в драмтеатр имени В.М. Шукшина ближе к 19.00 часам. Возле неё – столпотворение. Подступиться к красной дорожке практически невозможно, а наступить – не дозволено, но каждому присутствующему хочется оказаться к ней поближе, чтобы улыбнуться своим кумирам, сфотографировать их на память, а ещё лучше – заполучить желанный автограф. На театральной площади звучат аудиозаписи голосов деятелей культуры Барнаула, читающих фрагменты из «Монолога на лестнице» Шукшина. Минутная готовность, и вот они, долгожданные гости XVIII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, среди которых известные писатели, издатели, музыканты, актёры. Как старые знакомые улыбались и махали друг другу руками мы с Гузель Яхиной: я ей – из толпы, она мне – с дорожки.


Очень тепло приветствовали барнаульцы актёров театра и кино Андрея Мерзликина,


Дмитрия Марьянова, Валерия Баринова,


Сергея Баталова,


Сергея Маховикова и Ларису Шахворостову.


Бурю восхищения сорвала великолепная Светлана Светличная, которая приехала на фестиваль в роли председателя жюри. Она вышла на дорожку с букетом цветов, попутно раздаривая по веточке своим почитателям.


Мне удалось сфотографировать бабушку, которая с большой любовью прижимает к сердцу подарок Светланы Афанасьевны. 

К сожалению, не у всех присутствующих на театральной площади людей были пригласительные билеты на церемонию открытия кинофестиваля. Одни несчастные толпились у кассы в надежде купить хоть что-нибудь, другие – у входа в поисках лишнего билетика у прошедших контроль счастливчиков. Вот и демонстрация якобы культурного кризиса в стране! 

Праздничная программа открылась рассказом Василия Шукшина о родном селе Сростки в исполнении Андрея Мерзликина, после чего ансамбль народной песни «Вечорки» порадовал душевной песней. 

Поприветствовать гостей кинофестиваля на сцену вышел губернатор Алтайского края Александр Богданович Карлин. Он вспомнил те времена, когда шукшинское движение только зарождалось, обозначил границы того, что уже было сделано за многие годы. С большой гордостью он подчеркнул важную особенность Шукшинского кинофестиваля: «Жюри на нашем фестивале в одиночку фильмы не смотрит». 

Затем зрителям были представлены конкурсные фильмы, а также  главный приз ­кинофестиваля – уменьшенную копию знаменитой «Царицы ваз», которая хранится в Эрмитаже, после чего продолжилась музыкальная часть программы. Перед гостями праздника выступили народная артистка России Надежда Крыгина (Москва), государственный оркестр русских народных инструментов «Сибирь» имени Евгения Борисова с дирижёром из Москвы Егором Жуковым, образцовый театр танца «Иван да Марья», театр песни «Каприз», Сергей Маховиков. 

Очень трепетно, с большим волнением прочёл рассказ Василия Шукшина артист театра и кино Валерий Баринов. Каждый сидящий в зале зритель видел, как во время выступления дрожали его руки.  

С неменьшим волнением вышла на сцену и заслуженная артистка РСФСР Светлана Афанасьевна Светличная. Она рассказала о том, что её жизненное кредо созвучно с шукшинским, в нём есть такие слова, как музыка, стихи, любовь, добро, совесть и честность, а Шукшинский кинофестиваль для неё – это мощь, сила, правда, свет, беда. Затем она прочитала стихотворение М. Волошина «В эту ночь я буду лампадой». 

Финальную точку первого дня Шукшинских дней на Алтае поставил конкурсный фильм режиссёра Олега Асадулина «Зелёная карета» с Андреем Мерзликиным в главной роли. С тяжёлым сердцем, в слезах уходили мы из зрительного зала, каждый уносил свои мысли, свою боль, разговаривать совсем не хотелось...

Продолжение следует

Елена Игнатовская

Майские встречи со Славянским кинолекторием

Отшумели празднования Великого Дня Победы – где громкие, радостные, искренние, а где и вымученные, отчетные, «для галочки». Отгремел короткий салют, портреты родных фронтовиков бережно убраны до следующего года… А я хочу снова привлечь внимание к прошедшему самому главному майскому празднику и рассказать о замечательной акции Славянского культурного центра «Не воевавшие – мы помним…»

 

Ежегодно вот уже в течение многих лет в преддверии празднования Дня Победы Славянский центр проводит показ фильмов о Великой Отечественной войне, но попасть на такой показ нам, к сожалению, всё никак не удавалось. В этом году мы решили обязательно это исправить и посетить хотя бы некоторые из предложенных фильмов.

 

На фильм «Брестская крепость» старшему сыну Артёму пришлось идти в одиночестве, т.к. обстоятельства и в этот раз оказались сильнее меня. Вернулся сын под сильным впечатлением и от просмотра фильма, и от выступления Татьяны Ивановны; как он выразился: «Татьяна Ивановна – наш человек!»

Мы, чтобы не отставать, фильм «Брестская крепость» посмотрели дома (спасибо интернету!). Конечно, фильм произвел сильное впечатление. Да оно и не могло быть иначе, ведь фильмы о Великой Отечественной войне всегда затрагивают в нас самые потаенные струнки, взывают к генетической памяти сердца и мало кого оставляют равнодушными… В этом и состоит их основная задача – взывать к памяти народной, смягчать зачерствевшие души и показывать все ужасы войны, чтобы такие войны больше не повторялись…

Но знаете, на что я обратила внимание?? Когда мы начали смотреть фильм, младший сын Миша (ему 5 лет) занимался своими делами, происходящее на экране его не трогало… И вдруг я заметила, что он бросил свои игрушки и с неподдельным интересом смотрит кино вместе с нами… А знаете, что было в этот момент на экране? Маленький трубач Сашка под грохот разрывающихся бомб пробирался к своим, вокруг гремели выстрелы, падали сраженные вражескими пулями или осколками смертоносных снарядов Сашкины старшие товарищи, однополчане… А маленький Сашка упорно прорывается сквозь весь этот ад – потому что где-то там раненые ждут воды, которой так не хватало измученному Брестскому гарнизону; воды, которую распределяли буквально по каплям; воды, которой Сашка принес целый чайник… Прорывается, потому что надо найти и спасти девочку Аню – командирскую дочку, его товарища по таким далеким сейчас мирным играм… Прорывается, потому что нужно доставить важное боевое донесение от одного очага обороны крепости другому, ведь у Сашки на глазах погибли солдаты, которые должны были доставить это донесение, а значит, сделать это, кроме Сашки, больше некому… И в конце фильме маленький Сашка один из всего гарнизона вырвался из крепости и спас боевое знамя своего полка…

И, глядя на своего младшего сына, я вдруг подумала: вот что нужно нашим современным детям – нужны юные герои, на которых можно равняться. Ведь какие фильмы раньше смотрели мы? «Кортик», «Судьба барабанщика», «Сын полка», «Сказка о громком барабане», «Улица младшего сына». Все мы знали, кто такие Петя Клыпа, Володя Дубинин, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская и многие другие. На таких примерах мы росли… И Великая Отечественная война для нас не просто аббревиатура, о ней мы вспоминаем не раз в году по графику… А какие герои у наших детей??? Человек-Паук, Черепашки-ниндзя, Железный человек, трансформеры и прочие западные супермены… И результат очевиден – у современной молодежи сомнительные идеалы; странные, а порой и просто страшные кумиры; убогая система ценностей и практически отсутствует дух патриотизма…

Вот если бы наши современные режиссеры озаботились бы этой проблемой и снимали бы больше фильмов, ориентируясь на юного зрителя, а не на кассовые сборы, зрелищность и  спецэффекты… Сняли бы новые интересные фильмы, рассказывающие о юных героях Великой Отечественной, чтобы дети увидели все эти события глазами своих сверстников, представили себя на их месте… Ведь история Великой Отечественной войны – наглядный пример мужества, верности долгу и подлинного патриотизма. Тогда у наших детей появилось бы больше примеров достойных подражания… Таких, как маленький трубач Сашка из Брестского гарнизона.

 

Следующий фильм киноакции – «Мы из будущего». Фильм весьма незаурядный – эдакий микс (то бишь соединение) военно-исторического с фантастическим (ведь тут у нас путешествие во времени!), интересный по замыслу, по режиссерскому посылу. О чем заставляет задуматься фильм? – А как бы мы себя проявили, если вдруг попали бы на поля сражения того времени? Сдюжили бы? Смогли бы показать себя достойными сынами своей Родины, патриотами не на словах, а на деле? Или позорно струсили бы? Героям фильма представилась такая возможность – проверить себя. Что примечательно – в начале фильма главные герои предстают перед нами в самом неприглядном виде, еще бы – ведь они самые настоящие «черные копатели», для которых нет ничего святого: воинские награды, найденные на месте раскопок для них лишь предмет наживы… А один из этой четверки «копателей» и вовсе скинхед с татуировкой в виде фашистской свастики. Но война всё расставила по своим местам, пробудила всё хорошее, что было в этих людях; и они, столкнувшись с такими серьезными испытаниями, за несколько дней буквально переродились и стали совсем другими людьми… В конце фильма бывший скинхед камнем сдирает татуировку с ненавистной теперь ему свастикой…

 

Фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» показывает нашу родную Красную Армию в самые тяжелые для них времена – когда им приходится отступать перед натиском врага, отступать, оставляя позади родные земли на поругание вражьей нечисти. И это, наверное, одно из самых тяжелых испытаний для простых солдат. Конечно, были еще и страх смерти, и страх перед наступающим врагом; и страх перед атакой, когда кругом рвутся снаряды, а хочется вжаться в родимую землю-матушку, слиться с ней, стать как можно менее заметным, чтобы выжить – но нет, нельзя, надо вставать в полный рост и идти в атаку, бить врага и не думать о том, будет ли эта атака твоей последней или нет… Конечно, всё это было, было страшно им – простым людям, не СУПЕРгероям,  а обычным воинам, но они превозмогали этот страх и шли в бой. И все же страшнее всего этого было, отступая, смотреть в глаза деревенским жителям, которых, по сути, приходилось оставлять на верную смерть, ведь страшно подумать, как лютовали фашисты в наших селах…

Вот и встречают наших отступающих солдат в селах неласково, и тяжело им – ох, как тяжело! – выслушивать упреки сельчан. Упреки эти, по сути, справедливы, но… Ведь нет среди этих солдат отъявленных трусов, нет дезертиров – они сражаются с превосходящим по силе и мощи врагом, не жалея себя, делают всё возможное и невозможное: совсем молодой солдат с бутылкой зажигательной смеси был практически раздавлен под гусеницами вражьего танка, но из последних сил он, окровавленный, бросает в отъезжающий танк-убийцу зажигательную бутылку, и танк вспыхивает… Тяжело контуженный солдат после разорвавшегося рядом снаряда отчаянно пытается пойти в атаку вместе с наступающими товарищами. Он не может сделать этого физически, но так велика сила духа и верность долгу, что солдат отчаянно рвется в атаку… Молоденькая медсестра пытается вынести с поля боя тяжело раненного солдата, который значительно тяжелее ее по весу, но она, положив его на плащ-палатку вместе с полным вооружением (которое ни в коем случае нельзя было оставлять), упорно тащит его через все поле сражения в госпиталь, плача, падая, сбивая коленки, но ей и в голову не приходит его бросить, хотя солдат и просит оставить его.

Показаны в фильме «Они сражались за Родину» простые боевые будни простых солдат, не какие-то конкретные сражения, вошедшие в историю, а бои небольшого масштаба за маленькие селения, которых были тысячи в той огромной войне, и все они, как крохотные кусочки мозаики на карте Генштаба, складывались в большие значительные сражения…

Расстаемся мы с героями фильма, когда идут они защищать город Сталинград, не зная, что это сражение станет переломным и изменит ход всей войны. Но знают наши герои, что сражение предстоит тяжелейшее, мало кто выживет, и они идут навстречу своей судьбе, чтобы достойно выполнить свой долг солдата. В финале фильма в часть возвращается недолеченный после тяжелейшей контузии солдат, полностью глухой. Но он знает, что его товарищей ждут тяжелые бои, каждый солдат на счету, и он рассуждает так: пусть я глухой, но ведь руки и ноги-то целы, значит, сгожусь еще на что-нибудь в бою… Ему и в голову не приходит отлежаться в госпитале, спрятаться там от ужасов войны. А ведь он мог бы, ссылаясь на полученную им инвалидность, добиться направления в тыл… Но в этом и был секрет непобедимости нашей армии – солдаты себя не жалели, для них не было «я», было «мы». О личном забывали ради общего дела, всё было «для фронта, всё – для Победы»…

 

С особым интересом смотрели мы фильм нашего земляка Владимира Ивановича Хотиненко «Поп». В фильме рассказывается о сложной судьбе священника Александра Ионина, который вместе с другими священнослужителями пытается во время войны возродить храмы на Руси. Вроде бы похвальное желание, но вся загвоздка в том, что делается это при поддержке немецких оккупантов. Священники прекрасно понимают, что, когда вернутся «наши», их за это по головке не погладят. Но решают, что, если есть возможность помочь православному люду, надо ею воспользоваться, а что дальше будет – как говорится, поживем - увидим…

В сговоре с немцами отец Александр не был, молебнов во славу немецкого оружия не служил; помогал всем, как мог: договаривался с немецким командованием о передаче теплой одежды, пропитания, дров для пленных из расположенного неподалеку лагеря; спасал детей – и беспризорных сирот, и бывших маленьких узников концлагеря…  Всегда был честен со всеми, никому ничего плохого не делал, казалось бы, обвинить его не в чем. Но, когда вернулась Красная Армия, отца Александра посадили за пособничество врагу. Не помогли ни его добрые дела, ни его доброе имя…

Немного покоробило, что красный комиссар, избивающий священника, показан откровенной сволочью… Да, конечно, были такие плохие красные, были такие плохие комиссары, извращающие и по-своему трактующие основные советские принципы… Это как нынешние чиновники – есть среди них добросовестные, а есть и не очень. Как говорится, смотря на кого попадешь. Вот и отцу Александру не повезло. Хорошо, что в противовес плохому красному комиссару есть хороший красный партизан Алексей, который уговаривал отца Александра бежать, когда еще было можно, на что священник ответил: «От немцев не бегал, неужто от своих побегу?!»

Обидно, что немецкий офицер всегда был так вежлив и любезен по отношению к священнику (наверное, потому что он – бывший «русский» немец, бежавший в Европу во время революции), а наш красный комиссар священника – ногами… Обидно, но это – жизнь, в ней белое может на поверку оказаться черным внутри, и наоборот.

В конце фильма есть еще душераздирающий момент, когда дети, усыновленные священником, пришли просить, чтобы отпустили отца Александра. Когда они поняли, что эти суровые военные не отпустят батюшку, дети – бывшие узники концлагеря – стали задирать рукава и кричать: «Если нужно, возьмите мою кровь!..» – в концлагере у них брали кровь немцы – т.е. дети, по сути, приравняли этих плохих несговорчивых красных к фашистам… Ведь дети не разбираются в политике, они просто судят всё на уровне чувств, и чаще всего – в точку… И вот, эти бедные дети согласны отдать кровь (единственное, что у них есть) за отца Александра, ставшего им родным; они хотят таким образом спасти человека, который в свое время спас их…

 

Смотрела фильм не в первый раз, и все равно не могла сдержать слез. Да, грустный фильм, тяжелый фильм, но надо чтоб таких кинокартин было больше – картин, которые заставляют нас плакать, грустить, сопереживать. После таких фильмов на душе вдруг становится светлее, понимаешь, что нам не так уж плохо и живется, ведь у нас (грех жаловаться!) практически есть всё, что нужно для счастья.

 

Накануне Дня Победы, 8 мая, в качестве логического завершения нашей киноакции мы посмотрели документальный фильм о Нюрнбергском процессе, где судили главных нацистских военных преступников. Перед показом фильма прошла выставка плакатов, которые рисовали наши павлодарские дети на тему о Великой Отечественной войне. Конкурс детских плакатов был организован при поддержке Славянского центра Александром Ивановичем и Натальей Александровной Колодиными. Хотелось бы еще раз поблагодарить их за всегда интересные идеи, конкурсы, неугасающий энтузиазм, а самое главное, за то, что делают они это от души, а не «для галочки».

 

В завершении хотелось бы сказать следующее: да, можно никуда не ходить и посмотреть эти фильмы дома, благо при нынешнем вездесущем интернете это не составит труда; можно не смотреть эти фильмы вовсе, ведь вы, скорее всего, большинство их уже видели. Но, во-первых, киноакция Славянского центра – это не просто показ фильмов, это самый настоящий кинолекторий. Перед каждым показом Татьяна Ивановна проводит интересные беседы: рассказывает о войне, о фильмах, о  режиссерах, об актерах. Причем рассказывает поинтереснее любой Википедии! А ведь это как раз то, что нужно нашим детям! В школе им не столько и не так, как хотелось бы, рассказывают о Великой Отечественной войне. Раньше нам в школе рассказывали о войне с самого первого дня, помните, были такие замечательные «уроки Мира», которые проводились каждого 1-го сентября? Сейчас такого нет. К тому же, увы, не в каждой семье родители достаточно «подкованы», чтобы проводить такие беседы. Так что каждый день кинолектория Славянского центра – это еще и замечательный урок военно-патриотического воспитания! И такие уроки проводятся Татьяной Ивановной каждый день в течение недели.

Во-вторых, посещение Славянского кинолектория – это еще и замечательные встречи единомышленников, после которых переполняет радость от сознания, что нас – людей неравнодушных (к коим осмелюсь себя причислить) – еще довольно много! Вместе мы должны бережно хранить память о наших героях той войны. Ведь чем больше людей помнит об ужасах Великой Отечественной, тем больше надежды, что такая война не повторится.  

Порадовала и замечательная подборка фильмов, предложенная Славянским центром: всё выстроено и логически, и хронологически; есть и наши старые добрые советские легендарные фильмы, и новые кинокартины – тоже интересные, тоже значительные. Что бы там ни говорили, а хорошее кино еще продолжают снимать – не все, конечно, но традиции нашего старого доброго кинематографа еще чтятся и преумножаются, пусть и не повсеместно.

 

 

Большое спасибо Татьяне Ивановне и всем активистам Славянского центра за подаренную неделю радости и гордости от сознания того, что наши предки вершили такую ПОБЕДУ, о которой снято так много замечательных фильмов!!!

 

P.S. В течение этой майской недели мы практически каждый день ходили в Славянский центр – это были и кинолекторий, и выставка детских плакатов, и замечательный концерт, прошедший 9 Мая (о котором я уже писала). И вот 10-го мая младший сын спрашивает: «А сегодня мы куда пойдем – в кино или на концерт??» И стало немного грустно оттого, что все мероприятия закончились. Но мы знаем, что будут и другие, не менее хорошие, и будем с нетерпением ждать новых событий и новых встреч!

Киноакция стартовала!

2 мая, в концертном зале «Достык» стартовала киноакция Славянского культурного центра «Не воевавшие – мы помним...». Пятнадцатый по счёту показ фильмов, приуроченный к 71-й годовщине Великой Победы, было решено посвятить подвигу тружеников тыла – вдовам, матерям, детям военного времени, а также тем, кто стоял на страже правопорядка в военные и послевоенные годы.  

Первый день киноакции был посвящён памяти человека, имя которого носит одна из улиц нашего города. И это – генерал Махмет Дюсенович Дюсенов, 100-летие со для рождения которого будет отмечаться в этом году.


Поприветствовать всех собравшихся в зале на сцену вышла Татьяна Ивановна Кузина.


После рассказа о том, какой личностью был знаменитый генерал, какими профессиональными качествами обладал, был показан фильм Гульнары Заировой «Сердце чекиста», где генерал Дюсенов предстал перед нами уже не только как военнослужащий, но и как обычный человек, муж, отец. С экрана в его адрес звучали слова сослуживцев, и это были слова восхищения, слова благодарности. 

Вспомнить своего наставника пришёл почётный ветеран МВД РК, подполковник Баженеев Манарбек Каирбекович, которому под началом генерала Дюсенова посчастливилось проработать 10 лет.

 

О непростой службе защитника Отечества павлодарской молодёжи рассказали подполковник внутренней службы Джамбулатов Нурлыбек Темирбекович, майор милиции Умаров Бауржан Алпамысович и ветеран войны в Афганистане Коновалов Александр Николаевич. Много хороших слов о фронтовиках и тыловиках, об исторической правде, которую нужно оберегать и отстаивать, сказал генерал, председатель Совета ветеранов прокуратуры Павлодарской области Фалеев Дмитрий Никифорович.

 

Ребята в зрительном зале ловили каждое слово выступающих, а встречали и провожали их со сцены благодарными аплодисментами, стоя.  

После общей фотографии на память и провода гостей


наша киноакция продолжилась просмотром серии из фильма Сергея Урсуляка «Ликвидация». На выходе из зрительного зала каждый присутствующий получил на память Георгиевскую ленточку – символ Победы, чтобы с честью её носить, продолжая почётную вахту памяти подвига героев, отдавших свои жизни в Великой Отечественной войне. 

Присоединяйтесь с нашей акции, приходите и приводите друзей! Вас ждут интереснейшие фильмы! 

Елена Игнатовская

Киноафиша: "Бесы" В. Хотиненко!

Внимание! Внимание! Внимание! Не пропустите!

"БЕСЫ"

В воскресенье с большим удовольствием посмотрела премьеру фильма Владимира Хотиненко «Бесы». К творчеству Достоевского неравнодушна со школьной скамьи, мне близки темы, которые он поднимает, глубина его мироощущения. Я всегда с великим наслаждением поглощаю его великолепную прозу, витиеватую, насыщенную, необыкновенную! На мой взгляд, он актуален ВСЕГДА, и не нужно что-то осовременивать при создании театральной постановки, экранизации фильма, потому что те характеры, которые вышли из-под пера Фёдора Михайловича, были и будут всегда. Сколько их, раскольниковых, мышкиных, ставрогиных, верховенских… особенно ставрогиных и верховенских, особенно сегодня!

К экранизации литературных произведений отношусь с пониманием, что фильм – это уже не роман в его изначальном виде, это совершенно новый продукт, который появляется на свет при участии группы творцов: писателя, режиссёра, актёра и зрителя, тогда как книга – всего лишь дуэт писателя и буйной фантазии читателя. Никому нельзя запретить фантазировать, поэтому сравнивать неправильно! Нужно прислушаться к себе и понять, насколько совпал нарисованный воображением книжный мир с тем, который видишь с экрана. С «Бесами» больших противоречий внутри себя не заметила.

Чувствую глубокое проникновение в идею романа, личности его героев. Это возможно не только благодаря тому, что Владимир Иванович хороший читатель, глубокий, вдумчивый, сказалось и понимание личности самого Достоевского. Без этого понимания трудно разобраться, о чём повествует рассказчик, а тем более что-то объяснить зрителям.

Замечательной находкой считаю появление в фильме господина Горемыкина, который не только заменяет скучный монолог автора, делая восприятие событий более живым, но и подталкивает зрителя к каким-то умозаключениям, анализу. Это и иная подача событий на новый лад: любят у нас детективы, это и некая параллель с любимым у нас Шерлоком Холмсом. Но Горемыкин в фильме не только связующая нить, но и личность со своей позицией, своими сомнениями.

Здорово представлен в фильме образ бесовщины! Я в восторге от бабочки, такой прекрасной издалека, но такой уродливой при рассмотрении через микроскоп. Это и есть сущность самого Николая Ставрогина, умного, красивого снаружи, но способного на страшные поступки. Бабочка, приколотая к доске без права на жизнь – не это ли итог самого Ставрогина? Сильный художественный образ!

Из актёрского состава больше всего отмечаю игру актёра, сыгравшего Верховенского-младшего. Негодяй из него получился убедительный, а танец в окружении свиней – это ещё один лик бесовщины.

При просмотре фильма мелькнула мысль, что если поступки Ставрогина в отношении Матрёши, Лебядкиных, Лизы когда-то казались тяжкими преступлениями, то сегодняшний мир катится вниз: это дело привычное, люди ужасаются, но никто уже не удивляется разбесовавшейся морали. К сожалению, тенденция наметилась нерадужная…

Ну, и, наверное, в заключении скажу о том, какая фраза в фильме «зацепила» меня больше всего. Видимо, она сейчас актуальна для меня, поэтому я не могла не обратить на неё внимание. Это рассуждения Кириллова о счастье: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому». Так может в этом причина проявления бесовщины? Может быть, главная цель каждого человека убедить себя в том, что он создан для счастья, и его назначение творить добрые поступки? Это непросто, и у каждого свои методы…

От всей души поздравляю Владимира Ивановича с замечательной премьерой! Желаю фильму популярности, понимания, а Владимиру Ивановичу – здоровья, новых творческих замыслов и успешного их воплощения!

С большим уважением,

Елена Игнатовская

«Зеркало для героя»

Увиденный мной в этом году фильм Владимира Хотиненко "Зеркало для героя" (1987) стал одним из немногих, которые действительно произвели на меня впечатление. В основе сюжета - перенос двух главных героев во времени: из конца 80-х годов в 1949-й год и повторяющийся один и тот же день. Через несколько лет, в 1993-м году, в США снимут фильм с похожим сюжетом - "День сурка", но фильм Владимира Хотиненко глубже, гораздо глубже.

Этот фильм - об извечном конфликте отцов и детей. Тема отцов и детей, естественно, не нова, но в конце 80-х годов в нашей стране она приобрела дополнительную нагрузку. В конце 80-х я был еще мал и довольно смутно помню детали и тонкости того времени, но зато я отлично помню настроения того времени. Вдруг резко стало всё очень плохо. Со страниц авторитетных журналов и газет, с экранов телевизора, с киноэкранов навязчиво зазвучала одна мысль: мы живем в самой плохой стране, все предыдущие 70 лет наша страна жила неправильно, всё нужно менять, всё нужно ломать, так жить дальше нельзя, перемен требуют наши сердца.

Фильм начинается с ожесточенного спора главного героя со своим отцом. Конфликт того времени, конфликт молодежи и старшего поколения - это больше, чем противостояние возрастных групп. То была эпоха слома. Молодежь не захотела жить по-старому, жить так, как жили их родители. Ведь старшее поколение жило неправильно, а "вот мы сломаем эту сгнившую систему и заживем счастливо" (при поддержке добрых Соединенных Штатов). "Заграница нам поможет", - сказал однажды Остап Бендер при создании очередного мошеннического мероприятия.

Затем мистическим образом перенесясь в эпоху отца, главный герой проживает один и тот же день в шахтерском городке. Жаль, что перенос во времени - фантастичен. Мне кажется, это довольно отрезвляющая вещь. Ведь достаточно прожить совсем немного жизнью родителей, оказаться в их, так сказать, шкуре, пожить в ИХ эпоху - и вы совсем по-другому взгляните на самих родителей и на их время.

Финал картины оптимистичен. Главный герой разрывает, наконец, петлю времени, перерождается, возвращается домой и видит себя со стороны, помирившимся с отцом.

В общем, рекомендую всем для просмотра эту замечательную киноленту нашего земляка, Народного артиста Российской Федерации Владимира Хотиненко!

Ернар Шамбаев

Владимир Хотиненко о детстве в Павлодаре

Фрагмент из телепередачи "Монолог", подготовленной общероссийским государственным телеканалом «Культура» в 2012-м году. Известный кинорежиссер, почетный член правления Славянского центра Владимир Хотиненко рассказывает о своем детстве в Славгороде и Павлодаре.

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 4

Часть 4. «Крёстный, или Подарок ко Дню моего рождения»

Уже на съёмочной площадке  фильма «Мусульманин» судьба подарила мне ещё одну незабываемую встречу. Володя («Владимир Хотиненко» - прим. сайта) сказал, что на роль крёстного пригласил сниматься Ивана Бортника. Не могу сказать, что очень хорошо знала этого актёра в то время  – кто он и откуда? - но после фильма «Место встречи изменить нельзя» (роль Промокашки, сыгранной Иваном Бортником) прониклась к нему симпатией, после фильма «Зеркало для героя», где он сыграл  роль инженера Андрея Немчинова, я была потрясена глубиной передачи образа своего героя. Мне тогда казалось, что я этого актёра знала с детства – так удивительно он передал дух того времени. И вот «Мусульманин».

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 3

Часть 3. «Мама».

         Со времён великолепных актрис,  таких как Алла Тарасова, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Лидия  Смирнова,  не будем перечислять актрис среднего поколения, они все достойны больших определений как личности,  и  пожалуй,  трудно  было бы назвать имя такой же величины современности, если бы… Но вначале приведу пример высказывания только об одной актрисе, об Алле Тарасовой. О ней  сказала ещё одна  великая русская актриса  Фаина Георгиевна Раневская: «Она сумела воплотить женскую силу и красоту чувств на сцене театра, став поистине одной из «первых» актрис своего времени. От нее исходила… такая дивная прелесть, какую мне, уж поверьте моему слову, просто не приходилось встречать у других актрис». Уверена, если бы Фаина Георгиевна сегодня могла бы увидеть Нину Усатова, она бы воскликнула: «Вот достойная смена плеяды великих актрис!». Всё, что Раневская сказала об Алле Тарасовой, можно адресовать Ниночке Усатовой.

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 2

Часть 2.Федька

         Снимали фильм  «Мусульманин» в Рязанской области, жили  в городе Касимове и каждое утро выезжали на съёмки в деревню Урдово – 30 километров. Я работала целых три месяца на съёмочной площадке с удивительными людьми (и о них будет отдельный разговор – они стоят того). В мои обязанности  входило несколько функций: встретить актёров, разместить (некоторых), а когда они приходили в номер  к Владимиру  Ивановичу обговаривать сцены на завтра – угощать кофе, не мешая творческому процессу. Было интересно наблюдать за творческим процессом – я умею общаться молча, очень люблю репетиционные моменты!

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 1

 

Часть 1. Личный гримёр Евгения Миронова

«Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придет Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…» - это цитата из монолога героя фильма «Мусульманин» Николая  (роль которого исполнил Евгений Миронов). Она приводила всех на съёмочной площадке в состоянии слёз, ведь было сложное время – надо было выжить, моля Всевышнего о помощи. Мы с братом были воспитаны бабушкой в вере того, кто создал мир и приходит на помощь, если ты этого желаешь.  Это потом я услышала на съёмках эту фразу, а  молилась каждый день – в надежде, что даст Бог силы пережить ужас наступившего времени.  Я работала художественным руководителем филармонии, концертов не было, планы гастролей срывались, в самой филармонии происходили непонятные вещи, а жить надо было… На дворе стоял 1995 год. Ещё не было нашего Славянского центра.

Всё из детства (о Владимире Хотиненко)

Вот так случилось, что желая писать воспоминания о Владимире Хотиненко,  я никак не могла облечь это желание в форму практическую. То времени не хватало, то страх перед задачей возникал, ведь не писались же дневники, да и не фиксировали специально в памяти события, но, как говорят, – «всё из детства». Проходит время, и в разговорах с друзьями, знакомыми, учениками начинают всплывать отдельные эпизоды детства, юности и…  Хотя давно хотелось, чтобы кто-нибудь взялся писать книгу о Владимире Ивановиче, но, видно, не время было…

Татьяна Кузина в кино

Отрывок из фильма Владимира Хотиненко "Мусульманин" (1995) с участием Евгения Миронова, Нины Усатовой, Александра Балуева, Ивана Бортника и Владимира Ильина. В эпизодической роли - наша Татьяна Ивановна!