Блоги
Хатынь - памятник жестокости и бесчеловечности
- Апр42013
- Просмотры(15906)
Валентина Сотникова
Я очень сожалею о том, что так недолго была знакома с Александром Ивановичем Шиллером, замечательным человеком и незаменимым руководителем народного хора, организованного им в далеком 1957 году. Всего 3 с половиной года - с июня 1982 г. по декабрь 1985 г.
Мало где успела побывать с коллективом в гастрольных поездках. Но несмотря на столь короткий срок, в моей памяти всплывают всё новые и новые события тех далеких дней, будто боясь упустить что-то важное, значимое для меня и, надеюсь, для многих наших хористов.
В своей самой первой заметке я писала о том, как попала в хор, как Александр Иванович предложил мне свою песню "Иртышская лирическая" перед самой поездкой в Минск. Именно в этом городе он отходил на некоторое расстояние от того места, где нам предстояло давать концерт, ложился на траву и внимательно слушал, как поют его "дети". Но в этой поездке нам довелось совершить одну незабываемую экскурсию, которая произвела на меня настолько сильное впечатление, что я даже не совсем уверена, что смогу передать все краски тех событий...
Когда нам сказали, что нас повезут в Хатынь - мемориальный комплекс на месте бывшей деревни, которую фашисты сожгли дотла весной 1943 года, мы вмиг все стали очень серьезными. Про этот музей под открытым небом я слышала раньше - со мной в одном классе училась девочка, которую воспитывали дедушка с бабушкой в Белоруссии. С нами она училась только в старших классах, поэтому она рассказывала мне о Белоруссии очень много интересного, и про Хатынь я впервые услышала тоже от нее.
И вот мы поехали. Не помню уже, сколько времени мы были в пути, но по дороге мы останавливались и бродили по лесу, собирая какие-то ягоды. Есть даже фотографии. Едем дальше и вдруг видим на обочине - указатель к мемориалу. Сердце ёкнуло от ожидания чего-то очень важного для каждого из нас. У некоторых наших девочек глаза уже были на мокром месте. Подъехав ближе, мы увидели шестиметровую бронзовую скульптуру Непокоренного человека с мертвым ребенком на руках, которая возвышалась в самом центре мемориала.
Рядом - сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены дотла жители деревни. Бывшая улица выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. На месте каждого дома мы увидели 26 срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы. К каждому "дому" вела тропинка до открытой калитки, как бы приглашая всех желающих войти в этот дом.
На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. На самом верху каждой "печной трубы" печально звенящий колокол. Колокола звенят одновременно каждые 30 секунд. Мы шли от "двора" к "двору" молча, каждый по-своему переживал внутреннее потрясение от увиденного. Почти все плакали, представляя себе тот ужас, который довелось испытать всему белорусскому народу во время войны.
Потом мы подошли к единственному в мире "кладбищу деревень". 185 могил, каждая из которых символизирует одну сожженную деревню вместе с населением, 186-я - сама Хатынь. В центре каждого пепелища расположен пьедестал в виде языка пламени как символ того, что деревня была сожжена. Рядом - траурная урна, в которой хранится земля с места, где находилась стертая с лица земли деревня. На могилах написаны названия деревень.
Были там и "Деревья жизни" - это 433 деревни, которые были уничтожены вместе с жителями, но восстановлены после войны.
Стояли все, склонив головы, у Вечного огня. На траурном постаменте в трех углах расположены три березки. Вместо четвертой горит огонь - в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.
На братской могиле из белого мрамора - Венец славы. На нем наказ живым:
"Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину, и вас, дорогие! Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем - пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!"
На обратной стороне ответ живых - погибшим:
"Родные вы наши! Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею!"
Мемориал "Хатынь" - дань памяти около 3 миллионов беларусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал занимает площадь около 50 гектаров и повторяет планировку бывшей деревни. Этой экскурсии нам не забыть никогда!
(щелкните на изображении, чтобы увеличить его)
Через три года после нашей поездки, в 1985 году режиссером Элемом Климовым был снят двухсерийный фильм "Иди и смотри" с Алексеем Кравченко в главной роли. Фильм был снят на основе "Хатынской повести" Алеся Адамовича. В этой ленте повествуется о мальчике, который за два дня из энергичного подростка превращается в седого старика.
Когда я увидела этот фильм, я опять представила себе всю трагедию, которую пришлось пережить этому несчастному народу, так как Белоруссия была первой Советской республикой, с которой начала свой разрушительный и кровавый поход фашистская Германия. И где теперь тот Гитлер?!
А современная Беларусь живет и процветает. Лишь память всё снова и снова возвращает нас всех в то страшное, суровое время.
И пусть оно никогда не повторится!
P.S. Фрагменты из фильма "Иди и смотри" (не для слабонервных):
Комментарии
Хорошая статья, Валентина Ивановна!
Я не был в Хатыни, зато побывал в Брестской крепости - символе героизма и мужества наших солдат! Тоже производит неизгладимое впечатление. Еще и погода в тот день была пасмурная, вся атмосфера казалась тягучей, и казалось, что еще немного - и в мрачном небе покажутся бомбардировщики и послышатся взрывы!
RSS лента комментариев этой записи