Блоги

Букет полевых цветов

27 ноября в музее Анастасии Цветаевой отмечали день рождения книги. 30 лет исполнилось последнему прижизненному сборнику А.И. Цветаевой «Неисчерпаемое», который вышел в конце 1992 года, когда автору исполнилось 98 лет!

В нашем музее хранится экземпляр с автографом А.И. Цветаевой, адресованном невестке Нине Андреевне Трухачёвой. В нём Анастасия Ивановна сравнивает свою книгу с букетом полевых цветов:

 

Вот как писала о поисках названия подруга писательницы Ирина Сергеевна Исаева:

«Подарком судьбы для меня была издательская работа с большой, последней при жизни книгой А.И. Цветаевой. В ней мы собрали блестящие эссе о замечательных людях, с которыми Анастасия Ивановна дружила в разные периоды своей почти столетней жизни. Образы уже ушедших, но некогда близких для неё людей представлялись Анастасии Ивановне цветами, и она предложила назвать книгу «Цветы прошлого». «Они все были такие разные, как цветы. Отцветающие цветы или отцветшие цветы». Не сразу, но мне всё же удалось убедить её согласиться с предложенным мною названием «Неисчерпаемое». Но, не отказав мне, она осталась верна и своей версии.

…На первой странице подаренной самой себе книге она написала: «Себе на Рождество и Новый год 1993, как я всем о ней пишу – букет полевых цветов, написанный в зимние дни. А.Ц.»

В экспозиции музея представлена фотография, на которой А. Цветаева и И. Исаева (крайняя справа) в Прибалтике.

На встрече в музее собравшиеся познакомились с отдельными произведениями из книги. Л.И. Деркунская рассказала об очерке «Соловьиная кровь»:

 

Л.С. Прохорова посвятила своё выступление очерку «Мои переводы Лермонтова на английский язык»:

 

Романсы на стихи Лермонтова, музыку к которым написал Нами Гитин (Н.Г. Шафер) гости услышали в исполнении Клавдии Кузьминской. Подробно и интересно рассказала об очерке А. Цветаевой «Анне Герман» Т.С. Корешкова:

Мы посмотрели видеозапись с исполнением певицей романса «Гори, гори, моя звезда». Интересный факт сообщила Т.С. Корешкова: очерк Анастасии Цветаевой вошёл в книгу «Мы долгое эхо» (составитель Иван Ильичёв):

 

О годах войны на страницах книги «Неисчерпаемое» рассказала О.Н. Григорьева:

   «Всего трёх недель не дожила Анастасия Ивановна до 99 лет, а значит – только года до столетия, - писала И.С. Исаева. – Она прожила серебряный, железный, кровавый и смутный века. Но несмотря ни на что, состоялась как замечательная писательница, а главное, как Личность…»

 

 

 

Дерзайте, вы талантливы!

Продолжают поступать работы на Международный художественный конкурс ANiMA-2022, посвященный в этом году 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Напоминаем, что для получения анкеты участника необходимо написать на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , а затем по этому же адресу отправить заполненную анкету с личной подписью (за ребенка подписывает кто-то из родителей) и свою работу. Конкурс продлится до 15 декабря 2022 г.

Возраст участников не ограничивается. Поступают рисунки и от первоклассников, и от «серебряных волонтёров».

 

Рисунок Ратмира Дмитриева, 1-ж класс школы-гимназии №9.

 

Рисунок Мукс Валентины Махмутовны, члена студии арт-терапии «Палитра» Центра активного долголетия. 

 

Картина известного павлодарского художника Александра Ивановича Колодина «Печальны песни Крысолова» (по мотивам поэмы М. Цветаевой «Крысолов»).

Ждём ваших работ!

Встреча в школе

18 ноября в павлодарской средней школе № 35 состоялась встреча старшеклассников с поэтом, журналистом, директором музея Анастасии Цветаевой Ольгой Николаевной Григорьевой. Вместе с ней в школу пришли преподаватель педагогического университета, кандидат педагогических наук Галина Николаевна Старченко и студентка второго курса университета по специальности "Педагогика и психология" Айдана Ахметова. Ученики подготовили поэтическую программу, звучали стихи О. Григорьевой и произведения Марины Цветаевой. Стихотворение М. Цветаевой "Вчера ещё в глаза глядел" прочла Айдана Ахметова. Г.Н. Старченко рассказала о дружбе с музеем Анастасии Цветаевой. Частые гости музея - студенты ППИ, они защитили по цветаевским темам уже несколько курсовых и дипломных работ; студенты проходили творческую практику в музее. О.Н. Григорьева также рассказала о музее, читала стихи и отвечала на вопросы учеников. Встреча получилась очень тёплой и интересной. Гостям школы были вручены Благодарственные письма, а выступавшим - грамоты. Ольга Григорьева подарила школьной библиотеке свою книгу "Мой любимый Павлодар", а также преподнесла свои книги организатору встречи - преподавателю русского языка и литературы Манат Камельевне Аубакировой. Творческая дружба с этим замечательным педагогом продолжается уже много лет. Именно Манат Камельевна является автором ролика о музее Анастасии Цветаевой, который стал куар-кодом музея. 

Наш корр.

Дружба продолжается

Продолжается дружба нашего Цветаевского музея с павлодарским педагогическим высшим колледжем им. Б. Ахметова. Сегодня гостями музея были первокурсники со своим педагогом Асель Маданиетовной Смагуловой. Особенно интересен был для будущих педагогов рассказ об Анастасии Ивановне как о преподавателе английского языка. С интересом ребята узнали о том, что младшая внучка писательницы Ольга Трухачёва, которая родилась в Павлодаре, тоже училась в их колледже (тогда педагогическое училище). На "цветаевском фильмоскопе" мы посмотрели диафильм "Марина Цветаева". Студенты задали много вопросов. 

Посылка из Александрова

В год 130-летия Марины Цветаевой библиотечный фонд павлодарского музея Анастасии Цветаевой пополнился многими интересными изданиями. И вот ещё одна посылка! Её прислала давний друг нашего музея, учёный секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых в городе Александрове Владимирской области Эльвира Борисовна Калашникова. Кроме изданий, посвящённых Марине Цветаевой и её семье, здесь и по особому дорогие для нас экспонаты, к примеру, оригинал фотографии, на которой А.И. Цветаева вместе с И.А. Антоновой, директором ГМИИ им. Пушкина. 

Не было в наших фондах и раннего издания писем Георгия Эфрона. А ещё Эльвира Борисовна выслала две коробки длинных каминных спичек - для наших Цветаевских костров. Надолго хватит! Спасибо огромное! Приступаем к описанию новых поступлений!

 

Открывая Цветаеву...

Сегодня в музее Анастасии Цветаевой побывали студенты первого курса специальности "Казахский язык и литература" Павлодарского педагогического университета со своим педагогом Галиной Николаевной Старченко. Дружба музея и университета продолжается!

 

О чём поведали архивы

Замечательной книгой пополнился библиотечный фонд музея Анастасии Цветаевой. Это новая книга архивиста, исследователя и большого друга нашего музея Веры Дмитриевны Болтиной. В книге "О чём поведали архивы" опубликованы статьи, очерки, архивные документы, отражающие историю Павлодарского Прииртышья.

И, что нас нас особенно дорого - здесь напечатана статья "Анастасия Цветаева и Павлодар". В ней Вера Дмитриевна пишет о материалах, хранящихся в Государственном архиве Павлодарской области. Это воспоминания об А.И. Цветаевой Зои Петровны Щербинко; архив Юрия Моисеевича Резникова, в котором много автографов, писем писательницы. Приводятся в статье и воспоминания других павлодарцев, знавших Анастасию Ивановна. Опубликовано несколько фотографий. Кстати сказать, благодаря Вере Дмитриевне Болтиной, копии всех документов, связанных с А.И. Цветаевой, находящихся в Госархиве, есть сейчас  и в нашем музее.

Спасибо Вере Дмитриевне за такой замечательный подарок! 

 

О конкурсе ANiMA-2022

Положение о Международном художественном конкурсе ANiMA-2022, посвященном в этом году 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой, уже публиковалось на сайте Славянского центра.

Жюри конкурса (которое находится в Италии) приняло решение продлить срок его проведения. Работы будут приниматься до 15 декабря 2022 года включительно.
Ждём ваших рисунков!

О конкурсе

Художественный конкурс ANiMA

Итальянское слово “anima” в переводе на русский означает душа. Внутренний мир человека испокон веков привлекал поэтов, будоражил умы философов, заставлял художников всматриваться в лица. Портретисты иногда создают шедевры, которыми восторгаются писатели. В свою очередь писатели порой создают образ, который мы представляем гораздо ярче, чем обычный портрет. Недаром их называют художниками слова.
 
„Секундной стрелкой сердце назову, а душу - этим звёздным циферблатом!“ - пишет Марина Цветаева и тонко, как истинный художник, выстраивает нематериальное в визуальный ряд. Она неоднократно возвращается к этой теме в собственных стихах. Анастасия Цветаева также уделяет много внимания внутреннему миру и его естеству в своих трудах: "Мы не знаем, но чувствуем, что душа - а душа есть то, что бессмертно, - не может не чувствовать память людей - о себе..." Поэзия Марины и философия Анастасии о душе являются одной из фундаментальных тем их творчества. ANiMA - это аббревиатура (АНастасия И МАрина).

 

Конкурс ANiMA 2022 посвящен 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой.


 Тема конкурса ANiMA 2022 “Произведения Марины Цветаевой”.


На конкурс принимаются художественные работы с сюжетами и образами, которые встречаются в произведениях Марины Цветаевой.

Принимаются работы, выполненные в любых техниках (карандаш, масло, акварель, гуашь и т.д. или цифровые). В конкурсе могут принимать участие все желающие любого возраста, образования и гражданства.
Участие бесплатное.
Каждый участник имеет право представить на конкурс не более трёх работ. Работа должна быть нарисована непосредственно для участия в данном конкурсе, не должна содержать плагиата, т.е. не должна быть перерисованной.

Одновременно с материалами авторы предоставляют в оргкомитет анкету участника конкурса. В случае, если указанная в анкете информация представлена не полностью или недостоверна, работы к рассмотрению не принимаются. Если участник является несовершеннолетним, то анкета заполняется и подписывается родителем (с указанием данных ребенка как автора).
Для получения анкеты необходимо написать на электронный адрес:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Работы вместе с анкетой необходимо отправлять в отсканированном виде по электронной почте:   
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или приносить лично по адресу:

Музей Анастасии Цветаевой в Доме Дружбы, г.Павлодар, ул. Машхура Жусупа 35/1, оф.210  каждое воскресенье с  12.00  до 14.00 ч.

В отсканированном виде файл должен содержать в названии ФИО участника и быть в формате JPG высокого разрешения (не более 10 мб).
Оргкомитет не вступает в переписку с участниками, не имеет возможности информировать о получении их работ по почте и не всегда может ответить на письма заявителей. Работы не возвращаются и не рецензируются.

 

Подведение итогов, награждение


Специально созданное жюри оценивает работы по принципам: соответствия условиям конкурса, качества, оригинальности, отсутствия плагиата.
Решение жюри конкурса является окончательным и не может быть обжаловано. 
Итоги конкурса будут размещены на сайте после 15 декабря 2022 года. 
Оргкомитет не имеет возможности представить на сайте имена всех участников конкурса, будут размещены только работы победителей с указанием их автора. О месте и времени награждения победителей оргкомитет сообщит дополнительно. 

Лучшие работы награждаются дипломами победителей первой, второй и третьей степени и ценными призами.

Контакты
В случае проблем с перепиской или экстренных дополнительных вопросов с нами можно связаться по телефону:
8 - 702 304 23 27

 

 

Объявление

В связи с тем, что день 20 ноября 2022 года в Казахстане объявлен днём выборов Президента Республики Казахстан, мероприятие, запланированное в музее Анастасии Цветаевой на этот день, переносится на 27 ноября:

27 ноября, воскресенье – Книга Анастасии Цветаевой «Неисчерпаемое». К 30-летию со дня выхода. Музей, 12.00.

 

Петру Первому посвящается

6 ноября в Центре детского чтения им. С. Баязитова прошла историко-просветительская программа "Пётр Великий - один есть история", посвящённая 350-лнтию царя-реформатора. Организаторы встречи - Славянский культурный центр и Центр активного долголетия. Ведущими были ученики Русского класса Школы национального возрождения. Наталья Александровна Колодина подготовила слайд-фильм о разных сферах деятельности Петра Первого. "Образ Петра Первого в творчестве Марины Цветаевой" - так назывался доклад директора музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьевой. Интереснейшее сообщение о подвижниках царя-реформатора "Птенцы гнезда Петрова" подготовила В.И. Мятиш. Ученики читали стихи А.С. Пушкина, посвящённые Петру.

 

На выставке были представлены книги и материалы к 350-летию Петра, а также рисунки участников конкурса, посвящённого этой дате. В завершении мероприятия зам.председателя Славянского центра Лариса Валерьевна Хлопаева вручила Благодарственные письма участникам встречи за подписью председателя правления СЦ Татьяны Ивановны Кузиной.

Фото Л. Хлопаевой.

Каникулы? В музей!

2 ноября гостями музея Анастасии Цветаевой были ученики и педагоги 26-й павлодарской школы. С интересом слушали ребята рассказ о жизни и творчестве Марины и Анастасии Цветаевых, рассматривали экспонаты музея. Особенно понравились детям фильмоскоп, патефон и фотоаппарат "Любитель". Звучали стихи Марины Цветаевой в исполнении учеников и педагогов. Услышали гости в записи голос самой Анастасии Ивановны, оценили, как выразительно она читала стихотворения старшей сестры. Библиотекарь школы Ольга Викторовна Ерменкова прочла «Письмо детям» Марины Цветаевой:

«Милые дети!

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы — люди или нелюди, — как мы. Но говорят: что вы есть, что вы — особая порода, еще поддающаяся воздействию.
Потому:
— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же на худой конец — не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (NB! ряд примеров, которые сейчас опускаю.) У «всех» есть второе имя — никто, и совсем нет лица — пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) — отвечайте: «А я — кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — я. Не исчерпывайте их — их родительством.
Не осуждайте своих родителей нa смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда — рука не поднимется!
Увидя на дороге камень — уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе — в другом!) уберите.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь — не уступить!
Не отличайте себя от других — в материальном. Другие — это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.)
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут — свой останется.
Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.
Это у вас должно быть в руке — как у меня.
Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

Когда вам будут говорить: «Это — романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» — и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) — слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
— «Романтизм — это душа».

.........................

После экскурсии директор музея О.Н. Григорьева провела небольшую викторину, а победители получили в подарок её детскую книжку-раскраску.

Книги с автографами пополнили фонд

30 октября в музее Анастасии Цветаевой состоялась презентация новых поступлений. Среди них - книга Виктора Леонидова (Москва) "...стране, оставшейся в названиях"; книга Натальи Елизаровой (Омск) " Пепел сгоревшей звёзды" (о сыне М. Цветаевой Георгии Эфроне); восточно-казахстанский журнал "Кедр" с публикацией об А.Б. Трухачеве. Журнал подарил музею Илья Олегович Приходченко - поэт, педагог, член редакционного совета "Кедра".

 

 

Вернисаж в Москве

В Москве в Доме-музее Марины Цветаевой 6 октября была успешно открыта фотовыставка Татьяны Алексенко "Дорогами "Воспоминаний". Цветаевские места Италии".

Выступает литературный секретарь А.И. Цветаевой Станислав Айдинян.

Выступает сотрудница ДМЦ Мария Степанова

В своём выступлении Т. Алексенко говорила и о своём родном Павлодаре, о младшей внучке А. Цветаевой Ольге Трухачёвой, которая родилась  в нашем городе, о павлодарском музее Анастасии Цветаевой.

Фотовыставка вызвала большой интерес и высокие оценки публики. Звучала итальянская музыка, обстановка была душевной и дружеской! Выставка будет работать до 17 октября.

Наши поздравления Татьяне Александровне Алексенко!

37-ой Тарусский...

37 ЦВЕТАЕВСКИЙ КОСТЕР В ТАРУСЕ
ОБЪЕДИНИЛ 2 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА БОЛЕЕ 130 ЧЕЛОВЕК

С какими бы трудностями ни пришлось мне столкнуться на стадии организации этой культурной акции, но ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА МЫ, КОСТРОВИТЯНЕ, ПО ТРАДИЦИИ ВСТРЕТИЛИ В ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ОКТЯБРЯ!
Эта долгожданная встреча у костра (а он у нас, безусловно, мыслящий) одарила почти 3-х часовым общением, яркими переживаниями и чувством благодарности поэту Марине Цветаевой, актуальность творчества которой высветилось ещё более определенно.

Честь зажечь 37 Цветаевский костер была предоставлена (слева направо): Игорю Кулагину (г. Мытищи МО), Галине Сеничевой (г. Подольск МО) и Тимуру Мансурову (г. Таруса Калужской области)

Напомню, Цветаевский костер в Тарусе - родоначальник всех аналогичных действ не только в России, но и за рубежом. К слову, мне отписались цветаевцы из США и Канады, что Костры у них прошли достойно, на высоком уровне. В этом году получила приветствия нашему 37-му Цветаевскому от внучки Анастасии Цветаевой и внучатой племянницы Марины Цветаевой Ольги Трухачевой, а также от "костровых": барда, организатора частного музея Серебряного века и Аллеи русских поэтов и музы́кантов Юлия Зыслина (Вашингтон), поэтессы Маргариты Тарсиной (Ванкувер), филолога Елены Титовой (Вологда), скульптора, краеведа Александра Реутова (Амурск).
Стихи, песни, воспоминания, комментарии, дополнения, - во всем ощущался дух увлеченности творчеством и любовью к Марине Цветаевой.

Виктория Яншина и Екатерина Сафоненко

Эпиграфом послужило короткое стихотворение, написанное Цветаевой 100 лет назад:

***
До убедительности, до
Убийственности — просто:
Две птицы вили мне гнездо:
Истина — и Сиротство.

В начале активистами - ветеранами Костра прочитаны и откомментированны стихотворения 1922 года, в т. ч. из цикла "Бог", "Не похорошела за годы разлуки...", "Золото моих волос..." и другие (традиция, которая заключается в представлении публике стихотворений, написанных Мариной Цветаевой 100 лет назад, заложена нашей цветаевкой москвичкой Кирой Ивановной Элбакян лет 6-7 назад).


Костер был посвящен трем основным датам: помимо основной - 130 лет со дня рождения Марины Цветаевой, успели осветить 175-летие со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева. Так, в рамках темы "Цветаевы и Подмосковье" журналист Галина Сеничева рассказала о связи Цветаевых с окрестностями и самим подмосковным г. Подольск (здесь, в городском микрорайоне Дубровицы, Галина Сергеевна зажигает уже 20 лет Цветаевский костер).
В продолжение темы "Цветаевы и Подмосковье" экскурсовод Пушкинского музея-заповндника в Больших Вязёмах Виктория Заиченко рассказала о жизни Марины Цветаевой в подмосковном Голицыне и пригласила туда на третий Цветаевский костер.
Кроме того, также отметили 110-летие со дня рождения Ариадны Сергеевны Эфрон: исключительную роль дочери М.И. Цветаевой в сохранении и возвращении творческого наследия матери читателю на родине подчеркнула в своем выступлении сотрудник Мемориального музея-квартиры Марины Цветаевой в Болшеве (микрорайон г. Королев МО) Алена Трубицына.

С целым докладом выступил литературный секретарь Анастасии Цветаевой Станислав Айдинян (давненько его не было на Костре), который большую часть своего выступления посвятил многогранности и исключительности личности Анастасии Ивановны, что проявлялось до самых последних дней (а дожила писательница почти до 99 лет), включая участие в феминистическом конгрессе в Голландии, когда ей шел уже 98-ой год... Коснулся Санислав Артурович и уникальности главной книги А.И. Цветаевой "Воспоминания", в том числе и в плане владения автором русским литературным языком, создания исключительной атмосферы вовлечения читателя в оживающую на каждой странице жизнь частную, органично встроенную в исторический контекст...

 

Станислав Айдинян

Выступающим, безусловно, была важна реакция публики (в этом году было много новых лиц). Самым теплым образом отреагировали собравшиеся на такие стихотворения гениальной Цветаевой, как "Поколенье с сиренью" (Алена Трубицына), цикл "Деревья" (Марина Копрова, г. Пушкино МО), "Здравствуй! Не стрела, не камень..." (Валентина Хмарцеа, Москва),
"Любовь, любовь! И в судорогах..."
(Виктория Яншина).
Конечно, развернутую страницу памяти (годы берут своё...) посвятили ушедшим в мир иной цветаевцам (по профессиональной принадлежности и/или по призванию), начиная с истовой цветаевки Надежды Загайновой, скончавшейся после автомобильной аварии в ноябре 1992 года...
Напомню: две тарусянки - Надежда Загайнова и Надежда Шиянова - готовили Цветаевские чтения в Тарусе (в Москве собирал народ, в основном, знаток Цветаевой Александр Ханаков, ставший впоследствии на долгие годы - с 1986 по 2017 гг. - душой наших костровых бдений и, собственно, - основоположником Цветаевского кострового движения). Но мероприятие, предварительно согласованное с городскими властями и
назначенное на 6 октября 1986 года, подо что отводился местный клуб, так и не состоялось. Дело было так: когда приглашенные прибыли, а среди них и я (мне накануне позвонила знакомая, знавшая, что я "в теме", и что абы кому информацию не доверю, и сообщила - для своих - координаты, дату и время сбора), нас встретил висящий на дверях клуба амбарный замок... Часть людей уехала. Остальные, после экскурсии Нади Загайновой по Цветаевским местам Тарусы и посещения могилы Ариадны Эфрон, отправились на "хлыстовскую" поляну, примерно, в километре от Воскресенского храма. У зажженного костра обсудили ситуацию, послушали знатоков биографии и литературного окружения Цветаевой, погрелись у огня (помню, что озябла, хоть и была в маминой искусственной шубе), но главное - почитали-таки стихи нашей Марины!..
Да... А список скорбных потерь у нас  пополнился в декабре 2021 года, когда скончалась (ковид, инсульт) московский композитор, певица и невероятная оптимистка Ольга Кузьмичёва. Важно, чтобы костровитяне (этот термин придумала в 2016 году моя дочь Анна Яншина) знали и помнили о таких  цветаевцах, ведь музыкальное наследие выпускницы МГК им. Чайковского Ольги Владимировны Кузьмичёвой - более 700 песен, более 80 произведений - на стихи Марины Цветаевой.

В этот знаменательный день звучали и посвящения Кострам от участников этих народных литературно-музыкальных Цветаевских чтений - Игоря Кулагина (Шуйского) из подмосковных Мытищ, Екатерины Сафоненко (Таруса), Елены Бабий (Подольск). О своих книжках, вышедших в цветаевский 2022 год, рассказали Елена Бабий ,
Леонид Волков (Москва).
Поразительно, что за это удивительное трёхчасовое ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА мы так много успели! ...И про Бородино вспомнили (тоже - юбилей), и ближайшую дату календаря русской литературы не забыли: с днем рождения Сергея Есенина (3 октября) костровитян поздравил наш давний друг профессиональный певец Иван Зубарев из Москвы, исполнив романс "Клён ты мой опавший..." (Иван был  с женой, Ольгой Кузьминой, которая, как и ещё одна музыкальный педагог, Елена Волгина, читала цветаевские стихи 1922 года). И, конечно, по традиции, мы все вместе, а к финалу нас осталось человек сорок, исполнили гимн Цветаевского костра в Тарусе и прочли хором маленький шедевр Марины Цветаевой "Красною кистью..."!

СПРАВОЧНО
Выступили 16 человек. Поддержали событие - в среднем - более 130 человек (170 насчитали к середине мероприятия).
Оформление фотопланшетов и Приглашения - Виктория Яншина. Кстати, на обложку Приглашения вынесен мой снимок скульптуры сидящей Цветаевой - "маленькой бронзочки", созданной Ниной Матвеевой, которой в этом году исполнилось бы 90 лет... Нина Александровна, к слову, является автором памятника Марине Цветаевой, установленного в Борисоглебском пер. Москвы, напротив Дома-музея Марины Цветаевой.
-----
Наша особая благодарность руководству Дома отдыха "Серебряный век" за помощь в подготовке площадки, установку костра, обеспечение мебелью и инвентарем.
Отдельное спасибо за "звук" на мероприятии Игорю Кулагину (Шуйскому), за негаснущий огонь Тимуру Мансурову, а за роскошный букет ромашек - Екатерине Сафоненко.
Подводя итог, скажу, взяв за основу  цветаевскую строчку: МАРИНА с каждым Костром воскресает! А мы, костровитяне, после каждого Костра уносим в сердцах его жар и пламя до следующего ПЕРВОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ ОКТЯБРЯ !!!

P.S.  Самое ❤ СПАСИБО всем, кто причастен к сохранению Цветаевского кострового движения! И - совсем в завершение - от супруги Александра Васильевича Ханакова Людмилы Григорьевны - завет: "Главное, чтобы Цветаевские костры продолжались!"

Всего самого доброго!

С уважением, ведущая XXXVII Цветаевского костра в Тарусе (провожу пятый - подряд)

Виктория Яншина.


05.10.2022 г.
Город Балашиха МО

Публикация в "Кедре"

В восточно-казахстанском литературно-художественном и историко-краеведческом журнале "Кедр" №3 за этот год опубликована статья Ольги Григорьевой "Цветаевский след" в Восточном Казахстане". Она иллюстрирована фотографиями из фондов павлодарского музея Анастасии Цветаевой.

«Цветаевский след» в Восточном Казахстане

Неизвестные фотографии

   В Казахстане три города связаны с жизнью Анастасии Ивановны Цветаевой, талантливой писательницы-мемуаристки, автора известных «Воспоминаний», посвящённых старшей сестре – Марине Цветаевой.

   Это Павлодар, в который писательница приехала в 1957 году (после 17 лет сталинских лагерей и ссылки), и в котором с 2013 года в Славянском культурном центре работает музей Анастасии Цветаевой. Сейчас в музее более 4 тысяч единиц хранения, представлены личные вещи А.И. Цветаевой, рукописи, фотографии, книги из библиотеки писательницы и фонотека. Много материалов в музее по творчеству Марины Цветаевой, по окружению сестёр…

   Второй город - Кокшетау, где Анастасия Ивановны жила вместе со старшей внучкой Ритой в 1965 году, а потом описала это время в своей повести «Старость и молодость» (первоначальное название «Мой Кокчетав»). Сейчас в музее города Кокшетау представлена экспозиция, посвящённая жизни и творчеству А.И. Цветаевой.

   И, наконец, Риддер, Восточный Казахстан – наименее изученный период из жизни писательницы. В «Хронологическом обзоре жизни и творчества А.И. Цветаевой», который выпустил в 2010 году биограф писательницы Станислав Артурович Айдинян, в событиях 1935 года кратко указано: «Первая поездка на Алтай, в Восточно-Казахстанскую область, в г.Риддер, к сыну А.Б. Трухачёву, который работал там инженером-строителем». О второй поездке сведений нет, хотя, если сказано, что поездка первая, значит, были и ещё… Где работал Андрей Борисович, в какой организации, с кем общался – ответов не было.

   Поэтому сенсационными стали для нас фотографии, которые пришли недавно в павлодарский музей Анастасии Цветаевой из Санкт-Петербурга. В этом городе живёт Борис Израилевич Шульдинер – многолетний друг Анастасии Ивановны Цветаевой, а теперь и друг нашего музея. Борис Израилевич и прислал эти снимки.

   Но начнём с фондов музея. В них хранится письмо (оригинал) А.И. Цветаевой, адресованное «Ромуальду и Зиночке» и небольшая фотография Р.А. Завиновского с его автографом и надписью. Эти материалы передали нам биографы А.И. Цветаевой «Глебы» (Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина). Но до сегодняшнего времени этот персонаж – Ромуальд Антонович Завиновский – оставался для нас загадкой. Оказалось, он связан с биографией сына А.И. Цветаевой Андрея Борисовича Трухачёва, а именно с той её страницей, которая нас очень интересует – пребыванием Андрея Борисовича в Восточном Казахстане в 1935 году и поездкой туда Анастасии Ивановны.

   И вот Б.И. Шульдинер разыскал в Санкт-Петербурге дочь Р.А. Завиновского, и она передала в Павлодар  очень интересный материал, информацию и фотографии.

Вот её письмо:

«Завиновский Ромуальд Антонович в 1934 году окончил Гидротехнический институт (на тот период времени Ленинградский политехнический институт распался на отдельные институты по факультетам) и был направлен инженером-гидротехником на Алтай. Изыскательские работы под строительство ряда гидроэлектростанций вела организация «Алтайгидеб».

По воспоминаниям родителей и по фотографиям понятно, что в коллективе было много молодёжи. Ромуальд был избран секретарём комсомольской организации. Приезжие специалисты дружили с местными ребятами и девушками. В свободное от работы время ездили на лошадях в горы, устраивали пикники, купались. Всё же погода южного Алтая –  это не хмурый северо-запад.

На Ульбастрое Ромуальд подружился с несколькими молодыми людьми, в том числе с Трухачёвым Андреем Борисовичем. На Алтае же, в Усть-Каменогорске он познакомился со своей будущей женой – Зенковой Зинаидой Михайловной.

Там же Ромуальд Антонович познакомился с матерью Андрея Борисовича – Цветаевой Анастасией Ивановной, которая приезжала на Алтай к сыну.

На Ульбастрое Ромуальд Антонович пробыл меньше года, но впечатления от этого времени, память о нём, дружеские отношения сохранились на всю жизнь».

     Десять уникальных фотографий пополнили фонд музея. Снимок А.И. Цветаевой с сыном Андреем датирован октябрём 1935 года. «Алтай, Ульбастрой». На обороте шутливые стихи Андрея Борисовича:

«Всем молодым здесь в назиданье,

А может, в будущем и мне –

Не забывать родных желанье

Слить вместе жизнь.

О каждом дне

Делиться мыслью откровенно,

Писать родным не забывать.

И сделав в жизни шаг… смиренно

О том мамаше докладать!

Андрей, 1935 г.»

   На второй фотографии – трое красивых молодых людей. На обороте надпись: «Миша Соломатин, я (т.е. Завиновский Р.А. – О.Г.) и Андрей Трухачёв. Усть-Каменогорск, 1935 г.»

   Надпись А.Б. Трухачёва: «Рома, мы с тобой недавно встретились, но уже, кажется, старые друзья, и всегда понимаем друг друга с полуслова. Я бы очень желал, чтобы начавшаяся дружба продолжалась и окрепла, ни разу не будучи нарушена. Андрей, 1935 г.»

   Две фотографии – коллективные: выпуск Ленинградского гидротехнического института 1934 года (на нём в центре – Р. Завиновский) и «Ульбастрой. Коллектив сотрудников «Алтайгидеба», сентябрь 1935 г. На нём и Завиновский, и Трухачёв.

   На остальных снимках Андрей Трухачёв на фоне красот природы Восточного Казахстана демонстрирует с неизвестными девушкой и подростком акробатические фигуры. Снимки подписаны «Ульбастрой, 1935 год».

   Как бы хотелось узнать, что конкретно строила (проектировала) эта организация, сохранились ли следы пребывания А.Б. Трухачёва и А.И. Цветаевой в Риддере и Усть-Каменогорске? Может быть, краеведы Восточного Казахстана помогут разрешить эти вопросы…

                                          Памятник сыну

   Фотография А.Б. Трухачёва на Алтае (1934 или 1935 год) открывает книгу «Памятник сыну». На снимке – сетка из мелких квадратиков, которую сделала Анастасия Ивановна в лагерном бараке на Дальнем Востоке, когда работала над портретом сына.

   Эта книга была выпущена московским Домом-музеем Марины Цветаевой, и она без преувеличения уникальна. Уникальна хотя бы тем, что воспоминания о сыне написаны матерью, которой шёл в то время 99-й год… А кроме воспоминаний Анастасии Ивановны включены в сборник статьи тех, кто знал Андрея Борисовича, общался с ним. А ещё рассказы, рисунки и стихи самого А.Б. Трухачёва.

   Андрей Борисович умер 31 января 1993 года. Его смерть стала непоправимым ударом для матери. Она пережила сына всего на семь месяцев…

   В одной из последних записей, сделанных Анастасией Ивановной во время болезни, в больнице, в апреле 1993 года, говорится: «Наверное мне ангел-хранитель помогает – вспоминать. И будет день, час, когда пойму – всё. Готов Памятник Сыну. Где поставить? В сердцах людей. И тогда в печать.»

   Эти слова составители сборника взяли эпиграфом к нему. Увы, задуманная А.И. Цветаевой книга осталась не дописанной… Но составители – Ольга Андреевна Трухачёва, Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина подготовили оставленный А.И. Цветаевой материал к публикации, дополнили его воспоминаниями друзей, родных и знакомых. В 1999 году книга «Памятник сыну» вышла в свет.

   Мы рады, что в нашем павлодарском музее хранится экземпляр, в котором есть автографы составителей и многих авторов сборника. Теперь это и бесценная память… Г.К. Васильева, Г.Я. Никитиной, А.В. Пчелина, А.В. Ханакова, Д.А. Донской уже нет в живых…

                             «Была в его жизни сказка…»

   Он родился в 1912-ом, в один год с дочерью Марины Цветаевой Ариадной Сергеевной Эфрон. Оба были красивы, умны и талантливы, и будущее их виделось юным матерям блестящим и безоблачным… Но по судьбам Андрюши и Али  безжалостно прошёлся 20 век,  катком навалились сталинские репрессии… Андрей Трухачёв был арестован вместе с матерью 2 сентября 1937 года в Тарусе, Ариадна Эфрон 27 августа 1939 в Болшеве. Лагеря, ссылки, выживание, тяжёлая изнурительная работа… И, несмотря ни на что – творчество.

     Удивительно думать, что этот мальчик, который был любимым племянником Марины Цветаевой, видел Маяковского, Мандельштама, общался с «великим пролетарским писателем» Максимом Горьким, жил потом в Павлодаре целых 18 лет…

    В павлодарском музее хранится фотография коврика, который 15-летний Андрюша Трухачёв подарил Максиму Горькому. С ним связана целая история. Когда А.И. Цветаева в 1927 году побывала в Сорренто, в гостях у великого пролетарского писателя, она привезла сыну книгу «В людях», которую Алексей Максимович подарил Андрею. Тот не только прочитал книгу «от корки до корки», но решил проиллюстрировать её довольно необычным образом. Он начал вышивать коврик со сценой из книги. В качестве ответного подарка коврик был отправлен в Сорренто, и в одном из писем Горький не только поблагодарил Андрюшу за подарок, но и признался, что, когда он грустит о родине, он смотрит на коврик, висящий в его кабинете, и на сердце становится теплее… Прошли многие годы, свершились многие события, и о судьбе коврика Анастасия Ивановна и Андрей Борисович ничего не знали. И уже в конце двадцатого века он обнаружился в фондах музея М. Горького в Москве. Оказалось, что писатель, возвращаясь на родину из Сорренто, взял только самые любимые вещи. И среди них – коврик Андрюши Трухачёва. Спустя шесть десятилетий автор по приглашению сотрудников музея вновь увидел свою работу… На оборотной стороне холста большими буквами юным художником была выведена надпись: «Максиму Горькому обещанный подарок к юбилею. Андрюша Трухачёв». На лицевой стороне, на синей шёлковой окантовке внизу, красным шёлком вышито: «Сидя на тропе, она спокойно срезает корни грибов, а около неё… (М. Горький. «В людях», стр. 57). Сколько же времени и терпения потребовалось подростку для этой работы! И, конечно, творчества, мастерства! Как тонко передано очарование осеннего леса, и фигура бабушки, и напряжённо застывший волк, и паучок на серебряной паутинке, и улетающий клин журавлей… Несомненные художественные способности были у мальчика Андрюши.

   Судьба не дала этому талантливому человеку реализоваться в полной мере, но сквозь все тяготы жизни Андрей Борисович пронёс лучшие человеческие качества, а его таланты художника и поэта проявились в стихах и рисунках, посвящённых дочерям Рите и Оле, своим сослуживцам и сослуживицам…   Благодаря Ольге Андреевне Трухачёвой в павлодарском музее Анастасии Цветаевой хранятся сейчас многие экспонаты, посвящённые памяти её отца. И все они подтверждают её слова: «Была в его жизни сказка…» Он делал её сам, он придумывал сказку, чтобы отвлечься от нелёгкого быта, чтобы увлечь дочерей миром фантазии, поэзии, чуда!

     К примеру, хранится в музее простая пластмассовая тарелочка, а на ней приклеены две маленькие игрушечные калоши. Тарелочка сразу превратилась в интересный сувенир, а кукольные калошки стали сказочными – ведь за что-то их удостоили такой чести!

   Или гравюра Андрея Борисовича «Танцующий слонёнок», который Ольга Андреевна оформила под стекло и тоже передала павлодарскому музею. Эту гравюру А. Трухачёв подарил своей старшей дочери Рите на день рождения в 1954 году, сопроводив её стихами «Маргаритке», на тему «Алых парусов» Грина:

…И кончится детство над светлой лагуной,

Зовут паруса… Ну и что ж?

В их трепете алом ты, девушкой юной,

Дитя моё, счастье найдёшь.

     Это не просто рисунок, где и море, и кораблик с парусами, и берег, и танцующий слонёнок, и щенок. Это ещё и рисунок-загадка, на котором нужно было отыскать спрятавшуюся улитку!

     Стихотворение написано в Башкирии, куда он приехал после второго заключения. Девять лет Андрей Борисович провёл в лагерях и тюрьмах…

   Дорогой для нас экспонат – небольшая книга А. Трухачёва, его сказка в стихах «О больной слонихе…» Она была издана в Москве Домом-музеем Марины Цветаевой в 2012 году (рисунки автора, составитель О.А. Трухачёва), к 100-летию Андрея Борисовича. А в этом, 2022 году, 110-летие сына Анастасии Ивановны Цветаевой мы отметили большой встречей в музее, которую назвали «Талантливый сын талантливой матери».

Ольга ГРИГОРЬЕВА,

поэт, журналист, член Союза писателей Казахстана, член Союза российских писателей, директор павлодарского музея Анастасии Цветаевой.

На снимках:

Андрюша Трухачёв и дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. 1916 год.

А.Б. Трухачёв со старшей дочерью Ритой. Пихтовка, Новосибирская область, 1954 год.

А.Б. Трухачёв с младшей дочерью Ольгой. Павлодар, 1958 год.

Андрей Трухачёв и Анастасия Цветаева, Риддер, 1935 год.

А. Трухачёв с неизвестным подростком на фоне природы Восточного Казахстана, 1935 год.

В. Трухачёв, 1935. Снимок впервые был опубликован в книге «Памятник сыну».

                        Фото из фондов павлодарского музея Анастасии Цветаевой.

 

 

Писатель в гостях

Музей Анастасии Цветаевой посетил известный российский писатель, эссеист, драматург Евгений Анатольевич Попов. Он секретарь Союза писателей Москвы, вице-президент русского ПЕН-центра, один из создателей легендарного альманаха "Метрополь". Е. Попов дружил с Василием Аксеновым, Ахмадулиной, Вознесенским, Фазилем Искандером... В музее писатель встретился со студентами павлодарского педагогического университета, будущими учителями иностранных языков, которые вместе со своим педагогом Г.Н. Старченко были в это время на экскурсии. Евгений Анатольевич рассказал о своей встрече с Анастасией Цветаевой, в дом которой он приходил с Беллой Ахмадулиной...

Е. Попов, Г. Беспалова, О. Григорьева, Т. Корешкова

Со студентами педагогического университета

О НАШЕМ ГОСТЕ:

Первый рассказ «Спасибо» Евгений Попов опубликовал в 1962 году в газете «Красноярский комсомолец».

После окончания Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе (1968) работал геологом.

Первая серьёзная публикация в журнале «Новый мир» (1976) с предисловием Василия Шукшина принесла ему всесоюзную славу. Принятый в Союз писателей в 1978 году, Попов через семь месяцев и тринадцать дней был из Союза исключён за создание (вместе с Василием АксёновымАндреем БитовымВиктором Ерофеевым и Фазилем Искандером) легендарного неподцензурного альманаха «Метрополь», вышедшего на Западе и ставшего причиной последнего крупного литературного скандала «брежневской эпохи». В 1980 году преследовался КГБ как один из авторов и редакторов альманаха современной литературы «Каталог», опубликованного в США. В 1988 году восстановлен в Союзе писателей. В мае 1980 вошёл в «Клуб беллетристов».

Широко печатается как прозаик и эссеист в российских журналах, альманахах, газетах «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Весть», «Зеркала», «Вестник новой литературы», «Вестник Европы», «Огонёк», «Согласие», «Дружба народов», «Континент», «Октябрь», «Столичная вечерняя газета», «Эсквайр», «Взор», «Сноб», интернет-издание «Грани.ру» и др.

Является секретарём Союза писателей Москвы, одним из основателей и вице-президентом Русского ПЕН-центра, ассоциированным членом Шведского ПЕН-центра. Отмечен премиями журналов «Волга» (1989), «Стрелец» (1995), «Знамя» (1998), «Октябрь» (2002), премией Союза писателей Москвы «Венец» (2003), памятным знаком венгерского Министерства культуры «Pro cultura Hungaria» (2005).

В 2011 году Евгений Попов в соавторстве с Александром Кабаковым издал книгу воспоминаний «Аксёнов». Автор труда «Социализм и судьба России».

Знал Катаева, Паустовского, Михалкова, Алексея и Георгия Марковых, Алена Роб-Грийе, Умберто Эко, Петера Эстерхази, Шукшина, Высоцкого, Окуджаву; дружил с Василием Аксеновым, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Фазилем Искандером.

Встречи после Костра

В средней школе села Заря Павлодарского района состоялась встреча с поэтом, журналистом, директором музея Анастасии Цветаевой Ольгой Григорьевой и гостьей павлодарского Цветаевского костра из Новосибирска Еленой Стражелковской. 

Состоялось вручение Благодарственных писем и книг двум участникам 18-го Цветаевского костра, одиннадцатиклассникам Диляре Айдархановой и Алтынбеку Сыздыкову.

О.Н. Григорьева представила издания музея Анастасии Цветаевой и подарила их, а также свои поэтические книги школьной библиотеке.

Елена Николаевна Стражелковская рассказала о своих работах - карандашных портретах Анастасии Цветаевой и Павла Антокольского, которые опубликованы на обложке материалов павлодарской 9-ой Цветаевской конференции, о других своих работах.

Гости ответили на многочисленные вопросы шестиклассников, а ученики читали стихи М. Цветаевой и О. Григорьевой. Очень тёплой и содержательной получилась встреча!

 

Выставка в Москве

Поздравляем нашу землячку Татьяну АЛЕКСЕНКО с выставкой в Москве!
 
«Дорогами “Воспоминаний”». Цветаевские места Италии. Фотовыставка Татьяны Алексенко
Вход по бесплатным билетам, оформленным на mos.ru, на вернисаж – по приглашениям.
6+

 

С 4 по 16 октября 2022 года в зале «Кафе поэтов» Дома-музея Марины Цветаевой пройдет фотовыставка работ Татьяны Алексенко «Дорогами “Воспоминаний”». Вернисаж состоится 6 октября в 19.00 (вход на вернисаж по приглашениям; 12+)

Фотовыставка «Дорогами “Воспоминаний”» посвящена истории пребывания сестер Марины и Анастасии Цветаевых в Италии. В основу экспозиции легла книга «Воспоминания», на страницах которой Анастасия Ивановна подробно описывает свои поездки в страну яркого солнца и лазурного моря. Еще маленькими девочками они с сестрой влюбились в Нерви и Геную. На снимках запечатлены увековеченные в цветаевских стихах скалы, на которых сестры познали первый опыт свободы, приключений и тайно нарушенных запретов, и «Русский пансион», где они жили вместе с матерью. Во вторую поездку по Италии Анастасия Ивановна посетила несколько городов, среди которых были Венеция, Рим, Флоренция. Она вернулась в Геную и в так горячо любимый с детства городок Нерви. Третья поездка – в Сорренто к Максиму Горькому – тоже была насыщена впечатлениями. На фотографиях представлена вилла Сорито, в которой жил писатель в это время, и до сих пор сохранившийся ресторанчик в Неаполе, где они вместе обедали.

Целью фотовыставки стало не только запечатление фактов и мест, связанных с путешествиями Цветаевых по Италии, но и передача общей атмосферы и эмоций, которые остались в памяти и о которых с теплотой и ностальгией Анастасия Ивановна пишет в своих мемуарах:

«Италия! Маме – страна ее выздоровления, Лёре – радованье красотой неба, моря, молодостью и вдумчивость в странные повороты судьбы; папе – с юности ведомая ему страна древности и ее памятников, которые он собирался вновь посетить, встав от постели выздоравливающей мамы. Страна прославленного искусства, “сокровищница мира”, “бесценная диадема”, раскинувшая под лиловым небом свои жемчужины – Рим, Флоренцию, Венецию, Милан, Падую, Помпею… Нам – страна впервые обретенной свободы на грифельных скалах над зеленью средиземных волн, запах жженых пиний и “фрутти димаре”, вкус сорванного с ветки апельсина, горсти сушеного винограда. Вдруг раздающиеся под окнами звуки оркестра, бродячие музыканты, их серенады, тарантеллы, “Санта-Лючия” и “О соле мио”, топот срывающихся вниз по лестнице ног; страна внезапно нам подаренного итальянского dolce far niente (сладость ничегонеделания)!»

Татьяна Алексенко – фотожурналист, переводчик (эксперт-инспектор ТПП). Член Союза журналистов Республики Казахстан. Член FIAF (Итальянская федерация фотографов и фотоассоциаций). Член QazaqGeography. Член FISAR. С 2014 по 2016 год – президент Ассоциации ALA (организатор Фестиваля фильмов об искусстве Asolo Art Film Festival, Италия). C 2016 года – президент Культурной ассоциации Ghep Art. Автор методического пособия «Фотография как инструмент развития речи» (на итальянском языке). Сотрудничает со многими итальянскими, российскими и казахстанскими изданиями. Куратор и участник многочисленных коллективных и персональных выставок, арт-проектов, биеннале в Италии, Германии, Казахстане, России, Тайланде и т.д.

В Доме-музее Марины Цветаевой фотохудожник выставляет свои работы впервые.

Часы работы выставки:

вт., ср., пт., сб., вс.: 12.00–19.00

чт.: 12.00–21.00

Ждем вас с 4 по 16 октября 2022 года в зале «Кафе поэтов» Дома-музея Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: + 7 (495) 695 35 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

В день рождения Анастасии Ивановны

День рождения Анастасии Ивановны Цветаевой (27 сентября) сотрудники музея отметили душевным чаепитием с гостями, приехавшими на 18-й павлодарский Цветаевский костёр из Италии, Москвы, Омска и Новосибирска!

18-й состоялся!

«Золотое чудо дня…»

    В 18-й раз в Павлодаре прошёл традиционный осенний музыкально-поэтический праздник – Цветаевский костёр. В этом году как никогда порадовала погода – был солнечный безветренный жаркий день золотой осени. Более двухсот горожан и гостей города собрались у Цветаевского костра. Каждый из них получил в подарок эмблему праздника.

    Ведущая концертной программы, председатель Славянского культурного центра Т.И. Кузина рассказала, что во многих странах мира зажигаются в эти осенние дни костры памяти сестёр Цветаевых, как символ их творчества, их горения, как символ бессмертия души. Костры объединяют людей разных национальностей и вероисповеданий. Мы счастливы, что наш Павлодар стал яркой Цветаевской точкой на литературной карте мира. 18 лет жизни замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой были связаны с нашим городом. Вот в этом Ленпарке, - сказала Т. Кузина, - она любила гулять со своими внучками Ритой и Олей, и на нашем 15-ом костре мы открыли памятную доску в честь Анастасии Ивановны Цветаевой. На наших праздниках мы всегда говорим  о творчестве Анастасии Цветаевой и читаем стихи её великой старшей сестры Марины. А сегодняшний костёр посвящён круглой дате – 130-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой.

    Право зажечь 18-й Цветаевский костёр было предоставлено внуку Анастасии Ивановны Цветаевой – Геннадию Васильевичу Зеленину; старожилу города, педагогу, которая общалась с А.И. Цветаевой Гуляре Шамилевне Чистяковой; основателю движения павлодарских Цветаевских костров, поэту, журналисту Ольге Григорьевой. И в знак преемственности традиций - представителю молодёжи Ангелине Левиной, лидеру молодёжного движения Славянского центра.

 

   С января 2013 года в Славянском центре работает музей Анастасии Цветаевой. Огромную помощь в работе музея оказывает младшая внучка Анастасии Ивановны Ольга АндреевнаТрухачева. Сейчас она живет в Америке и прислала приветствие павлодарскому костру. Как всегда, много приветствий пришло в адрес нашего костра. Т.И. Кузина зачитала приветствие от внучки, а также из Эстонии и из Вологды.

    К 18-му костру была подготовлена фотовыставка «17 мгновений костров». Яркие моменты предыдущих встреч в Ленпарке были запечатлены разными фотографами, а отпечатать эти фотографии помог член правления Славянского центра, замечательный фотомастер Александр Пархоменко.

 

На одной из фотографий – актриса павлодарского драмтеатра имени Чехова, большой друг Славянского центра Халима Хазиева. Она открыла концертную программу праздника стихами Марины Ивановны Цветаевой. Актриса рассказала, как в юности переписывала стихотворения Цветаевой в тетрадки (так как невозможно было найти в библиотеках её книги), и вот эти рукописи она решила подарить павлодарскому Цветаевскому музею. Директор музея О.Н. Григорьева с благодарностью приняла этот подарок.

     Стихи Марины Цветаевой звучат в эти осенние дни на разных языках мира. Перед павлодарцами выступила наша землячка, журналист, переводчик, фотомастер Татьяна Алексенко, которая сейчас живёт в Италии. Горожане помнят её замечательный проект «Дорогами «Воспоминаний». Цветаевские места Италии». Выставка с успехом демонстрировалась в прошлом году в нашей областной библиотеке, в начале сентября Татьяна Александровна представила свой проект в Новосибирском «Доме Цветаевой», а на 6 октября запланировано открытие этой фотовыставки в Москве, в Доме-музее Марины Цветаевой. Татьяна прочитала стихи Марины Цветаевой на итальянском языке. А на казахском языке стихи Марины Цветаевой прозвучали в исполнении Ангелины Левиной.

 Творческое наследие Марины Цветаевой велико и многогранно. Это стихи, поэмы, биографическая проза, дневники, письма… Как и многие поэты XX века, она не прошла в своем творчестве мимо сокровищницы русского фольклора. Так, поэмы М. Цветаевой «Царь-Девица», «На Красном коне», «Переулочки», «Молодец» — объединены темой народной стихии. И многие её стихи напоминают русские народные песни. Наверняка бы понравилось Марине Ивановне выступление ансамбля казачьей песни «Поречье».

 

 Великолепно выступил ансамбль «Воля», которого зрители не хотели отпускать со сцены.

     В программе Цветаевского костра этого года участвовали как никогда много школьников и студентов. Это значит, Цветаевские традиции города и области будут продолжаться.

Проникновенно читали стихи ученики павлодарских школ № 9, 23, лицея № 8, ученики школы № 2 города Аксу, школьники из села Заря, студенты педагогического высшего колледжа им. Б. Ахметова и педагогического университета. Из Железинского района приехала на Цветаевский костёр замечательный педагог Жанар Абаевна Жамбусинова.

   В мае этого года музей Анастасии Цветаевой провёл уже 10-ю Цветаевскую читательскую конференцию. А по итогам предыдущей конференции был выпущен сборник статей. На его обложках – карандашные портреты Анастасии Цветаевой и поэта Павла Антокольского, о творчестве которого тоже шла речь на конференции. Авторский экземпляр сборника Т. Кузина вручила  гостье из Новосибирска, автору этих портретов Елене Николаевне Стражелковской. А Елена Николаевна в ответ тоже прочла стихи Цветаевой.

 

    Звучали песни на стихи Цветаевой и стихотворения, посвящённые ей. Галина Юнеман, руководитель ансамбля «Славянки», исполнила свои песни. Ольга Григорьева прочла своё посвящение Марине Цветаевой:

Гроздья красные рябины,

Золотое чудо дня.

День рождения Марины –

День рождения меня…

    Стихи-посвящения Цветаевым читали Наталья Борисовская и Наталья Ли.

    Именно в день проведения костра, 25 сентября, исполнилось бы 85 лет павлодарскому поэту Виктору Гавриловичу Семерьянову. Он был постоянным участником Цветаевских костров, не раз выступал на этих праздниках и посвящал им свои стихи. Сотрудник Дома-музея Павла Васильева, одна из основательниц Цветаевских костров и музея Анастасии Цветаевой Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала об участии поэта в цветаевском движении, о цикле мероприятий, который провёл к его юбилею Дом-музей Павла Васильева. Бард Валентина Шалденкова исполнила песню на стихи Виктора Семерьянова «Цветаевский костёр».

    Больше двух часов длилась поэтическая встреча, и людям долго не хотелось расходиться…

    А завершился праздник словами Анастасии Ивановны Цветаевой из её книги «Королевские размышления»: «Люди, будьте добрей! Будьте проще, не надо ни гордости, ни вражды! Не надо… К ненавидящему вас — простирайте руки! Оскорбившему — улыбайтесь влюблённо! Живите пламенней! Дышите глубже! Будьте, как птицы небесные!»

 

Юрий ПОМИНОВ.

Фото Елены ИГНАТОВСКОЙ.

(«Звезда Прииртышья», 27 сентября 2022 г.)