Блоги

Многоликая Ася

(2 голоса)

12 января в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра открылась выставка «Портреты Анастасии Цветаевой».

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…

Стихотворением Николая Заболоцкого «Портрет» открыла встречу Галина Васильевна Рудишева.

 

На выставке в музее представлено 19 портретов А.И. Цветаевой двенадцати авторов. Это Галина Беспалова, Ирина Кузнецова, Гульмира Агибаева, Ирина Абрамова, Алина Чепчина (Павлодар), Адильжан Муса (Алматы), Анна Бутакова, Валерий Чурик (Москва), Аида Лисенкова-Ханемайер (Подмосковье), Елена Стражелковская (Новосибирск), Юрий Шкваренко (Чукотка, пос. Билибино), Геннадий Шарый (Минск).

Анастасия Цветаева и сама была неплохим портретистом. Директор музея О. Григорьева продемонстрировала портреты, сделанные рукой писательницы, опубликованные в альбоме «Всех цветов палитры…» В годы репрессий, в сталинском лагере, в бараке Анастасия Ивановна спасалась тем, что рисовала портреты находящихся рядом с ней женщин и по памяти – своих близких людей…

 

Самое большое количество портретов А.И. Цветаевой создала художница Ирина Владимировна Бржеская (1909-1990). За годы дружбы с писательницей она нарисовала 24 её портрета, а также её портреты с Е.Ф. Куниной и внучкой Олей. Собравшиеся увидели портреты Бржеской в альбоме «Ирина Бржеская. Живопись», где опубликован очерк А. Цветаевой о художнице под названием «Вся сложность чувств».

 

Какой же была в жизни А.И. Цветаева? Каждый человек, а тем более художник, видел её по-своему… О. Григорьева зачитала несколько штрихов из словесных портретов Анастасии Ивановны. Пожалуй, наиболее точно охарактеризовал её Александр Ковальджи в статье «Многоликая Ася»  (из книги «Последний луч Серебряного века»):

«У Анастасии Ивановны было много лиц-выражений и стилей общения: при слушании стихов, во время молитвы, в общении с кошками и собаками, в воспоминаниях о ссылке, в беседах о Марине Ивановне, в наставлениях о семейной жизни…, в разговорах о пище земной, в историях о любви, в письмах. При этом она натура цельная, как Земля, у которой есть и горы, и пустыни, и океаны. Описать все эти «лица» мне не под силу – могу лишь наметить некоторые из них…»

Ю.И. Гурфинкель:

«…её нередко фотографировали, и чаще всего неудачно: какая-то бытовая заземлённость. «Бабушка» из дома престарелых. Редко кому удавалось передать необыкновенность её лица, напряжённость работы мысли – всё то, что с первого же мгновения так бросалось в глаза.

…Сконцентрированность энергии. Горбоносая, с волевым, как у Данте, подбородком».

Е.Х. Гильманов:

«Хозяйка, маленькая, хрупкая, милая, очень похожая на добрую сказочную волшебницу…»

В.И. Битюцкий:

«Передо мной была маленькая старушка с чистым просветлённым открытым лицом и седыми, почти прямыми, волосами, скобками охватывающими лицо…»

Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина:

«…Сухонькая старушка в сером пальто и старосветски выглядевшей на ней шерстяной спортивной шапочке, покрытой сверху серым платком. Она… шла быстро, лёгким не по возрасту шагом, слегка  опираясь на толстую палку».

Б.М. Ройтблат:

«…Вдруг мы увидели Цветаеву. Старушка на просёлочной дороге. Можно потрогать сукно. Можно потрогать мебель. Можно потрогать историю. Я смотрел на Цветаеву. Я трогал историю.

Ростом Цветаева была как птичка. Птичья головка. Проворный носик. На голове – шапочка с бантиком. На Цветаевой было зелёное осеннее пальтишко. На тонких ножках Цветаевой были толстые коричневые чулки».

Д. Нормет:

«Изящная бесплотная женщина небольшого роста, неопределённого возраста…»

Л.И. Джигуль:

«…Небольшого роста худощавая женщина с добрыми и строгими, смотрящими в душу глазами»

В.И. Исаянц:

«Я ждал в мастерской недолго и скорее почувствовал, чем увидел невысокого роста женщину, очень сухую, с седой прядью. В осанке угадывалось сходство сестёр, и потому чувствовалась неповторимость происходящей здесь встречи»

Б.И. Иовлев:

«Маленькая, сухонькая Цветаева была так легка, что я почти не почувствовал, как она села. Седые редкие волосы её были аккуратно расчёсаны. Мягкая, располагающая собеседника улыбка озаряла морщинистое лицо, на котором выделялись добрые, близоруко прищуренные глаза. Анастасия Ивановна напомнила мне мою старую мать»

Во многих портретах, представленных на выставке, привлекают к себе глаза Анастасии Ивановны, как и в словесных портретах современников. И ещё – руки. Станислав Айдинян, литературный секретарь А. Цветаевой, писал о ней: «…В ней замечалась углублённая осмысленность. Подбородок на руку. Негустые седые волосы чёлкой падают к подбородку. Рука на книгу, пальцы узловаты, подписывает очередную дарственную, которую заканчивает неизменно: Храни Вас Бог!» Эту цитату из послесловия С. Айдиняна к новому изданию романа А. Цветаевой «Amor» (2024) озвучила на встрече Т.С. Корешкова, заметив, что иллюстрацией к этим словам вполне могут стать портреты Ирины Кузнецовой и Адильжана Мусы.

 

В музее хранится уникальная серия самиздатовских книг «Первая встреча», выпущенных биографами А.И. Цветаевой Г.К. Васильевым и Г.Я. Никитиной. Ещё несколько штрихов словесного портрета писательницы прочла из неё О. Григорьева.

Елена Камбурова:

«…Я не могла отвести взгляд от лица Анастасии Ивановны. Такой внутренний покой, такой свет и такая загадка в глазах!»

Н.С. Левченко:

«Анастасия Ивановна – невысокая, худенькая, подвижная, обаятельная, общительная женщина. В устной речи она лаконична – нет той цветистости, которая характерна для её письменной речи»

Н.П. Леонтьев:

«Дверь открыла женщина преклонного возраста с живыми лучистыми глазами…»

В.Ф. Гаврилова:

«…Я растерялась под устремлённым лучезарным взглядом её ясных мудрых глаз в замысловатой сети тонких морщинок»

Алла Боброва:

«Анастасия Ивановна поразила меня своей хрупкостью и миниатюрностью и небесным цветом глаз, хотя сама она утверждала, что её глаза – цвета солёного огурца, а у Марины – глаза спелого крыжовника. Так видно оно и было в их молодые годы»

На портрете Ирины Абрамовой глаза Анастасии Ивановны голубые. Так представила себе художница образ писательницы…

Павлодарские авторы поделились своими историями создания портретов. Так, Галина Яковлевна Беспалова запечатлела момент, когда «бабушка Ася» дарит ей первые в её жизни акварельные краски, привезённые специально Анастасией Ивановной из Москвы для талантливой соседской девочки…

 

Художница Ирина Кузнецова сказала, что на создание портрета писательницы её вдохновила книга-альбом, выпущенная павлодарским музеем – «Цветаевские кошки». На портрете И. Кузнецовой писательница с котом.

Г. Беспалова и Г. Агибаева подарили музею свои работы, а Ирина Абрамова (чьи картины уже в фонде музея) вручила в подарок Славянскому центру картину на шёлке Марии Кожевниковой "Танец вдохновения".

Участникам выставки были вручены благодарственные письма от музея и подарки от Славянского центра – книги о художниках.

 

 

 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии