Блоги

Читаем вслух

7 февраля отмечается Всемирный день чтения вслух. Славянский центр отметил эту дату чтением книг, посвящённых 80-летию освобождения блокадного Ленинграда. Молодёжь и старшее поколение Центра читали стихи Ольги Берггольц и Джамбула Джабаева, Даниила Гранина, Павла Лукницкого, Александра Чаковского.

Одним из главных свидетельств страшных лет блокады стала «Блока́дная кни́га» (1977—1982) — документальная хроника блокады Ленинграда, написанная в соавторстве Даниила Гранина с Алесем Адамовичем. Авторы собрали 200 рассказов блокадников, которые были записаны на магнитофонную ленту. Общий объём материала составил 4000 страниц. Впервые часть её была напечатана с купюрами в журнале «Новый мир» (№ 12 за 1977 год, «Главы из блокадной книги»), опубликована книга была в 1979 году с последующими переизданиями.

О том, как Даниил Гранин вместе с Адамовичем собирали материал для своей книги, мы прочитали в мемуарах Даниила Гранина «Причуды памяти».

Из трёхтомника Павла Лукницкого «Ленинград действует» мы прочли фрагмент очерка из третьего тома под названием «Пароход «Казахстан» - о героическом экипаже парохода, когда оставшиеся в живых семь человек команды под непрерывным огнём фашистов смогли спасти в трагическом переходе от Таллина до Кронштадта две тысячи человек… На долгий период блокады этот искорёженный бомбёжками пароход остался в Ленинграде. И уцелевшие моряки «Казахстана» в сентябре  1943 года решили восстановить судно. Они почти всё делали вручную, к тому же немцы, следившие за их работой через стереотрубы, часто обстреливали пароход. Это было чудом и подвигом – в блокаду, голодными, истощёнными людьми пароход был полностью восстановлен. В мае 1944 года «Казахстан» встал у пирса, и капитан Беклемишев доложил наркому Морского Флота, что пароход готов выйти в рейс для выполнения любого боевого задания!

Каждый из присутствующих выбрал какой-то отрывок из представленных книг и с выражением читал его. Трагедия осаждённого Ленинграда взволновала каждого, присутствующего на встрече.

Читает Елизавета Красноперова

Читает Кирилл Смирнов

Читает Кирилл Журавлёв

Читает Артур Графиков

О самоотверженном труде железнодорожников в снабжении осаждённого города, в эвакуации блокадников написано в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне».

Молодёжь заинтересовалась уникальной книгой «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда». В этом объёмном труде описывается, как защищали, маскировали памятники  архитектуры во время блокады; какой огромный труд был проведён после войны по восстановлению шедевров города на Неве – зданий, дворцов, церквей.

А современное издание «Санкт-Петербург и пригороды» убеждает, каким чудом архитектуры стал город, который Гитлер своим приказом хотел «снести с лица земли»… Обороне и блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны посвящены сейчас в городе как отдельные памятники (обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания и другие), так и грандиозные мемориальные комплексы. Это «Монумент героическим защитникам Ленинграда» на площади, завершающей Московский проспект, и Пискаревское мемориальное кладбище, которые являются одновременно и  музеями. На кладбище захоронено более 450 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих.

Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью:

С 8 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803 человек.

По гранитным ступеням лестницы, ведущей от Вечного огня посетители выходят на главную аллею протяжённостью 480 метров, которая ведёт к величественному монументу «Мать-Родина». На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

Стихи Ольги Берггольц читает Л.В. Шейда

Подарок из Москвы

 

Московский Дом-музей Марины Цветаевой выпустил солидный сборник «Статьи. Исследования. Публикации» Екатерины Ивановны Лубянниковой (1953-2021) – известного цветаеведа, исследователя творчества Марины и Анастасии Цветаевых, лауреата премии имени Марины Цветаевой. Тираж сборника небольшой, и как мы рады и благодарны другу нашего музея, крестнице А.И Цветаевой Ирине Дмитриевне Карташевской за то, что она купила в московском музее и выслала в Павлодар этот сборник!

Анастасии Ивановне Цветаевой посвящено в книге несколько интереснейших публикаций: «Рецензии на ранние книги А.И. Цветаевой»; «А.И. Цветаева. Письмо  к отцу»; «Из неизданной переписки сестёр Цветаевых». Екатерина Ивановна была, без преувеличения, уникальным исследователем – столько «цветаевских открытий», архивных находок, затем подробнейшим и тщательнейшим образом прокомментированных! Среди цветаеведов ходила добрая шутка: у Лубянниковой комментарии всегда больше публикаций! А сколько в этих комментариях бесценной и абсолютно надежной, проверенной информации!

Как мы были благодарны Е.И. Лубянниковой за участие и помощь при издании книги переписки А.И. Цветаевой и В.Я. Ионаса, которую выпустил павлодарский Цветаевский музей в 2023 году. Работа была долгой и кропотливой. Мы созванивались и переписывались с Екатериной Ивановной, уточняя какие-то детали, факты, фамилии… Увы, она не увидела изданной книги. Её неожиданный уход в августе 2021 года стал для всех большим ударом, невосполнимой утратой.

Кстати, Е.И. Лубянникова фигурировала и в другой книге, изданной павлодарским музеем Анастасии Цветаевой в 2017 году. Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина (А. Цветаева называла своих помощников и биографов «Глебы») передали  в музей рукопись своей книги «Встречи-свидания с Анастасией Ивановной Цветаевой». Вот что было написано в именном указателе книги о Лубянниковой: «Окончила физический факультет ЛГУ. Работала программистом. Имеет ряд публикаций по специальности. Увлекшись творчеством и личностью М. Цветаевой, вступила в переписку с А.И. Цветаевой и лично познакомилась с ней в 1974 году. Исследования эпистолярного наследия М. Цветаевой быстро ввели Лубянникову в круг филологов-цветаеведов, и в 1970-1980-е годы она создаёт уникальную картотеку по этой теме. За три десятилетия работы Е. Лубянникова стала одним из самых уважаемых знатоков жизни и окружения М. Цветаевой. Сохранилось 168 её писем к А.И. Цветаевой за 1973-1988 годы».

Как пишет в предисловии новой книги одна из составителей -  Елена Баурджановна Коркина, настоящий сборник трудов Е.И. Лубянниковой «представляет собой лишь вершину айсберга, невидимой частью которого является обширный архив, согласно её воле принятый на постоянное хранение в Дом-музей Марины Цветаевой». Но даже в этой «вершине айсберга» столько открытий! К примеру, «Неизданное письмо М.И. Цветаевой к В.Н. Буниной»; «О дворянстве Цветаевых»; «О родстве Цветаевых с царской семьёй»; «Неизвестное письмо Валерии Ивановне Цветаевой к Антону Павловичу Чехову 1901 года»…. Некоторые исследования были опубликованы в различных изданиях, многие из которых сейчас малодоступны; три доклада публикуются впервые.

Е.Б. Коркина выражает надежду, что когда-нибудь богатейшее собрание Е.И. Лубянниковой – «рукописные копии документов из отечественных и зарубежных архивов, письма современников Марины Цветаевой и исследователей её творчества, живые документальные свидетельства ушедшей эпохи, собранные по всему миру, - станет ценнейшей базой для будущих исследователей»…

А сегодня мы благодарны составителям книги и московскому Дому-музею Марины Цветаевой за появление этого сборника избранных работ Екатерины Ивановны Лубянниковой, изданного с любовью и благодарной памятью.

Ольга Григорьева.

 

ПРИГЛАШАЕМ НА ВСТРЕЧИ!

Мероприятия к 130-летию А.И. Цветаевой

(27 сентября 2024 г.)

18 февраля 2024 г. – Выставка-презентация «Рукописи Анастасии Цветаевой» (из фондов музея А. Цветаевой). – Дом дружбы, оф.210, 12.00

17 марта – Из цикла «Окружение А.И. Цветаевой». 150 лет философу Н. Бердяеву. Очерк А.И. Цветаевой «О Н.А. Бердяеве». Дом дружбы, оф.210, 12.00

21 апреля – 30 лет со дня выхода книги А.И. Цветаевой «Сказки». Дом дружбы, оф.210, 12.00 (с учениками СШ-43).

24 мая – традиционная Цветаевская читательская конференция. Центр детского чтения им. С. Баязитова, 12.00 (с участием студентов педуниверситета, педколледжа и школьников).

1 июня – традиционный «Праздник детства», посвящённый Международному Дню защиты детей. Презентация новой книги для детей «Три рассказа» Анастасии Цветаевой (рассказы, действие которых происходит в Павлодаре). Сквер детства, 12.00.

21 сентября – Встреча с внучкой А.И. Цветаевой Ольгой Трухачёвой (США). Презентация «Каталога автографов», изданного музеем А. Цветаевой. Областная библиотека им. Торайгырова, 15.00.

22 сентября – традиционный литературно-музыкальный праздник:  20-й Павлодарский «Цветаевский костёр» с участием О.А. Трухачёвой. Сквер детства, 15.00.

 

Памяти поэтов

Час памяти недавно ушедших из жизни павлодарских поэтов и бардов Маулена Кожахметова и Николая Полякова прошел 14 января в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра. Маулен Кожахметов - бард, организатор фестивалей и конкурсов, две его песни вошли в нотные сборники, выпущенные музеем А. Цветаевой.

 

Тепло вспоминали о нём члены литобьединения им. Павла Васильева Елена Вайберт, Наталья Млынцева.

 

О Николае Полякове говорили его студенческие друзья Гайдар Саркыншаков, Александр Смутный, журналист Федор Ковалев, Татьяна Корешкова, Людмила Лебедева. Серик Кусаинов принес на встречу новую книгу Н. Полякова, изданную в Усть-Каменогорске. Звучало много его стихов и песен...

 

Светлая память талантливым людям.

Фонды пополняются

Музей Анастасии Цветаевой Славянского центра Павлодара выпустил в начале 2023 года большой том переписки А. Цветаевой с Владимиром Яковлевичем Ионасом - ленинградским юристом, учёным, поэтом, философом. И вот сегодня раздел музея об этом замечательном человеке пополнился новыми материалами, это публикация в двух номерах литературного журнала "Звезда" (Санкт-Петербург, №№ 8,9, 2023) переписки Ионаса с другой его корреспонденткой, литературоведом Т. Хмельницкой «Всегда с радостным нетерпением жду Ваших писем».

 

Как пишет во вступительной заметке дочь В.Я. Ионаса Наталия Владимировна Скворцова, «участники публикуемой ниже переписки были людьми «скромной судьбы», но разной степени известности. Тамара Юрьевна Хмельницкая (1906—1997) — легендарный ленинградский литературовед, критик и переводчик, друг и воспитатель литературной молодежи, хранитель научных и человеческих идеалов своих учителей — Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова. Владимир Яковлевич Ионас (1900—1988) — доктор юридических наук, специалист по авторскому праву, автор двух книг, посвященных критерию творчества в этой юридической области, — был известен при жизни только узкому кругу правоведов…» Но сейчас, надо добавить, он известен и широкому кругу цветаеведов – как друг и корреспондент писем Анастасии Ивановны Цветаевой, автор воспоминаний о ней (очерк «Сложная и противоречивая натура» в книге «Последний луч Серебряного века», Москва, ДМЦ, 2010).

И как приятно, что и во вступительной статье, и в дальнейших комментариях упоминается наша книга Переписки, изданная в Павлодаре!

 

Владимир Яковлевич был настоящим поэтом. Его стихотворение «Метроном», прозвучавшее на встрече в музее, впечатлило всех присутствующих. Стали открытием и другие его стихи, опубликованные в «Стихотворном приложении» к переписке…

Метроном

Когда я ночью слышу метроном

И время мне нашептывает в уши:

Мужайся, старый мир идет на слом,

И не жалей, он должен быть

разрушен, —

Я понимаю правду этих слов,

Приветствую грядущее мгновенье…

Но, боже мой, как страшен ход веков

И как безмерны

жертвоприношенья!

«Я знаю, Вы не любитель «умственных» стихов, - пишет В. Ионас Т. Хмельницкой в этом письме (от 5.08.1984) - тем не менее отдаю их на Ваш нелицеприятный суд.

Будьте здоровы.

Ваш В. Я.

Р.S. Метроном понятен только тем, кто пережил блокаду Ленинграда».

Сколько замечательных, оригинальных и глубоких суждений о творчестве, литературе, писателях, поэтах, о Толстом и Тургеневе, Блоке и Пастернаке найдёт читатель в этих письмах… Нам, конечно, наиболее интересны те страницы, где упоминаются Цветаевы.

К примеру, в письме Хмельницкой: «…у Пастернака и М. Цветаевой — у каждого по-своему — задыхающийся бег по ассоциациям, захватывающий всё новые и новые слои жизни, спутанный, взрывчатый, напряженный захлеб чувств с внезапными сцеплениями образов. А у совсем молодых сегодня — читателю приходится быть водолазом, ныряющим на дно стиха, чтобы уловить смысл, и часто возвращающимся с пустыми руками».

А вот фрагмент письма Ионаса об Ахматовой, в котором упоминается А.И. Цветаева:

25. ИОНАС — ХМЕЛЬНИЦКОЙ

25 VII. 1984,

Ленинград

Дорогая Тамара Юрьевна!

Я недавно перечитал в третий или 4-й раз «Поэму без героя» А.

Ахматовой. Я люблю ее творчество и особенно те стихи, которые читал в

юности. Она была для меня всегда ясной и открытой, но пишущей

сдержанными строками о том, что бушевало в ее сердце и пропускалось

как бы через узкую воронку, получая напор струи, стесненной скупыми

рамками слова. Эта напряженность ее стиха всегда создавала у меня

впечатление недосказанности ее чувств и мыслей…

И вот, я читаю «Поэму без героя», читаю, не понимая того, что

стоит за словами, борюсь с этой преградой, создаваемой словом…

……………………..

Хотите знать, дорогая Тамара

Юрьевна, как я объясняю себе парад

масок в «Поэме»? Но прежде расскажу

Вам, что я слышал о сравнении

Ахматовой с М. Цветаевой.

В августе 1978г. Ан<астасия>

Ив<ановна> Цветаева и Евг<ения>

Фил<ипповна> Кунина, будучи у меня в

гостях, обсуждали то описание встречи

Ахм<атовой> с М. Цветаевой, которое

дала дочь М. Цв<етаевой> — Ариадна

Сергеевна в своих воспоминаниях.

Оспаривая мнение Ар<иадны>

Серг<еевны>, будто Марина —

безмерность, тогда как Ахматова —

гармония и поэтому, дескать, Марина

могла понять Ахматову, тогда как

Ахматова понять Марину не могла, Ан<астасия> Ив<ановна>сказала:

«Гармония и безмерность вовсе не

самостоятельные вещи, которые можно

отбросить одну налево, другую направо.

Гармония — это безмерность

организованная, это оркестр,

составленный из безмерного». Марина,

сказала Ан<астасия> Ив<ановна>,

читала Ахматовой и потом переписала

для нее «Поэму воздуха», к<ото>рую

Ахматова вряд ли могла понять, т. к это

самое загадочное произведение в

литературе, его понять не смогла и

Ан<астасия> Ивановна…»

На встрече в музее прозвучали фрагменты и других писем В. Ионаса, посвящённых религии, философии, смыслу жизни. Спасибо публикаторам переписки (Ю. Волхонский, И. Кукуй, Н. Скворцова) и журналу «Звезда» за возможность прикоснуться к высокому миру культуры, явленному в этих письмах двух ярких личностей; насладиться прекрасным русским языком, которым эти письма написаны.

Увидели гости музея и другие материалы, связанные с В.Я. Ионасом, к примеру, вот такое самиздатовское издание воспоминаний В. Ионаса об А. Цветаевой из серии небольших книжек, выпущенных в своё время друзьями и биографами писательницы "Глебами" (Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина), с текстом из журнала "Грани" (№№ 198, 199, 2001 г.):

А раздел музея о Марине Цветаевой пополнился пластинкой «Песнь любви. Лирика разных народов», на которой стихи Марины Ивановны читает народная артистка России Антонина Кузнецова. Мы их сразу и послушали!

 

Наша благодарность Данилу и Юрию Поминовым, доставившим новые экспонаты в музей из Санкт-Петербурга и Омска!

На каникулах - в музей!

Зимние каникулы - самое время для посещения музеев! На улице холод, мороз, метель, а в музее Анастасии Цветаевой - тепло, уютно и очень интересно! - так считают пятиклассники павлодарской школы № 43!

 

Десятый, юбилейный!

Во многих городах и странах проводятся осенью Цветаевские костры – праздники поэзии и музыки, посвящённые памяти Марины и Анастасии Цветаевых.

А в Павлодаре есть ещё одна традиция – Цветаевский каток. Единственный в мире!

Вот уже в десятый раз 4 января павлодарцы дружно вышли на каток в память замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой.

Именно 4 января именины Анастасии и день открытия в Павлодаре Музея Анастасии Цветаевой при Славянском культурном центре.

Многие старожилы нашего города помнят, как в далёкие семидесятые годы прошлого столетия Анастасия Ивановна Цветаева на стадионе «Трактор» в зимние дни вместе с внучками «нарезала» по двадцать кругов. Да, и коньки у неё были необычные – «норвежки»!

На коньках Анастасия Цветаева любила кататься до самого преклонного возраста. И в свои глубокие 80 лет каталась в Москве на Патриарших прудах, где у неё в 16 лет была судьбоносная встреча с будущим мужем Борисом  Трухачёвым.  Они катались под звуки духового оркестра.

«Всё удаётся, все фигуры!/Ах, эта музыка и лёд!/И как легко её ведёт/ Её товарищ белокурый» (Марина Цветаева)

Младшая внучка Анастасии Ивановны Ольга Трухачёва на протяжении многих лет сотрудничает с музеем и ежегодно передаёт приветствия всем участникам Цветаевских костров и катков и вспоминает: «…маленькая , худенькая, в рейтузах и спортивной шапочке с мысиком, она была похожа на школьницу. Боялась, что мальчишки на катке забросают её снежками.

За ней, действительно, гонялись мальчишки, но, обогнав её и увидев морщинистое лицо, бросались врассыпную».

За десять лет активисты павлодарского музея Анастасии Цветаевой меняли локацию катка в разных точках города. Первоначально в 2015 году мы сделали открытие на катке у Ледового дворца «Астана». Катались мы и на катке в горсаде, на центральной площади, на берегу Иртыша.

И по законам классики, десятый каток состоялся там же, где и первый – у Ледового дворца «Астана». Мы благодарим администрацию дворца. Очень замечательно был залит каток! В нём, словно в зеркале, отражались радостно лучи солнца!

Участники были рады встрече друг с другом, звучали стихи, песни, праздничные поздравления.

Идея проведения цветаевского катка принадлежит павлодарской поэтессе, куратору детской странички «Домовёнок» газеты «Звезда Прииртышья» Елене Игнатовской.

Из года в год, от катка к катку мы приглашаем интересных людей нашего города, прославленных спортсменов.

Второй каток прошёл с участием бронзового призёра Олимпийских игр 1998 года, серебряного призёра 1995 года в классическом многоборье, известной павлодарской конькобежки Прокашевой Людмилы Вячеславовны. Она вышла на каток в таких же коньках, в каких любила кататься Анастасия Цветаева.

На третий каток мы пригласили воспитанников Людмилы Прокашевой, победителей многих молодёжных республиканских соревнований.

Несмотря на возраст, с нами на катке был и внук Анастасии Ивановны - Зеленин Геннадий Васильевич.

На десятом юбилейном катке с нами тоже были именитые спортсмены, гордость Казахстана – чемпионка Республики Казахстан среди юношества в беге на 60, 100, 200 метров по лёгкой атлетике, серебряный призёр Чемпионата Азии в эстафетном забеге – Мария Шувалова.

Много было в этот раз на катке желающих принять участие в традиционном цветаевском забеге по кругу. Была и юная фигуристка из Новосибирска.

Пришли приветствия:

из Москвы (Россия)  от руководителя Славянского культурного центра – Татьяны Ивановны Кузиной;

из Монтаны (США) от Ольги Трухачёвой:

Дорогие друзья! С Новым вас годом и наступающим Рождеством! Мои поздравления с Днем рождения Славянского центра, с днем открытия музея бабушки и ее именинами! Вы в любую погоду вместе, на катке, на коньках! Вас, энтузиастов, не остановит ни снег, ни метель , ни мороз ! Как хочется быть рядом с вами! Мое восхищение участникам Цветаевского забега и удачи им всем! Как замечательно под открытым небом будут звучать стихи о зиме, о катке, о сестрах Цветаевых. Выставка  рисунков, посвященная 10-му Цветаевскому катку, будет украшением праздника ! Пусть получение подарков согреет ваши сердца! Здоровья вам всем и вашим родным и близким! С любовью, Ольга Трухачева! Монтана, январь 2024 года.

из Омска – от  создателя и руководителя музея Анастасии Цветаевой  Ольги Николаевны Григорьевой:

Друзья мои, душою с вами!
Удачи вам! Храни вас Бог!
Стихами, памятью, коньками
Звени, Цветаевский каток!

Цветаевские катки – это сплав молодости и мудрости старшего поколения.

В преддверии десятого юбилейного катка среди учащихся русского класса школы национального возрождения имени Даржумана Ассамблеи народа Казахстана прошёл конкурс рисунков.

Победители конкурса были награждены на катке.

А Славянский культурный центр в честь своего дня рождения всем участникам десятого юбилейного катка преподнёс  сладкие  подарки!

Активисты Славянского центра, Центра активного долголетия и многие павлодарцы приходят на Цветаевский каток, чтобы провести свой тест-драйв на коньках.

«Блестят коньки,/ блестит каток,/Пушистый снег искрится,/ Надень коньки свои, дружок,/Попробуй прокатиться…»

Корешкова Татьяна Сергеевна, ведущая 10-го павлодарского Цветаевского катка.

Приглашение на Каток!

Славянский центр и Музей Анастасии Цветаевой приглашают павлодарцев 4 января 2024 года на свой традиционный зимний праздник – павлодарский Цветаевский каток. Уже 10-й! Идея его проведения принадлежит замечательной павлодарской поэтессе Елене Игнатовской. Это она в 2015 году предложила активистам Цветаевского музея выйти на каток, в память о том, что Анастасия Ивановна вставала на коньки почти до 80 лет, и многие павлодарцы помнят, как по льду стадиона «Трактор» она каталась со своими внучками. И проводить Цветаевский каток решили именно 4 января, ведь этот день – именины Анастасии, день открытия павлодарского музея А. Цветаевой и день рождения Славянского центра!

Итак, 4 января в 12.00 у вас есть прекрасная возможность встретиться с друзьями на свежем воздухе и поздравить друг друга с наступившим Новым годом; поболеть за тех, кто будет участвовать в Цветаевском забеге; зажечь бенгальские огни и пофотографироваться на память! Павлодарские поэты прочтут свои стихи о катке, о зиме и о сёстрах Цветаевых; ученики Русского класса Славянского центра покажут свои рисунки, посвящённые 10-му Цветаевскому катку. Активных участников ждут новогодние сувениры!

Просьба к тем, кто будет кататься, подойти пораньше, чтобы в 12.00 уже стоять на коньках. Место проведения: ОТКРЫТЫЙ КАТОК у Ледового дворца «Астана», улица Каирбаева, 87. Именно на этом катке, недалеко от Дома Дружбы, состоялся в 2015 году ПЕРВЫЙ Цветаевский каток, хотя потом проводился в разных местах…

Десятый Цветаевский каток состоится при любой погоде! Все на коньки!

 

Предновогоднее

Предновогоднее настроение в музее Анастасии Цветаевой: ёлочка поставлена, игрушки развешаны, да не просто игрушки, а те, которые висели на ёлках в семье Цветаевых-Трухачёвых! Это подарки младшей внучки писательницы Ольги Андреевны Трухачёвой. Особо привлекают посетителей старинные прищепочки, в которые вставлялись свечки и зажигались в Новый год! Много в музее и других новогодних и Рождественских экспонатов, которые увидят (и услышат) гости традиционной встречи 24 декабря - "Рождество в семье Цветаевых".

Праздник чая

Посидим, попьём чайку!

Накануне Международного ДНЯ ЧАЯ, который отмечается 15 декабря, в музее Анастасии Цветаевой по инициативе председателя Славянского центра Татьяны Ивановны Кузиной отметили этот славный праздник. Так как проходит он накануне большого Государственного праздника - Дня независимости, прежде всего мы рассказали гостям музея о традициях казахского чаепития, его особенностях.

 

Прозвучали и произведения Цветаевых - стихотворение Марины Цветаевой "В субботу":

Темнеет… Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесах незнакомых
Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота,
И будет печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.

Звучали отрывки из "Воспоминаний" Анастасии Цветаевой, где идёт речь о чаепитии (часть третья - «Швейцария»): «…После уроков и обеда мы ненасытимо бродили с мамой вокруг Лозанны, мы сидели за столиками прибрежного ресторанчика Уши за стаканами гренадина или кофе…

– Дети, жизнь идет полосами, вы это увидите, когда вырастете, – говорила мама, – и вы вспомните мои слова!

…Каждый день мы ходили еще в какие-нибудь окрестности Лозанны… Мы проходили мимо садов, пахнущих розами; от их запаха хотелось закрыть глаза… А потом мама в маленькой своей комнате варила на спиртовке русский чай, а мы бежали по знаменитой Лозаннской лестнице – в нижнюю улицу, в булочную, и опять вверх по широким каменным ступеням, и ветер трепал тонкие бумажные кульки с золотистыми хрустящими хлебцами с изюмом. Высокий шпиль собора, крутые крыши, старинная архитектура… К маме пить чай! Как мы бежали! Мамин отъезд близился. Мы с пансионом ехали в Альпы. Мама говорила нам об эдельвейсах, серебристых высокогорных цветах с чашечками в виде звезды. О легендах, связанных с ними…»

Праздник чая был поводом рассказать и о других произведениях А.И. Цветаевой. К примеру, её книга (в соавторстве с Н. Сараджевым) «Мастер волшебного звона» начинается так:

«В тихий зимний вечер 1927 года, в маленьком доме у Пречистенских ворот мы сидим в уютной столовой за чаем в семье профессора Алексея Ивановича Яковлева…» Гости музея – члены литературного клуба «Живое слово» узнали о герое этого произведения, удивительном музыканте Константине Сараджеве и услышали колокольную музыку с пластинки «Колокольные звоны», которая принадлежала А.И. Цветаевой.

Вспомнилась и печальная страница биографии А.И. Цветаевой, годы репрессий. Прозвучало стихотворение из поэтической книги Анастасии Цветаевой «Мой единственный сборник» - «Сюита тюремная»:

Убоги милости тюрьмы.

Искусственного чая кружка, -

И как же сахар любим мы

И чёрный хлеб с горбушкой!..

Гостям были представлены экспонаты: чайная пара А.И. Цветаевой, которую подарила музею Доброслава Анатольевна Донская; набор открыток "Севрский фарфор", принадлежащих Анастасии Цветаевой (подарок внучки – Ольги Трухачёвой).

 Конечно, был и сам чай - с Цветаевским пирогом и мармеладом, который прислала в музей из Москвы Ирина Дмитриевна Карташевская. Она написала, что это было любимым Цветаевским лакомством!

 

Т.С. Корешкова рассказала, как проходили чаепития в Павлодаре в начале 20 века, в семье Павла Васильева.

 

Наталья Борисовская и Ольга Григорьева читали свои стихи о чае.

А ещё вместе с Ларисой Ивановной Деркунской мы спели туристские песни о чае - "Эх, подружка, моя большая кружка..." Эти песни Лариса Ивановна записала ещё в 1968 году в большой самиздатовский сборник песен, популярных в то время среди туристов.

 

Словом, праздник удался на славу. Спасибо за участие членам литературного клуба "Живое слово"!

 

Традиции казахского чаепития:

«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу» - так говорят казахи о своём любимом напитке. Чай с давних времен является традиционным напитком в Казахстане, который по популярности спорит только с кумысом. В жизни казахстанцев чаепития занимают важнейшее место. За чаем собираются семьями, и чаепитие вполне может продолжаться весь день. Практически все традиционные обычаи казахов сопровождаются чаепитием. Чай предлагается каждому гостю, приходящему в дом, вне зависимости от цели его визита

Чай узнали в казахстанских степях благодаря Великому шелковому пути. Свою популярность чай приобрел благодаря своим тонизирующим свойствам, а также из-за климатических особенностей степи — считается, что чай в жару освежает, а в холод согревает.

Чёрный байховый чай принято заваривать очень крепким. Для этого чай настаивают на тихом огне на протяжении всего чаепития. Делается это для более насыщенного вкуса, и чтобы при добавлении в чай молока получался красивый цвет напитка.

Традиционно чай разливается по пиалам. Количество чая в пиале для гостя имеет большое значение. Так, налить полную пиалу означает проявить неуважение. Хозяева должны быть готовы постоянно подливать чай в пиалу дорогому гостю. Соответственно, чем меньше чая в пиале, тем довольнее гость — таким образом хозяева как бы говорят, что очень рады ему и хотят, чтобы тот задержался у них подольше.

Попить чай в Казахстане — это обычно означает гораздо больше, чем просто выпить несколько чашек чая. У казахов фраза «кел, шәй ішейік» («пойдем, попьем чай») — это приглашение пообщаться за богато накрытым столом (дастарханом), на котором будут не только закуски к чаю, но и полноценные блюда, как во время обеда или ужина: традиционные баурсаки, много сладкой выпечки, мясные блюда.

Угостить чаем – целая наука. Сегодня чай для гостей обычно разливает опытная женщина, а когда за достарханом собирается много гостей, бывает и по 40-50 человек, у хозяйки чайной церемонии есть помощницы. И мало заварить и разлить вкусный напиток. Важно выполнить ряд правил. Во-первых, угостить чаем «по почёту», соблюдая субординацию. Первыми угощают самых почетных гостей – старейшин, которых усаживают в тор (почетное «верхнее» место). Во-вторых, не перепутать пиалы, когда гости возвращают их для новой порции напитка. При этом посуда на подносе не должна греметь! Чая, как и раньше, пьют много, и хозяйка следит, чтобы пиала гостя не была пустой!

 

Ольга ГРИГОРЬЕВА

Домбайский чай

 

На подарки жизнь богата –

Вдруг заглянешь невзначай!

Барбарис, шиповник, мята,

Я люблю домбайский чай.

 

Вот уже кипит водица,

Приглашу тебя присесть…

Зверобой, чабрец, душица

В этом чае тоже есть!

 

Иван-чай и земляника

Околдуют, опьянят…

Наливаю чашки тихо,

Не уйдёшь ты от меня!

 

Не сказать, что ты поклонник,

Так, скорее, верный друг…

Чувствуешь, как пахнет донник?

Не разнять горячих рук!

 

Будем пить чаёк неспешно.

Счастье есть. Возможен рай.

Ну а летом же, конечно,

Мы поедем на Домбай!

 

 

 

 

 

Брюсову - 150

                                                     Загадка одного пожелания

13 декабря – 150 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, одного из родоначальников русского символизма Валерия Яковлевича Брюсова. В фондах музея Анастасии Цветаевой хранятся фотографии записок А. Цветаевой, адресованных этому поэту.

     Как писала Анастасия Ивановна, с детства она жила среди поэтов: Эллис, Бальмонт, Брюсов, Чурилин, Мандельштам...

   Свою первую встречу с поэтом Валерием Брюсовым Анастасия Ивановна Цветаева описала в своей книге «Воспоминания». Действие происходит в 1909 году, Асе Цветаевой — 14 лет.

   «В один весенний день я ехала на трамвае по бульварному кольцу «А», как часто, с книгой стихов. На этот раз это был сборник Брюсова. Перевертывая страницу, я подняла глаза и заметила, восхищенно, с испугом: напротив меня сидел Валерий Брюсов. Я знала его по портретам. Перебарывая сердцебиение, я, будто глядя в книгу, а на деле — наизусть, начала вполголоса ( а когда шум трамвая заглушал, то и громче) читать — в воздух — его стихи:

Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида,

                  в царстве пламенного Ра,

Ты давно меня любила, как Озириса Изида,

                  друг, царица и сестра,

И клонила пирамида тень на наши вечера...

   И я продолжала читать вслух.

   Брюсов не мог не слышать, не узнать своих стихов. И он не смог скрыть этого. Его лицо стало встревоженным, вспыхивало — он не знал, как повести себя. Я — и жалела его, и забавлялась. Я понимала отлично, как мой вид — девочка в очках, с волосами до плеч — полнил его недоумением. Наконец он не выдержал — встал и направился к выходу. Я встала тоже. Я уже проехала свою остановку (Страстную площадь), но ему (я знала от Эллиса, он живет на Цветном бульваре) было рано выходить. Мы молча выходили вместе. Тогда я, от волнения взмахнув своей (длинной, с капюшоном) пелериной, держа на ветру широкополую шляпу, пересекла ему путь: «Кланяйтесь Эллису!» - «От кого?». Он вежливо остановился. «От Аси Цветаевой». Он поклонился, притронулся к шляпе. Кивнув, я уже шла от него. Сердце билось... Зачем я сделала это? Я не знала сама...»

   Анастасия Ивановна пишет, что потом рассказала об этом случае Марине. И Марина возмутилась не поведением сестры, а... Брюсовым! Даже написала по этому поводу стихотворение «Недоумение»:

... Ты такой неробкий,

Ты, в стихах поющий новолунье,

И дриад, и глохнущие тропки,

Испугался маленькой колдуньи?

   Далее, - пишет А.И. Цветаева, - шла строфа про какой-то «шипящий кубок», которая ей не понравилась. «Но возражать Марине было бесполезно...»

   В единственном письме Марины Цветаевой В.Я. Брюсову, написанному 15 марта 1910 года, после встречи в книжном магазине Вольфа, упоминается случай с сестрой: “Моя сестра, “маленькая девочка в больших очках”, преследовавшая Вас однажды прошлой весной на улице, - часто думает о Вас”.

   Это письмо М. Цветаевой послужило началом знакомства двух поэтов. Но если их взаимоотношения и встречи подробно описаны биографами и самой М. Цветаевой (очерк-эссе “Герой труда”), то о продолжении знакомства Валерия Брюсова с младшей из сестёр сведений практически нет.

   Но, как я обнаружила несколько лет назад, в  отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (Москва) хранится два письма (вернее, записки) Анастасии Ивановны Цветаевой Валерию Брюсову (фонд 386, картон №107, ед.хр. № 15). На маленьком конвертике надпись: «Цветной бульвар, д. Брюсовых кв.6 ЕВБ Валерию Яковлевичу Брюсову» (ЕВБ — Его Высокоблагородию). В конверте визитка: «Ася Цветаева». На обратной стороне написано четыре строки: «Купите ромашки подороже! В любви к цветам — надежда на поэтов!». Датируется эта записка  предположительно: “1910-е годы”. Второй конверт побольше, в нём листок бумаги со словами: “Дорогой Валерий Яковлевич, узнала что Вы больны – и опечалена. Всем сердцем хочу чтоб Вы скорее поправились. А. Цветаева” (сохранена орфография автора).

   Если содержание второго письма не вызывает вопросов, то к первой записке их много. Что за странное пожелание? Почему ромашки? Кому они должны быть предназначены?

   Может быть, эта визитка была отправлена Брюсову накануне поэтического вечера, в котором Ася Цветаева участвовала вместе с Мариной? Он состоялся 3 ноября 1911 года в “Обществе свободной эстетики”, вёл вечер В.Я. Брюсов. Сёстры описывают вечер по-разному. Марина в письме к М. Волошину от 3 ноября сообщает, что накануне говорила по телефону с Брюсовым.

   “...И между прочим такая фраза: “Одна маленькая оговорка, можно?” - “Пожалуйста, пожалуйста!”

   Я, робким голосом:

-        “Можно мне привести с собой мою сестру? Я никогда не читаю без неё стихов”.

-        “Конечно, конечно, будем очень счастливы”.

Посмотрим, как они будут счастливы!”.

Возможно, перед этим вечером была отправлена Брюсову эта дерзкая (вполне в русле предыдущего поступка) просьба купить “ромашки подороже”? Но какие ромашки в ноябре?

  А по   “Воспоминаниям” Анастасии Ивановны Брюсов узнал о её участии уже на вечере. Автор пишет, как Марина позвала её  с собой:

   “- Вместе скажем стихи, ты их все знаешь.

-        А удобно?

-        Какое мне дело! Прочтём вместе – ведь получается же унисон? Мы же одинаково читаем...

... В большой комнате за эстрадой собрались за столом все поэты, которые должны были читать стихи. Председательствовал Валерий Яковлевич Брюсов. ...Увидев меня рядом с Мариной, Брюсов внезапно оскалил белые зубы.

-        Нас как-то больше, чем предполагалось, - поэтов за этим столом... - сказал он, учтивостью быстрого широкого жеста затушёвывая дерзость.

Сказала ли, парировала ли Марина: “Я читаю вдвоём с сестрой!”? Промолчала ли надменно, успокоительно моргнув мне? Не помню.

(Боялся ли Брюсов, помня ту выходку мою в трамвае с его “Близ медлительного Нила...”? Ждал ли снова чего-нибудь дерзкого в моей излишней лиричности? Но за полтора года я стала много старше и выглядела уже полувзрослой, мне было шестнадцать лет.)”

    Ни на этих страницах, ни в других главах “Воспоминаний” А.И. Цветаева не упоминает  о посланных В.Я. Брюсову записках, хотя о любви к его поэзии пишет ещё раз: “...Эллис своими восторжеными рассказами о Брюсове ещё усилил во мне страсть к его стихам. Кроме в детстве выученных стихов Лермонтова, Пушкина, Некрасова, любившая до того только стихи Марины и Эллиса, я вошла, как в волшебный паноптикум, в тома Валерия Брюсова...”

    “В любви к цветам – надежда на поэтов”. Может быть, юная Ася Цветаева намекала автору на его юношеский “Сонет к форме”: “Есть тонкие властительные связи/  Меж контуром и запахом цветка...”

         Позволю себе ещё одно предположение. Очень уж буква “Ц” в записке похожа на заглавную... Как же ещё писать Брюсову – прославленному “мэтру” символистов, как не намёками, загадками, символами?

        Возможно, младшая Цветаева хотела зашифровать здесь такую формулу: “В любви к Цветаевым – надежда на поэтов”?

Секреты сонетов...

10 декабря гостями библиотеки Славянского центра и Музея Анастасии Цветаевой были члены литературного объединения им. П. Васильева. Перед литераторами выступила председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина. Обсудили предстоящие круглые даты 2024 года - 130-летие Анастасии Цветаевой и 115-летие Павла Васильева.

 

По традиции гостям мы показываем редкие экспонаты музея, на этот раз – книгу «Вечерний альбом» (М., Современник, 1990). Как известно, это название первой поэтической книги Марины Цветаевой. А в этот сборник вошли стихи современных российских поэтесс, а также статья А.И. Цветаевой «Сейчас я вам что-то скажу» - наставление молодым литераторам. Как мудры и актуальны её слова:

«Самым ценным всегда казалось мне не задерживаться в дебрях чувств, настроений – во всём разнообразии их есть и однообразие, привычный калейдоскоп. Но есть одно дело, которое проверяет поэта, является экзаменом его способностям: это, выбрав героя, героиню (древность, история, современность), создать облик, воплотить образ человека, некогда жившего, оторваться от себя, занять себя кем-то другим. Сослужить ему службу – вызвать его ещё раз на арену жизни из тьмы забвения, из тишины прошлого, через себя дать его голосу прозвучать…»

 Книгу «Вечерний альбом» с автографом А.И. Цветаевой подарила музею её младшая внучка Ольга Андреевна Трухачёва.

А тема заседания литобъединения звучала так: "Твёрдые формы стихосложения". Звучали сонеты, триолеты, хокку, рубаи, рондо... Подтвердили своё мастерство павлодарские поэты!

 

Вспоминая Павла Васильева...

 

Фольклорный ансамбль Славянского центра "Поречье", сотрудники музея Анастасии Цветаевой и другие члены Славянского центра приняли участие в замечательном мероприятии - отмечалось 90-летие поэмы Павла Васильева "Соляной бунт".

 

Сотрудник Дома-музея П. Васильева Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала историю создания поэмы и выхода прижизненной книги поэта; участники клуба "Вдохновение" (организация ветеранов "Замандас", где и проходила встреча) узнали много эксклюзивных фактов; увидели фрагменты спектакля "Соляной бунт", который поставил со своими студентами Андрей Михалков-Кончаловский; услышали романс Александра Градского на стихотворение П. Васильева "Родительница-степь..."  Т. Корешкова продемонстрировала нотный сборник Градского (куда вошли пять романсов на стихи П. Васильева). С автографом автора он хранится в музее! Позавчера в музей поступила новая книга дочери поэта (уже седьмой сборник статей-исследований) Натальи Павловны Васильевой, которая живёт в Рязани. Вспоминали Павлодарского художника Виктора Поликарпова и его иллюстрации к "Соляному бунту". Фрагменты поэмы читала руководитель клуба "Вдохновение" Наталья Млынцева. И, конечно, украшением вечера было выступление "Поречья", ещё раз доказавшего, насколько богато талантами Павлодарское Прииртышье!

Конкурс рисунков продолжается!

Напоминаем, что конкурс художественных работ ANiMA-2023, посвящённый рассказам Анастасии Ивановны Цветаевой, проходит до 20 декабря этого года. Ещё не поздно прислать свои иллюстрации!

Подробно об условиях конкурса смотрите по ссылке:

 ВНИМАНИЕ, КОНКУРС! - - Сайт Славянского культурного центра Павлодара (slavcentr.kz)

А вот какие замечательные работы принесли в музей ученицы художницы Галины Яковлевны Беспаловой:

Софья Скиба, рисунок к рассказу А. Цветаевой "Цапа, Вася и Том-Том"

Арина Никулина, рисунок к рассказу Анастасии Цветаевой "Ральф"

 

 

Основа семьи!

Н.А. Трухачёва с дочерью Ольгой, Павлодар, 1958 г.

Сегодня, в День матери, в музее Анастасии Цветаевой вспоминали Нину Андреевну Трухачёву, невестку Анастасии Ивановны Цветаевой. В фондах музея немало фотографий, экспонатов, связанных с этой замечательной женщиной. Эти экспонаты подарила музею младшая внучка А.И. Цветаевой Ольга Андреевна Трухачёва.

Н.А. Трухачёва, А.И. Цветаева, Оля, Рита. Павлодар, 1958 г.

Салфетка, вышитая Н.А. Трухачёвой (фонды музея):

Рита, А.Б. Трухачёв, Н.А. Трухачёва, Геннадий Зеленин (сын Н. Трухачёвой от первого брака). Фотография сделана А.И. Цветаевой.

А вот как говорила о матери старшая дочь – Маргарита Мещерская: «Все в семье были сильными натурами: и папа, и мама, и бабушка. Но ОСНОВОЙ, ХРЕБТОМ СЕМЬИ была моя мама, которая пахала, скребла, везла, выполняла тяжелейшие физические работыЕй доставались и вёдра воды из Иртыша, и рубка леса, и обработка брёвен, и топка печки углёмМама была трудягой…» (из интервью Л. Готгельфа с М. Мещерской в альманахе «Александровская слобода», 2022).

Кто знает, написала ли бы А. Цветаева свои «Воспоминания»  и столько других произведений, если б ни была окружена такой заботой и поддержкой 

Нины Андреевны

О многом говорит вот эта надпись на книге А. Цветаевой «Воспоминания» (этот экземпляр тоже хранится в нашем музее):

«Дорогой моей невестке милой Нине Трухачёвоймоей лучшей читательнице, плакавшей над некоторыми страницами моего детстватебе1-ойшлю книгу из всех книг, которые шлю в Павлодар. С любовью! Анастасия Цветаева. 22.1.72, Москва»

В этот же день в концертном зале Дома дружбы после обеда 

прошёл большой 

концерт творческих коллективов и солистов Славянского центра и 

чествование членов поискового отряда «Майдан жолы», почётные знаки которым вручил Вице-консул Генконсульства РФПредставитель Россотрудничества в г. Усть-Каменогорске А.А. Дяченко. Цветы и поздравительные письма председатель Славянского центра Т.И. Кузина  вручила матерям и жёнам поисковиков; гостям из Омска; матери нашего знаменитого художника-земляка Владимира Чёрного.

"Поречью" - пять лет!

Нашему замечательному фольклорному ансамблю "Поречье" - пять лет! Начинался он с фольклорной группы Сергея Князева, Анатолия Шарыгина и Дмитрия Козлова, а сейчас в коллективе более 20 человек. "Поречье" - участник и Лауреат многих и многих конкурсов и фольклорных фестивалей, гордость Славянского центра!  Яркий и незабываемый музыкальный праздник прошёл 19 ноября в концертном зале Дома дружбы. Зал был переполнен! Именинников поздравляли музыкальные коллективы и солисты, приехали гости из Аксу... Было много поздравлений, подарков и пожеланий новых творческих побед!

 От имени музея Анастасии Цветаевой и библиотеки Славянского центра мы с Татьяной Ивановной Кузиной вручили руководителю "Поречья" Сергею Князеву две книги: сборник, в который вошли 4000 частушек и сборник частушек для детей (500 штук). Надеемся, для будущих концертов пригодятся!

Столетие любви

Музей Анастасии Цветаевой продолжает цикл тематических встреч, посвящённых книжным раритетам из фонда музея. 19 ноября состоялась встреча под названием «Столетие любви», посвящённая книге «Марина Цветаева. Письма к Константину Родзевичу». Это красочное издание – подарок из российской столицы от Ирины Михайловны Невзоровой, литературоведа, члена Союза писателей Москвы. Издание подготовила Е.Б. Коркина, в нём опубликованы 31 письмо Марины Цветаевой Константину Болеславовичу Родзевичу, факсимильное изображение писем, а также прекрасные фотографии Праги – «декорации» этого романа.

Период 1923-1925 годов исследователи творчества М. Цветаевой называют одним из самых плодотворных, было написано более 90 стихотворений, несколько поэм. И, конечно, разговор о книге послужил прежде всего поводом послушать эти стихи и поэмы. Нина Андреевна Мазина прочла фрагменты «Поэмы горы» и «Поэмы конца», посвящённые К. Родзевичу.

Гости музея послушали несколько стихотворений, в том числе известное «Попытка ревности» с пластинки, которую тоже можно назвать раритетом: на конверте автограф Анастасии Ивановны Цветаевой, она же – режиссёр композиции стихотворного цикла, который читала Людмила Джигуль.

Собравшиеся узнали биографию К. Родзевича. В редком издании «Цветаева. Фотобиография», выпущенном французским издательством «Ардис» посмотрели фотографии Родзевича; услышали воспоминания Галины Ванечковой (Чехия») «Мои встречи с Константином Родзевичем», которые были опубликованы в сборнике докладов «Цветаевские научные чтения в Тарусе» (выпуск 3).

И вновь звучали фрагменты писем, которые через сто лет после их написания давно перестали быть просто личными, а превратились в произведения искусства – «стихотворения в прозе» великого поэта, наполненные любовью, страстью, мыслями, впечатлениями, разочарованиями, написанные прекрасно и образно.

«…Я могу иметь дело только с настоящим: настоящей радостью, настоящей болью, настоящей жестокостью: только с самым дном человека, со всем, встающим с этого дна. Игра, Радзевич, для других! Я люблю СУЩНОСТИ».

 

С юбилеем!

 

18 ноября - 85 лет со дня рождения Геннадия Васильевича Зеленина, "внука Гели", которому Анастасия Ивановна Цветаева посвятила столько добрых слов в своей книге "Моя Сибирь". Геннадий Васильевич в шутку называет себя "живым экспонатом" павлодарского музея Анастасии Цветаевой. Действительно, его воспоминания бесценны - и о жизни семьи Цветаевых-Трухачёвых в Печаткино (сейчас это район города Сокол Вологодской области); и в селе Пихтовка Новосибирской области, где А. Цветаева отбывала ссылку, а мать Геннадия Васильевича Нина Андреевна Трухачёва приехала к ней с детьми, и подросток Геля был первым помощником бабушки по хозяйству; и о жизни в Павлодаре, уже после ссылки, с 1957 года... Сколько событий, невзгод и радостей вместила долгая жизнь нашего дорогого Геннадия Васильевича! Пять лет назад его 80-летие Славянский центр праздновал широко, в переполненном актовом зале Дома дружбы, а сегодняшний юбилей именинник решил отметить по домашнему, но поздравления ему летят из разных стран и городов! Здоровья Вам, Геннадий Васильевич, энергии, бодрости, хорошего настроения! Следующий год - юбилейный для А.И. Цветаевой, 130-летие со дня рождения. Впереди - много встреч и мероприятий, в которых Вы всегда участвуете: и Цветаевский каток 4 января, и Цветаевская конференция в мае, и 20-й Цветаевский костёр в сентябре! И наш раздел в музее о цветаевском "внуке Геле" пополнится новыми фотографиями!
С днём рождения!!!

 

Фонды растут...

4400… Цифра не совсем круглая, но значительная. Столько единиц хранения зафиксировано сегодня в фондах павлодарского музея писательницы Анастасии Цветаевой. Прибавлению фондов послужила посылка из Вологды, от Елены Витальевны Титовой, доцента кафедры литературы Вологодского государственного университета и главного энтузиаста Цветаевского движения на Вологодской земле (презентация новых поступлений прошла 9 ноября, а после презентации  каждый экспонат описывается, учитывается).

 

А инвентарный номер 4400 как раз пришёлся на интервью с Еленой Витальевной, публикацию в газете «Комсомольская правда» (Новости региона – Вологодская область), автор материала Ольга Кузнецова. «Будни и будущее Цветаевского дома» - так названо интервью, в котором Е. Титова рассказывает о проблемах открытия в городе Соколе культурного центра имени Анастасии Цветаевой. Цветаевским домом называют в Соколе двухэтажный 8-квартирный деревянный дом, в котором в 1947-1949 годах жила А.И. Цветаева. Выяснилось это в 2014 году, когда в доме ещё жили люди. Энтузиастам удалось спасти этот дом от сноса, пришлось бороться с вандалами, добиваться официального статуса… Сейчас здание вместе с прилегающей территорией передано Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику, начались работы по благоустройству… В общем, дело сдвинулось с мёртвой точки, но проблем ещё очень много.  Елена Витальевна рассказывает в интервью, что младшая внучка писательницы Ольга Трухачёва передала будущему музейному комплексу 58 экспонатов. Вспоминается добрым словом и Павлодар: «Ольга Григорьева, руководитель музея Анастасии Цветаевой Славянского центра по нашей просьбе уточнила многие бытовые подробности жизни семьи Цветаевых-Трухачёвых в этом доме, познакомила нас с машинописной рукописью воспоминаний о пребывании писательницы в вологодской тюрьме…» (В Соколе в 1949 году А. Цветаева была повторно арестована). Павлодарский музей Анастасии Цветаевой пересылает в Вологду для будущего музейного центра все книги, изданные нашим музеем. С надеждой и нетерпением ждём открытия Цветаевского дома в Соколе! Удачи вам, коллеги!

Звучали новые стихи...

Музей Анастасии Цветаевой и библиотека Славянского центра принимали сегодня членов литературного объединения имени Павла Васильева. Председатель литобъединения Татьяна Владимировна Окольничья рассказала о планах на следующий год, о юбилярах 2024 года. И, конечно, по традиции, звучали новые стихи и песни...

Следующая встреча литераторов намечена на 10 декабря.

Стихи читает Елена Вайберт