Блоги

И сердца наполнятся Добром!

     Славянский культурный центр Павлодара и Музей Анастасии Цветаевой провели 24 сентября традиционный осенний праздник музыки и поэзии - 19-й павлодарский Цветаевский костёр, который был посвящен Году русского языка в Республике Казахстан.

     Всегда особенная душевная атмосфера на этих праздниках поэзии, куда люди приходят по зову сердца, чтобы послушать стихи и песни, пообщаться, увидеть уже известных участников Цветаевских костров и познакомиться с новыми талантами. И всегда приятно, когда к поэтическому огню костра собирается молодёжь – студенты, школьники.

     Несомненным украшением праздника стала литературная композиция, которую подготовила руководитель театра-студии «Скворечник», талантливая актриса Халима Хазиева со своими воспитанниками. Алёна Хмоленко, Анна Пенькова, Анна Быкова и Олеся Василенко в нарядах начала 20 века читали отрывки из первых глав «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой (которые писались именно в Павлодаре!), а самые юные актёры студии читали стихотворения Марины Цветаевой. Особые аплодисменты заслужили Томирис, Жаника и Аслан Акижановы. Пожалуй, впервые на павлодарском костре так подробно и ярко звучали страницы «Воспоминаний» А.И. Цветаевой.

     А музыкальным эпиграфом к празднику стал сюрприз – выступление певицы, автора-исполнителя своих песен, музыканта Евы Павловой из Астаны, которая исполнила две песни на стихи Марины Цветаевой.

 

     Ведущая мероприятия, заместитель председателя Славянского центра Л.В. Хлопаева огласила приветствие председателя Славянского центра Татьяны Ивановны Кузиной (она в командировке).

Лариса Валерьевна напомнила собравшимся, что первый Цветаевский костёр был зажжен в нашем городе 5 октября 2005 года у домика по улице Карла Маркса, 264 (сейчас ул. Бокейханова), где в 1957-1959 годах жила семья Цветаевых-Трухачёвых. Инициаторами праздника стали тогда Ольга Николаевна Григорьева – поэт, журналист, лауреат международной премии имени Марины Цветаевой и музейный работник, цветаевед (сейчас хранитель Дома-музея П. Васильева) Татьяна Сергеевна Корешкова, которых поддерживала группа энтузиастов.  А с 2013 года, когда в Славянском центре начал свою работу музей Анастасии Цветаевой, Цветаевские костры проходят под эгидой Славянского центра.

Г.Ш. Чистякова, Г.В. Зеленин (сидят) и сотрудники музея  Анастасии Цветаевой: О. Григорьева, Л. Прохорова, Л. Деркунская (сидит, крайняя справа)

     Аплодисментами приветствовали старейшин Цветаевского движения – внука А.И. Цветаевой Геннадия Васильевича Зеленина и педагога, композитора Гуляру Шамилевну Чистякову, которая общалась с Анастасией Ивановной, преподавала музыку её внучке Ольге Трухачёвой. Ольга Андреевна родилась в Павлодаре, сейчас живёт в США, она прислала тёплое приветствие павлодарцам:

    «Дорогие друзья, от имени нашей семьи рада приветствовать вас всех в нашем любимом Ленпарке на Цветаевском костре!
Пусть этот огонь памяти согреет нас, принесет радость объединения наших желаний и стремлений! Знаю, что прозвучит много нового и интересного! Будут выступать знакомые люди, которых объединяет любовь к истории, к поэзии, музыке, к литературе! Приятно приветствовать молодежь и детей, которые несут в своих душах свет и тепло! Все чаще вспоминаю родной Павлодар, улицы, скверы, Иртыш, вспоминаю родных мне людей! И вы все тоже родные! Заставляете наши души работать! Не даёте забывать ответственность перед памятью семьи! Всего вам доброго и светлого! Низкий вам поклон! Буду очень-очень стараться прилететь в Павлодар на будущий год! Ольга Трухачева. 20 сентября 2023 года».

     Поступили в адрес павлодарского костра приветствия от цветаеведов, музейных работников из Москвы, Елабуги, Вологды, Александрова.

Приветствие из Елабуги, Татарстан:

Девятнадцатый Цветаевский костёр в Павлодаре приветствует Елабуга!                                                                                                            Дорогие друзья!

Первый в Казахстане Цветаевский костёр зажегся в вашем замечательном городе, приютившем в тяжелое для страны время семью Анастасии Ивановны Цветаевой.

Сегодня поэтическое пламя высокой Цветаевской поэзии вспыхнет уже в девятнадцатый раз! Пусть же будет оно ярким и жарким!

Пусть ваши сердца и души наполняются Поэзией, Добром и Любовью!

Мира Вашим домам и мира на Земле!

Елена Поздина,

организатор Цветаевского костра в Елабуге,

редактор сайта «Цветаевские костры».

 

Приветствие из Вологды:

Уважаемые цветаевцы, костровитяне!  

От имени тех вологжан, которым дороги имена Цветаевых, приветствую всех вас сегодня!  

Эти имена всегда влекут нас к искреннему общению, к  пониманию литературных - и шире - культурных ценностей настоящего, так тесно связанного с прошлым. Радуюсь, что все больше моих земляков, любящих стихи Марины Цветаевой, открывают для себя творчество Анастасии Ивановны Цветаевой, постигая ее сложную судьбу и уникальную личность. Часто вспоминаю строки Марины Цветаевой, посвященные своей юной сестре, - мне они кажутся завещательными , обращенными через 110 лет к нам, сегодняшним :

В ней все, что вы любите,

Все, что летя вокруг света,

Вы уже не догоните,

Как поезда ни быстры! 

И все же мы пытаемся - догнать, узнать, осознать, принять. Это нужно для того, чтобы справиться со всеми невзгодами и обрести свойственные сестрам Цветаевым силу духа и чувство внутренней свободы.

Мы благодарим Славянский культурный центр,  Музей А.И. Цветаевой за материалы, которые прояснили многие факты из жизни писательницы в Вологодском крае. Счастливы знать, что и в Павлодаре желают скорейшего ремонта Цветаевского дома в городе Соколе и создания в нем первых экспозиций. И очень надеемся, что встретимся воочию на Чтениях, посвященных 130-летию со дня рождения А.И. Цветаевой, на вологодской земле. А наш нынешний Девятый Цветаевский костер уже 30-го сентября непременно подхватит искры павлодарского Девятнадцатого!

С пожеланиями добра, радости, вдохновения, творчества и сотворчества всем вам!

 Елена Витальевна Титова, доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета, председатель инициативной группы по сохранению Цветаевского дома и в городе Соколе Вологодской области

     Право зажечь 19-й павлодарский Цветаевский костёр было предоставлено Ольге Григорьевой, Татьяне Корешковой, Геннадию Васильевичу Зеленину и Гуляре Шамилевне Чистяковой.

     Программу продолжили гости из Экибастуза. Замечательный бард Раиса Канавец исполнила две песни на стихи Марины Цветаевой. С большим успехом выступили её ученики Адлия Ракишева, Анна Кольченко, Даниял Арынгалин, Амина Габдуллина.

Кстати, всем выступающим были вручены благодарственные письма Славянского центра, а их руководителям – памятные подарки. А ведущая и организатор праздника Ольга Григорьева подарила всем свою новую поэтическую книгу «Сад на закате», в которой есть и стихи, посвящённые сёстрам Цветаевым.

     Сюрпризом стала и премьера песни, которую исполнили многолетние участники костра Людмила Бевз и Константин Симонов – «Памяти Марины». А уже после завершения основной программы выступали и другие барды, Мирас Таттыбаев исполнил песню «Старый город», слова из которой уже всем хорошо известны: «В Павлодаре осень - и горит Цветаевский костёр!»

     Прозвучали слова искренней благодарности помощникам, спонсорам, волонтёрам, которые помогли устроить этот праздник: Александру Пархоменко, Сергею Гарину, Игорю Гребенникову, Галине и Юлии Володиным;звукооператорам Наталии Алешниковой и Виктору Сакину!

     В 2024 году исполняется 130 лет со дня рождения А.И. Цветаевой, и Цветаевский костер будет юбилейным, 20-м. Планируется приезд цветаеведов, представителей Цветаевских музеев из России, внучки А. Цветаевой Ольги Трухачевой. Традиция поэтических праздников будет продолжаться.

Ю. ПОМИНОВ.

Фото Елены Игнатовской.

 Фото на память!

О тех, кто прославил Прииртышье...

Сегодня в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра начал свою работу литературно-краеведческий клуб "Имена, прославившие Прииртышье". Инициатором его создания стала замечательный педагог, преподаватель педагогического университета, кандидат педагогических наук Галина Николаевна Старченко. Студентов первого курса университета им. Маргулана, поступивших на специальность "Специальная педагогика", приветствовала председатель СКЦ Татьяна Ивановна Кузина.

Студенты, приехавшие в Павлодар из разных областей Казахстана, будут знакомиться с личностями, оставившими свой след в истории края - писателями, художниками, учёными... Студенты познакомились с выставками книг, где представлены эти имена. Одно из таких изданий - энциклопедия о Павлодарском Прииртышье на казахском языке, выпущенная в Алматы, где представлена и биография Анастасии Ивановны Цветаевой.

Студенты с интересом познакомились с экспонатами музея, услышали в записи голос А. Цветаевой. Заинтересовал гостей альбом с фотографиями старого Павлодара, на них город предстаёт таким, каким его видела в 60-е годы прошлого века А.И. Цветаева. Вот какой была улица 1 Мая (сейчас Машхур Жусупа), сегодня на ней по адресу 35/1 стоит современный красавец - Дом Дружбы...

Был разработан план встреч литературного клуба. В ноябре будет обсуждаться творчество поэта-земляка Халижана Бекхожина. А ближайшая встреча пройдет 8 октября, в день рождения Марины Цветаевой, студенты будут читать её стихи... Начало в 12.00.

Планов громадье!

В конференц-зале Дома Дружбы прошло общее организационное собрание представителей коллективов Славянского центра. Вела собрание председатель Славянского центра Т.И. Кузина.  Обсуждались цели и задачи центра, планы мероприятий на этот и  будущий год. Лидером молодежного крыла СКЦ выбрали Елизавету Красноперову.  Библиотека Славянского центра получила в подарок большое иллюстрированное издание "Московский Кремль из глубины веков" от Тамары Михайловны Камановой.

Ближайшее мероприятие Славянского центра и музея Анастасии Цветаевой - традиционный поэтический праздник в Ленпарке (Сквер детства) - 19-й Цветаевский костёр, который состоится 24 сентября, начало в 15.00. 

 

О книге, вышедшей в Павлодаре

В городе Судаке 14-15 сентября состоялись XIII Международные Крымские Герцыковские Чтения «Серебряный век в Крыму: взгляд из XXI столетия».

Приятно, что собравшиеся на это представительное традиционное мероприятие ученые, литературоведы, краеведы из разных стран узнали о книге, выпущенной в этом году павлодарским музеем Анастасии Цветаевой. Доклад О.Н. Григорьевой «Крымские письма в книге: Анастасия Цветаева, Владимир Ионас «Переписка (1972-1988)» представила большой друг нашего музея, член Союза писателей Москвы Ирина Михайловна Невзорова:

Книга, вышедшая в Павлодаре, была передана в библиотеку Музея-заповедника "Судакская крепость":

 

Скоро Костёр!

19-й павлодарский "Цветаевский костёр"  - традиционный осенний праздник музыки и поэзии проводят Славянский культурный центр и Музей Анастасии Цветаевой 24 сентября, в воскресенье. В программе: 1. Актриса драмтеатра им. Чехова, руководитель театра-студии "Скворечник" Халима Хазиева со своими воспитанниками представит литературно-музыкальную композицию по произведениям Марины и Анастасии Цветаевых. 2. Выступление известного барда, исполнительницы песен на стихи Марины Цветаевой Раисы Канавец (г. Экибастуз) со своими талантливыми учениками. Начало праздника в 15.00, Сквер детства (Ленпарк). Приглашаются все желающие! 

По улице Бокейханова...

Анастасия Ивановна Цветаева родилась 14 сентября 1894 года (по старому стилю). Конечно, сейчас мы отмечаем её день рождения по новому, 27 сентября… Но именно в этот день, 14-го, в день Церковного Новолетия (а родилась АЦ  в один из 12-ти величайших православных праздников – День Воздвижения Креста Господня!) мне всегда хочется пройти по старым павлодарским улочкам, где жила и по которым ходила А. Цветаева, зайти в старый Христо-Рождественский Храм, прихожанкой которого она была. Конечно, изменилась улица им. Карла Маркса (сейчас она носит имя Алихана Бокейханова), где в 1957-1959 годах на съёмной квартире, в правой половине дома (сейчас № 264) жила семья Цветаевых-Трухачёвых, изменился домик, спрятался за высоким забором...

Но без цветаевской мистики не обходится. Вряд ли нынешние жильцы дома знают о том, какие любимые цветы были у писательницы, жившей здесь 65 лет назад. Но на углу, у забора, цветёт пышным цветом алый георгин…

Совсем немного старых деревянных домов осталось на этой улице, удалось сфотографировать лишь несколько.

Но церковь та же, и те же старинные иконы в ней, в том числе и особо почитаемого Анастасией Ивановной – Серафима Саровского…

В этой церкви Анастасия Ивановна крестила свою младшую внучку - Ольгу Андреевну Трухачёву, которая родилась в 1957 году в Павлодаре.

На черно-белой фотографии – улица К. Маркса в 60-е годы, то есть в то время, когда там жила А. Цветаева и куда в 1958 году приезжала дочь Марины Цветаевой – Ариадна Сергеевна Эфрон. Такой они видели эту улицу… Тогда по ул. К. Маркса проходила узкоколейка от речного порта до завода «Октябрь».

  О. ГРИГОРЬЕВА.

Журналисты - проводники культуры

8 сентября отмечается Международный день солидарности журналистов. По этому поводу в музее Анастасии Цветаевой на встречу «Журналисты – проводники культуры» собрались известные павлодарские журналисты Юрий Поминов, Ирина Кононенко, Елена Вайберт; участники литературного клуба «Живое слово»; была даже гостья из Азербайджана – Виктория Исмаилова.

 

Главной героиней мероприятия стала Виктория Валентиновна Яншина – журналист, цветаевед, поэт, ведущая и организатор многих Цветаевских костров. Встреча с ней была заочной, но, надеемся, что Виктория Валентиновна доберётся в своих цветаевских поездках и до Павлодара! На выставке, подготовленной к этому дню, было несколько разделов. Во-первых, это дружба и общение В. Яншиной с А.И. Цветаевой. В музее хранятся оригиналы фотографий, запечатлевших их встречи. Два снимка вошли в книгу, которую выпустил музей А. Цветаевой: Г.К. Васильев, Г.Я. Никитина «Встречи-свидания с А.И. Цветаевой». Директор музея Ольга Григорьева рассказала об этой книге, а также представила уникальный трехтомник автографов, которые выпустили «Глебы» (так называла своих биографов писательница), в котором также есть фотография В. Яншиной и статья о ней:

В трехтомнике представлен и автограф А. Цветаевой, адресованный Виктории:

Во втором разделе выставки были представлены подарки В. Яншиной нашему музею, это фотографии Цветаевских мест и Цветаевских костров, программки костров, буклеты,  книги; диск с фильмом В. Яншиной «Цветаевская Москва». Более тридцати единиц хранения в фондах музея – подарки Виктории Валентиновны.

 

Как поэта представила нашу героиню Лидия Семёновна Прохорова, прочитав стихотворение из книги «Цветаевские костры» - «Над Северским Донцом». В Яншина - автор поэтического сборника "То ли осень, то ли вечер" (2003 г).

 

Книга «Цветаевские костры», представленная на встрече, тоже имеет непосредственное отношение к В. Яншиной, ведь она участник Цветаевского кострового движения, начиная с 6 октября 1986 года, когда прошел первый Цветаевский костер в Тарусе. В 2011 году - ведущая Цветаевских костров в Тарусе и Болшеве (ныне - микрорайон г. Королёв МО). После ухода в марте 2018 года правофлангового Цветаевских костров в Тарусе Александра Васильевича Ханакова Яншина  стала его преемницей: готовит программу и ведет тарусские Цветаевские костры. В 2019 году  она инициатор и участник первого, а в 2021 году - инициатор и ведущая второго Цветаевского костра в г. Голицыно Одинцовского района  Московской области. А 3 августа этого года В. Яншина провела первый Цветаевский костер в деревне Исламбаево Бурзянского района Республики Башкортостан!

Об этой недавней поездке Виктории Валентиновны в Башкирию подробно рассказала О. Григорьева, были показаны фотографии путешествия из Уфы, из музея М. Цветаевой в селе Усень-Ивановское, Цветаевского костра в Исламбаево. Как сказала В. Яншина: «Успех задуманного мной ещё в Балашихе предприятия: встреча в Уфе - столице Башкортостана с автором первого памятника Марине Цветаевой в нашей стране Юрием Солдатовым, а также поездка в с. Усень-Ивановское, где этот памятник установили 2 октября 1992 года (к 100-летию Поэта), обеспечила руководитель Цветаевского культурного центра г. Уфы, председатель Уфимского городского отделения Союза краеведов России, журналист Гюльнара Иксанова». 

Узнали собравшиеся и о журналистской деятельности В. Яншиной: работа в балашихинских СМИ: кабельное телевидение Балашихи  "Московия-Восток" - 1999-2001 гг.;
- муниципальное радио "Берег надежды" - с февр. 2007 по сер.окт. 2011;
-  газеты "Городской вестник"  (с сер. окт. 2011-2015 гг.) и "Факт" (с 2016 по июль 2021 гг.).

Вот с таким замечательным журналистом, настоящим «проводником культуры», познакомились сегодня павлодарцы!

О теме праздника, о солидарности журналистов говорили собравшиеся представители печати и телевидения. Юрий Дмитриевич Поминов, много лет возглавлявший областную организацию Союза журналистов Казахстана и редакцию областной газеты «Звезда Прииртышья», рассказал об уникальном сотрудничестве с Новосибирской областной организацией журналистов. Была заключена декларация о сотрудничестве, более десяти раз павлодарские журналисты были гостями в Новосибирске, участвовали в конференциях и дискуссиях, а новосибирцы приезжали в Павлодар. Когда председатель Новосибирского СЖ А.Г. Челноков оказался в сложном положении, казахстанцы оказали всемерную поддержку и проявили солидарность… Благодаря редакторам областных газет Новосибирской области и Алтайского края «Звезда Прииртышья» обменивалась с этими газетами тематическими страницами.

О творческой солидарности тележурналистов говорила Ирина Сергеевна Кононенко.

Уникальным опытом работы с юными журналистами поделилась Елена Вайберт. За 35 лет работы во Дворце школьников создалась настоящая «империя детской журналистики». Сейчас 63 воспитанника Елены Валентиновны работают в журналистике! 23 года на радио выходила передача «Пинг-понг», силами юных журналистов выпускается газета «Мой мир» (сейчас в электронном формате)…

Е.  Вайберт - в центре

Выступала также старейший член Славянского центра Людмила Ивановна Асеева. Впечатлениями о Павлодаре и музее поделилась гостья из Баку Виктория Владимировна Исмаилова.

Столько нового и интересного узнали собравшиеся на встрече «Журналисты – проводники культуры»! И это не удивительно, ведь сама профессия журналиста уникальна!

 

Спасибо председателю Славянского центра Татьяне Ивановне Кузиной за идею проведения такой встречи!!! 

 

 

 

 

"Являла века доблесть..."

Сегодня 30 лет, как ушла из жизни Анастасия Ивановна Цветаева. «Последний луч Серебряного века» - так был назван сборник воспоминаний о ней. И в нынешние времена она остаётся таким лучом высокой культуры, духовности, доброты, объединяющим и согревающим людей.  Вечер памяти писательницы прошёл в музее Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра Павлодара 5 сентября. Открылся он словами Ольги Трухачёвой, младшей внучки А. Цветаевой о последних днях жизни бабушки (очерк «Уроки жизни» из книги «Последний луч Серебряного века»):

«Бабушка перед смертью вспомнила всю свою жизнь, все события, всех людей, с которыми общалась. Уходила в полном сознании. В это время по радио шла передача о семье Цветаевых. Когда передача закончилась, бабушка умерла. Последние слова её были: «Оля, зачем…» Дальше я не расслышала…»

Директор музея Ольга Григорьева продемонстрировала уникальный альбом, который подарили в своё время музею Глебы (Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина), верные друзья и биографы писательницы.

Они собрали вырезки из разных газет и журналов 1993 года, где сообщалось об уходе А. И. Цветаевой, оригиналы фотографий, стихотворения, посвящённые этой горькой дате.

На одно из них -  стихотворение Дины Терещенко «Отлетела белой голубицей» написала музыку павлодарский бард Валентина Шалденкова и исполнила эту песню.

 

 Л.С. Прохорова прочла стихотворение Константина Рубинского «Памяти Анастасии Цветаевой»:

…О, Господи, перед своим концом

Она была как облако, как образ

Незыблемый, - и, к вечности лицом

Повёрнута, являла века доблесть…

Голос самой Анастасии Ивановны мы услышали с пластинки журнала «Кругозор» за 1986 год, где она рассказывает о поездке к Марине в 1927 году, читает своё стихотворение «Муха». Раритетная запись…

А. Цветаева очень любила песни Анны Герман, общалась с ней, посвятила ей свой очерк, поэтому послушали собравшиеся и песню в исполнении этой певицы с виниловой пластинки из фонотеки самой Цветаевой (пластинки подарила музею О.А. Трухачёва).

В музыкальную часть вечера вошла ещё одна песня, посвящённая Анастасии Ивановне (слова Лилит Козловой), исполнила которую В. Шалденкова.

На памятном вечере присутствовал внук А.И. Цветаевой Геннадий Васильевич Зеленин, который рассказал несколько эпизодов из их жизни в Пихтовке, где А. Цветаева отбывала ссылку.

Воспоминаниями о том, как он в своём детстве видел А.И. Цветаеву, как она любила цветы георгины и трепетно относилась к животным, поделился коренной павлодарец Сергей Манаков. Очень тёплым и душевным получился вечер…

Славянский культурный центр и единственный в мире музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре бережно хранят память об этом уникальном человеке, замечательной писательнице, 18 лет жизни которой были связаны с нашим городом.

 

31 августа

31 августа, в День памяти Марины Цветаевой, в Павлодаре звучали стихи поэта, записи песен на её стихи в исполнении Елены Фроловой и Жанны Рождественской. Совместное мероприятие музея Анастасии Цветаевой и Дома-музея Павла Васильева прошло в гостеприимном Доме П. Васильева. Интересную и познавательную программу подготовила Татьяна Сергеевна Корешкова, она же и вела вечер:

В программе участвовала директор Дома-музея Павла Васильева Закия Саясатовна Мерц, сотрудник музея Анастасии Цветаевой Лидия Семеновна Прохорова, члены литературного объединения и Славянского центра.

Собравшиеся посмотрели видеоэкскурсию по Дому памяти Марины Цветаевой Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

Был представлен фрагмент интервью с Львом Абрамовичем Мнухиным, который был одним из первых исследователей и пропагандистов творчества Марины Цветаевой в России:

 

Прозвучали посвящения Марине Цветаевой поэтов Евгения Евтушенко, Леонида Губанова, Аллы Рустайкис, Юлии Друниной, а также её дочери - Ариадны Эфрон. Любимые стихи Марины Цветаевой читала Нина Андреевна Мазина. Свою новую песню «Памяти Марины» на музыку Мейрама Джангазинова представила Людмила Бевз. Участники встречи поделились своими впечатлениями о посещении Цветаевских музеев, рассказали о своём восприятии Цветаевской поэзии.

Директор музея Анастасии Цветаевой, поэт, литературовед Ольга Григорьева также поделилась впечатлениями о поездке в город Томск (в котором даже две улицы носят имя Цветаевой!) и прочла своё новое стихотворение «На улице Марины Цветаевой»:

А может быть, душа Марины здесь -
Где смотрится в окно сосновый лес,
И новых улиц широка дорога.
И рядом - параллельно - Пастернак,
А улицы, представь, зовутся так:
Ахматовой, Есенина и Блока.

Мы счастливы сегодня вчетвером.
К бульвару Гумилёва повернём –
И как его "Жирафа" не восславить!
Все судьбы тут слились, переплелись,
Любовь и смерть. Поэзия и жизнь.
Бессмертие, забвение и память.

Спасибо, Томск, за улиц имена!
Ещё за то, что девушка одна
На улице Цветаевой Марины,

В айфон сказала, как само собой:

 - Мне нравится, что Вы больны не мной…

И всё-таки – до встречи, мой любимый!

Томск,

26 августа 2023 г.

Ольга Николаевна в память о встрече вручила каждому участнику свой новый, только что вышедший из печати сборник «Сад на закате», в котором есть и стихи, посвящённые Марине Цветаевой.

 

САДЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ

24 августа минуло 40 дней, как ушла из жизни Ирина Сергеевна Исаева – замечательный человек, подруга А.И. Цветаевой, выдающийся садовод, доктор сельскохозяйственных наук, член Союза писателей России. 

Ирина Сергеевна является автором многих научных и популярных книг по садоводству, имеет более 50 научных публикаций. Была членом редакционного совета журналов «Приусадебное хозяйство», «Сад и огород», вела садовые рубрики в популярных газетах и журналах. Создатель уникального научно-просветительского сайта по садоводству http://www.plodosad.ru/

В этот день в музее Анастасии Цветаевой состоялся вечер памяти, посвящённый И.С. Исаевой.

Собрались на встречу друзья музея, члены литературного объединения, активисты Центра активного долголетия, а также гости из России и Польши. Была оформлена выставка экспонатов, которые в своё время передала Ирина Сергеевна в музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре. Особенно ценно для нас, что это подлинные автографы А.И. Цветаевой на книгах, журналах, буклетах, фотографиях и автографы самой Ирины Сергеевны.

 

Вела памятный вечер Татьяна Сергеевна КОРЕШКОВА:

 

 - Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о верной подруге и помощнице Анастасии Цветаевой – Ирине Сергеевне Исаевой.

С 1983 года до последнего1993 года она общалась с Анастасией Ивановной, помогала ей издавать книги, сопровождала её в поездках в Эстонию, одной из первых  (среди цветаеведов) Ирина Сергеевна поехала в Пихтовку Новосибирской области, где Анастасия Цветаева находилась в ссылке.

Жизнь Ирины Сергеевны Исаевой прервалась на 88 году жизни.

«…бессмертная душа навсегда остаётся в тех садах, что цветут на просторах родной земли…»

Ирина Сергеевна Исаева родилась 9 июля 1935 года в Мичуринске Тамбовской области в семье известного советского селекционера плодовых культур Сергея Ивановича Исаева, ученика и последователя Ивана Мичурина.

Она стала достойным продолжателем дела своего отца. Занималась восстановлением отечественных сортов яблок, помогала сажать сады в Оренбуржье, в Казахстане, Татарстане и центральной России.

Делом всей своей жизни считала создание яблоневых садов.  

Ирина Сергеевна стала основателем яблоневых садов  во многих тверских монастырях. Посаженный под ее руководством в Вознесенском Оршине монастыре сад стал составной частью монастырской жизни, так же, как и в Христорождественском монастыре в Твери, Николо-Клобуковом в Кашине, Ольгинском на истоке Волги. Во всех этих обителях сады были не только посажены под чутким наблюдением Ирины Сергеевны, но и буквально выпестованы её заботливыми руками. Под свою опеку она взяла и юный сад Свято-Екатерининского монастыря.

Она считала, что у каждого человека должен быть свой дом.

«Не только крыша над головой, но и место, где он защищён, где его понимают, ждут и любят, где ему тепло и уютно.

И у каждого человека должен быть свой плодовый сад – неотъемлемая частичка домашнего очага.

У многих он есть, правда, часто его называют садовым участком, и даже ещё проще – сотками.

По сути дела – это семейный сад, а для каждого члена семьи – ещё и «мой сад», «сад моей души», «моя зелёная точка».

Конечно, в нём может быть газон, много цветов, альпийские горки, водоём, но прежде всего он должен быть плодовым садом.

Только сочетание плодового сада с «декоративной атрибутикой» паркового искусства сделает ваш участок воистину садом вашей души.

И как же это замечательно – начинать день со встречи со своим садом!

В первые же минуты пробуждения видеть его сквозь оконные переплёты и тут же выходить в его зелёный омут, собирать ещё в росе только что созревшие плоды и ягоды, примечать, что поспеет к завтрашнему дню.

Вот так и проходит жизнь в плодовом саду, исчисляясь временем спелости плодов и ягод.

Великое счастье – жить окнами в сад!»

Так на очередной встрече с садоводами она обращалась к слушателям и почитателям своих тематических журналов и книг «Мой сад день за днём», «Сад двадцать первого века».

Ирина Сергеевна отмечала: «Я – плодовод – по рождению, судьбе и профессии. Всю жизнь изучала генетическое разнообразие культур и сортов в наших садах, то, что справедливо называют «достижением советской селекции».

Последняя её поездка в город Кашин Тверской области. Умерла она 16 июля 2023 года. Там сейчас и покоится её тело и душа.

Перед самой поездкой, в конце июня этого года, она разговаривала с директором музея О.Н. Григорьевой по поводу своей новой книги об Анастасии Ивановне Цветаевой, которую планируется выпустить в Елабуге и попросила выслать фотографии материалов музея, переданных в Павлодар. Ольга Николаевна выполнила эту просьбу, пожелала хорошей поездки. А Ирина Сергеевна вспомнила, как это не раз бывало, стихотворение О. Григорьевой «Кашин». Ей очень нравились последние строчки об этом городе – «…в левой стороне груди».

Ольга Григорьева, ещё до знакомства с И.С. Исаевой,  побывала в Кашине, вдохновилась  и написала стихотворение «Кашин», книгу с которым Ирина Сергеевна подарила потом монастырю:

И поникшим и уставшим

Вечером приходишь в дом,

Ну-ка, вспомним город Кашин,

Песню старую споём!

Кашинка – смешная речка,

Мелководна и мала,

Нежным маленьким сердечком

Эту землю обвела.

И сердечко это бьётся

Всей России слышен  стук!

Анна Кашинская солнцем

Освещает всё вокруг.

Путь недолог и нестрашен,

Карту старую найди.

Где же – спросишь, - город Кашин?

В левой стороне груди.

         Наталья Юрьевна Млынцева написала на эти стихи песню, которую и исполнила на встрече в музее:

На мониторе в это время демонстрировались фотографии города Кашина и его монастырей.

    Ирина Сергеевна Исаева трудилась и как исследователь истории литературы.

Она успела завершить книгу об Анастасии Цветаевой. В книге «Последний луч серебряного века» есть воспоминания  Ирины Сергеевны под заголовком «Что вспоминается мне…»

А вспомнилось ей очень многое. Она изложила всё в коротких рассказах-главах:  «Трепет общения с землёй», «Работа над «Неисчерпаемое», «Поездка в Пихтовку», «Эстония»,  «Тетрадь Ники».

«В наших многочисленных неторопливых беседах нередко возникала близкая мне по профессии тема, которую Анастасия Ивановна Цветаева обозначила как «трепет общения с землёй».

Об этой теме подробно и эмоционально рассказала на встрече Лидия Семёновна Прохорова:

 

Десять лет Ирина Сергеевна Исаева общалась с Анастасией Ивановной Цветаевой.

Именно при её поддержке на 98 году жизни Цветаевой она способствовала выходу в свет книги «Неисчерпаемое» в издательстве «Отечество».

По воспоминаниям Ирины Сергеевны, с трудом давалось название книги. Вариантов было много: «Времён переплетенье»

                                           « В памяти души»

                                            «Сокровенье пылающих душ»

                                            «Огни неугасаемые»

                                            «Высота преодоления»

                                            « Проникновение в чувство»

Был даже вариант –  «Книга, которой нет названия».

При внимательном прочтении очерков название пришло от самой Анастасии Ивановны. В эссе «Маргарита Шагинян» Анастасия Ивановна приводит автограф, который она оставила на книге «Воспоминания», которую она подарила Шагинян.

«…В благодарность за Вас, за Ваше перо, Ваш сердечный и душевный жар, за Вашу широту, остроту, за Ваш глаз, неисчерпаемость…»

Смягчив слово «неисчерпаемость» по совету Станислава Айдиняна, и пришло название НЕИСЧЕРПАЕМОЕ.

Книга вышла в 1992 году, хранится она и в фондах Музея Анастасии Цветаевой, в том числе и с автографами самой Анастасии Ивановны.

 В 1990 году Ирина Сергеевна сопровождала Анастасию Цветаеву в поездку в Эстонию, в фондах музея хранится фото Цветаевой и Исаевой с хозяйкой дома, где они жили, с Марией Эйнхольм.

Находясь в Новосибирске, защищая докторскую диссертацию  в 1987 году, Ирина Сергеевна отыскала всеми забытый посёлок Пихтовка, где отбывала ссылку Анастасия Цветаева, успела встретиться и пообщаться с людьми, которые помнили Анастасию Цветаеву. О поездке в Пихтовку она тоже рассказала в книге «Последний луч Серебряного века».

Ирина Сергеевне удалось встретиться с начальником УМГБ по Новосибирской области Павлом Фёдоровичем Телечкиным, о котором писала Анастасия Цветаева в своих «Сибирских рассказах».

При активном участии Ирины Сергеевны в 1992 году в серии «Поэты – узники ГУЛАГа» вышла «Тетрадь Ники».

«Надо было успеть «вынуть из памяти» Анастасии Цветаевой стихи, которые писались в лагере и ссылке», - вспоминала Ирина Сергеевна.

На 98 году Анастасия Ивановна по памяти вспомнила те стихи. Книжка вышла маленькая, небольшим тиражом, 300 экземпляров. Несколько её экземпляров – в фонде нашего музея.

Ирина Сергеевна в завершение своих рассказов в книге «Последний луч Серебряного века» пишет: «Всего  трёх недель не дожила Анастасия Цветаева до 99 лет, а значит, год до столетия. Она прожила серебряный, железный, кровавый и смутный века.

Но, несмотря ни на что, она состоялась как замечательная писательница, а главное – как Личность, духовную суть которой составляла глубокая религиозность. Отсюда её любовь ко всему живому, к нам, людям, к земле –черноземной, ласковой…»

Несколько раз директор нашего музея Ольга Григорьева встречалась с Ириной Сергеевной, до последнего поддерживала с ней связь, переписывалась с ней. В адрес музея поступило 24 единицы экспонатов: книги, журналы, автографы.

Встреча в гостеприимном московском доме И.С. Исаевой (слева направо): Э.Б. Калашникова, ученый секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове; знакомая И. Исаевой; О.Н. Григорьева; И.С. Исаева.

Ирина Сергеевна до последней минуты не оставляла работы как в монастырском саду, так и над своей книгой «Незабываемая Анастасия Ивановна Цветаева – дар памяти и дружбы». Книга о «поколенье с сиренью…»   

Сегодня 40 дней памяти Ирины Сергеевны Исаевой, а 5 сентября –30 лет памяти Анастасии Цветаевой.

Да будет им послан сад небесный, заслуженный садами земными.

Деревья монастырских садов будут радовать весенним цветением и осенними дарами благодарных людей в память об Ирине Сергеевне Исаевой – учёном, садоводе, писателе и Человеке, умеющим быть другом.

Будем помнить её завет: «Жить окнами в сад!»

И пусть прозвучит в завершении нашего мероприятия песня Владимира Мирзы на стихи Ольги Григорьевой, написанные в Кашине, где теперь покоится Ирина Сергеевна. Песня называется «Снегопад». Это песня-баллада, завершается которая песнопением церковного хора: «Господи, помилуй...  Господи, помилуй... Господи, помилуй…»

Светлая память Ирине Сергеевне.

 Спасибо всем, что были с нами. Всем доброго здоровья и мира вашему дому!

Т.С. Корешкова.

 

Памяти Ирины Исаевой

24 августа исполнится 40 дней со дня смерти Ирины Сергеевны Исаевой, замечательного человека, выдающегося садовода, доктора сельскохозяйственных наук, которая много лет общалась с А.И. Цветаевой, дружила с нашим музеем и передала в Павлодар немало раритетных экспонатов, подлинных автографов Анастасии Ивановны.

В этот день, 24 августа, в четверг, в музее пройдёт встреча, посвящённая памяти Ирины Сергеевны - "САДЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ". Начало в 12.00.

Ведущая - Т.С. Корешкова.

Вход свободный.

На фото: Ирина Сергеевна Исаева (слева) передаёт журналы с автографами А.И. Цветаевой директору павлодарского музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьевой.

Москва, март 2015 г.

 

Гости из Алматы

 
Всегда рады гостям города, приезжающим в музей Анастасии Цветаевой! Сегодня Галина и Юлия Володины из Алматы с интересом посмотрели экспозицию, увидели редкие экспонаты музея, познакомились с изданиями музея - книгой "Цветаевские кошки", "Цветаевским календарем" и другими.
Спасибо гостям за добрые слова в книге отзывов!
 
 

Возвращение патефона

Сегодня в музее Анастасии Цветаевой - праздник! На своё место в экспозиции вернулся наш старый патефон!
 
Немало сил, средств и времени потратил на его восстановление добрый друг музея, меценат Сергей Петрович Гарин. И теперь мы вновь можем не только демонстрировать посетителям патефонные пластинки из личной фонотеки А.И. Цветаевой (которые подарила музею внучка писательницы Ольга Трухачева), но и слушать их!
 
 
В знак благодарности от Славянского центра С. П. Гарину была вручена большая подарочная книга "Россия - великая судьба"
 
 
И, конечно, все вместе мы послушали несколько патефонных пластинок с записями классической музыки, вспомнив слова Ромена Роллана: "Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его..."
 

 

 

Конкурс продолжается

Дорогие друзья! Напоминаем, что продолжается приём работ на наш конкурс ANiMA-2023, посвящённый рассказам Анастасии Ивановны Цветаевой, написанным в Павлодаре. Подробные условия конкурса и текст трёх рассказов были опубликованы на сайте 30 июня под заголовком ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Представляем рисунки Алексея Петровича Завьялова (г.Омск) к рассказу А. Цветаевой "Цапа, Вася и Том-Том", присланные на конкурс:

 

 

 

 

Замечательная рецензия

Замечательная рецензия Александра Чанцева на книгу Анастасии Цветаевой "Букет полевых цветов" опубликована в июньском номере журнала "Дружба народов".
Спасибо за информацию Татьяне Муратовой!
 

Спасибо дарителям

Презентация новых поступлений прошла сегодня в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра Павлодара. Новую книгу об Иване Владимировиче Цветаеве, отце Марины и Анастасии Цветаевых, и о его детище - музее изобразительных искусств прислала из Москвы М.М. Уразова. Также Мунира Мухаммеджановна прислала памятную медаль, выпущенную в 2012 году, к столетию ГМИИ, и книгу Бориса Зайцева о писателях, в которой есть очерк и о Марине Цветаевой.
Диск с песнями на стихи М. Цветаевой и А. Ахматовой в исполнении Ирины Коро (она и автор музыки) привезла из Санкт-Петербурга Анна Шейда. Оттуда же приехал в Павлодар и сладкий подарок от друга музея Татьяны Люфт. Диск с виртуальной экскурсией по заповеднику "Киммерия Волошина" привезла музею председатель Славянского центра Т.И. Кузина. Это подарок от музея Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосии, который работает в составе заповедника. Просмотру виртуальной экскурсии будет посвящена отдельная встреча.
Спасибо всем дарителям!

 

 

Гости июля

Замечательные гости были сегодня в музее Анастасии Цветаевой - дети из летнего лагеря театра-студии "Скворечник" со своим педагогом, актрисой театра им. Чехова Халимой Хазиевой. С большим интересом знакомились они с экспонатами музея, рассматривали рукописи и фотографии, слушали пластинки, смотрели фильмоскоп.

Ребята узнали, что один из экспонатов музея связан с их педагогом - это пять общих тетрадей, в которые Х. Хазиева в юности от руки переписала стихи Марины Цветаевой! Купить тогда её сборник было невозможно... А потом эти тетрадки попали в пожар, но, к счастью, остались целы, лишь края обуглились...

Эту историю рассказала будущим артистам их педагог, а также прочитала несколько стихотворений Марины Цветаевой. Х. Хазиева говорила о том, как потрясла её в юности книга А. Цветаевой "Воспоминания", какую определяющую роль сыграла она в её жизни.

На память о встрече театральная студия получила в подарок от музея книгу-альбом "Цветаевские кошки".

В июле на экскурсиях в музее побывали также несколько групп детей из школьного летнего лагеря школы им. Торайгырова (СШ-28). На одной из встреч перед ними выступила председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина:

Запомнилась детям экскурсия, которую провела в музее Татьяна Сергеевна Корешкова:

А завершающую экскурсию провела сегодня для школьников директор музея О.Н. Григорьева:

 

Будем сотрудничать!

Сегодня в музее Анастасии Цветаевой прошла встреча с председателем Славянского центра Татьяной Ивановной Кузиной, которая рассказала о своей поездке на Ливадийский форум. Побывала Татьяна Ивановна и в Феодосии, в музее Марины и Анастасии Цветаевой, привезла нам приветы и предложения о сотрудничестве.

 

Татьяна Ивановна приняла участие в 16-ом Международном фестивале «Великое русское слово», посвящённом А.С. Пушкину:

 

20-минутное интервью с председателем павлодарского Славянского центра  вышло в эфире телеканала «Крым-24». Из Ялты Т. Кузина поехала в Феодосию, в музей Марины и Анастасии Цветаевых, куда мы передали две книги, изданные нашим павлодарским музеем: «Цветаевские кошки» и книгу переписки Анастасии Цветаевой и Владимира Ионаса. Заведующий музеем Владимир Анатольевич Чешуин с благодарностью ознакомился с нашими подарками.

 В беседе были намечены планы творческого сотрудничества музеев, обмен выставками. Следующий, 2024 год, юбилейный – 130-летие со дня рождения Анастасии Цветаевой. Феодосийский и павлодарский музеи намечены отметить его многими интересными мероприятиями.

 На встрече Татьяна Ивановна показала фотографии экспозиции феодосийского музея, в которой многие стенды и фотографии посвящены А.И. Цветаевой. Личные вещи писательницы передавала в музей её младшая внучка О.А. Трухачёва.

 

Т.И. Кузина привезла нам замечательный подарок из Феодосии - диск "Виртуальный тур по объектам заповедника "Киммерия М.А. Волошина", который мы обязательно посмотрим на встрече друзей музея!

Сейчас в павлодарском Цветаевском музее есть раздел «Крым Марины и Анастасии Цветаевых». Благодаря сотрудничеству с Феодосией эти материалы пополняются!

Спасибо, коллеги!

В первый день июля

Сегодня в музее Анастасии Цветаевой побывали гости из Германии, с интересом познакомились с экспонатами и узнали много нового о писательнице.

А ещё узнали, что именно сегодня, 1 июля, отмечает свой день рождения Ольга Андреевна Трухачёва, младшая внучка Анастасии Ивановны Цветаевой. Родилась она в Павлодаре, и неизмеримо многое делает для того, чтобы павлодарский музей её бабушки имел в своём фонде поистине уникальные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством замечательной русской писательницы. Благодаря Ольге Андреевне мы можем показать посетителям оригиналы рукописей и фотографий, личные вещи Анастасии Ивановны, её иконы, книги и пластинки…
Как полушутливо-полусерьёзно говорит на Цветаевских встречах Ольга Андреевна, «в Америке я работаю бабушкой, а в России работаю внучкой…». 

Ольга Трухачёва на руках Ариадны Эфрон. Павлодар, 1958 год.

Слева - Маргарита Трухачёва.

В день её рождения мы сделали  фотовыставку из  фотографий, хранящихся в нашем музее, под таким названием: «…Я работаю внучкой». Всё это – оригинальные снимки, подлинники, на которых запечатлены моменты жизни Оли Трухачёвой: от первых месяцев на руках мамы, Нины Андреевны, до современных, цветных, где Ольга Андреевна уже со своими взрослыми сыновьями… Что особенно ценно – большая часть чёрно-белых фотографий сделана Анастасией Ивановной Цветаевой...

С днём рождения, дорогая Ольга Андреевна!

Фрагмент выставки

Гостье Тамаре Гоас очень понравился фотоальбом о Цветаевских местах Германии...

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Славянский культурный центр, Музей Анастасии Цветаевой и агентство AVENTAL (Италия) обьявляют конкурс художественных работ

Условия участия

Тема конкурса ANiMA 2023 “Рассказы А.И.Цветаевой”

(публикуются ниже)

 

На конкурс принимаются художественные работы с сюжетами и образами по мотивам рассказов Анастасии Цветаевой 
“Цапа, Вася и Том-Том”, “Ральф” и “Девочка”.

Принимаются работы, выполненные в любых техниках (карандаш, масло, акварель, гуашь и т.д. или цифровые). В конкурсе могут принимать участие все желающие любого возраста, образования и гражданства.
Участие бесплатное.
Каждый участник имеет право представить на конкурс не более трёх работ. Работа должна быть нарисована непосредственно для участия в данном конкурсе, не должна содержать плагиата, т.е. не должна быть перерисованной.

Одновременно с материалами авторы предоставляют в оргкомитет анкету участника конкурса. В случае, если указанная в анкете информация представлена не полностью или недостоверна, работы к рассмотрению не принимаются. Если участник является несовершеннолетним, то анкета заполняется и подписывается родителем (с указанием данных ребенка как автора). 
Для получения анкеты необходимо написать на электронный адрес: 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Работы вместе с анкетой необходимо отправлять в отсканированном виде по электронной почте:   
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или приносить лично по адресу:

Музей Анастасии Цветаевой в Доме Дружбы, г.Павлодар, ул. Машхура Жусупа 35/1, оф.210  каждое воскресенье с  12.00  до 14.00 ч.

В отсканированном виде файл должен содержать в названии ФИО участника и быть в формате JPG высокого разрешения (не более 10 мб).
Оргкомитет не вступает в переписку с участниками, не имеет возможности информировать о получении их работ по почте и не всегда может ответить на письма заявителей. Работы не возвращаются и не рецензируются.

Работы принимаются до 20 декабря 2023 года. 


Подведение итогов, награждение


Специально созданное итальянское жюри оценивает работы по принципам: соответствия условиям конкурса, качества, оригинальности, отсутствия плагиата.
Решение жюри конкурса является окончательным и не может быть обжаловано. 
 О месте и времени награждения победителей оргкомитет сообщит дополнительно. 

Лучшие работы награждаются дипломами победителей первой, второй и третьей степени и ценными призами.

 

РАССКАЗЫ А.И. ЦВЕТАЕВОЙ:

 

Анастасия ЦВЕТАЕВА

Ральф

1

Когда я пришла к моим павлодарским друзьям, в их уютный домик с палисадником, где горели торжественные, упоительные по разноцветности гладиолусы, мне под ноги бросился жёлтый пушистый щенок.

- Это ваш? Откуда такая прелесть? – присев, я стала гладить щенка.

– Привезли из аула! Вместо сбежавшего! Вчера! Ральф. Хорош, правда?

Пёсик рычал, захлёбывался игрой, закатывал глаза, кусался и лизал руки.

И каждый раз, как я приходила к его хозяевам, кормившим, поившим, купавшим его, но с ним не игравшим, - он кидался мне опрометью навстречу, точно я была не человек, а щенок.  Неужели он будет жить в будке в павлодарские крутые морозы?

- Подрастёт ещё до зимы… - сказали мне в утешение.

2

Год перевалился с боку на бок. Я снова поехала в Казахстан. Когда я вошла радостно в калитку знакомого дома…

- Подождите, не входите, я сейчас собаку привяжу! На днях искусал женщину.

- Такого злюку достали? – отвечала я, постояв за калиткой.

Рыжая громадина, покорясь прищёлкнутой к ошейнику цепи, встала, взвившись на мощные лапы, и – навстречу мне – молотила воздух передними, счастливо взвизгивая.

- Ральф! На место!

- Как, это тот крошечный Ральф?

- Да куда Вы, он Вас укусит.

- Он меня любит, - крикнула я в пасть его щедрости, и мы уже «лапали» друг друга, восхищённо, под критическим оком хозяйки.

- Осторожней, Вы всё-таки не знаете, какой злой. Его все боятся…

И все недели, что я гостила у родных и приходила часто с внучками к друзьям, - наши встречи множили собачью и человечью нежность, и дружба цвела. И ещё приезд, и ещё. Внучки боялись входить без меня, а при мне он был к ним приветлив. Но их мать, без меня пришедшую, искусал так, что она месяц ходила на перевязки.

3

Однажды, придя к друзьям, я не застала их дома. Внучка Оля ждала меня за калиткой. Засунув записку в замок, поласкав Ральфа, я уже уходила, когда он, рявкнув, прыгнул, придавив что-то лапой.

 

 

Придавленная к земле белая курица голосила по-человечески. Деловито отфыркиваясь, Ральф рвал перья, лапой держа в отчаянии голосящее существо. Раньше, чем я поняла, что делаю, взлетела над Ральфом палка. Ударяя, я метила так, чтобы попасть не по мягкому, - а по твёрдому собачьему окороку. Мне было 70 с лишком, и я в первый раз била собаку. Но собака не выпускала курицу, только дрогнула под ударом. Куриный вопль о помощи был страшен. Ещё миг – пёс разорвёт её. Второй раз взлетела – сильней – палка над белым комком перьев, но, должно быть, осторожен был мой удар – Ральф не выпустил курицу. Тогда страх, что сейчас на моих глазах он сожрёт кричащее существо, превозмог жалость к другу – по рыжему окороку рухнул третий удар, сильный… Ральф забился в глубь будки и оттуда жалко стукал хвостом, вытянув виноватую морду.

- Ты так кричала на него, - потом говорила мне Оля, - и топала, и стыдила.

- Правда? Совершенно не помню… Я помню одно: как вся целая убегала курица, рассыпая перья. Как она осталась цела?.. Мы шли дальше, я говорила:

- Олечка, самое интересное то, как один рефлекс – страх за курицу – пожрал другой рефлекс – жалость к собаке. Нет, и ещё один рефлекс он пожрал – инстинкт самосохранения. Я первый раз в жизни била собаку – сильно била! – позабыв совсем, что ведь она может кинуться…

- А я так кричала тебе, ты не слышала? – прервала меня Оля, - я так испугалась, что она тебя разорвёт, а не курицу…

- Ну вот, видишь, что значит любовь собачья! Ему и в голову не пришло на меня броситься. Он оттуда, из будки, просил прощения, как только опомнился.

4

Прошло ещё несколько лет. Снова я в Павлодаре. Друзья мои продали домик, переехав в квартиру «с удобствами», - вместе с домом продали сторожа. Я шла на свидание с Ральфом.

- Куда Вы? – истошным голосом кричит женщина, выскочив на порог, видя, что я открываю калитку. И обернулась на нежное зрелище: Ральф, стоя на задних ногах, мотал передними лапами. Но я уже прорвалась мимо новой хозяйки, и мы с Ральфом обнялись, празднуя встречу и память, и я что-то кричала счастливое возмущённо кричавшей хозяйке.

(Из книги А. Цветаевой «Непостижимые: рассказы о животных», М., Объединение «Всесоюзный молодёжный книжный центр», 1992, стр. 139-143)

 

 

Цапа, Вася и Том-Том

          Посвящается моей невестке, Нине Андреевне Трухачёвой

1

В ту зиму в нашей первой павлодарской квартире их было три – три кота, один лучше другого, но они появились порознь и порознь из нашей жизни ушли.

Как звали мать Цапы, - годы прошли – не помню. Но он родился у нас, на высоком берегу Иртыша, в семье моего сына Андрея. Внучке Рите было девять лет, и она, как отец и как я, обожала кошек. Нина, жена сына, их кормила, не обижала, но и не ласкала – считала, что от кошек – грязь.

Какая же грязь от такого белого с серым, пушистого шарика, игруна, настолько грациозного и изобретательного, что танцевал он, как балетмейстер?! Из шара превращался в подобие ветки, несмотря на малый размер, а в прыжках за бумажкой на нитке или солнечным «зайчиком» превосходил балерин – намного! Он был акробат. Тогда и Нина хохотала:

- Ты смотри, смотри! Ну и кот…

И Цапа, поняв похвалу, уже самого себя превосходит, прыгая ещё выше, словив лапами солнечный луч. Он старался куснуть его, обняв всеми лапами, а когда мать с размаху лизала ему живот сильным розовым языком, он мгновенно начинал мурлыкать и, от её

хозяйственных забот увернувшись, тоже с размаху присасывался по старой памяти к её животу. Но мать, считая, что это ему не насущно, равнодушно куда-то шла, глядя вперед жёлтыми ищущими глазами, таща его за собой, а он, опрокинутый в широкий пласт солнца, утешался мгновенно было прерванной игрой с лучом.

Цапа рос и умнел, он был так умён, что напоминал мне кота Андреиного отрочества – Тодди: азартом игры в прятки, появлением из-за угла и ритмом скрываться, - так играл полжизни назад только Тодди! Но так прыгать со шкафа, как Цапа, умел в опыте нашем один Прометей, голубиного цвета (Андрей был тогда немного старше, чем Рита). И хоть он помнил, конечно, и Тодди, и Прометея – разве их можно забыть? – но по мужественности и суровости жизни и возраста – вслух не вспоминал никогда. Он только играл с Цапой – самозабвенно, хоть ему и шёл сорок пятый год.  А когда этой зрелости – кошачьей своей – достиг Цапа, он стал великолепным котом, и во дворе, где на цепи лаял добрый огромный Джульбарс, - наш кот слыл забиякой, распугивал всех и вся.

2

В эту осень, когда на гигантских кустах бузины под окном потемнели ярко-красные мелкие гроздья ягод, когда спешно к зиме достраивалась нам с Ритой камышовая с глиной комната, а ночи стали свежи – всё чаще замелькала меж отживающих, пустеющих грядок тёмно-жёлтая тень плоской пробегающей кошки – худая, ничья, она воровала всё, что плохо лежало, и все шикали на неё. Был первый морозный день. В вёдрах с Иртыша звенел лёд.

- Нет, ты знаешь? – услыхала я голос Нины (она говорила с Андреем), - стою на крыльце, и подходит ко мне эта самая кошка-воровка, тигровая. Подняла морду, глянула на меня жёлтыми глазами и мяукнула. Ну, вот будто мне говорит: «Пусти меня! Ну хоть погреться пусти! Замерзаю!». Ну, я пустила её…

- Молодец! – ответил Андрей. – Накормила?

- Уже спит, нахалка…

Но когда Андрей с Ниной остановились над остывающим очагом сложенной по Андрееву чертежу новой печки, греющей наш дом, мы с Ритой бросили заниматься английским и на цыпочках подошли посмотреть. На переднем тёплом углу ещё не обжитой плиты безмятежно спала желтовато-тигровая кошка, и она совсем не была плоская, как была, когда стелилась по земле огорода, не казалась уже пустой шкуркой, это спал наевшийся до отвала вдруг выросший богатырский кот, и в позе его, и на морде было блаженство: линия спящего рта в уголку изогнулась – кот улыбался во сне.

Он и оказался котом, и стал откликаться на имя Вася, и со дня своей первой сытости перестал воровать. Он ел, спал и мурлыкал попеременно и ещё, как сказала Рита, «катался на велосипеде» - дремля, перебирал передними лапами старую шерстяную тряпку, отданную ему для спанья – вонзал в неё когти то правой, то левой лапы – «педалил».

Он вёл себя с нами со скромным достоинством, ласкался благодарно, истово (ласки Цапы были неистовые). К Цапе отнесся как мудрый старик к ребёнку, не кусался  и не рычал. Понимал, может быть, что хозяин тут – Цапа. И спали они ночью – вместе, белый с серым ковёр поперёк тигрового холма. А иногда – двойной пёстрой меховой раковиной.

- Бабушка, почему от котов пахнет сеном? – спрашивала Рита, - ведь нет ни копны, ни конюшни…

Я не знала ответ.

 - И что лучше котов на свете? – продолжала Рита упоённо.

- Может, собаки? – отвечала я неуверенно.

Но этого не решить… Да. Как только хочешь сказать: коты лучше, и вспомнишь, как в первую ночь нашу на павлодарской квартире у доброй хозяйки Анны Алексеевны в ответ на мой голос зашелестела собачья цепь по длинной проволоке у ворот, и в открытую дверь тамбура просунулась голова Джульбарса – огнедышащего и доброго волка, и как он, чмокнув воздух пастью, взвизгнул дружески, радостно, и сверкнул его только с виду волчий, лучше, чем человечий, глаз…

3

Шла зима. Топились печи. Камышовая комната обмазана, побелена. В новую печь наложено много дров. Будет тепло спать сегодня в уже высохшей комнатке. Мы с Ритой празднуем новоселье!

- Мама! – услыхала я со двора какой-то не похожий на Нинин голос, - бегите сюда! Вы в очках? С той стороны пробегите – нет чёрного кота на крыше, за трубой?

- Никакого кота!

- Значит, в трубу попал! Сгорит… Что ж теперь делать?

Мы бросились обе в дом. Андрей на работе, надежда на нас.

Нина хватала тряпками, чем попало, дрова, уже горящие, бросала их перед печкой на новый железный лист, кричала:

- Мама, слушайте! Не мяукает? – отвёртываясь, задыхаясь от дыма, - зовите, зовите…

И на моё: «Кис, кис, кис» - вдруг сверху тихое, протяжное – «мяаау»… Откуда-то из глубины… В печке ревел огонь, ветер. Нина вскочила на стул, рванула круглую ручку дверцы, где недавно открывала трубу.

- Зовите! Зовите!

В два отчаянных голоса:

- Кискискис… кскскс… кискискис…

- Отойдите! – крикнула мне Нина.

В ту же минуту – глухой звук: что-то ухнуло вниз в печке.

Я вцепилась ногтями в ладони, в ужасе зажмурив глаза.

- Мама! Кот здесь!

В чёрной рамке раскрытой в дымоход дверцы я чёрного кота не увидела. Но Нина уже тащила его. Она тащила, и он давался, дрожащий живой клубок. Обгорелые руки Нины были все в саже, был запах палёной шерсти. Но то, что мы увидели, когда он, мяуча, повернул к нам морду, было ужасно: вместо глаз было два потока слёз, кот кричал и рвался.

- Слепой! – крикнула Нина, выпуская его из рук, оцарапанных.

- Где он?! Его надо водой, на нём, может, ещё горит шерсть!

Пока Нина, обжигаясь, швыряла тлеющие дымящие поленья назад в печь, я металась, ища кота. Я нашла его – он забился в дальний угол, под стул, не давался.

- Мама, где рыбий жир, Ритин? Надо рот смазать, печёт язык-то… Он ведь в огне кричал!

Я несу рыбий жир, но кот перебежал кухню, запрятался. Мечемся, ищем. Ловим. Мяукает угрожающе. Выплёвывает рыбий жир! Но когда мы его, наконец, выносим на свет – с ужасом увидеть вытекшие глаза, кот смотрит на нас, мигая заплаканными глазами, жёлтыми (то есть почти чёрными от расширенности зрачков, но вокруг – жёлтые ободки!). Зрячий кот!

- Он зализал глаза, да? Нина, пока мы искали его, облизался!

- Он не весь чёрный, шея белая! – отвечала Нина, убирая у печи, - сажу слизал! Весь был чёрный! Мама, налейте ему молока.

Я вела Риту из школы, рассказывая, какая у неё мать – умница.

- А мы ещё упрекали маму, что она кошек не любит!

- Папе какая радость! – сияла Рита, - ещё кот.

- Рита, а как он прыгнул! Рискнул! На наш зов! На свет! На самый край дверцы! И как рассчитал, подумай! Чуть ближе бы – и в огонь. Ведь все дрова нельзя было вытащить, мама и так себе руки опалила!

А когда мы переступили порог кухни, увидели чёрного пышного джентльмена с безупречной белой манишкой. Я крикнула Рите:

- И знаешь, как его имя? Tom the chimney – sweaper! (Том-трубочист, персонаж из английской сказки – прим. А. Цветаевой). Завтра прочтём по-английски, узнаешь!

- Ну уж и Томка! Задал нам страху! – (весело, Нина). – Дыму был полон дом!

- Кот чудный! Герой, правда? – ликовала Рита, - и какой он тяжёлый, мама! Наелся, да?

Вечером Том сидел на коленях у Андрея, на месте Цапы перед тарелкой супа, и Нина уже сердилась привычно, что кошкин хвост сейчас попадёт в суп: «Тьфу!». Но ведь это только Цапкин хвост мог попасть в тарелку, он размахивал им стоя, переминаясь на коленях хозяина. Том-Трубочист сидел аккуратно, удивлённый необычностью места, и пробовал неуверенно мурлыкнуть – не разучился в огне?

- Как же вы не поняли, - сказал матери и жене Андрей, - что слепой кот не мог бы так рассчитать прыжок?

И он гладил кота – рукой равного.

Один Цапа не участвовал в торжестве. Он сидел обиженным поодаль, зелёные глаза беспокойно сверкали.

Так три кота и прожили у нас зиму. Спали вперемешку на самом краю плиты, урчали, но не дрались. Все – когда была сырая рыба – ходили на задних лапах, подпрыгивая, ловко ловили куски (Цапа взлетал выше всех), рычали над рыбьими внутренностями, утаскивали в углы рыбьи головы.

Иногда кто-то из них пропадал, мы выходили звать перед ночью. Спорили. Рита плакала:

- Кот замёрзнет!

Нина:

- Кошки не замерзают!

- А как же в Сибири  в плохой стайке в 50 градусов бык замёрз?

- Бык замёрз, а кот никогда не замёрзнет! Дурочка. На то он и кот!

- Рита, иди спать! – говорил Андрей строго, - я дождусь и впущу кота! – и садился, как в детстве, читать путешествия и фантастику. Все спали. Дверь отворялась неслышно, было тихое «кскскс», кот влетал в облаке морозного пара, и наставала ночь.

5

А весна подходила, суля разлуки.

Первым ушёл Вася, отъевшийся, великолепный. Ждали, звали его. Не вернулся. Наверное, жив и сейчас. Остались у нас Цапа и Том-Том. Вспоминали ли они Васю? Но у каждого кота – своя судьба.

Долго ли они жили вдвоём? Есть фотография: двухлетняя Оля (родившаяся в первое лето после Томки) с ним на руках. Вскоре я  уехала в Москву. Но при мне ещё к нам с Ритой вошла Оля, её золотые глаза были счастливы. Взволнованно, захлебнувшись новостью:

- Там киса! Мнуга-мнуга котата!

Она разводила ручками и стала тащить нас за платья – смотреть. По младости она не умела сообщить, что у кисы не хватает для котят молока и что папа возится возле них с пипеткой. Оля имела твёрдую веру в отца, снося к нему все поломанные игрушки – «папа поцинит!».

…Это уже началась новая кошачья эпопея! Та кошка, должно быть, тогда родила будущую Лису – тигровую, с лисьим хвостом, а Лиса – Огонька, рыжего, - но это уже на другой павлодарской квартире, в Молгородке, в коттедже. Туда были перенесены нами и Цапа, и Том-Том. Цапа уходил назад, на старое место. Возвращался… Затем надолго пропал. Появился однажды – это был он, Цап, наш Цап, но одичалый, и его не удалось поймать. (Как Тодди когда-то, приходившего на чёрный ход, но в руки не давшегося… Целую жизнь назад!)

И какой-то весной ушёл к кошкам Томка, чёрный, как трубочист, кот, нами спасённый. Но мне радостно думать, что, может быть, вся наша кошачья тройка, разбежавшаяся после дружных зимних ночей с нашего очага, ещё где-нибудь здравствует. И, может быть, как мы их, и они помнят нас, кто знает…

(Из книги А. Цветаевой «Непостижимые: рассказы о животных», М., Объединение «Всесоюзный молодёжный книжный центр», 1992, стр. 129-139)

 

 

Девочка

Сын мой работал в Павлодаре, и я ежегодно ездила туда. Семья наших друзей, добрых и честных, имела, однако, враждебно к ним настроенную старушку, о которой в народе упорно ходили недобрые слухи. И видели её, стоявшую на углу их тихой улочки, смотревшую на их дом и что-то подолгу шептавшую.

Вскоре заболела странной болезнью их трехлетняя внучка: врачи, терапевты и невропатологи, не находили в ней никакой аномалии, а она с какого-то дня, ежедневно, в шесть часов вечера начинала кричать, гнать от себя любимых ею родных, в слезах и мучимая чем-то вроде судорог, билась словно в припадке. Когда старшие, жалея её, подчинялись её требованию и уходили в дальнюю комнату, девочка, в слезах, кричала им вслед: «Я боюсь одна, я должна кричать, но я боюсь одна…»

В тот год я, приехав к сыну, их навестила и узнала это странное происшествие. Ребёнок худел, таял, врачи помочь не могли.

- Знаете что, - сказала я, - я привезла остаток чудотворной воды, о которой напечатано в книге, изданной в Лавре. У меня только маленький пузырёк. Давай попробуем! Начните до шести вечера, давайте ей – ну, хоть по одной чайной ложечке, - тут хватит на несколько дней!

Они радостно согласились – и в первый же день с ребёнком не произошло ничего, много дней повторявшегося. Девочка допила содержимое пузырька и стала быстро поправляться. Она жива и сейчас, уже взрослая.

(Из книги А. Цветаевой «О чудесах и чудесном», М., Буто-пресс, 1991, стр.30)