Блоги

Цветаевский Крым. Часть 5

                                   «Феодосия – волшебный город!»

Бывшая улица Бульварная в Феодосии теперь называется улицей имени Вити Коробкова. Здесь, в доме № 13, располагается сейчас музей Марины и Анастасии Цветаевых – для меня, конечно, главная достопримечательность Феодосии!

На доме находится памятная доска, открытая в 1999 году, на которой написано, что в этом доме жила Анастасия Цветаева и бывали Марина Цветаева и Максимилиан Волошин.

Знакомство с Феодосией сестёр Цветаевых состоялось в июне 1911 года. Старинный приморский портовый город очаровал сестёр. Из "Воспоминаний" Анастасии Цветаевой: "Это сказка из Гауфа, кусочек Константинополя... И мы поняли - Марина и я, - что Феодосия - волшебный город и что мы полюбили его навсегда".

Сёстры Цветаевы жили в Феодосии с 17 октября 1913 года по 1 июня 1914 года. Феодосия тепло приняла сестёр. М. Волошин ввёл Цветаевых в дома своих знакомых. Сёстры с успехом выступали на вечерах и концертах поэзии и музыки, были активными участницами благотворительных мероприятий Феодосии.

Анастасия Ивановна писала: «Я снимала… домик на Бульварной улице. Дом был с приподнятым фундаментом, так что второй этаж был довольно высоким. Здесь было три комнаты: столовая, моя комната и детская. Квартира была угловая… Марина жила в минутах десяти от меня, вверх по отлогой горе… Садик вокруг низкого длинного домика был густой, уютный, веселый, с холма был вид на море… Комнатки, где жили Марина с Сережей, Алей и няней, были низкие, старенькие; старинная простенькая мебель радовала глаз пуфами, диванчиком, ламповым абажуром, картиной в поблекшей раме. Створки окон, распахнутые в низкие кусты, впускали запах дрока -  он звал в Коктебель… <…> … я их помню, и я говорю: Марина была счастлива с её удивительным мужем, с её изумительной маленькой дочкой — в те предвоенные годы. Марина была счастлива».

Организатором музея была Ирина Михайловна Двойнина (1932-2005), большой энтузиаст и подвижник. Мы очень рады, что в нашем павлодарском музее есть её книга о пребывании сестёр Цветаевых в Крыму…Затем директором музея была З.А.  Тихонова, с которой мы тоже много общались. Познакомилась я и с нынешним директором, передала Валентине Ивановне Микитюк издания нашего музея, а она подарила буклеты феодосийского:

В 2001 году музей был официально зарегистрирован как отдел заповедника «Киммерия М. А. Волошина». К сожалению, то помещение, где снимала квартиру Анастасия Цветаева, получить под размещение музея не удалось — она расположена в соседнем подъезде. Большая удача, что в современной Феодосии удалось обнаружить вещи, предметы быта, мебель начала XX века. Сохранился гарнитур дачи Редлихов, которым могли пользоваться сестры Цветаевы. Сохранена ручка от калитки, которая вела во двор квартиры Анастасии Цветаевой. Всего собрано более тысячи экспонатов. Музей небольшой, но очень познавательный, светлый и уютный…

О Феодосии Марина Цветаева написала прекрасное лирическое  стихотворение (14 февраля 1914 года):

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

"До новых встреч в Феодосии!" - говорит нам директор музея!

 О. ГРИГОРЬЕВА

(Продолжение следует).

 

Человек, спасший Дом

28 октября в  музее А. Цветаевой прошло мероприятие, посвящённое 100-летию основателя и первого директора Дома-музея Марины Цветаевой в Москве Надежды Ивановны Катаевой-Лыткиной. На стенде, подготовленном к встрече, были представлены книги из личной библиотеки Н.И. Катаевой-Лыткиной; её публикации в различных изданиях; оригиналы фотографий; номер альманаха «Под сенью оливы» (его выпускают в Москве Наталья Савельева и Юлий Пустарнаков), посвящённый Н.И. Катаевой-Лыткиной; книги о созданном ею музее:

Надо сказать, в фондах нашего музея есть уникальные фотографии, которые подарил нам Александр Васильевич Ханаков, к примеру, вот этот снимок, на котором (слева направо) – Белла Ахмадулина, Н.И. Катаева-Лыткина, А.И. Цветаева, Р.Г. Кочеткова в Переделкино, 11 мая 1984 года. На фотографии – автографы А. Цветаевой, Катаевой-Лыткиной, Кочетковой:

Есть книги с автографами А.И. Цветаевой, адресованными Надежде Ивановне:

Хранятся в наших фондах подлинники записок А. Цветаевой, которые она отправляла Н. Катаевой-Лыткиной из больницы:

 Об этом замечательном человеке, спасшем дом по адресу Борисоглебский, 6 (бывший переулок Писемского) подробно рассказала на встрече Татьяна Сергеевна Корешкова:

О своих личных встречах с Надеждой Ивановной говорил внук А.И. Цветаевой Геннадий Васильевич Зеленин:

Своими впечатлениями о московском Доме-музее М. Цветаевой – детище Н. Катаевой-Лыткиной делились Л.И. Деркунская и Л.С. Прохорова. О.Н. Григорьева прочла слова А.И. Цветаевой (её автограф в журнале «Звезда»), который как нельзя лучше говорит об отношении младшей Цветаевой к этому человеку-подвижнику: «Дорогой Надежде Ивановне Катаевой, другу Марининого дома на теперешней улице Писемского (некогда – Борисоглебский переулок), сражавшейся и сражающейся за него в течение десятилетий, человеку неестественной энергии, светлого духа и неисчислимых сил, по Божески умножающихся, когда давно должны были по человечески истощиться, человеку трудной судьбы и неисчерпаемого терпения,… человеку, коему, я уверена, будут даны свершенья и утешенья – за беспримерную скромность и героическое упорство в достижении того, чему служите. Будет праздник на улице Писемского, Вами охраняемой, Вами отстаиваемой!».

И этот праздник настал, и Дом-музей в Борисоглебском работает уже 25 лет, радуя всех поклонников творчества великого поэта!

В завершение встречи мы послушали песню «Сто часов счастья» в исполнении Аллы Пугачёвой на слова Вероники Тушновой, с которой дружила Надежда Ивановна. И, действительно, жизнь её, несмотря ни на что, была счастливой – потому что мечта её жизни сбылась!

                                 Н.И. Катаева-Лыткина и А.И. Цветаева

Цветаевский Крым. Часть 4

                «Горе  гналось за ней по пятам…»

С Коктебелем связаны не только безоблачные и радостные картинки юности Анастасии Ивановны Цветаевой, но и горькие страницы её жизни. Весной 1917 года А. Цветаева с сыновьями Андреем и Алёшей уехала в Крым. И – страшный, несправедливый, внезапный удар судьбы: в мае скоропостижно скончался её второй муж (отец Алёши) Маврикий Александрович Минц. Она срочно вернулась в Москву, но не успела даже на похороны. Поехала назад, в Коктебель, к детям, к Волошину и его матери, с которыми легче было пережить горе, но, как пишет Виктория Швейцер, «горе  гналось за ней по пятам. Через два месяца в Коктебеле умер её младший сын – годовалый Алеша. Марине было до боли жалко сестру, страшно за неё, хотелось быть рядом, но поехать к ней сразу она не могла и поддерживала письмами. «Ты должна жить», – писала она Асе».

В романе «Amor» А.И. Цветаева вспоминает: «…Еще нет младшему года, когда в девять дней от гнойного аппендицита – ошибка врачей – умирает Маврикий. Я стою на Дорогомиловском кладбище не в силах что-либо понять… А через шесть недель в Крыму – умирает в пять дней наш сын, начавший ходить, говорить, так на отца похожий! Я осталась в двадцать два года одна…

…В Бога, в иную жизнь я не верила. Здесь же – потерян смысл. Рот закрыт для общения с людьми. Если б не болезнь сына…».

Да, надо было заботиться о старшем сыне, лечить его. Надо было жить.

В «Памятнике сыну» Анастасия Ивановна пишет об этом трагическом времени: «…Алёша заболел дизентерией. Я тут же передала соседке Андрюшу… через пять дней Алёша скончался. Умершего мы его, конечно, Андрюше не показали, на похороны не повели. Потому от вести, что Алёши нет, что он в земле, на кладбище, Андрюша пришёл в страшное негодование! «Как вы могли отдать закопать в землю Алёшу?!» – кричал сын».

О сыне Алёше такие строки в романе А. Цветаевой «Amor»: «…Очень легкие кольца кудрей, золотистых – надо лбом и над ушками… Алёша был весёлый ребенок! Совсем здоровый. Зачем нужна его смерть? Где он? Тело в земле. Его смех? Голосок! Его ласковость! Его остроумие! Уронил яйцо, разлилось. Он смеялся, кричал «а-а!». Где это всё? Не в могиле… Но рассудок диктует отсутствие Бога, невозможность жизни не в теле».

В этом же романе – воспоминание о том, как через два года она пришла на могилу сына: « – Алёшенька, сыночек мой!.. позабытый… – спотыкаясь, проговорила Ника (героиня романа – О.Г.) … и упала на колени, на сухую пустыню земли, и, поцеловав землю, легла на неё, как ложится пёс на могилку хозяина, у почти сравнявшегося, выветренного холма с маленьким покосившимся крестом. Она встала, когда потемнело. В небе были кроткие звёзды. Спокойная, всё решившая. Алеша, маленький, нигде не сущий – встретил, утешил, научил лучше всех, её утешавших».

Смерть Алёши осталась раной на всю жизнь… Многие «странности» Анастасии Ивановны (по отношению к внучкам), о которых вспоминают павлодарцы, вполне объяснимы этой страшной потерей. Ольга Трухачёва рассказывала, что бабушка не позволяла им с Ритой есть ягоды или фрукты, пока не обдаст их несколько раз кипятком и не доведёт до кашеобразного состояния. Это вспоминают и Ритины одноклассницы, которые, ясное дело, беззаботно ели малину и вишню прямо с куста, немытую. Но у бабушки Аси перед глазами стояли ягоды, которые съел Алёша…

Конечно, будучи в Коктебеле, не могли мы не сходить на могилку Алёши…

Спасибо биографу А.И. Цветаевой и другу нашего музея Станиславу Артуровичу Айдиняну (г. Москва), он подробно объяснил, как найти могилку, написал, что в этом году вместе с директором музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Львом Кивовичем Готгельфом они обновили крест на могиле Алёши: «Л.К. Готгельф дал идею - восстановить подгнивший крест на могиле Алеши. Достали дубовые доски, и из них Василий Левинский инструментами сделал крест, потом проморил его, и Лев дотащил крест до кладбища. Далее его установили в землю, на что ушло немного цемента. А формой он повторяет более ранний крест, хотя первоначальный был больше…».

Рядом – могилы матери и бабушки Максимилиана Волошина; певицы, пианистки Марии Николаевны Изергиной, с которой дружила А.И. Цветаева.

 О. ГРИГОРЬЕВА

(Продолжение следует).

Цветаевский Крым. Часть 3

                                            Коктебель. Волошин

Коктебель – небольшой посёлок на юго-востоке Крыма. С юго-запада Коктебельский залив ограничивает огромный вулканический массив Карадаг, с севера и востока – невысокие степные горы. Красивейшие места, тёплое Чёрное море до середины октября… Но кто знает, существовал бы этот курортный посёлок до нынешних дней, и был бы он так популярен, не поселись здесь поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин. В 1903 году жили в Коктебеле… 103 человека. Вот так возвышался дом Волошина на пустынном берегу Коктебеля в начале века:

 Такой Коктебель сейчас – с благоустроенной набережной, многочисленными торговыми киосками и кафе, очень многолюдный в летнее время и вот такой спокойный и пустынный в октябре:

 Об этом уникальном месте можно прочитать и в многочисленных книгах, и в интернете. Везде отмечается особая роль в развитии Коктебеля М. Волошина. В его доме гостили многочисленные поэты, писатели и другие люди искусства, здесь в разное время жили Осип Мандельштам, Марина и Анастасия Цветаевы, Михаил БулгаковНиколай Гумилёв, Александр Грин, Алексей Толстой, Максим Горький,  Корней Чуковский и многие другие известные деятели культуры. Место стало знаковым, особенным для творческих людей.

 Сейчас в этом доме – прекрасный музей, в экспозиции которого немало материалов и о сёстрах Цветаевых. И, конечно, приехав в Коктебель, первым делом я пошла в Дом Волошина с нашими подарками – изданиями павлодарского музея Анастасии Цветаевой. Я рассказала сотрудникам о нашем Славянском центре и нашем музее, вручила буклет музея, «Цветаевский календарь» и другие издания:

С интересом узнали волошинцы тот факт, что в этом году выпускница Павлодарского педагогического университета Юлия Вайгандт защитила на отлично диплом «Образ универсального поэта в эссе Марины Цветаевой «Живое о живом». Мы очень рады, что музей Анастасии Цветаевой оказал Юлии посильную помощь, предоставил всю имеющуюся у нас литературу по творчеству Марины Цветаевой и Максимилиана Волошина!  Мы рады многолетнему сотрудничеству с ПГПУ и преподавателем, кандидатом педагогических наук Галиной Николаевной Старченко. О наших связях с университетом я тоже рассказывала в Доме Волошина.

 А коллеги подарили мне вот такие замечательные книги, которые пополнят фонды нашего павлодарского музея:

Как не сфотографироваться у памятника М. Волошину (работа московского скульптора Анатолия Григорьева)! Кстати, на открытии памятника я была в 2009 году, во время проведения Международной конференции в Судаке «Крым-2009».

Говорят, что Коктебель – в «объятиях» Волошина. Если стоять лицом к морю, справа на скалах Карадага – отчётливый профиль поэта, а слева – его могила на горе Кучук-Енишар. М. Волошин скончался 11 августа 1932 года в Коктебеле на 56-ом году жизни.  Свой дом он завещал Союзу писателей.  

Марина Цветаева написала о поэте замечательный очерк «Живое о живом», откликнулась стихами. В очерке она пишет:

«…А вот строки из письма моей сестры Аси: «Макса похоронили на горе Янычары, высоко — как раз над ней встает солнце. Это продолжение горы Хамелеон, которая падает в море, левый край бухты. Так он хотел, и это исполнили… Так профилем в море по один бок и могилой по другой — Макс обнял свой Коктебель».

Ветхозаветная тишина,

 Сирой полыни крестик.

 Похоронили поэта на

 Самом высоком месте.

 Так и во гробе ещё - подъём

 Он даровал - несущим.

 ...Стало быть, именно на своём

 Месте, ему присущем.

 На это «высокое место» отправились мы в поход всей нашей большой компанией – дети, внуки, друзья, чтобы помянуть поэта. По традиции каждый взял камешек с коктебельского пляжа, от моря, чтобы положить к могиле Макса. Удивительно, что ещё в посёлке к нам присоединились три собаки, которые сопровождали нас всю дорогу – бежали впереди, словно вели к могиле поэта, а потом удовлетворённо легли у его плиты. Невольно вспомнилось цветаевское описание собак в «Живое о живом» и тот случай, когда Волошин пешком пришёл в Феодосию, где Марина жила зимой, и привёл с собой трёх её любимых собак: «в порядке старшинства и красоты: Лапко — Одноглаз — Шоколад».

Может, с нами шли их потомки? Да наверняка они!

 

Гора Кучук-Енишар вроде и не очень высока (192 метра), но подъём лёгким на назовёшь…

И вновь вспоминались Цветаевы, их походы с Волошиным по коктебельским горам. Марина Ивановна вспоминала потом о своём восприятии Макса:

«Идём по пустынному уступу, в самый полдень, и у меня точное чувство, что я иду — вот с таким духом земли. Ибо каким (дух, но земли), кроме как вот таким, кем, кроме как вот этим, дух земли еще мог быть!».

И о своей первой встрече с Волошиным написала М. Цветаева в «Живое о живом»: «Пятого мая 1911 года, после чудесного месяца одиночества на развалинах генуэзской крепости в Гурзуфе, в веском обществе пятитомного Калиостро и шеститомной Консуэлы, после целого дня певучей арбы по дебрям восточного Крыма, я впервые вступила на коктебельскую землю, перед самым Максиным домом, из которого уже огромными прыжками, по белой внешней лестнице, несся мне навстречу — совершенно новый, неузнаваемый Макс…».

 Всё вспоминается на этом необыкновенном  месте, где покоится прах и витает сам дух поэта…

 

Удивительно, что в середине октября расцвели рядом с могилой весенние цветы – крокусы:

 

 

«Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, - писала М. Цветаева, - и мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали.

 

Макс был знающий. У него была тайна, которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто».

В «орбиту Волошина» попадают все, кто был в Коктебеле…

 

О. ГРИГОРЬЕВА

 

(Продолжение следует).

 

 

 

ПИШУТ НАШИ ДРУЗЬЯ

ЦВЕТАЕВСКИЙ ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ

 Накануне дня рождения Марины Цветаевой в Цветаевском литературном историко-культурном центре – филиале ГБУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан в старинном русском старообрядческом селе Усень-Ивановское, что не затерялось в Белебеевском районе, прошел, ставший уже традиционным, Цветаевский праздник поэзии.

В этом году исполнилось 107 лет с момента пребывания Цветаевой и Эфрона в селе Усень-Ивановском. Торжественные мероприятия были посвящены 125-летию со дня рождения Сергея Эфрона и 25- летнему юбилею музея Марины Цветаевой.

Был зажжен VII Международный Цветаевский костер в селе Усень-Ивановское и в память обАлександре Васильевиче Ханакове, хранителе Цветаевского костра в Тарусе.

… С раннего утра на площадке у сельского дома культуры гостей, приехавших на цветаевский праздник из Египта, Йемена, Киргизии, Казахстана, Уфы, Белебея, Приютово, и, конечно же, местных жителей гостеприимные хозяева встречали русской песней, хлебом-солью, чак-чаком и кумысом.
В фойе дома культуры представили экспозицию "Листая страницы истории", где можно было увидеть фотографии со дня открытия музея и до наших дней. Мемориальный уголок украшала коллекция картин из фондов музея и фрагмент деревенской избы. Двери музея М.Цветаевой были открыты для всех желающих.

Праздник продолжился в актовом зале дома культуры, где яблоку было негде упасть: на 25-летний юбилей музея М.Цветаевой со всех уголков республики и из-за рубежа (иностранные студенты, обучающиеся в вузах Уфы) съехались гости. Сколько неравнодушных к поэзии творческого гения объединяет имя «Марина Цветаева»!

В Усень-Ивановском помнят и любят Цветаеву, ее стихи, полные глубоких раздумий о любви и жизни. Немало сделано для сохранения памяти о пребывании поэта.

Участники праздника познакомились с историей создания музея Марины Цветаевой в с. Усень-Ивановском. В 1993 году в здании деревянного зодчества – Усень-Ивановском лесничестве был открыт  литературно-художественный музей М.Цветаевой, инициатором создания которого стала краевед Полина Кудинова и первый ди⁠ректормузеяТатьянаТарасенко.

Ежегодно музей Марины Цветаевой посещают около четырех тысяч человек из ближнего и дальнего зарубежьяЗа четверть века здесь побывало более 50 тысяч цветаевцев со всего мира.

Для оформления экспозиций использованы материалы, подаренные ди⁠ректоромЦентральногоДома-музеяМ.И.Цветаевой в Москве Э.С.Красовской. Сотрудники этого музея несколько лет подряд присылали бесценные материалы: редкие книги, фотографии, копии документов.

Основной фонд музея в Усень-Ивановском в 2018году составил 877 экспонатов (в том числе и личные вещи Марины и Анастасии Цветаевых), научно-вспомогательный фонд - 625 экспонатов.

Фонды музея содержат и разнообразные фотоматериалы о жизни и творчестве Марины Цветаевой, ее портреты работы уфимского художника А.В. Шабарова, картины, подаренные художником А.Паниным (г. Александров), московской художницы Натальи Савиновой.

Душа музея, научный сотрудник Ольга Саттарова с любовью проводит экскурсии, знакомит с раритетными, историко-краеведческими и этнографическими артефактами, принадлежащими самой Марине Ивановне, а также демонстрирует книги с автографом и личные вещи сестер Цветаевых, переданными в дар музею внучкой сестры поэта Анастасии Ивановны Ольгой Трухачевой.

Музей Марины Цветаевой и его непосредственный руководитель О.Ф.Саттарова - неоднократные победители Всероссийских и республиканских конкурсов. В 2015 г.-  1 место в номинации «Лучший экскурсовод» литературного музея Республиканского конкурса «Мой музей». В 2017 г. – музей М.Цветаевой признан лучшим учреждением культуры в РБ. В 2018 г. выход в финал по приволжскому округу конкурса видео презентаций «Диво России». Диплом 1 степени во Всероссийском конкурсе «Краеведение» (г.Елец). 1 место в Международном конкурсе «Дерево талантов».

Участники праздника узнали о появлении в октябре 1992 году первого памятника М.Цветаевой работы уфимского скульптора Юрия Солдатова.

У дома, где останавливались Марина и Сергей, был установлен мемориальный знак и ее именем названа улица.

Много сил в возрождение Цветаевского движения вложили Мухтасар Валеев, Полина Кудинова, Ирина Денисова, Татьяна Тарасенко, Татьяна Пыжьянова, Ольга Саттарова и др. Идея проведения цветаевских костров принадлежит журналисту Любовь Ивановой. Она же является хранителем цветаевских костров в Усени.

      Поистине историческим событием стал приезд Ольги Трухачёвой в Белебеевский район 30 мая 2018 года. Внучка А.И. Цветаевой и внучатая племянница Марины Цветаевой впервые побывала в селе Усень-Ивановском, встретилась со школьниками и общественностью. Ольга Андреевна прислала теплые поздравления юбилярам.

На празднике прозвучали стихи и романсы на стихи М.Цветаевой в исполнении Елены Басмановой, Зульфиры и Айнура Аубакировых, вокальной группы «Березка», барда Рамиля Бадамшина, литературно-музыкальная композиция «А душа не то…» в исполнении театра-студии «Птицы» под руководством  В.В. Корчева.

Музей М.Цветаевой поздравили от Администрации Белебеевского района начальник управления социального развития муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Олег Данилинот Дома Дружбы народов Республики Башкортостан начальник отдела по организационно-методической работе бюджетного учреждения Дом дружбы народов РБ Фидрат Ямалетдинов, ди⁠ректормуниципального бюджетного учреждения культуры «Историко-краеведческий музей» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Ольга Ивлева.

Представители Цветаевского движения из Уфы – Уфимское городское отделение Союза краеведов России имени Флюры Ахмеровой и Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» - постоянные участники цветаевских мероприятий – преподнесли в подарок музею картину известного уфимского художника Ивана Павловича Федорова, кисти которого принадлежит панорамное панно, на котором юные Марина и Сергей только приехали в Усень-Ивановский завод, счастливые, полные надежд, накануне предстоящей свадьбы...

Подарком от уфимских цветаевцев стало также выступление актрисы Дианы Кулик, прочитавшей стихи любимого поэта. Председатель Цветаевского движения в Уфе, автор этих строк преподнесла благодарственное письмо и подарила привезенный из Елабуги каталог экслибриса «Посвящается Марине Цветаевой» и книгу известного уфимского краеведа Флюры Ахмеровой «Страницы памяти», где рассказывается еще об одном земляке белебеевцев – ученом с мировым именем Борисе Николаевском, а также буклет о 25-летнем юбилее Уфимского городского отделения Союза краеведов России имени Флюры Ахмеровой.
Праздничная программа продолжилась возложением цветов к памятнику и церемонией зажжения VII Цветаевского костра, посадкой рябинки, исполнением гимна костра, свободным микрофоном, печеной картошкой, цветаевскими пирогами...
На VII Цветаевском костре выступили известные коллективы, и прозвучали новые имена. Так, со своими стихами впервые приняла участие начинающая поэтесса из Уфы Елена Овчинникова, победитель всероссийского конкурса «На крыльях таланта» юная Катя Игнатьева, известный журналист Фирдауса Хазипова, врач Наталья Чернявская. Автор этих строк зачитала приветствие и стихи от павлодарского музея Марины и Анастасии Цветаевых.

Стихи М.И.Цветаевой звучат по всему миру, на разных языках. Прекрасные переводы стихов М.Цветаевой на башкирский язык есть у уфимской поэтессы Анисы Тагировой. Марине Цветаевой посвятили стихи народный поэт Башкортостана Александр Филиппов, поэтессы Наталина Самыловска и Альфия Ханнанова... Подробно исследовали жизнь Марины Цветаевой в Усени и Елабуге известные журналисты Садит Латыпов и Виктор Шмаков.

Марина Цветаева рано ушла из жизни, оставив нам в дар богатейшее духовное наследие, подарила нам свою душу.

Гульнара Иксанова, председатель Регионального отделения Союза краеведов России имени Флюры Ахмеровой.

 

Цветаевский Крым. Часть 2

                                              Ялта. Ай-Петри

Бывают такие места, где, хочешь-не хочешь, а задумываешься о вечности… Вот была Марина Цветаева на горе Ай-Петри ранней весной 1909 года, а мы приехали почти через 110 лет – осенью 2018-го, а что изменилось? Та же гора, то же море, те же захватывающие дух дали и высота…

Нет, конечно, изменилась дорога - заасфальтирован серпантин, и смотровая площадка изменилась, и Ялта вдалеке – уже иная. Но всё это мелочи. Вечные ценности те же…

Марина Цветаева приехала в Крым в конце марта 1909 года вместе со своими одноклассницами, гимназистками шестого класса московской гимназии М.Г. Брюхоненко. Они приехали на поезде в Севастополь, из Севастополя в Ялту – на пароходе.

Марина пишет в почтовой открытке сводной сестре Валерии Цветаевой: «…Если бы ты знала, как хорошо в Ялте! Я ничего не читаю и целый день на воздухе, то у моря, то в горах…».

Ялта, набережная

Одну из таких поездок в горы вспоминает соученица Цветаевой Татьяна Астапова: «…Во время нашей поездки на Ай-Петри вдруг повалили густые хлопья снега. Но никогда я не видела, чтобы Цветаева зябла и куталась, как остальные. Она предпочитала ездить рядом с возницей, и я помню её фигуру на козлах с развевающимися волосами, легко одетую, с бусами вокруг шеи…».

То, что на Ай-Петри и в хорошую погоду не жарко (у моря было плюс 20…), я убедилась сама. Тёплая куртка не помешала!

Ай-Петри называют самой ветреной точкой Крыма. Ветер тут, действительно, шквальный. Здесь была зарегистрирована наивысшая скорость ветра – 50 м/с. Но и долгую дорогу по серпантину, и сильный ветер - всё искупает красота!

Через два года Марина поедет в Гурзуф, а потом в Коктебель. Но это уже другая история…

 О. ГРИГОРЬЕВА

(Продолжение следует).

Цветаевский Крым

                                                                 ЯЛТА

Недавно мне посчастливилось побывать в Крыму и, конечно, пройтись по «Цветаевским местам»…

Для Анастасии Ивановны Цветаевой Крым – не просто географическое место, где она бывала в детстве, юности и старости. Это место знаковых событий, незабываемых впечатлений и потрясений, которые определяют характер человека и его творчества: любовь, смерть, разлука…

Началось моё путешествие с Ялты.

В Ялту сёстры Цветаевы приехали с матерью осенью 1905-го года, после лечения Марии Александровны за границей. Анастасия Ивановна описывает это в своих «Воспоминаниях» (часть 5 - «Крым»). Недолго они прожили «на неуютной даче доктора Вебера», а потом переехали на Дарсановскую гору, на дачу врача, писателя Сергея Яковлевича Елпатьевского.

Вот как пишет об этом А.И. Цветаева:

«Ялта – красавица!» Как понятно стало это ходячее слово – как только мы очутились на Дарсановской горке! Насколько темна и туманна наша та – заречная – Ялта, настолько ясна (точно вчера это было!) – Ялта дарсановская. Вверх, вверх, меж стенок садов, изгибается дорога, мимо аптеки, женской гимназии, мимо дворца эмира Бухарского, пока не упирается в дачу Елпатьевского: белая, двухэтажная, с двухэтажной террасой, в полдома шириной, свободная от тени и зелени, открытая ветру и взгляду на море – далеко внизу, за домами, сизо-синей чертой…»

Мне подсказали, что ориентир в поиске дома Елпатьевского – Собор Святого Александра Невского, от которого и надо идти вверх по улице Леси Украинки (бывшей Дарсановской). Собор – одна из достопримечательностей Ялты, найти его было несложно.

Он был открыт в начале 20-го века, так что Марина с Асей тоже любовались этим величественным Храмом…

 Интересно, что в закладке первого камня Собора 1 марта 1891 года участвовала императрица Мария Фёдоровна. А освящение происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II, его семьи и свиты.

Слева за собором Александра Невского начинается подъем на холм Дарсан. Прямо пошла улица Войкова, направо улица Леси Украинки, бывшая Дарсановская.

На перекрестке большое здание гимназии имени Чехова, где Антон Павлович был членом попечительского совета, о чем говорит мемориальная доска. В этой гимназии учились Марина и Ася, и весной 1906 года успешно выдержали экзамены, Анастасия – за второй, Марина – за четвёртый класс.

 

Вот и дом № 12 на улице Леси Украинки. Подъём к нему был нелёгким…

 С южной стороны дом трехэтажный, с северной — двухэтажный. На «срединном» балконе доктор принимал своих гостей. Сейчас балкон застеклён. И снова строки «Воспоминаний»:

«Сад был невелик, пустоват, сзади переходил в горку. Папа уехал в Москву в конце осени и часто писал нам. Пока позволяла погода, мама много часов проводила на верхней террасе, где сперва стоял и обеденный стол.

Елизавета Федоровна Лужина снимала на даче Елпатьевского весь второй этаж и от себя сдавала жильцам комнаты. Нам она сдала две, смежные: большая была мамина, ме́ньшая – Марусина и моя. Из маминой комнаты была дверь на террасу. Туда же выходили двери других жильцов…».

Во дворе сохранились вековые деревья. Сейчас здесь многоквартирный жилой дом. Нет никакой мемориальной доски, а ведь Елпатьевский так много сделал для Ялты и ее жителей!

В Ялте Елпатьевский подружился с Чеховым. Почти одновременно они начали строить свои дома: Антон Павлович «Белую дачу», которую Елпатьевский за небольшие размеры в шутку называл «дырой», а Сергей Яковлевич — высоко на холме Дарсан большой трехэтажный дом, который Чехов шутливо называл «Вологодской губернией». Максим Горький  тоже поражался: «Какой домище строит Елпатий!». Скоро этот огромный дом превратился в центр культурной жизни Ялты, в нем  жили Бунин, Куприн , Горький, Андреев, Цветаевы и многие другие — весь цвет творческой интеллигенции. Доктор специализировался на легочных заболеваниях, лечил Чехова, Толстого, Горького и многих других известных людей, а также чахоточных ялтинских бедняков.

Мы постояли у дома, походили по двору, пофотографировались на старой лестнице… Вот такой вид от дома на современную Ялту:

Анастасия Ивановна описывает в «Воспоминаниях» приезд на дачу Елпатьевского Пешковых – жены и детей Максима Горького, с которыми они подружились… А через несколько страниц  – и момент расставания:

«…Мы протягиваем ей два альбома, наши, нервийские. Марусин – кожаный, мой – плюшевый, темно-красные. Застенчиво, в один голос: «Напишите нам на память что-нибудь». И жена маминого любимого современного писателя пишет нам, почти двенадцати– и четырнадцатилетним, слова, живущие в моей памяти до сих пор: «В борьбе обретешь ты право свое! – Марусе Цветаевой – Е. Пешкова». «Лишь тот достоин жизни, кто ежедневно ее завоевывает! – Асе Цветаевой – Е. Пешкова».

Так вот, неожиданный сюрприз, связанный с Екатериной Павловной Пешковой, ждал нас в ялтинском городском историко-литературном музее:

Оказывается, когда Е. Пешкова приезжала в Ялту в 1956 году, она захотела посетить дачу Елпатьевского. И там, заходя в комнаты дома, где жила в начале века, увидела старое зеркало и сказала, что оно висело в её комнате, и часто подростки Марина и Ася Цветаевы забегали к ней перед уходом в гимназию и смотрелись в него. И вот теперь это зеркало в музее, а рядом висит фотография Марины и Аси:

 

Такой была Ялта в начале 20-го века (фото из экспозиции музея):

 Наверное, с такими баулами путешествовали и Цветаевы:

 


Стенд в музее, посвящённый С. Елпатьевскому:


Как пишет Анна Капустина в статье «Дом доктора Елпатьевского в Ялте»,  в двадцатых годах Елпатьевский уехал в Москву, а свой дом передал под пансионат для неимущих больных туберкулезом. Работал врачом Кремлевской поликлиники, лечил Ленина. На его памятнике на Новодевичьем кладбище надпись: «Елпатьевский. Писатель-народник, врач-общественник», а также слова из его книги «Близкие тени»: «Я был счастлив показать людям то великое и прекрасное, что жило с нами».

О. ГРИГОРЬЕВА

(Продолжение следует).

Дом Елпатьевского, Ялта, ул. Леси Украинки, 12

ДОРОГА К МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ. Часть 6

СПАСИБО ВАМ, ЕЛЕНА!

 Елена Поздина… Удивительный человек, положивший свою жизнь служению Марине Ивановне Цветаевой. Именно: положивший! Находясь в прекрасной форме, но не имея внутренней возможности быть всегда рядом с именем Марины Цветаевой, она, и не работая уже директором Дома памяти Цветаевой, продолжает дело всей своей жизни: пытается понять, сопоставить, подытожить прочитанное, услышанное, увиденное. Воспользовавшись гостеприимством Елены Викторовны, мы приняли приглашение и оставшиеся 12 часов до отъезда из креативной Елабуги провели в её доме.

В Елабуге существует официальное положение не только о сохранении исторических памятников, но и внешнего фасада старинных  домов. Ты можешь выкупить дом по остаточной стоимости, но, будь добр, сохрани его внешний вид, конечно, отремонтировав, насколько это приемлемо. В одном из таких домов и живёт семья Поздиной:

Бытует суждение, что о человеке говорят окружающие его вещи. Если имеется в виду Елена Поздина, то это, несомненно, так и есть… Во дворе вместе с доброжелательной хозяйкой нас встречает…МУРАВЕЙ: «Welcome».

 

 

Невольно настраиваешься на весёлый лад. И мне, человеку случайному в доме, становится уютно в комфортной обстановке, наблюдая за встречей трёх подруг Цветаевского братства:

 

О. Григорьева, Э. Калашникова, Е. Поздина

Обмен подарками,  воспоминаниями, песни под гитару, знакомство с четвероногими друзьями хозяев  – всё это будет вечером, а пока мы, оставив свои чемоданы, воспользовавшись любезностью и автомобилем хозяина дома Дмитрия Поздина, помчались по маршруту новой экскурсии с замечательным гидом Еленой Поздиной.

Как истинный цветаевед она  до сих пор ведёт «раскопки» в архивных документах, тщательно изучая одну версию за другой, сопоставляя, отвергая, принимая…  И вот новая попытка определить подлинное  место захоронения М. Цветаевой. И  недалеко – опознавательный знак. Невольно закрадывается вопрос о целесообразности эксгумации останков захоронения, но… Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон категорически запретила это делать. Дочери давно уже нет с нами, а легенды о её великой маме остаются жить…


И, конечно же, наш гид не могла не привести нас в великолепный Александровский сад. Бродя по нему, я невольно возвращалась мыслями в свой город Павлодар, к нашей активной молодёжи, ищущей приложения своих волонтёрских желаний и сил…  В саду установлено дерево Памяти с мемориальной доской, к которому приходят потомки всех значимых людей, так или иначе прославивших Елабугу и оставивших добрый след в истории города и страны.

 

 

Заинтересовала аллея, где можешь отдохнуть на предназначенной только для тебя скамейке.


 

Тронула скульптура с надписью «Положи монету – помоги бездомной собаке». Это в традиции елабужан –  помогать более слабым, незащищённым. Помните, я уже писала ранее: «Город чистым сохраним – нашим детям жизнь продлим».


 

И, конечно, нас, людей много работающих с книгами, сборниками,  порадовало название «Читающий город» на своеобразном книжном шкафу, расположенном на одной из аллей Александровского сада. Какая интересная фишка для любителей «живой» книги! Это сродни обмену книг, что традиционно перед каждым мероприятием Славянского центра  проводит главный хранитель нашей библиотеки «Дар России» Н.А. Колодина. Форматы разные, цель одна: сохранить книге жизнь.

 

            Спасибо Вам, дорогая Елена!  

                                                                                                    Людмила БЕВЗ.

ДОРОГА К МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ. Часть 5

Экскурсии по цветаевским местам

День первый, 12 сентября

Время перед церемонией вручения 9-й Литературной премии имени Марины Цветаевой было довольно насыщенно обширной экскурсионной программой. Нужно отдать должное принимающей стороне – экскурсия по цветаевским местам была тщательно спланирована и продумана.   

Началась она с посещения могилы М. И. Цветаевой на городском Петропавловском кладбище. Один лишь штрих: споры  цветаеведов по поводу места захоронения поэта не стихают и по сей день. Красивое, ухоженное место в обрамлении высоких деревьев – место, согласованное с младшей сестрой Марины Анастасией. Здесь  всем приехавшим раздали по 2 гвоздики (мне достались жёлтые) для возложения на могилу великого поэта. Переводчики читали стихи М. Цветаевой на родных языках (английском, японском, испанском…)

На Мемориальной площади М. И. Цветаевой лауреатами Литературной премии имени Марины Ивановны Цветаевой (среди них наша землячка О. Н. Григорьева и генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко) к памятнику-бюсту поэта торжественно возложена огромная корзина цветов. И, конечно, общее фото на память.

В Дом памяти М. И. Цветаевой заходила, сдерживая дыхание: вот оно, это точное место гибели поэта (что не скажешь о захоронении), - балка слева, крохотная комнатка направо (и это после шикарных балов юности и молодости). Слушала гида невнимательно, отдаваясь во власть нахлынувшим неизвестно откуда мыслям о Б. Пастернаке…

Программа очень насыщена и познавательна. Что-то осталось в памяти, кое что могла и перепутать.

 Музей «Портомойня», где, возможно, могла бывать Марина Ивановна.

Литературный музей М. И. Цветаевой. Здесь я тоже «нашла» свой гвоздь, поднимаясь в выставочный зал. Кровь остановила простым средством, зажав кровеносный сосуд, чтобы не привлекать к себе внимание...

 

Моё хобби – рассматривать фото на стендах и выставках – привело к приятному открытию. В Елабуге «увековечены» наши павлодарцы Кузина Т. И., Корешкова Т. С., Григорьева О. Н., побывавшие на 7-х цветаевских чтениях. Конечно, фото на память вместе с ними.

 

Библиотека Серебряного века, где Ольга Николаевна презентовала свою книгу «Цветаевский теплоход» и павлодарские проспекты. Каждый участник получил в дар каталог экслибриса «Посвящается Марине Цветаевой».

 

 День второй, 13 сентября

День насыщен с утра. Трансфер участников Чтений в Елабужский институт Казанского федерального университета (ЕИ КФУ), где проведены:

1.     Круглый стол для переводчиков;

2.     Работы секций, в одной из них выступила О. Григорьева с докладом «Популяризация творчества М.И. Цветаевой павлодарским музеем А. И. Цветаевой».

3.     Посещение музеев ЕИ КФУ (для желающих)

И снова экскурсионная программа по городу с посещением музейно-выставочных объектов ЕГМЗ. На этот раз нас разделили, и я рассталась со своими верными спутницами Э. Б. Калашниковой и О. Н. Григорьевой. Нас, «первоклашек» (кто впервые в Елабуге), повезли на автобусах, предоставив нашим «старшеклассникам» (знающих уже город, как свои пять пальцев) пройтись по городу пешком.  

Нужно сказать, что экскурсионная программа была так «нашпигована», что мы успели не везде. Но на:

1.     Историко-археологическое елабужское городище попали. Нас предупредили, что Чёрту, возвышающемуся над Камой, в глаза не смотреть. Я, даже если бы и попыталась это сделать, то не смогла бы: Чёрт-то стоял ко всем нам спиной.

2.     Лекции в музее уездной медицины им. Бехтерева узнали, что лечили больных и молотыми лапками вшей. Как вам?!

3.     На фоне мемориального Дома-музея И. Шишкина оставили свои счастливые лица, сделав фото, где только смогли. Там же, с веранды, созерцали огромное поле ежегодной ярмарки, проходящей в первые выходные августа. Это напомнило мне наш этнопраздник степи «Үлы дала».

4.     На рецепшене музея-усадьбы Дуровой приобрела сразу две книги об этой легендарной женщине.

В обновлённые Интерактивные мастерские мы не попали. И как я была благодарна Ольге Николаевне и Эльвире Борисовне, что в первый же день нашего приезда мы оказались там, благодаря неизвестной мне весёлой и красивой женщине.  Соотнеся запланированное в программке и осуществлённое на деле, решила, что побывать в Елабуге мне ещё придётся… И был ещё один день, пожалуй, не менее интересный в познавательном плане, чем два экскурсионных. Мы оказались в гостях у первого директора Дома памяти М. Цветаевой Елены Поздиной. Но об этом потом…

                            (продолжение следует)

Людмила БЕВЗ.

 

 

 

 

Славянское "Братство"

 

Недавнее посещение промышленного Экибастуза оставило, несомненно, неизгладимые впечатления от масштабов увиденного со смотровой площадки угольного разреза ТОО «Богатырь-Комир». Впечатлило также то, что помимо Совета общественного согласия, функционирующего при городском Доме Дружбы, такой же Совет создан и на этом огромном предприятии. Многие жители Экибастуза так или иначе связаны с этим промышленным гигантом, равно как и с городским Домом Дружбы (директор Зауреш Сагиддуловна Конакбаева).

Как представителя Славянского ЭКО (председатель Т. И. Кузина) АНКа меня, конечно, в первую очередь интересовала русская культура и традиции. Встреча очная и заочная, никак не вписавшаяся в рамки Дня АНКа в Экибастузе, познакомили меня с очень интересными людьми – Анной Ивановной Аксёновой (руководителем славянского ЭКО «Братство», которая в 2019 году готовится к своему 80-летнему юбилею)  и её незаменимым  помощником Татьяной Владимировной Иванчик. Мимолётное знакомство с офисом «Братства», оформленного в стиле русской избы, дало понять, что здесь  русскую культуру сохраняют  и берегут русский язык. День АНКа в Экибастузе, можно сказать, совпал с 5-летним юбилеем семейного дуэта Татьяны и Василия Иванчик (филиал славянского ЭКО). Оба выросшие на Экибастузской земле, подарившие здесь жизнь двум сыновьям, построившие свой дом, Василий и Татьяна (дуэт «Иванчики») с удовольствием несут русскую песню в массы не только в Казахстане (Павлодар, Аксу, Экибастуз, сельская зона), но и в России (Пермь, Шарья). Василий Васильевич пишет стихи, музыкальный руководитель «Братства» Евгений Филиппов делает прекрасные аранжировки песен семейного дуэта. Татьяна Иванчик активно поддерживает хор «Славяночка» и вокальную группу в составе Антонины Губенко, Татьяны Комаричевой, Натальи Симаковой. К тому же, Татьяна Иванчик оказалась очень открытым и общительным человеком. Материалы, любезно предоставленные ею, послужат в будущем отдельному репортажу об этом талантливом семейном дуэте. А пока мы, члены правления СКЦ, желаем семейной чете крепкого здоровья и творческого долголетия.

 

Трагедия в Керчи

19 отнятых жизней... 19 трагедий в семьях. Жизнь каждого человека бесценна, и никакие денежные компенсации не стоят ее.

И главные вопросы сейчас. Кто виноват? Учителя, родители, социальные службы, общество? И что делать? Что делать, чтобы такая трагедия больше не повторилась?? Оснащать все школы металлоискателями? Устраивать истерику, запрещая всё? И не лечение ли это следствия, а не причины?

Безопасно ли в России сейчас??

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ…

 Чтобы скоротать путь в дороге взяла с собой роман «Два берега», подаренный мне автором Гульсарой Туктаровой в Елабуге. И не пожалела. Сколько народной мудрости он хранит. Он буквально нашпигован ею!

В продолжение разговора о Кинолектории хочу поделиться с молодёжью тем, чем не поделиться просто нельзя! Если посчитаете нужным,  и что-то окажется близким сердцу, берите на карандаш.  

Итак:

«Покуда мир стариков слушает – беды не жди».

«Где много посула, там нет проку: посулил боярин шубу, да не дал: ин слово его тепло».

«Все маленькие дороги когда-нибудь собираются в одну большую, по которой идти надо до конца».

«Дорога находит своего путника и больше никуда не отпускает его от себя».

«Сколько верёвочке не виться, но край всегда выйдет».

«Зря не болтай, себе же худо сделаешь».

«Промеж двоих не усидишь».

«Горе переворачивает людей».

«Казаком не родиться, казаком становиться надобно».

«Живому человеку никогда не оторваться от корней».

«Есть тайны, которые нельзя отрывать от сердца. Пусть они лежат сокровищем на душе».

«Путь стрелы недолог, но она на коротком веку познаёт взлёт, полёт и падение».

«Когда человек очень чего-то хочет, ему помогает всё: и случай, и люди, и бог».

«Не богатством исчисляется род, а количеством душ, готовых сохранять свой род от врагов и молиться за свой дом».

«Каждый находит свою судьбу, складывая её из поступков и слов».

«Никогда ничего заранее не оплакивай, это грех».

«Человек, словно мощная река, сначала накапливает силы, впитывая в себя любое знание, ищет себя, спотыкаясь и ошибаясь».

«Трудно удержать дома того, кто узнал иную жизнь, пусть тяжёлую, но полную новизны».

«Неведомо никому, как рождается дружба и доверие».

«Сильные духом люди щедро делятся радостью с другими, неревнивым взглядом оберегая своё счастье, они внимательнее к менее удачливым в жизни».

«Небесное светило бесстрастно выжигает одни следы, чтобы завтра легли на пески другие».

«Не проси совета у унылого, а проси у весёлого».

«Гибнет тот, кто предаётся унынию».

«Человек легко утешается, если верит в завтра».

«Любое дело отвлекает от дум, раны рубцуются быстрее, если поминутно в них не ковыряться».

«Дети и внуки не будут помнить родство, если не знают предков до седьмого колена».

«Среди хромых – хромай!»

«Хочешь жить в мире – уважай чужой  мир!»

 

Литературный журнал «Аргамак». Татарстан. Роман в журнале. Гульсара Туктарова. «Два берега». «А», 2017г., 40-136

 

 

КИНОКЛУБ

 Хочешь быть умным – будь им!

 

 

Ура! Свершилось! В 16-й раз в Славянском культурном центре распахнул свои двери Кино клуб для молодёжи (и не только) «История и современность». Без фанфар, разрезания ленточки, хлопанья шаров, - словом, без излишней помпезности, которую так не любит его основатель и непревзойдённый руководитель Т. И. Кузина. Цели и задачи здесь совпадают: просмотрев важнейшие исторические кино моменты, прослушав  комментарии лектора (в данном случае Кузину Т. И.), пропустить всю информацию через себя и стать умным, сильным, стать личностью. Личностью, которая способна определить свою индивидуальную сущность, раскрыть  глубоко запрятанные способности, научиться разбираться в своём окружении и в окружающем мире. И, осознав  всё это, выйти на новый уровень  мышления:  чем же я, как личность,  могу быть полезен (полезна) СКЦ и АНКа?

Слушая Татьяну Ивановну, невольно  проникаешься её идеями, осознаёшь правильность её выводов по разным вопросам. Ведь услышать из уст молодёжи: «Это Ваша Школа!», - дано не каждому учителю.

Слушать в пол-уха этого лектора невозможно. Выдаётся такой поток информации, что только лови! Кто ещё молодёжи скажет  такие, казалось бы,  прописные истины: поделись тем, чем богата твоя душа; изучи то, что уже открыто до тебя и сделай рывок вперёд;  никогда не жалей себя - иди вперёд; сила – в единстве; будь внимателен и наблюдателен;  будь критичен к предлагаемым обстоятельствам;  не восхищайся тем, что тебя не облагораживает; умей примерять историю на себя;  становись учёным; не доверяй одному источнику информации; учись умению слушать собеседника и осмысленно смотреть фильмы;  учись не пасовать перед трудностями или своим незнанием; пытайся узнать и понять смысл учений Конфуция, Аристотеля, Канта, Гегеля.  

И становится понятно, почему рядом с Татьяной Ивановной Кузиной остаётся только интеллектуальная молодёжь: слишком глубок кладезь её познаний, слишком требовательна она к подаче своей информации, а, следовательно, и к берущим её знания. «Хочешь быть умным – будь им!», - перефразируя слова К. Пруткова, твердит Т. И. Кузина.

В добрый путь, молодёжь славянского центра! Пусть вам, ребята, во всём сопутствует удача и успех.

                                                                            Л. Н. Бевз

На Цветаевском костре в Кокшетау

В Кокшетау 30 сентября  состоялся второй Цветаевский костёр, на котором были оглашены  результаты международного сетевого конкурса чтецов «Лучи Серебряного века». Третье место в номинации «Проза» заняла представительница Павлодара, ученица СШ-35 Мариям Балташ! Наши поздравления победительнице!

Выступление Мариям в Кокшетау

 

 Любители поэзии снова зажгли в Кокшетау Цветаевский костер

В Акмолинской области прошел II Цветаевский фестиваль, передает корреспондент МИА «Казинформ» Оксана Матасова:

 Два с небольшим года назад в музее истории города Кокшетау была открыта экспозиция, посвященная сестре Марины Цветаевой - Анастасии Цветаевой, проживавшей некоторое время в областном центре. А ровно год назад поэты Рена Жуманова и Ольга Григорьева зажгли первый Кокшетауский Цветаевский костер. Эта традиция зародилась 32 года назад, в октябре 1986 года, в российском городе Тарусе. Тогда энтузиастам, ценителям поэзии М. Цветаевой не позволили провести вечер любимой поэтессы в местном Доме культуры и они отправились в лес. Здесь был зажжен костер, возле которого пели песни под гитару, читали стихи и прозу. С тех пор ежегодно Цветаевские костры вспыхивают по всей планете. Всюду, где ценят и любят поэзию Цветаевой. Открытие II Цветаевского фестиваля в Кокшетау, организатором которого выступил литературный клуб «BOOKPArnas», было ознаменовано вечером вокальной лирики на стихи сестер Цветаевых «С просьбой о любви» в «Музыкальной кофейне», прошедшей в акмолинской областной филармонии. Праздник поэзии и музыки в рамках фестиваля состоялся также в Центре семейного воспитания «Өмір». Ну а кульминацией стало, конечно, зажжение Цветаевского костра во дворе музея истории города Кокшетау. «Кокшетау связан именно с судьбой Анастасии, но через нее мы протягиваем ниточку к Марине и вообще ко всему Серебряному веку. Цветаева для нас - это еще и повод поговорить о современной литературе и литературе Серебряного века. Это тема, которая объединяет нас. Это великая поэзия, которая над временем и пространством», - поделилась с Казинформом идейный вдохновитель и организатор цветаевского движения в Кокшетау, поэт, член Союза писателей РК Рена Жуманова. Почетное право зажжения II Цветаевского костра в Кокшетау было предоставлено одному их основателей цветаевского движения в областном центре, педагогу и публицисту Алие Ахетовой, а также хранителю истории, директору музея Ботагоз Габдуллиной и известному краеведу Гульчехре Перлей.

Организаторы фестиваля не устают удивлять любителей поэзии и прозы новыми подходами и интересными идеями. На этот раз к знаменательной дате был проведен сетевой конкурс чтецов «Лучи Серебряного века» Председатель жюри конкурса, директор Акмолинского областного русского театра драмы Бейбут Бахтыгереев с сожалением отметил, что хотелось бы видеть среди почитателей творчества Цветаевой больше молодежи, а также рассказал, как сам лично готовил для присутствующих любимые цветаевские пироги. «Каждая строка Цветаевой - это отдельный спектакль, отдельная жизнь... Мне отрадно быть частичкой этого костра», - добавил Б. Бахтыгереев.

 «Я решила поддержать цветаевское движение, потому как сама очень сильно вдохновилась творчеством сестер Цветаевых - особенно Анастасии. Я считаю ее очень сильной женщиной, перенесшей многое и не утратившей желание жить. Мне очень нравится ее творчество, с которым в свое время меня познакомила моя учительница по русскому языку Манат Аубакирова. За это я ей весьма благодарна», - рассказала Казинформу обладательница 3 места Мариям Балташ из Павлодара.

Собравшимся было зачитано обращение от внучки Анастасии Цветаевой - Ольги Трухачевой, а также передан горячий привет от участников XIV Цветаевского костра в Павлодаре. «Огонь Вашего костра навсегда в ожерелье цветаевских костров», - с такими словами О. Трухачева обратилась к кокшетауцам. В программу фестиваля вошли также фотовыставка работ воспитанников детской художественной школы и литературно-музыкальная программа. Возле костра пели песни на стихи Цветаевой и посвященные ей, а также читали стихи и прозу сестер. Особенно проникновенно прозвучали строки поэтессы на казахском языке в переводе Гульнар Салыкбай.

 Немало теплых слов в этот день было сказано и в адрес Александра Ханакова, впервые зажегшего Цветаевской костер в Тарусе, который умер в этом году. Завершилось все свободным микрофоном, а также горячим чаем с цветаевским пирогом. Все желающие прошли в выставочный зал, чтобы посмотреть экспозицию, посвящённую Анастасии Цветаевой.


Остаётся добавить, что на Цветаевском костре в Кокшетау прозвучала песня заместителя председателя Славянского центра Павлодара Людмилы Николаевны Бевз «Муха» на стихи Анастасии Цветаевой. И
сполнение Лауры Кайралаповой и Алии Касымовой (гитара):


https://www.facebook.com/100008569718270/videos/1909318359363803/ 

 Поздравляем автора!

 

"Невозвратные дали"

Не успели в Москве презентовать новую книгу Анастасии Ивановны Цветаевой, как она уже пополнила фонды нашего музея! Сборник очерков «Невозвратные дали» (издательство АСТ) прислала нам из Москвы Ирина Дмитриевна Карташевская!

Кроме этого, Ирина Дмитриевна подарила музею два снимка (оригиналы), один из которых – с автографом А.И. Цветаевой:

На этом снимке - А.И. Цветаева и Мария Эйнхольм у дома, где жила А. Цветаева каждое лето (25 лет), Эстония, Кясму. Приблизительно 1989 год.

А ещё И.Д. Карташевская прислала в Павлодар  переплетённую из публикаций журнала «Новый мир» «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой, тоже с автографом А. Цветаевой: «Очень милой Ире Карташевской на память о Сонечке и Володе, двух людях, которых любила Марина, моя сестра. С пожеланием встретить людей, им подобных. А. Цветаева. 18.11. 80 г.».

 

Огромное спасибо Ирине Дмитриевна за такие бесценные подарки!

 

Гость из Караганды

Свою книгу «По велению души» и стихотворение, посвящённое Марине Цветаевой (из триптиха «Елабуга») подарил музею А. Цветаевой поэт из Караганды Константин Семенюк, который побывал в нашем музее вместе с председателем творческого объединения «Истоки» Михаилом Кохновичем.

 

В книге отзывов музея К. Семенюк написал: «С волнением души и сердца прослушал в вашем музее рассказ о жизни и творчестве Анастасии Цветаевой. Огромное спасибо организаторам музея – людям, которые стремятся сохранять культурное наследие Цветаевых, людям, берегущим память о подвижниках искусства. 30.09.2018. К. Семенюк».

 

ДОРОГА К МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ. Часть 4

       Вручение 9-й Литературной премии (г. Елабуга)

         И вот он, наконец, настал тот главный день, ради которого и собралось Цветаевское братство в Елабуге. Торжественная церемония вручения 9-й Литературной премии имени Марины Цветаевой.

Надо отдать должное руководящей хватке генерального директора музея-заповедника Гульзады Руденко. Елабужский городской музей-заповедник выкупил ещё одно здание (ул.Гассара, 2), отреставрировал его, сделав неплохой конференц-зал. В нём-то и прошло вручение премий. В этом году их вручили три: Г.Б. Ванечковой (с 1961 года посвятившей себя пропаганде творчества М. Цветаевой в Чехословакии) за популяризацию творчества М. Цветаевой за рубежом; 

Т.А. Горьковой за популяризацию творчества М. Цветаевой в России;  В.Ф. Кирюшину (тому самому строгому господину, что привлёк наше внимание своей сосредоточенностью в первый вечер) в номинации «Поэтический сборник» (за новый сборник стихов «Стезя»):

Надо отметить, что доклады Лауреатов были интересны. Особенно меня заинтересовал доклад Т. Горьковой «Рильке. Пастернак. Цветаева». Привлекла фигура Г. Ванечковой. Подивилась. Иметь силу духа пропагандировать русского поэта в стране, помнящей 1968 год, надо быть личностью сильной и до фанатизма влюблённой в Марину Цветаеву. Но если рядом ОН! В Елабугу Галина Борисовна прилетела с 90-летним мужем. Пара достойная уважения и почитания. 

Торжественная церемония сменилась поэтическим часом. Да каким! Ничего подобного в моей жизни не было. Ах, как она читает Цветаеву и поэтов Серебряного века!

 Антонина Кузнецова, народная артистка РФ, лауреат Литературной премии имени М. Цветаевой. Низкий поклон Вам.

Программа 9-х Цветаевских чтений названа «Сквозь каждое сердце» не зря. В течение всех встреч я не видела ни одного равнодушного лица. Лица были всякие: весёлые, суровые, надменные, радушные, но ни одного равнодушного. Всё пропускалось сквозь себя. Показательна в этом плане музыкальная программа «Серебряная нить» Эльмиры Галеевой (Г. Казань). Певица, автор песен, лауреат Грушинского фестиваля заворожила с первых звуков. И уже не было лиц, а только  серебряная нить, проходящая сквозь каждое сердце. И всю программу передо мной стояли лица моих друзей Марины Каримовой и Сергея  Петкова. Потому что такие же талантливые! С сильными голосами. С прекрасными песнями. Но немного другие. Очень захотелось, чтобы и наши барды пели не только свои песни, но и песни на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама… У нас есть нотные сборники, но «не поются» они  почему-то… А на сцене продолжали звучать чарующие звуки песен «Помолись» (Ахматовой А.); «Клевета», «Выздоравливаю от зимы», «Ворожба», «Приметы», «Нежность», «Диккенсова ночь» (Цветаевой М.); «Дух пряный марта» (Блока А.); «Тифлис» (Мандельштама О.)…

Эльмира пела, а на улице шёл дождь… Плакала ли это душа Марины Цветаевой или радовалась, нам знать не дано… Переполненные звуками красивого голоса Эльмиры, огибая скопившиеся лужицы, мы чинно прошествовали в Музей-театр «Трактир», где всех приехавших ждал торжественный ужин.

 

Боже! В этом городе все работники музея-заповедника поют! И не только работники, но и профессора. Поют хорошо поставленными голосами. И гиды Светлана и Андрей говорят такими голосами, будто только из театрального института. И осанки, - позавидуешь. Чувствуется школа мастера. Подозреваю, что это госпожа Г. Руденко.

…Мы с Ольгой Григорьевой волновались больше, чем наша спутница (ничего не подозревающая Эльвира Калашникова). Но вот в результате мирных переговоров Ольги Николаевны с хозяевами вечера, мы вышли поздравить Эльвиру Борисовну  с юбилеем, состоявшимся буквально накануне. Обозначив тему нашего выступления, Ольга Николаевна водрузила на плечи юбилярши наш казахский чапан. Восторгам Эльвиры Борисовны и зала не было предела.

Я только слышала восклицания: «И всю дорогу молчали! И мне не намекнули даже…» Дорогая Эльвира Борисовна, какой же сюрприз, с намёками если? Нарушив желание всех тут же поднять бокалы за юбилей, Ольга Николаевна прорегламентировала: «У нас в Казахстане законы строгие! Вручил подарок – спой песню». За  Ольгу Григорьеву пела, как догадались, я.  И прозвучала песня, оказалось потом, -  единственная на стихи М. Цветаевой  (муз. Л. Бевз)  «Молодость». Петь её не боялась, так как благодаря директору Дома-музея Н. Г. Шафера Корешковой Т. С. она в своё время выдержала кастинг. Получив хорошую долю аплодисментов, мы втроём присоединились к нашим новым знакомым Гульнаре Иксановой (г. Уфа) и Гульсаре Туктаровой (г. Саратов).

…Завязывались новые знакомства, укреплялись старые связи, всё шло своим чередом. Русские народные и современные песни, татарский курай… И вот она, гитара! Не выдержав эмоционального накала, на сцену вышел Виктор Леонидов, московский бард. Подарив нам несколько эмигрантских песен, пригласил на свою музыкально-поэтическую программу «После России».

 

Вечер подходил к концу… Строились планы на завтра… А у меня в голове теснились яркие моменты увиденного утром во время экскурсии по Цветаевским местам…. Но об этом в другой раз.

               (продолжение следует)

 

 

День рождения А.И. Цветаевой в Москве

В московском Доме-музее Марины Цветаевой 27 сентября был аншлаг, как и всегда в день рождения Анастасии Ивановны Цветаевой.

Впервые за многие годы не было на встрече младшей внучки писательницы – Ольги Трухачёвой (она в отъезде), которая всегда вела эти вечера. "Эстафету принял" Андрей, её старший сын:

Ольге в Америку транслировал вечер по скайпу муж, А. Малчик. Андрей зачитал приветствие от Ольги Андреевны, а затем от Елены Титовой, преподавателя Вологодского университета, главы инициативной группы по сохранению и восстановлению «цветаевского дома» в Печаткино Вологодской области.

После этого Э. Калашникова (Александров) передала приветствие собравшимся от своего музея, от музея Анастасии  Цветаевой в Павлодаре, а также от Г.Я. Никитиной, подруги А.И. Цветаевой (сама Галина Яковлевна по состоянию здоровья присутствовать не смогла).

 

А затем началось основное действие вечера: презентация новой книги А. Цветаевой "Невозвратные встречи", вышедшей в издательстве АСТ. Первой выступила редактор Е. Толкачева:

  После неё книгу подробно представил Станислав Айдинян:

 Книга представляет собой тематическую подборку - повествования Анастасии Ивановны о ее путешествиях. На вечере присутствовал врач А.И. Цветаевой, сопровождавший её в последних поездках, Ю.И. Гурфинкель, он рассказал о некоторых эпизодах поездок:

 

 

Слева направо: врач Ю. Гурфинкель; правнук А. Цветаевой Андрей  Потерилло; Елена Ивановна Жук - директор Дома-музея М. Цветаевой в Москве

С. Айдинян сообщил, что он накануне вернулся из Крыма, где они совместно с Л.К. Готгельфом, директором музея Цветаевых в г. Александрове, установили взамен старого сгнившего новый дубовый крест на могиле младшего сына А.И. Цветаевой - Алёши.

Ещё несколько человек рассказали о влиянии на них творчества Анастасии Ивановны. После официального окончания вечера народ ещё долго не расходился…

                                 Фото Эльвиры Калашниковой.

 

ДОРОГА К МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ. Часть 3

Целый день прогулки по Елабуге не принёс никакой усталости. Сказались, по-видимому, Камские просторы и огромные вековые деревья, сопровождающие нас буквально по всему городу…

А какая карета на центральной площади!

 

Поразили меня две рябинки, росшие во дворе Покровского монастыря. Сделала любительское фото, потому что напомнили они мою песню на стихи О. Григорьевой «Две рябинки».

 

А лозунг елабужцев просто подкупил: «…. нашим детям жизнь  продлим»:

Понимая, что та, довольно насыщенная программа, что нам предоставила в проспектах приглашающая сторона, не позволит нам  отклониться ни в какую сторону, мы, естественно произвели набег в магазины, торгующие сувенирами. Ребята-а-а! Чего там только не было! Сувениры-сувениры-сувениры…  И всё такого качества, что хотелось непременно приобрести. Здесь и камень, и стекло, и металл, и дерево… Изрядно потяжелели наши сумки, когда мы вышли, счастливые и довольные. Моя не выдержала первая: то ли много накупила её хозяйка, то ли качество подвело. Но в итоге сумка так и осталась в Елабуге. На рецепшене, получив талончики в строгом порядке: 3-на завтрак, 2-на ужин, предупреждение о званом ужине и уверение, что нас ждёт в номерах сюрприз в виде пакета с подарками от Генерального директора Гульзады Руденко, мы поднялись к себе в номер на 4-й этаж. Сюрприз нас с Ольгой Николаевной, конечно, очень порадовал. Даже больше, чем уважаемую Эльвиру Борисовну. Осталось лишь ждать званого ужина. Забегая вперёд, скажу на слэнге молодёжи: «Это было круто!».

…Место первого ужина было определено  по месту нашего проживания,-  в ресторане гостиницы «ШишкинЪ» (ул. Говорова, 4). Сюрпризы для меня начались, как только мы вошли в ресторан. Восклицаниям «Оля! Эльвира! Владимир! Галина Борисовна! Антонина!...» и обниманиям, думала, не будет конца. Но ужин прошёл благополучно и интересно: одни, наобнимавшись, уходили, а им на смену тут же появлялись другие. Взглядом определила такую же одиночку-первоклашку, как и я сама. Поздоровалась, познакомились. Ого! Иксанова Гульнара Альфредовна, председатель РОООГО РФК, гид по Уфе, член СЖ России и РБ. С этого момента были друг у дружки на виду и обедали, и ужинали всегда рядом. Её спутницей неизменно была Гульсара Сагиндыковна Туктарова, тоже член СЖ России, поэт, прозаик, но из Саратова.  Мне всегда везёт на хорошие знакомства и хороших людей.

 

 Очень было трогательно, когда уже буквально накануне расставания к нам в номер постучали и попросили принять в дар литературный журнал «Аргамак» (Татарстан) с опубликованным романом «Два берега» Г. Туктаровой. Не знаю,  как обходилась О. Н. Григорьева с желающими во что бы то ни стало заполучить её «Цветаевский теплоход», но мне было легче: две свои книжечки «Детям и о детях» я преподнесла моим новым знакомым. Так завязывается знакомство, так завязывается дружба при обоюдной симпатии.

…А ещё на ужине запомнился один очень строгий господин, сидевший через стол от нас. В очках. Не улыбающийся. Сосредоточенный. Судя по тому, что к нему  никто не подбегал с эмоциональными восклицаниями, я решила, что это тоже «первоклашка». Ольга Николаевна определила, что похож на нового лауреата. И не ошиблась. Но об этом в следующий раз.

 

 

14-й Павлодарский!

Вот и завершилась Цветаевская неделя… В Павлодаре 23 сентября прошёл традиционный осенний музыкально-поэтический праздник – 14-й Цветаевский костёр. В  старый городской парк (Ленпарк) собрались любители поэзии, студенты и школьники, чтобы почитать и послушать стихи, согреть душу у Цветаевского огня.

Не испугала энтузиастов пасмурная погода и самые пессимистические прогнозы интернета: «в воскресенье  проливной дождь до вечера и гроза»! Народ в парке всё прибывал. Конечно, когда за 10 минут до начала праздника действительно пошёл дождь, было не очень весело. Наши костровые – Александр Колодин и Юрий Поминов прятали уложенные дрова для костра под зонтами!

А Татьяна Ивановна Кузина, чтобы не терять времени, собрала всех под крышу сцены и стала рассказывать о городе, где был зажжён первый Цветаевский костёр – это Таруса Калужской области, город детства сестёр Цветаевых.

А потом случилось «обыкновенное чудо», которое уже не раз случалось на наших кострах: ровно в три часа, когда должна была начаться программа Костра, дождь прекратился! Цветаевы были с нами!

Таким «Цветаевским чудом» можно назвать и сам Костёр, когда люди в наше «непоэтическое время», отложив  все дела и заботы, приходят в любую погоду в парк – слушать стихи…

Каждый, пришедший на праздник, получал эмблему 14-го павлодарского костра, а у некоторых старожилов такие значки уже не умещались на груди!

Ещё раз огромное спасибо нашему верному другу, художнику Игорю Гребенникову, который каждый год печатает эти эмблемы и безвозмездно дарит их людям! В этом году было напечатано больше 250-ти! А всё равно не хватило…

Традиционным гимном павлодарского Цветаевского костра открыли праздник  Константин Симонов и Людмила Бевз.

Председатель Славянского культурного центра Татьяна Ивановна Кузина рассказала, что сегодняшний костёр посвящён памяти замечательного человека, цветаеведа, основателя движения Цветаевских костров Александра Васильевича Ханакова. Именно он в далёком 1986 году в Тарусе зажёг первый Цветаевский костёр. И с того времени эта традиция живёт и развивается во многих городах мира. Цветаевские костры горят в России и Германии, в Италии и США, в Канаде и Эстонии, во многих и многих городах, не только связанных с жизнью Цветаевых, но и просто там, где находятся поклонники Цветаевского творчества. Ну а в Павлодаре, с которым связано 18 лет жизни Анастасии Ивановны Цветаевой, первый костёр был зажжён 1 октября 2005 года. А с 2013 года в Доме Дружбы работает музей писательницы.

Александр Васильевич Ханаков был большим другом нашего музея Анастасии Цветаевой, он передал в Павлодар из Москвы 177 бесценных экспонатов – подлинники фотографий, рукописи, материалы о семье Цветаевых. Много лет Александр Васильевич общался с Анастасией Ивановной, фотографировал её. Накануне в музее открылась выставка об этом замечательном человеке. Во многих городах мира Цветаевские костры этой осени будут посвящены памяти Ханакова, ушедшего из жизни в этом году…

Право зажечь 14-й Цветаевский костёр предоставляется внуку А.И. Цветаевой Геннадию Васильевичу Зеленину; педагогу, преподавателю музыки цветаевской внучке Ольге Трухачёвой – Гуляре Шамилевне Чистяковой и основателю павлодарских Цветаевских костров, Лауреату международной премии Марины Цветаевой – Ольге Николаевне Григорьевой.


Спасибо ещё одному нашему другу и спонсору – Анатолию Филипповичу Главацкому, который уже второй год обеспечивает проведение костра отличными дровами!

Костёр горит!

В Павлодар пришло много приветствий с 14-ым костром, Т. Кузина огласила слова  Ольги Андреевны Трухачёвой:
Дорогие «костровитяне»! Спасибо вам за то ,что вы собрались сегодня в Ленпарке, таком знакомом, любимом и дорогом с детства. Пусть пламя костра согревает вас и делает ближе друг другу! Цветаевские костры горят по всему миру, а зажег его много лет назад - Александр Васильевич Ханаков ! Я помню его голос, прозвучавший по телефону - это был наш первый телефонный разговор. А сколько было их после этого и сколько было встреч и совместных поездок в Тарусу и другие Цветаевские места. Сегодняшний жар костра - это память о Вас , Александр Васильевич! Вы оставили нам, уйдя, жар своей души и великий свой труд - огромный архив фотографий - цветаевских жизненных путей ! Спасибо Вам и Вечная память ! 
Спасибо Павлодарским костровитянам за неугасимый огонь памяти...
До скорых встреч ! Всего доброго. Ольга Трухачева (внучка Анастасии Ивановны Цветаевой) 14 сентября 2018 года. Россия - Америка.

Ольга Григорьева прочла стихотворение московского поэта Галины Данильевой, посвящённое памяти А.В. Ханакова, а также своё новое стихотворение, написанное по дороге из Елабуги, с 9-х Международных Цветаевских чтений, куда они ездили вместе с Л.Н. Бевз.

А Людмила Николаевна Бевз  угощала юных участников костра пирогом из Елабуги! Школьники узнавали об ещё одном Цветаевском городе…

Участниками  костра были известные павлодарские поэты и барды. А открыли программу юные гости, приехавших специально на костёр из Железинского  района, за 250 километров от Павлодара!

 На сцену приглашаются ученики Енбекшинской школы Таған Юсуф, Ибраева Данель, Жолдыбаев Алихан   и их замечательный педагог Жанар  Жамбусинова!

Приехала на  поэтический праздник и делегация Валихановской средней школы Железинского района: Андрей Зейбель и педагог Галия Апенова. Железинцы прекрасно читали стихи Марины Цветаевой и заслужили горячие аплодисменты зрителей!

 

Ученики 9-ой павлодарской школы-гимназии, русского класса Дома Дружбы, телепроекта «Балдаурен», гимназии № 3 доказали, что Цветаевская поэзия им понятна и дорога!

 Любимый романс Анастасии Ивановны Цветаевой «Гори, гори, моя звезда» спела Клавдия Кузьминская.

Свою авторскую песню «Цветаевские костры» исполнил Михаил Сербин вместе с супругой Зулейхой, а потом Михаил прочёл и своё стихотворное посвящение Марине Цветаевой.

 

 

Горячие аплодисменты вызвало выступление нашего любимого павлодарского барда Марины Каримовой:

Песню «Август-астры» (стихи М. Цветаевой, музыка Е. Фроловой) в сопровождении Даурена Джалалова исполнила Любовь Васина.

 

Члены литературного объединения Татьяна Окольничья, Иван Кандыбаев, Елена Вайберт, Рафаэль Мухамеджанов, Наталья Борисовская,  Игорь Неустроев, Марина Юрченко, Наталья Млынцева, Евгения Юдинцева читали свои стихи. Барды Валентина Шалденкова, Мирас Таттыбаев,  Маулен Кожахметов пели свои песни.

 

Валентина Шалденкова поёт песню "Цветаевский костёр" (слова Виктора Семерьянова, музыка Г.Ш. Чистяковой).

Были и сюрпризы – гость из Успенки Сергей Валентинович Коляда прочёл своё новое стихотворение «Цветаевский костёр»:

…Пусть нас влекут её стихов страницы,

Нам с ними дом не чужд, и Храм не пуст.

И каждой осенью пусть снова повторится

Полёт души и неподкупность чувств.

А завершилась двухчасовая программа Цветаевского костра песней на стихи М. Цветаевой «Посвящение женщине» в исполнении Клавдии Кузьминской. Её посвятили светлой памяти Раисы Иосифовны Зелениной, супруги Г.В. Зеленина, непременной участницы всех предыдущих Цветаевских костров и мероприятий. Её так любила и ценила Анастасия Ивановна Цветаева…

 

Фото на память!

                 Фотографии  Елены ИГНАТОВСКОЙ и Владимира БУГАЕВА.