Блоги

"Зеркало времени"

(2 голоса)

Вышел в свет каталог рукописей, автографов, инскриптов из фондов музея Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра Павлодара. Он посвящен 130-летию со дня рождения Анастасии Ивановны Цветаевой, включает 112 страниц текста, более 30 фотографий.

Над книгой работали О. Н. Григорьева, Л.И. Деркунская, Л.С. Прохорова:


Большая презентация сборника состоится в сентябре, накануне 20-го Цветаевского костра, который пройдёт 22 сентября в Ленпарке (Сквер Детства), а пока представляем вниманию читателей сайта предисловие к книге, написанное директором музея Анастасии Цветаевой, членом Союза писателей Казахстана, лауреатом премии Марины Цветаевой Ольгой Николаевной Григорьевой:

 

ИНСКРИПТЫ КАК ЗЕРКАЛО ВРЕМЕНИ

Инскри́пт — рукописная дарственная надпись на книге,

 грампластинке, оттиске, портрете, фотографии, антикварном предмете

   Музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре представляет вниманию читателей каталог рукописей, автографов, инскриптов писательницы, хранящихся в фонде музея. Публикуются только оригиналы надписей (инскриптов), сделанных Анастасией Ивановной на книгах, пластинках, фотографиях, открытках и других предметах (к примеру, на иконке или на подложке настенного календаря), а также список писем и открыток разным адресатам. Я подчеркиваю слово оригиналы, так как в музее хранится и много копий автографов писательницы, это прежде всего машинописные сборники, выпущенные биографами А.И. Цветаевой Глебом Казимировичем Васильевым и Галиной Яковлевной Никитиной (она называла их «Глебы»): солидный трёхтомник «Автографы А.И. Цветаевой», а также небольшие сборники, к примеру, автографы А. Цветаевой 1993 года, то есть последнего года её жизни, когда писательнице было уже 98 лет… Это, конечно, тоже бесценные для нас экспонаты, но всё же в любом литературном музее ценятся прежде всего подлинные вещи писателя, оригиналы его писем, рукописей, автографов.

     Большинство книг из семейной библиотеки и фотографий с инскриптами передала в наш музей младшая внучка писательницы Ольга Андреевна Трухачёва. Именно благодаря ей, родившейся в нашем городе, павлодарский музей стал обладателем стольких уникальных экспонатов. И на многочисленных экскурсиях в музее мы всегда рассказываем о младшей внучке А.И. Цветаевой, демонстрируем её подарки, а в их числе – и пишущая    машинка; и деревянный чемодан, с которым Анастасия Ивановна была в ссылке; иконки из иконостаса писательницы; другие личные вещи – очки, шкатулки, посуда…

     Что поражает, когда знакомишься с содержанием надписей А.И. Цветаевой и узнаёшь их количество? Наверное, прежде всего, это её немыслимая работоспособность и творческое долголетие. По этому каталогу автографов мы прослеживаем огромное количество публикаций писательницы в журналах и газетах (особенно в 80-90-е годы). Это «толстые» литературные журналы: «Новый мир», «Дружба народов», «Москва», «Знамя», «Аврора», «Звезда», популярные журналы «Наука и жизнь», «Юность», «Огонёк»; журналы союзных республик – казахстанский «Простор», латвийский «Даугава», «Литературная Грузия»; журналы «Музыкальная жизнь» и «Советская литература» (на польском языке). Причём, большинство этих публикаций вышли в свет, когда писательнице было далеко за 80… Поражаешься не только количеству написанных произведений, но и тому, как она после публикаций находила время на многочисленные подписи, а затем и на отправку книг и журналов адресатам.

     Мы видим по автографам на журналах, как радовалась Анастасия Ивановна каждой публикации – после стольких лет вынужденного молчания! В журнале «Юность» (1986, № 11), где были опубликованы «Сибирские рассказы» А. Цветаевой, такой автограф Г.Я. Никитиной и Г.К.  Васильеву: «Дорогим Глебушке и Галочке – «Мою Сибирь», пока переназванную в «Сибирские рассказы». Полюбите мою Сибирь! Я ей – радуюсь! А. Цветаева 12 XI 86”.

     Анастасия Ивановна – признанный мемуарист. И в своих дарственных надписях она не раз подчёркивает жизненную правду своих произведений: «…мой полвека бывший немым роман. Без вымысла и без пасторали, одни живые судьбы…», «… мой роман о живых судьбах людей в заключении» (о романе «Amor»); «Тут нет никакой выдумки, одни факты, одна правда» (о книге «О чудесах и чудесном»); «… книгу, в которой вся эпоха…» (о книге «Неисчерпаемое»).

     Автографы зримо показывают внимание и поистине христианскую любовь А.И. Цветаевой к близким, родным (а порой и к малознакомым) людям. Только в нашем музее хранятся автографы к 25-и адресатам (а сколько их в других  Цветаевских музеях…) Больше всего инскриптов адресовано сыну, Андрею Борисовичу Трухачёву, его жене Нине Андреевне Трухачёвой, им вместе – «Андрею и Нине». Если говорить о других адресатах автографов, это, конечно, внучки Рита и Оля, внук Геля (Геннадий Васильевич Зеленин, сын Н.А. Трухачёвой от первого брака); это подруги и хорошие знакомые А.И. Цветаевой – «Глебы», Д.А. Донская, И.Д. Карташевская.

     Мало того, что она дарила родным множество книг по самой разной тематике, то есть постоянно просвещая сына, невестку, внука и внучек, А. Цветаева ещё находила время контролировать круг их чтения! Так, подарив сыну книгу Александра Беляева (том первый из «Избранного» в 3-х томах), Анастасия Ивановна пишет: «Дорогому Андреюшке – м.б. обменяешься с Гелиной книгой, если он ту читал, или эта понравится ему больше. АЦ Пасха 1962». Или, послав из Москвы невестке книгу Тура Хейердала «В поисках рая», А. Цветаева советует: «Дорогой Нине! Прочти сперва ты, а Андрей, если захочет, читает потом! Только что вышла, и за книгой охотятся, хвалят. Целую тебя, мама».

     Свою книгу «Воспоминания» Анастасия Ивановна, уже живя в Москве, обязательно присылала тем людям, с кем общалась в Павлодаре. В нашем музее хранятся экземпляры «Воспоминаний» и других книг с автографами, адресованными павлодарцам Гуляре Шамилевне Чистяковой, семье Щербинко, Галине Николаевне Шишкиной и многим другим.

     Дороги для нас инскрипты, где указан именно Павлодар, таких в фонде почти два десятка. На восьми автографах указано «Москва-Павлодар». Скорее всего, это книги, которые Анастасия Ивановна покупала в Москве и привозила из столицы в подарок сыну, невестке и внучкам. Иногда Павлодар упоминается в тексте автографа. К примеру, книгу Гофмана «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер» (М., Детская литература, 1978), А. Цветаева подписала так: «Дорогому сыну Андрею в день рождения 9/22 авг.1979 Мать А. Цветаева. Я эту вещь читала в Павлодаре, когда ещё глаза могли читать мелкое. Читай её – за меня. Дарю радостно, как редко это, что иллюстрации соответствуют содержанию!»

     География автографов вполне обширна, после конца 50-х годов Анастасия Ивановна много путешествовала. На инскриптах указаны: Эстония, Кясму, Паланга, Таллин, Переделкино, Голицыно, Крым, Судак, Коктебель, Москва.

     Конечно, особую ценность представляют фотографии и книги, подписанные А.И. Цветаевой в годы ссылки, в селе Пихтовка Новосибирской области. Самый «ранний» автограф в фондах музея датируется 1952 годом. Это «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (Москва, ГИХЛ, 1952), а также  книга «Гора солнца. Китайские народные сказки» (Москва-Ленинград, ДЕТГИЗ, 1952).  На первой странице сказок надпись:

Дорогому сыну на Новый год. Мама. К 1953му году (карандаш)

Видишь, как запоздало! 22.VIII.53 г. (синие чернила)

 - XII.54. А.Ц. (карандаш).

     То есть купила эту книжку Анастасия Ивановна в книжном магазине в Пихтовке, причём в тот же год, когда она вышла – вот как работала система Книготорга! – а выслать смогла только на следующий год, ко дню рождения.

     В Пихтовке дарила бабушка книги и своему внуку Геле, значит, покупались они тоже там. К примеру, книга А.П. Чехова «Рассказы» (М., Художественная литература, 1952). На форзаце: «Милому Геле – бабушка. На ёлку, 7/I/54 г. Пихтовка»

     «На ёлку» (подразумевая Рождество) писалось тогда на всякий случай, для конспирации… Ведь Анастасия Ивановна была ссыльной.

     В музее хранятся три фотографии, сделанные в Пихтовке, с автографами А. Цветаевой (инв.№№ 3784-3786), датированы они 1953 и 1955 годами.

     Если говорить о самых «старых» книгах с автографами, изданных до 1959 года (когда Анастасия Ивановна смогла поехать в Москву с внучкой Ритой и уже там покупать книги), их более тридцати. Самая уникальная, подаренная младшей внучке Оле, книга «Бетховен» (МузГИЗ, М., 1935). На первой странице автограф: «Дорогой музыкантше Оле Трухачёвой от бабушки А. Цветаевой. Читай о нём – скоро будешь играть его – так узнай его детство и жизнь!»

     К сожалению, не указано, когда сделан этот подарок, но, судя по содержанию, Оля уже училась в музыкальной школе, значит, это середина-конец 60-х годов. Как оказалась эта книга у Анастасии Ивановны в Павлодаре или как сохранилась с 1935 года – вот загадка!

     Да, книга в те годы была лучшим подарком. Родным Цветаева дарила книги на день рождения и к именинам, к православным праздникам – на Рождество, на Пасху. Интересно, что книги Анастасия Ивановна дарила и себе. На некоторых экземплярах стоят пометки: «Себе», «Моя», «Мой экземпляр», как, к примеру, на книге Марины Цветаевой «Стихотворения» (М., Детская литература, 1986) стоит подпись: «Моя АЦ 87».

     Оставляла она себе на память и открытки. Один из примеров:открытка «Пятигорск. Вид на гору Машук». Фото А. Мусина. На обороте надпись:

«Себе (в правом верхнем углу) Между Машуком и Бештау направил свой выстрел Лермонтов – вверх, не в Мартынова. Но Мартынов уложил его метким выстрелом. Горы Кавказа, вечное небо над ними ответили грозовым ударом и ливнем. Об этом были мои – пропавшие – стихи в 1937 году. А. Цветаева.

Никогда не была на Кавказе – только в стихе… (сбоку справа)

      Сыну Андрею она дарила порой не по одной книге, свидетельство тому – автограф на книге Л. Горева «Я знал Зорге» (М., Правда, 1964). На первой странице автограф: «Дорогому Андрею в числе 5 книг к именинам 30/ XI / 13/ XII 76 г. Мама Москва»

     Интересно, что часто Анастасия Ивановна подписывала даты по старому и новому стилю, как в книге, подаренной сыну на день рождения: «Дорогому сыну Андрею 9/22. VIII. 1978 г. Ася» (Книга: Ю.А. Гагарин «Дорога в космос». Записки лётчика-космонавта СССР.М., Военное издательство Министерства обороны СССР, 1978).

     Ещё об одном экспонате, связанном с Андреем Борисовичем Трухачёвым. Это чёрно-белая фотография копии картины «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, сделанная А.Б. Трухачёвым. На обороте автограф А. Цветаевой: «Копия витязя сказочного, сделанная моим сыном Андреем Трухачёвым далеко от Москвы, в его молодые годы, не учившись живописи. Природный талант. Сохранив его с 1956-7 гг, я нашла эту работу (масло) у себя в Москве с 1962 г. по ул. Горького и на Б. Спасской».

     Кстати, из автографов самого Андрея Борисовича на книгах и журналах, которые не вошли в этот каталог, тоже можно почерпнуть немало интересных сведений и фактов. К примеру, в 11 номере журнала «Юность» за 1989 год, на последней странице, в разделе «В номере» мы обнаружили небольшую запись А. Трухачёва. Сделана она под рубрикой «Наша публикация»  – «Николай Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. Страницы книги». Андрей Борисович пометил: «Мама и я бывали у него в 1922 г.» (Подпись). Это ведь целая страница жизни писательницы! Николай Александрович Бердяев –  легендарная личность, русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма; автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья. Семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе (1942—1948). Был выслан вместе с другими философами и учеными за границу в сентябре 1922 года… Именно по рекомендации Бердяева (вместе с М.О. Гершензоном) Анастасия Цветаева в 1921 году была принята в члены Всероссийского союза писателей. В «Хронологическом обзоре жизни и творчества А.И. Цветаевой» её литературный секретарь Станислав Айдинян пишет, что в 1922 году А. Цветаева «бывает в гостях у Н.А. Бердяева в Малом Власьевском переулке в районе Пречистенки… У Бердяева она встречает П.А. Флоренского, которому в конце жизни посвятит очерк «О поэме «Оро» отца Павла Флоренского, написанной им в заключении». Благодаря краткой записи А.Б. Трухачёва в журнале «Юность» теперь можно добавить, что писательница приходила к Бердяеву вместе с десятилетним сыном Андреем…

     Каждый автограф может служить эпиграфом отдельного рассказа из почти вековой жизни А.И. Цветаевой!

     Любой экспонат музея, тем более – автограф, это факт биографии, штрих, дополняющий какие-то уже известные сведения. К примеру, под инвентарным номером 1000 в музее хранится надорванная половина конверта со штемпелем от 15 февраля 1963 года. Адрес отпечатан на пишущей машинке: «Москва-К50. До востребования. А.И. Цветаевой». Поверх адреса красными чернилами и резкими печатными буквами рукой А. Цветаевой написано:

СПРАВКА МОСГОРСУДА ОТ 15/IX 1959 ГОДА

По периметру, синими чернилами: «Я получила копию этой справки + эта справка тут же. Цветаева Анастасия Ивановна. Постановление 14 сентября 1959 г.»

     И от того, как был надорван конверт, и по этим сдержанным надписям можно представить чувства, с которыми Анастасия Ивановна получила эту справку о реабилитации, подтверждение того, что она невиновна, а 17 лет лагерей, тюрем, ссылки были просто «ошибкой»… «За отсутствием состава преступления…»

     А вот штрих к истории дружбы А.И. Цветаевой со своим духовным наставником Б.М. Зубакиным: старый выцветший чёрно-белый снимок, на котором изображено какое-то деревянное строение. Это фотография самой А. Цветаевой. На обороте её надпись: «Мансарда Б.М. 1930 - 60  Архангельск» (карандаш). Б.М. – Борис Михайлович Зубакин, был сослан в Архангельск в 1930 году. В 1935 и 1936 годах А. Цветаева приезжала к Зубакину в этот город. Видимо, в один из приездов и был сделан этот снимок? А, возможно, в 1960 году, если судить по последней цифре записи? В этом году летом А. Цветаева вместе с внучками Ритой и Олей ездила на север, в Архангельскую область, к родным своей невестки Нины Андреевны Трухачёвой. Может быть, тогда нашла она по памяти этот сохранившийся деревянный дом и сфотографировала его. За каждым таким экспонатом – целая история…

     Или, к примеру, икона «Серафим Саровский в келье» (изображение ч/б, дерево, 12х14 см, толщина 1 см). На её обороте – трудночитаемые карандашные записи о церковных праздниках и службах. Первая строка: «Суббота, 6.X.56 в Уфе… в ц-ви…» (далее неразборчиво, пять пунктов). Эта запись подтверждает, что, приехав после ссылки вместе с семьёй сына в башкирский город Салават, Анастасия Ивановна бывала в 1956 году и в Уфе. Этот факт особо оценили члены Уфимского Цветаевского общества, которое было организовано замечательным педагогом, журналистом, краеведом Гюльнарой Альфредовной Иксановой и проводит большую работу по изучению «Цветаевских следов» в Башкирии.

     Зачастую какие-то экспонаты музея мы демонстрируем вместе с фотографиями с инскриптами писательницы. К примеру, у нас хранится вышивка Маргариты Трухачёвой, которую она сделала в детские годы.  И есть снимок, на котором А. Цветаева с внучкой Ритой сидят на скамейке в павлодарском Ленпарке, у Риты в руках вышивка. На обороте надпись А. Цветаевой: «58 П-р» (то есть 1958 год, Павлодар). Эти экспонаты мы часто показываем на традиционных мероприятиях в Ленпарке (сейчас он называется Сквер детства), которые проходят там ежегодно 1 июня, в Международный День защиты детей. Такие «вещественные доказательства» прогулок писательницы по старейшему павлодарскому парку вызывают большой интерес детворы.

     Фонд музея постоянно пополняется, уточняются фрагменты биографии писательницы. В феврале 2023 года музей получил неожиданный и щедрый подарок. Неизвестный нам Кристиан Руузе из Эстонии прислал по почте в наш адрес подлинники писем и открыток А.И. Цветаевой, адресованных в Кясму, её квартирной хозяйке Марии Фердинандовне Эйнхольм. В одной из открыток 1989 года Анастасия Ивановна, поздравляя Марию с Рождеством, желает ей «здоровья, здоровья и здоровья – и летом нам увидеться в 24-й раз…» (Инв.№ 4332) Так подтвердилась цифра поездок А.И. Цветаевой в её любимую Эстонию.  Анастасия Ивановна впервые приехала в Кясму, небольшой посёлок на севере Эстонии, с десятилетней внучкой Олей Трухачёвой в августе 1967 года. С тех пор она будет приезжать туда 25 лет подряд и всегда останавливаться у Марии Эйнхольм, «капитанши», как звали её дачники…

     Получив подарок из Таллинна, мы  отправили Кристиану письмо по почте с просьбой рассказать о себе и о том, как оказались у него Цветаевские письма. Мы очень рады, что он откликнулся, ответил нам по электронной почте, прислал письмо и несколько фотографий!

     «Здравствуйте. Получил Ваше письмо. Очень хорошо, что эти материалы в правильном месте. Я рад. Моя бабушка Рина и Мария Эйнхольм были очень хорошие подруги. Мы отдыхали у Марии в Кясму, пока мой дедушка не купил там дачу в 1962 году. И Анастасия Цветаева тоже там отдыхала, Мария и Анастасия были подруги. Я Анастасию знал и видел в 80-е годы в Кясму.
Мария умерла в 2006 году, не дожила до 100 лет три месяца.
В 2019 году этот дом продали, я знал этих людей, помогал им переехать. Когда я увидел эти письма Цветаевой, я спросил, могу ли их забрать.
Кясму –  маленькая деревня в 80 км от Таллинна, там в Советское время отдыхали писатели и композиторы из Эстонии, Москвы, Ленинграда.
Анастасия звала их Käsmunaut/Кясмунавты.
Мой отец тоже помнит её и он сказал, что одно лето с ней была молодая девушка и они по говорили на английском языке (очевидно, это была внучка А. Цветаевой Оля Трухачёва – О.Г.)
Я сначала не знал о вашем музее, я знал о музее Марины Цветаевой, думал туда послать письма, а потом Русский google дал информацию о музее в  Павлодаре.
Мне очень нравится русская литература.
Я сам живу в Таллинне, но работаю в Финляндии, летом много бываю в Кясму. Если что-то ещё появится, обязательно Вам пришлю.
Приветствую, Kristjan.»

     Мы очень рады новым друзьям музея!

     Читатель, интересующийся биографией Марины Цветаевой, временем появления её произведений, может судить по данному каталогу, насколько широка была география изданий поэтических сборников Марины Цветаевой в конце 80-х – начале 90-х годов: Саратов, Ашхабад, Петрозаводск, Магадан… Это, конечно, кроме московских многочисленных изданий. Поэзия Марины Цветаевой возвращалась к широкому читателю, и Анастасия Ивановна радовалась каждому сборнику и дарила их самым близким людям, а порой подписывала себе.

    По разделу «Книги других авторов» можно писать отдельное исследование о круге чтения семьи Цветаевых-Трухачёвых: классики и современники, поэзия, фантастика, приключения, домоводство, детективы, переводы зарубежных авторов… А ведь это лишь небольшая часть книг домашней библиотеки (именно с инскриптами), которая хранится сейчас в павлодарском музее. Спасибо Ольге Андреевне Трухачёвой за столь щедрый подарок!

    Надеемся, что каталог рукописей и инскриптов А.И. Цветаевой, изданный в год её 130-летия, будет интересен не только музейным работникам, цветаеведам, но и многим другим читателям, интересующимся жизнью и творчеством этой замечательной писательницы. Здесь не только штрихи биографии, но и зеркало времени, ушедшего в историю 20-го века…

Ольга Григорьева,

директор музея Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра Павлодара, Лауреат литературной премии имени Марины Цветаевой.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии