Блоги

«Суеверие»?

(4 голоса)

«Суеверие», «религиозная безграмотность»?..

В нашей семье, знаю это еще от прабабушки и бабушки, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна никогда не резали ножом хлеб или арбуз...

Что это? «Пережитки язычества», «суеверие», «религиозная безграмотность», «темнота» простого народа?..

Все бытовые проявления религиозности русского православного народа – наших благочестивых предков, о которых мы, к сожалению, забыли, – нельзя рассматривать как проявление религиозного невежества. Мы хорошо знаем, что наши предки, – не высокомудрствовавшая переучившаяся интеллигенция, раболепствовавшая перед рационалистическим Западом – простой русский народ, учились читать по Псалтири, постигали православное вероучение через церковное богослужение, через иконы, через молитву. Еще в ХI веке посол папы римского иезуит Джованни Паоло Компани писал о Московии: «У них много греческих и латинских сочинений отцов Церкви в переводе на русский язык: сочинения папы Григория, Хризостома, Дамаскина и других, гомилии которых в наиболее торжественные праздники читаются народу с амвона». Не было на Святой Руси такого дома, в котором не было бы Библии, или Псалтири, или хотя бы лубочного издания Житий Святых. Добросовестные этнографы ХIХ века свидетельствуют о высоком уровне религиозного образования в народе: «Народ читает с удовольствием сказки, некоторые повести, но предпочитает Псалтирь, Евангелие и вообще книги духовно-нравственного содержания...»

С молоком матери русские люди впитывали основы православного вероучения и благочестие...

Такая глубокая народная религиозность формировала соответствующее мировоззрение, мировидение, формировало глубокое благочестие, что неизбежно проявлялось в быту, воспитывало религиозную культуру поведения, культуру речи, культуру одежды – в чем попало и как попало в церковь не ходили, но одевали самое лучшее, чистое, скромное...

Опять же в нашей семье издетска знаю, что просфору нельзя кусать, но только отламывать кусочки и благоговейно «вкушать»; что, прикладываясь к иконе, нельзя размыкать губы – к иконе «прикладываются», а не целуют ее; что после Причастия нельзя плеваться, да и вообще нельзя плевать на землю, которая есть подножие Бога; что лампада дома перед иконами должна «теплиться», а не полыхать факелом; что для снятия пыли с икон есть особые тряпочки, которые особо хранятся в чемодане и больше нигде в быту не используются, потому что и пыль на иконах – особенная... Так учили, что всякая святыня требует к себе особого отношения. И это было не законничество, а естественное религиозное поведение верующих людей. Иначе и быть не могло!

И только совсем недавно узнал, что все эти нормы прописаны в «Домострое»...

Религиозность наших предков была столь сильна и глубока, что и во всем окружающем их мире, созданном Богом, вокруг своего бытия, они видели, чувствовали, ощущали соприсутствие Горнего, Божественного мира, который проявляется в творении:
в лесах и на полях растут «богородская травка», «адамов корень», «петров крест», «христов посошок», «земляной ладан», разные «кадила» и «просфирки», а секомор, на котором, согласно сказаниям, повесился Иуда, превратился в русскую осину, у которой поэтому всегда мелко трепещут листья;
поэтому оставляли в ночь на Рождество Христово на столе кутью в том убеждении, что ночью приходит на ужин Сам Спаситель; зажигали на Крещение вязанки соломы перед избами, чтобы Иисус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня; не выливали и не бросали ничего в окно на Пасху, потому что Христос под окнами ходит; и вообще не плевали в окно, потому что у окна стоит Ангел...

Народ так глубоко, реально переживал празднуемые Церковью события Священной истории, что, например, и в голову не могло прийти взять в руки нож в день Усекновения главы Иоанна Крестителя; а на Благовещение – «девица косы не плетет, птица гнезда не вьет»...

Вспомним, как чудно пишет митрополит Вениамин об украшении храмов цветами и зеленью на Троицу:
«Это – символ оживотворения мира после сошествия Святого Духа: люди ожили, воскресли, как воскресает весной природа. Души человеческие, прежде бесплодные добрыми делами, теперь расцвели, как цветы. Сердца, прежде гнившие мерзкими страстями, ныне благоухают благовонием Святого Духа и чистоты. Все зазеленело, все расцвело, все заблагоухало... Но к этому еще нужно добавить и более простое, житейское объяснение. Ведь, естественно, припоминается при этом широко распространенный обычай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь живою зеленью, «арками» из зелени, букетами цветов. Почему это? А этим выражается радость души, расцветающей, оживающей при виде любимых лиц. Так и здесь: если, с одной стороны, зелень говорит об оживляющем действии Духа Божия, то навстречу идет и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радостной любви людей» (Вениамин (Федченков), митрополит. Царство Святой Троицы. М., Изд-во «Правило веры», 2006. С. 27-28).

Во всем наши предки видели красоту Господню, и их души радовались! Это то, что воспитывалось в народе веками, и что мы, к сожалению, утратили!

Такое народное благочестие нисколько не противоречит церковному вероучению, православному догматическому богословию...

И только безбожно настроенный человек, у которого нет ничего святого, может увидеть в таком проявлении религиозности народа «предрассудки», «религиозные фантазии», «суеверие»...

Такое, кстати сказать, безбожное отношение к природе – «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» – породило все экологические проблемы.
«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2, 20). Если в человеке живет вера, то она неизбежно проявляется в образе мыслей, в мировидении, в поступках, а если этого ничего не наблюдается, то вера – мертва, т.е. ее вообще нет...

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Комментарии   

 
+2 #2 rusklass 13.02.2013 10:12
Цитата:
Такая глубокая народная религиозность формировала соответствующее мировоззрение, мировидение, формировало глубокое благочестие, воспитывало религиозную культуру поведения, культуру речи..
Читая Ваш блог, я никак не могу применить его к современному миру..Думаю, так же,как и Вы..Как Вы думаете,Архиман дрит Иосиф, почему сейчас, в нашем мире, так мало людей верят в Бога? Так мало знают о нем, и ..еще меньше хотят узнать? Ведь, если все передается с молоком матери, то и все незыблемое тоже должно быть в человеке с рождения... Или вера у человека появилась во что-то другое?
 
 
+3 #1 Сергей 12.02.2013 22:43
Полностью с вами согласен...
«Суеверие», «религиозная безграмотность» об этой теме я даже не задумывался, спасибо за такое сообщение, я узнал много нового....
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии