Блоги

22 мая - День Святого Николая весеннего

22 мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Проповедь в Благовещенском кафедральном соборе г. Павлодара 22 мая 2012 г.

Христос Воскресе!

В жизни великого святого нет мелочей, нет ничего мелкого, незначительного. Сама жизнь великого святого становится житием, в котором все – великое. Когда жизнь человека всецело, без остатка посвящена Богу, освещена верой в Бога, тогда все события, любая подробность, даже с человеческой точки зрения кажущаяся обычной, приобретают неземное величие, становятся не действиями, а деяниями.

Так, в житии святителя Николая, великого угодника Божия, все велико, все значительно и достойно нашего пристального внимания, изучения и вдумчивого осмысления, даже то, что произошло с ним после его переселения от земли на Небо. Поэтому Святая Церковь и установила день особого церковного воспоминания перенесения мощей святителя Николая из области Миры в Ликии в итальянский город Бари.

Однако сегодня мы обратим внимание на одно деяние святителя из его земной жизни.

В начале IV века возникла ересь нечестивого Ария, который учил, что только Бог Отец вечен и безначален, а Сын родился во времени и не единосущен Отцу. Арий настаивал на том, что было время, когда Сына не было. Этим разрушалось в умах людей представление о Святой Троице, все христианство теряло смысл.

В 352 году в Нике был созван Собор епископов, среди которых был и святитель Николай. На том Соборе святые отцы сформулировали православное учение о Святой Троице в тех терминах, в которых оно хранится в Церкви до сих пор. И мы ежедневно в домашнем молитвенном правиле и за каждой Литургией единодушно исповедуем это учение в Символе веры, который начинается словами «Верую во Единаго Бога…»

На одном из заседаний того Собора святитель Николай, не имея сил терпеть богохульства взбесившегося Ария, потеряв надежду словами образумить еретика, ударил по лицу злодея. Отцы Собора, решив, что это уж слишком, что епископ не должен драться, лишили святителя Николая архиерейского достоинства и заключили в темницу. Однако Господь чудесным образом показал участникам Собора, что поступок святителя Николая угоден Ему, а Царица Небесная Сама восстановила его в епископоском достоинстве, вернув ему омофор.

Великий угодник Божий явил высокую, святую «ревность о Господе» (4 Цар.10: 16). И Господь принял его усердие.

Таким горячим ревнителем о правде Божией должен быть всякий христианин, каждый из нас.

Но надо прежде понять, что такое ревность, а тогда мы поймем, что надо делать.

Из добродетели, высокого, созидающего чувства, ревность превратилась через грех в страшное собственническое чувство, убивающее любовь, разрушающее семьи, ломающее судьбы: «Люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн.8: 6). В этом заключается несчастье всех людей. Грех извращает жизнь людей, превращая святые, богоугодные чувства в порок. Так бывает, когда человек руководствуется не разумом, не Божественным законом, а собственными страстями. Тогда ревность о Господе превращается в пожар, истребляющий как самого ревнивца, так и все вокруг. Ревность становится разрушением, если направлена не на защиту и преумножение славы Божией, а на удовлетворение страсти самолюбия. Эта ложная ревность, ревность человеческая, не только разрушает семьи, но вносит разлад, ожесточение, свирепую нетерпимость в общество христиан, что ведет к печальным, вредным последствиям, совершенно не способствуя славе Божией, делая таких ревнителей «не по разуму» (Рим.10: 2) гонителями Христа. Такая ревность не имеет ничего общего с ревностью Божией, пример которой являет нам апостол Павел: «Я ревную о вас ревностью Божиею» (2 Кор.11: 2). Именно такой ревностью Божией должен украшать себя каждый христианин, чтобы утверждалась добродетель, чтобы другие видели наше усердие, «наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф.5: 16).

Настоящая ревность, «ревность о Господе» (4 Цар.10: 16), есть святое, возвышенное чувство, понуждающее христианина к стремлению содействовать славе Божией, чтобы она была проповедуема во всех концах вселенной; изучать основы православной веры; неукоснительно соблюдать правила и установления Святой Церкви; во всем, даже в малейшем, угождать Богу, и только Ему Одному. Господь Иисус Христос на то пришел на землю и «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2: 14), поэтому «хорошо ревновать в добром всегда» (Гал.4: 18).

Для этого каждому христианину требуется мужество, сильная воля, решительность, чтобы преодолевать все препоны, которые строит христианам враг рода человеческого. Для этого нужны и серьезные, глубокие знания. Для добродетельной жизни нужна пламенная ревность.

Преподобный Никодим Святогорец так учит о ревности: «Итак, не ленись возгревать свою ревность о добродетели, с сердечным участием размышляя, как благоугодна Богу добродетельная жизнь, как прекрасна и высока добродетель сама по себе и как для нас она необходима и благотворна, ибо в ней начало и конец истинного нашего совершенства и преуспеяния в нем». Этому способствует вдумчивое чтение житий святых и размышление над ними. Надо помнить совет богомудрого Антония Великого: «Содержи в памяти деяния святых, чтобы памятующая заповеди душа твоя имела ревность святых образцом для себя».

Конечно, не в том надо подражать святителю Николаю, чтобы устраивать драки. Прежде чем защищать свою веру от современных еретиков и ругателей ее, надо хорошо знать, что защищаешь. И прежде чем воспарять к высотам богословия, надо знать самое элементарное, прописные истины, которых, как показывает опыт, не многие из здесь молящихся знают.

Надо научиться благоговейно вести себя в храме, не путая храм с подворотней, где встречаются подружки, чтобы обменяться последними сплетнями. Надо научиться в храме молчать, и в этой тишине возносить свои молитвы Богу. Тогда каждый сможет услышать и ответ Божий на свои вопрошания.

Надо научиться правильно осенять себя крестным знамением, а не как попало, небрежно махать рукой. Крест – наше украшение, наша слава, наша надежная защита от супостата.

Надо научиться правильно участвовать в крестном ходе, который не для того совершается, чтобы промчаться вокруг храма сломя голову, тесня и давя друг друга, а чтобы чинно, благоговейно шествовать с крестом, иконами, хоругвями и с молитвой, которые очищают и освящают атмосферу нашего города.

Не освоив этого малого, что является фундаментом настоящей церковности, нельзя постигнуть главного, а тем более – защищать это главное. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16: 10).

Святая Церковь прославляет святителя Николая как «правило веры». Он показывает нам, во что надо верить, как верить и как жить по вере. Он учит нас, что значит быть настоящим христианином. Аминь.

«Суеверие»?

«Суеверие», «религиозная безграмотность»?..

В нашей семье, знаю это еще от прабабушки и бабушки, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна никогда не резали ножом хлеб или арбуз...

Что это? «Пережитки язычества», «суеверие», «религиозная безграмотность», «темнота» простого народа?..

Прикосновение к Афону

Прикосновение к Афону
(дневник паломника)

23.11.2012 г. Пятница.
Известие о том, что мне предстоит посетить Святую Гору Афон, было настолько неожиданным, что не сразу поверил в это. Осознание, да и то как-то не вполне, что еду на Афон пришло только сейчас, когда настало время собирать всякие справки для Греческого посольства и приобретать снаряжение для этой поездки. Опытные люди посоветовали взять с собой, что обычно берут в поход, когда особых удобств и гостиниц не предвидится. А мне, как священнику, обязательно – подрясник и рясу, но наперсный крест брать не надо: там-де кресты не принято носить.

До вылета есть еще время, и я, чтобы узнать об Афоне побольше, взял в своей библиотеке несколько томов разных авторов с описаниями их паломнических путешествий на Святую Гору. Конечно, знаю еще с детства, что есть особенное в мире место – Афон, удивительное место, где живут удивительные люди – святые. В последние несколько лет в России стали издавать много литературы об истории и современности Святой Горы и о святогорцах.

Полный текст читайте, пройдя по этой ссылке.

«Путешествовали без пакости»

Взялся за перо, чтобы пережить еще раз радость открытия, обретения, рассказать о чуде встречи с колыбелью Христианства, с землей, где проросли первые ростки нашей веры и дали обильные плоды.

Совершенно для себя неожиданно стал собираться в Турцию. Преданный мне и заботящийся обо мне родной человек решительно настоял на том, чтобы очередной отпуск я провел в Турции. Он просто поставил меня в известность, сообщив, что путевка уже куплена. Я не смог оттолкнуть такое проявление любви и заботы, не смог отказаться от поездки, тем более, что там, в Турции, можно посетить Миры Ликийские, где служил и был погребен святитель Николай; и из Турции легко можно слетать в Иерусалим. И мама благословила ехать.

Полный текст читайте, пройдя по этой ссылке.