Блоги
"Всех цветов палитры..."
- Ноя172014
- Просмотры(5031)
«Цветаевы и живопись» - так называлась очередная встреча в музее А.И. Цветаевой. Подтолкнул к выбору этой темы выход альбома рисунков Анастасии Ивановны Цветаевой, выпущенного к 120-летию писательницы московским Домом-музеем М. Цветаевой и Елабужским Государственным музеем-заповедником (Составители Г.К. Васильев, Г.Я. Никитина, О.А. Трухачёва, 2014).
Отрадно, что в нашем мероприятии участвовали студентки факультета филологии и истории Павлодарского государственного педагогического института со своим преподавателем Галиной Николаевной Старченко. И открыла встречу Гулимхан Абылбаева стихотворением Николая Заболоцкого «Портрет» («Любите живопись, поэты…»).
Студентки пединститута с подарками от Славянского центра.
…Надо ли говорить о том, что воспитанию художественного вкуса Марины и Анастасии Цветаевых служила сама семейная атмосфера, разговоры между родителями, пример отца Ивана Владимировича Цветаева – создателя музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина)… И мать, Мария Александровна Мейн, была не только замечательной пианисткой, но и художницей. В юности она брала уроки живописи у художника, академика Михаила Петровича Клодта, сына знаменитого Петра Клодта. Михаил Клодт – замечательный художник, его картина «Последняя весна» - в коллекции Государственной Третьяковской галереи, а «Чёрная скамья» - в Русском музее. Глядя на его картину «Последняя весна» (молодая умирающая женщина у раскрытого окна в цветущий сад) невольно вспоминаешь судьбу самой Марии Александровны, умершей от туберкулёза в возрасте 38 лет…
Анастасия Ивановна Цветаева вспоминала: «Высокие стены нашей гостиной в Трёхпрудном были увешаны картинами, выполненными нашей матерью. Она разделила нам свои способности: Марине, сестре моей – большое дарование к музыке, мне – СТРАСТЬ к живописи. Увы, она споткнулась о мою биографию, я не сумела её воплотить».
И вот, в год 120-летия писательницы, мы держим в руках альбом с портретами, пейзажами и натюрмортами, выполненными Анастасией Цветаевой в разные годы её жизни. «Страсть» к рисованию всё же прорывалась и находила своё воплощение и в нечеловеческих условиях лагерного барака в 30-е годы, и в сибирской ссылке в 50-е, и позднее – в Коктебеле… Этот альбом был презентован на 7-х Международных Цветаевских чтениях в городе Елабуге в начале сентября этого года, куда ездила и наша павлодарская делегация (Т. Кузина, Т. Корешкова, С. Немолочнова, Е. Игнатовская, О. Григорьева). И вот мы решили провести презентацию этого альбома и для павлодарцев, в нашем музее А.И. Цветаевой. Но тему решили определить шире – «Цветаевы-Трухачёвы и живопись». Ведь вся эта семья была художественно одарена.
Творчеству Ариадны Сергеевны Эфрон, дочери Марины Цветаевой, в музее посвящалась отдельная встреча. И сегодня все желающие могли ознакомиться с альбомом «Ариадна Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра» (2003). Сын М. Цветаевой Георгий (Мур) тоже был многогранно талантлив. «Как и Аля, он отлично рисует» - отмечали современники. Весной 1942-го Георгий писал теткам: "… Летом, возможно, поступлю на работу в скульптурную мастерскую Союза художников или куда-нибудь в этом роде». То есть он всерьёз подумывал связать свою жизнь с этим творческим родом деятельности. Мария Белкина пишет в книге «Скрещение судеб» о том, как зимой 1943 года в Ташкенте Мур «рисовал плакаты и карикатуры на огромном беленом заборе за университетом на улице К. Маркса. Это были своего рода Окна ТАСС…». Увы, их судьбы тоже сложились так, что талант не смог реализоваться. Ариадна провела в лагерях, тюрьмах, ссылках 17 лет. Мур погиб на фронте в 19 лет в 1944-ом.
Участники встречи подробно познакомились с работами А.И. Цветаевой, опубликованными в альбоме «Всех цветов палитры…»; узнали, что в бараках сталинских лагерей Анастасия Ивановна рисовала подруг по несчастью, сумела сделать более 200 карандашных портретов – с фотографий и с натуры. В годы репрессий, в тюремном заключении рождались и стихотворные строки. Четыре стихотворения под названием «натюрмортов» прочитали студентки ПГПИ Ажар Каматова, Аида Тулекина, Елена Михайловская, Сания Темерханова.
Есть у нас и уникальный альбом, «предшественник» вышедшего в этом году. Его подготовили друзья и биографы А.И. Цветаевой «Глебы», репродукции в нём чёрно-белые, сделан он вручную, но дорог как начало работы! Этот альбом в музей тоже привезла О.А. Трухачёва в сентябре этого года.
А. Цветаева писала эссе о творчестве художников Олава Морана, Ирины Бржеской. Это настоящие стихотворения в прозе! В этом могли убедиться и гости вечера. Звучали имена Максимилиана Волошина, Сальвадора Дали. Их жизнь и творчество так или иначе были связаны с жизнью А. Цветаевой.
Художественно одарён был и сын А. Цветаевой Андрей Борисович Трухачёв.
В нашем музее хранится фотография картины, на которой Андрей Борисович скопировал «Витязя на распутье» Васнецова (с надписью на обороте самой А. Цветаевой).
Ольга Андреевна Трухачёва передала в музей и рисунок «Танцующего слонёнка», который висел в комнате «бабушки Аси». Гости музея, как и ранее гости семьи Трухачёвых, тоже попытались найти на рисунке «спрятавшуюся» улитку…
А ещё присутствующих ждал сюрприз! Буквально за два дня до мероприятия Ольга Андреевна выслала фотографию вышивки, которую Андрей Трухачёв подарил на 60-летие Максиму Горькому! Эту работу нашёл в музее М. Горького в Москве и сфотографировал В.В. Соловьёв.
У правнучки А. Цветаевой Ольги Мещерской (дочери Маргариты Мещерской) персональная выставка была в музее изобразительных искусств еще в детстве! Сейчас Ольга живёт в Америке. Были показаны несколько её живописных работ (на фотографиях).
О.А. Трухачёва передала нам и рисунки своих детей – Григория и Андрея.
«Мамин портрет» в детстве нарисовал с фотографии Григорий Потерилло:
Эту иконку Андрей Потерилло рисовал для «бабы Аси». Она освятила икону, она стояла у Анастасии Ивановне на рояле, а потом в киоте:
На этом сюрпризы не закончились. Виктор Квитков, приехавший из с. Жетекши, подарил нам свою картину, на которой изобразил домик по улице Карла Маркса в Павлодаре, где в 1957-1959 годах жила семья Трухачёвых-Цветаевых. Теперь картина украсит экспозицию музея!
А в заключение вечера в исполнении Талшын Торебек прозвучало замечательное стихотворение Ирины Дергачёвой, посвящённое Анастасии Ивановне Цветаевой:
Я сегодня – как Вы. На мгновенье – но Вы,
И светлей не бывало – от века.
Я совета в смятенье прошу у листвы
И влюбляюсь в лицо человека.
В острых солнечных бликах смешливо таюсь,
Чтобы вспыхнуть – алмазом в оправе,
А с вершины луча – в бездомовье и грусть,
Но ни вздоха – о неге и славе.
Всем ветрам – до глубин – распахну пальтецо
И впервые – клянусь! – не заплачу,
Если вдруг обернётся героя лицо
Так любимое – мордой собачьей.
Это скучно до слёз – умирать от невзгод,
Краше пасть от любви и участья.
От паденья с высот – одержимей полёт,
Ну, а беды – привычнее счастья.
Не тупите пера! Не копите добра!
Не старейте, весёлые дети!
Будет – Гранд Опера и – прицел топора,
И не то ещё будет на свете.
Коль удар не отвесть, то забава и честь –
Встать и выжить, согреть – и согреться,
Чтоб на радости зов, не сомлев от оков,
Было чем, как пожар, разгореться.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи