Блоги

Ценить моменты бытия

(2 голоса)

На Цветаевских мероприятиях, прошедших в октябре в Москве, Вологде и Тарусе, было немало докладов и выступлений, посвящённых 130-летию Анастасии Ивановны Цветаевой. Одно из них - Ирины Михайловны Невзоровой (Москва), с которым она выступила на научных Цветаевских чтениях в Тарусе 5 октября 2024 г. (публикуется тезисно):

Уроки и суждения Анастасии Ивановны Цветаевой

Анастасию Ивановну Цветаеву я сразу открыла для себя как художника и мыслителя, поэта и писателя; и лишь много позднее, прочитав ее «Воспоминания» – как свидетеля жизни Марины Цветаевой.

В 1988 г. мне попал в руки альманах «Поэзия», а в нем – стихи Анастасии Ивановны «Дама Пик». До сих пор помню строки:

«А когда покончено с любовью,

Наступает новая беда:

Прозорливость матерински-вдовья,

Проницательность уже колдовья,

Прорицания пифийские года».

Позднее рядом с ними в моем сознании закрепятся строки ее сестры:

«Руки, которые не нужны

Милому, служат МИРУ»

Но в те годы у меня не было «покончено с любовью» (видимо, А.И. имеет ввиду любовь, названную Мариной Цветаевой «огнь-ал»), но строки эти вошли в меня накрепко.

Потом была «Моя Сибирь»… Так постепенно я изучала судьбу А.И. и одновременно постигала ее мужественную, аристократичную натуру.

А.И. становится все ближе с каждой новой встречей с Ольгой Трухачевой, с каждой новой книгой, изданной Станиславом Айдиняном, Ольгой Григорьевой и их помощниками. Среди последних бесценных трудов можно назвать «Переписку» А.И. Цветаевой и Владимира Ионаса, изданную в Павлодаре; и конечно, роман А.И. Цветаевой «Амор» – с неизвестными ранее комментариями – заслуга Станислава Айдиняна.

Анастасию Ивановну я имела счастье созерцать лишь однажды. В 1992 г. я пришла работать в только что открывшийся Дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. Сотрудники музея долго готовили дом к открытию. Наконец 20 июля состоялось его освящение, на котором и присутствовали Анастасия Ивановна. Помню, что она выразила желание подняться на 2-й этаж, где была квартира Марины Цветаевой. Все стали суетиться, – ведь она была внешне так худа и слаба («в чем только дух держится…), даже предложили поднять ее на стуле. Но А.И. отказалась и сама преодолела множество ступеней.

Освящение Дома-музея Марины Цветаевой. А.И. Цветаева - в центре

Книги, открывшие мне А.И. – это первый и важный источник. А второй – живые свидетели А.И., в жизни которых она сыграла ключевую роль. С ними мне довелось общаться, им я не могу не верить.

- Доброслава Анатольевна Донская (1925–2019), филолог, профессор Института гуманитарного образования, председатель жюри Московского Международного Форума «Одарённые дети», орденоносец, лауреат премий….

Помню ее реакцию на реплику ученого мужа (мол, у И.В. Цветаева была дочь-поэтесса), она ответила: «Простите, у него было две дочери – поэт Марина Ивановна Цветаева и писательница Анастасия Ивановна Цветаева».

Будь то цветаевские конференции в Болшево, где жила Д.А., или тематические поездки, – в беседах Д.А. часто переходила на воспоминания об А.И., ибо это был главный человек в ее жизни. Она рассказывала нам, с какой робостью впервые постучала она в дверь к А.И., и как потом на протяжении многих лет продолжалась их дружба. Д.А. была среди тех, кто всесторонне помогал А.И. до последних дней ее жизни (делал записи, сопровождал… и тер спинку в ванне). Она написала книгу об А.И. «Анастасия Ивановна: штрихи к портрету».

Д.А. Донская (крайняя слева)

- Наталья Васильевна Ларцева (1930–2017), радиожурналист, организатор цветаевских костров в Петрозаводске, заслуженный работник культуры РСФСР; первый публикатор сборника Марины Цветаевой, подготовленного самим поэтом в 1940 г. и не увидившего света (в Петрозаводске она вышла в 1991 г. под названием «Где отступается Любовь…»). Однажды А.И. сказала: «Вам, Наташа, не надо уходить от Марины Цветаевой – у Вас на нее абсолютный слух».

Мы постоянно встречались с Н.В. на цветаевских чтениях в Болшеве, где была возможность слушать ее мысли про А.И., а также ездили на цветаевский костер в Петрозаводск и были у Н.В. в дому – в «цветаевском» дому. «Дар трудолюбия у сестер Цветаевых был равноценен», – констатирует Ларцева.

Книгу, написанную про А.И., Ларцева назвала, казалось бы, странно: «Ми шестнадцать диезов! Мажор!» Но по прочтении ее, все понимаешь: так охарактеризовал «тональность» А.И. ее знакомый звонарь. Подарив мне эту книгу, Н.В. поставила автограф: «Ирине, с пожеланием чудес в жизни!» Такой же автограф поставила А.И. «Наташе из Петрозаводска» на подаренной ей книге «О чудесах и чудесном».

Добавим, что благодаря «знакомству» Н.В. Ларцевой (там наверху) были форсированы работы по завершению многолетней реконструкции музея М. Цветаевой в Болшево и созданию цветаевского сквера напротив музея.

В гостях у Н.В. Ларцевой в Петрозаводске: Э.Б. Калашникова (Александров), Н.В. Ларцева, О.Н. Григорьева (Павлодар), И.М. Невзорова (Москва).

Большую роль сыграла А.И. в жизни Екатерины Лубянниковой (1953–2021). Елена Баурджановна Коркина, составившая сборник ее работ в память о своем друге, коллеге, кропотливом, точном и глубоком цветаеведе, пишет во вступительной статье:

«Знакомство с Анастасией Ивановной Цветаевой было важнейшим событием в жизни Кати. В ее архиве есть записи ответов Анастасии Ивановны, комментирующие содержание первых трех книг Марины Цветаевой… Нравственное влияние Анастасии Ивановны сказывалось в Катиных поступках в самых разных житейских обстоятельствах, и круг самых близких ей людей сложился со временем из друзей и помощников А.И. Цветаевой».

Вшеноры. А.Ю. Невзоров, Р.Б. Вальбе, Е.И. Лубянникова

Только несколько имен, дорогих моему сердцу, я вспомнила – в связи с ролью А.И. в жизни тех, кому довелось с ней встретиться на жизненном пути. А сколько тех, кто считает эту встречу – точкой отчета.

…Полистав свою книгу исследований и эссе о Марине Цветаевой (И.М. Невзорова. Марина Цветаева: Преддверье. 2019), я обнаружила, что постоянно обращалась к текстам сестры великого поэта, свидетеля многих лет ее жизни, чтобы получить сведения или сверить взгляд на тот или иной аспект ее творческой биографии.

Читая и вспоминая А.И. – начинаешь ценить каждый момент бытия, каждую мелочь быта, испытывать благодарность к Богу и к людям. Об этом думали участники 39-го цветаевского костра в Тарусе, прошедшего с большим успехом и с радостью от встречи старых друзей и обретения новых. Эстафету кострового приняла от А.В. Ханакова и достойно несет Виктория Яншина, поэт, журналист и общественный деятель.

Как известно, А.И. уже в зрелом возрасте начала много рисовать. Побывав в Тарусе в 1937 г., она по памяти нарисовала дачу в Песочном (рисунок опубликован в Тарусском альманахе №3). Именно там, в Песочном, под горой состоялся незабываемый цветаевский костер.

Рисунок А.И. Цветаевой

Ирина Михайловна Невзорова, член Союза писателей России.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии