Блоги

Рена Жуманова. «ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГОЛОК»

Отмечу сразу: не люблю читать прологи и эпилоги, чтобы самой насладиться  радостью встречи с новым автором и его сборником, не ощущая присутствия и невольного «давления» мысли иного человека. Однако обязательно знакомлюсь с именами рецензентов. На этот раз это Наталья Локтионова, Андрей Воронцов и Бахытжан Канапьянов – люди серьёзные и уважаемые. И тем скорее захотелось окунуться в мир Рены Жумановой.

Приступить к чтению стихов поэтессы с первого «наскока» (не оговорилась: именно – наскока) не удалось. Сразу стало понятно, что поверхностное чтение не для строчек  Р. Жумановой. И только второй, а затем третий «заход» дали плоды: вчиталась, и уже меня не оторвать было от сборника «Подушечка для иголок» (2015г., Кокшетау)

Осознала с первых строф, что стихи Рены требуют не только очень внимательного прочтения, но и большого запаса лексики, а также  интеллекта,  встречной работы мысли (почти как у Марины Цветаевой). Всё это, как я понимаю, присуще самой Жумановой.  Дойдя до «Девочки на шаре», поняла, что без толкового словаря  не обойтись. Он просто необходим, если хочешь вникнуть во внутренний мир поэтессы, понять устремление её мысли, а значит и смысл того или иного произведения.

Знакомство с первым (для меня) сборником стихов Рены Жумановой было больше похоже на музыкально-исторические изыскания, нежели просто на чтение. Автор активно использует исторические образы и  древне -греческую мифологию, где переплетаются музыкальные термины с современным сленгом, русские слова с итальянскими терминами и английской лексикой, где латиница пытается проникнуть в кириллицу. Прочитав слова типа «лохи, дураки» и т. д., не пытайтесь сразу же отшвырнуть сборник и наградить автора нелицеприятными эпитетами… Вчитайтесь, подумайте, поймите.  Возникла мысль - помочь некоторым  любителям поэзии, не совсем знакомыми с отдельными терминами, употребляемыми  автором, ибо сборник стоит, чтобы его прочитали до конца и не раз. Им в помощь бог и мой словарик толкования отдельных терминов и  лексики, употребляемых автором.

Стр. 21. «Тварь дрожащая» - человек, являющийся глубоко грешным (по христианским канонам – это  гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что всё можно).                  

Ростепель (простореч. ) - оттепель.

Стр. 22. Мимикрируя – приспосабливаясь к окружающей среде.

   Плебо – толпа, простонародье.

   Пасквиль – клеветническое сочинение.

Стр. 23. Лузер – неудачник.

             Фарс – нечто лицемерное или театральная пьеса лёгкого содержания.

    Клавир – переложение для фортепиано.

Стр. 24. Гуинплен – имя мальчика, в детстве похищенного бандитами и обезображенного до неузнаваемости. На его лице вырезали жуткую гримасу, но это не искалечило душу его. Он  вырос благородным  человеком.

«Вся королевская рать», Р. Уоррен, - политики, не брезгующие никакими методами для достижения целей.

Стр. 25. Демос – свободный народ.

Флёр – покров таинственности, скрывающий что-либо.

Тенгрианство – религия, совокупность представлений о мире и жизни. Культ Голубого неба.

Парий – неприкасаемый, бесправный.

Стр. 26. Космополит –это  человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности.

Скифы – народы, существовавшие с VIIIв. до н. э. - до IV в. н. э.

Стр. 27. Субфебрильная – лихорадка, стойкое повышение температуры.

Томирис – имя скифской царицы (имеет два перевода – железная и домашняя).

Стр. 28. Массачеты – воинство сакского происхождения.

Геродот – древнегреческий историк, превративший миф и науку.

Стр. 29. Филистёр – презрительное название человека с узкими взглядами.

Adaqioconmoto (муз. термин) –  медленно с подвижностью.

Стр. 31. Акросонет – стихотворение, где по первым буквам строк по вертикали сверху вниз можно прочесть слово (чаще – имя).

Стр. 33. Пандора – первая женщина, созданная Зевсом в наказание людям за огонь, похищенный для них Прометеем.

Аутодафе – публичное сожжение инакомыслящих.

Стр. 34. Рондальная форма (муз. термин) – движение по кругу.

Петит – украшение.

Стр. 35. Средостение – пространство в грудной клетке.

Стр. 36. Немизида – крылая богиня возмездия, карающая за нарушение   нравственных порядков.

ГМО – организм (растение, животное, микроорганизмы), генотип которого был искусственно изменён.

Стр. 37. Пария – бесправное, угнетаемое существо.

Стр. 39.  Диминуэндо (муз. термин) – постепенное уменьшение звука.

Стр. 41.  Гентил – компонент реактивного топлива, поражающий буквально все системы организма человека.

Феб – правнук Апполона (златокудрого бога света).

Дафна – женское божество, нимфа, давшая обет целомудрия и превращённая в лавровое дерево.

Стр. 42. Эмпиреи – верхняя часть неба, наполненная огнём.

Интрада (муз. термин) – небольшой инструмент или пьеса-вступление.

Стр. 43. Эвдемонизм – этическая и жизненная установка, по которой высшим человеческим благом является счастье.

Анубис – божество с головой шакала и телом человека.

Интерфейс – общая граница между двумя функциональными объектами, дающая возможность модифицировать объект.

Номады – кочевые племена.

Бекар, диез, бемоль (муз. термины) – знаки отмены, повышения, понижения звука.

Стр. 45. Канцоннета - песенка танцевального характера.

C-dur (муз. термин) –  тональность до-мажор (бодро, весело).

Мистерия – средневековая драма на библейские темы.

Стр. 47. Фемина – женщина.

Фиоритура (муз. термин) – музыкальное украшение в вокальной партии.

Стр. 49. Геронтофил – сексуальное влечение к людям более старшего возраста.

Филантроп – человеколюб, благотворитель, спонсор, благодетель.

Стр. 50. Па-де-шаль – танец с шалью.

Пленэр – природа как объект изображения.

Стр. 51. Шагрень – выделанная кожа (козловая или баранья) с характерным рисунком.

Стр. 52. Премоляр – коренной малый зуб, расположенный за клыками.

Стр. 53. Копа – озеро в г. Кокшетау.

Стр. 54. Элизиум – загробный мир для блаженных.

Аллегория – иносказание.

Мойра – богиня судьбы.

Стр. 56.Play – играть.

Ступица – средняя часть колеса.

Филистёр – человек с узким обывательским кругозором и ханжеским поведением.

Стр. 57. Анапест (лит. термин)- 3х-сложный стихотворный размер с ударением на последнем слоге.

Ямб - (лит. термин) – 2х-сложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Стр. 58. Шакьямуни – духовный учитель (Будда).

Нирвана – состояние полного покоя.

Бэкон – бывший лорд-канцлер в Великобритании (22.01.1561-09.04.1626).

Дрозофила – плодовые двукрылые мухи.

Стр. 63. Галатея и Пигмалион.  Кипрский ваятель Пигмалион открыто выражал презрение  женщинам. Разгневанные боги заставили его влюбиться в Галатею (созданную им скульптуру).

Sottovoce  (муз. термин) – исполнение выразительно вполголоса, приглушённо.

Вежды (устар.) – веки.

Стр. 64. Гексаэдры – куб (тело), ограниченное шестью квадратами. 

Амбре (устар.) – приятный запах, (иронич.) – дурной запах.

Стр. 65. Обсценный – непристойный, нахальный.

Холлофайбер – шарики-наполнители, например, игрушек.

Экзистенция – существование.

Сансара – круговорот рождения и смерти.

Стр. 66. Котурны – обувь трагических актёров в античном театре в виде башмаков на высокой подошве.

Фимиам – лесть, запах, ладан…

Тильтиль и Митиль – брат и сестра, видевшие души вещей (М. Метерлинг, «Синяя птица»)

Ифрит – сильные и хитрые сверхъестественные существа в мусульманской культуре.

Стр. 69. Стёб – насмешка, шутка над собеседником.

Стр. 70. Вериги – железные цепи на теле.

Стр. 73. Парафраз – изложение текста своими словами.

Стр. 76. Мейнстрим – основное (преобладающее) течение в какой-либо области науки, культуры и т.д.

Хома Брут – бурсак (студент), погубленный ведьмой (Н. В. Гоголь, «Вий»).

Стр. 77. Валькирия – дочь воина, которая реет на крылатом коне, подбирая павших воинов.

Стр. 81. СПб – Санкт- Петербург.

Parexemple (франц.) – например, в частности.

Стр. 82.Atempoprimo (муз. термин) –  игра в первоначальном темпе.

Стр. 85. Монферран – архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в СПб.

Стр. 86. Ноктюрн (муз. термин) - небольшое лирическое произведение.

с-moll – до-минор (грустно).

Контрапункт (муз. термин) – одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий.

Стр. 87. Перманентный – постоянный, непрерывный.

Стр. 90. Перкуссия (мед. термин) – диагностика, заключающаяся в простукивании определённых участков тела.

Стр. 92. Ундина – дух воды.

Стр. 93. Ламентозные  - жалобные.

Стр. 94. Мантра – исцеляющее заклинание.

TheBest (англ.) – лучший.

Стр. 95. Абрис – контур предмета.

Стр. 97. Silentium (латин.) – тишина.

Шлык – старинный головной убор (шапка с коническим верхом) русских замужних женщин.

Стр. 100. Алдаспан (казах.) – большая сабля с расширением полотна для нанесения ударов по доспехам противника.

«Starsun» (англ.) – акустическая гитара.

Душпан (тадж.) – враг, недруг, душман.

Стр. 103. Сиринга – древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты.

Стр. 104. Дисторшн ((муз. термин) – эффект, искажающий звук.

Стр. 106. Сорокет (молодёжный сленг) – сорок.

Стр. 110. Мушел жас (казах.) – переход от одного 12-летнего жизненного цикла к другому.

Аруах (казах.) – духи святых, карающие врагов.

Стр. 112. Алтышар (казах.)  - по шесть.

Стр. 113. Туленгут (казах.) – прислуга и охрана хана в мирное время.

 

Стр. 115. Менестрели – странствующие  поэты-музыканты, трубадуры.

Думаю, даже если вам не удастся познакомиться с этим сборником, то словарик, несомненно, поможет молодёжи обогатить свой интеллектуальный запас. 

С Новым 2018 годом !!!

Год уходящий запомнился мне по-особенному. Он был богат на эмоции, ощущения, чувства. Их было много, разных, жгуче-болезненных, спокойно-умиротворенных, радостно-волнительных… как и должно быть в жизни. Иначе, ну какая же это жизнь без боли и переживаний? Ведь каждое преодоление себя, решение или не решение проблем, появление любых результатов даёт нам силы, духовный рост, наращивает житейскую мудрость, опыт. Кто-то из нас впервые начал писать блоги, кто-то вдруг обнаружил в себе талант певца, танцора, чтеца. Славянский центр открыл в нас даже такие дарования, о которых мы и не подозревали. Цветаевский костёр, конкурсы чтецов, концерт ко Дню матери, ко Дню Независимости Казахстана – это всё вехи 2017 года. 
И не менее важное – осознание единения людей, всех нас. Тех, кто рядом с тобой в жизни и тех, кто где-то за монитором, но его участие такое живое и настоящее, порой осязаемое реальней происходящего в жизни и это чувствуешь всеми фибрами души своей. И всего-то пара слов, смайл, даже многоточия порой достаточно, чтобы ощутить порыв чьей-то души, если эти души настроены на одну волну с твоей. 
У нас не принято поздравлять с уходящим годом, ушло и ушло… И всё-таки давайте поблагодарим 2017 за каждый его прожитый день. И пусть самое лучшее, что случилось – останется с нами, ну не хочется абсолютно всего НОВОГО, всё же старое часто родней и ближе.

( Яблокова Александра )

 

Декабрь стоит уж давно за окном, 

И снегом окутан весь двор, 
Озёра и реки покрылись все льдом, 
И виден на окнах узор. 

Подходит к концу семнадцатый год, 
Осталось лишь пару минут… 
Немного грустно стало… 
Ах, как же быстро время пробежало! 

В нём познали много нового, 
Поумнели мы, стали старше… 
Подарил старый нам радость и счастье 
Прощаться с ним, конечно, нелегко. 

Так давайте же скажем спасибо 
Уходящему в снежную даль 
2017 – ому году, 
Ты останешься в наших сердцах!

( Тихий Кирилл )

 

 Уходящий год был тяжёлым, многое предстояло пройти, многое предстояло выполнить, но нас это никогда не страшило, помогая друг другу, мы брались обеими руками за любые задания и бросали все свои силы, чтобы выступления, конкурсы и другие мероприятия остались в сердце у каждого человека.

Ведь это прекрасно, когда мы видим улыбку и слезу радости в счастливых глазах у людей, которые смотрят на нас. Это то, ради чего мы так усердно трудимся.
Мы вместе, а, значит, следующий год будет только лучше. Я искренне всем желаю, чтобы в следующем году вы были намного счастливее, чем в уходящем! Не переставайте верить в чудо, ведь чудеса сбываются!

( Енин Владимир )

 

Дорогие друзья! Вот и подошел к концу 2017 год. Мы прошли через множество трудностей. А все, что происходит в жизни - всегда к лучшему! Теперь же настало время встречать новый год - год собаки. Собака олицетворяет добро, справедливость и мир. Так пусть же все это придет каждому человеку. Пусть каждый человек будет здоровым, счастливым. Всем побольше радостных моментов, пускай удача вас всегда сопровождает, а крепкая дружба сплотит весь мир. Пускай все ваши мечты исполнятся, успехов во всех начинаниях, здоровья вашим родным и близким. Как гласит старая пословица, "как новый год встретишь, так его и проведешь". Поэтому встретьте Новый год весело и достойно! С наступающим 2018 годом!

( Михайловский Даниил )

 

Друзья! Новый Год - это пора чудес и радости,которая берёт своё начало с детства.Так давайте же все оставаться немножко детьми,чтобы радоваться мелочам и как можно больше дарить счастья другим,ведь видеть горящие глаза близких - это прекрасно!
В этот новый год хотим пожелать вам счастья;ну а в этом счастье пусть будет всё,о чем вы мечтаете и к чему стремитесь.
С Новым Годом,наш Славянский Центр!

( Кибартайте Елена )

 

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!Желаю весело встретить наступающий год и провести его сказочно и благополучно. Пусть сбудутся ваши самые заветные мечты в наступающем году, пусть не будет обид и разочарований, а только улыбки, вдохновение, величайшие успехи и самые высокие достижения и в работе, и в личной жизни!

( Аверчук Эдман )

 

Поздравляю молодёжь Славянского Культурного Центра с Наступающим Новым Годом! Год Жёлтой Земляной Собаки сулит спокойствие и позитив, интеллектуальное и духовное развитие, что для нас стоит на первом месте. Пусть этот год подарит нам много времени для реализации будущих планов!

( Пономаренко Ирина )

 

Поздравляем всех с Новым 2018 Годом!!!Желаем,чтобы наступающий год принес море позитива,крепкого здоровья, океан удачи и всего самого наилучшего!!Желаем душевного спокойствия,поддержки близких людей! 
Пусть сбываются мечты и сокровенные желания!!!

( Парфенова Анжелика )

 

 

Дорогая Татьяна Ивановна и все председатели Славянского центра , мы хотим поздравить Вас с Наступающим Новым 2018 годом! Желаем Вам успехов в дальнейшем году ,желаем исполнить все ваши задачи и желания намеченные на этот год! И мы Вам всегда рады в этом помочь J Пусть 2018 год принесет только позитивные эмоции и воспоминания! С праздником Вас!!!

( Вирченко Артём )

 

По ту сторону новогоднего снега

Новый год не у всех ассоциируется с мандаринами и рекламой Кока-колы. Ровно 23 года назад, 31.12.1994 года российские войска (около 15500 человек) вошли в город Грозный (который удерживали до 14 000 боевиков и наемников с поддержкой примерно 30-35 танков, артиллерии, минометов, ПТУР и.т.д.)

Несмотря на то что штурм проводился силами 1:1 (хотя все правила военного дела говорят что должно быть минимум 4:1) и ряд тактических ошибок (например, город не был блокирован с южного направления) НАШИ ребята его все-таки взяли (не взирая на потери до 26% убитыми и ранеными, с учетом,что я официальные потери умножал на 2 - что не является разгромом и не подходит к критическим потерям).

 

У нас принято не забывать и помнить о Великой Отечественной Войне, но не принято вспоминать о войнах, раны от которых ещё свежи и живы участники тех событий. Будь то Афганская война, две чеченские кампании или любой другой конфликт, где так или иначе есть жертва русского народа. Сидя в тёплом кресле, за полным столом и новогодней атмосферой трудно представить, что в такое время наши 18-19 летние сверстники рисковали жизнями, попадая под огонь и горя в технике, идя на смерть и ведя неравный бой. В такой светлый, казалось бы, семейный праздник. В эту ночь помните о подвиге ребят, которые, не смотря на трудности, выполнили свой долг и к 15 марта 1995 года окончательно взяли Грозный и тех, кто погиб на его улицах, но не сдался. С наступающим.  Цените то, что у вас есть. А вашим  родителям, я бы пожелал терпения. 

 

 

"Ничего вы не знаете о своих сыновьях, дорогие родители. Любите их такими, какими они хотят быть и они вернутся к вам. Целыми и невредимыми. Поумневшими и разумными. Они знают что-то, неизвестное и, скорее всего, недодуманное вами самими."

Вести из Александрова

Хорошие вести пришли от наших коллег из музея Марины и Анастасии Цветаевых города Александрова Владимирской области. 27 декабря там была открыта новая экспозиция, в отреставрированном доме, где жила в 1915-1917 годах Анастасия Ивановна Цветаева с семьёй, куда приезжала к ней в гости Марина Ивановна. Открытие стало большим праздником не только для александровцев, но и для всех, кому дорого имя и творчество сестёр Цветаевых!

 Фрагменты открытия:

 

Выступает правнук А.И. Цветаевой, сын Ольги Андреевны Трухачёвой - Андрей Потерилло:

 

Что особо приятно для нас – на торжественном открытии Эльвира Борисовна Калашникова вручила директору музея Л.К. Готгельфу от имени павлодарского музея наш «Цветаевский календарь»!

 

Фрагмент новой экспозиции:

 

А буклет новой экспозиции  пополнит фонды нашего музея!

Поздравляем коллег с замечательным событием!

 

Фотографии Э. Калашниковой, В. Лехана и Е. Шведовой.

Со сцены СКЦ на театральные подмостки науки!

Не прошло и семестра, как стали студентами НГТУ активисты молодёжного крыла нашего центра, выпускники школ-2017 года, а уже их можно поздравлять с успешным дебютом на театральной сцене… науки Новосибирска! Есть в этом замечательном ВУЗе так называемый «Театр научного эксперимента», где увлечённые физикой ребята во главе с такими же увлечёнными преподавателями очень доходчиво объясняют зрителям суть непростых физических явлений. Так, предновогодняя премьера нового спектакля театра «Ирония судьбы» получила большое признание почти театральной публики, среди которой, кстати, также немало наших павлодарских ребят. А главная героиня спектакля – тоже наша Милана Саутиева, сыгравшую роль Наденьки, тут же была запримечена вездесущими репортёрами, которые своим журналистским чутьём сразу же угадали в ней настоящую «звезду» науки.

 

Вот так очень просто, из ребят, прошедших обучение в творческой студии Татьяны Кузиной, не менее великой сестры великого режиссёра Владимира Хотиненко и по совместительству инженера человеческих душ, рождаются «звёзды» в различных отраслях науки, в перспективе у которых невероятные научные открытия, а может быть даже и Нобелевская премия. «Театр физического эксперимента» – это всё же не первый, а второй шаг (после кузницы талантов в СКЦ) на пути в большую науку. Таких шагов каждому из ребят к большим вершинам предстоит сделать ещё немало. Ну а сам НГТУ, традиционно любимейший у всех павлодарских абитуриентов ВУЗ, уже готовится к своей предвыборной профориентационной агиткомпании в Павлодаре, которая состоится уже очень скоро. Следите за афишами! 

Елена Игнатовская

Завершается год...

Завершается год… Все мы живём в ожидании новогодних подарков, сюрпризов, новых встреч, радостных вестей! А кое-кто подарки уже начал получать – в том числе музей А. Цветаевой! Из Вологды нам пришла бандероль от Елены Витальевны Титовой – известного цветаеведа, кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы Вологодского Государственного университета, организатора Цветаевских костров на Вологодской земле. Елена Витальевна пополнила фонды нашего музея материалами о вологодских Цветаевских кострах, значками «Цветаевский дом», на которых изображён дом в городе Сокол (район Печаткино), где жила Анастасия Ивановна Цветаева с семьёй сына А.Б. Трухачёва в 1947-1949 годах.

 Бесценным подарком стали присланные Е.В. Титовой фотографии – это папка  «Вологодского дела» А.И. Цветаевой (арест 1949 года) и снимок писательницы из этого дела. Фотография была ранее неизвестна, её нашла Ольга Андреевна Трухачёва, два года назад приезжавшая в Вологду для работы с архивом А.И. Цветаевой.

 

А наш давний друг – учёный секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых в городе Александрове Владимирской области РФ Эльвира Борисовна Калашникова прислала в подарок три книги о Марине Цветаевой, чей 125-летний юбилей отмечался в этом году:

 

 Книги уникальные, причём одна из них – с автографом автора нашему музею! Лина Кертман (Израиль) – известный исследователь творчества Марины Цветаевой:

 Эльвира Борисовна прислала нам и старинные Рождественские открытки, которые уже украсили нашу новогоднюю ёлочку!

Наши друзья-дарители поздравляют музей с предстоящим пятилетием, а мы напоминаем павлодарцам, что отмечать его будем 6 января в 15.00 в концертном зале Дома Дружбы!

С  НАСТУПАЮЩИМ  НОВЫМ  ГОДОМ!!!

 

С наступающим Новым годом!

Дорогие павлодарцы и гости нашего сайта!

От всей души поздравляем вас с наступающим Новым годом! Пусть предстоящий год будет добрым, светлым, радостным! Пусть каждый его день приносит вам только добрые вести и радует яркими открытиями, новыми завоеваниями! Пусть в ваших домах царит мир, благополучие, счастье! Крепкого здоровья вам, отличного настроения, грандиозных планов и их реализации!


Ну а бонусом к пожеланиям получайте в подарок мой новогодний стишок:

Улыбками и песнями, 

Без грусти и забот 

На пенсию, на пенсию

Проводим старый год!

Он всем в работе нравился,

Он был хорош собой,

Но как-то вмиг состарился,

Покрылся сединой.

О старом годе горькие

Не будем слёзы лить,

А выйдем мы под ёлкою

Дедулю проводить:

Пройдём по биографии

Дедулиной, как встарь,

Посмотрим фотографии,

Заглянем в календарь,

Гордясь делами яркими.

А он возьмёт мешок,

Одарит всех подарками,

Наденет кожушок.

Перед уходом каждого

Обнимет старичок.

Наследник дела важного -

Теперь его внучок

 Искренни ваши,

СКЦ и Елена Игнатовская

Рождество в семье Цветаевых

24 декабря в музее А. Цветаевой состоялось наше традиционное мероприятие – «Рождество в семье Цветаевых». Как всегда, эта предпраздничная встреча прошла душевно, весело и - с большим количеством подарков!

Рождество в семье Цветаевых было немыслимо без музыки. Поэтому и мы начали встречу музыкально – с праздничного Рождественского колокольного звона!

 Накануне пятилетия нашего музея мы получили подарок от Натальи Юрьевны Млынцевой – проигрыватель 70-х годов прошлого века. На нём и услышали присутствующие колокольный звон с этой раритетной пластинки!

 Её вместе с другими пластинками из личной фонотеки Анастасии Ивановна подарила нам Ольга Андреевна Трухачёва. Мы зажгли свечи и представили, как встречали Рождество в Москве начала 20-го века…

 По традиции звучали отрывки из «Воспоминаний» А.И. Цветаевой, посвящённые Рождеству:

  «…И тогда… начинало медленно брезжиться, приближаться, словно во сне обнимая, подкрадываться всего более на свете любимое, не забытое – о, нет, нет! – разве оно могло позабыться? – Рождество. И тогда наступал счет месяцев и недель. Не заменимая ничем – елка! В снегом – почти ярче солнца – освещенной зале, сбежав вниз по крутой лестнице, мимо янтарных щелок прикрытых гудящих печей, – мы кружились, повторяя вдруг просверкавшее слово. Как хрустело оно затаенным сиянием разноцветных своих «р», «ж», «д», своим «тв» ветвей. Елка пахла и мандарином, и воском горячим, и давно потухшей, навек, дедушкиной сигарой; и звучала его – никогда уже не раздастся! – звонком в парадную дверь, и маминой полькой, желто-красными кубиками прыгавшей из-под маминых рук на квадраты паркета, уносившейся с нами по анфиладе комнат.

Внизу меж спальней, коридорчиком, черным ходом, девичьей и двустворчатыми дверями залы что-то несли, что-то шуршало тонким звуком картонных коробок, что-то протаскивали, и пахло неназываемыми запахами, шелестело проносимое и угадываемое – и Андрюша, успев увидеть, мчался к нам вверх по лестнице, удирая от гувернантки, захлебнувшись, шептал: «Принесли!..» Тогда мы, дети («так воспитанные?» – нет, так чувствовавшие! что никогда ни о чем не просили), туманно и жадно мечтали о том, что нам подарят, и это было счастьем дороже, чем то счастье обладания, которое, запутавшись, как елочная ветвь в нитях серебряного «дождя», в путанице благодарностей, застенчивостей, еле уловимых разочарований, наступало в разгар праздника. Бесконтрольность никому не ведомого вожделения, предвкушенья была слаще…»

 («Воспоминания» А.И. Цветаевой, часть первая, глава 11).

 Прозвучало и стихотворение Анастасии Ивановны «Ёлка» с эпиграфом: «Памяти Б.Л. Пастернака, которому нравилось это стихотворение»

Словно бы звёздных небес куском

Камера вдруг зажглась!

Пробки гранёной хрустальный дом

Так восхищает глаз…

Вспомнили мы  о том, что написано было это стихотворение в 1938 году, в одной из пересыльных тюрем, когда А.И. Цветаева была осуждена на 10 лет и направлялась в сталинский лагерь на Дальнем Востоке. Поэтому соединились в этих строках и горечь, и отчаяние, и надежда, и – несмотря ни на что – вера в будущее!

…В вечность пресветлую все мы уйдём,

Тонут все тюрьмы в ней –

Вечно цветёт наш разрушенный дом

Конусом жёлтых огней!

Бесценны для нас воспоминания Геннадия Васильевича Зеленина, внука А.И. Цветаевой. Он рассказал о двух праздниках – в посёлке Печаткино Вологодской области (куда А.И. Цветаева приехала в семью сына после освобождения в 1947 году) и в Пихтовке Новосибирской области, где писательница отбывала ссылку. Геннадий Васильевич – участник и свидетель этих событий, очень тепло он вспоминал, как в Печаткино Андрей Борисович Трухачёв ставил ёлку в большой комнате, перед окном, между двумя кактусами. Загораживал её простынёй, повешенной в простенке, чтобы никто раньше времени не увидел наряженную лесную красавицу. Украшение длилось, по словам Геннадия Васильевича, по 12 часов, делались игрушки, самодельные подсвечники… А бабушка очень долго молилась в Сочельник. Кстати, сейчас в Печаткино ( в настоящее время это район города Сокол) идёт активная работа по сохранению Цветаевского дома, энтузиасты во главе с Еленой Титовой уже добились того, что акт государственной экспертизы по Цветаевскому дому появился на сайте Комитета по охране объектов культурного наследия  Вологодской области! Очень важный шаг сделан! 

Но вернёмся к Рождеству… А в Пихтовке Г.В. Зеленин (а тогда подросток Гена, Геля, как звала его бабушка) сам ходил в тайгу за новогодней ёлкой. Приносил обычно небольшую пушистую пихточку. Она стояла в доме 20 дней. И запах этой пихточки, по словам Геннадия Васильевича, он помнит до сих пор… На неё вешались конфеты, сладости. Анастасия Ивановна собирала подарки к Рождеству весь год, «утаивая» их из посылок, которые ей присылали из Москвы, в частности, и Борис Леонидович Пастернак. Маленькая Рита не отходила от ёлки, даже не выходила на улицу, ждала прихода Деда Мороза…Мама, Нина Андреевна Трухачёва, готовила праздничный стол, и он всегда был «богатым», щедрым, несмотря на бедность, в которой они тогда жили. Анастасия Ивановна всегда удивлялась и говорила: «Когда ты успела столько наготовить, Нина!..». Рождество было самым большим праздником в семье!

Уходящий 2017 год был объявлен в России годом Марины Цветаевой. Её 125-летний юбилей достойно отметил и наш музей многочисленными мероприятиями, встречами, в том числе и «заграничными» - в Мюнхене (Л.Н. Бевз) и во Фрайбурге (О.Н. Григорьева). А на сегодняшней встрече в честь юбилея Марины Цветаевой мы провели викторину.

 Дело в том, что накануне праздника музей получил бандероль  из Вашингтона, от Юлия Зыслина, создателя музея русской музыки и поэзии. К 125-летию М. Цветаевой в Америке вышел специальный номер русскоязычного журнала «Зеркало», посвящённый Цветаевой. Этот журнал и прислал нам Ю. Зыслин. Ценный подарок! Кстати, в статье о Цветаевских музеях мира подробно рассказывается и о нашем павлодарском музее А. Цветаевой!

В этом журнале  и нашли мы вопросы викторины по творчеству М. Цветаевой. Победителем викторины стала Нина Андреевна Мазина, которая получила в подарок книгу стихов М. Цветаевой.

 Вручала подарки и Гуляра Шамилевна Чистякова. Накануне вышел в свет новый нотный сборник песен, посвящённых Цветаевским кострам (автор идеи и составитель Г.Ш. Чистякова, предисловие О.Н. Григорьевой, издание Славянского центра и музея А. Цветаевой). В него вошли 27 песен!

Людмила Бевз, Валентина Шалденкова, Ирина Маринец получили свои авторские экземпляры.

Ещё одно издание музея – новогодний Цветаевский календарь тоже был вручён активистам цветаевского движения. 

Валентина Шалденкова исполнила песню из нового сборника на слова Нины Мазиной, а Наталья Млынцева – свою новую новогоднюю песню на слова А.Т. Пятаковой.

 Присутствующие поздравили с приятным новогодним событием   директора музея Ольгу Григорьеву - им стало накануне вручение гранта акима области!

Наш гость из немецкого культурного центра «Возрождение» и большой друг музея Тамара Петровна Пичулис подготовила целую Рождественскую программу – со стихами Марины Цветаевой, информацией о католическом Рождестве, познавательной викториной и сладкими подарками!

 

 Директор музея Шафера Татьяна Сергеевна Корешкова вручила символические коньки Г. Чистяковой, Л. Бевз и О. Григорьевой – как знак  движения, успеха, победы – в преддверии нашего четвёртого Цветаевского катка!

Напоминаем:

ЦВЕТАЕВСКИЙ  КАТОК  СОСТОИТСЯ  ПРИ  ЛЮБОЙ  ПОГОДЕ!

СБОР 4 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА НА ОТКРЫТОМ КАТКЕ ГОРСАДА В 12.00!!!

Коньки можно принести свои, а можно взять напрокат.

 

«Мой любимый Паустовский»…

В таком формате прошла очередная  музыкально-литературная среда в Славянском культурном центре. Напомню, что 2017 год объявлен в России Годом А. Паустовского и М. Цветаевой. Естественно, могучая кучка  Павлодарского Прииртышья, дислоцирующаяся в Славянском центре, среагировала на это событие  мгновенно.  Судите сами: январь 2017г., Мюнхен (Бевз Л.Н.), август 2017г., Фрайбург (Григорьева О. Н.) – мероприятия,  связанные с именем Марины Ивановны Цветаевой, декабрь 2017г., Павлодар (Колодина Н. А.) – дань памяти и уважения к творчеству Константина Георгиевича Паустовского.

О любимом, неузнанном, непризнанном в своё время (хотя его книги расходились 300000 тиражами), талантливо-ярком созерцателе природы говорили собравшиеся почитатели творчества К. Г. Паустовского. Удивительным образом (что было впервые) нынешняя литературная среда перекликнулась с предшествующей, где говорилось об истории латинского языка (О. Е. Коновальчук). Н. А. Колодина озвучила, что Паустовский закончил классическую гимназию, а это невозможно было сделать без знания латыни.

Для присутствующих особенно дороги были воспоминания Нины Андреевны Мазиной: в бытность работы её родителей  в Алма – Атинском театре, её путь пересекался и с Паустовским, эвакуированным вместе с семьёй из Москвы.


Н. Мазина зачитала его письмо, датированное 16 февраля 1942 г. и посланное из Алма-Аты своему сыну Владимиру (Димушке). Хочу привести некоторые купюры из него для нашей молодёжи: «Димушка, - на днях получил твоё письмо… Из твоего письма видно, что ты очень закалился и возмужал. …Как у тебя с призывом? … Будь таким же спокойным и мужественным, каким я вижу тебя, судя по твоим письмам. Твой папа». Напомню, шёл 1942й год… Далее – об Алма-Ате: « Алма-Ата необыкновенно красивый город, весь в садах, у подножья Тянь-Шаня. Но все здешние красоты не радуют. Все живём только надеждой и ожиданием. Здесь все киноорганизации…во главе с Эйзенштейном… …Здесь из писателей Зощенко (очень угрюмый), Шкловский, Ильин, Шторм, Панфёров, Коля Харджиев…, Любимова, Каплер… Фраерман – на фронте. Роскин попал в окружение. Гайдар пропал без вести… Мой адрес: Алма-Ата, ул. Калинина, 33, кв.29, 5 жилкомбинат»…

«Мы идём вслед за Паустовским», - так сказал в одной из передач о писателе актёр С. Гармаш. Ольга Николаевна Григорьева, присутствующая на встрече, в полной мере подтвердила это. Она буквально прошла и проехала все места, связанные с именем Паустовского. Гуляя по  Батуми, искала маленькие домики «… с запада обитые…» и находила.  Посетила Чистополь, где писатель жил в эвакуации. Рассказала о местечке «старый Крым» (между Феодосией и Коктебелем), где находится частный музей, сделанный с большой любовью, в память о доме, в котором жил К. Паустовский. «Моя родина там, где проплывают самые прекрасные облака», - такую цитату прочла поэтесса в музее Паустовского. И, конечно, любимая цветаевская Таруса! Паустовский мог быть похоренен только здесь. Недалеко от А. Эфрон, любимой дочери Марины Цветаевой.

Лидия Семёновна Прохорова в свойственной ей мягкой манере, сообщила о том, что К. Г. Паустовский – первый Почётный  гражданин   Тарусы, а на берегу Оки возведена скульптура  Паустовского с собакой. В 1961 году писатель подготовил литературный сборник  «Тарусские страницы», куда вошли 42 стихотворения и проза М. Цветаевой, вскоре  всё было изъято, а главный редактор уволен.  Но поэзия Цветаевой после долгих лет умолчания вернулась к читателям.  Л. Прохорова напомнила о том, что в начале своего писательского творчества,  молодой Паустовский обратился к Ивану Бунину (ядовитому в своих оценках) с просьбой об отзыве о его  стихах. Ответ был таков: «Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия – в прозе». Он оказался провидцем. В последние годы жизни И. Бунин вслух читал всем знакомым Паустовского и восхищался.

Лариса Ивановна Деркунская продемонстрировала собравшимся сборник «Круг  чтения» за 1991 год, где говорится о «Тарусских страницах». Сборник выходит 1 раз в год, т.к. количество экземпляров первоначально было велико – 75000! Ныне сокращено до 30000. 

«Писать о возвращенцах – большая смелость в те времена. Прочитав «Золотую розу» или  «Лавровый венок», где К. Паустовский пишет об известных авторах, хочется читать уже самого автора.  Нужны сегодня сильные, гениальные учителя, способные научить прочитать, а не пробежать содержание. У нас сегодня наметилось много точек соприкосновения: Бунин -Паустовский, Паустовский-Цветаева, Цветаева-Маяковский… Самое интересное - впереди», - подытожила встречу Наталья Александровна Колодина.


P.S. Приглашаем всех, прочитавших эту заметку на первый юбилей единственного в мире музея А. И. Цветаевой, который пройдёт по  адресу: ул. 1 Мая, 35\1, в 15.00, 6 января 2018г.        

Людмила Бевз

Детские истории (приглашение всех бабушек к желанию поделиться историями)

         Детские истории

         (приглашение всех бабушек к желанию поделиться историями)

Эта крошечная 6-летняя девчушка по имени Эмилия – совершенно замечательное существо… Являясь с рождения носителем сразу двух языков – русского и немецкого – она с поразительной буквальностью воспринимает окружающий мир. Домашние уже привыкли к её постоянным выражениям, типа «спать часов» (так она определяет, глядя на часы, понятие «пора спать»). Или другое её высказывание – «погуляем по луне на носочках» - в момент, когда тёплым, благоухающим лунным вечером мы всей семьёй выходим полюбоваться ночным небом. А однажды, не допив свежевыжатый апельсиновый сок, неожиданно завела руки за спину и воскликнула: «Ой, спинка болит!» На беспокойство взрослых, ответила: «Там сок застрял». В следующий раз до глубины души поразила своего души нечаявшего в ней папу, обхватив  за шею и воскликнув: «Я – хрюшечка твоя!» Остолбеневшему мужу жена (мама Эмилии) пояснила: «Ну вот! У всех дочери – принцессы, а у тебя – хрюшечка… Кто с самого её рождения пел: «Моя пигги?» Уяснив для себя понятие «нет места», при всяком удобном случае Эмилия бунтует: « Не буду кушать. У меня в животе больше нет места». Увидев в кино королеву в её пышном  королевском наряде, надела шубку, подбежала к зеркалу и закричала: «Бабушка, я – пушистая-пушистая. Я – королева!»

Её стихия – классическая симфоническая музыка и балет.  Эти две вещи производят на неё магическое действие, начиная с полугодовалого её существования. И каким же было наше всеобщее удивление, когда с очередного занятия балетом она вышла с печальным лицом. Своё настроение объяснила так: «Не хочу ходить на балет. Там окно грязное». Благо его к следующему уроку вымыли, и вопрос о балете был снят с семейной повестки. Однажды в ответ на какое-то замечание, парировала: «Вот ума не  было!» (т.е. вот не подумала). Естественно, все эти наивно-прямолинейные ответы сводят на «нет» всю строгость маминого голоса (тут бы уж от смеха удержаться, чтобы не посеять обиду в маленьком доверчивом сердце). Помню, ещё в 3х-летнем возрасте её восклицание: «Бабушка, иди сюда! Посмотри, что это там написялось?» (в горшок попал кусочек зелёного листика с дерева).

         Понимаю  тех людей, кого высказывания  внуков и внучек наводят на мысль о написании смешных детских стихов и красивых сказок. Сама стою теперь в их ряду. Очередное обращение: «Солнце, я маме приготовила букет», - привело меня к написанию стихотворения «Мамин День рождения», напечатанном в моём пятом сборнике стихов. История с «пушистой королевой» дала повод сочинить «Эмилия – королева». Но теперь, по мере взросления внучки, из неё буквально «вылетают перлы». Судите сами. Случай в метро. Мама просит Эмилию войти внутрь электрички. Та заходит и говорит: «Всё. Стой. Здесь уже «нутрь». Так появляется стихотворение «Что такое «нутрь?»

Что такое «нутрь» не знаю.

Или, может, кто такой?

Голову себе ломаю,

Потеряла я покой.

Говорят, он у пельменей

И у булки тоже есть.

Сладкий «нутрь» всегда с вареньем,

Ну а горький можно съесть?

«Нутрь» по трапу самолёта

Поднимается со мной.

Как увидеть мне охота

Этот «нутрь»! О, боже мой!

«Нутрь» искала я повсюду:

И под лавкой, и в саду…

Это слово не забуду,

Но никак я не найду.

«Нутрь»… ну что это такое?

Не могу его найти.

Ну а мама просит снова:

- Внутрь, пожалуйста, войди…

Другой случай. Дома. Внучка просит маму включить мультик с Бедурашкой. Мама долго была в нокауте, а у бабушки снова родился стишок.

«БЕДУРАШКА»

У мамы от стресса болит голова.

Разбросаны книги, игрушки, рубашка.

Летят из шкафов крокодил и сова…

«Ну где мой любимый, родной Бедурашка?

И как же ты, мама, меня не поймёшь?

Зачем мне гирлянды, шары, промокашка?

Ведь лучше игрушки уже не найдёшь,

Чем милый, любимый, родной Бедурашка!»

Сижу и грущи. Вспоминаю глаза.

Они в поллица…Бедный мой Бедурашка…

Вдруг мама смеётся: «Забыла слова?

Ведь то, что мы ищем, зовут Чебурашка!»

Наши внуки растут и ежедневно открывают перед нами, взрослыми, удивительный мир своего восприятия  всего окружающего, а значит, продолжение следует… С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2018 ГОДОМ!!!

                                               ЛЮДМИЛА  БЕВЗ

 

 

«Все пошли и я пошёл»

Историческое кино в наших краях щепетильная тема. Достаточно вспомнить кучу шарлатанов-режиссёров, которые выпрашивают деньги на кино с госбюджета, и получая их делают посредственное кинцо по стилю «я художник, я так вижу», не понимая что история - это не место для распила денег. Раздробленность поколении, неоднозначные исторические события рождают целый спектр оценок тем или иным вещам - от любви и обожания, до полного неприятия и ненависти. Оно и понятно: прапрапрадед воевал в окопах Первой Мировой войны, отстаивая Отечество и императора Николая Второго, прадед десантировался в Венгрии под красными знамёнами социализма, а мои родные современники и вовсе родились в разных странах - Россия, Казахстан. Это если не затрагивать более далекие поколения. Однако каждый раз, видя трейлер любого российского фильма рождается мысль: «А что? А вдруг? Вдруг научились снимать наконец?». У меня лично, на «Легенду о Коловрате» особых надежд не было. Но то самое «вдруг» и заставило позвать друзей и пойти на вечерний киносеанс. 

 

Только умереть!

По историческим данным, в 1237 воевода Коловрат возвращаясь в Рязань застал город полностью разоренным монголо-татарами, под предводительством хана Батыя. 

«…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены»

Собрав уцелевших, Евпатий бросился в погоню за татарами и внезапной атакой полностью истребил их арьергард. Изумленный Батый, узнав об этом послал против Евпатия новые полки. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат и его дружина переломила ход битвы в свою сторону и дала мощный отпор силам противника. 

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!» Однако под превосходящими силами Евпатий и большинство русских витязей погибли. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством русского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

 

Сам же фильм подаёт себя как кино развлекательное, нежели занудно-историческое. В битвы и спецэффекты усилии вкладывали больше, нежели в диалоги. Что не отменяет внятной и понятной подачи сюжета, в отличии от его ближайшего отечественного соперника - фильм Викинг. Легенда о Коловрате позиционирует себя как русские «300 спартанцев», и он это делает. Да, с местами дешевым хромакеем, с пробелами в графике, но он даёт зрителю то, на что зритель идёт. На кино о русских воинах, которые не смотря на неизбежность кончины салютуют смерти, и продолжают идти вперёд. И при всём этом умудрились вставить любовную линию, более-менее внятный сюжет и даже немного юмора. Имея при этом бюджет в четыре раза меньше чем у Викинга (пять миллионов долларов против двадцати), отсутствия поддержки на уровне государства и мощной пиар-компании (у меня дома, пожалуй, только утюг и холодильник не рекламировали «Втюхинга»). Да, «Коловрат» со своими минусами, местами чересчур заметными, но зато после концовки ленты не хочется «вернуть себе полтора часа своей жизни». И он не позиционирует себя как «супер правдивый фильм про историю», его не спонсировал товарищ Мединский с Министерства культуры. Фильм Викинг пытался показать нам, что Русь и древние славяне это сборище чумазых и глупых варваров. Позорно и противно. Русь того времени, оседлавшая путь «из варяг в греки» (да, еще и в Персию через Каспий) показана какой-то захолустной деревенькой.

 

Фильм Легенда о Коловрате же показывает нам людей. Это не сплошь герои и храбрецы, которые в ура-патриотическом стиле 28 Панфиловцев все прыгают на амбразуру. Нам показаны живые люди, которые боятся за своих близких, за свой дом, за свою жизнь в конце концов. Но тот внутренний стержень, верховенство мужества и любовь к родному заставляет их идти до конца. «Все пошли и я пошёл, все нашли и я нашёл, а сегодня поутру все помрут и я помру». И это отличный пример того, как страшное поражение превратить в народный подвиг. Рискните и сходите. Как завещал легендарный Баженов, хорошее кино, или хотя-бы неплохое нужно поддерживать. Дабы у кого-либо не возникло желание снять «Викинг 2»

ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ, ЗА ПОВОРОТОМ – ПОВОРОТ… (в литературном мире)

Ещё свежи воспоминания о прошедших мероприятиях, посвящённых юбилейным датам М. Цветаевой и  П. Васильева (в которых самое активное участие принял  Славянский культурный центр под председательством Кузиной Т. И.), а в городе уже бурлит творческая жизнь по подготовке к юбилейным датам двух выдающихся личностей - А. Н. Островского и В. В. Маяковского.

Пожалуй, самым первым дал старт в юбилейном марафоне -2018  Павлодарский инновационный многофункциональный колледж, организовав в своих стенах конкурс колледжей города, где были представлены на суд жюри и зрителей отрывки из драматургии А. Н. Островского и конкурсное чтение стихов поэта-трибуна В. В. Маяковского.

Нас с Н. А. Колодиной и Е. Б. Степаненко (как членов жюри), порадовала атмосфера гостеприимства и доброжелательности. Её с первых же минут создала для всех присутствующих К. М. Аманжолова (заместитель директора ПИМКа), выступившая с приветственным словом к гостям и пожелавшая всем победы, удовлетворения от проделанной работы и удовольствия от хорошо проведённого времени. От имени всех членов жюри хочется отметить работу З. Р. Саитовой (преподавателя русского языка и литературы ПИМКа), сумевшей направить смотр-конкурс в такое русло, что уже в прелюдии (показательное выступление студентов ПИМКа) для конкурсантов была дана высокая планка творческого прочтения великого драматурга.    

Мероприятие было поделено на две части: творчество русского писателя-драматурга XIX века, талантливого, блестяще образованного и деятельного человека  Александра Николаевича Островского (в апреле – 195 лет) и великому поэту, оставившему в литературе мощный голос поэтического языка и ставшему фигурой почти мифологической, Владимиру Владимировичу Маяковскому (в июле – 125 лет).

Надо сказать, что каждая часть была предварена талантливым выступлением самих хозяев конкурса. Это эпизод из комедии «Банкрот» и монолог Ларисы из драмы «Бесприданница». Это романсы «Под лаской плюшевого пледа» (М. Цветаева - А. Петров) и «Любовь – волшебная страна» (Э. Рязанов - А. Петров) из кинофильма «Жестокий романс», поставленного по «Бесприданнице» А. Островского. Это и монолог Снегурочки из  оперы Римского - Корсакова «Снегурочка», написанной композитором на сюжет одноимённой драмы А. Н. Островского, назвавшего её «весенней сказкой».

И хотя в инсценировании было заявлено всего три коллектива,  работы были показаны на отличном творческом уровне. В первую очередь это относится к студенческой работе Павлодарского музыкального колледжа им. П. И. Чайковского (1-е место), Павлодарского инновационного многопрофильного колледжа (2-е место) и Павлодарского колледжа информационных технологий и бизнеса (3-е место). Личный приз симпатии жюри получил Лопушинский Виталий из ПИМКа (за роль Тихона Кабанова в инсценировке «Грозы»).

Отрадно, что молодёжь не прошла мимо этого имени – МАЯКовский. Его читают мало, его читают плохо, к сожалению… «…и виноват в этом не читатель… До сих пор не опубликованы важнейшие воспоминания о нём, его письма, письма к нему, дневниковые записи. Мы имеем дело с усечённым Маяковским: у нас нет даже полноценной биографии поэта», - поделились мыслями ведущие вечера. Читая В. Маяковского, надо помнить, что сам поэт никогда не кричал, читая свои стихи. Он окликал! Окликал своё время, своего читателя… Но «докричаться» было трудно. И, тем не менее, после бурного совещания места были распределены следующим образом: 1-е место – Аксёнов Сергей (ПМК), 2-е место – Сергеева Дарья (ПХМК), 3-е место – Тургенев Иван (ПНГК).

Кроме просмотра инсценировок из А. Н. Островского и прослушивания стихов В. В. Маяковского, жюри имело возможность ознакомиться и с плакатами, присланными на конкурс  заинтересованными студентами. Здесь места были распределены следующим образом: Бакиева Алихан (ПТК) – 1-е место, Попова Татьяна (ПКИТиБ) – 2-е место, Рустам и Мадина Сатиевы (ПИМК) – 3-е место.

Переговорив с Лауреатом Второй Цветаевской премии О. Н. Григорьевой, поняла, что есть точка соприкосновения Цветаева-Маяковский. Значит СКЦ тоже включается в этот юбилейный марафон…

 

                                                        Людмила Бевз

Конкурс патриотической песни 2017

 Вчера, 9 декабря, на главной сцене нашего города, ГДК им. Естая, состоялся ежегодный конкурс патриотической песни. Ребята из разных этнокультурных объединений представили нашему вниманию 19 музыкальных номеров и песен на государственном языке.

 Открыл концерт молодежный вокальный коллектив «Дома Дружбы» г. Экибастуз. Песня «Япурай» поистине считается жемчужиной казахской народной лирической песни!

https://pp.userapi.com/c841525/v841525039/45f98/w46p_uFxD8I.jpg

 Продолжили концерт гости из сводного молодежного вокального ансамбля КГУ «Қоғамдық келісім» «Ел бірлігі» песней «Отаным Қазақстан».

https://pp.userapi.com/c841328/v841328039/47af5/bYfWa-wZgcI.jpg

 Ребята из корейского этнокультурного объединения – вокальный ансамбль «Кымпитсори» исполнили песню «Алға, ұмтыл тек алға».

https://pp.userapi.com/c831508/v831508039/7531/IGbdihLuR9Y.jpg

 Вокальная группа украинского этнокультурного объединения представила прекрасную лирическую песню «Отан ана».

https://pp.userapi.com/c840737/v840737039/3012d/3SPrBUC9n8U.jpg

 Народный вокальный ансамбль «Надзея» из белорусского этнокультурного объединения воспел родную землю в песне «Туған жер».

https://pp.userapi.com/c841422/v841422039/48322/geWSAmVW-Aw.jpg

 Девушки из греческого этнокультурного объединения буквально зажгли зал динамичной композицией «Мен қазақпын».

https://pp.userapi.com/c840222/v840222039/4ed67/tsLc_iO6Sf8.jpg

 Искренне и неподдельно рассказали о своей любви к Родине в песне «Туған жер» ребята из вокального ансамбля «Ёшлик» Узбекского этнокультурного объединения.

https://pp.userapi.com/c840628/v840628039/2e792/klhcdh28Wtk.jpg

 Азербайджанское ЭКО – вокальный ансамбль «Одлар Юрду» выступил с песней «Егемен Қазақстан».

https://pp.userapi.com/c840424/v840424039/309ab/OGxcAnYleVM.jpg

 А ребята из румыно – молдавского ЭКО исполнили песню «Туған елім».

https://pp.userapi.com/c841334/v841334039/47218/TXw51dTPgoI.jpg

 Прекрасные девушки в национальных костюмах из карачаево – черкасского и кабардино – балкарского ЭКО покорили зал песней «Көккеөрле».

https://pp.userapi.com/c834304/v834304039/50206/0nCbV5ixb1o.jpg

 Воззванием вперед, к новым вершинам прозвучала песня «Қазақстан – алға» вокального ансамбля «Нарциз» польского ЭКО.

https://pp.userapi.com/c830509/v830509039/6f23/wvrmS2IePuQ.jpg

 Квартет «Эребуни» из армянского ЭКО подариили нам красивую, лиричную песню о родном крае «Туған өлке».

https://pp.userapi.com/c834201/v834201039/4de03/q79ixETP2L8.jpg

 Высокое исполнительское мастерство продемонстрировали вокалисты ансамбля «Мирас» татаро – башкирского ЭКО с песней «Махамбет».

https://pp.userapi.com/c830401/v830401039/7703/e1Ot4No9nmI.jpg

 Динамично и современно прозвучала песня «Гүлістан Қазақстаным» от вокального ансамбля «Лазарки» болгарского ЭКО.

https://pp.userapi.com/c834400/v834400039/4e149/zHG9-6-7u4g.jpg

 Патриотично прозвучала песня «Мекенім Қазақстан» финно-угорского ЭКО.

https://pp.userapi.com/c840337/v840337039/33257/YWvflt3vbqM.jpg

 Яркое выступление получилось у немецкого ЭКО. Они исполнили песню «Сүгірдіңтермесі».

https://pp.userapi.com/c824601/v824601039/4d0bc/eoaAeELYFcU.jpg

 А этого выступления ждала не только я, но и все ребята из Славянского культурного центра. «Кең дала»звучала над сценой ГДК в прекрасном исполнении девушек из вокального ансамбля «Ярило». Васильковые и пшеничные поля Казахстана на экране словно перекликались с васильково – золотыми нарядами наших исполнительниц. А танцовщицы в национальных костюмах добавляли патриотизма выступлению.

https://pp.userapi.com/c840735/v840735039/30f98/vY5NLaReM0U.jpg

https://pp.userapi.com/c841338/v841338637/479a1/_5WARneixbQ.jpg

https://pp.userapi.com/c841338/v841338637/47965/S_N55ZU42A4.jpg

https://pp.userapi.com/c841338/v841338637/47997/0tzSaiajGPY.jpg

 Самое многочисленное выступление получилось у чечено – ингушского ЭКО. Красиво и гармонично соединились вокальный ансамбль «Илли» и танцевальный коллектив «Даймохк». Прозвучала песня «Ұлы дала елі».

https://pp.userapi.com/c840539/v840539039/311af/gYtQvk12F0E.jpg

 Завершил концерт Қанат Абдығомар. Песня «Атамекен» буквально подлняла с мест весь зрительный зал. Под незатихающие аплодисменты вышли все учстники концерта. Яркий, разноцветный ковер из национальных костюмов и нарядов наполнил сцену ГДК. И такой же яркий, разнообразный, талантливый и неповторимо – прекрасный весь наш Казахстан. И именно об этом были все песни, звучавшее в этот день.

 

 

 

«АККОРДЫ РАДУГИ – 2017» (послесловие…)

Ну вот и ещё один Павлодарский фестиваль бардовской песни позади. На этот раз - региональный детско-юношеский  «Аккорды радуги – 2017». Порадовало, что организаторами его стали отдел городского образования и ГУ «Школа-лицей № 16» г. Павлодара.  В программу фестиваля входил не только конкурс, но и экскурсии по городу и музеям.  Для приезжей делегации  из г. Астаны (3 участника и 3 болельщика)  в сопровождении экскурсовода  было организованно  путешествие по  «гусиному перелёту»,  Иртышской набережной,  улице Ленина. Астанинцы посетили и павлодарские музеи - историко-краеведческий,  музей фотографии Д. Багаева,  единственного в мире музея грампластинок Н. Шафера,  единственного в мире музея А. Цветаевой (Славянский культурный центр). 

Предполагалось, что участниками фестиваля станут учащиеся школ, лицеев и колледжей в возрастных категориях до 12 лет, с 13 до 15 лет, с 16 до 18 лет. Удивило то, что колледжи не поддержали этот фестиваль (не верится, что молодёжь - и без гитары!) Подумалось – вот где поле деятельности для Клуба авторской песни «Серебряные струны» (мастер-классы, встречи, передача опыта и т.д.)

         Нужно отдать должное координаторам этого фестиваля М. Р. Каримовой и А. В. Нуримановой. Наряду с уже давно опробованными номинациями «Туристско-краеведческая песня», «Авторская песня», «Ансамбль и дуэт», «Исполнитель» введены номинации «Семейный ансамбль» и «Песни казахстанских авторов-бардов». В последней номинации мне, как члену жюри, было очень приятно слышать имена своих друзей:  Михаил Сербин, Марина Каримова, Гайдар Саркыншаков, Сергей Агалаков. Каждый талантлив по-своему! И здесь я полностью солидарна с М. Каримовой: дети мало знают своих бардов, мало их поют (или не поют совсем). Снова непочатый край работы для КАП «Серебряные струны»? Мы все возрастные, мы – впереди, а кто за нами?

         Наряду с пожеланиями процветания и дальнейшего творческого роста «Аккордов радуги» хочется и от себя лично, и от членов жюри, ратующих за чистоту жанра бардовской песни,  поделиться некоторыми мыслями:

- из  номинации «Авторская песня» (автор музыки и слов) вычленить номинацию «Композитор» или что-то похожее, так как выявились дети, пишущие музыку на слова местных поэтов,

- поставить всех участников в равные условия, бардовская песня предполагает, прежде всего, пение под гитару. Ни один инструмент не способен конкурировать  с фортепиано, богатого расцвеченного гармонией и прекрасно поддерживающего  любого исполнителя,

- инициаторам детско-юношеского бардовского движения активнее привлекать для встреч, мастер-классов взрослых бардов (как это делают, например, поэты нашего города).

Хочется воскликнуть – как здорово, что есть у нас такие неравнодушные люди, как Марина Каримова, Анастасия Нуриманова, Сергей Агалаков, Маулен Кожахметов, Оксана Дьяченко, не на словах, а на деле ведущие за собой! В добрый путь и им, и их воспитанникам! Замечательно, что в нашем городе процветают фирмы ТОО "Павлодар турист " и ТОО "Саят Павлодар", способные поддержать детско-юношеское бардовское движение и выступившие спонсорами третьего фестиваля. Поклон их директорам Высоцкой Ирине Геннадьевне и Отаргалиевой Гульмире Малваевне от всех участников (за дипломы и медали) и от членов жюри (за золотые микрофоны).

                                                                           Людмила Бевз

Результаты Регионального детско-юношеского фестиваля бардовской песни «Аккорды радуги»

Участников 138 человек.

Номинация

Возраст

Победитель

Занятое место

Авторская песня (автор слов и музыки)

16-18 лет

Бает Айгерим, СОШ 3 28

2

Авторская песня (автор  музыки)

16-18 лет

Кухарев Артем (стихи  О. Григорьевой), ШГ № 9

3

Песни казахстанских  бардов

До12 лет

Иваненко Арина, СОШ

№ 26

1

Песни азахстанских  бардов

13-15 лет

Ансамбль СОПШ № 41

1

Песни казахстанских  бардов

13-15 лет

Ансамбль «Аккорд»,

ДЮЦЭТ

3

Песни казахстанских  бардов

16-18 лет

Бает Айгерим, СОШ № 28

1

Туристско-краеведческая

До 12 лет

Центр «Скала-дом», «Пиратская»

1

Туристско-краеведческая

До 12 лет

Центр «Скала-дом», трио «Пилигрим»

2

Туристско-краеведческая

13-15 лет

Сош № 24 , ансамбль «Аллегро»

1

Туристско-краеведческая

13-15 лет

ШЛ №16 , ансамбль «Радуга»

2

Туристско-краеведческая

13-15 лет

СОПШ № 41

3

Туристско-краеведческая

16-18 лет

Кухарев Артём, СОШ № 9

1

Туристско-краеведческая

16-18 лет

Семенцов Евгений, г.Астана

2

Туристско-краеведческая

16-18 лет

Клуб «Аккорд», ДЮЦЭТ

3

Исполнитель

До 12 лет

Каримов Георгий, СОШ № 43

1

Исполнитель

До 12 лет

Блинова Софья, СОПШ

№ 41

1

Исполнитель

До 12 лет

Туйтебаев Ерсултан, Дворец школьников им. Катаева

 

Исполнитель

13-15 лет

Гайдар Анна, ШЛ № 16

1

Исполнитель

13-15 лет

Гаврина Дарья, ШЛ № 16

3

Исполнитель

16-18 лет

Нечаев Иван, г. Астана

1

Исполнитель

16-18 лет

Остравенко Владимир,

г. Астана

2

Исполнитель

16-18 лет

Дунаев Михаил, СОШ 40

3

Исполнитель

16-18 лет

 

Подольская Алина,

СОШ № 40

За участие

Исполнитель

16-18 лет

Берг Ольга

За участие

Ансамбли

 

До 12 лет

ШНВ им.Даржумана «Весёлая компания»

1

Ансамбли

До 12 лет

Сопш № 36

2

Ансамбли

До 12 лет

Дворец школьников им. Катаева

3

Ансамбли

До 12 лет

«Радуга», ШЛ  № 16

участие

Ансамбли

До 12 лет

«Аккорд»,  ДЮЦЭТ

учатие

Ансамбли

13-15 лет

 СОПШ № 41

2

Ансамбли

13-15 лет

Дворец школьников им. Катаева

3

Ансамбли

16-18 лет

ШГ № 9, «Небесный звон»

2

Ансамбли

16-18 лет

Сош № 40, дуэт «Двое»

3

 

 

Много событий, хороших и разных!

План мероприятий музея Анастасии Цветаевой

Славянского культурного центра на первое полугодие 2018 года

Январь

4 января, четверг – День рождения музея! Традиционный (4-й) Цветаевский каток. Открытый каток Горсада, 12.00.

6 января, суббота – празднование 5-летия музея. Дом Дружбы, концертный зал, 15.00

Февраль

18 февраля, воскресенье – «Благодарные существа…». Анастасия Цветаева о собаках. Музей, 12.00

Март

6 марта, вторник – встреча с исследователями творчества Марины и Анастасии Цветаевых Натальей Савельевой и Юлием Пустарнаковым (г.Москва). Музей, 12.00

7 марта, среда – «Поэтический час». Встреча с Натальей Савельевой (г.Москва). Дом-музей Шафера, 15.00

Апрель

22 апреля, воскресенье - Из фонотеки музея. Цветаевские программы народной артистки России Антонины Кузнецовой. Музей, 12.00

Май

20 мая, воскресенье – встреча с исследователем творчества Марины Цветаевой Мунирой Уразовой (г. Москва). Музей, 12.00

24 мая, четверг – День Славянской письменности и культуры. Традиционная читательская конференция. К 150-летию Максима Горького. «М. Горький и Анастасия Цветаева – история взаимоотношений». Дом-музей Шафера, 12.00

Июнь

1 июня, пятница – Международный день защиты детей. Традиционная встреча в Ленпарке «Уголок детства». 12.00

РТО «ИСТОКИ» - 15 лет

При поддержке Российского центра науки и культуры, дислоцирующегося в столице нашей Республики Астане, прошли юбилейные  чтения, посвящённые 15-летию Республиканского творческого объединения «ИСТОКИ». Оказаться на этом вечере меня побудило чисто женское любопытство - чем дышат и питаются «Истоки»? Ответ оказался на поверхности -  талантливыми и творческими людьми, готовыми всегда поделиться своим душевным богатством.

 

Зародилось это объединение в г. Петропавловске в ноябре 2002 года, в самый тяжёлый период жизни его организатора Кохновича М. А. По мере перемены места жительства Михаилом Александровичем меняли свою прописку и «Истоки» (Петропавловск, Астана, Павлодар), но всюду оставались филиалы, а также создавались они и в других городах Казахстана.

 РТО «Истоки» преследует три  цели:  выявление и поддержание самодеятельных авторов, пишущих на русском языке, воспитание патриотических чувств к Казахстану и России, а также продвижение наиболее талантливых авторов для выступлений на сценах Астаны. Пока всё это его руководителю (и по совместительству координатору) удаётся. Интерес к «Истокам» есть. Это было видно по наполнению зала, куда пришли  не только взрослые, но и их дети и внуки. Это ясно прочертил в своём выступлении заместитель руководителя РЦНиК Н. Н. Мясников.

Мы с Ириной Маринец (тоже из Павлодара) с гордостью внимали Рафаэлю Мухамеджанову, ведущему вечера. Не берусь судить о качестве выступлений каждого из приглашённых, но хочу отметить, что вечер (несмотря на то, что затянулся) получился тёплым, домашним. Открыла для себя ярких, по настоящему талантливых людей, которые просто «запали» в душу – Юрий  Айтжанов (композитор-исполнитель, посмертно), Ирина Деева (обладатель медали А. С. Пушкина, бард, поэт, Акмолинская область), Машенька Уварова («Ахматова» из Петропавловска, так её назвали организаторы встречи)…

Рада была встрече со знакомыми поэтами из Темиртау: Татьяной Дубовской (членом Союза Российских писателей), Ольгой Воротынцевой и Татьяной Ромашихиной-Кравцовой (поэтами, преподавателями гимназии). Порадовалась так же встрече с Реной Жумановой и Виктором Осиповым  из Кокшетау (от них привезла подарки для общественного  директора нашего музея О. Н. Григорьевой).

География городов, имеющих филиал «Истоков» разнообразна – это города  Астана, Коргалжин, Караганда, Экибастуз, Щучинск, Жезказган, Степногорск, Алматы и др.

Подумалось о том, что в какой бы профессии не трудились люди (а в «Россотрудничество» съехались поэты-журналисты, -астрологи, -зав. кафедрами, -преподаватели, -актёры, -художники, -учителя)  у них есть огромное желание самовыразиться через чтение собственных стихов и контакт со слушателями, которых, по-видимому, так не достаёт в обыденной жизни…

Нельзя не сказать и о музыкальных номерах,  которые «расцвечивали» выступления поэтов. Это песни «Россия – Русь» и «Казахстан – наш общий дом» (дуэт «Радуга», г. Павлодар), «Отчий край» и «Наш Бурабай» (народный ансамбль «Вдохновение», г. Щучинкс).

Счастливой дороги, «Истоки»!

 

                                                        Людмила Бевз

Поздравляем Ернара!

Добрую новость сообщил горожанам сайт «Павлодар онлайн»: автор нашего сайта, программист Ернар Шамбаев разработал мобильное приложение «Жаңа қазақ», с помощью которого можно мгновенно перевести казахские тексты с кириллицы на новую латинскую графику. В творческой копилке Ернара и совершенно новая версия мобильного приложения «Тоғызқұмалақ», которая уже пользуется популярностью среди любителей интеллектуальных игр.

От всей души поздравляем нашего замечательного Ернара с его очередной победой и желаем его новому детищу необыкновенной мобильности и юзабельности! Подробнее о новой программе можно почитать вот тут на сайте.


Видео концерта посвященного "Дню Матери"

26 ноября, в концертном зале "Достык" состоялся концерт, посвященный празднику "День Матери" :

День дарения

3 декабря мы решили провести в музее А. Цветаевой "День дарения". Немало подарков поступило в музей за последнее время, и хотелось не просто записать эти новые поступления в "инвентарную книгу", а представить друзьям музея! А первый подарок мы сделали сами себе, выпустив к пятилетию музея (4 января) "Цветаевский календарь"!

Предстоящий год по Восточному календарю - Год Собаки. Анастасия Ивановна очень любила этих животных, немало в наших фондах её  фотографий с собаками, немало она писала о четвероногих друзьях... Об этом и узнают владельцы нашего календаря на 2018 год!

А первой календарь был вручён легендарному человеку, большому другу музея - Гуляре Шамилевне Чистяковой (на снимке в центре) - за активное участие в цветаевском движении, за уникальные проекты - издание нотных сборников с песнями павлодарских бардов. 

Новый нотный сборник, посвящённый Цветаевским кострам, уже сдан в печать! А одну из песен из нового сборника на стихи Нины Андреевны Мазиной подарила Гуляре Шамилевне замечательный бард Валентина Шалденкова:

Заместитель председателя Славянского центра Людмила Николаевна Бевз рассказала о своей поездке в Астану, на празднование 15-летия творческого объединения "Истоки" (в "Россотрудничестве"). Людмила Николаевна встретилась там с поэтами из Кокшетау Реной Жумановой и Виктором Осиповым, которые передали нам свои книги!

 Большой подарок преподнесла музею педагог кафедры русского языка и литературы Павлодарского педагогического института Екатерина Петровна Гаранина. На предоставленный кафедре  грант был снят получасовой учебный фильм "Музей Анастасии Цветаевой"! Ведущая в фильме - Е.П. Гаранина. Было решено устроить просмотр этого фильма на праздновании пятилетия музея, которое планируем отмечать в Доме Дружбы 6 января.

Редкое миниатюрное издание книги Марины Цветаевой "Мой Пушкин", а также сборники Игоря Северянина и Анны Ахматовой (серия "Библиотека журнала "Полиграфия") подарила музею филолог Ольга Евгеньевна Коновальчук:

С подарками пришла на встречу Наталья Млынцева, одноклассница младшей внички А. Цветаевой - Ольги Трухачёвой. Наталья Юрьевна подарила свой школьный дневничок, в котором фигурирует и фамилия Трухачёвой, а также школьные принадлежности тех лет - пенал, авторучки:

Ещё Н.Ю. Млынцева предоставила фотографию, на которой снята Ольга Трухачёва с одноклассницами во время своего приезда в Павлодар в 2014 году (в центре, сидит):

 Директор Дома-музея Шафера Татьяна Сергеевна Корешкова преподнесла стихотворение Павла Антокольского, посвящённое М. Цветаевой, из журнала "Литературная Грузия" № 6, 1962 года (из фондов музея Шафера), а также статью о взаимоотношениях М. Цветаевой и Арсения Тарковского (автор Владимир Фараджев):

 В этот год 125-летия Марины Ивановны Цветаевой много поступлений было связано с её именем. Так, поэт Дмитрий Терёшин (Силаев) из Москвы подарил музею своё стихотворение, посвящённое памяти М. Цветаевой. 

И ещё один замечательный подарок поступил нам из столицы России:

Это бандероль из Москвы от Ирины Карташевской. Ирина Дмитриевна Карташевская – крестница А.И. Цветаевой, она была одной из самых близких молодых друзей Анастасии Ивановны, которая в последние годы жизни называла их «мои молодые помощницы».

Подарок, который Ирина Дмитриевна прислала в Павлодар, для музея поистине бесценный. Это уникальное издание «малого избранного» А.И. Цветаевой, которое всего в нескольких экземплярах выпустили в 1999 году друзья писательницы «Глебы» (Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина). Составителем является также младшая внучка Цветаевой – Ольга Андреевна Трухачёва. Комплект «Избранного» включает 9 отдельных книжечек, куда вошли произведения А.И. Цветаевой разных жанров: «Черепаха» (сказки), «Моя Таруса», «Два посвящения», «Сжатая проза», «Кристаллы чувств и размышлений» и другие.

Как справедливо замечают в предисловии составители, «литературное наследство Анастасии Ивановны чрезвычайно разносторонне по своим жанровым признакам, а всё ею написанное не вместилось бы и во многие тома солидного объёма…». Но и эти девять сувенирных книжечек дают представление о многосторонности дарования писательницы.

Для павлодарцев эти произведения интересны ещё и тем, что не раз на их страницах упоминается наш город (с которым связаны 17 лет жизни писательницы). К примеру, в сборнике рассказов «Воспоминания о муфте» опубликован карандашный рисунок «Анастасия Ивановна Цветаева, 1959 г, Павлодар». Подписано, что его автор – Б.Г. Ходский. Но мы пока не знаем, кто этот человек. Профессиональный художник или любитель, просто знакомый, сосед? Может быть, старожилы-павлодарцы вспомнят эту фамилию и внесут ясность в этот вопрос?

В книжечке «Моя Таруса» (письмо А. Цветаевой к ближайшему другу, поэту и переводчику Евгении Куниной) Анастасия Ивановна пишет: «…Я ведь пошла на почту – отсылать гомеолекарства Петникову, Волошиной и Багаевой в Павлодар…». Судя по всему, это была Р.Г. Багаева - невестка известного павлодарского фотографа и создателя областного краеведческого музея Дмитрия Поликарповича Багаева. Возможно, где-то хранятся и письма писательницы семье Багаевых…

Очень интересен для нас снимок, который вошёл в книжечку «Два посвящения» - такой фотографии в музее до сей поры не было! Это фото сделано самой А.И. Цветаевой в 1960 году в Павлодаре (как известно, Анастасия Ивановна увлекалась фотографией, в фондах музея много оригиналов её снимков). На фотографии – сын писательницы Андрей Борисович Трухачёв со своими дочерьми Ритой и Ольгой у дома в городке молзавода, где они жили с 1959 года. Интересно, что обе девочки сняты с котятами.

В этой семье животных очень любили. Кстати, и в одном из рассказов этого сборника – «Цапа, Вася и Том-Том», посвящённом невестке Нине Андреевне Трухачёвой, говорится о «павлодарских котах» и историях, приключившихся с ними в доме по улице Карла Маркса.

Второй рассказ – «Роза» посвящён младшей внучке Ольге Трухачёвой. И иллюстрация здесь тоже для нас новая, это репродукция портрета эстонской художницы Ирины Бржеской «Анастасия Ивановна с внучкой Олей Трухачёвой», 1970 год.

Эти девять книжечек А.И. Цветаевой заставляют по новому взглянуть на богатое творческое наследие писательницы, которое знают больше всего по книге «Воспоминания». «Малое избранное», несомненно, пригодится в подготовке мероприятий музея Анастасии Цветаевой. Сейчас в наших  фондах 2870 единиц хранения.

Писательница верила, что о ней будут помнить. В своей новелле «Воспоминания о муфте» А.И. Цветаева написала: «…Нет, не проходит память. Память пребывает вовек!».