Блоги

Путешествие в поезде "Дружба"

Одной из наших многочисленных поездок по огромной стране была поездка в Украину с поездом "Дружба" во время "Дней культуры Казахстана на Украине", проходивших с 6 по 9 сентября 1988 года. Концерты и дружеские встречи проходили в городах Киев, Днепропетровск, Львов, Черкассы. С этой поездкой связаны самые интересные и добрые воспоминания. Сам по себе проект, поезд "Дружба", был замечательной задумкой. Он объединил творческие коллективы самых разных национальностей, познакомил огромное количество людей с танцевальной, песенной и фольклорной культурой разных народов. В составе поезда "Дружба", помимо нас (народного хора русской песни Дворца культуры объединения "Павлодарский тракторный завод им. В.И.Ленина" под руководством Л.Г.Егоровой), входили уйгурский ансамбль, ансамбль танца крымских татар, казахский фольклорный ансамбль, курдский фольклорный ансамбль, немецкий фольклорный ансамбль, греческий ансамбль и многие другие.

Обмениваясь опытом

Валентина Беличева

В 1970-80 годах массовое самодеятельное искусство приобрело широкий размах и стало являться неотъемлемой частью культурной жизни огромной страны. Художественная самодеятельность Казахстана развивалась на прочной основе дружбы народов. Особое развитие получили народные хоры. В республике было создано более 6 тысяч самодеятельных хоров.

По общему признанию, одним из лучших хоров Казахстана являлся хор Павлодарского тракторного (машиностроительного) завода.

В 1970-80 годах в наш Павлодар приглашались государственные народные хоры или павлодарской филармонией, или же городским отделом культуры.

Так как я в хоре пела с мая 1970 года, а где-то в 1971-1972 году приехал с концертом Государственный Омский народный хор под руководством Георгия Николаевича Пантюкова, выдающегося музыканта и педагога, то наше присутствие на концерте было обязательным. Александр Иванович Шиллер всегда говорил, чтобы мы вбирали в себя всё хорошее, что нам нравится, смотреть, как ведут себя артисты на сцене, то есть культура поведения на сцене, манера исполнения, выражение мимикой содержания исполняемого произведения и т.д.

Концерт проходил в Доме культуры металлургов (ныне - Областной казахский музыкально-драматический театр имени Аймаутова). Наш коллектив стоял в фойе Дома культуры недалеко от доски, где были фотографии лучших участников художественной самодеятельности г. Павлодара, в том числе моя (я тогда работала в ГПТУ).

К Александру Ивановичу подходит Леонид Иванович Шароха, заслуженный артист РСФСР, такой невысокий, плотный мужчина, здоровается с ним за ручку, окидывает нас всех стоящих взглядом, переносит взгляд на доску с фотографиями, затем переводит взгляд на меня (я недалеко стояла от них) и громко говорит: "Александр Иванович, отдай мне ее!" и, показывая на меня, продолжает: "Она подходит нашему хору. Это ведь она на фотографии?" Александр Иванович улыбается, а я, услышав такое и испугавшись, панически пролепетала, что это не я, а моя сестра, и говорю Александру Ивановичу, чтобы он подтвердил, что это не я. А Шароха говорит на это: "А я прямо сейчас её и заберу!" Я - убегать, он за мной, где-то пробежали два круга, я, конечно, в ужасе, а Александр Иванович продолжает улыбаться. В это время дали спасительный звонок-приглашение в зал. Леонид Иванович Шароха, обреченно махнув рукой и сказав: "Ну, ладно", побежал к своим артистам.

Я недавно узнала, что Леонид Иванович скончался 7 января 1999 года :( Царство ему небесное.

С этого концерта в нашем репертуаре появились такие произведения, как "Омская полечка" (музыка Ю.Щекотова, слова В. Жукова) - исполняли вместе с хором и танцевальной группой, "От Сибирских просторных колхозных полей" - пел хор, "Сяду в синее корыто" (музыка Е.Кузнецова, слова В.Бокова и Г.Гальперина) - солировал Михаил Кадиров (умер в 2012 году), "Уж вы, ветры-ветерочки" - хоровод, "Рассыпала маланья бобы" (старинная народная песня в обработке Е.Калугиной) - исполняла Зинаида Старикова (скончалась в 2000 году), "Погас закат над Иртышом" (музыка В.Иванова, слова Я.Журавлева), "Зеленый горошек" (музыка В.Лавриненко, слова Л.Кондырева) - солисты Виктор Размолодин (умер в 2000 году) и Михаил Чириков (скончался в 1979 году) и многие другие произведения.

В 1973-м году наш коллектив выехал с визитом в город Омск, где мы выступали перед рабочими и служащими Сибзавода. Фото прилагается:



В 1974-м году в Павлодар приезжает Государственный Сибирский народный хор. Концерт проходит в Доме культуры железнодорожников (ныне - "Шанырак"). Наше присутствие - обязательно. Александр Иванович поручает мне выступить после концерта с ответным от хора словом. Я всячески отказывалась, говоря, что есть участники хора, которые лучше меня могут сказать, что я не смогу, потому что сильно волнуюсь и боюсь. На что Александр Иванович сказал: "Валя! Сможешь!" Концерт, конечно же, прошел на ура.

Не помню, как я вышла с букетом цветов на сцену после концерта, что говорила - тоже не помню, меня било, колотило, я вся тряслась, смутно слышала аплодисменты, растерявшись, не знаю, кому отдать цветы. Артисты мне показывают - ведущей. А я ее не вижу, потому что все в одинаковых костюмах, пока она не вышла вперед, и наконец-то, я ей вручила букет.

Уходя со сцены с артистами, я в свой адрес от них слышала такие слова: "Какая маленькая, миленькая, как волновалась, а сказала хорошо!" Увидев участников нашего хора, я спросила, сильно со сцены было видно, как у меня тряслись ноги, что хоть я говорила - от волнения ничего не помню. Меня клятвенно заверили, что не тряслась я, что нормально говорила, а Александр Иванович сказал, что я - молодец, зря боялась.

После, отойдя от всего пережитого, я, конечно, вспомнила, о чем говорила. Благодарила артистов за высочайшее мастерство исполнения произведений, манеру и культуру поведения на сцене, что нам есть чему поучиться у них, назвав нас, присутствовавших на концерте, то есть народный хор тракторного завода.

После просмотра концерта Государственного академического русского народного Сибирского хора в нашей программе появились такие произведения: "Выйду на улицу" - солировала Анна Киршина, "Шумел камыш" (обработка А.И.Шиллера) - солисты Валентина Сотникова и Валентина Беличева, "Махонька".

В 1978-м году в Павлодар приезжает Государственный Северный хор. Концерт прошел в Городском Дворце Культуры тракторостроителей. Мы уже к тому моменту репетировали в красном уголке ГДК (комната № 51 на третьем этаже). После репетиции мы смотрели концерт на балконе. Государственный академический Северный русский народный хор (г.Архангельск) своей своеобразной программой воспитывали своего слушателя, своего зрителя. В нашем репертуаре появилась песня "Северные припевки".

В 1983-м году в Павлодар приезжает хор им.Пятницкого. Концерт проходит в ГДК тракторостроителей. Перед концертом Александр Иванович организовывает встречу с артистами хора Пятницкого в нашем красном уголке. От хора Пятницкого присутствовали несколько человек с солисткой хора Тамарой Мушта, которые рассказали о своей работе (репетируют 8-10 часов в день), получая за это деньги. Спели несколько произведений. Александр Иванович рассказал, что мы занимаемся в свободное от работы время, что выступаем везде бесплатно и что для нас самое главное - хорошее исполнение, хороший прием зрителями и главная награда - это аплодисменты благодарных зрителей.

Показали несколько произведений (хор и оркестр народных инструментов). Артисты ушли на сцену, а мы в зал - смотреть концерт. В зале присутствовали и участники немецкого ансамбля "Эренгольд" (села имени 30-летия Казахстана), которым также руководил Александр Иванович.

После концерта сфотографировались на память:



В нашем репертуаре появляются следующие произведения: "Вперед, друзья!" (музыка народная, слова А.Вермишева), "Александровский централ", "Ой, туманы мои, растуманы" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и А.Говоруха, "Зелеными просторами" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и М.Кадиров, "Под дугой колокольчик поет", "У нашей Кати", "Ой, со вечора, с полуночи", "Хорошенький, молоденький", "Не шуми, печальная калина" (музыка С.Каца, слова А.Сафронова) - солисты Т.Курмашова и М.Полищук, "Русская красавица" - солисты В.Сотникова и А.Киршина, песня "Хлеб - всему голова", которую мы до сих пор исполняем на наших концертах в обработке А.И.Шиллера и которая любима нашими благодарными зрителями (солистки - Валентина Сотникова, Валентина Беличева, Валентина Гуринович-Медведева).

Хор Шиллера в О...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...

Неделя детской книги

Сегодня мы с молодежью были на празднике, посвященному Неделе детской книги. Праздник проходил в ПГПИ, а пригласили туда детей-инвалидов из центра Самал, из интернатов, из реабилитационных центров с вместе с мамами. Ребята очень активные. Многим хотелось принять участие для того, чтобы получить в подарок книгу, в том числе и от Славянского центра: библиотеки "Дар правительства России".

Было тяжело смотреть, как на 5 этаж несут коляски с теми, у кого увы, не возможности подняться самому, тяжело было видеть эти детские лица, у которых из-за недуга может что-то не получиться в жизни. Очень горжусь нашими парнями, которые помогали ребятам подняться по лестницам и нести коляски. Из опыта встреч с такими необычными детьми, я знаю, что у нас в глазах не должно читаться не сожаление, не сострадание и уж не жалость к ним точно.. единственное, что порой хочется таким необычным детям - это чтобы к ним относились как к обычным, разговаривали, шутили, делились впечатлениями и дарили позитив!

Этим мы сегодня и занимались! Книги дарила Наталья Александровна Колодина, а молодежь пела песню "Во кузнице" и провела игру с загадками. Все ребята в конце рассказывали стихотворения. Как хочется, чтобы их любили, или они просто чувствовали эту любовь. И как бы не прошел этот праздник, я рада, что мы выступая сегодня, посмотрели на себя со стороны, кто-то почувствовал, что не ценит того, что имеет, кто-то с благодарностью еще раз вспомнил родителей, а кто-то сделал доброе дело, от которого в Дом Дружбы было идти хорошо, душевно, чувствовалось тепло внутри. На улице Дима раздарил все свои шарики и дети веселые бегали туда-сюда! Вот оно, детское счастье! 

Сегодня в Минске отмечают День единения народов Белоруссии и России

16 лет назад, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России», который стал новым шагом в процессе интеграции двух государств. 23 мая 1997 года был принят Устав Союза Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года президенты России и Белоруссии подписывают Декларацию «О дальнейшем единении России и Беларуси».
Договор «О Союзе Беларуси и России» прекратил действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
В этих документах главы государств твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. 
Празднование Дня единения народов Белоруссии и России - значимое событие в жизни двух братских народов, особенно на фоне охлаждения отношений среди политиков двух стран.

Размышления молодого специалиста или...

...Не умеющий говорить карьеры не сделает.

 

Я согласна с этим высказыванием.

В современном нам мире умение говорить является одним из основополагающих факторов успеха. И абсолютно не важно, в какой сфере жизни вы строите карьеру, это требование является единым для всех.

Умение говорить включает в себя несколько факторов. В первую очередь мне бы хотелось остановиться на грамотности.

Структура приёма на работу состоит из двух этапов. И если при первом, во время рассылки резюме, своё незнание можно отредактировать благодаря MSWord, то уже на личном собеседовании нужно рассчитывать только на самого себя. Здесь-то и пригождаются все те навыки, которые вдалбливались в наши головы ещё со школы. И если вдруг оказывается, что там ничего не отложилось, то в этом случае исход печальный. Не может потенциального работодателя заинтересовать косноязычный человек, не умеющий формулировать свои мысли, давать чёткие и внятные ответы на поставленные вопросы.

Следующий аспект – это культура речи. Очень широкое понятие, включающее в себя в первую очередь этические нормы ведения беседы. В современном мире, с его бешеным темпом, всё больше и чаще мы выделяем своё «Я», «якаем» даже там, где нас частенько и не спрашивают. И забываем об одном очень важном и нужном умении – умении слушать, которое является основополагающим для грамотного ведения любой беседы. Независимо от выбранного пути, умение слушать и слышать, понимать своего собеседника, является одной из ступенек на лестнице карьерного успеха.

Не менее важным является ораторское искусство. Даже если вы будете знать правила орфографии и орфоэпии, в совершенстве овладеете искусством диалога, но не сумеете правильно подать себя – тогда вам всё равно удачи не видать. Каждый должен стремиться к тому, чтобы делать окрас своего голоса богаче, искать приятные для слуха бархатные нотки. Если вдруг имеются какие-то дефекты речи, с ними непременно нужно бороться (результата можно добиться в любом возрасте!) Особенно это касается людей, которые вынуждены много говорить: когда речевой аппарат функционирует правильно, когда мы говорим на опоре, а не на связках, то тогда и никаких проблем с голосом не возникает.

Нам, учителям, ни в коем случае нельзя забывать об этих правилах. Потому что мы – всегда на виду, мы первый пример для своих учеников. И говоря о самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии мы должны помнить, что учитель – это не копилка знаний, это в первую очередь Личность. Так давайте будем стремиться к тому, чтобы каждый урок по качеству своему приравнивался к выходу на сцену, давайте чувствовать себя Артистами!

Русские народные игры. Помним, знаем обязательно играем!

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый, старичище

Его под колоду

Его под сырую,

Его под гнилую

Дударь, дударь что болит?.... и здесь наш водящий Кирилл придумывал всевозможные части тела, начиная от ушей до колен, чтобы нам было неудобно водить хоровод! Ну и на этом мы не остановились.. Вчера, в холле Дома Дружбы, мы с ребятами сыграли в несколько замечательных игр. Честно, уже не помню с какой начали и жалею только об одном, что не было фотоаппарата в нужный момент! 

Игра ручеек была преобразована под вид спортивной и ключ с брелоком был условной красной лентой..Это никого не смущало, а даже добавляло наших коллективных улыбок))... Каждая последняя пара стройного ручейка на раз, два, три пробегала под сводом рук предыдущих пар и это было очень смешно, когда старшие девочки не то что вдвоем, а в одиночку не могли пробежать в "ворота" из рук самых маленьких из нас! 

Следующая игра была почти смертельно смешной и дети хватались за животы, когда Кирилл, который прослушал в 3 раз команду называть имя водящего, говорил "Здравствуйте!"..

Традиционная игра "Кандалы" (или "Кондалы" чаще произносимое и узнаваемое название) разделила нас на 2 фронта, потом перемешала и снова объединила уже для другой игры, в которую так хотела сыграть наша самая юная из всех самых юных - Полина! Игра называлась "Паровоз" и мы быстро сделали из нее хоть и не народную, но русскую! Для каждого очередного шага каждому "вагончику-человечку" нашего поезда необходимо было назвать слово из сначала утвари, потом блюда, потом одежды русского народа! 

Время пролетело незаметно и пришло время прощаться. До самого гардероба, шаг за шагом вылетали новые слова: ложка, горшок, вареники, пирожки, пряники, баранки, рубаха... Все вспомнили, что они уже проголодались и помчались скорее по домам, чтобы прийти сегодня с отличными воспоминаниями о прожитом вчерашнем дне!

А у нас опять гости, да какие?..

«Павлодарский городок» Славянского центра - это они были одними из первых, кто составлял славу театра миниатюр.  Сегодня кто уже в России, кто стал семейным, кто работает на большом производстве, кто на профессиональной сцене нашего театра им. Чехова,  и  лишь профессиональный праздник объединяет их поныне. 27 марта был Всемирный день театра, но они ждали гостью из России, а посему встреча была перенесена на сегодня - 31 марта!

Они списались, договорились, и  вот они вместе, а главное, с ними за общим столом сидит один из детёнков театралов  – Слава Иванов (мама - Липгарт Ольга), Славе 3 года, и он с интересом смотрит  и слушает всех, кто эмоционально вспоминает время, проведённое на репетициях и на концертах с «Павлодарским городком». Встретившись за чашечкой чая – столько звучит  воспоминаний, и  я надеюсь, что они обязательно напишут свои комментарии, а пока мне хочется о них написать.

 Вот эти ребята:   Шишкин Николай

                            Неберт Владимир

                            Шлейхер Вероника

                            Липгарт Ольга

                            Дудко Ольга (Новосибирск)

Березовская Юлия

Тореев Максим (театр им. Чехова)

Ядрышников Дмитрий

Климченко Ольга        

Макагон Елена

 

          Удачи вам, творческие люди,  и желания на долгие годы сохранить чувство «локтя» тех, с кем были творческие минуты вашей жизни.

 С уважением Татьяна Ивановна Кузина

История Екатерины Горвард

Здравствуйте, мои милые, хорошие "хорьки"!
Завидую вам белой завистью, что у вас на всё хватает сил и энергии. А я вот не могу никуда выйти, но не падаю духом.

Родилась я в деревне, где все дома пели, была своя самодеятельность. Мама пела и две сестры - старшая и младшая. С младшей мы пели, поливая огород, а вечерком собирались вдовушки и просили нас, девчонок, "сыграть" песни (они не говорили спеть, а "сыграть"), а именно: "Желанную хозяюшку" - это как ее муж и сын вернулись с войны 1914-го года, попросились у нее переночевать, а она им ответила: "Я печку не топила, гостей я не ждала", а они ей сказали, что у них есть свои сухарики с водой, а затем они спросили, почему же живет она одна. "Я мужа проводила, сыночка отдала". Они ей отвечают: "Желанная хозяюшка, узнай хоть одного". "Сыночка я узнала по русым волосам, тебя я, муж, узнала по ласковым словам".

Вот такие песни мы пели. Радио не было, слушали народные песни и пели только по пластинкам, у кого были патефоны.

Я в основном пела все песни Марии Мордасовой. Как заслышим, где играет в деревне гармонь - бежим бегом, напоемся, напляшемся и спать.

В школе у нас тоже была самодеятельность. Однажды на уроке пения мальчишки запели песню, а я встала и сказала, что они неправильно поют, и запела:
"Из-за леса солнце всходит,
Ворошилов едет к нам".

В школе был урок "Военное дело" - там нас учили маршировать, учитель Петр Никифорович кричит: "Колупаева - запевай!" Каждое утро пели гимн СССР, и тут тоже: "Катя - запевай!"

Учитель Елена Владимировна Вадомская услышала, как я пою, и в дальнейшем пела такую песню под аккордеон, на котором играл Аркадий Яковлевич: "По морям, по океанам красный вымпел над волной. Не бывать врагам незваным у берегов земли родной! Солнце льётся, сердце бьётся, и отвагой дышит грудь... Над волнами вместе с нами птица-песня держит путь". И в конце припева шел подголосок "Э-э-э-эо-эей", который тянула я. С Аркадием Яковлевичем мы не виделись 40 лет, встретились случайно, когда я приехала в деревню, разговорились, он меня спросил, что не та ли это девчонка, которая тянула подголосок.

Потом нас с двоюродной сестрой услышала, как мы поем, учительница Екатерина Ефимовна, которая сказала, что все сестры в деревне Коваленко поют, почему не петь сестрам Колупаевым, например, такую песню: "Рос на опушке рощи клен, в одну березку был влюблен" - и мы спели.

В 1956-м году в Павлодаре я вышла замуж, а в 1957-м году я услышала о Павлодарском хоре. Просилась у мужа ходить в хор, но он не пускал. Разошлась с мужем.

Мне очень нравилась песня "Бежит река, в тумане тает". Я ходила целую неделю в магазин, в котором часто крутили эту песню, и таким образом я ее выучила. Когда моей доченьке исполнилось 4 года, она была на улице и услышала эту песню - прибежала ко мне и кричит: "Мама, там поют, вполне хватает". Я подумала, что ребенка кто-то напугал, а она с таким сообщением. Я очень любила лирические красивые мелодии:
"Бежит река, в тумане тает,
Бежит она, меня дразня.
Ах, кавалеров мне вполне хватает,
Но нет любви хорошей у меня."

В 1963-м году я пришла в Красный уголок хора, что находился тогда на улице Куйбышева (ныне - Торайгырова), и ходила целую неделю - Александра Ивановича не было. Наконец, когда он появился - говорит мне, что уже набрали участников хора. Недалеко от нас стояли ребята, которые сказали Александру Ивановичу, что эта женщина уже целую неделю упорно и настойчиво ходит в наш Красный уголок. Тогда Шиллер сказал, что он меня прослушает. Мы прошли в кабинет, и я спела "18 лет", "На побывку едет молодой моряк", "За околицей солнце клонится". Александр Иванович сказал мне, чтобы я пришла на репетицию на следующий день - он посадил меня в первые голоса сопрано.

Я с удовольствием ходила на репетиции, мне так нравилось, жила песнями, воспитывая детей, проходила в хор более 10 лет. Где мы только ни побывали с концертами: в 1977-м году на фестивале народной песни в Саратове, в 1979-м году в Минске на тракторном заводе, Хатыне, где во время войны были заживо сожжены люди, на Украине в Днепропетровске у памятника воинам возлагали цветы, во Львове у могилы советского разведчика Кузнецова, Красноярске, Семпипалатинске, Усть-Каменогорске и других городах Казахстана.

Вспоминается 60-летие Александра Ивановича в мае 1982-го года, которое проходило в мотеле "Автомобилист". Коллектив хора поздравлял юбиляра песнями и плясками. Был гость из Красноярска, имени не помню, который собирал и записывал интересные, на его взгляд, частушки и который попросил, кто может спеть частушки. Я с Зиной Стариковой спела много частушек, которые ему понравились - тут же записали и отдали гостю.

Программа вечера была насыщенной - игры, конкурсы, танцы, ну и, конечно, же застолье. Я попросила кусочек хлеба, ко мне подошел сын Александра Ивановича Володя, подает кусочек хлеба, а сам мне на ушко шепчет: "Вы - самая очаровательная женщина". Я ему ответила: "Спасибо за комплимент", ведь мне в то время уже было 45 - "баба ягодка опять". Конечно, мне было очень приятно услышать такие слова. Все были в приподнятом настроении, довольные от прекрасного вечера.

Сейчас, в настоящее время, когда мне не спится, я вспоминаю все песни, которые мы пели (слова, мелодии), и потихонечку пою, незаметно для себя засыпая.

Всех помню и люблю! Всем доброго здоровья, дальнейших успехов всем и во всём.
С уважением к памяти А.И.Шиллера и всем участникам, бывшая участница хора Екатерина Леонтьевна Горвард

Екатерина Горва...
Екатерина Горва...

История Анны Киршиной

Я, Киршина Анна Антоновна, девичья Дядюра, пришла в народный хор Шиллера в сентябре 1967 года, как только хор вернулся из Москвы. Мне было 17 лет, когда я пришла в хор с подругой. Помню, А.И. Шиллер пригласил нас в свой кабинет и предложил мне спеть без аккомпаниатора песню "Выходил на поля молодой агроном", а потом спела моя подруга Людмила, голос у нее был слабоват, он ей отказал, а меня принял и посадил меня во вторые голоса. Так началась моя творческая жизнь.

Помню, прошло несколько репетиций, и он предложил мне сольный номер "На крылечко, ох, ох, девушка всходила". Хор для меня стал вторым домом, я уже без хора не могла существовать, а на репетиции ходила, как на праздник.



В 1968 году вышла замуж, но хор не бросила, продолжала участвовать. В 1969 г. родился сын, и я некоторое время в хор не ходила. Через полгода Александр Иванович вручил мне путёвку в детский сад, чтобы только я не прекращала участие в народном хоре. В 1973-м году был еще один перерыв, связанный с рождением дочери, и через полгода я опять была обеспечена путевкой в детсад благодаря Шиллеру.

Много было поездок по Советскому Союзу и по Казахстану, везде концерты проходили на ура. Много было сольных номеров "Выйду на улицу", "Пойду молода погуляю", пели с Зинаидой Стариковой частушки "Сплетницы", которые проходили на бис. С Николаем Прядко запевали песню "Коробейники", которая тоже шла на бис. В 1975-м году мне было присвоено звание артистки народного хора.

После ухода из жизни моего любимого руководителя Александра Ивановича Шиллера я решила оставить хор, так как замены ему я не видела и не могла с кем-либо его сравнить. Он был руководитель, композитор от Бога, и замены ему нет. Был перерыв, в хор не ходила, но опять стали созваниваться с хоровиками о том, что наш коллектив опять поёт, и я решила снова ходить и продолжать петь. Так мы поем в народном хоре и прославляем Александра Ивановича.

Анна Киршина (х...
Анна Киршина (...
Анна Киршина и ...
Анна Киршина (х...

Казахстанские рыцари собираются во Францию!

Во Франции, в крепости Эг Морт (Aigues Mortes), в регионе Лангедок-Руссийон (Languedoc-Roussillon) . Именно здесь 9-12 мая 2013 года состоится чемпионат мира по Историческому Средневековому Бою «Битва Наций». 

В данный момент вся сборная Казахстана, затаив дыхание, ждет, когда будет известно о поддержке от Акима Ерлана Арына. С ним нам удалось встретиться на городском празднике Масленица, и благодаря Татьяне Ивановной Кузиной, рассказать, что организаторы Битвы Наций  (Historical Medieval Battle International Association (HMBIA) приглашают нас участвовать и представить Казахстан, на миром Чемпионате.

Эта новость очень стремительно облетела прессу, к сожалению, информация не везде точная.

РЕПОРТАЖ, 7 КАНАЛ, от Клуба "Северная Башня", (Павлодар) и Клуб "Северная Цитадель" (Петропавловск)

 

Статья, где удалось упомянуть наш Славянский Центр.  http://newskaz.ru/regions/20130326/4911641.html

Павлодар NEWS.kz

http://pavlodarnews.kz/index.php/ru/component/k2/item/2746-pavlodarskie-rytsari-vpervye-vystupyat-na-mezhdunarodnom-chempionate-po-istoricheskomu-srednevekovomu-boyu-vo-frantsii   

Статья  про нашу сборную на сайте Битва Нации  

 http://battleofthenations.ua/index.php/ru/news/reconstructors-of-kazakhstan-decided-to-fight-for-the-title-of-the-best-fighters.html

Петр I Алексеевич (Великий)

Детство, юность и приход к власти Петра I .
После смерти 27 апреля 1682 года царя Федора Алексеевича десятилетний царевич Петр по предложению патриарха Иоакима и по настоянию Нарышкиных был провозглашен царем в обход его старшего брата, царевича Иоанна, но 23 мая 1682 года, по требованию бояр Милославских, он был утвержден 3емским собором "вторым царем", а Иоанн – "первым". 25 июня 1682 года цари Иоанн V и Петр I венчались на царство. "По малолетству" царей правительницей при них стала их старшая сестра царевна Софья.
До 1689 года Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, жил в подмосковном селе Преображенском, приезжая в Москву только на время официальных церемоний. В Преображенском царевич занимался воинскими играми со специально для этого сформированными "потешными войсками", ставшими впоследствии ядром русской регулярной армии. В январе 1689 года по настоянию матери Петр I женился на дочери именитого боярина Лопухина, Евдокии Федоровне Лопухиной.
В 1689 году, после подавления инициированного стремящейся к единовластию царевной Софьей стрелецкого бунта, она была отстранена от власти и заключена в Новодевичий монастырь. До 1694 года от имени Петра I правила его мать, Наталья Кирилловна. В 1696 году, после смерти Иоанна V, Петр стал единодержавным царем.Характер Петра I Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремленность, любознательность, невероятная работоспособность. Петр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь. Вместе с тем Петр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях. Царь не считался с интересами и жизнью отдельной личности. Он не остановился перед вынесением смертного приговора даже собственному сыну Алексею.А главное Реформы Петра IЗа время своего царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада. В результате реформы государственного аппарата место Боярской думы занял Сенат, учрежденный в 1711 году для управления всеми делами в случае отъезда государя. Сенату были подчинены коллегии, ведавшие хозяйственной жизнью России и организованные по шведскому образцу вместо сложного и неповоротливого аппарата приказов. Коллегии принимали решения простым голосованием. В 1721 году Петр утвердил Духовный регламент, полностью подчинивший церковь государству. Патриаршество было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод. Большое значение имела административная реформа, разделившая всю Россию на 8 (а затем на 10) губерний во главе с губернаторами, "чтобы лучше присматриваться о денежных сборах и всяких делах". 16 мая 1703 года на одном из островов в устье Невы по распоряжению Петра I начали строительство Петропавловской крепости. Крепость положила начало новому городу, названному Петром в честь Святого, своего покровителя, Санкт-Петербургом. В 1712 году Петербург стал официальной столицей Российского государства.
Преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни: Указ о единонаследии закрепил дворянскую собственность на землю, в Табели о рангах был установлен порядок чинопроизводства военных и гражданских служащих не по знатности, а по личным способностям и заслугам.
Для ведения активной внешней и внутренней политики необходимы были бюджетные средства. С этой целью была проведена коренная реформа налоговой системы: в стране ввели подушную подать, которая усилила крепостную зависимость крестьян от помещиков. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись ухудшению своего положения: участились побеги крепостных, вооруженные выступления. Некоторые выступления переросли в крупные восстания, (Астраханское восстание 1705-1706 годов и восстание под предводительством Булавина 1707-1709 годов), которые, однако, были жестоко подавлены правительственными войсками.
Петр I создал регулярную русскую армию и флот. Они базировались на рекрутской повинности, введенной в 1705 году, и обязательной военной службе дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми. Организацию, вооружение, тактику, права и обязанности всех чинов определяли Воинский устав (1716 год), Морской устав (1720 год) и Морской регламент (1722 год), в разработке которых участвовал и Петр. Одновременно с формированием армии на Азовском и Балтийском морях строился военно-морской флот. После начала Северной войны строительство флота на Азове было приостановлено, а в результате неудачного Прутского похода Россия потеряла и Азов, и азовское побережье. Постройка кораблей продолжалась на Балтийском море. В 1708 году был спущен на воду первый корабль, а уже через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и множество мелких судов.
Кардинальные реформы были проведены Петром I в области культуры и просвещения: появилась светская литература, были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия. Для учебы и практического освоения наук молодых россиян посылали за границу. Издавались буквари, учебные карты и пособия. Открылся первый русский музей – Кунсткамера – с публичной библиотекой и первый русский общедоступный театр. В 1700 году в России был введен новый календарь: началом года стали считать 1 января, а не 1 сентября, как раньше. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Стала выходить первая русская печатная газета – "Ведомости". В 1724 году была основана Петербургская Академия наук с гимназией и университетом при ней. По распоряжению Петра I были проведены экспедиции: А. Бековича-Черкасского – в Среднюю Азию, И. Евреинова и Ф. Лукина – на Дальний Восток, Д. Мессершмидта – в Сибирь, подготовлена экспедиция В.Беринга, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
Необходимость выхода к Черному и Балтийскому морям определила внешнюю политику Петра I. В конце XVII века были предприняты два похода на турецкую крепость Азов, в результате которых было заключено Константинопольское перемирие с Турцией, и Россия получила выход к Азовскому морю. Однако главной внешнеполитической проблемой оставался выход к Балтийскому морю.
Петр обратился к Швеции с просьбой продать некогда принадлежавшие России земли по берегам Финского залива, однако получил отказ. Началась Северная война, продолжавшаяся более 20 лет. В 1712-1714 годах Россия завоевала Финляндию. Утвердившись на берегах Балтийского моря, она стала великой державой.
В 1721 году Россия была провозглашена империей, а Петру I был присвоен титул императора Всероссийского и звание "Отца Отечества" и "Великого".
Однако годы тяжелого труда и вредные привычки подорвали здоровье императора. 28 января 1725 года в результате болезни Петр I скончался. Он был похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Гости из Астаны

         Сегодня к нам в офис Славянского центра пришли гости из Астаны. Это удивительный ансамбль  «Станичники» из Воскресной школы Республиканского общественного объединения «Союз казаков Степного края» под руководством директора Папенко Валентины Викторовны и художественного руководителя Ивановой Натальи Аркадьевны. Давняя дружба связывает членов Славянского центра со «Станичниками», наши творческие коллективы вместе выступали во многих концертах на республиканском и региональном уровне, и мы всегда радуемся нашим встречам, но сегодня мы за них радовались втройне – они приехали с детьми, ведь это будущее казачества в Казахстане. Нельзя забывать историю своих предков, а она начиналась на этой земле. А в это время в офисе дети нашего русского класса смотрели фильм  «Василий Буслаев» о защитнике земли русской. Конечно же, мы остановили фильм – поскольку к нам пришли гости! Немного пообщались, ведь гости уже побывали в Доме Павла Васильева, в краеведческом музее им. Потанина и, конечно, немного устали, но они с интересом прошли по нашему Дому дружбы, побывали в музее казачества, который так бережно хранит историю казачества Прииртышья, побывали в «Библиотеке - дар Правительства России», а затем пришли к нам в 303 офис Славянского центра. Познакомились с нашими детьми русского класса, просмотрели стенды, а старшие дети с интересом услышали информацию о Владимире Ивановиче Хотиненко, нашем земляке, который снял несколько  интересных фильмов  об истории Руси-России.

Как здорово! Дети вместе со взрослыми приехали из Астаны  в Павлодар!

Вот так и дружим «домами», а вернее, городами!

Как всегда, сделали фото на память.

Татьяна Кузина

Праздник весны - Ладодение!

«Нам столетья – не преграда,
И хочу, чтобы опять
Позабытым словом «Лада»
 Всех любимых стали звать!»

30 марта у славян считается днем, когда природа просыпается после зимней спячки. Праздник, который наши предки отмечали в этот день, назывался Ладодение и посвящен он был богине весны и плодородия, любви и брака Ладе.
 Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия – славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц – кобениться.Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни.Праздник Ладодения – день Весеннего равноденствия, традиционно сопровождающегося у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста изготавливаются журавлики. Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место – над дверью, чтобы сохранять пространство.

Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых одеждах – она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведет; и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберется. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнет – разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.

Как и все праздники славян Ладодение принято проводить, соблюдая определенные обряды и ритуалы:

В каждом крупном славянском городе обязательно стоял храм, посвященный Ладе, а самый главный храм богини находился на берегу Ладожского озера, о чем свидетельствует само его название (Ладо + га (дорога, путь), то есть, «путь к Ладе»). Жрицами в этом храме могли быть только самые красивые девушки, прошедшие тщательный отбор, длительное обучение и серьезный экзамен. Очень интересно, что выбирать будущую жрицу начинали задолго до ее рождения: совет волхвов внимательно присматривался к самым мудрым и красивым женщинам, отмечая для себя – какая из них могла быть родить девочку, достойную того, чтобы служить богине. Потенциальных кандидаток набиралось несколько десятков, и, по достижении девочками пятилетнего возраста, между ними проводился своеобразный конкурс. До нас не дошло подробных сведений об испытаниях, которые устраивались для малышек, известно лишь, что с их помощью жрецам удавалось выбрать девочек, которые обладали не только красотой, но и умом, и силой духа, ведь достойной представительницей храма могла стать только девушка, обладающая в значительной мере свойствами, приписываемыми самой Ладе. В дальнейшем все победительницы проходили восьмилетний курс обучения, после чего проводился последний экзамен, по результатам которого выбиралась Верховная Жрица и шесть девушек, составляющих ее свиту. Всю ночь перед Ладодением перед главным храмом богини горели костры, посвященные старшим славянским богам. Всю ночь люди, пришедшие почтить богиню, берегли огонь священных костров. А незадолго до рассвета открывались золоченые резные врата храма и на помосте, устланном мхом, сильные и красивые молодые мужчины, составлявшие воинство богини, выносили на своих плечах главную жрицу. Это было прекрасное зрелище: стройная, прямая, как стрела, красавица, все одеяние которой состояло из трех цветочных гирлянд, стояла неподвижно, высоко подняв голову, и отблески костров играли на ее обнаженной коже. Считалось, что в эти минуты сама Лада снизошла к своим верноподданным, воспользовавшись телом главной жрицы.

Праздник Лады весной, когда сама природа вступает в союз с Ярилой (Солнцем). Гореть - значит любить. Поэтому в эти дни играли в горелки. Любовь сравнивали с красивым цветом, огнем, даром и даже пожаром. Красный цвет - это родство, род, кровь, любовь. Слово "лад" многозначное. Прежде всего, это супружеское согласие, основанное на любви. Ладить - это значит жить любовно, Ладой называли любимую.

У богини Лады было дитя. Это Лель (мальчик) или Ляля (девочка).Были очень распространены разные виды гаданий, например:

Гадание на грязи на будущее

Так, например, гадали на грязи: собирали в глиняную чашку или небольшую мисочку немного грязи и добавляли в нее подсолнечное масло. В полночь зажигали свечу и ставили ее на стол рядом с емкостью, в которой находилась грязь, и рассматривали получившийся на грязи рисунок:

·         Человек – к известию;

·         Птица – к долгой дороге;

·         Лестница – к успехам в делах или в торговле;

·         Крест – к неприятностям или болезням;

·         Круг – к удаче.

Давайте поздравлять друг  друга с этим весенним праздником и закликать весну:

Здравствуй, Жива-краса! Здравствуй, вешняя, добрая сила!
Пробудились леса перед ликом трисветлым Ярилы
Ожила Мать Земля, распустились в лесу первоцветы,
И бегут по полям, словно зайчики, Солнца просветы.

Нету Жизни конца! Улетела Зима в небо с гарью,
И пылают сердца первозданной весеннею ярью!
Солнце по небу мчит, знать, погожим день праздничный будет -
Нынче равен ночи, ну а завтра прибудет, прибудет!

История Галии Скаковой

В хор пришла в 1976-м году. Встретилась с человеком и хором, о которых была наслышана давно. Первая встреча была с хором тогда, когда он пригласил на репетицию. Я очень волновалась. Он спокойно послушал, попросил спеть еще одну песню. Он сидел и молчал, не перебивая меня, а потом сказал, что я могу приходить на репетиции хора. Впечатления и чувства о нем, которые были у меня, никакими словами не передашь. Каким он был спокойным, тактичным, старался не обидеть никого.

Итак, я стала участницей хора. В то время старостой хора была Хмелькова Татьяна. По некоторым обстоятельствам, ей пришлось уехать, вместо нее надо было выбрать старосту. На собрании хора я встала и сказала, что хочу быть старостой. И до конца жизни Александра Ивановича была верным ему помощником во всем. На гастролях по городам он был спокоен в том, что я всей душой исполняла то, что он поручал мне. Александр Иванович был известен не только у нас, но и по всей стране, что называлась Советским Союзом. Он мне доверял, как самому себе, я помогала ему во всем.

Немного статистики сайта Славянского центра

Нашему сайту, как вы знаете, чуть более четырех месяцев. Пора подвести некоторые итоги по количеству просмотров статей, количеству комментариев и проч. (по состоянию на 28 марта 2013 г., 18-00)

Самые активные блогеры:
1. Шиллеровцы - 37 записей
2. Вероника Бондарюк - 29
3. Ернар Шамбаев - 25
4. Евгения Бережная - 23
5. Татьяна Кузина - 22
6. Анна Сирицану - 10
Далее: Ольга Григорьева, Ксения Иванова, Ярослав Александров, Валентина Сотникова, Людмила Бевз и Алёна Хмоленко - по 8 записей

Самые просматриваемые записи в блогах:
1. Стихи о Павлодаре О.Григорьевой - 529 просмотров
2. «Дом моей мечты» - 425
3. Страсти по Масленице! - 360
4. Пришествие Колдуна - 348
5. На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 1 - 347
6. Частушки к Масленице - 347
7. 23 февраля в СКЦ - 345

Естественно, на первых позициях находятся записи, которые были написаны давно. Из этих записей "Страсти по Масленице!" и "Частушки к Масленице" - самые свежие.

Самые популярные статьи о СКЦ:
1. «Я живу в Казахстане» - 250 просмотров
2. Сайт Славянского центра - 244
3. Лотерейный билет длиною в жизнь - 220
4. В Павлодаре будут праздновать Масленицу - 195
5. Несмолкающие песни Баланюка... - 190

Самые просматриваемые статьи о коллективах СКЦ:
1. Хор Шиллера - 1505 просмотров
2. Серебряные струны - 352
3. Берегиня - 260
4. Зодиак (кино) - 245
5. Русский класс - 227
6. Северная башня - 226
7. Раздолье - 204

Самое просматриваемое видео:
1. Юбилейный концерт ветеранов хора А.Шиллера "Пою мое Прииртышье" (27 мая 2012) - 662 просмотра
2. Концерт хора Шиллера (16 декабря 2012) - 426
3. День славянской письменности (24 мая 2009) - 324
4. Василий Родин в гостях у "Серебряных струн" - 292
5. Летний фестиваль "Живём в семье единой!" (10 июня 2012) - 275
6. Турнир по историческому фехтованию "Ратное поле" (7 июля 2012) - 261
7. Молодежь Славянского центра отмечает Масленицу - 252

Конечно, здесь тоже более свежим записям трудно оказаться выше.

Самые читаемые статьи в разделе "Славянская культура":
1. Чудеса рукотворные. Вологодское кружево - 1560 просмотров
2. Золотая хохлома. Хохломская роспись - 639
3. Праздник Русской Березки (сценарий Т.Кузиной) - 431
4. Фестиваль дня славянской письменности и культуры (сценарий Т.Кузиной) - 401
5. Славянские водяные духи - 380

Результаты опроса "Ваш любимый коллектив СКЦ":
1. Хор Шиллера - 128 голосов
2. Серебряные струны - 97
3. Павлодарский городок - 47

И наконец, самые активные комментаторы:
1. Татьяна Кузина - 192 комментария
2. Вероника Бондарюк - 173
3. Евгения Бережная - 167
4. Ернар Шамбаев - 149
5. Анна Марковская ("Душа блогеров") - 115
6. Людмила Бевз - 81
7. Ксения Иванова - 50
8. Анна Серпутько - 45
9. Сергей Кучуркин - 26
10. Валентина Сотникова - 25

История Татьяны Поляковой

 

Петь в хоре я начала в студенчестве, учась в Рубцовском музучилище. По приезду в Павлодар, мой сын во дворе познакомился со "старшим другом Стасом" (разница в возрасте - 10 лет). Мама Стаса - Татьяна Хмелькова-Мех была солисткой хора А.Шиллера. Как-то гуляя возле Дворца тракторостроителей с сыновьями, Татьяна завела меня в кабинет к Александру Ивановичу и представила: "Моя младшая сестра, тоже Татьяна" (мы были удивительно с ней похожи, а разница в возрасте тоже 10 лет). Александр Иванович сидел с аккордеоном на руках. Он что-то заиграл, мы запели. Я стала ходить на репетиции, и так вот потекла моя жизнь с хором и песней. Здесь я приобрела много близких по духу и по жизни людей. В хоре же я познакомилась и подружилась со своей близкой подругой Марией Полищук, без которой не представляю свою жизнь.
Так пришла в хор русской песни Татьяна Димитрова-Полякова.

Мария Полищук:
О своей подруге Татьяне Поляковой мне хочется говорить стихами, мне хочется одарить ее песней, мне хочется нарисовать ее такой, какой знаю я. Сколько вместе с нею спето песен, изъезжено дорог, сколько пережито тревог, сколько испытано прекрасных и радостных мгновений жизни! Наша дружба лишена скуки, каждая встреча сулит какие-то новые грани, новые интересы, как у всех творческих людей.

За прекрасный голос, за то, что она всегда оставалась сама собой, ее любил и уважал Александр Иванович Шиллер, и не только он, ее знает и ценит множество людей, ведь природа наделила эту женщину и добротой, и щедростью, и бесконечной отзывчивостью. Редко кто способен так сопереживать в разных жизненных ситуациях, и ее поддержка имеет огромную ценность.

Артистическая натура, песенная душа - Татьяна поёт всю жизнь, радуя людские сердца. И еще она - душа любой компании, в ее сердце нет места пессимизму. Для меня Татьяна не только подруга, но и как сестра, с которой можно делиться самым дорогим. Наверное, кем-то свыше и тоже за что-то хорошее мы награждаемся такими людьми, как моя подруга. И я очень рада, что в моей жизни большое место занимает наша настоящая женская дружба!

РЫЦАРИ НА МАСЛЕНИЦЕ!

   С лёгкой руки Татьяны Ивановной, клуб Северная башня вновь выставил своих рыцарей на набережную площадь. На этот раз члены клуба показывали постановочные бои на городском праздновании Масленицы. Все, кто подходил к нашему ристалищу, не оставался равнодушным, и даже сам Аким города Павлодара Арын Ерлан Мухтарулы  также смог увидеть рыцарей города Павлодара. 

 

 

ВИДЕО С БОЯМИ 

Еще фото в группе 

http://vk.com/album-12509142_171140882

Жизнь в нашем Клубе

Небольшой фото ролик, освещающий деятельность и  события в нашем клубе, а также наши мероприятия и выезды на соревнования в Россию и другие города.

Так как за три года много чего было, события только до Ратном поле 2012 года =)   

   

Семерьянов о Шиллере

Незабываемые встречи

Александр Иванович Шиллер… Талантливый композитор, заслуженный работник культуры Казахстана… Его имя хорошо знакомо старшему поколению павлодарцев. Слава созданного им хора гремела не только в республике, но и по всему бывшему Союзу. В репертуаре коллектива первого в Казахстане народного хора было много старинных русских песен, были и современные – на стихи московских, алма-атинских  авторов, с которыми работал А.И. Шиллер.

В 60-70е годы репертуар пополнился песнями и на стихи павлодарских поэтов. Один из них – Сергей Музалевский – журналист, поэт, археолог, художник. Незаурядный человек, он был очень популярным в Павлодаре. Это он открыл имя Павла Васильева – гениального, рано ушедшего из жизни поэта–земляка. Это Музалевский создал в Павлодаре литературное объединение и стал первым его председателем. Сергей Музалевский помог найти дорогу в поэзию многим начинающим поэтам, в том числе, и мне. Сначала – речнику, затем – молодому журналисту, работающему вместе с ним в отделе культуры областной газеты «Звезда Прииртышья».

Конечно же, он близко знал А.И. Шиллера. И не только знал, но и дружил с ним, принимал активное участие в творческом развитии хора. Он писал песни на музыку Александра Ивановича. Мало того, Сергей побывал с хором в России, Украине, Белоруссии.  Недаром Сергей Музалевский вспоминал 60-70е годы как самый яркий период его жизни…

Романовы

Романовы - русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года — династия русских царей и с 1721 года — императоров всероссийских, а впоследствии — царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена. Прямая ветвь рода Романовых на всероссийском престоле пресеклась после смерти императрицы Елизаветы Петровны; с 5 января 1762 года императорский престол перешёл к династии Гольштейн-Готторп-Романовской, сыну Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, по династическому договору их сын Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский (будущий император всероссийский Пётр III) признавался членом императорского Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам императорский род (династия) именуется Гольштейн-Готторп-Романовской (Гольштейнъ-Готторпъ-Романовской династіи)[3], а императорский дом — Романовых.

Фамилия «Романовы»

Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки сына Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов (младшая ветвь Ольденбургской династии, известной с XII века). В генеалогической литературе представители династии начиная с Петра III носят название Гольштейн-Готторп-Романовы. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» общепринято употреблялись для официального обозначения Российского Императорского Дома, герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство, а в 1913 году широко отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.
После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить (по законам Временного правительства, а затем в эмиграции) практически все члены царствовавшего дома. Исключение составляют потомки великого князя Дмитрия Павловича. Он был одним из Романовых, кто признал Кирилла Владимировича императором в изгнании. Женитьба Дмитрия Павловича на Одри Эмери была признана Кириллом морганатическим браком члена царствующего дома, а супруга и дети получили титул князей Романовских-Ильинских (сейчас фамилию Ильинских без титула носят двое внуков Дмитрия Павловича — Дмитрий и Майкл/Михаил, а также их жёны и дочери). Остальные Романовы также вступили в морганатические (с точки зрения российского закона о престолонаследии) браки, однако не посчитали нужным менять фамилию. После создания Объединения князей дома Романовых в конце 1970-х Ильинские стали его членами на общих основаниях.