Блоги

Великдень

5 мая 2013 года в концертном зале "Достык", после того, как наш Славянский центр открыл акцию «Не воевавшие - мы помним», поздравив ветеранов и продемонстрировав художественный фильм "Мы из будущего", наши коллеги из украинского объединения провели концерт, посвященный празднику воскресения Христа.

Записывать весь концерт на видео - занятие довольно утомительное и не позволяющее получить тех ощущений, ради которых, собственно говоря, и приходишь на мероприятие, поэтому вашему вниманию предлагаются лишь избранные моменты украинского пасхального концерта.

Юлия Клочан со своим кавалером исполняют пісню "Ти найкраща":



Валентина Васильева (бывшая участница хора Шиллера, между прочим) исполняет пісню "Смерека":


Трио сестер, пісня "Не сходило вранці сонечко":


Христос воскрес!

 

Всемирная акция «Георгиевская лента»

Всемирная акция  «Георгиевская лента»

                                      Сценарный ход

открытия  киноакции «Не воевавшие – мы помним»

Киноконцертный зал «Достык» 5 мая 2013 года в 12.00 часов

Организаторы: Ассамблея народа Казахстана области, Славянский культурный центр.

Участники: областной военкомат, молодёжь этнокультурных объединений ассамблеи.

Звучит музыка военных лет, собираются гости, молодёжь встречает ветеранов, вручая гвоздики, памятные конверты «треуголки», и провожают в кинозал.

         Почётные гости-ветераны  на открытии: Евгений Григорьевич Азаров  и Егоров Владимир Борисович (фонд Мира).

В 12.00 часов позывные «День Победы». На сцену выходит ведущая Татьяна Ивановна Кузина.

Творческий десант

На разных сценах приходилось нам выступать, но на такой - впервые...

Когда мне сказали, что сотрудники музея литературы и искусства им. Бухар жирау совместно НДП "Нур Отан" проводят акцию, посвящённую поэтам и писателям Павлодарского Прииртышья - участникам ВОВ, я с готовностью согласилась принять в ней участие. Для меня это принципиально важно. Но когда я узнала, что нам придётся петь в городском трамвае № 5, насторожилась, ведь такой концертной площадки у меня ещё не было. Но стало любопытно, что из этого получится.

И вот мы, четыре участницы народного хора, ровно в 10-30 были уже в Доме дружбы. Вскоре к нам присоединились представители дома-музея и двое молодых красивых парня из Дома дружбы. Уже на улице к нам подошёл оператор с камерой, и мы все вместе направились к остановке. В 11-08, точно по расписанию, подошёл наш трамвай, и войдя в него, я сразу обратила внимание на оформление салона: на окна наклеены портреты наших воевавших земляков - поэтов, писателей и журналистов, а весь салон увешан разноцветными шарами. Пассажиры вначале удивились, затем оживились и разулыбались в ожидании чего-то интересного. А нам всем весело, необычно. Мы расположились на "концертной" площадке возле кабины водителя. Девочки из музея объяснили пассажирам, с какой целью мы здесь. Перед исполнением первой песни Мария Полищук обратилась ко всем с такими словами: "Уважаемые пассажиры! Вас приветствуют артисты Дома дружбы! Наш творческий десант поздравляет ветеранов войны и труда, всех вас, наших горожан, с наступающим Великим праздником - Днём победы!" И пошла песня "Ой, туманы мои, растуманы". А трамвай тем временем движется по своему маршруту. Песни сменялись рассказом о судьбах тех, портреты которых были наклеены на окнах трамвая. Парень из нашей группы очень красиво пел, аккомпанируя себе на домбре. Мы же пели одну песню за другой, вовлекая зрителей - пассажиров в это интересное мероприятие, весь трамвай подпевал нам. Некоторые даже пускались в пляс вместе с нашей Верой Тутушиной, особенно под песни "Смуглянка"и "Катюша" (эти песни знают многие). Программу повторяли несколько раз, так как пассажиры сменяли друг друга - одни выходили, другие заходили. Некоторые проезжали мимо своих остановок умышленно, желая подольше побыть с нами. Незаметно подъехали к вокзалу, мы вышли из трамвая, чтобы сфотографироваться с желающими. Всем было очень весело и радостно от осознания того, что мероприятие удалось, было сделано много снимков. Поехали дальше. И опять поздравления, песни, танцы, игра на домбре. А уже подъезжая к "Манакбаю", мы запели легендарную "Катюшу" и следом - "День Победы". Вот и остановка "Дворец школьников" - конец нашему незабываемому путешествию. Я надеюсь, что понравилось всем - и нам, и случайным пассажирам. Я очень довольна! Единственное, что необходимо учесть, если подобные мероприятия войдут в систему - нужно репетировать заранее. Экспромт не всегда бывает удачным. Не судите слишком строго, мы учтём все недоработки и в следующий раз покажем КЛАСС! Приглашайте!

Тема войны в репертуаре хора Шиллера

Великая Отечественная война. Наша память о ней - это не только скорбь о погибших, это боль тяжелых ранений и печаль в осиротевших семьях. Мы живем на земле, где в годы ВОВ было унесено 27 миллионов человеческих жизней. Жестокая правда и трагедия войны и сегодня отзываются болью в наших сердцах. Тема войны - Великая тема, поэтому и создавалась Великая музыка, Великое песенное творчество. К этой теме не раз приобщался и наш коллектив, за всё время существования хора Шиллера нами было спето много песен о тяготах войны, о фронтовых боях и буднях, ведь песен на эту тему написано немало.

Вспоминается отчетный концерт 1978 года, на котором была исполнена вокально-хореографическая композиция "За Родину", где были задействованы хор, оркестр и танцевальная группа. На этом же концерте звучала песня "Стоит над Волгою курган" в исполнении хора и оркестра.

В юбилейной программе, посвященной 20-летию хора была показана "Солдатская пляска", опять была исполнена композиция "За Родину".

Один концерт запомнился особенно: на отчетном концерте 1985 года, посвященном 40-летию Великой Победы, была исполнена трогательная литературно-музыкальная композиция, в которую вошли песни известных композиторов. На сцене, на постаменте неподвижно стоял солдат с девочкой на руках, символизируя памятник, возле него "горел" вечный огонь. Хор и солисты торжественно исполняли песню "Неизвестный солдат". В зале на первых рядах сидели с цветами в руках ветераны хора войны и труда, организованного А.И.Шиллером в 1981 году (этот хор существует и поныне, им руководит В.Полицанов, и занимаются они в ГДК). На слова "И вернувшись живыми с далекой земли, его именем мы сыновей нарекли. Не забыть нам лицо, не забыть этот взгляд, он - отец или брат - этот гордый солдат. Пусть же вечно живет неизвестный солдат!" ветераны медленно поднимались на сцену и несли цветы к вечному огню, а затем так же медленно возвращались на свои места. Зал взрывался аплодисментами, многие расчувствовались и вытирали слезы. На том концерте были применены спецэффекты: закадровая музыка, взрывы снарядов, свист пуль, крики солдат. Концерт закончился песней "Мир нужен всей планете" в исполнении хора и оркестра.

На 30-летии хора в 1987 году были исполнены следующие музыкальные произведения: народная песня "Александровский централ", "Стоит над Волгою курган", "На вечные времена", "Ветераны войны". На концерте, посвященном Дню Советской Армии, была исполнена новая хоровая песня "Калина черная".

За всё время существования хора было спето немало песен на военную тему, всего и не вспомнить теперь. С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от тех страшных событий. Выросло новое поколение людей, для которых война - лишь воспоминания очевидцев, переживших тот период времени. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. И мы, живые, не имеем права забывать об этом. Поэтому, готовя новые программы, мы непременно включаем в свой репертуар песни с военной тематикой. Перечислим лишь некоторых из них - "Поклонимся Великим тем годам", "Не шуми, печальная калина", "Солдатские вдовы", "Хлеб всему голова", "На солнечной поляночке", "Ехал я из Берлина", "Степом" и другие.

При этом мы не забываем и старые песни, так как они не утратили своей актуальности и сегодня, ведь не везде на земле царит мир, а значит тема войны, тема защиты мирной жизни будет тревожить нас, артистов, всегда. Пока жива наша память!

Валентина Сотникова и Валентина Беличева

Старый город(Иерусалим)-святыня трёх религий

Всем доброго вечера! И снова я хотела бы поделиться своим небольшим путешествием. Ну во-первых скоро Православная Пасха, расскажу немного  об этом празднике. Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. פסח‎ [Pesaḥ] — «прохождение мимо»), также — Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. По древнему иудейскому преданию, Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин.12:12).Великий четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное объяснение, с учётом кумранских находок, говорит, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха — агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной — Христом, Его Телом и Кровью.Страстная пятница — по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария».Великая суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых. Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

В 2012году,летом, я посетила Израиль, Иерусалим. Иерусалим(старый город) -святыня трёх религий. Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Мы посетили такие места как: Стена плача, Храмовая гора, Храм Гроба Господня. Это невероятные, пропитанные историей места.  

За́падная Стена́, Стена́ Пла́ча или А-Ко́тель— часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. А такие туристы, как мы могли только подойти, загадать желание и засунуть бумажку в свободную щель Стены.

Храмовая гора- гора в юго-восточной части Старого города Иерусалима, наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама. В прошлом на этом месте располагался Иерусалимский Храм. Со времен правления Ирода представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские святыни — Аль-Акса (дальняя мечеть) и Куббат ас-Сахра (известная также как Купол Скалы, или «Купол над Скалой»).

Храм Гроба Господня -Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба ,стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Также мы искупались на Мёртвом море,жара была жуткая,наверное градусов +50.Уровень воды в Мёртвом море на 427 м ниже уровня моря. Купаться в нём можно не более 10 минут.

Я просто счастлива, что посетила такие интересные, святые места. Надеюсь это был не последний мой визит в Иерусалим!

 

Сценарий концерта 16 декабря 2012

Сценарий

юбилейного концерта, посвященного 75-летию Павлодарской области, дню Независимости Республики Казахстан и 55-летию народного хора им. А.И. Шиллера.

Под музыку и аплодисменты на сцену выходят все участники хора.

Ведущая. Добрый день, дорогие зрители, дорогие наши слушатели! А день действительно добрый,  это подтверждает наша встреча с вами! На сцене лауреаты Республиканских и Всесоюзных фестивалей, основной состав - ветераны народного хора им.А.И. Шиллера, имя которого коллективу было присвоено в 1998 году, благодаря нашим общим  усилиям. Музыкальный руководитель - Гайнутдин Айнутдинович Ташимов. Концертмейстер-Дмитрий Козлов. Свой концерт в день 55-летия коллектива мы посвящаем 75-летию Павлодарской области и Дню независимости Казахстана. На протяжении 55 лет сотни любителей русской народной песни прошли школу пения в этом хоровом коллективе, навсегда оставив в своем сердце образ талантливого музыканта и человека А.И.Шиллера. И сейчас перед вами те участники, кто пел и продолжает петь уже не одно десятилетие, и новые хористы. Многие стояли у истоков коллектива, с момента его рождения. Когда-то молодые и задорные ребята и девчата, которые пели и танцевали, нашли здесь свою судьбу, создали семьи.

Праздник Единства Народа Казахстана!!!

Я поздравляю всех с Праздником Единства Народа Казахстана!!! Сейчас немного истории...

Праздник 1 мая в городе Казахстан претерпел небольшие изменения со времен Советского Союза, и теперь он отмечается под названием Праздника единства народа Казахстана.

Казахстан – это многонациональная страна, в которой проживают более 150 наций и народностей. Для сплочения этих народов правительством страны проводятся различные мероприятия, одно из которых – празднование Дня Единства народа Казахстана.

В празднике участвуют различные культурные центры, с тем, чтобы ознакомить народ Казахстана с традициями других народов, что имеет большое значение. Веселые танцы, спортивные соревнования – все это делает мероприятие одним из самых ярких и любимых праздников для народа Казахстана.

1 мая — День международной солидарности трудящихся — в странах бывшего Советского Союза имел много лет «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, массовыми гуляниями, украшался портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры.

С приобретением независимости Республикой Казахстан этот весенний праздник сохранился и стал называться «Праздник единства народа Казахстана». Отмечается с 1996 года согласно Указу Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Яркий весенний праздник проходит в каждом городе Казахстана дружным шествием по центральным улицам городов, а также проведением множества увеселительных мероприятий.

Кроме того, в этот день музеи и библиотеки Казахстана организовывают выставки, посвященные празднику и народам, проживающим в Казахстане. Этот праздник не просто знакомит народ Казахстана с традициями и культурой других национальностей, проживающих на территории страны, он призван консолидировать нацию в единое целое.

А теперь я немного расскажу, как я сегодня провела этот день...

Утром я немного волновалась, боялась забыть все движения, запутаться. Но потом взяла себя в руки. Приехала в "Дом Дружбы" за костюмом. Практически все ребята уже были готовы. Мы немного подкрепились и отправились в путь-дорогу на площадь. Пришли мы туда за час до начала. Людей было очень много!

Оставалось немного времени до нашего выступления... и вот время настало. Мы построились и пошли плясать! На репетициях было очень холодно, всё длилось так долго, что хотелось порой сбежать оттуда, а сегодня вовсе всё наоборот: погода была вполне нормальной, сама природа захотела праздника!!! Мне не хотелось останавливаться, настроение было на высшем уровне! Приятно было смотреть на людей, чувствовалось, что им очень нравится!!! Далее предоставили слово акиму. Он произнес много теплых и добрых слов в адрес всех народностей, проживающих как в Павлодаре, так и в Казахстане! Было много песен, танцев, запускали шарики в качестве мира и согласия, этнокультурные центры демонстрировали свои поделки, и многое многое другое! Праздник удался!!! 

Спасибо за внимание!

Волшебное пасхальное яичко

Пятого мая весь православный мир будет отмечать Пасху Господню. В магазинах скупаются все яйца, с экранов телевизоров нас учат правильно и красочно их раскрашивать. Диетологи предупреждают о вреде переедания после соблюдённого поста. Я всегда с улыбкой наблюдаю за всем этим ажиотажем, потому как знаю,что на самом деле означает  ПАСХА, кому её велено было соблюдать и как это событие отмечалась ещё до прихода Иисуса. Но я сейчас не об этом. Я хочу вспомнить очередной эпизод из моего детства. Кому-то он покажется смешным, ну а мне, на тот момент, было не до смеха...

Перед Пасхой кто-то подарил мне ярко раскрашенное яичко. Любой нормальный человек, увидев его, понял бы, что это игрушка, так как в то время натуральное пасхальное яйцо никогда не выглядело так неестественно ярко. И вот этот день наступил. Мою маму пригласили отмечать праздник друзья. Меня это очень удивило, потому что, сколько я её знаю, она всегда только работала. И я (любопытная Варвара) решила зайти посмотреть. Зашла. Вижу, на столе всякие яства, а главное - полная чашка крашеных яиц. Я возьми да покажи им своё декоративное яичко. Хозяин дома, уже изрядно поддатый, поспорил со своими гостями, что разобьёт его яйцом, взятым со стола. А я пьяных с малолетства ненавижу. Так вот, начали мы с ним своё соревнование - кто кого. То он бьёт своим об моё, то я об его. И всё время побеждаю я. Он уже начинает злиться, а мне смешно. Я заливаюсь смехом, все вокруг тоже смеются, а он ничего понять не может, весь от злости красный. И тут, видно, до него доходит, что такого не может быть. Выхватывает из моей руки яйцо и как ударит им об пол!... А оно как взлетит чуть ли не до потолка! Уже никто не смеётся, лишь я продолжаю улыбаться, как идиотка. Тогда, недолго думая, этот дядька берёт яйцо со стола и со всего маху швыряет мне его в лицо. Попал прямо в лоб. А оно оказалось сварено жиже, чем всмятку, поэтому, разбившись о мой лоб, потекло по лицу. Я быстро сообразила, что шутки кончились, и выскочила из дома, вытирая лицо руками... Жалко, что для моей мамы праздник на этом тоже закончился. А сюда я не приходила больше никогда, несмотря на то, что этот мужчина был отцом моей подруги.

МОРАЛЬ: никогда не шутить с пьяными. А то красивое яичко я вспоминаю до сих пор. Мне его не вернули.

Теги:

Проблемы сохранения и изучения культурного наследия славян Прииртышья

Из доклада председателя Славянского культурного центра Татьяны Ивановны Кузиной на международной конференции (2002):

Проблемы сохранения и изучения культурного наследия славян Прииртышья

Добрый день, уважаемые участники международной конференции! Спасибо за возможность, хотя бы частично, осветить проблемы  сохранения и изучения культурного наследия  славян Павлодарского Прииртышья.

За многие десятилетия образования благодатной нашей Павлодарской области сюда переселялись люди, разные по социальному и конфессиональному составу. И каждый из переселенцев, будь то государственные крестьяне; те, кто сооружал Иртышскую и Горькую казачьи укреплённые линии; депортированные; люди, приехавшие на освоение целинных и залежных земель; да и внутренние миграционные  процессы,  - всё это представляло довольно пёструю картину этнического состава и культурно-бытового  уклада.  Сегодня, наблюдая за процессами развития и сохранения самобытной национальной культуры трудно сказать, что хоть одно из них преобладает. Люди, общаясь друг с другом, непременно впитывали культуру другой нации, при этом не теряли связь со своими корнями. Как правило, регионы заселялись компактно выходцами из различных губерний, что и служило основой для сохранения своей национальной культуры.

Переселенцы стремились селиться по принципу родства или землячества, что помогало сохранять традиции и обряды своей родины. Север и центр Казахстана были прибежищем для переселенцев из России. Сегодня хочется  поговорить о сохранении и развитии славянской, и более того, русской культуры. Невозможно провести чёткую границу между русской и украинской культурами, так как в русско-украинских старожильческих целинных поселениях формировался определённый культурно-бытовой уклад, в котором фольклорная традиция, трепетно хранимая, со временем переплеталась с унифицированными видами творчества (время вносило свои дополнения и корректировку). Сегодня, когда мы слушаем на наших фестивалях украинскую и русскую песню, на выставках видим народно-прикладное творчество, - понимаем, что в этих поселениях произошли процессы этнического смешения. Со временем заключались межнациональные браки, что разрушило этническую обособленность, происходило интенсивное смешение языка, культуры, быта всех этнических групп поселения.

Десять лет назад преподаватель павлодарского Государственного университета им. Торайгырова   Князева Ирина Николаевна проводила на территории  Павлодарского Прииртышья фольклорно- этнографические  экспедиции, изучая  культуру и  быт уже коренных русских. Результатом её экспедиции явился сборник «Русская свадьба Казахстанского Прииртышья». Сегодня по этому исследованию  готовят и проводят  русские свадьбы у нас в Прииртышье.

 Записи фольклора и наблюдения последних лет дают возможность оценить состояние сохранения народного творчества. Ведь со временем (по различным объективным и субъективным  причинам) разрушились все традиционные бытовые связи, кардинально изменился  социальный строй, формы трудовой деятельности, но, можно сказать, фольклор продолжает существовать не потому, что сохранён уклад жизни народа. Взаимовлияние разных национальных традиций наблюдалось со времён первых переселенцев, но самобытность не утрачивалась, вплоть до 30-х годов двадцатого столетия.

Особенно хорошо хранилась народная культура в поселениях казаков и крестьян, хотя уже на рубеже столетий наблюдается  разрушение традиционной культуры. Все эти процессы происходят по объективным причинам общемировых процессов. Одна из причин – урбанизация сельской культуры. Массовая миграция из сёл, желание некоторых политиков стереть грань между городом и селом привели к изменению и разрушению фольклорного быта, к угасанию народных традиций.

И вот наступило время перестройки, каждая республика бывшего Советского Союза обрела свою независимость. Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев возглавил Ассамблею народа Казахстана, и начался новый процесс становления, нет, не возрождения, а именно становления национальной культуры. Ассамблея дала возможность каждой диаспоре изучать культуру своего народа, проводить фестивали народного творчества, тем самым давая возможность сохранения и развития культуры самобытных народов.

Сегодня, к сожалению, меньше происходит этнографических экспедиций. И только благодаря тому, что в дальних сёлах Прииртышья сохранился культурный слой крестьянства, мы имеем возможность услышать старинное  пение, увидеть предметы прикладного творчества и на выставках увидеть фрагменты убранства русской избы или горницы. Из сундуков бабушек достаём русские рубахи, прялки, утюги, самовары, берестяные туески, самотканые дорожки и ещё многое другое, чем и с чем жили наши предки.

Необходимо сохранить самобытное искусство любого народа, а для этого нужно организовывать фольклорные экспедиции профессиональных, заинтересованных людей,  снабжать их современной аппаратурой и записывать то, что ещё  теплится  в дальних уголках  нашего Прииртышья и можно  ещё сохранить. Финансовые проекты таких  проектов непременно будут вознаграждаться сохранением и выпуском фольклорной части нашего исторического достояния, что будет свидетельствовать о мощном  государстве, бережно сохранившем  многоцветие национального достояния всех народов,  издревле  населявших  Казахстан.

Как и в те далёкие времена, когда педагогический институт был первым инициатором организации русских фольклорных экспедиций, имея большой потенциал профессиональных специалистов-музыкантов, сегодня, когда педагогический институт снова стал самостоятельным, хочется верить, что возобновятся русские этнографические экспедиции. На совести нашего поколения станет потеря того, что уже будет невозможно  сохранить. Ведь сегодня не происходит процесс массового переселения русских, уходят из жизни те, кто ещё помнит фольклорные традиции своих бабушек и мам. Сегодня уже мало в сёлах тех, кто помнит даже те старинные сказания, сказки и традиционные и бытовые песни, а уж о поэзии календарных и   свадебных  обрядов сегодня и говорить сложно -  а ведь всё это есть удивительное  многообразие  в единой структуре мощного независимого государства Казахстан.

Давайте подумаем о ценностях сегодняшнего дня, о нашей с вами странице истории, которую мы вписываем сегодняшними нашими поступками. Так пусть же они будут на благо  сохранения самобытности каждого народа и, конечно же, русского, который испокон веку жил и творил на этой земле Павлодарского Прииртышья.

 

Спасибо за внимание!

Я ГОРЖУСЬ!

В преддверие дня Победы хочется вспомнить моих прабабушку и прадедушку и сказать им огромное человеческое СПАСИБО!

Прабабушка:

     Кориновская Анастасия Яковлевна, 1914 года рождения, медсестра по образованию. Во время Великой Отечественной Войны была медсестрой в госпитале, с которым прошла по странам Европы: Венгрия, Болгария, Румыния и встретила день Победы в Австрии, в столице Вене, возвратилась домой в конце 1946 года, когда расформировали госпиталь. 

Прадедушка:

     Шулика Григорий Степанович, 1914 года рождения, прошел всю войну, дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге, возвратился с войны в звании подполковника, кавалер трех орденов Славы, двух орденов Красной Звезды. Жил в городе Чимкенте после войны, где и умер в 1970 году от боевых ран.

                                                 Они живы, пока мы их помним!

Так, давайте ж вспомним всех тех, кто отдал жизни за мир, в котором мы сегодня   

                                                                  живем!

 

Всемирный день танца

Международный день танца (англ. International Dance Day) — праздник, посвященный всем стилям танца, отмечается 29 апреля.
Инициирован в 1982 году Международным советом танца (англ. International Dance Council (CID)) ЮНЕСКО. Дата была предложена артистом балета, педагогом и хореографом П. А. Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Ж.-Ж. Новерре, вошедшем в историю как «отец современного балета».
Жан-Жорж Новер (29 апреля 1727—19 октября 1810) — французский балетмейстер, ученик балетмейстера Л.Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне.
Новер разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новер обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
В этот день весь танцующий мир будет отмечать свой профессиональный праздник — театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.Ученик «Великого Дюпре» Жан-Жорж Новерр (1727—1810) первым пришёл к мысли о создании отдельного, независимого от оперы (в состав которой балет входил лишь в виде танцевального фрагмента) балетного спектакля. Свои идеи о балете как о законченном представлении с действием, основанном на драматическом развитии, Новерр воплощал в собственных новаторских постановках. Он первым начал ставить цельные танцевальные спектакли, основанные на серьёзной тематике, имеющие законченный сюжет и разыгрываемые персонажами, наделёнными характерами.
Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии и написал ряд основополагающих теоретических разработок по постановке балетных представлений. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах» («фр. Lettres sur la danse et les ballets»), где Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
По традиции, каждый год какому-либо известному представителю мира хореографии предлагается обратиться к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца.
Впервые с таким посланием по случаю Международного дня танца выступил Henrik Neubauer в 1982 году. Также с посланиями выступали:

Где и как поётся

Несмотря на то, что я выступаю в концертных залах города Павлодара (и не только Павлодара) более 30 лет, меня всегда перед каждым выступлением охватывает волнение, потому что голосовые связки - это такой непредсказуемый инструмент, который может подвести в самый неожиданный момент. Неслучайно же на самых ответственных мероприятиях люди нередко поют под фонограмму. Видя наше волнение, Александр Иванович Шиллер не уставал повторять, что настоящие артисты не могут не волноваться.

Конечно, сейчас нет таких залов, в которых можно было бы петь со сцены без микрофонов, да и акустика в каждом зале своя. Но в некоторых залах и с микрофонами петь нелегко. Почему? Потому, я думаю, что огромные звукоусиливающие колонки стоят на сценах по бокам, находясь впереди хора; звук при этом идет в зал, и мы не слышим собственное звучание.

В каких залах нашего города нам доводилось петь?

1. В Городском Дворце культуры (бывший ДК трактостроителей). Это самая престижная сцена Павлодара, и нам там сложнее всего петь, потому что мы мало выступаем в ГДК, добрые люди от культуры всячески ограждают нас от нее. В ГДК самая большая вместительность, но численность аудитории для нас не имеет никакого значения, так как во время выступления мы не окидываем зал взором, а концентрируем свой взгляд на определенной точке, как нас учил Шиллер.

2. В "Шаныраке" (бывший ДК железнодорожников). До ремонта в "Шаныраке" было петь сложнее, весь звук уходил в потолок, но сейчас такой проблемы нет.

3. В концертном зале "Достык" (Славянский центр). Здесь нам поется исключительно легко, ведь это родной на сегодняшний момент наш зал.

4. В театре им.Аймаутова (бывший ДК металлургов) мы выступали очень редко, но пелось там легко, потому что там хорошая акустика. Мы там пели ещё до того, как Дворец металлургов стал театром.

5. В большом зале Дома дружбы петь без микрофонов крайне тяжело по нескольким причинам: а) напольное покрытие; б) мягкие стулья; в) рифленый потолок. Звук всем этим поглощается, но при наличии хороших микрофонов (как это было совсем недавно на творческом вечере Г.Ташимова и Л.Бевз) все эти неприятности устраняются.

6. В детском культурно-досуговом центре "Колос" нам поется очень комфортно. В "Колос" нас приглашают чаще, возможно, потому что туда сходятся в основном ветераны и старожилы города, которые помнят хор Шиллера (хор Павлодарского тракторного завода). Ощущения от выступлений там самые приятные, эмоции положительные, чувствуется доброе расположение зала, видны приветливые, доброжелательные лица, нас ждут в фойе, продолжают благодарить и после концерта, что оставляет приятные воспоминания.

7. В зале кинотеатра "Космос". Выступали там два раза, зал небольшой, компактный, слышимость хорошая. Нас принимали там хорошо и благодарили.

8. В концертном зале Музыкального колледжа. На этой сцене хор выступал при мне лишь однажды, ещё при жизни Владимира Ширинкина, на его творческом вечере. Я пела "Песню о матери". Наверное, спела хорошо - зал аплодировал долго. Я себя слышала, а это значит, что акустика отличная.

И, конечно же, на концертных площадках нашего города Павлодара.

В процессе написания этой статьи я сделала совершенно неожиданный для себя вывод: легче всего мне пелось на двух сценах - в маленьком клубе села Черное и в клубе речников, что в Затоне, где я пропела два года, работая учителем начальных классов в школе №13, которая находилась совсем рядом с этим клубом. Про сельский клуб я уже писала в заметке "Школьные годы чудесные". Чуть-чуть напишу о Затонском клубе, очень уютном деревянном здании, в котором на тот момент проводились песенные фестивали, смотры-конкурсы самодеятельных коллективов. Зал был небольшой, но компактный, уютный. При этом клубе был вокально-инструментальный ансамбль (уже не помню его названия), и я в нем пела. На репетиции ходила с маленьким сыном, мы его закутывали в свои пальто и куртки, он мирно посапывал на столе. Выступали перед работниками Судоремонтного завода, пелось легко, свободно, всем было слышно отлично. Я пела лирические песни. Зал замирал, когда мы начинали: "Давно ли песни ты мне пела, над колыбелью наклонясь, но время птицей пролетело, и в детство нить оборвалась" (это песня "Поговори со мною, мама" из репертуара Валентины Толкуновой).

О качестве пения или звучания хора мы могли судить только по реакции зала. С первых аккордов баянов становилось ясно, есть ли контакт со зрителем или он еще не установлен. Но нам везло - нас всегда принимали с благодарностью и любовью. Ведь мы выкладывались на все 100 процентов, а любой труд должен оплачиваться. И нам платили бурными аплодисментами, приветливыми улыбками и словами благодарности. А это богатство нельзя сравнить ни с каким во всем мире. И мы будем петь столько, сколько будет нужно нашему зрителю! Независимо от сцены!

Валентина Сотникова

ПАННОЧКА (триллер по повести Н.Гоголя "Вий")

Всем доброго вечера! 26 апреля в 19:00 я со своей подругой посетила драматический театр имени А.П.Чехова, спектакль «Панночка». Как вы все знаете, что выступал приезжий театр с Астаны. И вот, что я вам скажу! Я сходила на 2разных спектакля («Мастер и Маргарита», «Панночка») и была в таком восторге, какого даже не ожидала. Кто хоть один раз сходил, тот меня поймёт. Постановка пьес великолепная, интересная, захватывающая. Актеры, ну просто выше всяческих похвал, какие талантливые, эмоциональные, вживаются в роли так, как будто всё время в этой роли находились. Так же подмечу, что спец- эффекты и музыка придаёт каждому моменту необыкновенную особенность. Теперь немного из истории повести Н.Гоголя «Вий». «Вий» — мистическая повесть Николая Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа, с которым связан сюжет. Сюжет этой повести такой: Три студента киевской бурсы отправились на каникулы. По дороге они заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, во сне увидел ведьму, которая вскочила на него верхом и скакала по полям и буеракам. Измученный Хома сотворил молитву, которая ему помогла освободиться от чар ведьмы.  Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять ее, охаживая поленом. К утру чары развеялись — старуха превратилась в прекрасную панночку. Хома Брут возвратился в Киев и приступил к занятиям. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы - отправиться к некому богатому сотнику, читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая свое недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем. Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Во вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма призвала на помощь уйму всякой нечисти, которая искала Хому, но не могла увидеть его из-за магического круга. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некоего гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки. Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб в тот же миг .

Актёры  показали пьесу по высшему классу, но это моё мнение. Для меня и моей подруги пьеса показалась захватывающей, даже в некоторых моментах  немного страшной, несмотря на небольшой антракт, мы с нетерпением ждали продолжения. В общем впечатлений набрались на всю жизнь.  В конце, когда актёры вышли на прощание, весь зал аплодировал стоя, пока не закрылся занавес. Только было одно НО, на балконе, где мы сидели поминутно звонили сотовые телефоны, и люди отвечали на звонки, причём так громко, что иногда хотелось сказать «Отключите пожалуйста телефон и перестаньте разговаривать. Вы наверное в культурном заведении находитесь, а не на улице!» Вывод я сделала такой: ЛЮДИ ходите в театр, набирайтесь культурой, новыми впечатлениями, делитесь ими с родными и с друзьями! До скорой встречи!

 

 

 

 

 

«Зеркало для героя»

Увиденный мной в этом году фильм Владимира Хотиненко "Зеркало для героя" (1987) стал одним из немногих, которые действительно произвели на меня впечатление. В основе сюжета - перенос двух главных героев во времени: из конца 80-х годов в 1949-й год и повторяющийся один и тот же день. Через несколько лет, в 1993-м году, в США снимут фильм с похожим сюжетом - "День сурка", но фильм Владимира Хотиненко глубже, гораздо глубже.

Этот фильм - об извечном конфликте отцов и детей. Тема отцов и детей, естественно, не нова, но в конце 80-х годов в нашей стране она приобрела дополнительную нагрузку. В конце 80-х я был еще мал и довольно смутно помню детали и тонкости того времени, но зато я отлично помню настроения того времени. Вдруг резко стало всё очень плохо. Со страниц авторитетных журналов и газет, с экранов телевизора, с киноэкранов навязчиво зазвучала одна мысль: мы живем в самой плохой стране, все предыдущие 70 лет наша страна жила неправильно, всё нужно менять, всё нужно ломать, так жить дальше нельзя, перемен требуют наши сердца.

Фильм начинается с ожесточенного спора главного героя со своим отцом. Конфликт того времени, конфликт молодежи и старшего поколения - это больше, чем противостояние возрастных групп. То была эпоха слома. Молодежь не захотела жить по-старому, жить так, как жили их родители. Ведь старшее поколение жило неправильно, а "вот мы сломаем эту сгнившую систему и заживем счастливо" (при поддержке добрых Соединенных Штатов). "Заграница нам поможет", - сказал однажды Остап Бендер при создании очередного мошеннического мероприятия.

Затем мистическим образом перенесясь в эпоху отца, главный герой проживает один и тот же день в шахтерском городке. Жаль, что перенос во времени - фантастичен. Мне кажется, это довольно отрезвляющая вещь. Ведь достаточно прожить совсем немного жизнью родителей, оказаться в их, так сказать, шкуре, пожить в ИХ эпоху - и вы совсем по-другому взгляните на самих родителей и на их время.

Финал картины оптимистичен. Главный герой разрывает, наконец, петлю времени, перерождается, возвращается домой и видит себя со стороны, помирившимся с отцом.

В общем, рекомендую всем для просмотра эту замечательную киноленту нашего земляка, Народного артиста Российской Федерации Владимира Хотиненко!

Ернар Шамбаев

Свобода выбора

Почему я не могу выйти замуж?
Хороший вопрос. Попытаюсь в этом разобраться. 
Мы все сейчас живём в системе рыночных отношений. А лично моё поколение с самого рождения живёт в этой системе. Я сейчас не про закон «Спрос рождает предложение», а немножко про другое. С раннего детства отовсюду, буквально из каждого утюга мы слышим одни и те же фразы. О свободе. Нет, не в широком смысле (это слишком абстрактно), а о вполне двух конкретных свободах – слова и выбора. Свобода слова – это отсутствие какой бы то ни было цензуры. В принципе, вещь хорошая, но у нас же меры не знают и перегибают палку. Но речь не об этом. Я, всё-таки, про свободу выбора. В чём это проявляется – с кем играть в песочнице, в каком кружке заниматься, в какой ВУЗ поступать, какие туфли покупать… Этот же закон срабатывает и в сфере отношений. 
Родилась бы я в какие-нибудь 50-ые годы 20 века, и было бы всё совсем иначе. Обратил бы на меня внимание какой-нибудь славный парень, партийный, работяга, с мозолистыми руками и добродушной широкой улыбкой; и ходила бы я вся такая в него влюблённая, безумно счастливая, ещё бы всем его в пример приводила, говорила бы, что «мой Вася и комсомолец, и стахановец, да и вообще самый что ни на есть благонадёжный человек». И был бы он – рабочий, а я – … Нет, не колхозница. Я бы была учительницей русского языка и литературы. И проходили бы мы с моими учениками (поголовно пионерами) только великих советских писателей, а Горький для нас был бы вообще светом в окошке (и совсем не важно, что я Ильфа и Петрова и Булгакова люблю). И ездили бы мы все по осени на колхозные поля собирать колхозную картошку – была бы я первая красавица в фуфайке, красной косынке и резиновых сапогах. И нарожали бы мы с Васей не менее четырёх детей (в Советском Союзе, насколько я знаю, более чем положительно относились к многодетным семьям). Вот так вот. А что сейчас?
А сейчас у нас у всех свобода выбора. И если вы думаете, что выбирают сейчас только парни – вы ооочень глубоко ошибаетесь. Мы, девушки, тоже выбираем. Правда из числа тех, кто выбирает нас, но это не важно. Ну что ж, рассмотрим для примера того же Васю. Сейчас он уже не комсомолец – трудяга обыкновенный. Книги и в школе не читал, не говоря про настоящее время. Фильмы тоже смотрит не особо интеллектуальные – про ментов, чтоб стреляли побольше. Ну, и футбол конечно, под пивко. Хороший Вася, и улыбка у него такая же широкая, но, позвольте, господа, что-то тут не то. Я-то всё так же учительница русского языка и литературы, воспитанная на классике, особо почитающая 19 век. И театр люблю безбожно, с такой силой, что хоть работать в пору туда идти (гардеробщицей, с дипломом о высшем педагогическом образовании). Ну и зачем мне такой Вася, который говорит «позвОнишь» вместо «позвонИшь», и даже «Каштанку» Антон Палыча не читал. Более того, он про Антон Палыча даже и не слышал. Ладно, скрепя сердце, зажмурив глаза (только левый – правым я жмуриться не умею) ещё можно было бы с этим как-то смириться – можно ведь любого человека, даже пропащего перевоспитать. Тем более мне – у меня же педагогическое образование! Но, у нас ведь свобода выбора. Да и детей в таком количестве рожать уже вроде как и не обязательно… Поэтому я начинаюсь более внимательно присматриваться к этому славному Васе – как никак, генофонд для будущего потомства выбираю. Ой, лучше б я этого и не делала! Вот скажите мне, уважаемые, что самое главное в мужчине? Нет, не ум. И даже не рост. И даже не аппетит. Про «храпит – не храпит» речь вообще сейчас не идёт. В мужчине самое главное – нос. Это очень сложный вопрос. Нос не должен быть маленьким, курносым, но и не должен быть сильно большим, армянским или грузинским (Гиви и Ашот совсэм нэ в моём вкусе, да?). Нос должен быть правильным, греческим. Ну на крайняк римским. Так, а что у нашего Васи с носом? Мать моя женщина! И за этого-то мужчину я чуть ли не вышла замуж? Он же, прости Господи, на персидского кота похож… или как будто ему кто-то именно по носу лопатой треснул, что всё сравнялось. В общем, от Лорда Волан-де-Морта он ушёл не очень далеко. Нет, я понимаю, я признаю, что я не идеальна. Да, у меня тоже есть свои проблемы – у меня грудь маленькая. Ну и что? Это же не обязательно передастся моим детям, может, у меня вообще будут исключительно сыновья, и их этот вопрос не будет волновать абсолютно, а вот нос… Нос это серьёзно. В конце концов, лично я людей исключительно по носу и встречаю. Некоторых, кстати, сразу же по нему и провожаю, особо не вникая, чего у них ещё есть. Так что решено: с Василием нас ничего не связывает и связывать не может – он абсолютно не в моём вкусе.
Вот поэтому я и не замужем. Во всяком случае, пока.

=)

Спектакль «Мастер и Маргарита»

25 апреля 2013, в 16-00 Я и несколько девчат и ребят из молодежного объединения Славянского центра побывали на спектакле «Мастер и Маргарита», который был поставлен Русским академическим драматическим театром имени М.Горького города Астаны. Это был мой первый спектакль который мне очень понравился. Я просто удивлена как люди легко вошли в роль. Этот роман очент интересно читать, смотреть фильм и смотреть в живую спектакль. я очень была рада. Спасибо огромное вам!Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был закончен и при жизни автора не издавался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.


Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…


Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»… К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».


Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и совсем юные, находя в нем что-то сказочное и таинственное для себя, что оставляет след в их душах на все последующие годы.

На спектакле «Мастер и Маргарита»

Сегодня, 25 апреля 2013, в 16-00 я и несколько ребят и девчат из молодежного объединения Славянского центра побывали на спектакле «Мастер и Маргарита», который был поставлен Русским академическим драматическим театром имени М.Горького города Астаны.

Как известно, знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова - это одно из сложнейших для постановки произведение. Над экранизациями "Мастера и Маргариты" вообще словно витает злой рок. Большинство проектов было по тем или иным причинам (порой, мистическим) сорвано, а те, что доводились все-таки до завершения, были не очень убедительны.

Понятное дело, что в два часа (а именно столько длится спектакль, который мы посмотрели сегодня) невозможно уместить книгу Булгакова, поэтому сокращения неизбежны. Отсутствуют хулиганские выходки свиты Воланда в Москве, нет сеанса магии с разоблачением и других эпизодов, но мне кажется, ключевые сцены в романе были перенесены на сцену. Что касается меня, то мне спектакль понравился. На сцене была создана мистическая атмосфера, и думаю, вряд ли кто из присутствующих пожалел о потраченном времени :D

В заключение скажу, что в роли Мастера сыграл Денис Анников, в роли Маргариты - Светлана Фортуна, в роли Воланда - Роман Чехонадский. Режиссер-постановщик - Гульсина Миргалиева.

Фрагмент из спектакля (Бал у сатаны):

Зарифулла Басыров, участник ВОВ

   

БАСЫРОВ  ЗАРИФУЛЛА  ШАЙДУЛЛОВИЧ-

участник Великой Отечественной войны, воевал в составе Белорусского фронта.

 

Зарифулла Шайдуллович скупо делится воспоминаниями о своем боевом прошлом, о горьких и тяжелых днях боев и отступлений, об убитых товарищах. Но память не хочет забывать, не дает покоя бессонными ночами. Один из самых памятных моментов военного времени-февраль 1945 года. Старшина Басыров и его однополчане заняли плацдарм около плотины на реке Одер. Фашисты безуспешно вели атаку, а потом открыли заслонки на плотине и  советские солдаты оказались в ледяной воде. Шесть долгих часов  они вели бой.

Плацдарм отстояли, но все бойцы попали в медсанбат с переохлаждением организма. До этого эпизода в его биографии были бои за освобождение Белоруссии, Польши, для него война закончилась на территории Германии.

      За проявленное мужество и храбрость в боях с врагом Зарифулла Шайдуллович награжден многочисленными наградами, среди которых орден Отечественной войны второй степени, медали «За отвагу», « За освобождение  Варшавы», «За взятие Берлина». В Павлодар Зарифулла Шайдуллович приехал в середине семидесятых, устроился слесарем на Павлодарскую ТЭЦ-2, затем  работал машинистом котла. После выхода на заслуженный отдых работал еще 18 лет на других рабочих должностях.

    Сейчас с ним поддерживают связь, опекают его активисты сектора «Милосердие» татаро-башкирского центра Венера Шакуровна Даулетдиновна и Марьям Хамзеевна Шихова. « Они навещают меня,- с теплотой отзывается фронтовик о своих помощницах, -вместе вспоминаем традиции башкир и татар, говорим на родном языке. Венера и Марьям скрашивают мое одиночество, исполняя татарские песни, отчего сразу становится тепло на душе. Мысленно возвращаюсь в родной поселок Буинск, вроде с родней пообщаюсь. Они готовят мне пищу, приносят лекарство, стирают и вообще заботятся обо мне.  Теплом и уютом наполнился мой дом, жить стало радостнее»

 

Нэлли Зиновьева

Владимир Шиллер об отце

Последний концерт

Незавидной была доля сотрудников КГБ, охранявших здание посольства ФРГ в Москве. Тянуть здесь лямку службы было чистым наказанием. Трудный участок: даже в лютые морозы здесь следовало держать ухо востро, а все подходы к германскому представительству - в поле зрения. Бдительно и круглосуточно. Многое видели здесь чекисты, многое пережили. Многое... Но всё это были мелочи по сравнению с тем, что произошло здесь в один из августовских дней 1985 года, накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Такое не могло присниться даже в страшном сне...

История Владилена Шпакова и Людмилы Садовник

Моя фамилия - Шпаков Владилен Семенович. Я - ветеран русского народного хора имени А.И.Шиллера. Как я пришел в хор?

В 1961-м году после службы в армии я приехал в город Павлодар, где жили мои родители. Петь я всегда любил, в армии участвовал в хоровой самодеятельности. Узнал, что в городе есть русский народный хор. Занимались они тогда при заводе "Октябрь". Я пришел - меня прослушали и оставили. С тех пор, а это был 1962-й год, правда, с перерывами, я пою в этом хоре. В этом 1962 году мы уже защитили звание народного, а в декабре были на гастролях в Киеве. Помню концерт в совпартшколе. Мы исполняли песню "Реве та стогне Днiпр широкий", зрители стоя нам аплодировали. Эта песня звучала для них, как гимн. По возвращении мы много давали концертов по городам нашего Казахстана и России, во многих селах нашей области. В 1967-м году мы выступали в Москве на ВДНХ и на сцене Большого театра. Это были дни культуры и искусства Казахстана в Москве. Всё второе отделение концерта было отдано нашему хору. А открывал второе отделение Ермек Серкебаев, с которым мы там познакомились. Были у нас встречи в Целинограде с Александрой Пахмутовой и со вторым в истории космонавтом Германом Титовым.



В хоре было очень много интересных людей: Георгий Бенуа, знаменитая семья музыкантов и художников, Валентин Евгеньевич Эмме - капитан второго ранга крейсера "Аврора", журналист, поэт и наш ведущий концертов Сергей Музалевский. Хочется вспомнить своих друзей, что стояли у истоков хора: Аркадий Кистнер, Виктор Размолодин, Анатолий Корниенко, Павел Порубай, Михаил Чириков, Анатолий Ситников, Вадим Албычев. Со своей будущей женой, Людмилой Николаевой Садовник, я познакомился в хоре. Поженились мы в 1970-м году, в том же году у нас родилась дочь. И вот, по семейным обстоятельствам, я временно не стал посещать хор. После выхода на пенсию времени у меня стало достаточно. Потом я узнал, что хотят собрать ветеранов хора заняться пением. А самых первых участников сейчас в хоре три пары: это чета Николая и Лидии Галушек, Владимира и Антонины Кошелевых, ну, и мы, Шпаковы-Садовник, которые до сих пор семейно поем и дружим.

*****

Я, Садовник Людмила Николаевна, пришла в Народный хор в 1966-м году. Позвала меня участница хора Любовь Гуряшина. Александр Иванович Шиллер как раз приглашал желающих петь.

Мне крупно повезло. В 1967-м году хор пригласили в Москву на дни Казахстанской культуры. Выступали на сцене Большого театра вместе с корифеем казахстанской сцены Ермеком Серкебаевым и с республиканским ансамблем танца "Гулдер". Это были незабываемые дни. Выступали на открытой сцене ВДНХ. Народный хор, танцевальная группа и оркестр народных инструментов - эти три коллектива были, как одна семья.

Выступали на разных площадках, в домах культуры, на полевых станах, выезжали в Рубцовск на празднование 25-летия тракторного завода, который был перевезен из Липецка во время войны.

Досуг мы тоже проводили вместе. Можно сказать, что мы жили одной семьей, делившей и радости, и горести. Коллектив был молодой, поэтому образовывались семейные пары: Шлейхер Александр и Левенец Валентина, семья Николая Галушки и Лидии Клочай, Кошелевых Владимира и Антонины, Чирикова Михаила и Зинаиды. Нашла и я свою вторую половинку - Шпакова Владилена Семеновича, который поет до сих пор в свои 75 лет.

Хороший жизненный заряд дал нам Александр Иванович, воспитав в нас чувство единения, сплоченности, умение дружить. А самое главное - это любовь к русской песне. Посмотрите на нынешних участников хора - они никогда не устают петь, даже после концертов поют. Выступают на самых разных площадках, в любую погоду.

Поэтому вызывает недоумение отношение городского отдела культуры, который ни разу не счел возможным познакомиться с этим прославленным коллективом, золотым фонда нашего города.

Есть предложение - открыть мемориальную доску Александру Ивановичу Шиллеру на здании, где хор репетировал.