Блоги

Новая награда В. Хотиненко!

23 января 2015 года в Москве вручили главную кинопремию России – «Золотого орла». В номинации «Лучший телефильм и мини-сериал» награда досталась нашему земляку, режиссёру, почётному члену Правления Славянского центра и по совместительству родному брату Татьяны Ивановны Кузиной – Владимиру Хотиненко за фильм «Бесы». От всей души поздравляем Владимира Ивановича с заслуженной наградой и ждём его новых удивительно глубоких и важных фильмов!

 

Поздравляем, Владимир Иванович!

 

В храме Христа Спасителя прошла 22-я церемония награждения лауреатов Международной премии «Человек года». Её учредители – Русский биографический институт совместно с Институтом экономических стратегий. Премия вручается за наиболее значимые достижения в сфере науки, культуры, государственного управления, социально ответственного бизнеса, благотворительности, просветительства. Среди лауреатов уходящего 2014-го – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, президенты России, Казахстана, Белоруссии, Армении, председатель КНР Си Цзиньпин. Премии вручены академику РАН Лео Бокерии, председателю Законодательного собрания Севастополя Алексею Чалому, журналисту ВГТРК Александру Рогаткину, народному артисту СССР, худруку Малого театра Юрию Соломину, кинорежиссёрам Никите Михалкову и Владимиру Хотиненко, главному редактору «ЛГ» Юрию Полякову и другим.

("Литературная газета", № 50, 17.12.14)

Сердечно поздравляем Почётного члена правления Славянского центра В.И. Хотиненко с заслуженной наградой!!!

Киноафиша: "Бесы" В. Хотиненко!

Внимание! Внимание! Внимание! Не пропустите!

"БЕСЫ"

В воскресенье с большим удовольствием посмотрела премьеру фильма Владимира Хотиненко «Бесы». К творчеству Достоевского неравнодушна со школьной скамьи, мне близки темы, которые он поднимает, глубина его мироощущения. Я всегда с великим наслаждением поглощаю его великолепную прозу, витиеватую, насыщенную, необыкновенную! На мой взгляд, он актуален ВСЕГДА, и не нужно что-то осовременивать при создании театральной постановки, экранизации фильма, потому что те характеры, которые вышли из-под пера Фёдора Михайловича, были и будут всегда. Сколько их, раскольниковых, мышкиных, ставрогиных, верховенских… особенно ставрогиных и верховенских, особенно сегодня!

К экранизации литературных произведений отношусь с пониманием, что фильм – это уже не роман в его изначальном виде, это совершенно новый продукт, который появляется на свет при участии группы творцов: писателя, режиссёра, актёра и зрителя, тогда как книга – всего лишь дуэт писателя и буйной фантазии читателя. Никому нельзя запретить фантазировать, поэтому сравнивать неправильно! Нужно прислушаться к себе и понять, насколько совпал нарисованный воображением книжный мир с тем, который видишь с экрана. С «Бесами» больших противоречий внутри себя не заметила.

Чувствую глубокое проникновение в идею романа, личности его героев. Это возможно не только благодаря тому, что Владимир Иванович хороший читатель, глубокий, вдумчивый, сказалось и понимание личности самого Достоевского. Без этого понимания трудно разобраться, о чём повествует рассказчик, а тем более что-то объяснить зрителям.

Замечательной находкой считаю появление в фильме господина Горемыкина, который не только заменяет скучный монолог автора, делая восприятие событий более живым, но и подталкивает зрителя к каким-то умозаключениям, анализу. Это и иная подача событий на новый лад: любят у нас детективы, это и некая параллель с любимым у нас Шерлоком Холмсом. Но Горемыкин в фильме не только связующая нить, но и личность со своей позицией, своими сомнениями.

Здорово представлен в фильме образ бесовщины! Я в восторге от бабочки, такой прекрасной издалека, но такой уродливой при рассмотрении через микроскоп. Это и есть сущность самого Николая Ставрогина, умного, красивого снаружи, но способного на страшные поступки. Бабочка, приколотая к доске без права на жизнь – не это ли итог самого Ставрогина? Сильный художественный образ!

Из актёрского состава больше всего отмечаю игру актёра, сыгравшего Верховенского-младшего. Негодяй из него получился убедительный, а танец в окружении свиней – это ещё один лик бесовщины.

При просмотре фильма мелькнула мысль, что если поступки Ставрогина в отношении Матрёши, Лебядкиных, Лизы когда-то казались тяжкими преступлениями, то сегодняшний мир катится вниз: это дело привычное, люди ужасаются, но никто уже не удивляется разбесовавшейся морали. К сожалению, тенденция наметилась нерадужная…

Ну, и, наверное, в заключении скажу о том, какая фраза в фильме «зацепила» меня больше всего. Видимо, она сейчас актуальна для меня, поэтому я не могла не обратить на неё внимание. Это рассуждения Кириллова о счастье: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому». Так может в этом причина проявления бесовщины? Может быть, главная цель каждого человека убедить себя в том, что он создан для счастья, и его назначение творить добрые поступки? Это непросто, и у каждого свои методы…

От всей души поздравляю Владимира Ивановича с замечательной премьерой! Желаю фильму популярности, понимания, а Владимиру Ивановичу – здоровья, новых творческих замыслов и успешного их воплощения!

С большим уважением,

Елена Игнатовская

«Зеркало для героя»

Увиденный мной в этом году фильм Владимира Хотиненко "Зеркало для героя" (1987) стал одним из немногих, которые действительно произвели на меня впечатление. В основе сюжета - перенос двух главных героев во времени: из конца 80-х годов в 1949-й год и повторяющийся один и тот же день. Через несколько лет, в 1993-м году, в США снимут фильм с похожим сюжетом - "День сурка", но фильм Владимира Хотиненко глубже, гораздо глубже.

Этот фильм - об извечном конфликте отцов и детей. Тема отцов и детей, естественно, не нова, но в конце 80-х годов в нашей стране она приобрела дополнительную нагрузку. В конце 80-х я был еще мал и довольно смутно помню детали и тонкости того времени, но зато я отлично помню настроения того времени. Вдруг резко стало всё очень плохо. Со страниц авторитетных журналов и газет, с экранов телевизора, с киноэкранов навязчиво зазвучала одна мысль: мы живем в самой плохой стране, все предыдущие 70 лет наша страна жила неправильно, всё нужно менять, всё нужно ломать, так жить дальше нельзя, перемен требуют наши сердца.

Фильм начинается с ожесточенного спора главного героя со своим отцом. Конфликт того времени, конфликт молодежи и старшего поколения - это больше, чем противостояние возрастных групп. То была эпоха слома. Молодежь не захотела жить по-старому, жить так, как жили их родители. Ведь старшее поколение жило неправильно, а "вот мы сломаем эту сгнившую систему и заживем счастливо" (при поддержке добрых Соединенных Штатов). "Заграница нам поможет", - сказал однажды Остап Бендер при создании очередного мошеннического мероприятия.

Затем мистическим образом перенесясь в эпоху отца, главный герой проживает один и тот же день в шахтерском городке. Жаль, что перенос во времени - фантастичен. Мне кажется, это довольно отрезвляющая вещь. Ведь достаточно прожить совсем немного жизнью родителей, оказаться в их, так сказать, шкуре, пожить в ИХ эпоху - и вы совсем по-другому взгляните на самих родителей и на их время.

Финал картины оптимистичен. Главный герой разрывает, наконец, петлю времени, перерождается, возвращается домой и видит себя со стороны, помирившимся с отцом.

В общем, рекомендую всем для просмотра эту замечательную киноленту нашего земляка, Народного артиста Российской Федерации Владимира Хотиненко!

Ернар Шамбаев

Владимир Хотиненко о детстве в Павлодаре

Фрагмент из телепередачи "Монолог", подготовленной общероссийским государственным телеканалом «Культура» в 2012-м году. Известный кинорежиссер, почетный член правления Славянского центра Владимир Хотиненко рассказывает о своем детстве в Славгороде и Павлодаре.

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 2

Часть 2.Федька

         Снимали фильм  «Мусульманин» в Рязанской области, жили  в городе Касимове и каждое утро выезжали на съёмки в деревню Урдово – 30 километров. Я работала целых три месяца на съёмочной площадке с удивительными людьми (и о них будет отдельный разговор – они стоят того). В мои обязанности  входило несколько функций: встретить актёров, разместить (некоторых), а когда они приходили в номер  к Владимиру  Ивановичу обговаривать сцены на завтра – угощать кофе, не мешая творческому процессу. Было интересно наблюдать за творческим процессом – я умею общаться молча, очень люблю репетиционные моменты!

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 1

 

Часть 1. Личный гримёр Евгения Миронова

«Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придет Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…» - это цитата из монолога героя фильма «Мусульманин» Николая  (роль которого исполнил Евгений Миронов). Она приводила всех на съёмочной площадке в состоянии слёз, ведь было сложное время – надо было выжить, моля Всевышнего о помощи. Мы с братом были воспитаны бабушкой в вере того, кто создал мир и приходит на помощь, если ты этого желаешь.  Это потом я услышала на съёмках эту фразу, а  молилась каждый день – в надежде, что даст Бог силы пережить ужас наступившего времени.  Я работала художественным руководителем филармонии, концертов не было, планы гастролей срывались, в самой филармонии происходили непонятные вещи, а жить надо было… На дворе стоял 1995 год. Ещё не было нашего Славянского центра.

«Всё из детства» Часть 2. Клятва

Я говорила, что не хочу писать по хронологии – как-то вспоминается самое яркое тогда, когда бывает ситуация. Вот она и появилась… и я вспомнила, как мы с Вовочкой («Владимиром Хотиненко» - прим. сайта) давали клятву. Он когда-нибудь напишет свои воспоминания, а я всё-таки была старше его, и у меня свои воспоминания, но точно знаю - клятву мы сдержали.

Всё из детства (о Владимире Хотиненко)

Вот так случилось, что желая писать воспоминания о Владимире Хотиненко,  я никак не могла облечь это желание в форму практическую. То времени не хватало, то страх перед задачей возникал, ведь не писались же дневники, да и не фиксировали специально в памяти события, но, как говорят, – «всё из детства». Проходит время, и в разговорах с друзьями, знакомыми, учениками начинают всплывать отдельные эпизоды детства, юности и…  Хотя давно хотелось, чтобы кто-нибудь взялся писать книгу о Владимире Ивановиче, но, видно, не время было…