Блоги

"Поют мои друзья"

13 ноября в Доме дружбы прошло мероприятие под звонким названием " Поют мои друзья".Концертная программа была необычно насыщенна и интересна.

Двадцать шесть музыкальных номеров радовали полный зал гостей.

Множество песен участники посвятили Казахстану, столице и конечно же Павлодару.

Выступало шесть музыкальных коллективов и десять сольных исполнителей.


Два номера программы исполнила молодежная группа клуба Бардов славянского центра.

Так же огромную помощь в подготовке к концерту оказали волонтеры.

В гостях у Александра Сергеевича…

Произведения Александра Сергеевича Пушкина сопровождают нас всю жизнь: в детстве – это замечательные сказки, стихи о природе; позже – стихи о любви, гениальный «Евгений Онегин», потрясающие романы в стихах и в прозе… Перечитывая его творения, мы в каждом возрасте открываем для себя что-то новое, то, что осталось ранее незамеченным… И каждый раз испытываем удивление, восхищение, благодарность и признательность.

Ежегодно 6-го июня собирает всех любителей поэзии на свой день рожденья великий и непревзойденный классик русской литературы Александр Сергеевич Пушкин. В Павлодаре в этот день в честь славного именинника традиционно (уже в 9-й раз!) проводится поэтический Пушкинский марафон «Солнце русской поэзии» и празднуется День русского языка.  

В теплой, дружеской обстановке собираются на нашем марафоне люди близкие друг другу по духу, родственные души, ценители поэтического слова. Здесь бок о бок поэты и их почитатели, люди искусства и их поклонники…

Итак, вперед – в гости к Александру Сергеевичу!

Встречайте, ведущая поэтического марафона – наша неутомимая хранительница павлодарского литературного очага Колодина Наталья Александровна.

Открыли наш марафон две сестрички – Колодина Таира и Черченко Дарья: дружно взявшись за руки, они прочли нам свои любимые стихи Пушкина.

Маленький Влад Кузин очень выразительно прочел нам любимое всеми детьми «Лукоморье».

А за выступлением этих маленьких звездочек наблюдали, затаив дыхание, любящие бабушки – Колодина Наталья Александровна и Кузина Татьяна Ивановна…

Продолжили семейную эстафету Полина и Назарий Стенины,

семья Абдыкалыковых из школы № 13 вместе со своим идейным вдохновителем – библиотекарем Ольгой Павловной Чайкиной.

Маленькая Полина Пилипенко, частая гостья на наших мероприятиях, повеселила нас шуточным стихотворением Андрея Усачева «У Лукоморья кот зеленый» и прочла стихотворение Ольги Григорьевой «Первый листок».

Александр Сергеевич Пушкин – солнце русской поэзии, но у нас в Павлодаре тоже есть свое солнышко – самый настоящий солнечный поэт, которого любят и взрослые, и дети – Елена Игнатовская. Весной у Елены прошла презентация замечательной книги детских стихов «В огороде нашей школы», и стихотворение «Большое будущее» из нового сборника поэтессы прочел ее маленький друг Кухарев Миша.

Порадовали нас чтением стихов А. С. Пушкина учащиеся русского класса Школы Национального Возрождения при Славянском культурном центре Дарья Чекунова

и Никита Савельев.

Пришли в гости к Пушкину и «детки» постарше – активисты молодежного крыла Славянского центра Макеев Артём

и Выприцких Кристина.

Кристина просто наповал сразила нас стихами собственного сочинения и безупречными поэтическими предпочтениями!

Свои любимые стихи русских поэтов читали нам студенты Павлодарского колледжа информационных технологий и бизнеса и Павлодарского колледжа управления.

Особенно всех покорил студент Павлодарского бизнес-колледжа Аксютич Игорь: он просто-таки взорвал зал очень артистичным и эмоциональным чтением стихов Семена Исаева.

Бурю оваций по праву завоевала и ученица музыкальной школы № 1 Рудишева Диана: ее поистине гениальное чтение стихов Сергея Есенина потрясло всех нас до «мурашек». Кстати, на прошедшем недавно 50-м юбилейном республиканском музыкальном фестивале-конкурсе Диана стала лауреатом I степени в номинации «Фортепиано» в старшей возрастной группе.

Удалось завоевать наши сердца и Бектемировой Бекдане, ученице школы № 35. Бекдана прочла стихи собственного сочинения о Пушкине, а также стихи своих любимых авторов: Алексея Кольцова, Александра Твардовского и нашего павлодарского поэта Ольги Григорьевой. Наталья Александровна пригласила юную любительницу поэзии в наш Славянский центр, высказав тем самым всеобщее пожелание, ведь Бекдана, действительно, что называется, «наш человек» – неравнодушный, искренний, читающий и пишущий!

Кстати, наш павлодарский поэт Ольга Николаевна Григорьева была приглашена на день рожденья к Пушкину в Москву, и обещала помахать нам всем с Красной Площади на Пушкинских празднествах))). Но, благодаря юным поклонникам ее поэзии, стихи Ольги Николаевны звучали на нашем вечере связующим звеном между Павлодаром и Москвой златоглавой!

Посетили наш марафон и постоянные соратники Славянского центра – члены Павлодарского Дома географии Анастасия Хмоленко

и Павел Леонов, прочитавший стихи собственного сочинения.

Добрый и преданный друг Славянского центра – актриса Павлодарского драматического театра им. А. П. Чехова Халима Хазиева порадовала своих павлодарских поклонников чтением стихов Беллы Ахмадуллиной.

Целестина Луценко призналась в особом трепетном отношении к сказкам Пушкина и прочла отрывок из «Сказки о мертвой царевне».

Выступление павлодарских поэтов открыла Захарова Ольга Александровна – новое имя на павлодарском Парнасе. Ольга Александровна прочла свои стихи, которые нашли живой отклик в наших сердцах, особенно запало мне в душу «Пёрышко от Ангела». Конечно же, мы тоже верим, что ангелы незримо присутствуют рядом и оберегают нас!

Павлодарский поэт Константин Лунин не просто прочитал, а пламенно пропел нам свои новые стихи о Старом Павлодаре!

Павлодарская поэтесса Евгения Васильевна Юдинцева призналась, что с детства «приросла» к Пушкину, с детства любит его сказки и стихи о природе, и прочла свои стихи о долгожданном лете и стихи о любви к Родине дагестанской поэтессы Раисы Ахматовой.

Тема любви к Родине и к родной природе близка и нашей поэтессе Наталье Борисовской: из ее уст прозвучали проникновенные стихи о нашем общем доме Казахстане и не менее красивые стихи о живительном дожде.

Заглянули к нам на огонек и члены бардовского клуба «Серебряные струны»: Маулен Кожахметов с красивой, но пронзительно-грустной песней «Ничего не вернуть»;

Константин Симонов полонил всех своим песенным признанием в любви.

Павлодарский поэт Марина Юрченко призналась, что Пушкин для нее является немеркнущим литературным маяком, поделилась меткими цитатами из Пушкина и прочла свои стихи «Звезды немеркнущие» о любимых поэтах Пушкине и Лермонтове и стихотворение «Где же вы, поэты?».

Елене Вайберт, как истинному поэту, для написания стихов достаточна самая малость – капелька вдохновения и что-нибудь интересное, подмеченное в природе. Например, из найденного на даче накануне птичьего перышка (счастливая примета!) родились за один вечер стихи о юном мальчике – будущем поэте Саше Пушкине, из-под пера которого родятся настоящие шедевры…

Игорь Неустроев прочел стихи, посвященные любимой дочери Даше.

Поэтесса Наталья Щепко продолжила тему поэтов и поэзии, рассказала о моментах, «когда не пишется» и пожелала всем собравшимся, чтобы муза всегда сопровождала нас по жизни и верно шагала с нами рука об руку.

На любом концерте бывают импровизации и отступления от сценария. Вот и на нашем Пушкинском марафоне Александр Шорохов (знакомый нам по бардовским концертам) вдруг рванул к микрофону и пригласил на сцену Ивана Кандыбаева, поклонником которого является!

По горячей просьбе Александра Иван Иванович прочел его любимое стихотворение «Помоги мне заново родиться» из своего последнего сборника стихов «Выбираю любовь».

Затем Иван Кандыбаев по устоявшейся уже марафонской традиции читал свои любимые стихи Сергея Есенина и среди них – знаменитый «Монолог Хлопуши».

Елена Игнатовская – наше павлодарское солнышко! – продекламировала нам стихотворение любимого поэта Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте» и просто «порвала зал» (иначе не скажешь!), когда читая строчки

                                Я

                                   достаю

                                                 из широких штанин

                                 дубликатом

                                                  бесценного груза.

                                 Читайте,

                                                  завидуйте,

                                                               я –

                                                                    гражданин

                                            Советского Союза!

Лена достала «паспорт» из «широких штанин» и ее гордые слова «Я гражданин Советского Союза!» нашли самый горячий отклик в сердцах собравшихся и были встречены просто шквалом аплодисментов!

Слушая пламенного Маяковского в исполнении нашей Лены, мне вдруг вспомнились его строчки из другого стихотворения: «…Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». Сейчас имя Владимира Ильича Ленина, увы, утратило былую популярность, и, думаю, «на злобу дня» можно было бы перефразировать классика так: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Пушкин»!!!

Ну, а тем временем, «плавно перейдя от Маяковского к Игнатовской» Елена прочла нам свои стихи-размышления о собственной родословной «Фамильный вопрос».

Дорогая Леночка, нам, твоим верным почитателям, твои «русские уши и нос» и «русская сущность» твоя – милее во сто крат любых других иностранных сущностей, как ближних, так и дальних! 

Ну, и честь завершить наш IX Пушкинский марафон выпала, конечно же, нашей любимой нянюшке всех времен и народов Татьяне «Родионовне» Кузиной (так образно и точно окрестила Татьяну Ивановну Елена Игнатовская)!

Татьяна Ивановна рассказала о том, как однажды в Москве была свидетелем спора африканского гражданина и российского журналиста о том, «чей же» Пушкин – наш, русский, или же их, африканский… И по словам Татьяны Ивановны российский журналист с честью вышел из проблемной ситуации и ответил африканцу так: «Гордитесь, что мы, русские, присвоили Пушкина, и все мы сегодня говорим на языке великого Пушкина – африканца русского

Поведала нам Татьяна Ивановна о посещении Пушкинской усадьбы, о знакомстве с письмами его нянюшки Арины Родионовны, рассказала об этой удивительной женщине. Хвала и честь таким нянюшкам, которые воспитывают великих людей!

Хочется верить, что наш дорогой Александр Сергеевич Пушкин был в этот вечер с нами, и слушал, незримый, прислонясь к колонне, выступления всех горячих поклонников поэзии… Слушал, радовался и благословлял всех нас на дальнейшие литературные подвиги и поиски!

Вот так незаметно пролетели три часа, и наш марафон подошел к концу…

Напоследок, мы по традиции сделали фото на память. Правда, к концу нашего марафона количество участников заметно поредело (но на то это и марафон!), ибо, как сказала Колодина Наталья Александровна: «На старт выходят многие, а до финиша добираются – лишь победители!»

Поэтому на фото – самые стойкие, самые верные, самые преданные – истинные марафонцы!

В заключении хочется сказать следующее. При жизни Пушкин испытал слишком много несправедливости, как и большинство истинно гениальных людей. Но потомки Пушкина по всему миру (имею в виду всех нас, говорящих на русском языке) хранят память о великом человеке, передают ее от поколения к поколению, от педагога – ученику, от человека – человеку… Таким образом мы сегодня, здесь и сейчас, в том числе восстанавливаем поруганную справедливость, воздаем с лихвой недовысказанную и недовыказанную любовь, восхищение и почитание безмерного Гения, Поэта, Гражданина и Человека. Но – оглянитесь! – рядом с нами, бок о бок живут и творят немало людей творческих, тоже талантливых, тоже гениальных. Давайте восхищаться ими, благодарить их сейчас, при жизни… Ведь человеку, даже великому, так мало нужно в жизни – просто доброе слово, дружеское плечо и моральная поддержка.

В хорошем фильме «Бедная Саша» маленькая девочка Александра, тёзка великого поэта, с горечью восклицает: «Как люди жили, как тонко чувствовали!.. Почему же они сейчас ничего не чувствуют???» Да, к сожалению, сейчас человек «обмельчал», мы чаще сталкиваемся с бездуховностью и недостатком культуры… И вот такие мероприятия, как наш сегодняшний поэтический марафон, призваны зажечь в человеке искру духовности, неравнодушия, подлинного патриотизма, пробудить от сна наши души и посеять разумное, доброе и вечное, которое даст прекрасные плоды. Порадовало, что на наш Пушкинский огонек пришло так много хороших ребятишек и замечательной молодежи – искренней и неравнодушной!

Ну, а закончить рассказ о нашем марафоне мне бы хотелось стихами нашей павлодарской поэтессы и композитора – Людмилы Николаевны Бевз.

И снова по ступенькам к пьедесталу

Струится ручейком поющий люд.

И солнце в Павлодаре ярче стало!

Здесь Пушкина читают и поют.

И памятник, что он воздвиг незримый,

Сегодня в сердце каждого из нас,

И пусть в поэзии мы все лишь пилигримы,

Вперёд, друзья! В дорогу, в добрый час! 

Да не зарастет трава к Пушкинскому нерукотворному памятнику, да не угаснет его вечный маяк, освещающий дорогу всем пишущим и ищущим! 

Пушкинский марафон, г. Павлодар,

КЗ «Достык», 6 июня 2017 г.

Наталья Гайдук

Внимание: Ода "Служителю Слова"!!!

ОО «Славянский культурный центр» 

Павлодарский дом географии 

Центр русского языка и культуры ПГПИ 

  

 Служитель Слова 

Литературный вечер, посвященный 150-летию издания  

«Словаря живого великорусского словаря» Владимира Даля 

12 ноября в 15:00  

Актовый зал Дома Дружбы 

ул. 1 мая, 35/1

Васильевские места в Павлодаре

Дом-музей П. Васильева:

Памятник П. Васильеву во дворе музея:

В музее П. Васильева:

Брат поэта В.Н. Васильев в Павлодаре:

Этим летом в Полоцке

"Беларусь - это картина истории на фоне природы", сказал один из героев фильма «Вот это любовь!» и был недалек от истины. Эти слова можно отнести практически к любому городу Синеокой (особенно к западной его части), но сегодня я расскажу о своей июльской поездке в самый древний город Беларуси - Полоцк.

Беларусь особенно хороша весной, в мае. Но и летом она тоже красива, несмотря на постоянные дожди, досаждавшие в этом году в июле, но тем не менее не помешавшие мне увидеть город, первое летописное упоминание о котором относится к 862 году. Хотя последние археологические раскопки под руководством Дениса Дука доказывают, что город еще старше и существовал, по крайней мере, в 780-м году. За это время сменилась куча общественных строев и бесчисленное количество государственных образований (Полоцкое княжество, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР, Республика Беларусь). Достопримечательности и памятники культуры в Полоцке встречаются буквально на каждом шагу.

1. Софийский собор. Один из самых ранних храмов Древней Руси и самая древняя каменная постройка на территории современной Беларуси.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

2. Борисов камень. Памятник письменности XII века. Есть примета: если обойти его три раза, положить руку на него и загадать желание (что и было осуществлено вашим покорным слугой :D ), то в ближайшее время оно сбудется.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

3. Памятник Евфросинии Полоцкой. Великая просветительница XII века, причисленная к лику святых.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

4. Памятник Франциску Скорине. Великий первопечатник (первым перевел Библию на белорусский язык), в честь которого в Беларуси названо почти всё.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

5. Памятник Симеону Полоцкому. Писатель, поэт и богослов XVII века.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

6. Памятник кривичам. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

7. Географический центр Европы. В 2008 году специалисты РУП «Белаэрокосмогеодезия» рассчитали, что географический центр Европы находится в Полоцке. Позднее это было подтверждено в российском ЦНИИ геодезии, аэросъемки и картографии. Сами беларусы шутят, говоря, что находятся в эпицентре Европы :D

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

8. Памятник в честь буквы Ў. 22-я буква белорусского алфавита.

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

9. Ну и, конечно, я не мог не посетить мемориальный комплекс «Курган Бессмертия». Вечная слава героям!

Полоцк, Беларусь, Ернар Шамбаев

Да пабачэння, сябры!

Ернар Шамбаев

Пасха

Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14).

Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение – в ночь на Пасху.

Празднование на Руси

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» – все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

 

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста (см. Посты). Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время, картежники, по поверью, могли просить у Бога постоянного везения в картах: для этого надо было взять c собой в церковь туз пик – «винный и, когда священник первый раз произносит «Христос воскресе!», ответить «Карты здеся!», во второй раз – «Хлюст здеся!», а в третий – «Тузы здеся!». Удача не покинет святотатца до тех пор, пока он не раскается в содеянном. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

С Великим праздником!!! Христос Воскрес!!!!

Фотографии 2014 года

 

Ура, ПОБЕДА!!!

Вместе с ярким солнцем пришла в наш город добрая весть из Москвы: павлодарский поэт Ольга Григорьева стала дипломантом Международного конкурса имени Е.В. Курдакова «Купина неопалимая», организованного «Петербургской газетой» совместно с Союзом писателей России. В марте 2015 года исполнилось 75 лет со дня рождения этого замечательного русского поэта и мыслителя, имя которого малоизвестно широкому кругу читателей. Цель конкурса – напомнить о поэте, а также поддержать тех современных поэтов, которые остаются верны традициям русского поэтического Слова.

В конкурсе участвовало более 700 стихотворных подборок из всех уголков России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом члены жюри отметили очень высокий профессиональный уровень присланных работ. Тем не менее, жюри было единодушно в выборе лауреата «Купины неопалимой». Им стал поэт Александр Дьячков из Екатеринбурга. Одним из дипломантов конкурса по итогам голосования жюри при одном воздержавшемся стала наша замечательная Ольга Николаевна! Вторым дипломантом «Купины неопалимой» стал поэт Семён Краснов из Самарской области. Также была учреждена специальная поощрительная премия для молодых поэтов до тридцати лет «Соловьиный дождь». Лауреатами этой премии стали поэт из Вологодской области Николай Дегтярёв и поэтесса из Мурманска Екатерина Яковлева.

Награждение победителей «Купины неопалимой» пройдёт 17 апреля на поэтическом вечере памяти Евгения Курдакова в Москве, в Доме писателей на Комсомольском проспекте, 13.

Дорогая, уважаемая наша Ольга Николаевна!

От всей души поздравляем Вас с заслуженной наградой и желаем крепкого здоровья, новых удивительных стихов и книг, а также новых идей и добрых дел во благо Русского языка и Русской культуры! Мы Вас очень любим и гордимся!

От имени всех павлодарцев,

Елена Игнатовская

 

Жаль, что не ночёвка!

Переменчива погода в Сибири весной, но не попутный ветер занёс новосибирцев в наш маленький городок, а ураган непреодолимого желания и смерч жарких уговоров проводника русской культуры на казахской земле Татьяны Ивановны Кузиной. И когда как ни в Наурыз собираться павлодарцам и сибирякам вместе, чтобы русскую гармонь послушать, песни любимые хором исполнить, вспомнить о давней дружбе двух народов. Давно таких гостей в нашем центре не было – играющих, поющих, пританцовывающих лихо, по-сибирски – в самые лютые морозы, в самую обжигающую жару, а посему и праздничная вечёрка в ГДК им. Естая у нас наметилась. На сцене – ансамбль Александра Заволокина «Вечёрка», в зрительном зале – мы, павлодарцы, вокруг – полное единение и всеобщая радость долгожданной встречи.

Никому из сидящих в зале людей не надо было рассказывать, кто такие братья Заволокины: долгие годы программа «Играй, гармонь!», авторами и ведущими которой они были, пользовалась особой любовью зрителей, почему и сама фамилия навеки «заволокла» доброй памятью сердца людей. Дело Геннадия и Александра продолжают их дети, а ансамбль «Вечёрка», который 15 лет назад был создан Александром Заволокиным, сегодня возглавляет его сын Антон.

 

Татьяна Ивановна Кузина представила зрителям гостей праздничной встречи, отметив, что концерт посвящён 20-летию Ассамблеи народа Казахстана, а затем на роль ведущего был назначен руководитель ансамбля Антон Заволокин. Трудно поверить, что некогда его отец Александр Дмитриевич мог петь такую частушку о нашем городе:

Павлодар – красивый город,

Он у берега реки,

Там работают бабёнки,

И сачкуют мужики.

И вряд ли кто-то в это поверил, но шутка зрителям пришлась по душе, а затем зазвучала русская песня. Вместе с исполнителями мы проследовали поездом через необъятную Россию, сделали остановку в ромашковом поле, покатались с любимыми на лодочке, разглядели горящие рябины, и в каждом пункте нашей остановки Антон представлял публике своих коллег.

Александра Тушина – единственная девушка в ансамбле. Сидя в первом ряду, мне хорошо были слышны крики из зала: «Саша, молодец!», и это было заслуженно. Мне показалось, что Александра – самый главный человек в ансамбле, окружённый особой заботой своих коллег-мужчин, да и есть за что: удивительный голос, молодой задор, красавица!

 

Самым сильным представителем музыкального коллектива «Вечёрки» оказался Иван Нагибнев. Справляться с таким огромным музыкальным инструментом, как домра-контрабас, способен только силач. Неспроста в рационе Ивана 99 пельменей на завтрак. И голос у него под стать своему музыкальному другу.


Он исполнил знаменитую песню «Ты ждёшь, Лизавета», а также песню Александра Заволокина «Что ты грустишь?». Но главной песней Ивана на этом концерте, конечно же, стала песня-переложение наказа старца Амвросия «Как жить?». Секрет оказался настолько прост, что его легко было запомнить каждому:

Жить – не тужить,

Никого не осуждать,

Никому не досаждать,

И всем моё почтение! 

В речи Антона 90% рекламного времени занял парень с бубном, он же агроном, он же Андрей Киреев. Главный сердцеед ансамбля, которому тайная поклонница в Москве объяснилась в любви, питая надежду родить от него ребёнка, исполнил песню Александра Заволокина «На свидание иду», а песней «Что так сердце растревожено» разбередил сердца и павлодарских зрительниц.

 

Самым скромным парнем, бойцом невидимого, но оооочень слышимого фронта «Вечёрки» оказался баянист Сергей Козубенко. Очаровательная скромность не помешала Сергею блестяще исполнить обработку «Одинокая гармонь», которую сибиряки посвятили ветеранам-казахстанцам, несколько позже мы примерили на слух и любимые «Валенки».

 

Сам же Антон о себе вообще ничего не рассказал, но очень часто убегал за кулисы, чтобы то одну, то другую гармонь в руки взять, а то и вовсе с флейтой выйти. Вот такой специалист широкого профиля. Наверняка у него в биографии и другие, нам неведомые таланты имеются, но организаторские и музыкальные уж точно налицо.

 

Очень приятно было услышать со сцены посвящение песни «Выходил на поля молодой агроном» почётному агроному Казахстана Моилжану Сулейменовичу Канаеву, который также стоял у истоков создания Алтайского землячества. Позже аксакал сам вышел на сцену, поблагодарил артистов, а на Антона Заволокина по старой казахской традиции надел чапан.

 

Частушечная часть концерта особенно пришлась по душе павлодарским зрителям, они не только пели частушки поочередно с «Вечёркой», но и некоторые, особо горячие зрители, даже залихватски танцевали.


Не могли внимательные новосибирцы не исполнить и любимую песню нашего Президента «Когда весна придёт, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Эту песню с огромным удовольствием пел весь зал, исполнение тщательно записывалось в историю нашего города и сразу же с помощью ветра, дующего в сторону Ак Орды, транслировалось в уши Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, так что он порадовался вместе с нами.

Ну и, конечно же, бесспорным жизнеутверждающим финалом праздника народной песни стала знаменитая песня Геннадия Заволокина «Я – деревня, я – село». Зрители были в полном восторге, кричали «браво» и аплодировали артистам стоя, и если бы не ограничение по времени, то праздничная вечёрка легко могла бы перейти в ночёвку.

Татьяна Ивановна Кузина вручила ансамблю «Вечёрка» благодарственное письмо от Славянского культурного центра,


а исполнительницы хора Шиллера в ответном слове гостям подняли свою музыкальную «Чарочку» за здоровье и во славу русской песни. Сибиряки были тронуты таким тёплым и даже горячим приёмом павлодарской публики и пообещали приехать ещё.

 

В заключение встречи фотография на память

 

и раздача автографов на книгах и дисках с песнями «Вечёрки».

 

 Елена Игнатовская

Широкая масленица по-мински

Проживая в столице Беларуси, я, естественно, не мог обойти вниманием такой яркий славянский праздник, как Масленица, тем более в памяти моей еще свежи события Широкой Масленицы двухгодичной давности, которую наш Славянский центр провел в павлодарских школах.

Конечно же, мой сегодняшний рассказ не сможет отличиться той же полнотой повествования и грандиозным фотоотчетом, как блоговые заметки Елены Игнатовской (с ней в этом вообще мало кто сравнится :D), но пару интересных моментов я постараюсь поведать (и показать).

Минск, как известно, довольно большой город. Город этот разделен на районы, в каждом из которых 21 и 22 февраля 2015 г. были проведены масленичные мероприятия. У Дворца спорта, помимо проведения праздника, продавали рыбные, мясные, молочные, хлебобулочные и кондитерские изделия, в Ботаническом саду устроили гадания на хворосте и поленьях, в Минском дворце детей и молодежи мастерили чучела, в Дудутках организовали шляхетские забавы (стрельбу из лука, перетягивание каната, подарки на масленичном столбе и т.п.), в Силичах мероприятие разделили на тематические зоны (средневековье в Рыцарь-Граде, ярмарка ремесленных изделий в Мастер-Граде). Наверное, самое интересное и насыщенное народное гуляние состоялось в парке имени 900-летия Минска возле «Чижовки-Арены» (большой арт-фест и open-air «Смачная Масленіца»), но мы по определенным соображениям выбрали стоящий рядом с инязом Центральный детский парк имени Горького.

Этот парк был основан в 1805 г. первым губернатором Минска З.А. Корнеевым и первоначально назывался Губернаторским садом, после Октябрьской революции 1917 года парк получил название «Профинтерн», а с 1936 г. за ним закрепляется окончательное название — «парк имени Максима Горького». Рядом с парком протекает река Свислочь, в которой плещутся счастливые утки.

На главной сцене, установленной возле входа в парк, выступали народные коллективы, слышались шутки, прибаутки, присказки и прочее. Мне особенно понравилось "Дзяўчаты, хапайце сваіх хлопцаў" и всё в таком духе ;-) Мы послушали песни, поели блинов, а затем вместе с народным шествием двинулись в другой конец парка, где организаторы развлечения расположили чучело и начали кружить хороводы.

Ну, а в заключение чучело зимы было, само собой, сожжено. Видеодоказательства прилагаются:

Да пабачэння, сябры!

Ернар Шамбаев

Широкая масленица по-павлодарски

Масленица в этом году выдалась просто удивительная! Пройдя мимо площадки, где скоморохи зазывали павлодарцев принять участие в конкурсе по поимке поросёнка и петуха с вручением пойманного трофея в подарок, я поняла, что уйти с Иртышской набережной мне захочется очень и очень нескоро.

Масленичная ярмарка манила не только блинками, баранками да горячим чаем, но и песнями, и плясками. За прилавками – студенты и преподаватели учебных заведений города, а некоторые из них ещё и поэты по совместительству. Это я о Наталье Щепко, преподавателе Железнодорожного колледжа. Наверняка часть этих блинков и другого угощенья она тоже пекла, и даже выращивала яблоки и апельсины, попутно сочиняя стихи о проводах зимы и встрече весны, а раздавала, рифмуя строки о нелёгкой доле русской женщины по примеру  знаменитого некрасовского: «Коня на скаку остановит, в горячую избу войдёт».

 

Пройти мимо задорного частушечника из Химико-механического колледжа было просто невозможно: его колоритные русско-казахские частушки никого из прохожих не оставили равнодушными. Случайно наткнувшись вечером в Интернете на ролик, где я лихо отплясываю под эти самые частушки, я поняла, что именно так и становятся звёздами.

Кстати, снял этот ролик Александр Борщёв, павлодарский фотохудожник, которому тоже дома не сиделось, и он отправился на городской праздник поохотиться за интересными сюжетами.

 

А возле спрятанных под снежным покровом фонтанов самый настоящий конкурс красоты среди соломенных чучел Масленицы. Все улыбчивые да румяные, одна красавица лучше другой, глаз не отвести!

 


Чуть поодаль ещё один конкурс – от застройщиков доступного жилья… для птиц! А среди участников всё те же скворечно-строительные компании корпорации детских садов и школ города. Ждут уже пернатых в наших краях, готовятся, лишь бы они уже поскорее прилетели да весну с собой принесли!

 

На главной праздничной площадке ожидание высокого гостя из акимата. А чтобы народ не скучал –  казахский танец в исполнении танцевального коллектива Дома Дружбы.

И когда заместитель акима Павлодарской области Орсариев Арын Амангельдиевич прибыл на площадь, был дан старт праздничному театрализованному шествию творческих коллективов города.

 

А на площади полным-полно народа, от мала до велика, благо денёк выдался тёплый, снежный!


 

И если одни люди заслуженно веселились, то другие в это самое время продолжали честно трудиться. Среди тех, кто всегда на боевом посту, и обозреватель газеты «Звезда Прииртышья» Владимир Николаевич Бугаев со своим верным другом – фотоаппаратом.

 

Арын Амангельдиевич со сцены поприветствовал павлодарцев и гостей города, поздравил с Масленицей. Затем, как и положено руководителю, огласил основные итоги масленичной недели, пообещав победителям награды.


Согласно отчёту счётной комиссии участники праздника испекли 8 212 блинов! Самым лучшим был признан скворечник, изготовленный мастерами из СОШ №5. Победительницей конкурса красоты-2015 среди чучел Масленицы стала красавица, изготовленная умельцами из яслей-сада №3.

 

А потом гостям праздника подарили свою песню представители белорусского этнокультурного объединения Дома Дружбы. Не помню, что это была за песня, но народ под неё с удовольствием приплясывал.

 

Вскоре народ на площади начал подмерзать, и мне вспомнились слова Морозко: «Тепло ли тебе девица, тепло ли красная?» Переминаясь от холода с ноги на ногу, я задала этот вопрос Татьяне Ивановне Кузиной и, кажется, напрасно, потому что внешний вид Татьяны Ивановны говорил об обратном: ей горячо!

 

Душевное тепло Татьяны Ивановны передалось и девчонкам из молодёжного актива Славянского культурного центра, которые вышли на сцену с задорной песней. Позади них в танце пытались греться наши парни, которые вышли на сцену с душой нараспашку и в одних рубашках. Ничего, чем холоднее на улице, тем отчаяннее танец!

 

За сценой готовились к своему выступлению опытные в деле празднования Масленицы шиллеровцы.

 

В одиночестве входила в образ Петрова Мария Александровна, певица из казачьего хора «Иртышская линия» и моя коллега по совместительству.

 

А в толпе – веселье и раздача блинов!

 

Зато на сцене настоящая «Санта-Барбара» про битву Масленицы и Поста, про весёлую тещу и её зятя.

 

И после очередной серии – музыкальная пауза в исполнении хора Шиллера Славянского культурного центра. Они подарили зрителям две своих песни, но «Колокольчики» побили все рекорды в музыкальном хит-параде праздника.

 

А в это время у подножия сцены шла своя жизнь: павлодарская ребятня водила хоровод вокруг королевы красоты-2015.

 

С каждой минутой пребывания на улице мне становилось всё холоднее и очень хотелось горячего чая, но почему-то организаторы праздника решили предложить всем воды: «Несе Галя воду» - так назывался танец под знаменитую украинскую песню в исполнении танцевального коллектива Дома Дружбы.

 

Пить воду на морозе холодно, наверное, поэтому следующим номером праздничной программы стал конкурс перетягивания канатов, в котором решили погреться ребята из Славянского центра, танцевавшие на сцене в одних рубашках. Хоть убейте, не помню, за кого я болела, и кто победил, но проигравшую команду очень быстро утащили со сцены… на канате!

 

После таких разогревок подлили масла в огонь казачки из «Иртышской линии». Они вышли на сцену с песней «Люба – русая коса».

 

А после казачьей песни ещё и казачий танец, чтобы люди хорошо запомнили, как умеют веселиться настоящие казаки.

 

Очередная серия «Санта-Барбары» началась с появления на сцене царя Гороха и царевны Несмеяны. И как только люди не пытались эту плаксу развеселить: и пели,


и плясали,

и даже мешками на одной ноге дрались всё напрасно! Даже приход Весны-красны не порадовал Несмеяну. 

А секрет веселья оказался простым: очень забавным показался царевне танец ребят из цыганского танцевального табора Дома Дружбы.


После такого яркого выступления Несмеяна рассмеялась от души. Так же радостно стало и всему актёрскому составу «Санты-Барбары», улыбались и зрители на площади.

Казалось бы, финал: все рады, простились с Масленицей, встретили Весну, но не тут-то было, на сцене был объявлен фестиваль короткометражных фильмов, вернее, номеров. В конкурсе «Визитных карточек» состязались педагоги, умельцы на все руки и артисты по совместительству – коллективы детских садов города. Вот уж где режиссёрские и театральные таланты!


Выступления были настолько удивительными, что я искренне порадовалась за наших детей: рядом с ними такие творческие затейники! Но главную истину дня, которую мне открыли воспитатели, можно сформулировать так: блин и баурсак – близнецы-братья, то есть кровные родственники и по составу, и по форме, так что дружить будут всегда. И, наверное, поэтому тоже неслучайно вслед за Масленицей приходит Наурыз. Кто победил в этом конкурсе, я уже не знаю, потому что за три часа празднования замёрзла до такой степени, что зубы стучали от холода. И всё-таки, убегая с площади, я сделала ещё одну очень важную фотографию. На ней человек, который придумал и воплотил в жизнь этот  чудесный праздник – Хамзина Кауа Еркеновна.

 

Спасибо всем участникам праздника за подаренное отличное настроение! И в заключении своего масленичного репортажа по старинной славянской традиции не могу не попросить прощения: дорогие мои люди, простите меня за все обиды, которые я вам нечаянно нанесла... И непременно будьте счастливы!

 Елена Игнатовская

С Масленицей!

Дорогие друзья!

От всей души поздравляю всех с началом Масленицы! Желаю веселья, радости, здоровья и вкусных блинов! Примите в подарок моё масленичное стихотворение!

  

Отступают холода,

И февраль у краешка,

Ждёт гостей сковорода –

Добрая хозяюшка.

Напекла она блинков,

Щедро смазав маслицем,

Округляется с боков

Наша масленица.

И один огромный блин

В синем небе светится,

Прямо с золотых вершин

Вниз упала лестница.

Песни, пляски, пир горой –

Вот так настроение!

Смехом борются с зимой

Чудеса весенние!

Елена Игнатовская 

Палескі трохкутнік (Полесский треугольник)

"Добры дзень усім добрым людзям!
Шчыра вітаю дарагіх майму сэрцу землякоў, якія сёння зранку пралажылі свой маршрут у наш Дом культуры!
"Няма лепшага сваяка, чым добры сусед" - кажуць у народзе. Прыемна, што не перавяліся на зямлі нашай беларускай добрыя суседзі.
3 трох абласцей: з Магілёўскай, Гомельскай і Мінскай узялі накірунак на Любаншчыну смелыя і адчайныя падарожнікі.
Чуць развіднела, селі яны на каня сталёвага і выправіліся ў шлях-дарогу.
Ехалі яны дарогаю, ехалі шырокаю, ехалі кожны сваёю, дабіраліся панавігатару. А насустрач ім Сарачы...
Сароцкая зямля з вялікай радасцю і любоўю сардэчна вітае вас, дарагія суседзі! У гэты слаўны восеньскі дзянёк вы нашы самыя жаданыя і чаканыя госці!
I вашы, сябры, гучныя апладысменты ў гонар нашых дарагіх суседзяў."

Такими словами открыла 2-й региональный семейный конкурс "Сароцкi навiгатар" его ведущая Галіна Шаплыка (Галина Шаплыко). Четыре молодые семьи с трех областей (Минской, Могилевской и Гомельской) участвовали в состязании на звание самой лучшей, самой ловкой, самой умелой, самой дружной, самой сплоченной.

Сорочи - это агрогородок в Любанском районе Минской области, в котором проживает менее полторы тысячи человек, но зато имеется свой Дом культуры. В последние относительно теплые деньки года (а именно: 9 ноября 2014 г.) на сцене этого Дома культуры и проходило семейное шуточное соревнование, между конкурсами которого звучали русские, казацкие и белорусские песни.

А оказался я на этом фестивале по приглашению моих старых знакомых - Ирины Анатольевны Куратовой и народного ансамбля народной песни "Вярбiчанька" (г. Глуск), с которыми подружился в Минске в ноябре прошлого года на сельхозяйственной ярмарке "Щедрая осень-2013" и о которых уже писал на нашем сайте.

Конкурсов было множество. Семьи на сцене мастерили табуретки, ловили шишки, загоняли в корзину воздушные шары, сражались подушками. Атмосфера была веселой и праздничной.

Ну, а теперь самое главное (и то, ради чего я отправился в Сорочи) - песни в исполнении "Вярбичаньки":

Прывiтальная

Зямля матулi

Зялёны дуб

Галiна

Бывайце здаровы

Спасибо за внимание! :)

P.S. Мемориал в Сорочах

Ернар Шамбаев, Сорочи

Ернар Шамбаев

Дожинки-2014 (Мышковичи)

К многочисленным обрядам и обычаям белорусского народа можно отнести такие праздники, как праздник Ивана Купала (Купалле празднуется в ночь с 6 на 7 июля), Радоница (Радаўніца), Коляды (Каляды), Масленица (Масленіца), Пасха (Вялікдзень), Троица (Сёмуха) и множество других. К числу таких обрядов относятся и Дожинки (Дажынкі).

Дожинки - это конец жатвы, завершение горячей уборочной поры и тяжелой работы, поэтому и праздновали его всегда с размахом.

В Средневековье в западной Беларуси по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве, далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.

В Республике Беларусь фестиваль-ярмарка тружеников села Дажынкi проводится с 1996 года. Столицами Дожинок в разные годы были: в 1996 году — Столин, 1997 — Мосты, 1998 — Несвиж, 2000 — Шклов, 2001 — Мозырь, 2002 — Полоцк, 2003 — Пружаны, 2004 — Волковыск, 2005 — Слуцк, 2006 — Бобруйск, 2007 — Речица, 2008 — Орша, 2009 — Кобрин, 2010 — Лида, 2011 — Молодечно, 2012 — Горки, 2013 - Жлобин.

С 2014 года формат Дожинок был несколько изменен: теперь вместо одного республиканского мероприятия было принято решение проводить праздник в каждой области  (Брестская область - Пинск, Витебская - Городок, Гомельская - Буда-Кошелево, Гродненская - Слоним, Могилевская - Мышковичи), и теперь их стало в несколько раз больше.

В этом году мне повезло побывать на Дожинках, которые проводились 20 сентября на Могилёвщине - в небольшом агрогородке Мышковичи.

Ернар Шамбаев, Дожинки-2014 Мышковичи

Со всех уголков Могилевской области съехались представители районов со своими выставками и ярмарками. В таком калейдоскопе подворьев было легко заблудиться. Думаю, фотографии, сделанные мной в тот день, расскажут больше:




















Завершился праздник торжественным чествованием тружеников села и концертом.



Ернар Шамбаев

День славянской письменности и культуры

 

24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — просветителей славян, создателей славянской азбуки.

Кирилл (светское имя Константин; около 827-869) и Мефодий (светское имя неизвестно; около 815-885) — братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.

Мефодий поначалу посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия). Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Получил образование в Константинополе у крупнейших ученых своего времени — Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии — скефофилакса (сосудохранителя) собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию. В 851-852 годах в составе посольства асикрита (придворного секретаря) Георгия прибыл ко двору арабского халифа Муттавакиля, где вел богословские споры с мусульманскими учеными.

Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (в том числе, избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь), чем способствовали введению и распространению славянского богослужения, а также, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит.

Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через ее посредство — Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция). Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала большое влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий — символы славянского письма и славянской культуры.

Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех славянских странах, как православных, так и католических (братья были канонизированы вскоре после смерти). Установленный церковью еще в X-XI веках день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры.



 

14 апреля в народном календаре

Марья – Пустые щи

14 апреля в народе чествуют память преподобной Марии Египетской, которая являлась христианской святительницей – покровительницей раскаявшихся женщин. Родилась преподобная Мария в Египте в пятом столетии. Тяжелая жизнь подтолкнула ее уйти из отчего дома в очень раннем возрасте и стать блудницей. Однажды в один из христианских праздников она попыталась войти в храм, но какая-то неведомая сила сдерживала девушку. Тогда она раскаялась и стала усиленно молиться Богородице. Через некоторое время Мария смогла свободно переступать порог храма. Она приняла причастие, поселилась в пустынных местах, где прожила остаток жизни в полном одиночестве, покаянии и молитвах.

На Руси к Марии Египетской обращались с целью защитить семью от сглаза и порчи. Пустые щи этот день прозвали не случайно. Как правило, к середине апреля у крестьян заканчивались последние запасы капусты, поэтому о щах приходилось пока забывать. Впрочем, изобретательные хозяйки знали, чем капусту можно заменить. Вместо нее в суп клали щавель или крапиву, которые к этому моменту уже зеленели. Получалось и вкусно, и очень полезно.

На Марию также наблюдали за разлившимися водами. Если реки широко «расползались», значит луга нынче будут богатыми зеленью и травой – скотина останется довольной, да и запасов сена можно будет сделать дополна. Обращали внимание и на то, как сходит лед с рек. Легкое и быстрое его схождение символизировало хороший год, а вот образующиеся ледяные заторы говорили об обратном – год выдастся очень тяжелым. 

Благовещение в 2014 году 7 апреля: традиции

В 40-дневный Великий пост всем верующим христианам дается всего лишь один день, когда они могут немного расслабиться и разнообразить свою постную пищу. Мы сейчас говорим о дне – Благовещенье. Многие, кто читал Библию или даже смотрел мультфильмы или кинофильмы, знают историю этого праздника. Но все-таки хочется отметить, что тот факт, что Святая Мария ничем не приметная ранее, стала родительницей самого Иисуса Христа, говорит о ее покаяние и доверие Господу Богу всей душой. Так и мы в наше настоящее время должны поверить ему и очиститься за время Великого поста. 
С тех самых времен стали собираться особые традиции на Благовещенье. В 2014 году они тоже будут действовать, особенно если верить. Но прежде чем узнать о традициях в такой праздник, давайте узнаем, какого числа Благовещение в 2014 году христиане будут отмечать. Это день выпадает на 7 апреля, то есть уже совсем скоро. 


Какие существуют на Благовещение в 2014 году 7 апреля традиции? 

1. На Благовещение принято отпускать птиц из клеток, а именно голубей. По приданию птицы донесут добрые вести о вас ангелам-хранителям, а они в свою очередь наградят вас. 
2. Как ни странно, но на Благовещенье нужно что-то украсть. Хотя законы Библии и говорит – «не укради», в это день нужно это сделать. К примеру, можно с работы принести ручку. Таким образом, вы принесете в дом счастье.
3. Согласно традициям, на Благовещенье нельзя шить, плести, вязать. Связано это с тем, что жизнь человека – это нить, которой управляют ангелы-хранители и Бог. А вы можете просто все перепутать, тем самым в семью привлекая беду.
4. В день Благовещенья есть традиция прокаливать соль, которая была собрана от каждого члена семьи. Такая соль на протяжение всего года могла освободить от неизлечимых недугов. Если в течение года вы ее не использовали, тогда на следующее Благовещенье просто сожгите ее.

 

5. Очень интересная традиция – это на праздник Благовещенья нельзя надевать новую одежду. Отчего возникла именно такая примета непонятно, но все, же не стоит ее пренебрегать. 
6. На Благовещенье необходимо покрошить просфору, затем ее смешать с семенами, а после праздника посеять их. Существует примета, что такой урожай будет самым лучшим.

 

БЛЁСТКИ - 2

27 февраля, в четверг, в областной библиотеке им.С. Торайгырова состоится творческий вечер Юрия Поминова (члена Союза писателей РК, редактора-обозревателя областной газеты "Звезда Прииртышья")  и презентация его новой книги "Блёстки-2".

Начало в 11.00.

Приглашаются все желающие!

Дерзайте, вы талантливы!!!

В Вологодской области России объявлен фестиваль памяти поэта Николая Рубцова.

 Участниками Фестиваля могут являться самодеятельные авторы и представители литературных объединений, музыкальных коллективов, учащиеся художественных и музыкальных школ (краеведы, поэты, прозаики, публицисты, эссеисты, художники, композиторы).

Среди участников Фестиваля устанавливаются детско-юношеская (до 20 лет) и взрослая целевые группы (от 21 года, верхняя возрастная граница не оговаривается).

Подробно - в Положении о фестивале:

                                                 ПОЛОЖЕНИЕ

 о проведении Открытого межрегионального фестиваля

 музейной культуры «Звезда Николая Рубцова – 2014»

  1. Общие положения.

 1.1. Открытый межрегиональный фестиваль музейной культуры «Звезда Николая Рубцова» учреждается как ежегодный межрегиональный мемориальный фестиваль, посвящённый памяти выдающегося русского национального поэта Николая Михайловича Рубцова (1936–1971), проводится с целью выявления, поддержки и поощрения талантливой молодёжи и дарований в области научно-краеведческого, литературного, изобразительного, музыкального творчества, повышения внимания к Тотемскому муниципальному району как малой и духовной родине поэта, привлечения целевой аудитории в учреждения культуры района.

 1.2. Учредители Фестиваля:

 Администрация Тотемского муниципального района Вологодской области;

 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Литературный институт имени А. М. Горького»;

 Союз писателей России;

 Московская городская организация Союза писателей России, творческие объединения критиков и литературоведов, драматургов, детских и юношеских писателей;

 Вологодское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России»;

 редакция литературно-художественного и общественно-политического журнала «Молодая гвардия»;

Российская Ассоциация библиотек и музеев Н. М. Рубцова.

 1.2. Организаторы Фестиваля:

 муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тотемское музейное объединение»;

 Вологодский региональный научно-исследовательский центр краеведения и локальной истории «Северная Русь»;

 Издательство «Книжное наследие» (г. Вологда).

 1.3. Президент Фестиваля: Рожнова Полина Константиновна, член Союза писателей России, член Высшего творческого совета Московской городской организации Союза писателей России, Президент литературного клуба писательниц «Московитянка» при Московском Центральном доме литераторов, руководитель литературной студии «Некрасовка» при Московской Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова.

 1.4. Директор Фестиваля: Тихомиров Сергей Алексеевич, член Союза писателей России, дважды лауреат Государственной премии Вологодской области в сфере культуры и искусства, директор Вологодского регионального научно-исследовательского центра краеведения и локальной истории «Северная Русь», главный редактор издательства «Книжное наследие» (г. Вологда), историк, публицист, издатель.

 1.5. Подготовку и проведение Фестиваля осуществляет Оргкомитет, который определяет сроки проведения, фестивальную и конкурсную программу, утверждает состав жюри, имеет право использовать и распространять (без выплаты гонорара участникам фестиваля) аудио- и видеозаписи, печатную и иного рода продукцию, произведенную во время проведения Фестиваля.

.................

 1.8. Фестиваль проходит в январе – октябре 2014 года на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Тотемское музейное объединение» в городе Тотьма Вологодской области.

 2. Цель и задачи Фестиваля.

 2.1. Цель:

 приобщение разновозрастной аудитории самодеятельных авторов к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры, сохранение и развитие культурного, интеллектуального и творческого наследия России, а также воспитание патриотических и эстетических чувств и любви к Родине средствами научно-краеведческого, литературного, изобразительного и музыкального творчества через приобщение к поэзии русского национального поэта Николая Михайловича Рубцова (1936–1971).

 2.2. Задачи:

 выявление, развитие и поддержка самодеятельных авторов в области научно-краеведческого, литературного, изобразительного и музыкального творчества;

......................................

                             Условия участия и порядок проведения Фестиваля.

 3.1. Участниками Фестиваля могут являться самодеятельные авторы и представители литературных объединений, музыкальных коллективов, учащиеся художественных и музыкальных школ (краеведы, поэты, прозаики, публицисты, эссеисты, художники, композиторы).

 3.2. Среди участников Фестиваля устанавливаются детско-юношеская (до 20 лет) и взрослая целевые группы (от 21 года, верхняя возрастная граница не оговаривается).

 3.3. Фестиваль проводится по номинациям. Конкурсные работы оцениваются по 5-бальной шкале.

 3.3.1. Научно-краеведческое творчество (номинация «Познание малой родины»).

 Конкурсантам предлагается подготовить краеведческое исследование по теме «Малая родина Николая Рубцова» или эссе по теме «Дорогами Николая Рубцова». Особое внимание при подведении итого уделяется актуальности и новизне выбранной проблемы, а также анализу и описанию источников, на которых построено исследование.

 Объём конкурсных работ не должен превышать более 25 000 знаков (300 машинописных строк).

Формат страницы: А 4, поля 25 мм, MS Word.

 Фамилия, имя и отчество автора пишутся полностью, указывается возраст, выделяются полужирным курсивом, затем в скобках город и страна – выравнивание по правому краю, Times New Roman, кегль 14. Через интервал – название материала (выравнивание по центру), Times New Roman, кегль 14, полужирный прямой. Через интервал – текст материала (выравнивание по ширине), Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный. Материалы для публикаций должны содержать ссылки на списки литературы, приведенные в конце текста, и оформляются в круглых скобках (Фамилия автора год издания: страница). Примеры выделяются курсивом. Страницы не нумеруются.

 Работы присылаются организаторам фестиваля по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 3.3.2. Литературное творчество (номинация «Литературное открытие»).

 Конкурс объявляется в трёх жанрах: «Поэзия»; «Проза»; «Публицистика».

 На Конкурс выдвигаются художественные произведения малой формы (рассказ, эссе, стихотворение и прочее), неопубликованные, написанные на русском языке.

 Для произведений жанра «Поэзия» устанавливаются тематические ограничения, связанные творчеством Н. М. Рубцова:

для детско-юношеской аудитории – «Привет, Россия – родина моя! / Как под твоей мне радостно листвою!» (гражданская лирика, тема малой родины);

 для взрослой аудитории: 1). «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,/ Неведомый сын удивительных вольных племен!» (историософская, гражданская лирика, предназначение поэта и Поэзии);

 2). «Улетели листья / с тополей – / Повторилась в мире неизбежность. / Не жалей ты листья, не жалей, / А жалей любовь мою и нежность!» (философская лирика и Поэзия любви и добра).

 Объём конкурсных поэтических работ не должен превышать 100 машинописных строк.

 Объём конкурсных работ в жанрах «Проза» и «Публицистика» не должны превышать более 25 000 знаков (300 машинописных строк).

 Формат страницы: А 4, поля 25 мм, MS Word

 Фамилия, имя и отчество автора пишутся полностью, указывается возраст, выделяются полужирным курсивом, затем в скобках город и страна – выравнивание по правому краю, Times New Roman, кегль 14.

 Через интервал – название материала (выравнивание по центру), Times New Roman, кегль 14, полужирный прямой. Через интервал – текст материала (выравнивание по ширине), Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный.

 Работы присылаются организаторам фестиваля по электронной почте:

 для жанра «Поэзия»: ya-rubtsovfestival00 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;

 для жанра «Проза»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;

 для жанра «Публицистика»: ya-rubtsovfestival00 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;

 

 3.3.3. Изобразительное творчество (номинация «Рождается художник»).

  Конкурсантам предлагается создать изобразительное произведение, отражающие литературные образы в произведениях Николая Рубцова, созданные в традиционных техниках; макеты обложек книг, освещающих творчество поэта, его биографию и географические места, связанные с жизнью и деятельностью Николая Рубцова; элементы книжного оформления, согласно тематике Фестиваля: буквицы, заставки, концовки в любой форме изобразительного творчества.

Конкурсное произведение выполняется на листе ватмана форматами А4, А3 или А2 в любой технике, краткая аннотация или информация к работе обязательна, оформляется в паспорту, при желании в раму (можно без стекла), подписывается автором (шрифтом Times New Roman 14 кегль, черным цветом на белой бумаге на лицевой и обратной сторонах): фамилия, имя (полностью), возраст, школа, Ф.И.О. (полностью) педагога или семьи;

Работы присылаются организаторам фестиваля в двух вариантах: оригинал высылается в Тотемское музейное объединение (с пометкой «Фестиваль “Звезда Николая Рубцова”»),

 фотография оригинала (не более 300 dpi, более 300 dpi фотографии в конкурсе не участвуют) по электронной почте:

 ya-rubtsovfestival00 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 3.3.4. Музыкальное творчество (номинация «Простые звуки родины моей»).

 Конкурсантам предлагается выдвинуть для участия в Фестивале самостоятельное или бардовское музыкальное произведение, написанное по мотивам произведений Николая Рубцова. В конкурсе принимают участие разножанровые произведения. Конкурсные произведения записываются авторами для прослушивания на CD-диски и присылаются организаторам фестиваля в двух вариантах:

 нотный оригинал с подписью автора и СD-диск с записью произведения высылается в Тотемское музейное объединение (с пометкой «Фестиваль “Звезда Николая Рубцова”»).

 3.3.5. Художественная фотография (номинация «Мгновения»).

 Конкурсантам предлагается выдвинуть для участия в Фестивале пейзажные фотографии мест, связанных с жизнью и творчеством Николая Рубцова, создав, таким образом, мемориальную рубцововиану в фотоискусстве.

 Конкурсное произведение выполняется на матовой фотобумаге форматами А4, краткая аннотация или информация к работе обязательна, оформляется в паспорту, при желании в раму (можно без стекла), подписывается автором (шрифтом Times New Roman 14 кегль, чёрным цветом на белой бумаге на лицевой и обратной сторонах): фамилия, имя (полностью), возраст, школа, Ф.И.О. (полностью) педагога или семьи;

Работы присылаются организаторам фестиваля в двух вариантах:

оригинал высылается в Тотемское музейное объединение (с пометкой «Фестиваль “Звезда Николая Рубцова”»),

 фотография оригинала (не более 300 dpi, более 300 dpi фотографии в конкурсе не участвуют) по электронной почте:

 ya-rubtsovfestival00 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 3.4. Окончание приема заявок для участия в Фестивале 1 июня 2014 года.

 3.5. Произведения, представленные для участия в конкурсе, после заключения авторского договора и передачи права на издание (трансляцию) по окончанию Фестиваля передаются в фонды Тотемского музейного объединения.

......................................................

 4.3. Экспертное сообщество определяет финалистов конкурсов. Итоги по всем номинациям оглашаются путём опубликования в электронных средствах массовой информации и электронной рассылки за один месяц до церемонии награждения победителей и закрытия фестиваля.

 4.4. Победители Фестиваля награждаются Призами Главы Тотемского муниципального района – Гран-при Открытого межрегионального фестиваля музейной культуры «Звезда Николая Рубцова»:

 Гран-при Открытого межрегионального фестиваля музейной культуры «Звезда Николая Рубцова» в номинации «Познание малой родины» – Приз Главы Тотемского муниципального района;

 Гран-при Открытого межрегионального фестиваля музейной культуры «Звезда Николая Рубцова» в номинации «Литературное открытие» – Приз Главы Тотемского муниципального района;

 Гран-при Открытого межрегионального фестиваля музейной культуры «Звезда Николая Рубцова» в номинации «Рождается художник» – Приз Главы Тотемского муниципального района;

 Гран-при Открытого межрегионального фестиваля музейной культуры «Звезда Николая Рубцова» в номинации «Простые звуки родины моей» – Приз Главы Тотемского муниципального района;

 Гран-при Открытого межрегионального фестиваля музейной культуры «Звезда Николая Рубцова» в номинации «Мгновения» (художественная фотография) – Приз Главы Тотемского муниципального района.

 4.3. Участники Фестиваля также награждаются Памятными дипломами, призами и ценными подарками и свидетельствами участников.

 4.4. Организаторы и учредители Фестиваля оставляют за собой право награждения участников, не занявших призовые места, поощрительными призами.

 4.5. Участники Фестиваля награждаются специальными Дипломами и призами, отмеченными учредителями Фестиваля: Российской Ассоциацией библиотек и музеев Н. М. Рубцова, Тотемским музейным объединением, Литературным институтом имени А. М. Горького, Московской городской организацией Союза писателей России, Вологодским региональным отделением Союза писателей России, издательством «Книжное наследие».

 4.6. Победители и финалисты Фестиваля приглашаются на церемонию подведения итогов, награждения и закрытия Фестиваля. Оргкомитет не имеет возможности оплатить расходы по проезду и проживанию, экскурсионное обслуживание, доставку участника до села Никольского Тотемского района, где расположен музей Н. М. Рубцова.

5. Заключительные положения

 5.1. Технические итоги по каждому конкурсу подводятся в соответствии с Положением о проведении Фестиваля в октябре текущего года.

 5.2. Подведение итогов Фестиваля и награждение участников будет проходить в селе Никольское – на малой родине Николая Рубцова – на базе Дома-музея поэта Николая Рубцова – филиале Тотемского музейного объединения в январе следующего года.

 5.3. Контактная информация: 161300, Вологодская область, г. Тотьма, ул. Ворошилова, 44, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тотемское музейное объединение», телефон: (81739) 2–17–02.

 

 

 

 

 

 

Посреди народных песен Беларуси

Трэцяга лiстапада (то есть третьго ноября) этого года я в очередной раз побывал на сельхозяйственной ярмарке "Щедрая осень-2013" в Минске. На сей раз выступали народные ансамбли Могилевской области (о коллективе из Гомельской области "Папараць-кветка" можно почитать здесь).

Хороших народных песен в тот день прозвучало много. Так много, что я едва успевал записывать выступления и в то же время интервьюировать только что выступившие коллективы.

Среди всего этого многообразия я решил выбрать три коллектива, которым и посвятил свои заметки:

«Бліскавіца» (Шклов)

«Забава» (Чаусы)

«Вярбiчанька» (Глуск, Клетное, Заелица)

Да сустрэчы!

«Бліскавіца»

Народный ансамбль песни и музыки «Бліскавіца» (Шклов) создан в 1995 году на базе районного Дома культуры. В коллективе на данный момент – 18 человек. Создатель ансамбля - заслуженный работник культуры Республики Беларусь, Виталий Алексеевич Бабченко, который является автором музыки многих песен, исполняемых коллективом. Художественный руководитель ансамбля - Виолетта Николаевна Маськова (руководит ансамблем 8 лет).



В 2002 году ансамблю было присвоено высокое звание «Народный». Возраст участников - от 20 до 35 лет. Помимо Беларуси, коллектив выступает в России и Болгарии.

Главная задача, стоящая перед коллективом, - это пропаганда народной песни, самобытного белорусского фольклора, современной белорусской песни в авторской обработке, исполнение произведений современных белорусских композиторов (в том числе, местных шкловских), а также русских и украинских песен.

Одной из таких песен является «Шклаўчаначка» - визитная карточка ансамбля «Бліскавіца», которая стала одним из самых ярких номеров торжественного открытия Республиканского фестиваля «День белорусской письменности – 2007».
В песнях коллектива – любовь к родному краю, белорусским лесам и лугам, людям Полесья.

В «Блискавице» можно также выделить Алину Шатрову, которая поет с детства, окончила Могилёвское музыкальное училище (народный хор, дирижирование), увлекается народной культурой, обрядовой культурой.

Блискавица, "Шел казак на побывку домой" (если не ошибаюсь, эта песня была в свое время в репертуаре нашего хора Шиллера)



Блискавица, "Звонiкi"


Блискавица, "Полька белорусская"


Блискавица, "Маруся"

Ернар Шамбаев, Минск-2013

Ернар Шамбаев, Минск-2013

 

Фотографии «Бліскавіцы» разных лет:

 

Ернар Шамбаев