Блоги
"БЕСЫ"
- Май272014
- Просмотры(3783)
В воскресенье с большим удовольствием посмотрела премьеру фильма Владимира Хотиненко «Бесы». К творчеству Достоевского неравнодушна со школьной скамьи, мне близки темы, которые он поднимает, глубина его мироощущения. Я всегда с великим наслаждением поглощаю его великолепную прозу, витиеватую, насыщенную, необыкновенную! На мой взгляд, он актуален ВСЕГДА, и не нужно что-то осовременивать при создании театральной постановки, экранизации фильма, потому что те характеры, которые вышли из-под пера Фёдора Михайловича, были и будут всегда. Сколько их, раскольниковых, мышкиных, ставрогиных, верховенских… особенно ставрогиных и верховенских, особенно сегодня!
К экранизации литературных произведений отношусь с пониманием, что фильм – это уже не роман в его изначальном виде, это совершенно новый продукт, который появляется на свет при участии группы творцов: писателя, режиссёра, актёра и зрителя, тогда как книга – всего лишь дуэт писателя и буйной фантазии читателя. Никому нельзя запретить фантазировать, поэтому сравнивать неправильно! Нужно прислушаться к себе и понять, насколько совпал нарисованный воображением книжный мир с тем, который видишь с экрана. С «Бесами» больших противоречий внутри себя не заметила.
Чувствую глубокое проникновение в идею романа, личности его героев. Это возможно не только благодаря тому, что Владимир Иванович хороший читатель, глубокий, вдумчивый, сказалось и понимание личности самого Достоевского. Без этого понимания трудно разобраться, о чём повествует рассказчик, а тем более что-то объяснить зрителям.
Замечательной находкой считаю появление в фильме господина Горемыкина, который не только заменяет скучный монолог автора, делая восприятие событий более живым, но и подталкивает зрителя к каким-то умозаключениям, анализу. Это и иная подача событий на новый лад: любят у нас детективы, это и некая параллель с любимым у нас Шерлоком Холмсом. Но Горемыкин в фильме не только связующая нить, но и личность со своей позицией, своими сомнениями.
Здорово представлен в фильме образ бесовщины! Я в восторге от бабочки, такой прекрасной издалека, но такой уродливой при рассмотрении через микроскоп. Это и есть сущность самого Николая Ставрогина, умного, красивого снаружи, но способного на страшные поступки. Бабочка, приколотая к доске без права на жизнь – не это ли итог самого Ставрогина? Сильный художественный образ!
Из актёрского состава больше всего отмечаю игру актёра, сыгравшего Верховенского-младшего. Негодяй из него получился убедительный, а танец в окружении свиней – это ещё один лик бесовщины.
При просмотре фильма мелькнула мысль, что если поступки Ставрогина в отношении Матрёши, Лебядкиных, Лизы когда-то казались тяжкими преступлениями, то сегодняшний мир катится вниз: это дело привычное, люди ужасаются, но никто уже не удивляется разбесовавшейся морали. К сожалению, тенденция наметилась нерадужная…
Ну, и, наверное, в заключении скажу о том, какая фраза в фильме «зацепила» меня больше всего. Видимо, она сейчас актуальна для меня, поэтому я не могла не обратить на неё внимание. Это рассуждения Кириллова о счастье: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому». Так может в этом причина проявления бесовщины? Может быть, главная цель каждого человека убедить себя в том, что он создан для счастья, и его назначение творить добрые поступки? Это непросто, и у каждого свои методы…
От всей души поздравляю Владимира Ивановича с замечательной премьерой! Желаю фильму популярности, понимания, а Владимиру Ивановичу – здоровья, новых творческих замыслов и успешного их воплощения!
С большим уважением,
Елена Игнатовская
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи