Блоги
Будем сотрудничать!
- Июл42023
- Просмотры(426)
Сегодня в музее Анастасии Цветаевой прошла встреча с председателем Славянского центра Татьяной Ивановной Кузиной, которая рассказала о своей поездке на Ливадийский форум. Побывала Татьяна Ивановна и в Феодосии, в музее Марины и Анастасии Цветаевой, привезла нам приветы и предложения о сотрудничестве.
Татьяна Ивановна приняла участие в 16-ом Международном фестивале «Великое русское слово», посвящённом А.С. Пушкину:
20-минутное интервью с председателем павлодарского Славянского центра вышло в эфире телеканала «Крым-24». Из Ялты Т. Кузина поехала в Феодосию, в музей Марины и Анастасии Цветаевых, куда мы передали две книги, изданные нашим павлодарским музеем: «Цветаевские кошки» и книгу переписки Анастасии Цветаевой и Владимира Ионаса. Заведующий музеем Владимир Анатольевич Чешуин с благодарностью ознакомился с нашими подарками.
В беседе были намечены планы творческого сотрудничества музеев, обмен выставками. Следующий, 2024 год, юбилейный – 130-летие со дня рождения Анастасии Цветаевой. Феодосийский и павлодарский музеи намечены отметить его многими интересными мероприятиями.
На встрече Татьяна Ивановна показала фотографии экспозиции феодосийского музея, в которой многие стенды и фотографии посвящены А.И. Цветаевой. Личные вещи писательницы передавала в музей её младшая внучка О.А. Трухачёва.
Т.И. Кузина привезла нам замечательный подарок из Феодосии - диск "Виртуальный тур по объектам заповедника "Киммерия М.А. Волошина", который мы обязательно посмотрим на встрече друзей музея!
Сейчас в павлодарском Цветаевском музее есть раздел «Крым Марины и Анастасии Цветаевых». Благодаря сотрудничеству с Феодосией эти материалы пополняются!
Спасибо, коллеги!
В первый день июля
- Июл12023
- Просмотры(296)
Сегодня в музее Анастасии Цветаевой побывали гости из Германии, с интересом познакомились с экспонатами и узнали много нового о писательнице.
А ещё узнали, что именно сегодня, 1 июля, отмечает свой день рождения Ольга Андреевна Трухачёва, младшая внучка Анастасии Ивановны Цветаевой. Родилась она в Павлодаре, и неизмеримо многое делает для того, чтобы павлодарский музей её бабушки имел в своём фонде поистине уникальные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством замечательной русской писательницы. Благодаря Ольге Андреевне мы можем показать посетителям оригиналы рукописей и фотографий, личные вещи Анастасии Ивановны, её иконы, книги и пластинки…
Как полушутливо-полусерьёзно говорит на Цветаевских встречах Ольга Андреевна, «в Америке я работаю бабушкой, а в России работаю внучкой…».
Ольга Трухачёва на руках Ариадны Эфрон. Павлодар, 1958 год.
Слева - Маргарита Трухачёва.
В день её рождения мы сделали фотовыставку из фотографий, хранящихся в нашем музее, под таким названием: «…Я работаю внучкой». Всё это – оригинальные снимки, подлинники, на которых запечатлены моменты жизни Оли Трухачёвой: от первых месяцев на руках мамы, Нины Андреевны, до современных, цветных, где Ольга Андреевна уже со своими взрослыми сыновьями… Что особенно ценно – большая часть чёрно-белых фотографий сделана Анастасией Ивановной Цветаевой...
С днём рождения, дорогая Ольга Андреевна!
Фрагмент выставки
Гостье Тамаре Гоас очень понравился фотоальбом о Цветаевских местах Германии...
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
- Июн302023
- Просмотры(1079)
Славянский культурный центр, Музей Анастасии Цветаевой и агентство AVENTAL (Италия) обьявляют конкурс художественных работ
Условия участия
Тема конкурса ANiMA 2023 “Рассказы А.И.Цветаевой”
(публикуются ниже)
На конкурс принимаются художественные работы с сюжетами и образами по мотивам рассказов Анастасии Цветаевой
“Цапа, Вася и Том-Том”, “Ральф” и “Девочка”.
Принимаются работы, выполненные в любых техниках (карандаш, масло, акварель, гуашь и т.д. или цифровые). В конкурсе могут принимать участие все желающие любого возраста, образования и гражданства.
Участие бесплатное.
Каждый участник имеет право представить на конкурс не более трёх работ. Работа должна быть нарисована непосредственно для участия в данном конкурсе, не должна содержать плагиата, т.е. не должна быть перерисованной.
Одновременно с материалами авторы предоставляют в оргкомитет анкету участника конкурса. В случае, если указанная в анкете информация представлена не полностью или недостоверна, работы к рассмотрению не принимаются. Если участник является несовершеннолетним, то анкета заполняется и подписывается родителем (с указанием данных ребенка как автора).
Для получения анкеты необходимо написать на электронный адрес:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Работы вместе с анкетой необходимо отправлять в отсканированном виде по электронной почте:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
или приносить лично по адресу:
Музей Анастасии Цветаевой в Доме Дружбы, г.Павлодар, ул. Машхура Жусупа 35/1, оф.210 каждое воскресенье с 12.00 до 14.00 ч.
В отсканированном виде файл должен содержать в названии ФИО участника и быть в формате JPG высокого разрешения (не более 10 мб).
Оргкомитет не вступает в переписку с участниками, не имеет возможности информировать о получении их работ по почте и не всегда может ответить на письма заявителей. Работы не возвращаются и не рецензируются.
Работы принимаются до 20 декабря 2023 года.
Подведение итогов, награждение
Специально созданное итальянское жюри оценивает работы по принципам: соответствия условиям конкурса, качества, оригинальности, отсутствия плагиата.
Решение жюри конкурса является окончательным и не может быть обжаловано.
О месте и времени награждения победителей оргкомитет сообщит дополнительно.
Лучшие работы награждаются дипломами победителей первой, второй и третьей степени и ценными призами.
РАССКАЗЫ А.И. ЦВЕТАЕВОЙ:
Анастасия ЦВЕТАЕВА
Ральф
1
Когда я пришла к моим павлодарским друзьям, в их уютный домик с палисадником, где горели торжественные, упоительные по разноцветности гладиолусы, мне под ноги бросился жёлтый пушистый щенок.
- Это ваш? Откуда такая прелесть? – присев, я стала гладить щенка.
– Привезли из аула! Вместо сбежавшего! Вчера! Ральф. Хорош, правда?
Пёсик рычал, захлёбывался игрой, закатывал глаза, кусался и лизал руки.
И каждый раз, как я приходила к его хозяевам, кормившим, поившим, купавшим его, но с ним не игравшим, - он кидался мне опрометью навстречу, точно я была не человек, а щенок. Неужели он будет жить в будке в павлодарские крутые морозы?
- Подрастёт ещё до зимы… - сказали мне в утешение.
2
Год перевалился с боку на бок. Я снова поехала в Казахстан. Когда я вошла радостно в калитку знакомого дома…
- Подождите, не входите, я сейчас собаку привяжу! На днях искусал женщину.
- Такого злюку достали? – отвечала я, постояв за калиткой.
Рыжая громадина, покорясь прищёлкнутой к ошейнику цепи, встала, взвившись на мощные лапы, и – навстречу мне – молотила воздух передними, счастливо взвизгивая.
- Ральф! На место!
- Как, это тот крошечный Ральф?
- Да куда Вы, он Вас укусит.
- Он меня любит, - крикнула я в пасть его щедрости, и мы уже «лапали» друг друга, восхищённо, под критическим оком хозяйки.
- Осторожней, Вы всё-таки не знаете, какой злой. Его все боятся…
И все недели, что я гостила у родных и приходила часто с внучками к друзьям, - наши встречи множили собачью и человечью нежность, и дружба цвела. И ещё приезд, и ещё. Внучки боялись входить без меня, а при мне он был к ним приветлив. Но их мать, без меня пришедшую, искусал так, что она месяц ходила на перевязки.
3
Однажды, придя к друзьям, я не застала их дома. Внучка Оля ждала меня за калиткой. Засунув записку в замок, поласкав Ральфа, я уже уходила, когда он, рявкнув, прыгнул, придавив что-то лапой.
Придавленная к земле белая курица голосила по-человечески. Деловито отфыркиваясь, Ральф рвал перья, лапой держа в отчаянии голосящее существо. Раньше, чем я поняла, что делаю, взлетела над Ральфом палка. Ударяя, я метила так, чтобы попасть не по мягкому, - а по твёрдому собачьему окороку. Мне было 70 с лишком, и я в первый раз била собаку. Но собака не выпускала курицу, только дрогнула под ударом. Куриный вопль о помощи был страшен. Ещё миг – пёс разорвёт её. Второй раз взлетела – сильней – палка над белым комком перьев, но, должно быть, осторожен был мой удар – Ральф не выпустил курицу. Тогда страх, что сейчас на моих глазах он сожрёт кричащее существо, превозмог жалость к другу – по рыжему окороку рухнул третий удар, сильный… Ральф забился в глубь будки и оттуда жалко стукал хвостом, вытянув виноватую морду.
- Ты так кричала на него, - потом говорила мне Оля, - и топала, и стыдила.
- Правда? Совершенно не помню… Я помню одно: как вся целая убегала курица, рассыпая перья. Как она осталась цела?.. Мы шли дальше, я говорила:
- Олечка, самое интересное то, как один рефлекс – страх за курицу – пожрал другой рефлекс – жалость к собаке. Нет, и ещё один рефлекс он пожрал – инстинкт самосохранения. Я первый раз в жизни била собаку – сильно била! – позабыв совсем, что ведь она может кинуться…
- А я так кричала тебе, ты не слышала? – прервала меня Оля, - я так испугалась, что она тебя разорвёт, а не курицу…
- Ну вот, видишь, что значит любовь собачья! Ему и в голову не пришло на меня броситься. Он оттуда, из будки, просил прощения, как только опомнился.
4
Прошло ещё несколько лет. Снова я в Павлодаре. Друзья мои продали домик, переехав в квартиру «с удобствами», - вместе с домом продали сторожа. Я шла на свидание с Ральфом.
- Куда Вы? – истошным голосом кричит женщина, выскочив на порог, видя, что я открываю калитку. И обернулась на нежное зрелище: Ральф, стоя на задних ногах, мотал передними лапами. Но я уже прорвалась мимо новой хозяйки, и мы с Ральфом обнялись, празднуя встречу и память, и я что-то кричала счастливое возмущённо кричавшей хозяйке.
(Из книги А. Цветаевой «Непостижимые: рассказы о животных», М., Объединение «Всесоюзный молодёжный книжный центр», 1992, стр. 139-143)
Цапа, Вася и Том-Том
Посвящается моей невестке, Нине Андреевне Трухачёвой
1
В ту зиму в нашей первой павлодарской квартире их было три – три кота, один лучше другого, но они появились порознь и порознь из нашей жизни ушли.
Как звали мать Цапы, - годы прошли – не помню. Но он родился у нас, на высоком берегу Иртыша, в семье моего сына Андрея. Внучке Рите было девять лет, и она, как отец и как я, обожала кошек. Нина, жена сына, их кормила, не обижала, но и не ласкала – считала, что от кошек – грязь.
Какая же грязь от такого белого с серым, пушистого шарика, игруна, настолько грациозного и изобретательного, что танцевал он, как балетмейстер?! Из шара превращался в подобие ветки, несмотря на малый размер, а в прыжках за бумажкой на нитке или солнечным «зайчиком» превосходил балерин – намного! Он был акробат. Тогда и Нина хохотала:
- Ты смотри, смотри! Ну и кот…
И Цапа, поняв похвалу, уже самого себя превосходит, прыгая ещё выше, словив лапами солнечный луч. Он старался куснуть его, обняв всеми лапами, а когда мать с размаху лизала ему живот сильным розовым языком, он мгновенно начинал мурлыкать и, от её
хозяйственных забот увернувшись, тоже с размаху присасывался по старой памяти к её животу. Но мать, считая, что это ему не насущно, равнодушно куда-то шла, глядя вперед жёлтыми ищущими глазами, таща его за собой, а он, опрокинутый в широкий пласт солнца, утешался мгновенно было прерванной игрой с лучом.
Цапа рос и умнел, он был так умён, что напоминал мне кота Андреиного отрочества – Тодди: азартом игры в прятки, появлением из-за угла и ритмом скрываться, - так играл полжизни назад только Тодди! Но так прыгать со шкафа, как Цапа, умел в опыте нашем один Прометей, голубиного цвета (Андрей был тогда немного старше, чем Рита). И хоть он помнил, конечно, и Тодди, и Прометея – разве их можно забыть? – но по мужественности и суровости жизни и возраста – вслух не вспоминал никогда. Он только играл с Цапой – самозабвенно, хоть ему и шёл сорок пятый год. А когда этой зрелости – кошачьей своей – достиг Цапа, он стал великолепным котом, и во дворе, где на цепи лаял добрый огромный Джульбарс, - наш кот слыл забиякой, распугивал всех и вся.
2
В эту осень, когда на гигантских кустах бузины под окном потемнели ярко-красные мелкие гроздья ягод, когда спешно к зиме достраивалась нам с Ритой камышовая с глиной комната, а ночи стали свежи – всё чаще замелькала меж отживающих, пустеющих грядок тёмно-жёлтая тень плоской пробегающей кошки – худая, ничья, она воровала всё, что плохо лежало, и все шикали на неё. Был первый морозный день. В вёдрах с Иртыша звенел лёд.
- Нет, ты знаешь? – услыхала я голос Нины (она говорила с Андреем), - стою на крыльце, и подходит ко мне эта самая кошка-воровка, тигровая. Подняла морду, глянула на меня жёлтыми глазами и мяукнула. Ну, вот будто мне говорит: «Пусти меня! Ну хоть погреться пусти! Замерзаю!». Ну, я пустила её…
- Молодец! – ответил Андрей. – Накормила?
- Уже спит, нахалка…
Но когда Андрей с Ниной остановились над остывающим очагом сложенной по Андрееву чертежу новой печки, греющей наш дом, мы с Ритой бросили заниматься английским и на цыпочках подошли посмотреть. На переднем тёплом углу ещё не обжитой плиты безмятежно спала желтовато-тигровая кошка, и она совсем не была плоская, как была, когда стелилась по земле огорода, не казалась уже пустой шкуркой, это спал наевшийся до отвала вдруг выросший богатырский кот, и в позе его, и на морде было блаженство: линия спящего рта в уголку изогнулась – кот улыбался во сне.
Он и оказался котом, и стал откликаться на имя Вася, и со дня своей первой сытости перестал воровать. Он ел, спал и мурлыкал попеременно и ещё, как сказала Рита, «катался на велосипеде» - дремля, перебирал передними лапами старую шерстяную тряпку, отданную ему для спанья – вонзал в неё когти то правой, то левой лапы – «педалил».
Он вёл себя с нами со скромным достоинством, ласкался благодарно, истово (ласки Цапы были неистовые). К Цапе отнесся как мудрый старик к ребёнку, не кусался и не рычал. Понимал, может быть, что хозяин тут – Цапа. И спали они ночью – вместе, белый с серым ковёр поперёк тигрового холма. А иногда – двойной пёстрой меховой раковиной.
- Бабушка, почему от котов пахнет сеном? – спрашивала Рита, - ведь нет ни копны, ни конюшни…
Я не знала ответ.
- И что лучше котов на свете? – продолжала Рита упоённо.
- Может, собаки? – отвечала я неуверенно.
Но этого не решить… Да. Как только хочешь сказать: коты лучше, и вспомнишь, как в первую ночь нашу на павлодарской квартире у доброй хозяйки Анны Алексеевны в ответ на мой голос зашелестела собачья цепь по длинной проволоке у ворот, и в открытую дверь тамбура просунулась голова Джульбарса – огнедышащего и доброго волка, и как он, чмокнув воздух пастью, взвизгнул дружески, радостно, и сверкнул его только с виду волчий, лучше, чем человечий, глаз…
3
Шла зима. Топились печи. Камышовая комната обмазана, побелена. В новую печь наложено много дров. Будет тепло спать сегодня в уже высохшей комнатке. Мы с Ритой празднуем новоселье!
- Мама! – услыхала я со двора какой-то не похожий на Нинин голос, - бегите сюда! Вы в очках? С той стороны пробегите – нет чёрного кота на крыше, за трубой?
- Никакого кота!
- Значит, в трубу попал! Сгорит… Что ж теперь делать?
Мы бросились обе в дом. Андрей на работе, надежда на нас.
Нина хватала тряпками, чем попало, дрова, уже горящие, бросала их перед печкой на новый железный лист, кричала:
- Мама, слушайте! Не мяукает? – отвёртываясь, задыхаясь от дыма, - зовите, зовите…
И на моё: «Кис, кис, кис» - вдруг сверху тихое, протяжное – «мяаау»… Откуда-то из глубины… В печке ревел огонь, ветер. Нина вскочила на стул, рванула круглую ручку дверцы, где недавно открывала трубу.
- Зовите! Зовите!
В два отчаянных голоса:
- Кискискис… кскскс… кискискис…
- Отойдите! – крикнула мне Нина.
В ту же минуту – глухой звук: что-то ухнуло вниз в печке.
Я вцепилась ногтями в ладони, в ужасе зажмурив глаза.
- Мама! Кот здесь!
В чёрной рамке раскрытой в дымоход дверцы я чёрного кота не увидела. Но Нина уже тащила его. Она тащила, и он давался, дрожащий живой клубок. Обгорелые руки Нины были все в саже, был запах палёной шерсти. Но то, что мы увидели, когда он, мяуча, повернул к нам морду, было ужасно: вместо глаз было два потока слёз, кот кричал и рвался.
- Слепой! – крикнула Нина, выпуская его из рук, оцарапанных.
- Где он?! Его надо водой, на нём, может, ещё горит шерсть!
Пока Нина, обжигаясь, швыряла тлеющие дымящие поленья назад в печь, я металась, ища кота. Я нашла его – он забился в дальний угол, под стул, не давался.
- Мама, где рыбий жир, Ритин? Надо рот смазать, печёт язык-то… Он ведь в огне кричал!
Я несу рыбий жир, но кот перебежал кухню, запрятался. Мечемся, ищем. Ловим. Мяукает угрожающе. Выплёвывает рыбий жир! Но когда мы его, наконец, выносим на свет – с ужасом увидеть вытекшие глаза, кот смотрит на нас, мигая заплаканными глазами, жёлтыми (то есть почти чёрными от расширенности зрачков, но вокруг – жёлтые ободки!). Зрячий кот!
- Он зализал глаза, да? Нина, пока мы искали его, облизался!
- Он не весь чёрный, шея белая! – отвечала Нина, убирая у печи, - сажу слизал! Весь был чёрный! Мама, налейте ему молока.
Я вела Риту из школы, рассказывая, какая у неё мать – умница.
- А мы ещё упрекали маму, что она кошек не любит!
- Папе какая радость! – сияла Рита, - ещё кот.
- Рита, а как он прыгнул! Рискнул! На наш зов! На свет! На самый край дверцы! И как рассчитал, подумай! Чуть ближе бы – и в огонь. Ведь все дрова нельзя было вытащить, мама и так себе руки опалила!
А когда мы переступили порог кухни, увидели чёрного пышного джентльмена с безупречной белой манишкой. Я крикнула Рите:
- И знаешь, как его имя? Tom the chimney – sweaper! (Том-трубочист, персонаж из английской сказки – прим. А. Цветаевой). Завтра прочтём по-английски, узнаешь!
- Ну уж и Томка! Задал нам страху! – (весело, Нина). – Дыму был полон дом!
- Кот чудный! Герой, правда? – ликовала Рита, - и какой он тяжёлый, мама! Наелся, да?
Вечером Том сидел на коленях у Андрея, на месте Цапы перед тарелкой супа, и Нина уже сердилась привычно, что кошкин хвост сейчас попадёт в суп: «Тьфу!». Но ведь это только Цапкин хвост мог попасть в тарелку, он размахивал им стоя, переминаясь на коленях хозяина. Том-Трубочист сидел аккуратно, удивлённый необычностью места, и пробовал неуверенно мурлыкнуть – не разучился в огне?
- Как же вы не поняли, - сказал матери и жене Андрей, - что слепой кот не мог бы так рассчитать прыжок?
И он гладил кота – рукой равного.
Один Цапа не участвовал в торжестве. Он сидел обиженным поодаль, зелёные глаза беспокойно сверкали.
Так три кота и прожили у нас зиму. Спали вперемешку на самом краю плиты, урчали, но не дрались. Все – когда была сырая рыба – ходили на задних лапах, подпрыгивая, ловко ловили куски (Цапа взлетал выше всех), рычали над рыбьими внутренностями, утаскивали в углы рыбьи головы.
Иногда кто-то из них пропадал, мы выходили звать перед ночью. Спорили. Рита плакала:
- Кот замёрзнет!
Нина:
- Кошки не замерзают!
- А как же в Сибири в плохой стайке в 50 градусов бык замёрз?
- Бык замёрз, а кот никогда не замёрзнет! Дурочка. На то он и кот!
- Рита, иди спать! – говорил Андрей строго, - я дождусь и впущу кота! – и садился, как в детстве, читать путешествия и фантастику. Все спали. Дверь отворялась неслышно, было тихое «кскскс», кот влетал в облаке морозного пара, и наставала ночь.
5
А весна подходила, суля разлуки.
Первым ушёл Вася, отъевшийся, великолепный. Ждали, звали его. Не вернулся. Наверное, жив и сейчас. Остались у нас Цапа и Том-Том. Вспоминали ли они Васю? Но у каждого кота – своя судьба.
Долго ли они жили вдвоём? Есть фотография: двухлетняя Оля (родившаяся в первое лето после Томки) с ним на руках. Вскоре я уехала в Москву. Но при мне ещё к нам с Ритой вошла Оля, её золотые глаза были счастливы. Взволнованно, захлебнувшись новостью:
- Там киса! Мнуга-мнуга котата!
Она разводила ручками и стала тащить нас за платья – смотреть. По младости она не умела сообщить, что у кисы не хватает для котят молока и что папа возится возле них с пипеткой. Оля имела твёрдую веру в отца, снося к нему все поломанные игрушки – «папа поцинит!».
…Это уже началась новая кошачья эпопея! Та кошка, должно быть, тогда родила будущую Лису – тигровую, с лисьим хвостом, а Лиса – Огонька, рыжего, - но это уже на другой павлодарской квартире, в Молгородке, в коттедже. Туда были перенесены нами и Цапа, и Том-Том. Цапа уходил назад, на старое место. Возвращался… Затем надолго пропал. Появился однажды – это был он, Цап, наш Цап, но одичалый, и его не удалось поймать. (Как Тодди когда-то, приходившего на чёрный ход, но в руки не давшегося… Целую жизнь назад!)
И какой-то весной ушёл к кошкам Томка, чёрный, как трубочист, кот, нами спасённый. Но мне радостно думать, что, может быть, вся наша кошачья тройка, разбежавшаяся после дружных зимних ночей с нашего очага, ещё где-нибудь здравствует. И, может быть, как мы их, и они помнят нас, кто знает…
(Из книги А. Цветаевой «Непостижимые: рассказы о животных», М., Объединение «Всесоюзный молодёжный книжный центр», 1992, стр. 129-139)
Девочка
Сын мой работал в Павлодаре, и я ежегодно ездила туда. Семья наших друзей, добрых и честных, имела, однако, враждебно к ним настроенную старушку, о которой в народе упорно ходили недобрые слухи. И видели её, стоявшую на углу их тихой улочки, смотревшую на их дом и что-то подолгу шептавшую.
Вскоре заболела странной болезнью их трехлетняя внучка: врачи, терапевты и невропатологи, не находили в ней никакой аномалии, а она с какого-то дня, ежедневно, в шесть часов вечера начинала кричать, гнать от себя любимых ею родных, в слезах и мучимая чем-то вроде судорог, билась словно в припадке. Когда старшие, жалея её, подчинялись её требованию и уходили в дальнюю комнату, девочка, в слезах, кричала им вслед: «Я боюсь одна, я должна кричать, но я боюсь одна…»
В тот год я, приехав к сыну, их навестила и узнала это странное происшествие. Ребёнок худел, таял, врачи помочь не могли.
- Знаете что, - сказала я, - я привезла остаток чудотворной воды, о которой напечатано в книге, изданной в Лавре. У меня только маленький пузырёк. Давай попробуем! Начните до шести вечера, давайте ей – ну, хоть по одной чайной ложечке, - тут хватит на несколько дней!
Они радостно согласились – и в первый же день с ребёнком не произошло ничего, много дней повторявшегося. Девочка допила содержимое пузырька и стала быстро поправляться. Она жива и сейчас, уже взрослая.
(Из книги А. Цветаевой «О чудесах и чудесном», М., Буто-пресс, 1991, стр.30)
День рождения в музее
- Июн252023
- Просмотры(264)
Замечательный гость был сегодня в музее Анастасии Цветаевой! Нурасыл приехал в Павлодар из Иртышска и пришёл к нам со своей старшей сестрой Альбиной Шамгуновой (которая недавно защитила магистерскую диссертацию по творчеству А.И. Цветаевой). А раз сестра занимается творчеством писательницы, младшему брату было по особому интересно в музее! Больше всего понравились Нурасылу огромные еловые шишки из Шварцвальда, где прошло детство сестёр Цветаевых. Их привезла в Павлодар из Германии Татьяна Александровна Алексенко.
Понравились Нурасылу и другие экспонаты - и фильмоскоп, и проигрыватель, и фотоаппарат... А мы узнали, что нашему гостю исполняется 7 лет! По этому случаю именинник получил подарки от музея!
Приходите отмечать свой день рождения в наш музей!
Здесь интересно!
- Июн222023
- Просмотры(235)
Богатым на гостей выдался июнь в музее Анастасии Цветаевой! А больше всего экскурсий было для ребят из летнего пришкольного лагеря школы им. С. Торайгырова (СШ-28). Вот и на этой неделе музей посетили две группы, ученики с первого по четвёртый класс. Замечательные ребята - любознательные, внимательные, интересующиеся литературой, историей! Всегда рады таким гостям! Ждём на экскурсии школьников 28-ой школы и в июле.
Цветаевские новости
- Июн222023
- Просмотры(401)
20-й Цветаевский костёр в Болшеве!
"ВЫСОКО ГОРЮ!.."
Цветаевское костровое движение в 2023 году сверяет часы в Болшеве, где находится Дом-музей Марины Цветаевой.
Здесь, в подмосковном Болшеве, ставшем относительно недавно частью города Королёва, 19 июня зажигали XX Цветаевский костер. Несмотря на то, что это был понедельник, народу собралось, к радости организаторов, много (во всяком случае, сидячих мест на двух- и трехъярусных трибунах всем не хватило). Уточню, что переносить действо на воскресенье не стали по принципиальным соображениям. Так, ещё при первом руководителе Цветаевского Музея Зое Атрохиной (1946-2020 гг.) проводить эти народные литературные праздники начали именно 19-го числа первого летнего месяца - в день приезда в 1939 году в Болшево Марины Цветаевой, возвратившийся с сыном из эмиграции...
С благодарностью приняла предложение, и поучаствовала в церемонии возжжения огня вместе с директором музейного объединения #МузеиНаукоградаКоролёв Еленой Куценко, художником Аллой Жуковой и цветаеведом Юрием Кошелем, который ещё в 80-е годы прошлого века нашел (под руководством Надежды Ивановны Катаевой-Лыткиной) болшевский одноэтажный деревянный дом, который оказался связан с историей семьи супругов Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В своем выступлении Юрий как раз напомнил собравшимся об истории поисков этого дома - временного пристанища Цветаевых-Эфрон.
Я же, выступая (будучи участником в том числе и первого Цветаевского костра в Тарусе, с которого Цветаевское костровое движение начало свое шествие по всему миру), пригласила присутствующих 1 октября в Тарусу на 38 Цветаевский костер, а также прочла стихотворение Марины Цветаевой, написанное 105 лет назад "Пожирающий огонь...".
Марина Цветаева
Пожирающий огонь — мой конь!
Он копытами не бьёт, не ржёт.
Где мой конь дохнул — родник не бьёт,
Где мой конь махнул — трава не растёт.
Ох, огонь мой конь — несытый едок!
Ох, огонь на нём — несытый ездок!
С красной гривою свились волоса…
Огневая полоса — в небеса!
1918 г.
Пока шла программа, в которой:
был занят хорошо известный в Королёве ансамбль "Сувенир"; исполняли популярные классические романсы, не забывая о песнях на стихи Марины Цветаевой, Александр Лёушкин и Виктория Строганова; конечно, звучали стихи гениальной Цветаевой, которые декламировали и Виктория Строганова, и ведущая - руководитель болшевского
Дома-музея Поэта (далее - Дом-музей) Ирина Шкурлатовская (в частности, совместно с шестилетней Мией Щербаковой, являющейся, по совместительству, внучкой Ирины, они прочли стихотворение юной Цветаевой "За книгами"), и пока читала свое стихотворение эмоциональная поэтесса
Татьяна Шарыгина, а сотрудники Дома-музея Алёна Трубицына и Юрий Макаревич презентовали фрагменты своих авторских экскурсионных программ, - я вспоминала о многих ушедших цветаевцах, цветаеведах, костровитянах, которые жаром сердец и своей действенной преданностью Марине Цветаевой поддерживали много лет и Цветаевское движение, и Цветаевский костер, исполняя завет Поэта:
Птица - Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Очень в этом контексте важно, что Елена Куценко назвала поименно тех, кто участвовал здесь, в Королёве, в цветаевском костровом движении (привожу видео этого выступления).
Почти половина программы была отведена подробному освещению трех тем, поднятых в выступлениях экскурсоводов: личность и судьба мамы сестер Марины и Анастасии Цветаевых Марии Александровны Цветаевой, в девичестве Мейн (к 155-летию со дня рождения); личность и судьба Сергея Яковлевича Эфрона (к 130-летию со дня рождения); события 1923 года в жизни Марины Цветаевой, произошедшие 100 лет назад... С удовлетворением отмечу при этом, что идея обращаться к событиям, происходившим 100 лет назад и оставившим след в творчестве Марины Цветаевой, перекочевала в Болшево из наших программ в Тарусе.
В завершение, позволю себе, будучи ведущей тарусских Цветаевских костров с 2018 года (не считая вперые проведенного мной в Тарусе Костра в 2011 году, как, кстати, и в Болшеве, куда меня пригласила тогда Зоя Николаевна), позвать всех, кто любит и ценит цветаевскую "стихию стиха", 1 октября нынешнего года на 38 Цветаевский костер в Тарусу (начало в 12 часов). Причем, - не только послушать, но и почитать стихи #МаринаЦветаева.
До встречи!
P.S. Для полноты впечатления: на XX Цветаевском костре в Болшеве не забыли отметить ещё три даты:
- 90 лет постройки дома, ныне существующего в статусе Дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве;
- 10 лет с момента торжественного открытия - после многолетней реставрации - болшевского Дома-музея Марины Цветаевой, в котором принимал участие губернатор Московской области #АндрейВоробьев;
- 50 лет ансамблю народной музыки «Сувенир» (организован в 1973 году выпускником Московского Государственного Университета культуры Николаем Губернаторовым).
Виктория ЯНШИНА.
Наши гости - школьники и студенты
- Июн152023
- Просмотры(305)
Как радостно, когда дети, молодежь интересуются литературой, творчеством, знают имена тех людей, кто остался своими деяниями в истории родного края! Замечательные гости были всю неделю в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра Павлодара: ученики школы им. Торайгырова (СШ-28) - 2 экскурсии; ученики 35-й школы.
Экскурсию для младших классов школы 28 провела 13 июня Лидия Семёновна Прохорова
14 июня. Ученики школы 35 со своим замечательным педагогом, большим другом музея Манат Камельевной Аубакировой (вторая слева). Куар-код нашего музея - видеосюжет, который сделала Манат Камельевна!
В этот же день, 14 июня, гостями музея были студенты второго курса педагогического высшего колледжа им. Б. Ахметова со своим педагогом Ю.В. Вайгандт.На эту встречу пришла и преподаватель педагогического университета, кандидат педагогических наук Галина Николаевна Старченко, которая была у Юлии научным руководителем её диплома, а посвящался диплом творчеству М. Цветаевой!
Вот так "Цветаевская эстафета" передается от поколения к поколению, и кто-то из нынешних студентов Ю. Вайгандт тоже выберет себе темой научных работ творчество Марины или Анастасии Цветаевых!
А 15 июня мы вновь встречались с учениками школы им. С. Торайгырова (№28). Замечательные, очень активные и любознательные ребята! В конце встречи мы провели викторину, победители получили в подарок детские книжки, а для библиотеки школы была подарена книга, выпущенная нашим музеем - "Цветаевские кошки".
На следующей неделе ждём новых гостей из летних пришкольных лагерей Павлодара!
Защита прошла успешно!
- Июн132023
- Просмотры(482)
Замечательное и радостное событие для Цветаевского сообщества – защищена магистерская диссертация по творчеству Анастасии Ивановны Цветаевой! Диссертация Альбины Ерканатовны Шамгуновой называется «Мировоззренческие основы творчества Анастасии Ивановны Цветаевой». Очень интересный, глубокий, основательный труд, в котором автор на примере произведений А. Цветаевой «Королевские размышления», «Дым, дым и дым», «Amor», «Моя Сибирь», «Неисчерпаемое», «Старость и молодость», «О чудесах и чудесном» рассматривает этапы мировоззренческого пути писательницы. В диссертации 100 страниц, список использованных источников включает в себя 75 наименований. Мы рады, что помогли Альбине с книгами, журнальными и газетными публикациями, рукописями АЦ из фонда павлодарского музея Анастасии Цветаевой! И, конечно, пришли на защиту поболеть за будущего магистранта!
Защита состоялась в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова. Председателем комиссии была Ольга КонстантиновнаАндрющенко, проректор НАО «Павлодарский педагогический университет им. Маргулана», кандидат филологических наук; члены комиссии - Иост Ольга Александровна, доцент ВАК, профессор ПГУ, кандидат филологических наук (руководитель научной работы А. Шамгуновой) и Цветкова Алевтина Дмитриевна, доцент ВАК, профессор, кандидат филологических наук. Защита прошла успешно – 98 баллов, то есть «отлично»! Диссертация А. Шамгуновой пополнит фонды не только павлодарского Цветаевского музея, но и поступит в музеи России и дальнего зарубежья. Альбину Ерканатовну уже поздравила младшая внучка А.И. Цветаевой Ольга Андреевна Трухачёва (США), поблагодарила за изучение творчества бабушки и пожелала не останавливаться на достигнутом и защитить докторскую!
А недавно Альбина Ерканатовна как педагог школы-лицея имени А. Шамкенова (СШ-16) участвовала в областном этапе республиканской олимпиады «Талантливый учитель - одаренным детям», заняла третье место и будет представлять Павлодарскую область на республиканской олимпиаде!
Поздравляем молодого ученого и талантливого педагога! Новых свершений!
Великолепный праздник!
- Июн112023
- Просмотры(493)
В это воскресенье яркий и запоминающийся концерт подарили горожанам творческие коллективы и солисты Славянского центра. Праздник русской культуры состоялся в рамках летнего фестиваля "Живём в семье единой" в городском парке культуры и отдыха.
Ведущие концерта поздравили собравшихся с праздником и определили тему встречи:
"В рамках летнего фестиваля «Живём в семье единой» мы сегодня поговорим о ценностях, которые нас объединяют - это тема Родины! Казахстан, где мы родились, для нас родина, здесь каждый из вас стал личностью, получил профессию, научился дружить и, посмотрите, в друзьях-то у нас все, кто дорог нашему сердцу, а это – казах, татарин, немец… да что перечислять, посмотрите друг на друга и будет понятно – мы, казахстанцы, дорожим своей землёй, дружбой, миром и гордимся, что и мы с ВАМИ внесли свой посильный вклад, объединившись в удивительный институт – Ассамблею. Мы сегодня живём в большой и дружной семье, имя которой КАЗАХСТАН!"
Открыла концертную программу программу наша замечательная солистка Клавдия Ерофеевна Кузьминская, исполнив две песни - "Родина моя - Казахстан" и "Я люблю тебя, Россия".
Пели "Славянки" и солисты группы "Поречье", хор ветеранов хора А.И. Шиллера, порадовали талантами юные дарования. Воспитанники русского класса лихо исполнили кадриль. Зрители тепло приняли выступление гостей - хора ветеранов из села Павлодарское.
Выступает ансамбль "Славянки":
Песню на казахском языке исполнила Арина Грищук:
Анна Солтыс спела песню на стихи Расула Гамзатова "Журавли":
Зрители эмоционально встречали каждый номер!
На сцене - хор ветеранов "Достык" Дома культуры села Павлодарское:
Наши любимые шиллеровцы:
Общее фото на память о замечательном празднике:
Фотографии Наталии Алешниковой.
"Так здорово, что вы есть"
- Июн102023
- Просмотры(394)
Для кого-то лето - отпуск и отдых, а для музейщиков - горячая пора. В летние месяцы в музее всегда много гостей из других регионов страны и зарубежных стран, начались экскурсии школьников из летних пришкольных лагерей. Всегда рады гостям!
На днях в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра побывала гостья из Москвы Татьяна Оландер. Экскурсию провела Л.И. Деркунская (на фото слева).
Тёплые слова пожелания оставила в книге отзывов и наша гостья Рафия из Караганды:
Наша книга в Феодосии!
- Июн92023
- Просмотры(282)
Книга переписки Анастасии Цветаевой и Владимира Ионаса, которую в начале этого года выпустил павлодарский музей А. Цветаевой, теперь есть и в музее Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосии. Её привезла туда известный цветаевед, поэт, журналист Виктория Яншина. Она также передала Цветаевскому музею книгу "Букет полевых цветов" А.И. Цветаевой, это издание также вышло в этом году благодаря младшей внучке писательницы О.А. Трухачёвой и литературоведу С.А. Айдиняну. Обе книги - с автографами Ольги Андреевны и Станислава Артуровича. На встрече в музее Виктория Яншина рассказала о книгах, прочитала дарственные надписи.
Тополиный пух, жара и... праздник!
- Июн92023
- Просмотры(282)
Славянский центр Павлодара, музей Анастасии Цветаевой и Дом-музей Павла Васильева в День защиты детей, 1 июня провели традиционный праздник "Уголок детства" в Ленпарке (сейчас Парк Детства). В нем приняли участие ученики из школ 9 и 43, павлодарские поэты, музыканты. Ведущая - Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала об Анастасии Ивановне Цветаевой, её внучках Маргарите и Ольге Трухачёвых, которые так любили в детстве гулять с бабушкой в Ленпарке. Интересными воспоминаниями о парке детства поделились члены литературного клуба "Живое слово". Дети совершили квест-путешествие по парку и получили в подарок мягкие игрушки от Славянского центра. Праздник состоялся!
Забывать нельзя...
- Июн92023
- Просмотры(314)
Ко Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается в Казахстане 31 мая, в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра была открыта выставка из фондов музея, посвященная этой теме. В семье Цветаевых были репрессированы А.И. Цветаева и её сын Андрей Трухачев, дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. Муж М. Цветаевой Сергей Эфрон был расстрелян в октябре 1941 года.
Вечная память невинным...
Цветаевская, 11-я...
- Май242023
- Просмотры(556)
По традиции 24 мая, в День Славянской письменности и культуры, Славянский культурный центр Павлодара и музей Анастасии Цветаевой проводят читательскую конференцию, посвящённую жизни и творчеству писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой и всех членов талантливой цветаевской семьи. В этом году конференция уже 11-я! Как и в 2022 году, она прошла в Центре детского чтения им. С. Баязитова, которому мы очень благодарны за поддержку, теплый прием, предоставление книг и стендов. Участниками конференции были члены литературного клуба «Живое слово», активисты Центра активного долголетия, студенты и школьники.
Открыла конференцию председатель Славянского центра Т.И. Кузина, которая рассказала об истоках и традициях праздника – Дня Славянской письменности и культуры, о братьях Кирилле и Мефодии, родоначальниках славянской письменности.
В этом году исполняется 155 лет со дня рождения писателя Максима Горького, с которым общалась и дружила А.И. Цветаева. Страницам её книги «Воспоминания» о поездке к писателю в Италию в 1927 году посвятила своё выступление Т.А. Алексенко. Татьяна Александровна большой друг нашего музея, павлодарцы помнят её замечательный проект – фотовыставку «По следам "Воспоминаний". Цветаевские места Италии» (после Павлодара она уже была представлена в Кокшетау, Новосибирске, Москве). Т. Алексенко сопроводила своё выступление фотографиями о местах, связанных с пребыванием Горького в Италии, некоторые из снимков были представлены на предыдущей выставке, а какие-то снимки павлодарцы увидели впервые.
Мы рады, что в работе конференции приняли участие студенты павлодарского Педагогического высшего колледжа имени Б. Ахметова. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел» представила Ольга Станишаускас (1 курс, группа РИЛ-11). А Дарья Леднева говорила о поэзии Анастасии Цветаевой.
Т.С. Корешкова рассказала о книге Натальи Кончаловской (подарок нашему музею от Э.Б. Калашниковой). В одном из очерков автор вспоминает о встрече с Мариной Цветаевой в 1941 году.
Самые юные участники конференции – пятиклассники школы-гимназии №9 им. Ш. Чокина Надя Ганенко, Злата Бердышева, Орал Найза, Канат Нураим, Сужен Инкар поделились впечатлениями о рассказе А. Цветаевой «Цапа, Вася и Том-Том» и даже подготовили викторину по этому рассказу!
Студенты и ученики получили в подарок книги и сертификаты участников конференции.
Сообщение Л.С. Прохоровой было посвящено очерку А. Цветаевой «Томас Карлейль в моей жизни» из книги «Неисчерпаемое». Лидия Семёновна сказала, что в музее хранится эта книга вот с такой трогательной надписью А. Цветаевой своей невестке Н.А. Трухачёвой, в которой Анастасия Ивановна назвала свою книгу «букетом полевых цветов».
И вот спустя много лет, в этом году вышла в свет книга А. Цветаевой с таким названием. Это дань памяти замечательной писательнице, издание подготовила внучка Ольга Трухачёва и литературный секретарь А. Цветаевой Станислав Айдинян. С их подписями и поступил в музей экземпляр новой книги:
В сборник включены написанные в разные годы очерки, отклики, эссе, новеллы, рецензии. Часть из них публиковалась в каких-то малотиражных изданиях, часть вовсе не была опубликована, какие-то знакомы читателям по предыдущим сборникам. Как пишет составитель, «Букет полевых цветов» своеобразно и уникально дополняет знаменитые «Воспоминания» автора.
О. Григорьева, представившая сборник участникам конференции, обратила внимание, что в него вошёл отзыв А. Цветаевой на поэму Владимира Ионаса «Фауст». Конечно, мы не могли не вспомнить о вышедшей в этом году в Павлодаре, подготовленной к печати нашим музеем книге переписки А. Цветаевой и В. Ионаса (презентация её состоялась в областной библиотеке им. С. Торайгырова). О книге переписки говорила на конференции Н.И. Новосельцова.
Эльвира Борисовна Калашникова, ученый секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых г. Александрова Владимирской области, посвятила своё видеовыступление материалам книги «Букет полевых цветов», которые касаются города Александрова и музея Марины и Анастасии Цветаевых.
С большим интересом слушали участники конференции рассказ Ольги Андреевны Трухачёвой о новой книге, о том, какой была бабушка в жизни, чем запомнилась своим внучкам. (К сожалению, в этот день в библиотеке отключили свет, и мы не смогли показать выступление Э. Калашниковой и О. Трухачёвой на большом экране, но посмотрели их на ноутбуке).
Т.А. Алексенко объявила о начале конкурса художественных работ «ANiMA», который уже третий год проводит музей А. Цветаевой и итальянское агентство «Авенталь». В этом году участникам предлагается проиллюстрировать три рассказа А. Цветаевой, в которых действие происходит в нашем городе Павлодаре. Это рассказы «Цапа, Вася и Том-Том», «Ральф» и «Девочка». Они вошли в книги писательницы «Непостижимые» и «О чудесах и чудесном» (для удобства конкурсантов рассказы будут опубликованы на сайте Славянского центра»). Планируется в дальнейшем выпустить сборник этих рассказов с иллюстрациями победителей художественного конкурса.
Спасибо всем участникам конференции!
Очерки о России и Кноррингах
- Май192023
- Просмотры(436)
К нам обратилась Ирина Михайловна Невзорова, известный цветаевед, большой друг нашего павлодарского музея Анастасии Цветаевой, член Союза писателей России. Публикуем её обращение:
Друзья и коллеги!
Подготовлена к изданию книга «От Рустеберга до Елшанки: очерки о России и Кноррингах» (уже сверстана). Но денег на печать нет. Через сайт «Планета.ру» проходит сбор средств. Книга будет издана по подписке и в свободную продажу не поступит.
Обращаюсь к читателям с просьбой ПОДДЕРЖАТЬ проект. Ведь в нашей истории содержится «воспоминание о будущем». Добавим, что судьба одного из героев книги — Бориса Кнорринга — связана с Казахстаном.
Пройдите по ссылке https://planeta.ru/campaigns/195487, нажмите на ПОДДЕРЖАТЬ проект (там три варианта поддержки). Там же рассказано о книге и ее актуальности. Вы будете включены в список «контрагентов» (участников проекта). Когда книга выйдет, то я Вам ее вышлю (один или несколько экземпляров).
Книга создана на основе родословной писателей Кноррингов, на документах из российских и зарубежных архивов. Судьбы поколений древнего рода вплетены в историю России.
Краткое содержание книги:
Предисловие. От рыцарей шпаги к рыцарям пера
Глава I. Древняя Русь в творчестве Кноррингов
Глава II. Кнорринги в Германии (X–XV вв.)
Глава III. Кнорринги в Прибалтике (XV–XVIII вв.)
Глава IV. Федор Иванович Кнорринг на службе в Российской империи
Глава V. Кнорринги на Псковской и Тверской земле
Глава VI. Кнорринги в Самарском крае
Глава VII. В крепостной Елшанке
Глава VIII. Елшанка в эпоху великих перемен
Глава IX. Усадьба Кноррингов в начале XX в.
Глава X. Елшанка в изгнании
Заключение. Возвращение Кноррингов в Елшанку
Библиография
Указатель имен
Ирина Михайловна Невзорова, член Союза писателей России.
Отмечаем День музеев!
- Май192023
- Просмотры(421)
18 мая, в Международный День музеев, в музее Анастасии Цветаевой по традиции собрались друзья и единомышленники, чтобы отметить этот замечательный праздник. Директор музея Ольга Григорьева открыла встречу стихотворением Елены Игнатовской, посвящённым нашему музею:
Ночь в музее
Книги, стенды, истории крохи,
Фотографии, письма друзей…
Эта ночь воскрешает эпохи,
Возвращая былое в музей.
Стук негромкий, спокойное «здрасьте!».
Только свечка – в музее темно…
И вдруг при этих словах, действительно, раздался негромкий стук, и в проёме дверей появилась… Гуляра Шамилевна Чистякова в образе А.И. Цветаевой, продолжая строки стихотворения:
– Не узнали? Цветаева Настя!
Да мы с вами знакомы давно!
Это ж я – вот на этом портрете!
В этом доме мы жили давно…
Это – внучки, совсем ещё дети,
Повзрослели в мгновенье одно…
А у вас тут уютно, не тесно,
Хоть всего комнатушка одна,
Мне не надо просторного места –
Был бы стол, был бы вид из окна.
Был бы день, был бы смысл, были б люди,
Мне бы память свою воскресить…
Остальное – старанием будет,
И не надо у Бога просить.
Нам пора расставаться – светает,
Я уйду, но я снова вернусь…
В ночь в музее такое бывает,
И почаще случается пусть!
Вот с такого чудесного перевоплощения начался наш праздник. Гуляру Шамилевну, которая преподавала музыку младшей цветаевской внучке Ольге Трухачёвой, Анастасия Ивановна называла своим другом. Подтверждением этому служит открытка, которая хранится сейчас в фондах павлодарского музея литературы и искусства им. Бухар жырау, а к сегодняшнему мероприятию Г.Ш. Чистякова принесла её копию:
Открытка от Анастасии Ивановны Цветаевой Гуляре Шамилевне Чистяковой (в те годы Бакиевой): «Дорогой друг! Очень меня тронули Вашей поздравительной телеграммой! Обрадовалась весточке, очень хочу узнать о Вас и Рустаме (сын Г.Ш.). Напишите мне о себе и о нём, и о том, чем он увлекается, чем можно его порадовать. Вас, надеюсь, скоро порадовать 2-м изданием «Воспоминаний», но куда слать? Дойдёт ли это до Вас? Улица Ленина, номер дома и кв. я забыла… Отзовитесь! Любящая Вас А. Цветаева»
По краям открытки: «Если Оля будет умной и станет муз.работником детсадов, встав в 19 лет на ноги, заслуга этого первым делом Ваша. Спасибо. Любящая Вас Цветаева»
Адрес: «Куда: Павлодар Казахский центр Музык. училище Кому: Преподавателю Бакиевой Гуляре Шамильевне Откуда: Дом поэта Планерское Крым Цветаевой А.И.»
На лицевой стороне открытки фотография В. Колинова «Крым. Бухта Новый Свет»
А вот надпись на том самом втором издании «Воспоминаний», о котором пишет в открытке Анастасия Ивановна (эта книга тоже в музее литературы и искусства): «Дорогой Олиной учительнице музыки, а моему другу, Гуляре Шамилевне Бакиевой на добрую память о семье Цветаевых. С пожеланием счастья, здоровья и удачи! С благодарностью, Анастасия Цветаева, Москва. 5. XII.74г.»
Во время приезда в 1998 году в Павлодар Ольга Андреевна Трухачёва надписала внизу этого автографа: «Спасибо, это детство, это на всю жизнь. Ольга Трухачёва. 9.07.98. Павлодар»
Спасибо коллегам из музея литературы и искусства им. Бухар жырау за предоставленные качественные копии автографов!
А в нашем музее хранится первое издание «Воспоминаний» с надписью А.И. Цветаевой Гуляре Шамилевне Чистяковой!
На встрече прозвучало поздравление, которое прислала Ольга Андреевна музею своей бабушки:
«От всей души поздравляю вас всех с Международным Днем музеев! Это ваш праздник по праву! Вы многого достигли за прошедшие годы! Так держать!»
Стихотворение Ольги Григорьевой «Город друзей», посвящённое Ольге Трухачёвой, прочла Лидия Семеновна Прохорова. Есть в нём такие строки об Анастасии Ивановне Цветаевой:
…Просто писала, не ведала,
Что Павлодар неизведанный
Городом станет друзей,
То, что душе её, страннице,
Больше не выпадет маяться,
Что в новом веке останется,
Здесь поселившись в музей!
Накануне праздника поступила в музей посылка от Эльвиры Борисовны Калашниковой, ученого секретаря музея Марины и Анастасии Цветаевых города Александрова Владимирской области. В посылке мы получили фотографии Александра Васильевича Ханакова, на которых он запечатлел А.И. Цветаеву в разные годы (фотографии были представлены на выставке), а также более десятка книг, в том числе «Сказки» А.И. Цветаевой, «Гибель Марины Цветаевой» Ирмы Кудровой; такое редкое издание, как книга Натальи Кончаловской «Магнитное притяжение» (Москва, «Детская литература», 1976), в которую вошел рассказ о встрече автора с Мариной Цветаевой в мае 1941 года; другие интересные издания.
От известного цветаеведа, журналиста, поэта, ведущей Цветаевских костров в Тарусе Виктории Яншиной пришла бандероль с многочисленными фотографиями, буклетами, материалами о Цветаевских кострах, это подарки мы тоже разместили на выставке ко Дню музеев. На одной из фотографий запечатлен момент, когда директор павлодарского музея А. Цветаевой О. Григорьева вместе с внучкой А. Цветаевой Ольгой Трухачёвой зажигают 34-й Цветаевский костёр в Тарусе. В. Яншина прислала также книгу Натальи Менчинской «Это было недавно… Это было давно».
Ещё один подарок – из Эстонии. Кристиан Руузе, который уже присылал нам оригиналы писем и открыток А.И. Цветаевой, выслал еще один конверт с письмом Анастасии Ивановны хозяйке дома в Кясму Марии Эйнхольм.
Собравшиеся посмотрели получасовой фильм о музее Анастасии Цветаевой, который был снят павлодарским педагогическим институтом шесть лет назад, это подарок музею от Екатерины Петровны Гараниной.
Очень приятно, что радость праздника разделили с нами замечательная павлодарская актриса Халима Хазиева и гостья из Германии Елена Маковенко, им были вручены в подарок издания музея. Елена Маковенко оставила тёплые слова в книге отзывов музея.
Т. Кузина и Е. Маковенко
В центре - Халима Хазиева
Но сюрпризы на этом не закончились. К праздничному чаепитию в честь Дня музеев директор павлодарского Дома печати Евгения Писаревская преподнесла нам корзинку клубники!
Спасибо всем гостям, всем друзьям и дарителям!!!
До встречи 24 мая, в День Славянской письменности и культуры, на традиционной, уже 11-ой Цветаевской читательской конференции, которая пройдет в Центре детского чтения им. С. Баязитова (ул. Луначарского 9/2).
Начало в 12.00.
День гостей
- Май142023
- Просмотры(422)
Богатым на гостей был день 14 мая в музее Анастасии Цветаевой. Гуляра Шамилевна Чистякова пришла с утра, чтобы прокомментировать новое поступление – воспоминание Ирины Ильиничны Галочкиной (Пенза) о встрече с Анастасией Ивановной Цветаевой в павлодарском музыкальном училище имени Чайковского в 1972 году. И.И. Галочкина была тогда студенткой, и встреча с Цветаевой запомнилась ей на всю жизнь. Гуляра Шамилевна вместе с педагогом Элен Евгеньевной Кромер была организатором этой встречи. Она вспомнила, как студенты, вначале не очень внимательно слушавшие Анастасию Ивановну, потом притихли, и провожали её уже горячими искренними аплодисментами… Много интересных подробностей вспоминает о той далёкой встрече в своих воспоминаниях И.И. Галочкина.
Своими впечатлениями об Анастасии Ивановне поделилась и председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина, работавшая в музыкальной школе, где училась младшая внучка А.И. Цветаевой Ольга Трухачёва:
Ещё один дорогой гость этого дня – создатель сайта Славянского центра Ернар Шамбаев со своим очаровательным сыном Сашей. Кстати, у нашего сайта день рождения именно в мае! Директор музея А. Цветаевой Ольга Григорьева вручила гостям свои книги:
А после обеда в музее собралось литературное объединение имени Павла Васильева. Именно сегодня, 14 мая, исполнилось бы 95 лет павлодарскому поэту, создателю литобъединения Сергею Музалевскому. Звучали его стихи, а также стихи других поэтов, чьи юбилейные даты также отмечались этой весной – Марата Динерштейна и Игоря Минакова.
Насыщенный и интересный выдался день!
Следующая встреча в музее – праздничная! Ждём гостей в День музеев, 18 мая, в 12.00!
Он погиб в девятнадцать...
- Май82023
- Просмотры(479)
Накануне Дня Победы в музее Анастасии Цветаевой мы всегда вспоминаем Георгия Эфрона, сына Марины Ивановны Цветаевой, талантливого юноши, погибшего в 19 лет, в 1944 году... На выставке представлены его фотографии, его изданные дневники, письма, рисунки.
Слово о матери
- Апр302023
- Просмотры(608)
30 апреля в музее Анастасии Цветаевой прошла встреча, посвящённая Марии Александровне Цветаевой (Мейн) – матери Марины и Анастасии Цветаевых. По счастливому совпадению на это воскресенье в этом году выпал праздник – День святых жён-мироносиц (православный «женский день»).
Собравшиеся послушали в аудиозаписи страницы «Воспоминаний» А.И. Цветаевой, посвящённые матери. Звучали фортепианные произведения Шопена, Чайковского, Грига, ведь вся жизнь Марии Александровны была посвящена музыке. О детских и юношеских годах М.А. Цветаевой говорила О. Григорьева:
Произведению Марины Цветаевой «Мать и музыка» посвятила своё большое выступление Т. Корешкова:
Яркие и трогательные фрагменты из «Воспоминаний» Анастасии Ивановны о матери представила Л. Прохорова:
«…Записей о нас было в мамином дневнике много, но – все книги дневника погибли. Записи привожу по памяти. Не раз вспоминала мама смешной случай: она ехала со мной лет трех на конке. На остановке кондуктор крикнул: «Кузнецкий мост!» – «И вецные французы!» – добавила я. Раздался смех пассажиров, оглядывались – взглянуть на младенца, цитировавшего «Горе от ума».
…Мама была к нам строга, вспыльчива, кричала, читала нотации, ненавидела ложь, требовала мужества. Но была ли мама тяжела нам? Нет. Другой матери у нас не могло быть. Мы любили маму, понимали, не осуждали. Она нас не гнула, то есть не ломала; мы гнулись и выпрямлялись сами.
…Иногда мама с Лёрой пели дуэтом. Нравилось слушать высокий Лёрин и низкий мамин голос. Мы любили печальные, удалые песни: «Вот мчится тройка почтовая // Вдоль по дороге столбовой…» (этот мотив, казалось, был вечно – как барашки в небе, как луна… как строки пушкинские, будто зимним воздухом написанные: «Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна…// На печальные поляны // Льет печальный свет она…»).
….Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить.
…Религиозного воспитания мы не получали (как оно описывается во многих воспоминаниях детства – церковные традиции, усердное посещение церквей, молитвы). Хоть празднования Рождества, Пасхи, говенья Великим постом -родители придерживались, как и другие профессорские семьи, как школы тех лет, но поста в строгом смысле не соблюдалось, рано идти в церковь нас не поднимали, все было облегчено. Зато нравственное начало, вопрос добра и зла внедрялись мамой усердно… Образы тех людей, которые жили по этим, нам не удававшимся, не прививавшимся правилам, как мама сумела внедрить их в нас! Дерзновенный полет Икара и гибель за похищенный огонь прикованного к скале Прометея, все герои мифологии и истории, Антигона, Перикл, Бонапарт, Вильгельм Телль, Жанна д’Арк, все подвиги, смерть за идею, все, чем дарили нас книги, исторические романы и биографии, и доктор Гааз, отдавший жизнь заключенным больным людям, герой уже девятнадцатого века, – как насаждала в нас мать поклонение героическому! И имена английских писателей Томаса Кар-лейля и Джона Раскина я слышала от нее в мои одиннадцать лет, в болезнь ее последней зимы.
…Милое, милое лицо, такое родное! Как мы без него жили? Две наши головы у маминых плеч! Как мама нам улыбается! Только она так может! Незаменимость человека! Неповторимость его черт, движений, привычек! Тайна голоса! Именно ее мы ждали, именно ее нам не хватало! Только ей одной мы хотели рассказать все!.. Мы ластились о маму, как зверята о зверя, впервые так, став проще после разлуки, перед новой разлукой, не зная, что можно так стосковаться!
– Дети, жизнь идет полосами, вы это увидите, когда вырастете, – говорила мама, – и вы вспомните мои слова! – И, прерывая нас, хотящих сказать, что мы уже вспоминаем: – Вот Ясенки мои и наша дача в Тарусе, наш московский дом и Нерви – это все полосы. И вот это сейчас, мой приезд – полоса тоже. И она тоже пройдет, как сон… Иногда очень трудно оторваться от чего-нибудь дорогого в жизни, – но и оно может пройти… Если надо!
…Милое мамино лицо под полями темной фетровой шапочки улыбается нам тою ее особенной жалостливою улыбкой, от которой с детства щемит сердце. Как от гудка поездов.
– Помните, дети, – говорит она, – никогда не будьте жадными, не жалейте ничего другим. Кто знает, с кем встретитесь, чье влияние на вас будет… И если я умру, и вы будете жить без меня…
…Она позвала нас обеих прощаться. Мы пришли. Мамин взгляд встретил нас у самой двери. Кто-то сказал: «Подойдите…» Мы подошли. Сначала Марусе, потом мне мама положила руку на голову. Папа, стоя в ногах кровати, плакал навзрыд. Его лицо было смято. Обернувшись к нему, мама попыталась его успокоить. Затем нам: «Живите по правде, дети! – сказала она. – По правде живите…»
…Как умела она жить одной жизнью с нами, сурово и нежно! Прекращать ссоры, одним взглядом призвать к порядку, покачиванием головы – вразумить. Она навсегда осталась нам Матерью с большой буквы, без тени упрека в ее сторону. Обожаемой, стоящей над всеми героизмом и той честью, с которой она вышла из боя с собою, из битвы между счастьем и долгом, в ней и утратив силу бороться с болезнью. Отдала любимого, не разбила жизнь мужу, уже старевшему, доброму нашему отцу. Это вело нас за руку десятилетия спустя в нашем бою с жизнью. Какая радость быть рожденными от такого сильного и чистого человека, бескорыстно прожившего жизнь, как наш отец, от такой трагически, доблестно прожившей ее женщины, как наша мать! Трагедии себе не хочет никто, с нею рождаются. Благодарность обоим, мир их праху!»
Мария Мейн родилась в 1868 году в Москве в благополучной дворянской семье. Её мать, Мария Лукинична Бернацкая (1841-1868) – потомок старинных польских дворянских родов, Бернацких и Ледуховских.
Мария Лукинична умерла через три недели после рождения дочери, оставив её на руках мужа, Александра Даниловича Мейна (1836-1899).
В жилах Александра Даниловича текла немецкая и сербская кровь.
Воспитывался Александр Мейн в кадетском корпусе, по окончании которого в возрасте семнадцати лет начал службу в Кехсгольмском гренадерском полку. Затем служил репетитором по истории во втором Московском кадетском корпусе, чиновником при Московском генерал-губернаторе, в том числе и управляющим Канцелярией Московского генерал-губернатора; дослужился до чина действительного статского советника. Состоял в разные времена членом совета Международного банка, директором Московского земельного банка, директором Коммерческого страхового общества.
Александр Данилович был знаком с Львом Толстым через его супругу Софью Андреевну Толстую, урожденную Берс. Мейн водил знакомство с отцом Софьи Андреевны А.Е. Берсом. Из переписки Толстого с женой явствует, что Лев Николаевич Александра Даниловича особо не жаловал, хоть и признавал его умным и толковым человеком.
Александр Данилович проявлял свою активность не только на службе, но и в областях культуры и просвещения. Он был московским обозревателем в петербургской газете «Голос», заведовал неофициальной частью «Московских губернских ведомостей», сотрудничал с «Русскими ведомостями». Мейн собрал обширную библиотеку, а также коллекцию античных слепков; и библиотеку, и коллекцию впоследствии подарил городу.
Для воспитания дочери Александр Данилович выписал из Швейцарии бонну, Сусанну Марианну Эмлер, которую сейчас все знают под именем Сусанны Давыдовны Мейн или Тьо, как называли её домашние. Сусанна Эмлер родилась в швейцарском городе Невштале, в семье пастора. Все свои молодые годы она посвятила воспитанию Маши Мейн. Впоследствии Сусанна Давыдовна стала экономкой в семье А.Д. Мейна. Александр Данилович так и не вступил повторно в брак. В 1888 году, когда Маше было уже 20 лет, он принял решение обвенчаться с Сусанной Давыдовной, ставшей ему за долгие совместные годы близким человеком.
Мария Александровна росла в любви и строгости отца и бонны. Девочка не испытывала никаких лишений: семья жила богато, Сусанна Давыдовна любила её как дочь. Поскольку у Маши для общения не было ни братьев, ни сестер, а в пансион или гимназию Александр Данилович её отдавать не хотел, в дом взяли в качестве воспитанницы девочку - одногодку Машу Барто (полное имя – Мария Вильгельминовна Барто). Очевидно, девочка была из бедной семьи, и родители сочли за благо отдать её на воспитание в приличный богатый дом. Машу Барто в доме Мейнов звали Тоней, поскольку у девочек были одинаковые имена, и это было не совсем удобно. Согласно воспоминаниям близких, девочек воспитывали как сестёр, они пользовались равными правами и исполняли равные обязанности.
Учились девочки на дому с учителями и получили блестящее по тем временам образование. Мария Мейн свободно владела четырьмя европейскими языками, отлично знала историю и литературу, увлекалась живописью и брала уроки рисования у художника Михаила Клодта. Наибольших успехов Мария Александровна достигла в музыке. Уроки фортепиано ей давала одна из учениц Николая Рубинштейна. В Большом зале Консерватории для неё было абонировано постоянное кресло. Она прекрасно играла на фортепиано, впоследствии обучилась игре на гитаре.
У Марии Мейн было, кажется, всё, кроме… ощущения счастья. Способность чувствовать себя счастливым дается человеку от природы. В какой мере он наделен этим даром, в той мере и счастлив. Мария Александровна, одаренная от Бога самыми разнообразными талантами, была лишена самого главного для человека таланта – чувствовать себя счастливым. Всё в руках Божьих, и ничьей вины тут нет. Упиваясь музыкой и страстью к высоким идеалам, она прожила свою короткую жизнь в страданиях от неудовлетворённости реальностью… «Разве мы живем? Неужели это жизнь, без смысла, без цели? – писала девятнадцатилетняя Маша в дневнике. – Скучно! Я, например, в материальном отношении имею всё, чего только можно желать, но всё-таки это не удовлетворяет…я хочу жить, а это ведь – прозябание!»
Эта запись лишний раз подтверждает то, что сами по себе материальные блага не делают человека счастливым. Нужна гармония с окружающим миром.
Александр Данилович и Сусанна Давыдовна были людьми, безусловно, добрыми, но придерживались строгих правил поведения в обществе. Мария Александровна всю жизнь внешне подчинялась этим правилам, внутренне протестовала против «условного пути условности, долга и приличия…» (из дневников Марии Мейн). Отдушиной для неё всегда были музыка и книги. Любовь к книгам впоследствии она привила своим детям.
В шестнадцать или семнадцать лет Мария Александровна впервые влюбилась. Об истории её любви пишут практически все цветаеведы, трактуя её чувство исключительно в романтическом ключе: встречи, концерты, музыка, прогулки верхом при луне... Потом вдруг выясняется, что возлюбленный Марии женат, и его прогоняют. Кто-то пишет, что жена не давала ему развода, а кто-то, что сами Мейны не хотели, чтоб он разводился, поскольку считали это грехом, и якобы в результате Мария Александровна пожертвовала своим счастьем.
Самолюбивая девушка весьма болезненно переживала своё первое фиаско, что только усугубляло её разочарование жизнью. При этом любовь, идеальная, абстрактная, станет главным символом этой жизни: «…так любить, как я его любила, я в моей жизни больше не буду, и ему я все-таки обязана тем, что мне есть чем помянуть мою молодость; я, хотя и страданиями заплатила за любовь, но все-таки любила так, как никогда бы не поверила, что можно любить!..» - писала она в дневнике.
Помимо музыки и рисования Мария Мейн занималась переводами с иностранных языков: итальянского, английского и немецкого. Рассказ итальянской писательницы Матильды Серао «Наедине» в её переводе был опубликован в журнале «Русская мысль» за 1890 год (№ 12).
Очевидно, Марию Александровну обуревала жажда служения высокому, но правила хорошего тона препятствовали самореализации. Концертная или иная публичная деятельность, кроме благотворительности, для женщины её положения считались неприемлемыми.
В 1891 году, в возрасте 23 лет, Мария Александровна вступила в брак с профессором Московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым (1847-1913), овдовевшем год назад и имевшем на руках восьмилетнюю дочь и годовалого сына… Она стала первым помощником Ивану Владимировичу в его многотрудной деятельности, в главном деле его жизни – созданию Музея изящных искусств.
Много интересных фактов и подробностей о М.А. Цветаевой узнали собравшиеся на мероприятие в музее и передали привет и благодарность её правнучке Ольге Андреевне Трухачёвой, которая и напомнила нам о 155-летней круглой дате своей прабабушки.
А завершилась эта тёплая встреча трогательным стихотворением Марины Цветаевой «Мама на даче»:
Мы на даче: за лугом Ока серебрится,
Серебрится, как новый клинок.
Наша мама сегодня царица,
На головке у мамы венок.
Наша мама не любит тяжелой причёски, —
Только время и шпильки терять!
Тихий лучик упал сквозь берёзки
На одну шелковистую прядь.
В небе облачко плыло и плакало, тая.
Назвала его мама судьбой.
Наша мама теперь золотая,
А венок у неё голубой.
Два веночка на ней, два венка, в самом деле:
Из цветов, а другой из лучей.
Это мы васильковый надели,
А другой, золотистый — ничей.
Скоро вечер: за лесом луна загорится,
На плотах заблестят огоньки...
Наша мама сегодня царица,
На головке у мамы венки.
-------------------------------------------------------------------
Следующая встреча в музее состоится 18 мая в 12.00 - в Международный день музеев.
Приглашаются все желающие!
С гостьей из Нижнего Новгорода Юлией Деркунской (крайняя слева)
"Букет полевых цветов"
- Апр142023
- Просмотры(387)
12 апреля в московском Доме-музее Марины Цветаевой состоялась презентация книги Анастасии Ивановны Цветаевой "Букет полевых цветов" (о ней мы сообщали на сайте 16 марта). Очень приятно, что Ольга Андреевна Трухачёва представила на презентации книгу, выпущенную нашим павлодарским музеем - переписку А.И. Цветаевой и В.Я. Ионаса - и вручила её директору музея Ю. Чурсиной!
Книгу "Букет полевых цветов" со своей дарственной надписью музею Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра Ольга Андреевна уже отправила в Павлодар!