Блоги

Талантливый сын талантливой матери

(9 голосов)

 

     22 августа исполняется 110 лет со дня рождения Андрея Борисовича Трухачёва, сына Анастасии Ивановны Цветаевой, племянника Марины Ивановны Цветаевой, талантливого сына талантливой матери. Накануне в музее Анастасии Цветаевой состоялась встреча, посвящённая этой дате.

                          «Была в его жизни сказка…»

Председатель Славянского центра Т.И. Кузина прочла приветствие из Америки – от младшей дочери А.Б. Трухачёва Ольги Андреевны Трухачёвой собравшимся в музее павлодарцам:

«Добрый день! С какой теплотой в сердце и благодарностью я думаю о сегодняшней встрече в музее бабушки! Спасибо вам за то, что помогаете вспоминать и помнить.

Прошло 29 лет с ухода папы - Андрея Борисовича Трухачева, а в памяти души и сердца он жив, и ему сегодня 110 лет! Когда-то, при наших размолвках, папа мне говорил, что покажется мне (после своего ухода) «Солнышком». Тогда я с иронией слушала его слова, а сегодня этот день настал. Он в памяти - «Солнышко».

Бабушка научила меня читать в пять лет. Читала я много, а папа глотал книги. Не мог без них жить. Слышу, звучит внутри меня папин смех. Он очень любил книгу Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». И сам хотел мне её прочесть. Я заболела, и папа, придя с работы, вечерами читал мне её. И сам хохотал до слёз, и я вместе с ним. А мама смеялась над нами. Вот этот задорный, весёлый, глубокий папин смех звучит во мне. И когда мама сходила один раз на футбол на наш стадион, она захотела, чтобы (как в книге) каждый футболист имел свой мяч. «А что они все за одним гоняются?» - говорила она. Я благодарна папе, что он поделился своей радостью со мной, своей любовью к этой книге. Это были незабываемые минуты близости. Такие минуты были нечастые, но они были. Как та фотография, на которой папа держит меня на руках перед пароходом «Абай Кунанбаев». Я не видела её, Ольга Николаевна где-то ее нашла. И это был удар в сердце! Я помню себя на руках мамы, Риты - моей старшей сестры, бабушки и брата. Но совсем не помнила себя на руках у папы.

И вот эта фотография вернула мне ЛЮБОВЬ !

Папа очень хотел, чтобы я научилась ходить на лыжах , купил их мне. Коньки подарил на Новый год. Водил на каток и поставил на них. Учил меня, семилетнюю, кататься на велосипеде. Сказал, что без синяков не обойдётся, так я , глупая , падала специально , чтобы набить себе синяки. Смеялся надо мной, и опять его смех звучит во мне! Купил мне куклу с закрывающимися глазами на семь лет (она была небольшая в белом платье) и поэтому даже сам забрал меня из детского сада (что бывало крайне редко). Папа предложил мне выбрать любую куклу, какую я захочу (там была кукла с меня ростом ), но я выбрала маленькую с нерасчесывающимися волосами. Я помню этот солнечный день и наш старый « Детский мир». Мы возвращались из магазина вместе, я с куклой и на велосипеде. Я уронила куклу и отбила у неё нос, но все равно любила ее. Счастье!!!

Это мои детские воспоминания, но есть и взрослые. Как папа ждал своего внука, моего старшего сына Андрея, а потом и младшего Григория! Как учил мальчишек держать молоток, учил помогать им с бабушкой на даче. Учили с бабушкой собирать грибы. Как был для своих внучки и внуков Феей! Как гордился ими! Люблю тебя, папа! «Солнышко».

Ольга Трухачева , 21 августа 2022 года.

 Т.И. Кузина    

Судьба не дала этому талантливому человеку реализоваться в полной мере - как и мать, он был репрессирован, но сквозь все тяготы жизни Андрей Борисович пронёс лучшие человеческие качества, а его таланты художника и поэта проявились в стихах и рисунках, посвящённых дочерям Рите и Оле, своим сослуживцам и сослуживицам…   Благодаря Ольге Андреевне Трухачёвой в павлодарском музее Анастасии Цветаевой хранятся сейчас многие экспонаты, посвящённые памяти её отца. И все они подтверждают её слова: «Была в его жизни сказка…» Он делал её сам, он придумывал сказку, чтобы отвлечься от нелёгкого быта, чтобы увлечь дочерей миром фантазии, поэзии, чуда!

     К примеру, хранится в музее простая пластмассовая тарелочка, а на ней приклеены две маленькие игрушечные калоши. Тарелочка сразу превратилась в интересный сувенир, а кукольные калошки стали сказочными – ведь за что-то их удостоили такой чести!

   Или гравюра Андрея Борисовича «Танцующий слонёнок», который Ольга Андреевна оформила под стекло и тоже передала павлодарскому музею. Эту гравюру А. Трухачёв подарил своей старшей дочери Рите на день рождения в 1954 году, сопроводив её стихами «Маргаритке», на тему «Алых парусов» Грина:

…И кончится детство над светлой лагуной,

Зовут паруса… Ну и что ж?

В их трепете алом ты, девушкой юной,

Дитя моё, счастье найдёшь.

     Это не просто рисунок, где и море, и кораблик с парусами, и берег, и танцующий слонёнок, и щенок. Это ещё и рисунок-загадка, на котором нужно было отыскать спрятавшуюся улитку!

     Стихотворение написано в Башкирии, куда он приехал после второго заключения. Девять лет Андрей Борисович провёл в лагерях и тюрьмах… Но по-прежнему фантазировал, писал стихи, рисовал…

  А вот фотография коврика, который 15-летний Андрюша Трухачёв подарил Максиму Горькому. С ним связана целая история. Её рассказала Лидия Семёновна Прохорова.

Когда А.И. Цветаева в 1927 году побывала в Сорренто, в гостях у великого пролетарского писателя, она привезла сыну книгу «В людях», которую Алексей Максимович подарил Андрею. Тот не только прочитал книгу «от корки до корки», но решил проиллюстрировать её довольно необычным образом. Он начал вышивать коврик со сценой из книги. В качестве ответного подарка коврик был отправлен в Сорренто, и в одном из писем Горький не только поблагодарил Андрюшу за подарок, но и признался, что, когда он грустит о родине, он смотрит на коврик, висящий в его кабинете, и на сердце становится теплее… Прошли многие годы, свершились многие события, и о судьбе коврика Анастасия Ивановна и Андрей Борисович ничего не знали. И уже в конце двадцатого века он обнаружился в фондах музея М. Горького в Москве. Оказалось, что писатель, возвращаясь на родину из Сорренто, взял только самые любимые вещи. И среди них – коврик Андрюши Трухачёва. Спустя шесть десятилетий автор по приглашению сотрудников музея вновь увидел свою работу… На оборотной стороне холста большими буквами юным художником была выведена надпись: «Максиму Горькому обещанный подарок к юбилею. Андрюша Трухачёв». На лицевой стороне, на синей шёлковой окантовке внизу, красным шёлком вышито: «Сидя на тропе, она спокойно срезает корни грибов, а около неё… (М. Горький. «В людях», стр. 57). Сколько же времени и терпения потребовалось подростку для этой работы! И, конечно, творчества, мастерства! Как тонко передано очарование осеннего леса, и фигура бабушки, и напряжённо застывший волк, и паучок на серебряной паутинке, и улетающий клин журавлей… Несомненные художественные способности были у этого мальчика.

               Фотографии из Восточного Казахстана

    Гости музея с интересом рассматривали фотографии, на которых присутствует А. Трухачёв, их более 50, это оригиналы, переданные в Павлодар потомками и друзьями Андрея Борисовича.   

Фрагменты фотовыставки

О.Н. Григорьева

Сенсационными стали для нас снимки, которые пришли недавно в павлодарский музей Анастасии Цветаевой из Санкт-Петербурга. В этом городе живёт Борис Израилевич Шульдинер – многолетний друг Анастасии Ивановны Цветаевой, а теперь и друг нашего музея. Борис Израилевич и прислал эти фотографии.

Но начать надо с письма (оригинал) А.И. Цветаевой, адресованного «Ромуальду и Зиночке» с небольшой фотографией Р.А. Завиновского с его автографом и надписью. Эти материалы хранятся в фондах музея, их передали нам биографы А.И. Цветаевой «Глебы» (Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина). Но до сегодняшнего времени этот персонаж – Ромуальд Антонович Завиновский – оставался для нас загадкой. Оказалось, он связан с биографией сына А.И. Цветаевой Андрея Борисовича Трухачёва, а именно с той её страницей, которая нас очень интересует – пребыванием Андрея Борисовича в Восточном Казахстане в 1935 году и поездкой туда Анастасии Ивановны. До сих пор об этом были очень скудные сведения, а ведь это ещё одна «Цветаевская точка» в Казахстане.

 И вот Б.И. Шульдинер встретился в Санкт-Петербурге с дочерью Р.А. Завиновского и передал нам от неё очень интересный материал, информацию и фотографии. Мы узнали, что Р. Завиновский подружился с А. Трухачёвым на Ульбастрое.

Там же, на Алтае, Ромуальд Антонович познакомился с матерью Андрея Борисовича – А.И. Цветаевой, которая приезжала на Алтай к сыну.

Десять уникальных фотографий пополнили фонд музея. Снимок А.И. Цветаевой с сыном Андреем датирован октябрём 1935 года. «Алтай, Ульбастрой».

На обороте шутливые стихи Андрея Борисовича:

«Всем молодым здесь в назиданье,

А может, в будущем и мне

Не забывать родных желанье

Слить вместе жизнь.

О каждом дне

Делиться мыслью откровенно,

Писать родным не забывать.

И сделав в жизни шаг… смиренно

О том мамаше докладать!

Андрей, 1935 г.»

На второй фотографии – трое красивых молодых людей. На обороте надпись: «Миша Соломатин, я (т.е. Завиновский Р.А. – О.Г.) и Андрей Трухачёв. Усть-Каменогорск, 1935 г.»

На остальных снимках Андрей Трухачёв на фоне красот природы Восточного Казахстана демонстрирует с неизвестными девушкой и подростком акробатические фигуры. Снимки подписаны «Ульбастрой, 1935 год».

Как бы хотелось узнать, что строила эта организация, сохранились ли следы пребывания А.Б. Трухачёва и А.И. Цветаевой в Риддере и Усть-Каменогорске? Может быть, краеведы Восточного Казахстана помогут разрешить эти вопросы…

                         Специалист высшего класса

В музее хранятся оригиналы и копии многих документов, позволяющих проследить вехи биографии А. Трухачёва, к примеру, приказ начальника строительного района г. Салавата (Башкирия) от 3 ноября 1956 года «о переводе Трухачёва Андрея Борисовича , инженера-сметчика, с 29 ноября в Павлодарстрой». То есть можно точно сказать, что в конце ноября этого года сын А. Цветаевой уже приехал в Павлодар. Собственно, когда Анастасия Ивановна писала о том, что «18 лет мы жили в Павлодаре», она имела в виду именно семью сына. А.Б. Трухачёв приехал в Павлодар в 1956, а вернулся в Москву в 1974-ом.

На одну из встреч в музей приходили жительницы Павлодара  Людмила Григорьевна Бульба и Евгения Никитовна Колесниченко, которые много лет работали вместе с Андреем Борисовичем Трухачёвым в павлодарском тресте «Сельстрой № 5».

Людмила Григорьевна пришла в сметно-договорной отдел треста, начальником которого был А.Б. Трухачёв, в 1966 году. В подчинении у Андрея Борисовича было шесть человек (все женщины). По словам Людмилы Григорьевны, он очень хорошо, внимательно относился ко всем работникам, «и мы к нему так же…». Молодых учил ненавязчиво, деликатно, чтобы не  унизить человека тем, что тот чего-то не знает. Так рассказывал, что всё поймёшь и примешь. Когда Людмила Григорьевна пришла в отдел и не очень удачно сделала свою первую смету, старшая сотрудница стала её ругать, и тут вмешался Андрей Борисович, мягко сказал «обвинительнице» о том, что и она не сразу освоила профессию, что кто-то и ей помогал. И если та сейчас объяснит Людмиле, как правильно надо сделать, то молодая сотрудница сохранит в памяти её помощь и будет только благодарна… Так он сумел и погасить конфликт, и наладить хорошие отношения в отделе.

Как говорит Людмила Григорьевна, «сын Цветаевой был человеком, на несколько ступеней выше нас, но никогда он этого не показывал. Он был из тех людей, которые даже если не разговаривают, а молчат, но молчат по-умному… Никогда он не занимался показухой.

Как работник был очень талантливым, очень грамотным. Однажды отделу была поручена  сложная и срочная работа, которой хватило бы на несколько дней. Андрей Борисович сделал её за ночь…».

Людмиле Григорьевне довелось побывать дома у Трухачёвых, увидеть Анастасию Ивановну Цветаеву. Андрей Борисович тогда приболел, и они с сотрудницами пришли его проведать. Их встретили очень гостеприимно. Анастасия Ивановна угостила чаем, расспрашивала гостей об их семьях, о детях. А сотрудницы Андрея Борисовича ведь тогда даже не знали, что его мама – писательница, сестра поэта Марины Цветаевой. Никогда он не говорил об этом, как никогда не говорил и о годах репрессий. Никогда не жаловался на судьбу.

Евгения Никитовна Колесниченко, которая работала в том же тресте, но в соседнем производственном отделе, вспомнила, что только однажды Андрей Борисович стал рассказывать о своей «тёте Марине», то есть о Марине Ивановне Цветаевой.

Так вот, только при том посещении дома Трухачёвых сослуживицы Андрея Борисовича узнали, что он владеет иностранными языками. И «бабушка Ася» говорила с внучками на английском и на французском. «Ещё нас поразило, - продолжает Л.Г. Бульба, - что мы не увидели в Анастасии Ивановне старого человека, а ведь ей тогда было лет 75. Это была очень живая, подвижная, энергичная женщина. Нас удивило, что она была одета совсем «не по-домашнему», хотя не знала о нашем приходе. На ней была светлая юбка, кофточка, лёгкая вязаная шапочка. Она отличалась от наших бабушек… Кстати, что касается одежды, Андрей Борисович одевался всегда скромно, но безукоризненно: наглаженная рубашка, костюм. Никогда не придёт на работу неподстриженным, небритым. Он выглядел всегда ухоженным, в чём, конечно, была заслуга жены – Нины Андреевны. Отличался от нас Трухачёв  даже тем, как он ел (мы часто обедали на работе, в отделе): повяжет салфетку, кушает не торопясь… Воспитание, внутренняя культура чувствовалась во всём.

 Людмилу Григорьевну поразило количество книг в доме Трухачёвых, и потом Андрей Борисович приносил ей книги из дома почитать. Узнали наши гости о том, что сейчас значительная часть книг из этой библиотеки вновь вернулась в Павлодар, в наш музей, куда передала их из Москвы Ольга Андреевна Трухачёва.

   На выставке, подготовленной к мероприятию, были представлены книги, подаренные А.И. Цветаевой сыну в разные годы, в том числе в Павлодаре, с дарственными надписями.

    В ноябре 1958 года Андрей Борисович, впервые за долгие годы, поехал отдыхать на море, в Ялту. И оттуда он прислал в Павлодар звуковое письмо, мягкую пластинку с записью его голоса. Об этом экспонате музея подробно рассказала Татьяна Сергеевна Корешкова. Присутствующие услышали голос А.Б. Трухачёва и ещё раз убедились в том, насколько талантлив был этот человек, с каким чувством юмора. В письме он не только описал жизнь в  санатории, но и своё восхождение на Ай-Петри, и прочёл стихотворение, посвящённое «даме сердца» - пятилетней девочке, отдыхающей у бабушки в Крыму.

   Показали мы и другие экспонаты, касающиеся А.Б. Трухачёва: его книгу со сказкой в стихах «О больной слонихе…» (Москва, ДМЦ, 2012, рисунки автора, составитель О.А. Трухачёва, выпущена к 100-летию А.Б. Трухачёва)); его рисунки; книгу «Памятник сыну», посвящённую памяти Андрея Борисовича.

   Эта книга была выпущена московским Домом-музеем Марины Цветаевой, и она без преувеличения уникальна. Уникальна хотя бы тем, что воспоминания о сыне написаны матерью, которой шёл в то время 99-й год… А кроме воспоминаний Анастасии Ивановны включены в сборник статьи тех, кто знал Андрея Борисовича, общался с ним. А ещё рассказы, рисунки и стихи самого А.Б. Трухачёва.

Полтора десятка статей о сыне А.И. Цветаевой, вошедшие в книгу, позволяют зримо представить себе этого неординарного человека. Мы прочли фрагменты воспоминаний О. Трухачёвой, И. Карташевской, Г. Зелениной, Ст. Айдиняна, Л. Готгельфа.  Действительно, как и мечтала Анастасия Ивановна, получился ПАМЯТНИК СЫНУ. Не мраморный бюст или холодная бронза, а памятник живой, трепетный, волнующий, воскресающий в сердцах читателей образ сына, отца, дедушки, строителя, поэта, художника, мечтателя Андрея Борисовича Трухачёва. Следующая встреча в музее состоится 31 августа, в День памяти Марины Ивановны Цветаевой.

Ольга ГРИГОРЬЕВА.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии