Блоги

Цветаева и Рождественский

(6 голосов)

К нашей четверговой встрече в музее Анастасии Цветаевой подоспела посылочка из Москвы от цветаеведа Тамары Николаевны Полуэктовой. Это пять томов из семитомного собрания сочинений М. Цветаевой (остальные ещё в пути…). Это бесценное для нас издание. Составление, подготовка текста и комментарии – Льва Абрамовича Мнухина.

Два тома занимают письма поэта. Для того, чтобы проиллюстрировать, насколько афористичны, насыщенны, образны, поэтичны письма Марины Ивановны Цветаевой, мы процитировали только три из них, датированные 1 июля 1926 года. В этот день М. Цветаева написала Борису Пастернаку, Дмитрию Шаховскому и Ариадне Черновой.

Лето 1926 года М. Цветаева провела на море, в Вандее, с годовалым Муром и 13-летней Алей.

Л. Мнухин отмечал особенно напряжённую и сложную внутреннюю жизнь, какой жила Цветаева летом 1926 года, «когда контраст между «бытом» и «бытием» она особенно сильно ощущала и переживала».

Из письма Б. Пастернаку:

«Мой родной Борис,

Первый день месяца и новое перо.

…Борис, не люблю интеллигенции, не причисляю себя к ней, сплошь пенснейной. Люблю дворянство и народ, цветение и <корни>, Блока синевы и Блока просторов. Твой Шмидт похож на Блока-интеллигента. Та же неловкость шутки, та же невесёлость её…»

Из письма Д. Шаховскому:

«…Мне жаль Вас терять – не из жизни, я сама – вне, из третьего царства – не земли, не неба, - из моей тридевятой страны, откуда все стихи».

В письме к А.В. Черновой речь идёт о венчании Константина Родзевича (бывшего возлюбленного МЦ) с Марией Булгаковой:

«Дорогая Адя,

Спасибо за письмо. Оно мне сегодня снилось, и проснулась в тоске, хотя в жизни уже ничем не отзывалось. Засесть гвоздем, это ведь лучше, чем висеть жерновом! Жалею М <арию> С <ергеевну>, потому что знаю, как женился! Последующие карты можно скрыть, она слишком дорожит им, чтобы домогаться правды, но текущей скуки, явного ремиза не скроешь. Он её не любит…

Она вышла за него почти против его воли («Так торопит! Так торопит!») – дай ей Бог ребёнка, иначе крах.

Спасибо, что пошли. …Теперь Дода (Д.Г. Резников – О.Г.) знает, как венчаются герои поэм и кончаются поэмы…»

    Это краткие фрагменты писем всего одного дня, 1 июля 1926 года. А сколько мыслей, эмоций, воспоминаний!

    Там же в июле была написана «Поэма Лестницы», продолжалась переписка с Рильке и Пастернаком. Как писала Анна Саакянц, «июльская переписка Цветаевой с Пастернаком и Рильке достигла апогея. То был уже не роман в письмах, ибо эмоции стали уступать место философии бытия и творчества, в которую вплетались человеческие отношения. Отрываясь от сына, готовки, путешествий к молочнице, Марина Ивановна погружалась в эту переписку…»

     Л.И. Деркунская добавила к этой информации, что сейчас в память о том цветаевском лете во французском городке Сен-Жиль-Круа-де-Ви стоит памятник Марине Цветаевой. Заказ на выполнение скульптурной композиции поступил Зурабу Церетели от властей курортного городка в департаменте Вандея, где Марина Цветаева, живя в эмиграции во Франции, провела лето 1926 года. Памятник был установлен 10 лет назад, в июне 2012 года.

     Нам еще открывать и открывать Марину Цветаеву…

    Спасибо друзьям, которые помогают совершать эти открытия!

    А Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала о своей поездке на Алтай, на празднование 90-летия со дня рождения поэта Роберта Рождественского. Вспоминали там и Марину Цветаеву.

   Концерт в исполнении известной московской группы ViVA - «Марина Цветаева и Роберт Рождественский: музыкально-поэтический диалог» - впервые прозвучал 23 июня 2022 года в Барнауле в Филармонии Алтайского края и стал большим культурным событием для жителей и гостей города.

   Этот уникальный проект связал воедино творчество великих поэтов XX века и позволил переосмыслить его в современных реалиях. Автор идеи проекта - Александр Балыков, продюсер и солист вокальной группы ViVA, уроженец города Барнаула – хотел отдать дань памяти и уважения человеку-эпохе Роберту Рождественскому и великому поэту Марине Цветаевой, чьё 130-летие отмечается в этом году, и сделать это впервые именно на своей родной земле.

   Более 500 мест концертного зала Филармонии Алтайского края были заняты. Это был настоящий спектакль: на сцене звучали стихи и песни Р. Рождественского, ставшие символом целой страны, произведения М. Цветаевой, получившие широкую известность, пронзительная музыка.

   Во время концерта на лицах зрителей была вся гамма чувств от смеха до слез, они внимательно слушали каждое слово, каждую ноту, аплодировали стоя и не хотели отпускать группу ViVA со сцены. Царила удивительно теплая атмосфера от начала и до самого конца. Интересная и удачная идея – предисловие к каждой песне в виде истории, стихов, рассказа солистов группы ViVA, это позволило раскрыть смысл каждого произведения и прочувствовать его по-новому.

   Т.С. Корешкова побывала также на праздновании 90-летия Р. Рождественского в селе Косиха, где он родился. Удалось пообщаться с дочерью поэта Екатериной Рождественской и подарить ей двухтомник Павла Васильева, выпущенный павлодарским музеем поэта.
 

О. Григорьева.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии