Блоги

День памяти и скорби

(2 голоса)

31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. Традиционно в музее Анастасии Цветаевой прошло мероприятие, посвящённое этой дате. На встречу пришли друзья музея, присутствовал внук А.И. Цветаевой Геннадий Васильевич Зеленин.

     Директор музея О.Н. Григорьева напомнила собравшимся о членах семьи Цветаевых-Трухачёвых, подвергшимся сталинским репрессиям: Анастасия Ивановна Цветаева, Ариадна Сергеевна Эфрон, Андрей Борисович Трухачёв. 16 октября 1941 года был расстрелян муж Марины Цветаевой – Сергей Яковлевич Эфрон.

     О. Григорьева ознакомила собравшихся с историко-литературным художественным изданием «Александровская слобода» (Александров, 2022). Этот альманах в числе других книг недавно прислала в Павлодар Эльвира Борисовна Калашникова, ученый секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове. В альманахе опубликовано немало интересных, по-настоящему уникальных материалов. Особый интерес по теме сегодняшней встречи представляет интервью Л.К. Готгельфа (сейчас сотрудник, бывший директор литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове) со старшей внучкой Анастасии Ивановны Цветаевой – Маргаритой Андреевной Трухачёвой. Беседа состоялась в Александрове в 2017 году, когда Маргарита Андреевна приезжала в Россию из Америки, где сейчас проживает.

     В этой беседе говорится и о годах репрессий, о произведениях А.И. Цветаевой об этом периоде её жизни, об отношении писательницы к этому времени. Поразило одно высказывание Анастасии Ивановны. На вопрос о детстве сестёр Цветаевых Маргарита Андреевна отвечает, что бабушка вспоминала детство и говорила, что в детстве до 10 лет она была счастлива. А ещё была счастлива в ССЫЛКЕ И ЛАГЕРЯХ (!), когда «встречала себе ровню». Настолько духовная, душевная жизнь была для Анастасии Ивановны выше всего материального, что и в нечеловеческих условиях существования она могла быть счастлива от встречи с близким по духу человеком! Как не вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «Счастлив тот, кто чувствует себя счастливым».

     Лев Кивович Готгельф задал вопрос Маргарите: «А о лагере Анастасия Ивановна вспоминала или она держала вас в стороне от этого кошмара?»

     М.М.: –  Она говорила: «Если, Ритонька, я тебе расскажу всю правду о лагерях, то я умру. Я не хочу заново переживать весь этот ужас». Этот страх жил в бабущке всю жизнь и так до конца не был ею пережит. И когда она чего-то пугалась, то багровела и начинала метаться по комнате. Вилками бабушка не пользовалась, потому что в лагерях вилки были запрещены. И, я думаю, что, несмотря на всю свою веру в Бога, несмотря на то, что она говорила: «Я всё простила советской власти, я искупила как свои грехи частично, так и грехи, может быть, своих родителей», страх в ней остался, она очень боялась смерти. И ещё она испытывала страх перед любыми представителями власти и любой администрацией. Когда я стала работать в «Интуристе», она сказала: «Ты ко мне не приходи, потому что меня могут арестовать за твою связь с иностранцами». Как-то однажды она встретила меня на улице Горького у гостиницы «Минск». Я зову её: «Баб!», и вдруг она – раз, и исчезла. И я поняла почему. Я думаю, что этот страх и мне тоже передался, может, даже генетически, потому что я родилась после папиных арестов, после расстрела маминого мужа (Зеленин Василий Владимирович, 1912-1941), после бабушкиного ареста. Я боялась очень многого…»

     Годы сталинских репрессий изуродовали психику не только тех, кто прошёл лагеря и ссылки, но и их потомков…

   Много интересных и неизвестных подробностей рассказывает Маргарита Андреевна о годах ссылки Анастасии Ивановны в Пихтовке, о павлодарском периоде жизни семьи.

   Не менее интересны, чем само интервью, и подробные комментарии. К примеру, текст указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.02.1948 года, по которому сотни тысяч людей, так называемых «повторников» (в том числе и А.И. Цветаева), поехали в места «не столь отдалённые», а на самом деле – очень отдалённые от столиц… Подробно излагается в комментариях история многострадального романа А.И. Цветаевой «Amor» о судьбах людей, проведших многие годы в лагерях и ссылках. Приятно, что не раз упоминается и наш музей Анастасии Цветаевой, открытый 4 января 2013 года в Славянском культурном центре Павлодара.

   Кроме интервью с Маргаритой Мещерской в альманахе много других уникальных материалов, представляющих несомненный интерес для поклонников творчества Марины и Анастасии Цветаевых, литературоведов, исследователей. Это и письма Ирины Карсавиной – свидетельницы жизни семьи Эфрон-Цветаевой во Франции; это переписка Анны Саакянц и Владимира Коваленко. Неизвестные письма Анастасии Цветаевой к Ольге Руновой и Надежде Мещерской подготовила к печати учёный секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых Э.Б. Калашникова. Публикация Станислава Айдиняна, литературоведа, искусствоведа, литературного секретаря А.И. Цветаевой в 1984-1993 годах названа «Рукописи А.И. Цветаевой из чердачной пыли».

     На встрече в музее прозвучали слова благодарности авторам и составителям этого замечательного альманаха, лично М.А. Мещерской, Л.К. Готгельфу, Э.Б. Калашниковой за возможность открыть для себя новые страницы жизни и творчества Анастасии Ивановны Цветаевой.

   Гостями музея в этот день также были известные павлодарские историки-архивисты Вера Дмитриевна Болтина и Людмила Васильевна Шевелёва. Они принесли в подарок музею свою новую книгу: фолиант «Павлодарская область в годы Великой Отечественной войны». Немало страниц в ней посвящено репрессированным, ссыльным из Москвы и Ленинграда, которые во многом определили дальнейшее развитие культуры нашей области, богатые художественные и музыкальные традиции.

      Вера Дмитриевна и Людмила Васильевна рассказали о некоторых из них. Это выдающийся советский музыковед, педагог Гита Балтер; инженер-кораблестроитель Юлий Венске; солистка балетной труппы Большого театра Галина Лерхе; первая в России женщина-конферансье Мария Марадудина и многие, многие другие выдающиеся личности.

     В очерке о Гите Абрамовне Балтер опубликована фотография Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Брат Г. Балтер, архитектор Павел Абрамович Балтер общался в Париже с семьёй Цветаевых-Эфрон. Он был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже… Сколько прерванных жизней, исковерканных судеб, несбывшихся надежд…

   На встрече в музее мы вспомнили, что первая книга о репрессированных «Забвению не подлежит», подготовленная В. Болтиной и Л. Шевелёвой, вышла ровно 25 лет назад, 31 мая 1997 года. А всего наши замечательные архивисты выпустили 28 уникальных книг, посвящённых истории Павлодарского Прииртышья и его выдающимся людям.

   Геннадий Васильевич Зеленин поделился воспоминаниями о жизни в Пихтовке, в ссылке, о тех годах, которые потом описала Анастасия Ивановна в книге «Моя Сибирь».

   Завершила встречу Людмила Николаевна Бевз песней на свои стихи:

ДЕПОРТАЦИЯ НАРОДОВ

Поезд мчится по рельсам.

Чёрной птицей несётся.

И домой возвратиться

Уже не придётся.

Разорённые гнёзда.

Безвестные дали.

Лишь кресты на погостах

Застыли в печали.

Немцы, греки, корейцы!

Кавказцы и финны!

Чем, скажите, вы были

Пред богом повинны?!

Жёны, матери, дети

Без крова остались,

Лишь зубами, чтоб выжить,

Всё в землю вгрызались...

...Ковыли да бураны...

...Зажжённая свечка...

Молит небо о жизни

Ребёнка сердечко...

О, Великая Сила!

Не дай повториться

Унижениям адским

И чёрным страницам!

...На земле Казахстана

Приют всем народам,

А душа у казаха

Добра и свободна:

Боль другого народа

Понять он стремится.

Беркут символом веры

Над Степью кружится.

 

   Это время забвению не подлежит…

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии