Блоги

История с фотографией

(9 голосов)

Сегодняшняя встреча сотрудников музея Анастасии Цветаевой со старшеклассниками павлодарской школы № 43 посвящалась вот этой фотографии и её автору – Валентину Александровичу Ермакову.

Надо сказать, что этот снимок 1958 года не раз публиковался в изданиях, посвящённых А.И. Цветаевой, размещался в экспозициях музеев. Но везде он был без подписи. Иногда указывалось – «Автор неизвестен». А известен он стал три года назад благодаря Его Величеству Случаю.

31 января 2016 года  в актовом зале Дома Дружбы Павлодара состоялось открытие  выставки  «Путёвку многим в жизнь он дал» (о  Харбинском политехническом институте), предоставленной  Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына (г. Москва)  Славянскому культурному центру Павлодара и музею Анастасии Цветаевой. Привезла эту выставку в Павлодар сотрудник Дома русского зарубежья и автор выставки, поэт, публицист, член Международной гильдии писателей Надежда Алексеевна Егорова. Перед проведением этого мероприятия мы разыскали немало «харбинцев», которые сейчас живут в нашем городе, пригласили их на встречу. Одним из них был Валентин Александрович Ермаков. Он родился в Харбине, а его отец  Александр Ермаков был студентом Харбинского политехнического института. Валентин Александрович рассказал тогда на вечере историю своей семьи, трагическую и горькую. После возвращения в Советский Союз из Харбина и дед, и отец его были репрессированы и расстреляны.  

     Когда в  1935 году СССР  продал свою долю КВЖД марионеточному  государство Маньчжоу-го, образованному на территории Китая, весной и летом этого  года тысячи русских харбинцев — граждан СССР вместе с имуществом были вывезены поездами в Советский Союз. Большинство из них сразу или позже были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности согласно Приказу НКВД № 00593, подписанному 20 сентября 1937 года. Этот приказ так и называли – «О харбинцах»…

     После открытия выставки и встречи в актовом зале гости прошли в музей А. Цветаевой, и вот здесь, рассматривая стенды с фотографиями, В.А. Ермаков произнёс: «О, тут и мой снимок! Помню, две плёнки тогда отснял!». Вот это был сюрприз. Валентин Александрович рассказал, что Анастасия Ивановна Цветаева общалась с его мамой, часто бывала у них дома, знала об его увлечении фотографией. И когда в апреле 1958 года в Павлодар приехала её племянница, дочь Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон, А. Цветаева попросила юного Валю Ермакова прийти и пофотографировать встречу родственников. Вот так и появились эти снимки. Валентин Александрович сказал, что распечатал тогда много фотографий, но нам известны пока только несколько вариантов. А плёнки, увы, уже утрачены…

А.Б. Трухачёв, А.С. Эфрон, Оля Трухачёва

В.А. Ермаков

Ведущая встречи - Т.С. Корешкова

На встрече в школе В.А. Ермаков, ветеран педагогического труда поделился своими воспоминаниями, которые одиннадцатиклассники слушали с большим интересом.

      Школьники узнали также о судьбе Ариадны Эфрон, о том, каким талантливым, неординарным человеком была дочь Марины Цветаевой. Были показаны репродукции её рисунков, издания, посвящённые её творчеству:

 

 Звучали стихи А. Эфрон из этой книги (подарок Муниры Уразовой):

 С автографом составителя – Елены Баурджановны Коркиной хранится в нашем музее вот эта уникальная книга, дневники, которые писала Аля Эфрон в детстве, с шести до девяти лет:

 

 

На этом снимке – А.С. Эфрон с племянницами Ритой и Олей Трухачёвыми в  Павлодаре, 1958 год:

 

Хранятся у нас в музее воспоминания сестёр о «тёте Але»:

 Маргарита Мещерская:

"Раскатами Марсельезы скатилася голова..." - такими строками мне, 4-х летней, прозвучали стихи тети Али 8-летней (имелась в виду голова Марии-Антуанетты под ножом гильотины), прочитанные мне бабушкой в Пихтовке. И впервые прозвучало имя Аля, тётя Аля, крёстная. И вспышка памяти младенческой: тётя Аля держит меня на руках. Крестины, в комнате мама, тётя Аля и ванна металлическая, серая, меня крестят.
Как я могла это помнить, не знаю. Но эта картина, такая далёкая, всегда у меня в памяти. Тётя Аля, я на её руках, мои крестины ... (Печаткино?,Туринск?..)
А потом бабушка, в Сибири, показывает мне фотографии тети Али и папы моего, вместе, детьми. Девочка Аля (моя тётя) - большеглазая, голубоглазая и толстая - с моим папой, и бабушкин рассказ, как наказали папу, а тёте Але дали шоколад, и она, чтобы поделиться с папой, уже съев шоколад, открыла рот, чтобы дать полизать ему язык – сладкий, в шоколаде. Всё равно было вкусно, если лизалось....
А потом моя тётя Аля приехала к нам в Павлодар, Казахстан, на улицу К. Маркса, 64. И привезла с собой много душистых запахов. От неё всегда тонко пахло лавандой и уютом.
И ещё она привезла мне мою первую детскую мебель для кукол: гардероб, стол , четыре стула и кровать - самую что ни на есть всамделишную, рыжего цвета мебель, на которую я посадила целлулоидного китайчонка, очень симпатичного, и такого же, не менее симпатичного и кудрявого, длинноногого и чернявого папуасика. Получилась дружба народов.
Потом была московская пастила бело-розовая, нежная и припудренная пыльцой сахарной пудры, и еще пастила рябиновая со снегирём и веткой рябины на коробке. Эта пастила была слегка горьковатой, поэтому понравилась на вкус мне меньше. Потом тётя Аля ещё привезла в подарок помадку сливочную в черной, глянцевитой коробке, и бабушка выдавала по одной , чтобы продлить удовольствие, и нельзя сразу много. Конфетки небольшие были завернуты в золотисто- желтую с красно-зелеными полосками обёртку и соблазнительно красовались сквозь прозрачно- белую узорчатую крышку. Эта коробочка долго жила у нас, храня всякие безделушки.
Эти дары тёти Али были невиданной роскошью и чудным вкусом волнующей новизны запахов. А вот маме больше всего понравился сыр из привезенных тетей Алей угощений. Для меня же ставший наказанием, так как жутко пахнул, совершенно невыносимо и мучительно . Он был круглой головой , завернут в обертку золотого цвета, был склизко-липким (именно склизким), и дух был таким , как в каком-то рассказе Джером К. Джерома: лошади понесли, не вынеся запаха сыра…
Тётя Аля часто любила вязать . Спицы быстро мелькали в ее крепких, больших и слегка полноватых пальцах. Вязала она не глядя, привезла с собой из Москвы клубки для вязания. Голос у тети Али, как и смех, были грудным и слегка с хрипотцой, она много курила и шутила, и когда я садилась возле нее, вдыхая аромат лаванды (он так и остался моим любимым запахом), она говорила , что когда я вырасту, я приеду к ней в гости в Москву, и мы пойдем в зоопарк, что однажды и случилось. И в зоопарке она, проходя мимо клетки со змеями, вдруг так внезапно и естественно зашипела у меня под ухом, изображая змеиный шип, что я заверещала от неожиданности и страха, а тетя Аля пришла в неудержимое веселье и долго смеялась своим грудным и хрипловатым смехом, и называла меня трусихой .
С папой в Павлодаре они вспоминали свое детство. С бабушкой из того, что помню, говорили, что тетя Аля хочет построить что-нибудь маленькое в Тарусе, приглашала в гости. И когда я к ней приезжала, мы с ней ходили гулять в Пачёвскую долину с ее дивным эхом. "Вот, послушай, - говорила она, - хочешь знать, кто была Первая Дева? "
"Слушай, слушай, - говорила она мне, - что ответит тебе Эхо?!!"
«Ева.......Ева...Ева.........» - разносилось далеко и явственно вокруг , медленно и тихо замирая , как и мое сердце от красоты долины, от спускающегося вечереющего тумана, теплой и большой руки тети Али, и так же медленно и вечерне мы возвращались с ней к ней домой. К запаху ночных фиалок в саду и душистому чаю с малиновым вареньем на веранде, к звездам над нашими головами и вечерним пением цикад.
«Ну, пора спать" - говорила мне тетя Аля. Простившись с ней и пожелав спокойной ночи, я подымалась на мансарду и сладко засыпала сном, полным грез.
Теперь же, прикоснувшись к памяти сердца и окунувшись в былое, можно риторически спросить: зачем не замедляешь ты свой Бег, о Жизнь, как драгоценна ты Людьми и памятью о них. Зачем не длишь их век ?!
На то один ответ c'est la vie!
И пусть она будет радостней и драгоценней!
Рита Мещерская.
04.17.13
Burlingame, California».

Ольга Трухачёва дополнила тогда воспоминания старшей сестры:
«...А я еще помню, что от тёти Али всегда нам приходили письма в Павлодар с вложенными открытками, и внутри открыток, к праздникам и дням рождения, всегда лежали то три рубля, то пять рублей, то рубль - нам с Ритой. Видимо, сумма была соразмерна празднику... А Ритину рыжую мебель я, как собственница и как младшая, всегда считала своей. Мама поставила её под стол в своей с папой комнате (это было уже в городке молгорзавода), и у меня была настоящая комната, которую я убирала сама. И теперь понимаю, как это - «когда пешком под стол ходила»... И чувство к тёте Але из далёкой и такой близкой Москвы: что есть кто-то ещё, кто помнит нас и любит - родной человек, мы не одни в Павлодаре.
Ольга Трухачёва, Калиспелл, Монтана».

 Эти ребята присутствовали на встрече с Ольгой Андреевной Трухачёвой в сентябре этого года в актовом зале школы. Надеемся, что и сегодняшняя встреча с В.А. Ермаковым запомнится им надолго!

 

Комментарии   

 
+4 #2 алиса 28.11.2019 19:26
Приезжайте, дорогая Надежда! Славянский центр всегда рад гостям!
 
 
+6 #1 Надежда Егорова 28.11.2019 00:01
Здоровья и долголетия Валентину Александровичу Ермакову! Прямо захотелось еще раз к вам приехать!
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии