Блоги

О Валерии Цветаевой

(2 голоса)

В музее Анастасии Цветаевой состоялась встреча, посвящённая 140-летию Валерии Ивановны Цветаевой, старшей дочери Ивана Владимировича Цветаева, сводной сестры Марины и Аси Цветаевых. Она была талантливым педагогом, хореографом, мемуаристкой, художницей. В музее хранятся её книги и фотографии. Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала об удивительном путешествии Валерии Цветаевой на Алтай летом 1912 года.

Собравшиеся послушали отрывки из воспоминаний из книги «Я в основе – всегда художник»:

«Выезжаем из леса на простор зелёной горной вершины, и впереди вдруг такие дали, красота такой силы, о чём в оседлой жизни и понятия не имеешь!

Какое там утомление?! Светлая радость, восторг по душе…

Дали манящие, не суровые: мягкие очертания нижележащих гор, зелёные долины, тихая река, тёмная вдали синь лесов…

Стоишь, стоишь, дивишься и дышишь простором. Как только живём мы в клетках городов, ничего этого не зная?

Лежишь со счастливой благодарностью на душе от богатства нынешнего дня, с уверенностью, что оно неисчерпаемо, что ещё много, много волшебства впереди.

…Какие лучшие наряды скрыты в земле с ранней весны до глубочайшей осени… всяк в свой срок – подснежник, миндаль, тюльпаны, черемуха, вишня, яблони, сирень, нарциссы, и пошло-пошло…

… не буду лениться, зарисую побольше всего, что здесь особенно для меня интересно…

Путешествием я очень довольна…»

Гости музея увидели рисунки Валерии Ивановны, сделанные в путешествии, а также фотографии Татьяны Сергеевны Корешковой, которая летом прошлого года проехала практически по тем же местам Горного Алтая, где 110 лет назад путешествовала Валерия Цветаева!

 

Директор музея Анастасии Цветаевой Ольга Григорьева выступила с сообщением «Валерия Цветаева на страницах четырёхтомника: И.В. Цветаев-Ю.С. Нечаев-Мальцов «Переписка. 1897-1912».

 

   Мы уже сообщали о том, что давний друг музея Мунира Мухаммеджановна Уразова прислала нам из Москвы бесценный подарок – четырёхтомник переписки Ивана Владимировича Цветаева с Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым, меценатом и основным жертвователем не только на  строительство музея изящных искусств, но и на покупку экспонатов для его экспозиции. Эта переписка продолжалась 15 лет (1897-1912) и является уникальным письменным памятником русской культуры.

   Читая этот четырехтомник накануне сегодняшней встречи, я обратила внимание на то, что довольно часто, особенно во втором томе, встречается в нём имя старшей дочери Ивана Владимировича – Валерии Цветаевой.

   Но есть упоминания и в первом томе, к примеру, в комментариях первого тома, касающихся Екатерининского института в Москве, говорится:

   «Дочь Цветаева от первого брака Валерия Ивановна (1883-1966) училась в Екатерининском институте пять лет, начиная с 12-летнего возраста. В дальнейшем В.И. Цветаева окончила Высшие женские курсы в Москве, работала учителем истории, выступала с краеведческими заметками в периодической печати. В качестве переводчицы участвовала в первой большой публикации о П. Гогене на русском языке (журн. «Искусство», 1905). В 1914-1917 годах трудилась над организацией в Москве Музея национальных искусств и быта. В.И. Цветаева – основатель и руководитель театральной студии «Искусство движения» (1922-1931), в 1930-40-е годы – режиссёр-педагог по ритмо-пластике и постановщик отдельных номеров в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, цирке, Москонцерте. Автор неизданных докладов по истории ГМИИ (конец 1950-х – начало 1960-х гг.) и воспоминаний (Цветаева В. Записки. «Безо всякого вознаграждения…» Иваново, 2005. С. 47-213)» (Том 1, стр. 456)

   О выпускном вечере Валерии в Екатерининском институте пишет Иван Владимирович в письме от 24 мая 1900 года:

   «Ныне я должен быть на выпускной обедне и на выпускном акте дочери в Екатерининском институте. Церемония продолжится до 2-го часа. Сейчас добыл карету, чтобы честь честью транспортировать дочь на домашнее житьё. Как быстро летит жизнь! Давно ли я маленькую девочку помещал в институт, а теперь приходится присутствовать при её выпуске…» (Том 1, стр.191)

   Больше всего упоминаний о старшей дочери во втором томе «Переписки», здесь опубликованы письма Ивана Владимировича 1902-1903 годов, когда он очень много путешествовал по Европе, посещал музеи, отбирая экспонаты для изготовления копий для будущего музея изящных искусств. И во многих поездках его сопровождала Валерия.

   Из этого тома (благодаря подробным комментариям) мы узнаём интересный факт о том, что, оказывается, Валерия Цветаева впервые побывала в Италии ещё в детстве:

   «Перейдя с кафедры римской словесности Московского университета на кафедру истории искусства, Цветаев для подготовки нового курса отправился в полуторагодичную (с 17 июня 1888 г. по 1 сентября 1889 г.) командировку, чтобы посетить музеи Италии, Франции, побывать в Лондоне и Греции, где до этого он не был. В поездке по Италии его сопровождали первая жена Варвара Дмитриевна, урожд. Иловайская (1858-1890), и малолетняя дочь Валерия.» То есть Валерии было в то время 5-6 лет. (Том 2, стр. 385)

   Но вернёмся к 1902 году. В письме Нечаеву-Мальцову из Нерви 31 октября  Иван Владимирович пишет, что из Москвы он с семьёй выехал 19 октября, с пересадкой в Варшаве доехали до Вены. Жену с дочерьми Мариной и Асей он поместил в гостиницу, а сам «поехал показывать центральную часть Вены старшей дочери». Они осмотрели один из лучших готических соборов Европы – церковь Святого Стефана (12 век), ратушу, университет, здание парламента и музеи: естественной истории и истории искусств. «Осмотр, по необходимости, был спешный, - отмечает Цветаев, - но молодые силы восприимчивы, главное останется в памяти надолго».

   Иван Владимирович делится впечатлениями о мраморных статуях в портике парламента, о мозаичном фризе над дверями здания: «Понравился мне и дочери блестяще исполненный мозаичный фриз… Поле – золотое, краски – яркие». (том 2, стр. 80-81)

   Цветаев берёт старшую дочь в поездки и по другим городам Европы, где он отбирает экспонаты для будущего музея. Можно представить, сколько впечатлений, сколько новых знаний по истории искусств приобрела Валерия в этих поездках!

   Письмо от 10 января 1903 года: «…Я остановился на сутки в Пизе, чтобы показать дочери достопримечательности этого города, обновить собственные впечатления и завести сношения с здешними скульпторами…» Иван Владимирович прислушивается к мнению Валерии при выборе скульптур для предстоящего копирования для музея: «…бюстов Микеланджело существует несколько – и один из них показался таким безобразным моей дочери…»

   Письмо от 12 января: «…Мне хотелось проверить вопрос об относительном достоинстве этих канторий (кафедры для певчих в соборе – О.Г.), деланных в одно время двумя знаменитыми художниками, впечатлением простого зрителя. Не называя авторов, я просил дочь рассмотреть оба эти произведения и сказать, какое покажется лучшим. Она сделала это не скоро – и указала превосходство донателловской и в архитектурной декорации, и в силе движения танцующих и веселящихся ангелов…»

   22 января Цветаев пишет о том, что после объезда многих итальянских городов остановится в Риме, куда выпишет дочь, «которая послужит мне секретарём».

   Из письма от 17 марта мы узнаём, что Иван Владимирович, несмотря на свою непомерную занятость, некоторые музеи посещал специально из-за Валерии. Так, в Риме он «знал наперёд, чего искать и на чём остановить преимущественное внимание», но ради дочери посетил христианский музей.

   Майские письма 1903 года полны тревоги за здоровье Валерии. Пока Иван Владимирович был в Мюнхене и Нюрнберге, старшая дочь в Нерви заболела брюшным тифом в опасной форме. С беспокойством сообщает Иван Владимирович Нечаеву-Мальцову в письме за 19 мая, что даже на 22-ой день её лежания температура поднимается до 38… «Ослабела она и исхудала страшно». Из письма 4 июня мы узнаем о планах Цветаева – хотя Валерия ещё лежит, но 20 июня он с дочерью уже надеется быть в Москве. Мария Александровна выедет из Нерви вместе с ними, но отправится в Швейцарию, в Лозанну, к младшим детям – Марине и Асе. К счастью, Валерия поправилась, восстановилась после тяжёлой болезни, планы отца осуществились.

   Надо отметить прекрасные, очень подробные комментарии четырёхтомника, которые читаются с не меньшим интересом, чем сама переписка. К примеру, именно из комментариев читатель узнает, что с августа 1907 года Валерия Ивановна жила в Козлове и служила учительницей женской гимназии. (4 том, комм.к письму 791). Козлов – город в Тамбовской губернии, с 1932 года – Мичуринск.

   Остаётся сказать, что Валерия Ивановна Цветаева, несомненно, была образованнейшем и талантливым человеком, как и другие дети Ивана Владимировича Цветаева. Наверное, время и обстоятельства не позволили реализоваться ей в полную меру…»

Татьяна Александровна Алексенко рассказала о книге «Безо всякого вознаграждения», в которую вошли воспоминания Валерии Цветаевой об отце, а также её рисунки.

 

Встреча получилась насыщенной и интересной!

 

 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии