Блоги

Презентация новых поступлений

(5 голосов)

25 ноября в музее Анастасии Цветаевой состоялась презентация новых поступлений. Фонды музея пополнились многими интересными экспонатами.

Внучка А.И. Цветаевой Ольга Андреевна Трухачёва (сейчас она находится в Москве) передала в музей новогодние игрушки. Она написала: «Картонные игрушки всегда висели у нас на ёлке в Павлодаре. Потом переехали к бабушке в Москву, бабушка их покупала. Гирлянда, как дождь из фольги, была привезена в Павлодар бабушкой и потом тоже приехала к ней в 1975 году. Прищепки для свечей на ёлку - это бабушкины. У неё на ёлке всегда  был живой огонь. Шишка, ёжик и птичка тоже павлодарские. А вот макушку папа купил в Павлодаре в ЦУМе, она с ракетой на кончике. Она тоже сначала жила у нас в молгородке, а в Москве несколько лет и тоже переехала на бабушкину ёлку. Так что вам подарочек к Новому  году от нас.
Я очень рада вашей встрече в музее. Рада, что музей  живет , что пополняется экспонатами. Рада, что все больше людей узнают о вас и музее и хотят поделиться знаниями, чувствами, подарками! Поздравляю вас с этим и низко кланяюсь!»

Внук А.И. Цветаевой Геннадий Васильевич Зеленин, который присутствовал на встрече, тоже вспомнил, что на бабушкиных ёлках всегда был «живой огонь». Но и правила «техники безопасности» всегда соблюдались – рядом с ёлкой на всякий случай стояло ведро с водой…

Лидия Семёновна Прохорова подробно рассказала о книге, которую подарила музею Ирина Дмитриевна Карташевская (Москва). Эта книжная новинка под названием «Вторая жизнь Марины Цветаевой» вышла в свет в этом году. Письма Ариадны Эфрон к Анне Саакянц (1961-1975 годы) наглядно демонстрируют, какой огромный труд и сколько душевных  сил затратила дочь Марины Цветаевой на то, чтобы вернуть имя матери в русскую литературу… Благодаря выходу книг М. Цветаевой в 1961 и 1965 годах началось возвращение поэзии Цветаевой к читателю, началась, действительно, «вторая жизнь» поэта.

Геннадий Васильевич вспомнил о своих встречах с Ариадной Сергеевной. Первое знакомство – в Печаткино Вологодской области в 1948 году, когда Геннадию было всего 10 лет. Он пришёл из школы, а мать, Нина Андреевна, сказала, чтоб он не шумел, у них гости… В зале вместе с бабушкой Асей сидела тётя Аля, которая, увидев его, сказала: «Какой милый мальчик…»

Когда Ариадна Эфрон приезжала в Павлодар в 1958 году, Геннадия Васильевича дома не было, он служил в армии. А в 1969 году они вместе с матерью летали в Москву, там виделись с Ариадной Сергеевной. Геннадий Васильевич вспоминает, что женщины говорили почти пять часов, сидели друг против друга и плакали. Ариадна Сергеевна вспоминала Туруханск, Нина Андреевна говорила о своей нелёгкой жизни…

Кстати, в книге «Вторая жизнь Марины Цветаевой» упоминается Нина Андреевна Трухачёва в связи с поездкой А. Эфрон в Архангельск (там жила родня Нины Андреевны). Ариадна Сергеевна пишет о жене своего двоюродного брата как об «очень положительной женщине».

О семье Трухачёвых-Цветаевых вспоминала и присутствующая на встрече  одноклассница Маргариты Трухачёвой – Татьяна Алексеевна Горбунова (в девичестве Пахомова). 

Сборник материалов XXI и XXIIмеждународных научных цветаевских конференций (Дом-музей Марины Цветаевой, Москва, 2021) передала в музей Ирина Михайловна Невзорова, г. Москва. О книге подробно рассказала Татьяна Сергеевна Корешкова. В сборник вошёл и доклад директора павлодарского музея А. Цветаевой Ольги Николаевны Григорьевой «Эхо дрогнувшей жизни», посвящённый годам войны в жизни Анастасии Ивановны Цветаевой. Много других интересных докладов содержит этот научный сборник, который станет хорошим подспорьем в научной работе музея, даст импульс новым исследованиям.

О.Н. Григорьева рассказала ещё об одном поступлении: казахстанский литературно-художественный журнал «Простор» (№ 9, 2021), это подарок давнего друга музея  Аби Саркыншаковича Саркыншакова. В журнале опубликована статья Рены Жумановой «Духовное притяжение Цветаевой» о поисках и находках цветаевцев Кокшетау. Напомним, что в музее истории города Кокшетау с 2016 года работает экспозиция, посвящённая пребыванию А.И. Цветаевой в этом городе. Писательница посвятила этому времени свою повесть «Старость и молодость».

А в «Новой газете» за 8 ноября 2021 г., как сообщила нам О.А. Трухачёва,  была опубликована рецензия обозревателя Марины Токаревой на книгу Юрия Гурфинкеля «Ещё легка походка» с подзаголовком «Анастасия Цветаева и ее современники» (Москва, «Серебряные нити», 2021). Эту книгу ранее прислала в музей Ирина Карташевская, и мы уже представляли это издание среди наших новых поступлений. А сегодня собравшиеся с интересом познакомились с рецензией:

 

Тяжесть и нежность

Что нового можно сказать об Анастасии Ивановне Цветаевой

Какими мемуарами можно удивить нас, живущих в эпоху абсолютного торжества нон-фикшн? В ХХI веке люди хотят достоверности и отвергают вымысел. Мы читали блокадные дневники, лагерные записки, письма, старые, но ставшие новыми, до поры закрытые воспоминания — свидетельства общих и частных событий, вспарывающие их с изнанки, превращающие в пепел официальную историю. Но даже на этом разработанном фоне книга Юрия Гурфинкеля «Еще легка походка» с подзаголовком «Анастасия Цветаева и ее современники» (Москва: «Серебряные нити», 2021) выглядит негромким, но — событием.

Русская проза богата врачами: Вересаев, Чехов, Булгаков. Должно быть, корневая пристальность этой профессии обеспечивает ей связь со словом. Гурфинкель тоже врач, кардиолог, и тоны сердца слышит не только ухом. Однажды, придя к пациентке — Анастасии Ивановне Цветаевой, — он стал ее собеседником и товарищем. На целых семнадцать лет.

Опыт наблюдения за старостью может быть очень жестким. Да и редким: взгляд больше привлекает человек становящийся, чем человек итожащий. Возраст в наше время все чаще — вина. Но Юрий Гурфинкель наблюдает не за физическими, а за экзистенциальными качествами.

Анастасия Цветаева провела десять лет в лагерях, шесть — в ссылке, умерла почти в девяносто девять. И до последнего часа сохранила огромный объем памяти, интеллекта, особую «светоносность». Автор обманчиво легко решает труднейшую задачу: передать в слове не себя — другого, особенного, единственного в своем роде. Дело не в статусе «младшей сестры» гениального поэта. В глубокой старости Анастасия Ивановна Цветаева оставалась мощной личностью. Автор дает это ощутить полной мерой.

Составляющие этого текста — цепкий взгляд наблюдателя и обдуманная простота рассказа. Книга документальна. Но и художественна — строем мысли и слова, истинно писательским умением вычленять существенное.

Сознательно выбранная позиция «в тени» дает рассказчику свободу и точность оценок. Он замечает и повседневное, и поверх идущее, типические черты и проявления натуры, штрих за штрихом воссоздает уникальный характер. Сама Анастасия Ивановна, ознакомившись с фрагментами записок «своего доктора», написала о «свойстве улавливать веянье истинной фантастичности жизни над реальностью дня». Она тоже была таким «веяньем», живым свидетельством фантастичности жизни, ее духовной прочности.

Автор неторопливо, несуетно разматывает нити разных сюжетов, пишет о том, как ездили в Коктебель на съемки фильма о мифологии места, о зимних днях в Крыму, в доме Волошина. О том, как оказались в Голландии на конгрессе женщин-писательниц. A propos замечает и комментирует многое: от характера молодого царя Петра до теорий и судьбы выдающегося ученого-биофизика Александра Чижевского, от семейного строя друзей Цветаевых до случайных встречных. Так возникают и судьбы людей во времени, и острый взгляд на него.

Сестры Цветаевы были одарены обе: старшей не удавалась обыденная жизнь, но над ней витал гений; младшая смогла сделать из длинной жизни художественное произведение. У одной главным было усилие поэтическое, у другой — этическое. Недаром Анастасия Ивановна производила такое сильное впечатление. Ведь до смертного часа она подчинялась императиву — «Духа не угашайте»! Страсть и скромность, легкое дыхание и легкая походка, смирение и величие, слитые в одном человеке и точно отраженные в слове, читателя этой книги сделают богаче; старающаяся быть незаметной, прозрачной, проза автора не раз поразит тончайшей выделки нюансами. Ведь в книге два центра. Героиня. И повествователь. Выглядеть достойно и в слове, и в поведении рядом с такой героиней — само по себе поступок.

Марина Токарева, обозреватель.

Новая газета, № 125-126, 8 ноября 2021 г.

 ------------------------------------------------------

Огромная благодарность всем дарителям! Благодаря вам наш музей всегда может знакомить своих посетителей с новинками цветаеведения и продолжать свою ежедневную работу по изучению жизни и творчества незабвенной Анастасии Ивановны Цветаевой!

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии