Блоги

Новый, но почему Старый Новый год?

(12 голосов)

Ежегодно в России да, впрочем, и в некоторых странах СНГ люди, отметив Новый год 1 января, с радостью готовятся отмечать ещё раз приход Нового года, но сопровождают странным смысловым сочетанием "новый-старый"! Мы часто слышим выражение «по григорианскому» или «по юлианскому» календарю. А разве нельзя уж договориться сегодня проводить летоисчисление по одному какому-нибудь измерению? Выходит – нет! Раз ещё мы продолжаем путаться в новом и старом летоисчислении. Не появился на земле РАЗУМ, который убедил бы мир, что уже пора жить единым календарём! Да и ещё вопрос - сегодня наше летоисчисление идёт от Рождества Христова, а что до этого никакого летоисчисления не было? На этот вопрос есть ответы: было, но тогда договорились, что летоисчисление будут вести «От сотворения Мира».

Вот так на протяжении многих веков учёные, астрологи разных эпох пытались вычислить – сколько дней в году? Как сохранить историю ушедшего времени? Но сегодня давайте разберёмся с празднованием нового-старого года.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями. Циклическое движение таких астрономических тел, как Земля, Солнце и Луна, имеет главное значение для построения календарей. Потребность упорядочить время появляется уже на заре человеческой истории. Без этого немыслима общественная и хозяйственно-практическая жизнь любого народа. Однако не только эти причины сделали календарь необходимым. Без календаря не возможна и религиозная жизнь ни одного народа. В мировоззрении древнего человека календарь был зримым и впечатляющим выражением торжества Божественного порядка над хаосом. Величественное постоянство в движении небесных светил, таинственное и необратимое движение времени наводили на мысль о разумном устройстве мира.

До сих пор мы отмечаем год календарный, и он был определен протяженностью в 365 суток, а Восток отмечает год по астрономическому календарю. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца.

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым. До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.

Если бы была сказочная возможность заглянуть во все календари одновременно, которые существуют в мире, мы бы увидели такую картину: выпал снег – люди понимали, что всё замерло, а значит – начнётся что-то новое, и стали люди вести календарь с этого времени. Прошло время, и новое поколение, изучив опыт, принимает другое решение: коль зацвела трава – вот и начало Нового! И так были попытки различных летоисчислений о чём свидетельствуют летописи, где мы можем прочесть: древнерусское летоисчисление, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода позже византийского, называется мартовским, а то, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называлось ультрамартовским. До начала XII века преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Параллельно существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом верховный жрец. Поэтому календарь стал называться юлианским и утверждён был с 1 января 45 года до Рождества Христова. Юлианский календарь пришёл на смену несовершенному лунному римскому календарю. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны.

Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.

Неточности в расчётах астрономов привела к тому, что это увидели служители церкви. Во многих храмах, по замыслу создателей юлианского календаря, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например, в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь.

Григорий XIII, будучи папой римским (с 13 мая 1572 по 10 апреля 1585 год), ввёл во всех католических странах разработанный священником-иезуитом и астрономом Христофором Клавиусом календарь, который и получил название «григорианским». Так Григорий XIII прославил своё имя.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября и это был 1699 год. Тяжёлый год для истории Руси. Стрелецкие казни Петра I, пролилось много крови, и ему хотелось быстрей забыть об этом. И уже 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

С начала 20 века с календарём в России происходят изменения, переделки, добавления, и в 1900 году был добавлен день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было, а григорианский календарь был введён декретом Совнаркома «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» — нормативно-правовой акт РСФСР, подписанный В. И. Лениным 26 января 1918 года, согласно которому после 31 января следовало 14 февраля. «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Григорианский календарь в России называют новым стилем.

Русской Православной Церкви введение нового стиля не коснулось, и она до сих пор пользуется юлианским календарём.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), и в церковных календарях и сегодня пишутся по новому, а в скобках по старому стилю даты событий, связанных с православным календарём.

И кто знает – что ещё смогут вычислить астрономы-ученые современными нанотехнологиями? И какой ещё придумают вариант календаря? Ну а мы сегодняшние в результате всех временных изменений получили возможность дважды встречать Рождество Христово - католическое 25 декабря и православное 7 января и Новый год 1 и 13 января! Во!

Вот сколько удивительного происходит уже на протяжении многих веков, ну а нам остаётся ждать прихода новой плеяды учёных астрономов и верить, что придёт время и люди поймут - солнце одно, небо одно, земля одна – так давайте же договоримся об единых астрономических или календарных праздниках. Хотя...

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время, а планеты не подчиняются решениям учёных, так давайте же наведём порядок согласно планетам.

С Новым годом! Ну вот, а по восточному календарю, то есть по солнечному календарю, а может быть по лунному - времени у нас есть много для поздравлений!

А если вы заглянете в календари разных народов в разных странах – вы удивитесь тому, что можно поздравляться с наступлением НОВОГО – в течении года, ведь до сих пор в разных странах живут по своим законам, но не отказываются принимать и общие развлечения и поздравления! И, как и в России, отмечают по два Новых года...

Сегодня я вам говорю - с праздником, ЛЮДИ!
           
С радостью поздравляю всех, кто прочтёт           
Татьяна Кузина

Комментарии   

 
+1 #6 OlegT 20.01.2015 13:02
Большое спасибо. Очень информативно!
 
 
+2 #5 stas19972012 11.01.2015 17:52
Спасибо за такую интересную информацию, действительно никогда не задумывался...
 
 
+6 #4 Валерия 15.01.2013 23:17
Спасибо большое! Очень интересная информация!
 
 
+6 #3 Анюта 15.01.2013 21:30
Спасибо большое за информацию!
 
 
+5 #2 bevz59 14.01.2013 14:40
С праздником, Татьяна Ивановна!
 
 
+5 #1 Ирина Тимерханова Андреевна 14.01.2013 14:01
Очень интересная и нужная информация,спас ибо)
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии