Блоги
Художник Владимир Чёрный
- Ноя132013
- Просмотры(8270)
Наши земляки
Картины нашего замечательного земляка, художника Владимира Чёрного находятся в постоянных экспозициях музеев: Российской Академии живописи, Храма Христа Спасителя, Музее истории Москвы, Большого театра, в частных коллекциях во многих странах мира. Сейчас В.А. Чёрный живёт и работает в Москве. Несколько лет назад я писала о Владимире Анатольевиче, но тогда о нём рассказывал его отец, Анатолий Фёдорович Чёрный, который живёт в селе Луганск Павлодарского района. В то время его сын-художник закончил большую работу по оформлению Храма Христа Спасителя в Москве. Семь бригад художников работали над росписями этого грандиозного сооружения, и один из коллективов возглавлял Владимир Анатольевич. Они расписывали два придела – святого князя Александра Невского и Николая Мирликийского. Работа Владимира Чёрного «Тайная вечеря» (1999-2000) – поистине украшение Храма. Его кисти принадлежат также иконы «Богородица с младенцем» и «Спаситель на престоле».
И вот недавно довелось встретиться и с самим художником, побывать в его мастерской, которая находится в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. В мастерской В. Чёрного стоит макет сцены Большого театра с парадным занавесом. Это одна из последних работ Владимира. Наверное, год назад все слышали новость об открытии после реставрационных работ Государственного Академического Большого театра в Москве. Но немногие знают о том, что занавесы в обновлённом театре – это работы нашего земляка Владимира Чёрного!
Первый парадный подъёмно-опускной занавес для главной сцены театра был выполнен в 1856 году. На нём было изображено знаковое событие в жизни города – сюжет с Мининым и Пожарским, освободителями Москвы. В советское время он был утрачен. Владимир Анатольевич рассказал, что сохранились лишь одна небольшая, не очень качественная фотография 19-го века; раскрашенная гравюра в старинном альбоме и рабочий эскиз занавеса-картины. По ним и предстояло «воскресить» этот утраченный шедевр. Этот занавес не выткан, а написан на холсте. По сути, это огромное живописное полотно размером 17 на 21 метр! Картина «Возвращение Минина и Пожарского в освобождённую Москву в 1612 году» предстала перед зрителями в богатом орнаментальном оформлении на первом же спектакле обновлённого Большого. Около девяти месяцев продолжалась напряжённая работа бригады художников под руководством Владимира Чёрного и Александра Кравцова. Наш земляк вспоминает, что пропадал в мастерской с восьми утра до десяти вечера, таким огромным и сложным был объём работ. Фрагменты картины писались на вертикальных холстах – фигуры людей, коней в натуральную величину, а потом переносились на главное полотно.
Будущий художник родился и вырос в нашем городе, и дед, и прадед его жили здесь. «Владимир Анатольевич Чёрный родился в 1972 году в городе Павлодаре, раскинувшемся на живописных берегах реки Иртыш… Тяга к искусству проявилась у Владимира ещё в раннем детстве, когда он делал первые попытки изобразить что-то из увиденного и поразившего его воображение. В свободное от учёбы время он посещал кружок изобразительного искусства в местном дворце пионеров. Руководитель кружка Т.С. Ефремова, видя хорошие задатки ребёнка, рекомендовала ему заниматься в мастерской известного павлодарского живописца П.Г. Лысенко…» - это строки из большой иллюстрированной книги-монографии «Владимир Чёрный», вышедшей в серии «Мастера живописи» в 2005 году (Москва, издательство «Белый город, автор текста Людмила Доронина). Кстати, сам выход этой книги, посвящённой творчеству тогда 33-летнего художника Владимира Чёрного, говорит о многом. Ведь в этой серии из 125 книг представлены лучшие живописцы мира! В Павлодаре её можно увидеть в Славянском центре, в библиотеке – даре Правительства Российской Федерации. А ещё в 2003-ем году репродукции шести картин Владимира Чёрного вошли в огромный 900-страничный фолиант того же издательства «Русская живопись. Большая коллекция», где были опубликованы шедевры русского живописного искусства! Сейчас художник готовит два альбома, в одном будут представлены его живописные работы, в другом монументально-декоративные.
Владимир Анатольевич с теплотой вспоминает своих первых павлодарских педагогов – Тамару Сергеевну Ефремову, Павла Григорьевича Лысенко. Говорит о том, с каким трепетом он пришёл первый раз в мастерскую Павла Григорьевича, ведь это была студия настоящего художника! Лысенко и предложил юному талантливому художнику отправить свои работы в знаменитую Московскую художественную школу при институте им. В.И. Сурикова. Поступление в эту школу и определило судьбу художника…
Владимиру было всего 11 лет, когда они с отцом Анатолием Фёдоровичем поехали в Москву. Юный павлодарец успешно сдал экзамены, прошёл отборочный конкурс и поступил в МСХШ. Анатолий Фёдорович до сих пор вспоминает с большим волнением, как трудно было ему расставаться с сыном, оставлять его в интернате, в огромной Москве. Немало было трудностей и в первое время учёбы, и в трудный период перестройки, но с годами стало ясно, что решение было принято правильное. Трудности забылись, а та профессиональная подготовка, тот уровень знаний, которые Владимир получил в школе, остались на всю жизнь. После окончания школы в 1990 году В. Чёрный поступил в созданную И.С. Глазуновым Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества, которую успешно окончил, и с 1997 года стал преподавать в ней. Дипломной работой Владимира была картина «Андрей Рублёв», которую экзаменационная комиссия оценила на «отлично». С отличием художник окончил и аспирантуру (в 2000-м году). Сейчас Владимир Анатольевич – доцент кафедры живописи и академического рисунка Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, член Союза художников России.
Признаться, не без трепета я входила в это историческое здание на улице Мясницкой! Здесь находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое начало свою деятельность в 1843 году. В нём учились и преподавали Поленов, Шишкин, Саврасов, Васнецов, Нестеров, Левитан, Серов, Коровин, Коненков, Голубкина и многие, многие другие великие художники. В 1986 году народный художник СССР, профессор, академик Илья Сергеевич Глазунов возродил это учебное заведение, основав Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Это настоящий Дворец искусства, в котором бесплатно получают образование более трёхсот талантливых молодых людей на пяти факультетах (живописи, скульптуры, архитектуры, реставрации, искусствоведения).
В одном из залов висит дипломная работа нашего земляка – большое полотно «Андрей Рублёв», с которым Владимир Чёрный полноправно вошёл в когорту лучших российских живописцев.
Ольга ГРИГОРЬЕВА.
Фото автора.
На снимках: Владимир Чёрный в своей мастерской
У своей дипломной работы
Занавес Большого театра
Обложка книги-монографии с картиной В. Чёрного «Снежная зима»
Картины В. Чёрного
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи