Блоги

Отчёт о наиболее значимых событиях хора Шиллера за период с сентября 2012г. по август 2013г.


                        На протяжении всего рабочего года репетиции хора проводились без сбоев точно в назначенные дни, т.е. в среду - в18-00 и в субботу  - в 11-00,в основном, в репетиционной аудитории №9 концертного зала "ДОСТЫК"

2012 год.
28-ое сентября -  хор принимает участие в Юбилейном вечере, посвящённом 75-летию Виктора Гавриловича Семерьянова.  
18-ое ноября - Т. И. Кузина организует встречу в конференц.зале с СОЗДАТЕЛЕМ Интернетсайта Славянского центра г. Павлодара Ернаром Шамбаевым. С этого момента жизнь хора становится более интересной и разнообразной. Появилась возможность общаться с бывшими участниками хора, живущими за рубежом, а так же, освещать всю свою деятельность во Всемирной паутине.
22-е ноября - концерт в с. Щербакты на празднике урожая.
30-е ноября - концерт в с. Галицкое на аналогичном мероприятии.
16-е декабря - Юбилейный концерт, посвящённый 55-летию со дня основания хора.

2013год.
12-е января - участие в ГАЛА-концерте ( ГДК им. Естая).
13-е января - участие во встрече Нового года по старому стилю, организованной Кузиной Т.И. в фойе концертного зала "Достык".
14-е февраля - совместный с музеем им. Бухар Жырау концерт в профилактории "Агарту".
17-е февраля - поздравление коллектива "Серебряные струны" в концертном зале "Достык"с 8-летним юбилеем.
16-е марта - участие в концерте, посвящённом празднованию "Масленицы".
17-е марта - продолжение праздника "Масленицы" в Актовом зале Доме Дружбы. 
22-е марта - участие в концерте, посвящённом празднованию "Наурыз" ( крыльцо Дома Дружбы).
24-е марта - участие в закрытии Масленичной недели в Актовом зале Дома Дружбы.
13-е апреля - участие в праздновании 95-летия газеты "Звезда прииртышья" в концертном зале "Достык"
17-е апреля - "Творческая гостиная" - знакомство с творческой биографией Г.А. Ташимова и Л.Н. Бевз.
26-е апреля - участие в концерте, посвящённом завершению работы клуба "Ветеран"( досуговый центр "Колос")
4-е мая - Агит-трамвай, единственный в Казахстане. Совместное с музеем им. Бухар Жырау выступление, посвящённое деятелям культуры и искусства, воевавшим в годы ВОВ.
6-е мая - участие в мероприятии музея им. Бухар Жырау, посвящённом встрече ветеранов ВОВ и воинов-афганцев с молодёжью города.
8-е мая - Концерт, посвящённый празднованию Дня Великой Победы для работников Психоневрологического диспансера(первая половина дня)
8-е мая - Концерт, посвящённый Дню Победы в профилактории "Ардагер"(вторая половина дня).
9-е мая - участие в праздничном концерте в в зале "Достык"
19-е мая - Агит-трамвай музея им. Бухар Жырау. Выступление хора, рассказ о работе музея, о людях прииртышья, о музейных экспонатах.
6-е июня - участие в праздновании Дня рождения  А. С. Пушкина. Тема: "Солнце русской поэзии" - крыльцо концертного зала "Достык".
16-е июня - участие в отчётном концерте всех коллективов Дома Дружбы.
27-е июня - выступление перед участниками Республиканского семинара ветеранов трёх регионов:Павлодарского, Восточно-Казахстанского и Карагандинского.
30-е августа - участие в концерте, посвящённом Дню принятия Конституции Казахстана на Главной площади г. Павлодара.

Впереди - оптимистичные планы: разучивание новых произведений, выступления, встречи и другие мероприятия, связанные с жизнью Славянского центра!

ВОТ ТАК ПРАЗДНИК!

    

Какой сегодня был прямо с самого утра прекрасный солнечный день! Вчера такого не было! И хотя с позавчерашнего послеобеда мы надеялись на перемену погоды, она(погода) решила конкретно испортить нам предстоящий праздник, День принятия Конституции Казахстана, моросящим целые сутки дождиком и неуместным похолоданием.
Но она просчиталась - очень многие павлодарцы, в том числе и мы, участники художественной самодеятельности Дома Дружбы, явились в назначенное время к зданию Областного Акимата для принятия участия в праздничном концерте. Нас любезно пригласили в фойе административного корпуса, где мы спокойно смогли переодеться в концертные костюмы. А дождь всё шёл!
И вдруг с улицы донеслись звуки маршевой музыки - это началось торжественное шествие. Мы (я с внучкой) вышли на улицу и, встав у Главной сцены, наблюдали за тем, как колонны людей шли по площади улыбаясь и весело размахивали шарами, приветствуя сидящих  на трибунах. Казалось, непогода никого не волновала. А ещё создавалось впечатление, что это был парад разноцветных  зонтов. До чего же было красиво!..
Шествие закончилось и к нам стали подходить участники концерта( самые стойкие, т.к. некоторые ушли из-за непрекращающегося дождя). Зрителей, как мы и предполагали, было даже меньше, чем просто мало - все разошлись по домам, чтобы быстрее напиться горячего чая с мёдом или малиной.
Нас предупредили, что мы по программе выступаем вторыми, сразу за Лигой  женщин-мусульманок. И каковО было наше удивление, когда наш хор объявили ансамблем "Лада"! Мы только улыбнулись и весело-задорно запели:"Трава, моя трава, трава зеленая!",,, Мы были благодарны тем трём-четырём женщинам, которые не только слушали наше пение, но и фотографировали нас на память. А спустившись  по ступенькам со сцены, я поинтересовалась у ведущей, как мог произойти подобный казус. Девочка растерянно посмотрела в сценарий и говорит:" У меня так написано". СТРАННО и НЕПОНЯТНО!
Это маленькое недоразумение было компенсировано тем, что нас лично и очень тепло поприветствовал и поздравил с праздником сам Аким области Ерлан Мухтарович, когда проходил в свою резиденцию. Ну, а мы были счастливы от того, что имели возможность участвовать в мероприятии Государственного масштаба и от радости общения друг с другом, ведь за много лет мы стали одной большой и дружной семьёй.

История Ивана Ивановича Ходуса

          В Павлодар я попал следующим образом. В 1956-ом году по комсомольской путёвке приехал на стройки Казахстана и Сибири. Работал каменщиком, монтажником, в свободное время занимался спортом - играл в волейбол. Когда построили Дом культуры им. 25-летия Ленинского комсомола, я решил попробовать себя и в песенном жанре, так как петь любил с детства. Вначале я пел у Егоровой - Лопатиной. Когда в 1957 году при заводе "Октябрь" образовался хор под руководством Александра Ивановича Шиллера, то Егорова - Лопатина на базе этого хора организовала оперетту. Я стал петь в оперетте, а Шиллер ушёл на Тракторный завод и начал собирать коллектив из тракторостроителей. Нами были поставлены две большие оперетты - "Вольный ветер" Дунаевского и "Поцелуй Чаниты" Милютина и Шатуновского. В 1962-ом году наша оперетта стала дипломантом республики Казахстан. В то время в Казахстане было всего два подобных коллектива - в Павлодаре и в Чимкенте.Оперетта существовала с 1960г. по 1964г., а после её закрытия я стал серьёзно заниматься спортом. Некоторые из оперетты перешли в хор к Шиллеру. Я же играл в волейбол за сборную области и Целинного края. После активной спортивной деятельности я пошёл в ГПТУ преподавателем физкультуры и тренером. Три раза возил сборную Казахстана по волейболу на первенство СССР - в Грузию, в Украину и в Татарстан. В 1984-ом году начал петь в народном мужском ансамбле "Пламя", которым руководил Михаил Николаевич Пульга. После развала коллектива я пел некоторое время в Украинском хоре. А в хор Шиллера пришёл уже после его смерти. И до сих пор я здесь. Я счастлив, что моя судьба сложилась именно так! Здоровья всем и долгой творческой жизни! 

Иван Ходус и Вл...
Иван Ходус (хор...

Извлечённое из небытия

Подходит к концу сбор и опубликование материала, относящегося к Народному хору им. Александра Ивановича Шиллера, организованного им в ноябре 1957-го года. Чья в этом заслуга и кто за всем этим стоит?! Это наш друг - бескорыстный, уважаемый всеми нами, увлечённый, трудолюбивый человек, создатель сайта Славянского центра Ернар Шамбаев! Нам, непосвящённым,не представить себе и десятой доли той огромной работы, которую пришлось проделать ему, сколько физических, умственных и эмоциональных усилий было приложено им для решения той задачи, которую он поставил перед собой четыре месяца назад. Что было до этого, мы не знаем, да это и неважно. Важно то, что начиная с концерта, посвященного 55-ой годовщине со дня основания хора, мы уже практически не расставались с ним ни на один день. Прошло четыре месяца, но мы так и не поняли, что привлекло его в нашем коллективе. Возможно, то, что Шиллера давно уже с нами нет, а мы до сих пор вместе, несмотря на препоны, которые чинились нам все эти годы, пытаясь развалить коллектив, а, возможно, интерес к человеку, который сумел сплотить вокруг себя верных и преданных людей, влюблённых в русскую песню. Как бы там ни было, всё это время Ернар был рядом с нами, жил жизнью хора, присутствуя на всех концертах, принимая участие в праздничных капустниках, общаясь с нами в непринуждённой обстановке. И всё время вопросы, вопросы, вопросы...

А начиналось всё со сбора воспоминаний участников (настоящих и бывших) о том, как и когда произошло их знакомство с Александром Ивановичем Шиллером и его хором. Почти все с готовностью откликнулись на просьбу Ернара, понимая всю важность начатого им дела. Приятно отметить, что написали свои воспоминания те, которые давно живут за рубежом, в частности, в Германии, но до сих пор помнят и любят народное творчество, а многие из них посещают местные хоровые коллективы. Мы несли ему всё, что было связано с хором и что хранили как память: фотографии, вырезки из газет, программки, афиши... Но когда я увидела на сайте опубликованные Ернаром архивные документы, у меня был шок. Страшно даже подумать, сколько труда было им вложено в это дело, он не спал ночами, мог в три часа ночи оставить мне сообщение, чтобы я могла уже утром его прочесть. Тысячи фотографий, программок, грамот пришлась ему перелопатить, чтобы всё систематизировать и сгруппировать по годам. Если бы не Ернар, всё лежало бы мёртвым грузом и, вряд ли, кому-то когда-то пришло бы в голову всё это "вытащить" на свет Божий и дать всему этому новую жизнь!!! То, что сделал Ернар, невозможно ничем измерить,а нашу благодарность ему не выразить никакими словами. А никакие слова тут и не нужны, он сам видит, ЧТО он для нас значит. У меня к Ернару особые чувства - он открыл во мне способности к письму и я чувствую, что он желает принимать участие в моей дальнейшей жизни, вселяет в меня уверенность в будущем и в том, что всё у меня сложится самым лучшим образом. Я ему за это очень благодарна и готова помогать во всём, что понимаю и в чём разбираюсь. А что касается хора, то он всех нас всколыхнул, объединил, "разбудил от многолетней спячки", все Германцы встрепенулись, ожили и откликаются. Ещё многое предстоит сделать, и без Ернара, вряд ли, удастся чего -либо добиться. Поэтому хочется надеяться, что он не оставит нас и дальше("мы в ответе за тех, кого приручили"). Вот отдохнёт немного, восстановит свои силы и опять вспомнит о том, как мы его любим, как он нам дорог и желаем идти с ним рядом. Ернар, пожалуйста, не пропадай надолго!

Концертные салюты

Вот и закончились майские праздники, всё в жизни когда-нибудь кончается, к сожалению!..

Вчера, 9-го мая, ближе к вечеру мне позвонила внучка и попросила сводить её на Центральную площадь посмотреть праздничный салют. Идти, конечно, не хотелось(погода начала портиться), но ради неё я согласилась, и она быстренько ко мне приехала. Вышли из дома в 21-15... Когда сидишь дома, даже трудно представить себе, какая жизнь кипит параллельно с тобой - мне показалось, что весь город в это время вышел на улицу и бурным потоком "стекается" к площади. А там... народу видимо-невидимо! Мы с Дашенькой некоторое время простояли возле сцены, на которой пела молодёжь, сменяя друг друга. Было прохладно, я её к себе прижала и так мы и стояли, слушая концерт и разглядывая людей. А в 22-00 началось то, ради чего мы сюда пришли - САЛЮТ. Весь народ устремился к набережной, мы-тоже. Остановились возле фонтанов. Ветер дул с Иртыша, брызги летели на нас, а нам было все-равно, мы стояли прижавшись друг к другу и наслаждались ярким, красочным зрелищем. Взрывы усиливались, и мы всё больше и больше запрокидывали головы,чтобы увидеть всю эту красоту. Иногда, особенно в конце, нас накрывало колпаком из горящих искр, и было совсем не страшно, а наоборот, каждый новый залп сопровождался возгласами восхищения и восторга... Всё это продолжалось ровно пятнадцать минут. Несколько секунд все ещё стояли, потрясённые увиденным. А на сцене в это время пели песню "День Победы". Мы направились туда. Песня закончилась, с нами попрощались, и весь этот "бурный поток поплыл"в обратную сторону. Желающих ехать, на улице Лермонтова ждали автобусы, а мы с внучкой пошли пешком. Шли молча, не знаю, о чём думала Даша, а я вспоминала события последних дней. Весь бывший Советский Союз жил в предзнаменовании шестьдесят восьмой годовщины Великой Победы. Каждый творческий коллектив, в том числе и наш, старался внести свой посильный вклад в это большое и важное дело. Про акцию "Трамвай - музей" и про концерт в музее им Бухар жырау я уже писала, а про последние три концерта - нет.

8-го мая у нас были обширные гастроли, в один день дали два концерта. В 13-00 нас ждали в психоневрологическом диспансере. Концерт бал посвящён празднованию Дня Победы и Дню медсестёр, который состоится 12-го мая. Точно по расписанию мы начали своё выступление с песни "Величальная Республике" без объявления её. Зал был заполнен почти полностью, чувствовалось, что "люди в белых халатах" нас ждали. Наша бессменная ведущая Марина Полищук поприветствовала коллектив медицинских работников и красиво представила нас. А после поздравления с предстоящими праздниками, она по доброй традиции предоставила слово хозяевам - председателю профсоюзной организации Сармантаевой Каламкас Рашидовне и заместителю Главного врача комитета контроля-качества медицинских услуг Абаю Оразбаевичу Темиргалиеву, которые на двух языках поздравили своих коллег и пожелали им приятного отдыха во время нашего выступления. Пока они говорили, я наблюдала за присутствующими. Все-таки место работы накладывает отпечаток на каждого человека. Я поняла, какая у них сложная работа, ведь в их лечебнице больные лежат годами. Изо дня в день одно и то же!.. Я не хочу перечислять всё, что мы пели ,скажу лишь, что каждую песню Марина украшала уместными вставками и доброй улыбкой. И я видела, как постепенно "оттаивают" лица сидящих, как они охотно вовлекаются в происходящее. А после того, как, исполнив песню "Поклонимся великим тем годам", женская группа хора сошла со сцены и стала раздавать всем желающим Георгиевские ленточки, зал был НАШ! Каждый номер принимался тепло, люди нам подпевали, долго аплодировали. С восторгом принимались песни на казахском языке и весёлые-задорные. Концерт удался! В конце Марина Сергеевна поблагодарила старшую медсестру Светлану Жумабековну Орынтаеву за содействие и помощь в проведении этого концерта. Выходя их зала, мы услышали очень много добрых слов в наш адрес.

А на улице нас уже ждал автобус, на котором мы поехали в профилакторий "Ардагер". Не буду повторяться, но тепло, которое мы получили на предыдущем концерте, продолжало разливаться и распространяться и здесь. Одна пожилая женщина успела рассказать нам о том, что у неё две дочери и восемь сыновей, что её муж-герой воевал на Ленинградском фронте, а в прошлом году Владимир Путин пригласил её в Санкт-Петербург и лично пожал ей руку. Её радости не было предела!.. Собрались зрители и мы начали. Ведущей концерта была Яна Любомировна Холина, она очень нежно объявляла каждый номер. Тут мы были не одни, поэтому позволяли себе получать удовольствие от выступления наших товарищей. Люди с удовольствием подпевали нам всем и даже танцевали. И опять добрые улыбки, слова благодарности и удовольствие обеих сторон.

А 9-го мая в 15-00 в концертном зале "Достык" мы исполнили три песни в общем концерте. Зрители тепло принимали каждый коллектив, люди умеют быть благодарными. Даже когда не всё получается удачно. Это радует!

Вот и всё! Праздники, которые начались в "День единства народов Казахстана", закончились. И самый главный "праздник со слезами на глазах" - тоже.

Свой рассказ я начала, помните, с чего? С салюта. Я плакала. Мне слышались грохот орудий и свист пуль и представляла, как страшно было там, на фронте, где на каждом шагу подстерегала смерть и радовалась, что моё поколение не испытало тех ужасов. Хочется, чтобы наши дети и внуки тоже жили в мире, любви и согласии и чтобы грохот канонад и свист пуль они слышали только во время праздничных САЛЮТОВ!

Валентина Сотникова, солистка хора Шиллера

Наша память вечна!

Весна. Всё в природе пробуждается, пахнет пробивающейся травой, распускающимися почками, появляются первые цветы - подснежники, тюльпаны, моя любимая сирень (чуть позже). Но весной ощущается и лёгкая грусть, т.к. в это время все вспоминают о той страшной войне, в которой погибли миллионы людей. Та трагедия прямо или косвенно коснулась каждой советской семьи.

Меня тема войны волновала с детства, я часто приставала к своей маме с расспросами, но моя мама, в отличие от меня, была человеком замкнутым, немногословным. Я не знаю, с чем это связано, возможно, характер такой, а возможно, сказалось тяжёлое сиротское детство. Люди её поколения пережили военное время, голодное послевоенное и нелёгкую дальнейшую жизнь. Очень редко мне удавалось "выжать" из неё что-нибудь о её прошлом, я почти ничего не знаю о моих дедушке Иване и бабушке Оле. И всё-таки однажды, ближе к очередному празднику Великой Победы, моя мама рассказала мне один эпизод из своего военного детства...

Жили они в Молдавии, а значит, немцы захватили их в самом начале войны, но Германским войскам не уступали в своей жестокости Румыны. Она говорила, что Румыны были даже злее немцев. И вот однажды, когда в их посёлок на смену фашистам пришли Румыны, мой дед, думая, что это советские солдаты, радостный вышел им навстречу, снял кепку и со словами "Здравствуйте, товарищи!" поклонился им. И те ему таких "товарищей" навешали, что никто и не надеялся, что он выживет. Он выжил, но здоровье не вернулось уже. А через некоторое время, чтобы прокормить четверых детей, мой дед взял большой ковёр и ушёл куда-то, чтобы обменять его на продукты. И пропал. А вскоре умерла и мать, которая сильно заболела после исчезновения мужа, маминого отца, а моего деда Ивана. И остались дети одни. Страшно даже представить, что выпало на долю всех детей, оказавшихся в подобной ситуации. Такое было время.

Я же каждый год, период со второй половины апреля по девятое мая, переношу очень тяжело. Как только начинаются разговоры о боях, о ветеранах , у меня всё внутри сжимается, а в голове звучит единственное - "Зачем?" Наверное, это потому, что оба моих сына служили в Армии (старший в пограничных войсках, а младший в танковых), и я представляла себе, что в той БОЙНЕ погибали такие же юнцы, а дома их ждали и страдали матери, день и ночь молясь о их спасении. Причин моему состоянию может быть несколько, но только я сейчас хочу вкратце рассказать об одном мероприятии, которое помню до сих пор...

Я уже писала (в заметке "Смелый выбор") о том, что из детского сада, где работала воспитателем, я ушла на Тракторный завод. Работала в цехе, где начальником по производству был Виктор Вегель, ведущий наших концертов. И, конечно же, мне поручили всю культурно-массовую работу. Много интересных мероприятий проводили мы в нашем Красном уголке: и концерты, и встречи с артистами, и конкурсы. Но в 1985-ом году вся страна отмечала "сорокалетие Великой Победы над фашистской Германией". Решено было провести конкурс между цехами на лучшее проведение вечера, посвящённого этой дате. Ну, разве мы могли остаться в стороне!? А так, как мы уже привыкли быть лучшими, то и подготовка предстояла серьёзная. И началось!.. Сценарий,обход всех ветеранов, работавших в нашем цехе со дня его основания, украшение Малого зала ДК Тракторостроителей, музыкальное оформление, атрибуты, стол, подарки ветеранам - я должна была лично быть в курсе всего. Нагрузка была колоссальная, ведь всё это делалось после основной работы. Но, так как этот День приближался быстро,мне становилось всё тяжелее. Я стала пить успокоительные таблетки, но легче мне не становилось - ответственность огромная, расслабляться было нельзя. Помню, у нашего художника было задание изготовить "вечный огонь". Мне накануне праздника нужно было идти за ним, а я не могу. С сердцем плохо. Моя мама - в слёзы. На улице темно уже, а я выйти из дома не могу. И предупредить нет возможности - это сейчас у всех телефоны, а тогда... "Вечный огонь" я всё-таки принесла. И вечер провели, как и было задумано: и встреча ветеранов, и праздничный стол, и "Вечный огонь" с пионерами в карауле, и воспоминания ветеранов о своих товарищах, и минута молчания, и патефон с пластинками, и песни о войне, и поздравления с подарками. Вечер прошёл отлично! Мы, конечно, в этом конкурсе победили, но какой ценой! Я заболела, но слова благодарности и поздравления быстро привели меня в рабочее состояние. Мы все ещё долго вспоминали об этом.

О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано, но точку ставить нельзя, потому что правда о войне бездонна. Мы, к счастью, о ней знаем лишь понаслышке - из фильмов, книг, воспоминаний самих ветеранов. И очень хорошо, что об этом много говорят. Пусть эта тема будет у нас на слуху. Такое забыть нельзя НИКОГДА, потому что память наша - самая главная ценность, которую мы обязаны передавать из поколения в поколение. Чтобы 22 июня 1941 года больше не повторилось, а наша Великая Победа оставалась предметом гордости и восхищения!

Валентина Сотникова

Ожившие страницы

В Павлодаре есть уникальный, единственный в своём роде, музей литературы и искусства им. Бухар жырау, которому уже 19 лет. Ежегодно музей обслуживает более 32 тысяч посетителей. Здесь проводятся тематические лекции по творчеству поэтов и писателей, обзорные экскурсии, различные выставки, массовые мероприятия.

Как раз вчера, 6-го мая 2013, в 11-00 в зале музея была проведена встреча ветеранов войны и труда и воинов - афганцев с молодёжью города. В этом очень важном мероприятии посчастливилось поучаствовать и нам, небольшой группе Народного хора им. Шиллера. Зал был набит до отказа (даже нам мест не хватило), но мы нисколько не огорчились, а наоборот, обрадовались, ведь пришло много молодёжи. Ведущие на двух языках поприветствовали присутствующих и объявили о том, что тема встречи посвящена писателям, поэтам и журналистам, которые отдали свои жизни за светлый День Победы, ведь литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более 1000 писателей ушли на фронт и около 400 из них не вернулось. В числе выживших - Вс. Иванов, Калижан Бекхожин, Дихан Абилев, Музафар Алимбаев, Калмукан Исабаев, Кабдыкарим Идрисов, которые защищали родную землю не только оружием, но и страстным поэтическим словом. Были прочитаны стихи поэтов - ветеранов на русском и казахском языках, после чего мы спели песню "Катюша". Кому эта песня была знакома, подпевали нам, а молодёжь внимательно слушала и с интересом на нас глядела. Я чувствовала, что эти ребята понимают всю важность происходящего и реагировали соответственно. Затем ведущие продолжили рассказ о биографиях наших земляков - литераторах, было прочитано несколько произведений, парни Асет и Алмас спели красивую казахскую песню под домбру и снова сцену предоставили нам, хористам. Мы с Мариной Полищук спели трогательную песню "Солдатские вдовы". Видно было, что песня понравилась, уходя, мы услышали вслед нам:"Какая хорошая песня!". В зале стояла полная тишина.

После нас на сцену вышли воины - афганцы, им было предоставлено слово, а Маулен Кожахметов спел две песни, видимо, собственного сочинения. Хорошие песни, проникновенные. О той бессмысленной войне, на которой погибли тысячи молодых ребят. А уцелевшие "солдаты" стояли с понурыми головами, вспоминая, наверное, своих погибших товарищей и сожалея о том, что не стоят они сейчас рядом с ними... Встреча подходила к концу, слово предоставилось директору музея Розе Ержановне Игибаевой. Я не помню дословно, о чём она говорила, но смысл заключался в том, что в стихах военного времени слышится крик не одного поэта, а всего народа.В то время всё было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается вглубь страны. И возникает вопрос, как бы мы повели себя в подобном случае?..

Ведущая продолжила такими словами: "Давно сняли гимнастёрки поэты - фронтовики, оставшиеся в живых. Но в веках будут сиять бессмертные подвиги наших воинов, подвиг поэзии годов Великой Отечественной войны. Стихи остаются в строю как завещание, как совесть тех, кто не вернулся".

И в завершение мы все вместе спели песню "День Победы". Все поднялись со своих мест и долго-долго аплодировали. Очень серьёзное и волнующее мероприятие! Организаторы молодцы!
Двумя днями ранее мы принимали участие в акции "Трамвай - музей", от которой у меня остались самые приятные воспоминания. И вчерашнее мероприятие - второе, организованное музеем им. Бухар жырау и я рада, что именно нас пригласили принять участие в этой встрече и хочется надеяться, что наше сотрудничество продолжится в дальнейшем.

Если кто-то не был в этом музее, рекомендую совершить экскурсию. Во-первых, это здание - настоящий памятник архитектуры, бывший купеческий дом с резными ставнями и деревянным крылечком. Каким образом этот дом сохранился, ведь старое разрушалось и строилось новое - серое, безликое?! В этом здании сохранился даже изразцовый камин и флигель с цветным стеклом. Представляете? Посетите этот музей обязательно и узнаете много нового и интересного!

Творческий десант

На разных сценах приходилось нам выступать, но на такой - впервые...

Когда мне сказали, что сотрудники музея литературы и искусства им. Бухар жирау совместно НДП "Нур Отан" проводят акцию, посвящённую поэтам и писателям Павлодарского Прииртышья - участникам ВОВ, я с готовностью согласилась принять в ней участие. Для меня это принципиально важно. Но когда я узнала, что нам придётся петь в городском трамвае № 5, насторожилась, ведь такой концертной площадки у меня ещё не было. Но стало любопытно, что из этого получится.

И вот мы, четыре участницы народного хора, ровно в 10-30 были уже в Доме дружбы. Вскоре к нам присоединились представители дома-музея и двое молодых красивых парня из Дома дружбы. Уже на улице к нам подошёл оператор с камерой, и мы все вместе направились к остановке. В 11-08, точно по расписанию, подошёл наш трамвай, и войдя в него, я сразу обратила внимание на оформление салона: на окна наклеены портреты наших воевавших земляков - поэтов, писателей и журналистов, а весь салон увешан разноцветными шарами. Пассажиры вначале удивились, затем оживились и разулыбались в ожидании чего-то интересного. А нам всем весело, необычно. Мы расположились на "концертной" площадке возле кабины водителя. Девочки из музея объяснили пассажирам, с какой целью мы здесь. Перед исполнением первой песни Мария Полищук обратилась ко всем с такими словами: "Уважаемые пассажиры! Вас приветствуют артисты Дома дружбы! Наш творческий десант поздравляет ветеранов войны и труда, всех вас, наших горожан, с наступающим Великим праздником - Днём победы!" И пошла песня "Ой, туманы мои, растуманы". А трамвай тем временем движется по своему маршруту. Песни сменялись рассказом о судьбах тех, портреты которых были наклеены на окнах трамвая. Парень из нашей группы очень красиво пел, аккомпанируя себе на домбре. Мы же пели одну песню за другой, вовлекая зрителей - пассажиров в это интересное мероприятие, весь трамвай подпевал нам. Некоторые даже пускались в пляс вместе с нашей Верой Тутушиной, особенно под песни "Смуглянка"и "Катюша" (эти песни знают многие). Программу повторяли несколько раз, так как пассажиры сменяли друг друга - одни выходили, другие заходили. Некоторые проезжали мимо своих остановок умышленно, желая подольше побыть с нами. Незаметно подъехали к вокзалу, мы вышли из трамвая, чтобы сфотографироваться с желающими. Всем было очень весело и радостно от осознания того, что мероприятие удалось, было сделано много снимков. Поехали дальше. И опять поздравления, песни, танцы, игра на домбре. А уже подъезжая к "Манакбаю", мы запели легендарную "Катюшу" и следом - "День Победы". Вот и остановка "Дворец школьников" - конец нашему незабываемому путешествию. Я надеюсь, что понравилось всем - и нам, и случайным пассажирам. Я очень довольна! Единственное, что необходимо учесть, если подобные мероприятия войдут в систему - нужно репетировать заранее. Экспромт не всегда бывает удачным. Не судите слишком строго, мы учтём все недоработки и в следующий раз покажем КЛАСС! Приглашайте!

Волшебное пасхальное яичко

Пятого мая весь православный мир будет отмечать Пасху Господню. В магазинах скупаются все яйца, с экранов телевизоров нас учат правильно и красочно их раскрашивать. Диетологи предупреждают о вреде переедания после соблюдённого поста. Я всегда с улыбкой наблюдаю за всем этим ажиотажем, потому как знаю,что на самом деле означает  ПАСХА, кому её велено было соблюдать и как это событие отмечалась ещё до прихода Иисуса. Но я сейчас не об этом. Я хочу вспомнить очередной эпизод из моего детства. Кому-то он покажется смешным, ну а мне, на тот момент, было не до смеха...

Перед Пасхой кто-то подарил мне ярко раскрашенное яичко. Любой нормальный человек, увидев его, понял бы, что это игрушка, так как в то время натуральное пасхальное яйцо никогда не выглядело так неестественно ярко. И вот этот день наступил. Мою маму пригласили отмечать праздник друзья. Меня это очень удивило, потому что, сколько я её знаю, она всегда только работала. И я (любопытная Варвара) решила зайти посмотреть. Зашла. Вижу, на столе всякие яства, а главное - полная чашка крашеных яиц. Я возьми да покажи им своё декоративное яичко. Хозяин дома, уже изрядно поддатый, поспорил со своими гостями, что разобьёт его яйцом, взятым со стола. А я пьяных с малолетства ненавижу. Так вот, начали мы с ним своё соревнование - кто кого. То он бьёт своим об моё, то я об его. И всё время побеждаю я. Он уже начинает злиться, а мне смешно. Я заливаюсь смехом, все вокруг тоже смеются, а он ничего понять не может, весь от злости красный. И тут, видно, до него доходит, что такого не может быть. Выхватывает из моей руки яйцо и как ударит им об пол!... А оно как взлетит чуть ли не до потолка! Уже никто не смеётся, лишь я продолжаю улыбаться, как идиотка. Тогда, недолго думая, этот дядька берёт яйцо со стола и со всего маху швыряет мне его в лицо. Попал прямо в лоб. А оно оказалось сварено жиже, чем всмятку, поэтому, разбившись о мой лоб, потекло по лицу. Я быстро сообразила, что шутки кончились, и выскочила из дома, вытирая лицо руками... Жалко, что для моей мамы праздник на этом тоже закончился. А сюда я не приходила больше никогда, несмотря на то, что этот мужчина был отцом моей подруги.

МОРАЛЬ: никогда не шутить с пьяными. А то красивое яичко я вспоминаю до сих пор. Мне его не вернули.

Теги:

Где и как поётся

Несмотря на то, что я выступаю в концертных залах города Павлодара (и не только Павлодара) более 30 лет, меня всегда перед каждым выступлением охватывает волнение, потому что голосовые связки - это такой непредсказуемый инструмент, который может подвести в самый неожиданный момент. Неслучайно же на самых ответственных мероприятиях люди нередко поют под фонограмму. Видя наше волнение, Александр Иванович Шиллер не уставал повторять, что настоящие артисты не могут не волноваться.

Конечно, сейчас нет таких залов, в которых можно было бы петь со сцены без микрофонов, да и акустика в каждом зале своя. Но в некоторых залах и с микрофонами петь нелегко. Почему? Потому, я думаю, что огромные звукоусиливающие колонки стоят на сценах по бокам, находясь впереди хора; звук при этом идет в зал, и мы не слышим собственное звучание.

В каких залах нашего города нам доводилось петь?

1. В Городском Дворце культуры (бывший ДК трактостроителей). Это самая престижная сцена Павлодара, и нам там сложнее всего петь, потому что мы мало выступаем в ГДК, добрые люди от культуры всячески ограждают нас от нее. В ГДК самая большая вместительность, но численность аудитории для нас не имеет никакого значения, так как во время выступления мы не окидываем зал взором, а концентрируем свой взгляд на определенной точке, как нас учил Шиллер.

2. В "Шаныраке" (бывший ДК железнодорожников). До ремонта в "Шаныраке" было петь сложнее, весь звук уходил в потолок, но сейчас такой проблемы нет.

3. В концертном зале "Достык" (Славянский центр). Здесь нам поется исключительно легко, ведь это родной на сегодняшний момент наш зал.

4. В театре им.Аймаутова (бывший ДК металлургов) мы выступали очень редко, но пелось там легко, потому что там хорошая акустика. Мы там пели ещё до того, как Дворец металлургов стал театром.

5. В большом зале Дома дружбы петь без микрофонов крайне тяжело по нескольким причинам: а) напольное покрытие; б) мягкие стулья; в) рифленый потолок. Звук всем этим поглощается, но при наличии хороших микрофонов (как это было совсем недавно на творческом вечере Г.Ташимова и Л.Бевз) все эти неприятности устраняются.

6. В детском культурно-досуговом центре "Колос" нам поется очень комфортно. В "Колос" нас приглашают чаще, возможно, потому что туда сходятся в основном ветераны и старожилы города, которые помнят хор Шиллера (хор Павлодарского тракторного завода). Ощущения от выступлений там самые приятные, эмоции положительные, чувствуется доброе расположение зала, видны приветливые, доброжелательные лица, нас ждут в фойе, продолжают благодарить и после концерта, что оставляет приятные воспоминания.

7. В зале кинотеатра "Космос". Выступали там два раза, зал небольшой, компактный, слышимость хорошая. Нас принимали там хорошо и благодарили.

8. В концертном зале Музыкального колледжа. На этой сцене хор выступал при мне лишь однажды, ещё при жизни Владимира Ширинкина, на его творческом вечере. Я пела "Песню о матери". Наверное, спела хорошо - зал аплодировал долго. Я себя слышала, а это значит, что акустика отличная.

И, конечно же, на концертных площадках нашего города Павлодара.

В процессе написания этой статьи я сделала совершенно неожиданный для себя вывод: легче всего мне пелось на двух сценах - в маленьком клубе села Черное и в клубе речников, что в Затоне, где я пропела два года, работая учителем начальных классов в школе №13, которая находилась совсем рядом с этим клубом. Про сельский клуб я уже писала в заметке "Школьные годы чудесные". Чуть-чуть напишу о Затонском клубе, очень уютном деревянном здании, в котором на тот момент проводились песенные фестивали, смотры-конкурсы самодеятельных коллективов. Зал был небольшой, но компактный, уютный. При этом клубе был вокально-инструментальный ансамбль (уже не помню его названия), и я в нем пела. На репетиции ходила с маленьким сыном, мы его закутывали в свои пальто и куртки, он мирно посапывал на столе. Выступали перед работниками Судоремонтного завода, пелось легко, свободно, всем было слышно отлично. Я пела лирические песни. Зал замирал, когда мы начинали: "Давно ли песни ты мне пела, над колыбелью наклонясь, но время птицей пролетело, и в детство нить оборвалась" (это песня "Поговори со мною, мама" из репертуара Валентины Толкуновой).

О качестве пения или звучания хора мы могли судить только по реакции зала. С первых аккордов баянов становилось ясно, есть ли контакт со зрителем или он еще не установлен. Но нам везло - нас всегда принимали с благодарностью и любовью. Ведь мы выкладывались на все 100 процентов, а любой труд должен оплачиваться. И нам платили бурными аплодисментами, приветливыми улыбками и словами благодарности. А это богатство нельзя сравнить ни с каким во всем мире. И мы будем петь столько, сколько будет нужно нашему зрителю! Независимо от сцены!

Валентина Сотникова

Творческая гостиная

17-го апреля 2013 г. нам (хору русской песни имени Шиллера) посчастливилось поприсутствовать,  нет, принять участие в празднике, который подготовили и вели две удивительные женщины - Евгения Борисовна Бережная и Яна Любомировна Холина. Почему я пишу сейчас, а не сразу после проведённого мероприятия, объясняю: ждала, когда кто-нибудь напишет более подробно об этом вечере. Дождалась. Теперь я могу с чистой совестью поделиться своими впечатлениями, тем более, что Евгения Борисовна призывает нас к этому...

Как только мы вошли в зал, я сразу отметила тепло и доброжелательность уже сидящих на стульях участников и гостей. А когда Яна Любомировна назвала тему вечера и пригласила на сцену милую, обаятельную и скромную Людмилу Николаевну Бевз, все в зале оживились, предвкушая что-то "вкусное". А я уже не сводила глаз от сцены, боясь что-то пропустить. После того, как Людмила Николаевна поведала нам о своём жизненном и творческом пути, мы окунулись в мир её стихов и песен. И я поняла: какой она человек, такие у неё и стихи, и песни - добрые, нежные, проникновенные. Замечательно звучал дуэт Людмилы Николаевны с Константином Симоновым. Слушая их с замиранием сердца, я вспоминала, как мы в своё время в Баян-Ауле, сидя у костра, пели под гитару песни Ю. Визбора "Ты у меня одна" и "Милая моя,солнышко лесное...", песню двух Евгениев - Крылатова и Евтушенко "Серёжка ольховая" и др. Спасибо Вам, дорогая Людмила Николаевна, за увлекательное и познавательное знакомство с такой творческой личностью, как Вы!

И тут на сцену приглашается руководитель нескольких хоровых коллективов, талантливый музыкант, уважаемый всеми, кто его знает, Гайнутдин Айнутдинович Ташимов. С грустью я слушала рассказ о том, каким нелёгким был его путь к тому, что он имеет сейчас, но меня поразили его упорство и настойчивость в достижении своей цели. Какой молодец! При всей его мягкости и интеллигентности такая поразительная твёрдость характера. Я не могу судить о его работе с другими коллективами, остановлюсь на нашем хоре русской песни, который за 55 лет существования приобрёл свой характер, свои устои и традиции. Не любой музыкант смог бы справиться с нами, такими капризными, шумными и "всезнающими". Гайнутдин глубоко уважает и ценит каждого из нас, мне иногда кажется, что ему хочется сделать нам заслуженное замечание, но не решается из-за своей глубокой порядочности. А иногда с нами и потвёрже надо, кое-кого и на место поставить. Но не может, потому что он такой. И именно этим он нам и дорог, своим характером и отношением к людям Гайнутдин напоминает нам Александра Ивановича Шиллера. Очень хочется сохранить этот тандем на долгие годы. Он устраивает нас,а мы (хочется надеяться) - его.

"Творческая гостиная" - очень своевременное мероприятие, спасибо организаторам и участникам.

Простите, пожалуйста, меня за смелость, но, я думаю, не стоило объединять две такие своеобразные и неординарные личности в одну программу. Я с удовольствием послушала бы ещё стихов и песен Людмилы Николаевны Бевз, а потом весь вечер переваривала бы "съеденное". А Гайнутдин Айнутдинович Ташимов мог бы больше показать подготовленных номеров всех своих коллективов. Но это только моё мнение, и оно не обязательно должно быть правильным. Ещё раз СПАСИБО!

Валентина Сотникова (солистка хора Шиллера)

Школьные годы чудесные

На совместных концертах часто приходится наблюдать такую картину - детей приводят родители, бабушки, некоторых - дедушки. Это, наверное, правильно, если учесть время, в котором мы живем. Но возможна и другая причина - за детей решают взрослые, танцевать ли им, петь ли...

Далеко ходить не надо, взять хотя бы моего старшего сына, на которого я возлагала большие надежды, заметив у него отличные музыкальные способности. Но закончив музыкальную школу, он отдал мне диплом об окончании и пошел своим путем, не имевшим ничего общего с музыкой.

Студенческие годы

Когда я училась в Павлодарском педучилище, у нас еще не было собственного общежития (его построили позже), и всем иногородним (а я приехала в Павлодар из Лебяжинского района) приходилось жить кому где. Некоторые жили у родственников, ну, а большая часть студентов снимали квартиры. Меня вначале взяли к себе знакомые, которые жили в доме у самого железнодорожного моста. В то время автобусы ходили очень плохо, и я несколько раз опаздывала на первые пары. Меня это страшно угнетало.

И вот, в очередной такой раз, ко мне подошла моя теперешняя подруга Вера и предложила жить с ней в комнате, которую она снимала в домике чуть ли не рядом с нашей учебой. Я, конечно, согласилась, и мы после занятий пошли к ней. Бабушка оказалась приветливой хозяйкой, которая, как выяснилось, давно пристроила к своей времянке комнатку и постоянно сдавала ее студенткам педучилища. Я переехала сюда, и жили мы некоторое время вдвоем, потом взяли к себе еще одну девочку и уже до конца учебы жили втроем. Комнатка была небольшой, но в ней умещались три кровати, шифоньер, какая-то тумбочка и круглый стол посредине, на котором мы делали уроки. Я, конечно, и предположить не могла, что именно здесь я из Иванцовой превращусь в Сотникову.

Но это будет позже, а пока мы старались хорошо учиться, к нам любили ходить подружки, в дни стипендий мы устраивали себе праздники, а в остальное время питались тем, что привозили из дома, а иногда нас подкармливала баба Дуся (мы так звали нашу хозяйку). А через стенку от нашей бабушки жила ее племянница с семьей (муж и маленькая дочь Ирочка). На тот момент ей было чуть больше годика. И в стенку, соединявшей эти две квартирки, была проделана дверца, и Иринка могла свободно приходить к нам и мешать нам заниматься. А ей так у нас нравилось, что забирали ее родители со страшным скандалом и криком. Ее мама Людмила часто просила нас не пускать Ирочку, просто не открывать ей дверь. Вот слышим - открывается маленькая дверца и ножки топ-топ-топ по коридору. Мы замолкаем, а она уже знает, что мы дома, и начинает кулачком стучать в дверь. Мы молчим и еле сдерживаемся, чтобы не засмеяться. И тут она начинает требовать: "Акойти-и-и" и опять стучит. Ну, минуты две мы героически выдерживали и всё равно запускали ее, она садилась с нами за стол и, как всегда, мешала нам. Потом приходила ее мама, и всё повторялось: крики, слезы и так далее.

Хатынь - памятник жестокости и бесчеловечности

Валентина Сотникова

Я очень сожалею о том, что так недолго была знакома с Александром Ивановичем Шиллером, замечательным человеком и незаменимым руководителем народного хора, организованного им в далеком 1957 году. Всего 3 с половиной года - с июня 1982 г. по декабрь 1985 г.

Мало где успела побывать с коллективом в гастрольных поездках. Но несмотря на столь короткий срок, в моей памяти всплывают всё новые и новые события тех далеких дней, будто боясь упустить что-то важное, значимое для меня и, надеюсь, для многих наших хористов.

В своей самой первой заметке я писала о том, как попала в хор, как Александр Иванович предложил мне свою песню "Иртышская лирическая" перед самой поездкой в Минск. Именно в этом городе он отходил на некоторое расстояние от того места, где нам предстояло давать концерт, ложился на траву и внимательно слушал, как поют его "дети". Но в этой поездке нам довелось совершить одну незабываемую экскурсию, которая произвела на меня настолько сильное впечатление, что я даже не совсем уверена, что смогу передать все краски тех событий...

Когда нам сказали, что нас повезут в Хатынь - мемориальный комплекс на месте бывшей деревни, которую фашисты сожгли дотла весной 1943 года, мы вмиг все стали очень серьезными. Про этот музей под открытым небом я слышала раньше - со мной в одном классе училась девочка, которую воспитывали дедушка с бабушкой в Белоруссии. С нами она училась только в старших классах, поэтому она рассказывала мне о Белоруссии очень много интересного, и про Хатынь я впервые услышала тоже от нее.

И вот мы поехали. Не помню уже, сколько времени мы были в пути, но по дороге мы останавливались и бродили по лесу, собирая какие-то ягоды. Есть даже фотографии. Едем дальше и вдруг видим на обочине - указатель к мемориалу. Сердце ёкнуло от ожидания чего-то очень важного для каждого из нас. У некоторых наших девочек глаза уже были на мокром месте. Подъехав ближе, мы увидели шестиметровую бронзовую скульптуру Непокоренного человека с мертвым ребенком на руках, которая возвышалась в самом центре мемориала.



Рядом - сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены дотла жители деревни. Бывшая улица выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. На месте каждого дома мы увидели 26 срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы. К каждому "дому" вела тропинка до открытой калитки, как бы приглашая всех желающих войти в этот дом.

На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. На самом верху каждой "печной трубы" печально звенящий колокол. Колокола звенят одновременно каждые 30 секунд. Мы шли от "двора" к "двору" молча, каждый по-своему переживал внутреннее потрясение от увиденного. Почти все плакали, представляя себе тот ужас, который довелось испытать всему белорусскому народу во время войны.

Потом мы подошли к единственному в мире "кладбищу деревень". 185 могил, каждая из которых символизирует одну сожженную деревню вместе с населением, 186-я - сама Хатынь. В центре каждого пепелища расположен пьедестал в виде языка пламени как символ того, что деревня была сожжена. Рядом - траурная урна, в которой хранится земля с места, где находилась стертая с лица земли деревня. На могилах написаны названия деревень.



Были там и "Деревья жизни" - это 433 деревни, которые были уничтожены вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Стояли все, склонив головы, у Вечного огня. На траурном постаменте в трех углах расположены три березки. Вместо четвертой горит огонь - в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.



На братской могиле из белого мрамора - Венец славы. На нем наказ живым:
"Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину, и вас, дорогие! Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем - пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!"

На обратной стороне ответ живых - погибшим:
"Родные вы наши! Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею!"



Мемориал "Хатынь" - дань памяти около 3 миллионов беларусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал занимает площадь около 50 гектаров и повторяет планировку бывшей деревни. Этой экскурсии нам не забыть никогда!

(щелкните на изображении, чтобы увеличить его)



Через три года после нашей поездки, в 1985 году режиссером Элемом Климовым был снят двухсерийный фильм "Иди и смотри" с Алексеем Кравченко в главной роли. Фильм был снят на основе "Хатынской повести" Алеся Адамовича. В этой ленте повествуется о мальчике, который за два дня из энергичного подростка превращается в седого старика.

Когда я увидела этот фильм, я опять представила себе всю трагедию, которую пришлось пережить этому несчастному народу, так как Белоруссия была первой Советской республикой, с которой начала свой разрушительный и кровавый поход фашистская Германия. И где теперь тот Гитлер?!

А современная Беларусь живет и процветает. Лишь память всё снова и снова возвращает нас всех в то страшное, суровое время.

И пусть оно никогда не повторится!

P.S. Фрагменты из фильма "Иди и смотри" (не для слабонервных):

Воскресшая

Вот и подошла к концу серия праздников, которая началась со встречи Нового 2013-го года. Праздники гражданские сменялись религиозными, а те, в свою очередь, - государственными. И вот, наконец, НАУРЫЗ – праздник весны и изобилия, который очень подробно и ярко описала в своей статье "С Наурызом и не только" Татьяна Ивановна Кузина. Я же хочу в этой заметочке отразить лишь те мероприятия, в которых принимала участие лично я (с хором Шиллера, конечно же).

22-го марта состоялся большой концерт, в котором принимали участие почти все Ассамблеи Дома дружбы. Подготовка к празднику была на высшем уровне - на площади развернули красивые юрты, подготовили удобную сцену, собирался народ, несмотря на мороз. Нас предупредили, что будет звучать фонограмма, мы обрадовались, хотя запись была не самого высокого качества, но на морозе петь во всё горло небезопасно. Мы были спокойны до того момента, пока не подошло время выходить на сцену... И тут мы узнаём, что диск с записью не передали и что нам придётся петь вживую. Меня сразу охватила паника, потому что услышала я и ещё два-три человека, стоявшие рядом со мной. Естественно, мы встали подальше от микрофонов, на бешеной скорости пропели одну песню и, как пар, на мгновение появляющийся и исчезающий, ушли со сцены, ничего не понимая. Потом мы узнали, что и микрофоны были включены не все. Никаких аплодисментов мы не услышали. Осадок остался жуткий. Домой шла с желанием бросить всё и больше не заниматься этим никому не нужным занятием - пением...

Но сегодняшний концерт (24-го марта в актовом зале Дома дружбы) вернул мне прежний настрой - все песни, спетые нами, принимались на "УРА". Ведущие очень ласково и с любовью объявляли всех артистов. Зрителей было не очень много, но нас это не испугало, мы привыкли петь в любых условиях (Шиллер часто говорил нам, что мы должны даже одному зрителю петь так, будто перед нами полный зал). Вместе с нами выступали Чувашский коллектив, Татарская молодёжная группа и самые маленькие казаки с песенкой "Комарик". Мы друг друга ободряли бурными аплодисментами, тёплыми улыбками.

И моё сердце растаяло, я решила, что буду продолжать петь на радость тем, кто меня любит, и на зависть тем, кому я не нравлюсь. Надеюсь, что первых всё-таки больше. Спасибо всем, кто эту заметку прочёл.

Валентина Сотникова

Прощёное воскресенье

Я перечитала столько материала о прошедшей масленичной неделе, что и мне захотелось описать свои личные ощущения и переживания, связанные с этим.

Наш хор Шиллера принимал участие в концерте, который был частью больших праздничных гуляний в Павлодаре, посвященных Масленице. Впечатления незабываемые, и это при том, что я не всё имела возможность увидеть. Присутствие праздника чувствовалась в улыбках людей, в благодарных аплодисментах зрителей. Молодежь Славянского центра была на высоте. Уверена, они этого не забудут никогда. Сегодня я прочитала заметку Вероники Бондарюк и представила себе толпу ребят, которые после своего театрализованного представления на Набережной успели побывать на школьных гуляньях, а потом еще и на открытии гипермаркета "Гринвич". Они были счастливы, и я вместе с ними. Рада за нашу молодежь!.. Это было в субботу, в предпоследний день Масленицы.

Борец за справедливость

Есть в нашем хоре еще одна необыкновенная женщина, о которой нужно рассказать обязательно. И это должна сделать именно я, потому что нас с ней многое объединяет.
Во-первых, мы росли в одном селе (с. Чёрное Лебяжинского района), учились в одной школе, пели сначала в одном маленьком клубе, затем в большом красивом Доме культуры, который построили рядом с новой школой.

Мало того, мы с ней окончили одно учебное заведение - Павлодарское педагогическое училище. Но есть между нами одна существенная разница - она старше меня ровно на 12 лет, что подчёркивает то, что родились мы обе в год Лошади. И пишу я о Вере Никифоровне Тутушиной. В прошлом году она отмечала свое 70-летие, на праздновании которого присутствовали все мы, участники хора Шиллера.

Но 70 - это просто число, не имеющее ничего общего с Верой, настолько она не соответствует своему возрасту. И это ответственное мероприятие проводила наша неутомимая соратница, очень добросовестная и разносторонне талантливая Полищук Мария (Марина) Сергеевна. Поэтому мне, рассказывая о Вере Никифоровне, не нужно особо ломать голову - об этом позаботились звезды и, естественно, Марина.

Итак... начали!

Одесса и встреча с Ширвиндтом

Валентина Сотникова

Вот уже три месяца прошло с тех пор, как мы впервые появились во Всемирной паутине. Мы - это народный хор им. Александра Ивановича Шиллера.

Нашим добрым покровителем Ернаром Шамбаевым выложено в Сеть уже достаточно материала, характеризующего этот известный, единственный в своем роде коллектив единомышленников. Многие из участников хора уже написали свои воспоминания и ощущения о незабываемом времени, проведенном вместе с руководителем хора и его помощниками. Каждому вспоминалось что-то особенное, значимое для него одного. Некоторые вскользь писали о последней поездке, которую с большим трудом выхлопотал Александр Иванович для своего дорогого коллектива - поездке в его родной, любимый город Одессу.

Негласный лидер

Мы уже писали о том, что пять лет назад после некоторого перерыва наш коллектив возобновил свою деятельность. В его состав вошли в основном люди, которые пели еще при Александре Ивановиче Шиллере. Мы были безумно рады тому, что с нами согласился работать талантливый музыкант, баянист, тактичный, интеллигентный да и просто хороший человек Ташимов Гайнутдин Айнутдинович. Понятно, что ни хормейстера, ни старосты у нас не было.

После одного из концертов мы выбрали художественный совет, состоявший из пяти человек (Н.Галушка, В.Шпаков, М.Полищук, В.Медведева, В.Беличева). И так получилось, что со всеми вопросами мы стали обращаться к Валентине Васильевне Беличевой, которая стала первой помошницей нашему музыкальному руководителю.

Размышления на вольную тему

Музыкальный слух невозможно привить никому!
Это мои личные выводы, с которыми, возможно, не согласятся специалисты.
Сколько бы ни было затрачено времени и усилий, но с этим человек должен родиться. Нельзя, например, из обыкновенного человека сделать художника: его можно научить правильному нанесению мазков, ориентированию на холсте, еще каким-то художественным приемам, но никогда ему не стать настоящим мастером! Уже потом, в течение всей жизни, оттачивается техника, приобретается опыт.