Блоги
День первой в Российской истории морской победы
- Авг92013
- Просмотры(4370)
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 г.)
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год). Гангутское сражение – это морское сражение у полуострова Гангут между русским и шведским флотами во время Северной войны 1700-1721г. Это была первая победа русских на море, и она была не случайна.
Примечательная особенность 1714г.- большую часть времени Петр I находился в море: флот готовился к морскому сражению с неприятелем. Когда знакомишься с содержанием ''Походных журналов'' царя за 1714-1715гг., создается впечатление, что они регистрировали вехи жизни не государя огромной страны, а морского офицера, целиком поглощенного заботами о морских походах. ''Журналы'' пестрят сведениями о силе и направлении ветра или штиле. На суше в эти два года царь проводил лишь месяцы, когда море покрывалось льдом. В остальное время корабль стал местом постоянного жительства Петра.
Первый крупный успех на море пришел летом 1714г. К этому времени русский флот, пополненный кораблями отечественной постройки, а также купленными за границей, располагал такими силами, что внушал Петру уверенность в способности его выдержать испытание боем. Пристальное внимание к своему флоту сочеталось у царя с интересом к неприятельскому флоту.
В июне 1714г. галерный флот под командованием Ф.М. Апраксина доставил провиант в Гельсингфорс и должен был следовать в Або, но путь туда преграждала шведская эскадра в составе 16 крупных кораблей, 8 галер и 5 других судов, стоявших у мыса Гангут. По другим данным, эскадра насчитывала 13 линейных кораблей, 4 фрегата, 1 прам, 6 больших и малых галер и другие суда.
18 июля к месту расположения прибыл Петр I. 21 июля он провел рекогносцировку неприятельского флота, а на следующий день обследовал Гангутский полуостров, на котором обнаружил узкий перешеек длиной 1170 саженей. После рекогносцировки Петр I разработал оригинальный план атаки неприятеля. Замысел состоял в том, чтобы в узкой части полуострова устроить ''переволоку'' из бревен для перетаскивания легких судов на противоположный берег и этой демонстрацией ввести неприятеля в заблуждение. Шведы попались на эту диверсию: стремясь помешать перетаскиванию судов, они раздробили силы, чем немедленно воспользовался Петр.
26 июля состоялся военный совет, на котором было решено ''послать 20 скампавей проехать мимо неприятельского флота (понеже было тихо), что и учинено под командою капитана- командира Смаевича и бригадира Волкова''. Их неприятель обстрелял, но урона не нанес. Следом за ними были отправлены еще 15 скампавей, благополучно соединившихся с 20 ранее посланными.
На следующий день адмирал Апраксин приказал оставшейся части флота пробиваться сквозь неприятельские порядки, ''не огребая кругом''.
Маневр стоил русским ничтожных потерь: неприятелю удалось захватить лишь одно судно, осевшее на мель.
Шведы непрерывно палили из пушек, но это была бесполезная трата пороха и ядер: русские быстроходные полугалеры оказались вне досягаемости их корабельной артиллерии. Когда русская эскадра изготовилась к бою, Апраксин послал парламентера с предложением о сдаче. Оно было отклонено. На корабле адмирала был поднят синий флаг, а затем раздался пушечный выстрел.
По этим сигналам в три часа дня началось знаменитое Гангутское сражение.
Авангард русского флота под командованием шаутбейнахта Петра Михайлова атаковал не всю шведскую эскадру, а блокированный отряд адмирала Эреншильда, состоявший из фрегата «'Элефант», и 9 более мелких кораблей. Шведы располагали более мощной артиллерией (116 пушек против 23), что нисколько не смутило Петра. Два часа шведам удавалось отбивать натиск русских, а затем галеры одна по другой, а потом и фрегат были взяты, и так крепко неприятели оборонялись, что ни единое судно без абордирования от наших не отдались''. Эреншильд спустил на ''Элефанте'' флаг, а сам сел в шлюпку в намерении убежать, но был взят в плен.
'Воистину, - вспоминал об этом сражении Петр в ''Гистории Свейской войны,'' - нельзя описать мужество наших как начальных, так и рядовых, понеже абордирование, так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым разорваны''.
Особое удовольствие царю доставило пленение контр-адмирала Эреншильда. ''Правда, - делился царь радостью с супругой, - как у нас в сию войну, так и у алиртов с Франциею много не только генералов, но и фельдмаршалов брано, а флагмана не единого''.
Кровопролитное сражение закончилось полной победой русского флота. Штиль помешал шведской эскадре оказать помощь терпящему катастрофу отряду Эреншильда.
В результате все его корабли стали трофеями русских: фрегат ''Элефант'', 6 галер и 3 шхербота, пленено 941 человек, захвачено 116 пушек, 361 человек убито, 350 ранено.
8 июля шведский флот ушел к Аландским островам. Гангутское сражение, явившееся первой крупной морской победой русского флота над сильным противником, обеспечило русским войскам овладение всей Финляндией. В память победы была учреждена медаль, а на берегу у Рилакс -фьорда поставлен памятник.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи