Блоги
Воспоминания о Шиллере
- Дек182012
- Просмотры(4002)
Александр Иванович Шиллер в своей работе вместе со своими помощниками - хормейстером Алексеем Николаевичем Томилиным, концертмейстером Карлом Филипповичем Креймером - постоянно поддерживали переписку и тесную дружбу со многими хорами: хором им.Пятницкого, Омским, Воронежским, Уральским, Сибирским, а также с композиторами - А.Новиковым, А.Пахмутовой, В.Левашовым, Ф.Масловым, М.Чумаковым и другими, которые с удовольствием присылали в Павлодарский народный хор свои песни.
В концертных программах звучали такие песни, как "За селом синел далекий лес" В.Левашова (1971), "В земле наши корни" А.Пахмутовой (1975), "Это вот по-нашему" В.Левашова (1967), "Ох, до свидания" (1965), "Ленина помнит земля" А.Новикова и т.д.
Большое внимание Александр Иванович обращал на артистичность участников хора при исполнении номера и как ведут себя на сцене во время концерта. Проверял участников хора, правильно ли нанесен грим (Москва поставляла грим), который был у каждого участника. Александр Иванович приглашал с драмтеатра им.А.П.Чехова гримера специально для обучения женской группы хора правильному нанесения грима.
В красном уголке стояла учебная доска с мелом и тряпкой - Александр Иванович обучал коллектив нотной грамоте.
Не допускал до концерта тех участников хора, кто не знал твердо слова концертных произведений, партий (теноровых, басовых, альтовых и т.д.), не допускал тех участниц хора, которые распускали челки, торчащие из-под короны.
Еще хочется сказать о некоторых особенностях Александра Ивановича.
Вот через несколько минут - начало концерта. В классной комнате Александр Иванович выстраивает хор и говорит нам, что в таком-то произведении попробуем спеть по-другому. Мы, хористы, кричим, что, мол, Александр Иванович, мы не сможем это сделать, испортим только произведение. Он выжидал, пока мы накричимся, а потом спокойным голосом скажет нам: "Друзья мои, давайте попробуем". Нам оставалось только следовать его команде.
И еще одна его особенность. Когда хор стоял на сцене (оставалось минуты 2-3 до занавеса), он стоял перед хором, затем поворачивался перед закрытым занавесом в сторону зрительного зала, поднимал правую ногу, хлопал себя правой рукой по правой ягодице и говорил: "Ну, с Богом!" и уходил в зал смотреть концерт, чтобы потом произвести разбор нашего выступления, указать на наши неточности, ошибки, что мы не сделали, упустили, сказать нам: "Ну что же вы кричали, возмущались, психи мои, ведь вы всё сделали, как я хотел, вы же способные дети - вы всё можете".
Заслуженный работник культуры Казахской ССР, Александр Иванович очень чутко, тактично, бережно, интеллигентно относился к каждому участнику хора. Если кого-то по какой-то причине не было на репетиции - обязательно позвонит, подбодрит, даст какой-то совет и скажет, к примеру: "Выздоравливай, мы тебя ждем, коллектив тебя ждет".
Вот таким остался в нашей памяти Александр Иванович Шиллер.
(Валентина Васильевна Беличева)