Блоги
Наш юбилей - День первый
- Окт302016
- Просмотры(3053)
27 октября, презентацией выставки авторских факсимильных работ доцента Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова художника Владимира Чёрного, решил открыть празднование своего 20-летнего юбилея Славянский культурный центр. Картины нашего талантливого земляка, а ныне москвича, почётного члена Правления Славянского центра были выставлены для знакомства в Областном художественном музее. Наряду с факсимиле в экспозиции представлены три оригинала, занявшие особое почётное место в зале. Подготовить работы к демонстрации помог художнику другой член Правления центра, фотохудожник Александр Пархоменко, работы которого расположились по соседству – в фойе музея.
Вот так организованно, в содружестве, при душевном и не только душевном участии одной энергичной женщины, доброе имя которой вот уже 20-лет на слуху у павлодарцев, готовился этот поистине царский подарок горожанам.
На юбилейные мероприятия приехали почётные гости: советник-посланник посольства Российской Федерации в РК (г. Астана) Мусиенко Александр Андреевич, генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске Анненков Сергей Викторович и генеральный консул Российской Федерации в Алматы Дёмин Алексей Михайлович, а также сам художник с семьёй. Приграничные регионы представляла делегация Новосибирского государственного педагогического университета. Гостей радушно встречали представители Ассамблеи народа Казахстана и творческая интеллигенция города. Торжественное шествие свиты «именинника» возглавляла, конечно же, она, наша любимая и неповторимая Татьяна Ивановна Кузина, бессменный лидер Славянского культурного центра.
Несколько напутственных слов, и вся делегация двинулась в путешествие по стране мироощущения Владимира Чёрного. Отсчёт своей творческой деятельности художник ведёт с 1996 года, когда он окончил обучение в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. По счастливому совпадению 20-летие творческой деятельности совпало с 20-летием нашего центра. А дипломная работа художника – картина «Андрей Рублев» в настоящее время висит в родной академии мастера.
Кстати, мне это кажется символичным – изобразив Андрея Рублёва, Владимир Чёрный кистью предсказал себе судьбу иконописца: в 1999-2000 годы он возглавлял группу художников, которые писали иконы для приделов Александра Невского и Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя.
Немало у художника и других работ на православную тематику: храмов, портретов священослужителей.
В общем, тут можно «познакомиться» со многими знаменитостями разных эпох: царской четой Романовых,
победоносным маршалом Георгием Жуковым, любимым актёром Александром Михайловым. Среди моделей художника и Владимир Путин, который смотрит… нет, не в твои глаза, а задумчиво, куда-то в сторону: легко ли думать о судьбе России, решать мировые проблемы…
Немало здесь и портретов незнакомцев, но больше, конечно же, прекрасных незнакомок.
Меня озадачила личность пожилого мужчины, лицо которого на портретах я увидела дважды. Кто он, какую книгу читает и о чём думает, остаётся только догадываться. Но, наверное, неслучайно портрет именного этого человека под названием «В раздумьях» был подарен Владимиром Чёрным нашему центру – как напутствие на новые, хорошо обдуманные и взвешенные дела и инициативы.
Есть в творческой биографии мастера ещё одна интересная страница: в 2008-2009 года в сотрудничестве с художниками Е. Кравцовым и А. Пикаловой Владимир Чёрный принимал участие в воссоздании парадного занавеса Государственного академического Большого театра России. В монументальном формате 17 х 21 метр маслом написана многофигурная картина «Въезд Минина и Пожарского в освобождённую Москву в 1612 году». А вот тут уже перекличка с другой творческой работой нашего земляка, также почётного члена Правления Владимира Хотиненко – фильмом «1612». Кстати, и само открытие выставки состоялось накануне этой важной для России даты – Дня народного единства. Не зря, наверное, говорят: «Всё случайное неслучайно».
Необычные натюрморты, замечательные пейзажи разных уголков России и мира – всё это заслуживает того, чтобы быть увиденным лично. Выставка пробудет в нашем городе до 27 ноября. А это выдержки из первого «улова» отзывов посетителей музея, который мне удалось «выловить» в музейной книге отзывов:
Семья Николашиных:
«Огромное спасибо за возможность прикоснуться к прекрасному! Каждая картина завораживает по-своему. Стоя у некоторых картин, хотелось просто плакать от силы величайшего искусства!»
Лариса, Захар, Матвей:
«Человек с фамилией «Чёрный» подарил много светлых впечатлений. На выставку привела своих детей и невероятно этому рада»
Пенсионерка Котелкина Т.В.:
«Выставку посетила с огромным удовольствием. Его работы очень достоверны, написаны очень тонко. Рада за нашего земляка, что он добился таких успехов в творчестве!»
ООП работников культуры, спорта и информации:
«Посетив выставку, остались под большим впечатлением! Картины как живые. Каждая деталь изображена в точности. Особенно впечатляют портреты, передача мазков, светотени»
Безымянное:
«Сегодня очень важный и волнующий день. Я бы хотела, чтобы Владимир Чёрный был всегда ярким и добрым, и очень рада, что он сегодня нашёл время для нас всех!»
Милкова Л.А., Фёдорова Н.Б. и другие:
«Благодарю за выставку В. Чёрного, это большая радость для павлодарцев. Просьба: хотим, чтобы эта экспозиция осталась навсегда в Павлодаре!»
Кто уже был на выставке – берите своих друзей и сходите с ними ещё раз! Кто не был – ни в коем случае не пропустите! Все вместе – порадуйтесь за нашего талантливого земляка, который дарит миру такую красоту!
Елена Игнатовская
Часть фото представлено В. Шалденковой
Комментарии
Выставка Владимира Черного несомненно является огромным событием для нашего города. С первых минут осмотра работ художника с головой окунаешься в русский мир: это Суздаль, с идущими на заходе солнца по улице коровами, катающимся на велосипеде мальчишкой, с неизменно сопровождающей всех и вся собачонкой (как же без неё?), сидящими на лавочках бабушками, управившимися по хозяйству и отдыхающими от дневных хлопот, это каменные стены древнего Ростова Великого с золотой луковицей звонницы и притулившимися к стенам храма бревенчатыми домиками, с поленницей заготовленных на зиму дров, это вид Москвы, это греющие русскую душу Нерехта, Клязьма…Глядя на спешащих на вечернюю службу священнослужите лей, невольно слышишь зовущий их колокольный звон. Старая яблоня, с бродящими по двору курами, русская снежная зима с девушкой, идущей с коромыслом! по воду(из детства- на картинках из сказок?).Долго можно рассматривать осенний натюрморт с берестяным туеском, глиняной крынкой, повязанной белой тряпицей(что в ней? молоко?, сметана? ,а, может, мёд?), сплетённая из бересты посуда, глиняная тарелочка, стол, вымытый и выскобленный дочиста, накрытый платком или скатертью с русскими узорами, засушенные перчики и сухоцветы-всё говорит о русскости, всё о близком душе народа…Или вот картина «Детство»-солнц е освещает чердак дома и сидящего на душистом сене мальчика. Сверху сушатся веники для бани, травы… Он только что встал или спрятался от старшей сестренки? Или мальчишек во дворе? Или не хочет помогать старшим по хозяйственным делам? А вот бревенчатые дома Белого моря и сети рыбаков, сушащиеся на солнце. Сразу ощущаешь свежий запах моря и запах рыбы. «Костерово. Удачный улов»- как узнаваемо всё изображенное на картине! Рыба вялится на веревке, удочки, поставленные в уголок, резиновые сапоги, корзина под улов, старый! самовар, вероятно, разжигаемый ещё углями!, старая керосиновая! лампа, венские стулья (других не водится!)… В картине «Охота» показано необыкновенное предрассветное небо и летящие по нему птицы (утки? гуси?), небо голубое, розовое, всё в тучах- осень? Конечно, осень. Охота разрешена, можно поохотиться! Охотник в шляпе ковбоя(?) и взявший на мушку птиц… Картина «Кречет»-с крадущейся по берегу реки лисой и парящей в небе птицей, а вокруг вековые сосны, небо, ивы по берегам… Всё узнаваемо, всё родное, всё русское…
Особый интерес представляют портреты, выполненные художником. Императрица Александра Федоровна. По воспоминаниям Анны Вырубовой – А.Ф. – была высокой, стройной, с царственной осанкой, золотистыми волосами и огромными грустными глазами – она выглядела настоящей царицей. На портрете художника А.Ф.изображена сидящей, у неё и в самом деле грустные глаза, золотистые волосы. Как она красива! Как хороша! Настоящая царица! Портрет Императора Николая второго величественен. Художнику показал нам величие царской четы.
Преподобный Серафим Саровский. Это один из самых любимых святых русского человека. Архимандрит Чичагов писал о нём, что ум у отца Серафима был светлый, память твердая, взгляд истинно христианский, сердце для всех доступное, воля непреклонная, дар слова живой и обильный. Беседы с ним согревали сердце, снимали как бы некоторую завесу с очей, озаряли умы собеседников, разливая в них мир и тишину. Мы знаем и всегда обращаемся к словам преподобного Серафима Саровского: «Господь помилует Россию и приведет её путём великих страданий к великой славе». На картине художника мы видим умное и волевое лицо Серафима с внимательным, проникающим в душу взглядом. В руках - посох и четки, вокруг- лес, причем лесная чаща. По преданиям, он жил один в лесной избушке, был молчальником, много молился. Три года, стоя на камне у реки, нёс службу. Сильный был человек. Был провидцем. Смотрим на картину и понимаем, что старец выглядит живым и хочется перед образом преподобного отца Серафима опуститься на колени и помолиться. Этот портрет преподобного Серафима Саровского вполне может находиться в храме, где ему и подобает быть.
Архимандрит Павел(Груздев) – мы видим батюшку, каких много по всей Руси. Это всё понимающий, всё объясняющий, всё прощающий и очень близкий нам образ. К нему можно сходить и посоветоваться по разным житейским делам, он совершит таинство крещения, венчания, отпустит нам наши грехи, подскажет, как поступить, проводит в последний путь… Глаза на портрете очень живые и ласковые, такому человеку можно доверить все свои печали. Он как бы задает нам вопрос – Как ваши дела? Не пришло ли время вам исповедоваться? Всегда рад помочь вам». Художнику удалось достоверно передать нам в лице отца Павла образ священнослужите ля, верного и преданного своему делу.
На картине «Старик в раздумье» мы видим раннее утро. Светает. Свечи выгорели почти полностью. Художник изобразил старика, с воспаленными глазами и вопрошающим и внимательным взглядом. Он в задумчивом состоянии. Перед ним лежит старинная книга. Всю ночь он искал ответ на мучившие его вопросы. Конечно, это исконно русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». А может быть, он, наконец, понял какие-то моменты происходящих событий, так как история повторяется время от времени и всегда можно предвидеть, предположить, предсказать, если знать историю, как повернётся тот или иной процесс. Картина оставляет в душе свой след, запоминается навсегда, а это значит, что труд художника не напрасен.
Портрет ветерана, от свечи прикуривающего трубку. Портрет написан при свете свечи, и мы видим освещенное лицо ветерана. Опять русская история. Много мог бы рассказать нам этот человек о войне 1812 года. Во время войны он был молод и отважен, его память хранит воспоминания о тех днях, когда русские прогнали французов из России.
Портрет маршала Жукова. Перед нами величественный портрет маршала Победы. Защитник Отечества, герой, мужественный и волевой человек. Многочисленные награды занимают весь мундир. Жуков стоит на фоне Георгия Победоносца. Жуков-русский богатырь. Таким он и должен быть. В жизни, по свидетельствам очевидцев, маршал был человеком суровым, жестким, хорошо знающим военное дело. Невольно вспоминается картина Васнецова «Три богатыря». Васнецов пригласил в качестве модели для Ильи Муромца русского мужика-богатыря из Владимирской области, портрет Добрыни Никитича был написан с отца художника или с себя, так как они были похожи, а портрет Алёши Поповича был написан художником с сына друга художника. Это люди - легенды, это сказочные герои, это воплощение народного идеала героя-защитника . Маршал Жуков стал для русских людей олицетворением маршала Победы, знаковым символом Победы над фашизмом. Поэтому он так красив и величественен.
Очень понравились женские портреты художника. Портрет Марины, написанный в зелёно-сиреневы х тонах. Зелёный цвет неяркий, он служит фоном для русо-пепельных волос Марины. Сирень, как продолжение девушки. Кажется, что она одета в платье из сирени. Глядя на портрет, ощущаешь запах сирени, запах весны и Марина-это воплощение весны.
Портрет Анны – настоящая русская красавица, волосы заплетены в косу. Непременно, рядом белый, пушистый кот (как без кота?),хотя бы и вышитого на подушечке. Голубое платье в мелкий цветочек (что тоже как бы символ незабудок или цветущего русского льна),сине-голу бые глаза. Очень нравится фон портрета- обои с цветочным орнаментом и старинная гобеленовая ткань дивана, тоже вся в цветах.
Дарья- это совсем другая история. Светлоглазая, с длинными, темными волосами, написана на фоне красных цветов-мальвы. Она закрылась от нас, она смотрит с улыбкой и в глазах у неё «хитринка». Черные волосы-красные цветы.
Интересно, что все девушки у художника светлоглазые.
Долго и с интересом рассматриваю картину «В гримерной». Множество живописных мелочей, за каждой из которых, вероятно, можно проследить свою историю.
Понравилась картина «Кофе и бокал воды». Старинная медная сахарница, старинная льняная скатерть с рукодельной мережкой и вышивкой ришелье. Чтобы ощутить вкус крепкого и ароматного кофе, его непременно необходимо запивать холодной и чистой «родниковой» водой из высокого стакана с золотой каёмочкой.
Работы художника в Храме Христа Спасителя вызывают в душе чувство гордости. Расписать храм-это очень большая ответственность , потому что это работа на века, навсегда.
Хочется пожелать Владимиру Черному новых интересных проектов, осуществления всех намеченных планов, интересных и красивых мест для работы, а также передать свои навыки, знания и умения студентам и юным художникам.
Понравилось, что художник предупредителен и доступен в общении, и это говорит о его высокой внутренней культуре. Спасибо ему за его прекрасные работы и его труд.
Наталья Замковая, 64 года, 17.10.2016. Павлодар
RSS лента комментариев этой записи