Владимир Хотиненко
Владимир Иванович Хотиненко родился 20 января 1952 года в Славгороде. Режиссер, почетный член правления Славянского центра.
Татьяна Кузина, "В.И. Хотиненко и его жизненные вехи"
Было это еще в прошлом веке. В маленьком славном городе, который появился на карте России благодаря Петру Аркадьевичу Столыпину, в почти рабочей семье родился второй ребенок. Почему «в почти», да потому, что рабочими уже стали в силу политических обстоятельств, но этим гордились всю жизнь.
Итак, на свет 20 января 1952 года появился Володя. Мама говорила, что это я ему дала имя, а родители и не рискнули назвать другим именем. Считали, что если ребенок (а мне тогда было ни много ни мало, а целых 2 года и 6 месяцев!) дал имя, то менять нельзя (до сих пор ни у кого не могу добиться объяснения – почему?)... Но вероятно, было поверье – имя ВЛАДИМИР принесет ребенку удачу.
И с первых шагов бывали курьезы. Ну, представьте – ребенок не держит голову и все вокруг судачили - «не жилец», а наша мудрая бабушка (по маминой линии) утверждала: «Умный будет, в голове много мозгов – вот и не держит...». Маму эта версия устраивала больше, и родители радовались, что растет наследник, да еще и неординарный.
Детский сад, где его любили, где проявлялись первые желания что-либо придумать и воплотить, был для него, вероятно, первой творческой площадкой. Уже в подготовительной группе Володя хорошо читал, так как всё, что я готовила для школы, учась в начальных классах, он усваивал с фантастической скоростью, чем вызывал всегда мое огорчение (ведь у меня получалось медленнее).
Затем была школа. Это был другой этап - во взрослении, в оценках поведения людей (и одноклассников и учителей).
Когда мы переехали в Павлодар (папа был хорошим специалистом-разметчиком, и его пригласили на тракторный завод), Володя пошел в 7-й класс. И это уже был другой этап познания не только наук, но и воплощение юношеского максимализма, участия в общественной жизни.
Помню, папа, заметив, что Володя не сидит долго за уроками, сказал, что вот еще немного и он утонет в двойках, но этого не случилось, и папа тогда не мог знать, что у Володи феноменальная память, да и читал он быстрее всех, пожалуй, обладая вертикальным чтением. Ходил на тренировки по легкой атлетике, занимался в военно-патриотическом клубе «Гринабель» (писатель Грин и разведчик Абель дали название этому молодежному объединению), пел любимые тогда песни Жанна Татляна, я ему аккомпанировала на пианино. С девятого класса серьезно занялся изучением английского языка, переводил так называемые «тысячи» для студентов Индустриального института. И так приучил домашних к вопросам на английском языке, что папа, отвечая на вопрос, часто серчал: «Что, не можешь по-русски говорить?». Дома учился играть на кларнете, и мы делали маленькие семейные концерты, а когда купили в подарок папе фотоаппарат, серьезно занялись фоторепортажами различных мероприятий, которые (сегодня можно уже об этом сказать, а тогда никто и не думал о будущей профессии) переросли у Владимира Ивановича в профессию режиссера.
После окончания школы Володя поехал поступать в юридический институт в город Свердловск, но по конкурсу не прошел – это тоже была судьба. Как говорила наша мама: «значит не твое...», а на следующий год был архитектурный институт – вот это судьба!
Но был 1969 и до середины 1970 года Володя работал на Павлодарском Тракторном заводе в отделе главного конструктора. Как сегодня он вспоминает, «разрисовывал трактора».
Уже с 1970 года Владимир уезжает в Свердловск и с блеском поступает в Архитектурный институт. Почему с блеском – да потому, что тема сочинения была «Никто не забыт – ничто не забыто», и он ее так раскрыл, что впервые в истории института поставили на вступительных экзаменах «5+»! А дальше – годы учебы.
Когда закончил и защитился на «отлично», вдруг понял, что строить по новым проектам ему не позволит существующая государственная система, и тогда он решил пойти в армию. Отдавая дань Родине и неся службу, заработал отпуск... Вот тут-то и произошло полностью изменение в принятии решения – «кем хочу и могу быть?». Встреча с Никитой Сергеевичем Михалковым определила вектор жизненного пути Владимира Ивановича.
В 1981 году он оканчивает Высшие режиссерские курсы мастерской Н.С.Михалкова, работает на некоторых картинах как его ассистент, и дальше самостоятельная непростая творческая деятельность.
Так повелось, что с первых картин, которые снимали на Свердловской киностудии, началась формироваться съемочная команда. Многие из них и сегодня работают с Владимиром Ивановичем на съемках фильма и перебрались жить в Москву.
Снято немало. Можно посмотреть в интернете, но хочется отметить главное – все его фильмы с надеждой. Как признается сам Владимир Иванович на творческих встречах – это признание в любви к Родине, и интересно было прочесть у одного киноведа: «Владимир Иванович снимает фильмы о Родине, но не о том, как она себя истязала, а о том, как она себя в это время чувствует!».
Писать о Владимире Ивановиче можно много, у него интересные ученики, работы которых занимают высокие призы на международных конкурсах, и наверное, не случайно – он умеет чувствовать людей. Одно из самых важных качеств его как личности – это умение чувствовать, чувствовать на интуитивном уровне, и это качество помогает ему в определении тематики своих картин и в выборе актеров на ту или иную роль. Его сын Илья Хотиненко стал режиссером и тоже не случайно!
Сегодня Владимир Хотиненко живет в Москве, народный артист России, профессор ВГИКа, заведующий кафедрой режиссуры. Является советником по культуре, советником по религиям, и еще много-много обязанностей и регалий.
Филомография В. Хотиненко:
1984 — Один и без оружия
1986 — В стреляющей глуши
1987 — Зеркало для героя
1989 — СВ. Спальный вагон
1990 — Рой
1992 — Патриотическая комедия
1993 — Макаров
1995 — Мусульманин
1995 — Прибытие поезда — киноальманах (новелла «Дорога»)
1997 — Мы дети твои, Москва — короткометражный фильм
1999 — Страстной бульвар
2002 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья
2002 — По ту сторону волков
2003 — Вечерний звон
2003 — 72 метра
2004 — Гибель империи
2007 — 1612
2009 — Поп
2011 — Достоевский
Награды и достижения:
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (15 января 2001 года) — за заслуги в области искусства
- Народный артист Российской Федерации (3 марта 2010 года) — за большие заслуги в области искусства
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации Специальный приз за 1988 год («Зеркало для героя»).
- Премия «Киношок» в номинации «Премия за режиссуру» за 1992 год («Патриотическая комедия»).
- Премия «Киношок» в номинации «Главная премия» за 1993 год («Макаров»).
- Премия «НИКА» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1993 год («Макаров»).
- Премия «НИКА» в номинации «Лучшая режиссура» за 1993 год («Макаров»).
- Финалист программы «Номинация. Кино. XXI век.» на кинофоруме в Ялте-94 с фильмом «Макаров».
- Гран-при Международного кинофестиваля в Монреале, 1995 («Мусульманин»).
- Особое упоминание ФИПРЕССИ на XXI Московском кинофестивале («Страстной бульвар»).
- Премия ФСБ 2006 года в номинации «Кино- и телефильмы» за телевизионный художественный фильм «Гибель империи».
Комментарии
Спасибо Вам за фильмы, некоторые фильмы заставляют задуматься о жизни!
У меня появилась цель быть как ВЫ с Татьяной Ивановной!
Я желаю ВАМ снять много замечательных фильмов : смешных, загадочных, страстных и даже ужасных! И пусть с каждым новым фильмом растет азарт и режиссерский талант, А настоящая жизнь пусть не будет театральной, а будет полна искренних отношений, взаимопонимания , любви и радости!
RSS лента комментариев этой записи