Лотерейный билет длиною в жизнь

Можно прожить биографию с немым именем, известным только родным и близким. Есть же имена, которые резонируют  в ритме жизни, оставляя на исторических скрижалях свой след. В культурной  жизни нашего города это имя Татьяны Ивановны Кузиной, лидера и руководителя Славянского культурного центра, которая в этом году отмечает свой юбилей. Он и дал повод поговорить о незаурядной личности, твердом характере и яркой судьбе.

Много ли найдется горожан, которые могут рассказать о встречах с президентами стран, ведущими политиками мира, великими деятелями культуры от С.Рихтера, Е.Миронова до Пьера Ришара, участвовала в работе Всемирного Русского народного собора. Помимо этого 10 правительственных наград братских Казахстана и России. Но главное, в этом послужном списке дела: раскатистый звон колоколов Благовещенского собора; люди, которые благодаря неуемной деятельности Т.И. смогли получить сложнейшую медицинскую помощь в ведущих клиниках мира; дети, отдыхающие по туристическим маршрутам России, и получающие бесплатное образование в университетах России; таланты, представлявшие Павлодарскую область даже в Москве; школы, которые каждый год получают новейшую методическую литературу и каждодневные подвиги, как у Горинского Мюнхаузена, из которых складывается повседневная текучка Кузиной.

Родом из детства

Многое в ее биографии  формировалось в г. Славгороде. Т.И. чтит свои родовые основы. В любом разговоре она в авторитетные советчики приглашает своих давно почивших родителей Валентину Васильевну и Ивана Афанасьевича Хотиненко. «Мне мама говорила» - это не фигура речи, а мудрость рода в котором репрессированный дед, казачьи корни, ссылка семьи на Алтай. Клеймо семьи «врагов народа» долго мешало процветанию и карьере родителей. Несмотря на невзгоды, они внушали своим детям, что никогда не нужно отчаиваться и стараться добиваться своей цели. «У каждого свой путь» любила говорить мудрая мама,  по мере своих скромных возможностей поддерживая детей и всегда ставя духовность выше материальных благ. Но иногда помогал случай.

Маленькая Таня росла сорванцом, смело отстаивая добро с кулаками. Эти навыки «пламенного бойца» пригодятся ей в вечной борьбе всегда и со всеми за справедливость. Была лидером среди мальчишек. Все круто изменилось, когда узнала о наборе в Музыкальную школу. Новость пришла к девчонке, со сбитыми коленками, в разгар детской возни на улице. Казалось, что поступать надо немедленно, поэтому, не дождавшись родителей с работы, она обратилась к малограмотному соседу-татарину за помощью, получив свой первый урок интернационализма. Тот, как мог, написал потрясающее заявление: «Директору музыкальной школы от соседа. Прошу принять соседку Таньку. Хорошо поет и танцует». Ее приняли. В школу летала на крыльях. Но сразу стала проблема инструмента - фортепиано. Занятий на разрисованном клавишами обеденном столе явно не хватало. Мама водила дочь в семью зажиточного инженера завода, где девочка могла заниматься по вечерам. Когда наступила зима, то терпеливая мать часами, в лютые алтайские морозы, поджидала юную пианистку под окнами.

Отец ежемесячно покупал 4 лотерейных билета, надеясь, согласно советской пропаганде, повысить благосостояние семьи. Однажды по Татьяниному билету был выигран мотоцикл М-72. Для провинциального города 50х годов это, как выиграть последнюю модель «Мерседеса» в наши дни. Мотоцикл  встречал весь город, начиная с платформы поезда. Отец свое сокровище знал и любил от винтика до последней гаечки, пестуя его, как третьего ребенка. И каков был подвиг главы дома, чтобы продать своего железного коня и купить дочери пианино.

Когда машина с инструментом подкатила к родительскому дому, то первое выступление юной музыкантши произошло здесь же, на грузовике с опущенным бортом. Для двора были исполнены частушки. Жертва отца в глазах соседей была оправдана.

Преподаватель. Музыковед

После девятого класса семья переезжает в Павлодар и девочка с бантиками в тугих косичках идет поступать  в музучилище. Страха не было, так как не было представления, что такое вступительные экзамены и что существуют требования для экзаменов... Закончив славгородскую школу, где волторнист вел фортепиано, а  гитарист - сольфеджио, она попала в Павлодарское училище,  которое в начале 60-х представляло элиту музыкантов со всего Советского Союза. Когда абитуриенты зубрили сложнейшие программы из нескольких классических произведений, в репертуаре алтайской девчонки был только ноктюрн Глинки «Разлука». По-видимому, от понимания того, что соревноваться  прутиком против гантели бесполезно, на вступительных она эту «Разлуку» не исполняла, а прорыдала пальцами. Четверки получили только двое: полная программа поступающего гения с этюдами Шопена и сверхсложным Бахом и она со своим единственным простеньким ноктюрном. К отметке прилагался вердикт строгой комиссии: «За необыкновенную музыкальность». Так второй выигрышный билет привел Таню Хотиненко на теоретическое отделение.

За четыре года учебы она превратилась в крепкого теоретика со своими взглядами на искусство. Это был заметный переход от провинциальности к профессионализму, которым Татьяна Ивановна будет выделяться среди своих коллег в любом виде деятельности. На III курсе ее пригласят преподавать в Первую музыкальную школу, которая превратится в ее дом на 15 лет.
Обладательница превосходного слуха, она станет великолепным сольфеджистом и педагогом, которого помнят всю жизнь и в которую влюбляются детской непосредственной любовью. Одно качество отличает Т.И.-педагога. Преподавала ли она в школе, музучилище или вузе, но самое сложное могла сделать простым и доступным. Противные септимы, каверзные доминантсептаккорды раскрывали свои парашютики-формулы и плавно водворялись в сознание учащихся, не превращаясь в непреодолимые кошмары. Даже тогда, когда она ушла из школы, многие годы к ней бежали и бегут бывшие ученики, дети учеников, знакомые и знакомые знакомых  с одной просьбой: «Объясните». Именно благодарные ученики будут первыми меценатами в годы становления Славянского центра, оплачивая счета и делая это, чтобы помочь любимой учительнице.

А затем очередная победа, подарок судьбы и выигрышный билет. Директор филармонии Владимир Николаевич Линчевский приглашает ее поработать лектором-музыковедом в детском лектории, вначале как совместителя, а затем как художественного руководителя этого лектория. Восьмидесятые в ее биографии прошли под знаком филармонии. Одноразовые концерты, под руководством Татьяны Ивановной Кузиной, превратились в один из лучших музыкальных лекториев Советского Союза. Абонемент, охватывающий все возрастные категории, лучшие музыканты области, приглашенные в эти концерты, и результат в виде подготовленной публики, которая заполняла павлодарские залы. Яркие музыканты современности отмечали профессионализм, воспитанность и особую атмосферу наших залов. Известная музыковед Т. Виноградова, покоренная нашей публикой изрекла, что Павлодарский слушатель достоин слушателя столичного и в знак признания подарила Т.И свой серебряный перстень. Кузина превратила отстраненные музыковедческие экзерцисы, модные у столичных музыковедов, в простой и доступный разговор о музыке. Ее контакт с залом – это доверительный диалог. То, чем будут отличаться роковые хеппининги, было опробовано в маленьком уютном зале филармонии, где юные слушатели танцевали, говорили, отвечали на вопросы и работали в контакте с музыкантами. В этой ипостаси Т.И. получила звание Лауреата Республиканского конкурса лекторов-музыковедов в 1990г. Также в филармонии она выступала как ведущая концертов. Музыканты с мировыми именами отмечали ее умение расположить к себе, быть коммуникабельной за кулисами и профессионально объявить ход концерта. Она воистину была признана королевой Павлодарской сцены. Вершиной карьеры ведущей стал концерт и общение со Святославом Рихтером.

В начале 90-х годов Татьяна Ивановна Кузина - художественный руководитель филармонии. Повороты ее судьбы часто выносили ее к штурвалу спасать тонущие мероприятия. В начале 90-х только ее авторитет и художественная сноровка помогли существовать филармонии. Разъезжались и уходили музыканты, рушилось государство, и медленно отмирала старая концертная система. С болью она присутствовала при агонии своего детища, но спасти ничего не удалось. Как бы не было трудно, спираль ее жизни закручивалась по восходящей.

Комментарии   

 
0 #3 Rodnik 23.05.2013 20:32
Я думаю,что это не плохой подарок нам, и Вам,Татьяна Ивановна!
 
 
0 #2 Rodnik 23.05.2013 20:30
Не простая жизнь,но она привела Вас к нам!
 
 
0 #1 Rodnik 23.05.2013 20:29
И теперь ВЫ с нами!
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии