Высокая цветаевская нота
Жизнь замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой (младшей сестры величайшего поэта двадцатого века Марины Цветаевой) была связана с Казахстаном.
Она приехала в Павлодар в начале 1957 года, жила здесь постоянно по 1959 год, а после 60-го вплоть до 1974 года часто приезжала в гости, жила в семье сына — Андрея Борисовича Трухачёва по полгода, воспитывая внучек Риту и Олю. Именно здесь она начала писать главный труд своей жизни – книгу «Воспоминания», здесь написано немало рассказов, из Павлодара велась переписка со многими известными поэтами и писателями (Борис Леонидович Пастернак, Павел Григорьевич Антокольский).
4 января 2013 года в Славянском центре Павлодара открылся музей Анастасии Ивановны Цветаевой. За эти три года небольшой цветаевский музей стал, без преувеличения, новым ярким культурным центром города.

Внуки А.И. Цветаевой Ольга Трухачёва (Москва) и Геннадий Зеленин (Павлодар), Ольга Григорьева в павлодарском музее Анастасии Цветаевой.
Сейчас Фонд музея А.И. Цветаевой насчитывает более 2000 единиц хранения и постоянно пополняется. Многочисленны подарки из цветаевских музеев России и от частных лиц. Дарят книги с автографами писательницы павлодарцы-старожилы. Большую помощь оказывает музею своей бабушки Ольга Андреевна Трухачёва. Личные вещи писательницы, переданные в павлодарский музей О.А. Трухачёвой, составят гордость любого музея. Это записная книжка А.И. Цветаевой 1958 года; рукопись сказки «Черепаха»; очки писательницы; посуда; печатная машинка, подаренная А.И. Цветаевой внучке Ольге; деревянный чемодан, с которым А.И. Цветаева прошла сталинские лагеря и сибирскую ссылку; оригиналы фотографий, писем; книги из личной библиотеки писательницы; 20 личных икон Анастасии Ивановны; её любимые пластинки (Шуберт, Паганини, Сен-Санс…).
Музей А.И. Цветаевой – литературный, но музыкальная тема здесь присутствует постоянно. Во-первых, это обусловлено самой биографией писательницы. Как известно, мать Марины и Анастасии Цветаевых Мария Александровна Мейн была замечательной пианисткой. «Мать залила нас музыкой…» — писала Марина Ивановна Цветаева. А её младшая сестра вспоминала: «…Детство наше – пропитано музыкой. В детской (на антресолях) мы засыпали под мамину игру, доносившуюся снизу, из залы, игру блестящую и полную музыкальной страсти. Всю классику мы, выросши, узнавали как «мамино» — «это мама играла…». Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… Под их звуки мы уходили в сон…». Мать мечтала, чтобы дочери стали пианистками, но они выбрали другую стезю…
Одно из мероприятий в музее так и называлось – «Музыка в семье Цветаевых». Мы пригласили на него студентов и преподавателей музыкального колледжа.
Во-вторых, говоря о творчестве Анастасии Цветаевой, тоже никак нельзя обойти вниманием музыкальную тему, ведь многие произведения писательницы посвящены музыкантам, исполнителям, композиторам, музыкальным произведениям. К примеру, в её книге «Неисчерпаемое» (Москва, «Отечество», 1992) опубликованы такие эссе и очерки: «Детские французские песенки», «Певица Зоя Лодий», «Анатолий Доливо-Соботницкий», «Певица Марина Андерсон», «Бедный певец» (об Александре Николаевиче Глинке-Измайлове), «Под «Клеветой» Россини», «Сказка о скрипаче Ягье Эфенди».
Двум очеркам из этой книги посвящались два больших мероприятия в музее. Это «Соловьиная кровь» (о замечательной итальянской певице Аделине Патти) и «Анне Герман». Анастасия Ивановна общалась и переписывалась с Анной Герман и так писала о любимой певице: «Сама душа Лирики звучала и томилась в невыразимой словами прелести её голоса, сама Любовь тянула к нам руки в каждой её песне, само Прощание прощалось с нами в её интонациях, в каждом углублении певческой фразы, сама Природа оплакивала свой расцвет и своё увядание…».
На вечере звучали строки из писем Анны Герман к Анастасии Цветаевой: «Вы, дорогая Анастасия Ивановна, наверное, принадлежите к тем людям, которые навсегда сохранили в себе детскую чистоту души и сердца. Об этом говорит Ваш светлый, спокойный, бесконечно добрый взгляд. Грусти тоже очень много в Ваших глазах, но даже она добра, она прощает… Как мне хотелось бы заварить для Вас хорошего чаю, угостить Вас, и потом в полумраке настольной лампы – спеть Вам мои любимые песни… Но это невозможно – Вы так близко и так далеко!…».(Письмо от 8 января 1975 года).
Многие из цветаевских очерков и эссе о музыке публиковались вначале в журнале «Музыкальная жизнь» (№№ 7-8, 1989 г.; № 3, 1991 г.). Они хранятся в павлодарском музее с автографами автора (А. Цветаева подписывала их подруге Ирине Сергеевне Исаевой, а та передала музею).
Ещё об одном «музыкальном проекте». Тесная дружба связывает музей А.И. Цветаевой с павлодарским клубом авторской песни «Серебряные струны». По инициативе музыканта Гуляры Шамилевны Чистяковой (которая, кстати, в 70-е годы прошлого века была педагогом по музыке Ольги Трухачёвой) 12 павлодарских композиторов и бардов написали песни на стихи Анастасии Цветаевой из её книги «Мой единственный сборник». Уникальное нотное издание «Верую в добро», выпущенное Славянским культурным центром, включает ноты 40 песен!
Ко Дню славянской письменности и культуры музей уже четвертый год проводит традиционную читательскую конференция, посвящённую творчеству Анастасии Ивановны Цветаевой. В этом году речь шла о «самом музыкальном» произведении А. Цветаевой — повести «Московский звонарь». Она посвящена уникальному музыканту Константину Сараджеву (1900-1942). О повести и её герое говорили студенты педагогического и музыкального колледжей, лицея № 8 и гимназии № 9, музыковеды и просто читатели…
Началась конференция с праздничного колокольного звона. Мы посмотрели фрагменты фильма из цикла Льва Николаева «Цивилизация» под названием «Константин Сараджев», в котором автор рассказывает о мастере колокольного звона на основе произведений А.И. Цветаевой.
Была подготовлена выставка из фондов музея А.И. Цветаевой и павлодарского музея грампластинок Н.Г. Шафера. Были представлены здесь не только книги писательницы, но и уникальные пластинки с колокольными звонами из коллекции профессора, музыковеда и литературоведа Наума Григорьевича Шафера.
«Я по специальности музыковед, — начала своё выступление преподаватель Павлодарского музыкального колледжа Евгения Борисовна Бережная. – Меня удивило то, как пишет Цветаева: здесь и эзотерика, и психология, и глубинные познания сути человеческой… Учёные доказали – там, где звучат колокола, происходит очищение пространства, очищение души. На интуитивном уровне люди, видимо, чувствовали это волшебство звона Константина Сараджева и тянулись к нему…».
Друг А.И. Цветаевой, воронежский поэт Валерий Исаянц писал: «Как Константина Сараджева, как Марину Цветаеву, Цветаеву Анастасию обязывает к жизни и творчеству – МУЗЫКА: слов, вдохновения, поступков…».
автор Ольга ГРИГОРЬЕВА,
поэт, журналист, директор музея А.И. Цветаевой.
(25 июля 2016 г., Музыкальный журнал)
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи