Молодежный театр на сцене и в жизни

В зале погас свет... Послышалась народная музыка, на сцену нехотя выползает здоровенький молодец со шваброй... Так начинается новая постановка молодежного театра «Тет-а-тет» - сказка «Царская клюква». Ванька по поручению царя ищет клюкву, а находит любовь (как это случилось, мы написали в прошлой «Молодежке»). На подготовку спектакля ушел месяц с небольшим. Новый состав с новыми силами принимается за свои театральные дела...

Актеры здесь - необычные, вернее, наоборот, это не актеры, а самые обычные люди. Мало кто знает, к примеру, что Царь вне театра - студент и по совместительству - фотохудожник, у Полянки двое детей, а Ванька занимается распространением косметики. И, наконец, художественный руководитель всей честной компании - «в миру» административный директор автошколы. Не говоря уже о том, что мы, авторы того, что вы сейчас читаете, в сказке про клюкву - Марфутка и Нянька, а в жизни пытаемся быть похожими на журналистов и иногда пописываем про себя любимых. Стыдно нам, наверное, должно быть за нескромность. Но нет! Должен же хоть кто-то знать о переживаниях пусть непрофессиональных, но все же актеров. Ведь не все так просто. В то время, как вы наслаждаетесь спектаклем, хлопаете в ладоши и улыбаетесь персонажам, ТАМ, за кулисами, ТА-А-КОЕ творится... Актеры, они ведь (как ни странно) тоже люди, и за тот час-полтора, пока идет спектакль, успеют пережить самые настоящие драмы и потрясения...

Что за кулисами?

Царь (в жизни - Дмитрии Поршнев):
Царь с одной стороны - тиран, а с другой - трус. Няньки боится, дай боже, зато на Ваньке так срывается, что аж стены трясутся, и некоторые в обморок падают. Но персонаж искренний, своенравный - играть его было классно, несмотря на большую подушку вместо живота. Когда я вышел на сцену в первый раз, то думал, что забыл слова, но, когда видишь партнера по сцене, все сразу встает на свои места: текст, мимика, жесты... И еще помогают зрители своими аплодисментами.
Больше всего мне понравилось, как смеялся трехлетний ребенок. Сначала на весь зал слышалось его детское «ха-ха-ха», затем смеялись все остальные...

Марфутка (по паспорту - Надежда Шандура):
Самый любимый эпизод в этой сказке - мой первый выход, когда Марфутка из-за кустов выползает с рогаткой. В нем много энергии, динамики.
Перед сценой испытываешь мандраж, почему-то становится холодно. Хоть и переживаешь за кулисами, все равно стараешься улыбаться, успокаивать других. Но больше всех волновалась Татьяна Александровна, наверное, потому, что она - режиссер. На ней больше ответственности: нужно и играть, и смотреть, как играют другие, замечать ошибки, стараться помочь. А еще у нее болело горло, и она все время боялась потерять голос... На сцене же все получается как будто автоматически - слова берутся из «ниоткуда», сами по себе… И если зритепи хорошо реагируют, значит, не зря играли и не зря волновались...

Марфутка № 2 (официально - Динара Заитова):
За три часа до премьеры я так волновалась, что моего страха хватило бы на всех. Потом началась беготня: костюмы, грим, декорации. Времени для прогона практически нет. Может быть, поэтому уже непосредственно на сцене думаешь о чем угодно, но только не о страхе. Нужно не быть танец, не потерять тапочки, успеть переодеться... Свою речь я не вспоминала - все происходило спонтанно. Думаю, так было со всеми. Ну и, конечно, уже после спектакля - радость... БОЛЬШАЯ!

Леший (в миру - Михаил Черванев):
Премьера от репетиции отличается тем, что можно делать все, что захочешь: на репетиции - не дадут! Самое интересное, что волнения не было. Я был внутренне подготовлен.
Больше всего мне понравилась сцена, где я читаю монолог о том, в какой глуши мы живем, и какие все неблагодарные, гам есть такие слова: «славой и не пахнет даже!» На самом деле это неправда. Слава - ой как пахнет... вкусно, я бы даже сказал.
Сказка, в целом, ничего себе: Царь - дикий, Марфутка - эксцентричная (немножко нервная), Леший-«голодный», Полянка - влюбленная, Ваня - своеобразный «браток», Нянька - старая брюзга, а Злыдня - та вообще «фригидная» (всех попереженила, а сама без мужа осталась). Судя по реакции зрителей, интересно получилось!

Леший № 2 (Константин Шелков):
Эта сказка - красочное шоу о простых чувствах, о любви... В повседневной мирской суете мы об этом не задумываемся, поэтому сказка - все же немножко быль.
Больше всего мне по душе мой центральный эпизод, где я один на один со зрителем. Здесь все зависит только от меня. Я обращаюсь к залу - он отвечает мне, но негласно. Их молчание - согласие, их смех - знак того, что своей цели мы достигли.

Нянька (Светлана Винюкова):
Почему-то никто не вспомнил о мелких неприятностях: например, про носы из папье-маше. Нос у меня был, к счастью, свой, а вот грудь - накладная. Она меня своими воль-ными движениями все время раздражала. А между прочим, все было весело! Ощущался какой-то азарт, нетерпение - интересно было: «Кто же в зале? Понравится ли им? Как долго будут хлопать?».

Полянка (Ольга Порфентьева):
На премьере было такое чувство, как будто я вижу и слышу эту сказку в первый раз. Все ощущаешь по-новому: на все шутки, на каждый эпизод смотришь как бы со стороны. И кажется, что ты вроде бы и на сцене, и в то же время со зрителем наблюдаешь за действием. Поэтому всякий раз, когда смеялся зал, смеялась и я вместе с ним. И вдруг поняла, что это другая сказка, не та, которую все время репетировали, а новая, живая ... и она мне очень понравилась.

Злыдня (для своих - Александра Петрова):
Я считаю, что премьера прошла нормально, хорошо. У всех волнение, но мы же готовились, и поэтому, в принципе, небольшая уверенность в успехе была.
Роль Злыдни мне нравится, хотя она трудная: в ее характере слишком резкие эмоциональные перепады.
Особенно тяжело было довести себя до стадии «психования». Зрители нам очень помогают- радостно слушать, когда они смеются.
Подаренные цветы - неожиданно и приятно.

Что шеф скажет?

Два в одном - режиссер и Злыдня № 2 (Татьяна Александровна Красильникова):
Во время спектакля волнуешься и за себя, и за всех одинаково. Пропускаешь роль каждого актера через себя, улавливаешь каждый звук, жест, эмоции...
Вообще для любого персонажа самое трудное - начало, первый выход. От этого зависит все выступление. Очень важно задать правильное настроение - и дальше все пойдет как надо.
Я считаю, что премьера прошла успешно на 90 %. Хотелось бы больше «игры со светом», так как на сцене от него многое зависит. Учитывая наши возможности, костюмы и декорации были удачными. Все необходимое мы находили сами, кое-что нам предоставил Славянский центр, за что ему огромное спасибо.
Эта сказка, за время существования театра не ставилась из-за нехватки коллектива. Сейчас коллектив большой, сплоченный и дай бог, чтоб таким и оставался. Пожелание всем моим ребятам: больше дисциплины,
творческих удач, новых и новых идей. На будущее мы задумываем серьезные «вещи», что именно, раскрывать не буду.

На посошок

А все-таки приятно знать, что есть у нас «Тет-а-тет», что он живет и развивается. И, наверное, таких театров в нашем городе должно быть много, чтобы творческой молодежи было чем заняться, чтобы у нее оставалась вера в искусство. Сцена очень помогает раскрепоститься, избавиться от комплексов, почувствовать себя сильнее, увереннее. На ней забываешь о студенческой жизни, и кажется, будто ты всегда с самого рождения была и есть Марфутка, Царь, Леший,...

А еще нам повезло, что у нас в Павлодаре есть такой замечательный человек, как В. Крыжный. Без него не было бы ни сказки, ни премьеры, ни этого нашего рассказа... Да еще многих вещей, например, гимна, написанного специально для театра «Тет-а-тет»:
Театр мне подарил любов. И путь в ночи осветил. И вновь Сомнения прочь - выходим мы на сцену!...
Динара Заитова, Светлана Винюкова (Новое время, 3 декабря 2003)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии