Великий, могучий и свободный русский язык

...Наверное, каждому, кто работает в журналистике, это знакомо. Бывают встречи и разговоры, после которых нестерпимо хочется помыть руки и зубы почистить - настолько мучает просто физическое ощущение грязи от услышанного или увиденного. А бывает совсем иначе: поговоришь с человеком, и, уж извините за излишнюю красивость - словно душа расправляется. И от него вдруг слышишь то, что ты раньше мучительно ощущал внутри себя, понимал, но не находились слова, чтобы все это высказать...

Нечто подобное случилось со мной на встрече с учителями - лауреатами Пушкинской премии, что прошла в понедельник в Славянском центре. Встреча эта проходила в рамках празднования Дня языков народов Казахстана.

И, конечно, речь шла о языке - русском. Поскольку премия на конкурсе, который проводится уже в третий раз в Москве, носит имя великого русского Поэта, и участвуют в нем преподаватели русского языка из всех стран СНГ и Балтии. Этот конкурс, организованный три года назад по инициативе журналистов из «Российской газеты» и «Труда», проводится под эгидой правительства Москвы и самого московского мэра Лужкова. Каждый год присуждается пятьдесят Пушкинских премий. И из ста пятидесяти ее лауреатов - трое учителей русского языка из Павлодара. Этим, конечно, можно гордиться не только городу и области, даже республике, но... Кажется, учителей-лауреатов даже из местного «наробраза» никто официально не поздравил.

В прошлом году Пушкинской премии был удостоен Михаил Зиновьевич Шейнин, учитель русского языка и литературы из школы «Стикс», в этом – его коллеги Ольга Кальсина (тоже из «Стикса») и Елена Проскурякова из школы №34.

Первое слово на встрече в Славянском центре было предоставлено Михаилу Зиновьевичу Шейнину. И буквально в начальных фразах его выступления прозвучало главное:
- Русский язык настолько могуч, что он сам за себя постоит... Он никогда не умрет, потому что на нем написаны уникальные тексты. А значение языка определяется именно этим.

Действительно, кто смеет в этом сомневаться - можно ли заставить людей не читать Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, Островского? Но не так все, оказывается, просто сегодня в нашем мире... Непросто и страшно. В далеких селах, аулах, аилах, да и в городах многих постсоветских государств люди страдают от отсутствия книг на русском языке, от невозможности прочесть пушкинские или лермонтовские строки. Их просто не выпускают, не продают. Или они стоят непомерно дорого. И в далекой глубинке, по словам Михаила Зиновьевича, люди месяцами копят деньги, чтобы купить книгу на русском языке...

Ольга Кальсина и Елена Проскурякова тоже рассказывали о своих встречах на московском конкурсе с коллегами из разных стран СНГ. Многие из них добирались до Москвы с великим трудом, преодолевая немыслимые препятствия. Многие каждый день как на бой идут в класс учить детей русскому языку и литературе, пропагандировать русскую культуру. В некоторых республиках сегодня русский учат как иностранный язык...

Это трудно понять, как трудно понять тех, кто всю свою ненависть к бывшему СССР, к советскому строю, к бывшему «старшему брату» обратили на русский язык и русскую культуру. В Казахстане дела пока обстоят не так плохо, как в Таджикистане, странах Балтии.

Но, как сказал М.Ф. Шейнин, Москва собирает учителей русского языка стран СНГ и Балтии, дает понять, что о них помнят, знают, понимают, насколько сложна сегодня их работа, насколько ответственна и важна их миссия.

На московских встречах, - продолжил Михаил Зиновьевич, - говорилось о том, что мы живем во время социо-культурного кризиса. Люди стали плохо говорить, с трудом выражают свои мысли... Они слышат плохую речь, льющуюся с экранов телевизоров. Учителя говорят о том, что дети с детства начинают говорить рекламными слоганами, они затрудняются описать картину, пересказать что-то своими словами... Это потому, что люди почти перестали читать. Сегодня язык нуждается в защитниках и рыцарях, бескорыстных его служителях. Я хотел бы обратиться прежде всего к учителям, чтобы вы, как сказал поэт, «не оставляли старания», передавали свою любовь к языку, своим детям, своим ученикам...

Сам он прочел настоящую оду русскому языку:
- Наверное, стоит задуматься, почему он стал могучим и великим... На мой взгляд, он обладает по меньшей мере двумя уникальными свойствами. Первое - это один из самых богатых и свободных языков. Как бы ни стремились сломать, унизить человека, если он способен овладеть языком, он свободен. Сам язык предоставляет ему эту свободу... Говорят, что настоящий лирический поэт, в какие бы тяжкие времена он ни жил, всегда остается свободным. Так было с Пастернаком, которого задушили, но не убили, с Ахматовой, с Мандельштамом, которого уничтожили физически, но не смогли убить его стихи... Второе - русский язык сумел вобрать в себя самые разнообразные элементы из других языков. У него мощные славянские корни, но в то же время он вобрал в себя слова из греческого, латинского, английского, голландского, тюркских и многих других языков. Поэтому русский язык никогда не умрет. Тот, кто им владеет, открывает себе путь не только к величайшей русской, но и ко всей мировой литературе. Это миф, что русский язык подавляет другие языки. Это неправда! Напротив, он помогает развиваться другим языкам - также, как в пору его становления другие языки помогали ему...

А потом прочитал стихотворение Пушкина, начинающееся словами: «Недорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова...» И закончил свое выступление так:
Вот как звучит свободный, великий русский язык, и подавить его, унизить невозможно.

...Закончилась встреча, разошлись по домам учителя. И я ушла, страшно жалея о том, что мало стала читать, вот и Пушкина забыла когда держала в руках, и любимого Гоголя. И радуясь, что, слава богу, есть в наших школах настоящие бескорыстные и бесстрашные «рыцари», каждый день идущие как на бой в свои классы, чтобы хоть частичку детской души отвоевать, отмыть от той нечистоты, которая все зримее воцаряется вокруг.
"Новое время", 24 сентября 2003

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии