Материалы

История Раисы Стукаловой

Рок судьбы или счастливый случай?

Хочу написать маленькое предисловие. Родилась я на Украине в поселке Щорск Днепропетровской области. Детство было голодное, послевоенное. У мамы нас было трое, я была одна из меньших. В школу пошла почти в 8 лет. Помню, мама проводит в школу до парка через дорогу, а там я всю дорогу иду и пою «Шел отряд по берегу, шел издалека». Пела про нашего земляка, а до школы идти полтора километра. Шло время, и как сейчас, помню, где-то в 5-м классе к нам в Щорск привезли фильм «Солдат Иван Бровкин на целине». Так этот фильм мне понравился! Мы на все сеансы ходили. Я тогда и подумать не могла, что это станет всей моей жизнью.

Закончив 8-й класс, я поступила в строительное училище Днепропетровска. Училась на строителя: не то, что мое призвание, а просто хотелось скорее стать взрослой. Училась три года. Днепропетровск – очень красивый старинный город. В то время молодежь училась в основном на рабочие профессии, чтобы поднимать города и села после войны. Я не знала такого счастливого дня в своей жизни, когда однажды нам на линейке сообщили, что для нашего выпуска будет распределение с выездом в Казахстан. Я первая написала заявление, чтобы осуществить свою детскую мечту. И вот наступил тот день, когда мы собрались на вокзале. Это был незабываемый день. Весь перрон был заполнен отъезжающими и провожающими. Это были дети с ремесленных строительных училищ. Конечно, мы мечтали о том, как мы будем жить в палатках. И вот мы в дороге. Радость и гордость переполняли нас. Мы даже не заметили, как трое суток осталось позади. В окнах мелькали бесконечные степи, те, которые я в пятом классе видела в кино. И вот 26 августа 1961 года мы приехали на вокзал города Павлодара.

Не совру, если скажу, что было разочарование: а где палатки, где степь? А нам в ответ: будем строить красивый город Павлодар, озеленять и выращивать сады. Поселили нас в клуб барачного типа, и мы там расселились кто где. Две недели пролетели быстро, когда нас поселили в общежитие №17, которое называлось поселок Алюминстрой. Нам выделили комнаты на 2-3 человека. Еще пахло краской, но кровати были заправлены, и мы с подружкой Верой обнялись и стали обживать свое новое жилье. А дальше – работа. Помню, работали на Драмтеатре, делали внутренние и наружные работы, и всё было с песней. А вечерами ходили на танцы в клуб Ленинского комсомола. Молодежи было очень много, наш город можно было назвать молодежной стройкой. В клубе проходили конкурсы на лучшего чтеца, певца, танцора. Сколько было отобрано талантливой молодежи! Я тоже попытала счастья и была принята в хор клуба Ленинского комсомола. Руководителем хора была Агния Владимировна Лопатина-Егорова. Потом я стала участвовать и в танцевальном кружке.

Время шло, город пополнялся все новыми и новыми домами. Летом, когда были каникулы в самодеятельных кружках, мы выезжали агитбригадой по селам и на уборочной страде ставили концерты. Это незабываемое время, когда люди, которые ничего не видели, кроме своей работы, встречали нас, как настоящих артистов. Выезды совершали на автомашине, крытой брезентом, мы закидывали сено и весело продвигались в дальние села. Однажды мы приехали в село, а там клуб забит досками: и окна, и двери. Дети маленькие, грязные радостно бежали за машиной. Набежали взрослые, давай отрывать доски с клуба, который давным-давно не открывался, мыть полы, и вечером всё село уселось на пол и тихо слушало, как мы танцевали, пели на разных языках, так как ездили и уйгуры, и татары, и русские, и украинцы. А после представления мы с местными жителями кушали и пили чай.

Мы также выезжали в поле, где люди собирали выращенный урожай пшеницы. Помню, машины не успевали вывозить урожай, мы же, в свою очередь, разобрали борта машины и с нее ставили концерт. Люди уставшие, грязные (одни зубы белые), но очень счастливые, видя нас, а мы – их. Угощали нас кумысом, и наши дружелюбные отношения продолжались вечером, когда мы прямо на улице устроили танцы. Люди, несмотря на усталость, танцевали и веселились. А на утро нас ждали другие села, и так целый месяц мы приносили людям смех и радость, так как репертуар был веселым. Возвращались с благодарственными письмами от руководства тех сел.

На основе самодеятельных коллективов (это хор, танцевальный, духовой оркестр) в 1960-м году была организована народная оперетта. Первым спектаклем была оперетта «Вольный ветер». Это музыкальный молодежный спектакль о студентах, которые решили заработать деньги за свои концерты. Вторым спектаклем был «Поцелуй Чениты». С этой опереттой наш коллектив был приглашен в Алма-Ату. Выступали в театре Ауэзова. Это была интересная поездка, у нас была своя декорация, которую мы везли с собой. Зал театра был переполнен. Никто не мог поверить, что на сцене были не профессионалы, а народная оперетта. Много раз оперетты проходили в нашем клубе Ленинского комсомола. Зал был заполнен, даже стоячих мест не хватало. Такой был интерес у людей к оперетте. Всего было поставлено четыре оперетты («Светлана», «Веселая вдова»), но я в них не участвовала. Вышла замуж в 1965-м году и растила детей.

В 1994 году в проходной Алюминиевого завода я увидела объявление-приглашение в хор Шиллера ГДК. Я очень заинтересовалась и в назначенный день после работы рискнула пойти вспомнить молодость. Каково было мое удивление, когда я там встретила знакомых мне по оперетте участников: Свету Лодочкину, Ходуса и т.д. Я стала участницей этого хора. Через два года хор разделился на две части. Большая часть ушла в Славянский центр, где баянистом был Томилин А.Н., он стоял у истоков организации хора Шиллера. Вспоминали все песни тех лет. Мне очень они нравились, потому что они были о целинной земле, об Иртыше.  Затем Томилин ушел на пенсию, и стали меняться наши руководители. В хоре пел один казак, он решил создать казачий хор, многие ушли  нему. Очень задорный получился хор. Но годы шли, и я решила уйти из хора, так как считала, что казачий хор должен быть моложе. На это время хор Шиллера собрал всех участников-ветеранов, и когда я услышала, как они поют, то пожалела, что не пришла к ним еще в свои 18 лет.

У нас очень интересные репетиции. Часто выступаем в мероприятиях города, люди хорошо принимают наш коллектив. Руководитель наш Гайнутдин Ташимов – очень грамотный, сдержанный, порядочный человек. С недавних пор нам прислали еще одного баяниста, и теперь хор еще краше звучит.

Раиса Григорьевна Стукалова

 

P.S. Отрывок из фильма "Иван Бровкин на целине":

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии