Высокая цветаевская нота

Жизнь замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой (младшей сестры величайшего поэта двадцатого века Марины Цветаевой) была связана с Казахстаном.

 

Она приехала в Павлодар в начале 1957 года, жила здесь постоянно по 1959 год, а после 60-го вплоть до 1974 года  часто приезжала в гости, жила в семье сына — Андрея Борисовича Трухачёва по полгода, воспитывая внучек  Риту и Олю. Именно здесь она начала писать главный труд своей жизни – книгу «Воспоминания», здесь написано немало рассказов, из Павлодара велась переписка со многими известными поэтами и писателями (Борис Леонидович Пастернак, Павел Григорьевич Антокольский).

4 января 2013 года в Славянском центре Павлодара открылся   музей Анастасии Ивановны Цветаевой.  За эти три года небольшой цветаевский  музей стал, без преувеличения, новым ярким культурным центром города.

Ольга Трухачева, Геннадий Зеленин, Ольга Григорьева

Внуки А.И. Цветаевой Ольга Трухачёва (Москва) и Геннадий Зеленин (Павлодар), Ольга Григорьева в павлодарском музее Анастасии Цветаевой.

Сейчас Фонд  музея  А.И. Цветаевой  насчитывает  более 2000 единиц хранения и постоянно пополняется. Многочисленны подарки из цветаевских музеев России  и от частных лиц. Дарят книги с автографами писательницы павлодарцы-старожилы. Большую  помощь оказывает музею своей бабушки Ольга Андреевна Трухачёва. Личные вещи писательницы, переданные в павлодарский музей О.А. Трухачёвой, составят гордость любого  музея. Это записная книжка А.И. Цветаевой 1958 года; рукопись сказки «Черепаха»; очки писательницы; посуда; печатная машинка, подаренная А.И. Цветаевой внучке Ольге; деревянный чемодан, с которым А.И. Цветаева прошла сталинские лагеря и сибирскую ссылку; оригиналы фотографий, писем; книги  из личной библиотеки писательницы; 20 личных икон Анастасии Ивановны; её любимые пластинки (Шуберт, Паганини, Сен-Санс…).

Музей А.И. Цветаевой – литературный, но музыкальная тема  здесь присутствует постоянно. Во-первых, это обусловлено самой биографией писательницы. Как известно, мать Марины и Анастасии Цветаевых Мария Александровна Мейн была замечательной пианисткой. «Мать залила нас музыкой…» — писала Марина Ивановна Цветаева. А её младшая сестра вспоминала: «…Детство наше – пропитано музыкой. В детской (на антресолях) мы засыпали под мамину игру, доносившуюся снизу, из залы, игру блестящую и полную музыкальной страсти. Всю классику мы, выросши, узнавали как «мамино» — «это мама играла…». Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… Под их звуки мы уходили в сон…». Мать мечтала, чтобы дочери стали пианистками, но они выбрали другую стезю…пластинки АЦ

Одно из мероприятий в музее так и называлось – «Музыка в семье Цветаевых». Мы пригласили на него студентов и преподавателей музыкального колледжа.

Во-вторых, говоря о творчестве Анастасии Цветаевой, тоже никак нельзя обойти вниманием музыкальную тему, ведь многие произведения писательницы посвящены музыкантам, исполнителям, композиторам, музыкальным произведениям.  К примеру, в её книге «Неисчерпаемое» (Москва, «Отечество», 1992) опубликованы такие эссе и очерки: «Детские французские песенки», «Певица Зоя Лодий», «Анатолий Доливо-Соботницкий», «Певица Марина Андерсон», «Бедный певец» (об Александре Николаевиче Глинке-Измайлове), «Под «Клеветой» Россини», «Сказка о скрипаче Ягье Эфенди».журналы с автографами АЦ

Двум очеркам из этой книги посвящались два больших мероприятия в музее. Это «Соловьиная кровь» (о замечательной итальянской певице Аделине Патти) и «Анне Герман». Анастасия Ивановна общалась и переписывалась с Анной Герман и так писала о любимой певице: «Сама душа Лирики звучала и томилась в невыразимой словами прелести её голоса, сама Любовь тянула к нам руки в каждой её песне, само Прощание прощалось с нами в её интонациях, в каждом углублении певческой фразы, сама Природа оплакивала свой расцвет и своё увядание…».

На вечере звучали строки  из писем Анны Герман к Анастасии Цветаевой: «Вы, дорогая Анастасия Ивановна, наверное, принадлежите к тем людям, которые навсегда сохранили в себе детскую чистоту души и сердца. Об этом говорит Ваш светлый, спокойный, бесконечно добрый взгляд. Грусти тоже очень много в Ваших глазах, но даже она добра, она прощает… Как мне хотелось бы заварить для Вас хорошего чаю, угостить Вас, и потом в полумраке настольной лампы – спеть Вам мои любимые песни… Но это невозможно – Вы так близко и так далеко!…».(Письмо от 8 января 1975 года).

Многие из цветаевских очерков и эссе  о музыке публиковались вначале в журнале «Музыкальная жизнь» (№№ 7-8, 1989 г.; № 3, 1991 г.). Они  хранятся в павлодарском музее с автографами автора (А. Цветаева подписывала их подруге Ирине Сергеевне Исаевой, а та передала музею).

Обложка 1Ещё об одном  «музыкальном проекте». Тесная дружба связывает музей А.И. Цветаевой с павлодарским клубом авторской песни  «Серебряные струны». По инициативе музыканта Гуляры Шамилевны Чистяковой (которая, кстати, в 70-е годы прошлого века была педагогом по музыке Ольги Трухачёвой)  12 павлодарских композиторов и бардов написали  песни на стихи Анастасии Цветаевой из её книги «Мой единственный сборник».  Уникальное нотное издание «Верую в добро», выпущенное Славянским культурным центром, включает ноты 40 песен!

Ко Дню славянской письменности и культуры музей уже четвертый год проводит  традиционную читательскую конференция, посвящённую творчеству Анастасии Ивановны Цветаевой. В этом году речь шла о «самом музыкальном» произведении  А. Цветаевой  — повести «Московский звонарь».  Она посвящена  уникальному музыканту Константину Сараджеву (1900-1942).  О  повести и её герое  говорили  студенты педагогического и музыкального колледжей, лицея № 8 и гимназии № 9, музыковеды и просто читатели…

Началась конференция с праздничного колокольного звона. Мы посмотрели фрагменты фильма из цикла Льва Николаева «Цивилизация»  под названием «Константин Сараджев», в котором автор рассказывает о  мастере колокольного звона  на основе произведений  А.И. Цветаевой.

 Была подготовлена  выставка из фондов музея А.И. Цветаевой и павлодарского музея грампластинок Н.Г. Шафера. Были представлены здесь не только книги  писательницы, но и уникальные пластинки с колокольными звонами из коллекции профессора, музыковеда и литературоведа Наума Григорьевича Шафера.

«Я по специальности музыковед, — начала своё выступление преподаватель Павлодарского музыкального колледжа Евгения Борисовна Бережная. – Меня удивило то, как пишет Цветаева: здесь и эзотерика, и психология, и глубинные познания сути человеческой… Учёные доказали – там, где звучат колокола, происходит очищение пространства, очищение души. На интуитивном уровне люди, видимо, чувствовали это волшебство звона Константина Сараджева и тянулись к нему…».

Друг А.И. Цветаевой, воронежский поэт Валерий Исаянц писал: «Как Константина Сараджева, как Марину Цветаеву, Цветаеву Анастасию обязывает к жизни и творчеству – МУЗЫКА: слов, вдохновения, поступков…».

автор Ольга ГРИГОРЬЕВА,

поэт, журналист, директор музея А.И. Цветаевой.

(25 июля 2016 г., Музыкальный журнал)

 

Комментарии   

 
+4 #1 Гайдук Наталья 16.08.2016 10:45
Не устаю удивляться, каким необыкновенным человеком была Анастасия Ивановна! Как здорово, что у нас в Павлодаре есть ее музей! Спасибо Вам, Ольга Николаевна, за сохранение доброй памяти о семье Цветаевых! Желаем нашему музею процветания, новых интересных экспонатов, новых творческих проектов, благодарных и чутких посетителей и всего самого-самого доброго!
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии