Ю.Поминов, Регион, устремленный в будущее (часть 03)

Выгодное географическое положение области, обилие полезных ископаемых способствовали созданию здесь мощной индустрии. Вспомним лишь о некоторых вехах в развитии промышленности.

В 1899 году в Павлодаре основаны судоремонтные мастерские.
В 1920-1921 годах в город проведена железная дорога.
В 1930 году в Павлодар прилетел первый самолет.
В январе 1938 года принято решение о создании Павлодарской области.
В 1949 году построен железнодорожный мост через Иртыш.
В 1953 году пришел первый поезд из Акмолинска. Начата эксплуатация железной дороги Павлодар-Акмолинск.
В 1954 году началось освоение целинных земель. В этом же году организовано Павлодарское отделение железной дороги.
С 1955 года начинается бурное развитие промышленности в области.

Начиная с середины пятидесятых годов, немногим более чем за 25 лет,  в области был сформирован мощный территориально-промышленный комплекс, который по праву считался одним из самых динамично развивающихся в бывшем Советском Союзе.

За эти годы в Павлодаре были созданы предприятия стройиндустрии, построены алюминиевый и тракторный заводы, три тепловые энергоцентрали, химический, нефтеперерабатывающий заводы, предприятия местной промышленности, аэропорт, речной и железнодорожный вокзалы, многие объекты соцкультбыта.

В городе Аксу (бывший Ермак) была возведена первая в Казахстане Ермаковская тепловая электростанция, построен крупный завод ферросплавов.

В Экибастузе вступил в строй действующих крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь», Экибастузкие ГРЭС-1 и ГРЭС-2, самый крупный в СССР железнодорожник узел.

В том, что бывшее союзное правительство ускоренными темпами развивало в области крупную промышленность, были свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что аграрный край становился краем индустриальным. Но строили, подчас не думая о последствиях. «Посадив» в области ряд сверхмощных предприятий так называемого союзного значения (металлургия, энергетика, нефтехимия, угледобыча), не подумали о том, как это скажется на экологии региона. А она испытывала и продолжает испытывать запредельные нагрузки - и по части выбросов в атмосферу вредных веществ, и по части загрязнения другими отходами производства.

Экологические проблемы довольно остро стоят в городах области. Но не только в них. Десятилетия на юге Павлодарского Прииртышья гремели смертоносные ядерные взрывы. Значительной своей частью Семипалатинский ядерный полигон располагался на землях Павлодарской области. Жители многих сел Майского, Лебяжинского районов не раз воочию наблюдали, как встает в степи зловещий черный гриб атомного взрыва. Полигон был закрыт Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Казахстан первым в мире отказался от ядерного оружия. Но последствия остаются: болеют люди, отравлена земля, понадобятся многие годы, чтобы залечить нанесенные природе и населению раны.

Бывшие «союзные» предприятия - жертвы гигантомании - первыми испытали на себе последствия развала Советского Союза - разрыв экономических связей, потерю прежних партнеров и рынков сбыта. Многим производствам из-за этого пришлось пережить жесточайший кризис, вплоть до вынужденной остановки.

Подобное происходило и в сельском хозяйстве. Во всех отраслях экономики наблюдался спад производства, бушевала инфляция, снижался уровень жизни людей.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии