Кони для людей и богов. Лошадки глиняные, деревянные, бумажные
Кони у наших предков считались главными животными. На них воевали, ездили в дальние края, возили необходимую в хозяйстве древесину, сено, зерно, а главное — на них пахали. Без коня не было и хлеба, и не случайно крайней степенью нищеты и горя считалось, когда лошадь пала от голода или ее увели захватчики.
Кони были нужны не только людям, но и богам. Солнечный бог Сварог каждый день объезжал небо на колеснице, которую везли белые кони. Их выводила из конюшни сестра Сварога, Утренняя Заря, а заводила обратно вторая сестра, Вечерняя Заря. Грозный Перун, бог грома, тоже проносился по небу в волшебной колеснице, но его кони были черные и крылатые. Бог труда Овсень присматривал за всеми конями в мире. Велес — «скотий бог», как его называли, тоже о них заботился. Когда языческие боги уступили место христианским святым, кони остались. Илья-пророк, сменивший в небесной колеснице Перуна, точно так же летал по небу на крылатых конях, Велес стал святым Власием, вместо Овсеня коней стал охранять святой Фрол, а конь Георгия Победоносца, топчущий змея, красуется вместе с хозяином на московском гербе.
Поэтому не случайны многочисленные кони на крышах домов и вышитых полотенцах, на рубахах и прялках. В каждом крестьянском доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В прежние времена, когда малышу исполнялось три года, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Потом живого коня заменил деревянный — на колесиках, на палочке, на качалке. Это была игрушка для будущего всадника, воина, хозяина. И неважно, в какой семье растет мальчик, в крестьянской или царской — игрушечный конь обязателен. Сохранилось описание коня на колесиках, которого подарили будущему императору российскому Петру I, когда ему исполнился годик. Конь был сделан из дерева и обтянут настоящей жеребячьей кожей, а нагрудник украшали изумруды.
Русские мальчики играли разными конями. Часто это были глиняные коники-свистульки и просто фигурки, со всадниками и без них, кони-тройки, кони-кентавры. Редкий отец, возвращаясь с ярмарки, не привозил сыну такую свистульку. По всей Руси вязали лошадок из соломы. В деревнях средней полосы России соломенных лошадок прикрепляли под коньками крыш в конце зимы — чтоб весна на этих конях скорее ехала, не задерживалась. На Севере делались деревянные кони-салазки,кони-каталки, кони-скамейки и кони-колоды. Кони-колоды вырубались из цельного куска дерева. Тяжелые, они не ломались и передавались из поколения в поколение. В противоположность им кони-минутки из щепочек были маленькими и хрупкими. А в XIX веке по России «поскакали» бумажные кони. Нет, не вырезанные из бумаги, а из папье-маше. Говорят, что немецкий игрушечных дел мастер
Фридрих Мюллер узнал, как делать папье-маше, у какого-то французского солдата. Русским игрушечникам этот материал пришелся по вкусу. Они работали так: делали глиняную или гипсовую форму, потом слоями наклеивали клочки порванной бумаги (оторванный край ложился мягко и незаметно). Первые слои «наклеивались» водой, последующие — крахмальным клейстером. Потом форма снималась, половинки игрушки склеивались, готовую игрушку сушили и раскрашивали. Таких «бумажных» лошадок делали в знаменитом Сергиевом Посаде. Давно нет в нашем хозяйстве лошадей, давно мы не возим на них грузы, не пашем землю, не сражаемся с врагом. Но игрушечные кони еще с нами — добрые, красивые, волшебные.
(Из книги С. Лавровой, "Русские игрушки, игры, забавы", 2007)