Золотая хохлома. Хохломская роспись

Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...

Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».

И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.
Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи.
Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

(Из книги А. Клиентова, "Народные промыслы", 2006)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии