Лесные братья

Каждое воскресенье в пойме Усолки собираются хоббиты, тролли, эльфы, а также примкнувшие к ним шаманы, викинги и римские легионеры. Тихая и идиллически красивая лесная поляна становится полем вселенской битвы добра со злом.

ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО

Современные барышни, считающие, что рыцари нынче перевелись, просто слишком долго спят по выходным. А вот если бы ранним воскресным утром им довелось оказаться в районе остановки Жаяу-Мусы, то они увидели бы не одного, а сразу несколько десятков благородных рыцарей.

Правда, непосвященный человек с первого взгляда может и не распознать грозных воинов и бесстрашных амазонок в долговязых парнях и смешливых девчонках, одетых вместо доспехов в обычные спортивные курточки. Но есть одна особая примета, по которой мы и узнали гостей из прошлого: у каждого из них за плечами имеется некий зачехленный предмет, напоминающий по форме средневековый меч.

Исчезают неоготические рыцари так же внезапно, как и появляются: не успели мы и глазом моргнуть, как толпа радостно галдевших подростков трансформировалась в организованный отряд, который моментально скрылся за домами, оставив за собой лишь облачко пыли. Пока наш фотокорр, не привыкший к такому молодецкому маршу, скачками догонял уходящую «натуру», я пытала расспросами Агнеста (в миру - 24-летнего рабочего Артема Ашанина) - предводителя этой странной общины:

- Кто такие эти загадочные молодые люди? Что у них в заплечных сумках? И куда мы сейчас направляемся?

- Направляемся мы во-он в тот лесок. Там у нас есть «своя» поляна, где происходят наши рыцарские турниры и битвы с неприятельской армией. В чехлах у нас, как вы уже догадались, мечи. Правда, не боевые, а деревянные. Своему отряду мы дали название «Дружина». Его костяк составляют «толкиенисты», но есть здесь и люди, которые просто увлекаются средневековой историей.

Небольшое пояснение. «Толкиенисты» - это поклонники английского писателя Дж. Толкиена, написавшего знаменитую трилогию «Властелин колец». Многих читателей на всем пространстве СНГ эта книга впечатлила настолько, что они решили перенести ее события со страниц романа в реальную жизнь. Офисные менеджеры и клерки Иваны Иванычи и Семены Петровичи, ведущие с девяти до шести скучную конторскую жизнь, после работы преображаются в Арагорнов, Гэндальфов и Леголасов - героев трилогии. Надев латы и шлемы, вооружившись мечами, новоявленные рыцари отправляются в «Среднеземье» - или, по-нашему, в близлежащую рощу, где вступают в схватку с троллями, орками и прочей нечистью.

Люди прозаического склада называют подобные действа «ролевыми играми» - иногда основанньми на событиях, описанных в книге, иногда - разыгранными по собственному сценарию. Но для самих «толкиенистов» это гораздо больше, чем игра - по сути, это их вторая жизнь. И некоторые настолько вживаются в свои роли и сливаются со сказочной реальностью, что посторонние, глядя на них, крутят пальцем у виска и называют «толкиенутыми».

Над нами тоже, бывает, посмеиваются, - говорит Агнест-Артем. - А некоторые родители, наоборот, начинают беспокоиться - уж не секта ли это. Тех, кого одолевают такие опасения, мы приглашаем на наши игры, и они сразу же успокаиваются, видя, что ничего плохого здесь не происходит. Наоборот, ребята становятся более закаленными и здоровыми. Бывшие «мамины» сыночки, которые раньше даже одну остановку старались проехать на автобусе, теперь легко со-вершают многокилометровый марш-бросок. Они учатся ориентироваться на мест-ности, приобретают самые необходимые навыки выживания на природе. Ребята становятся взрослее и самостоятельнее - у каждого из них есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Командиры «десяток» и «пятерок» учатся руководить людьми и одновременно нести за них ответственность. Ребята постигают азы военной стратегии - чтобы выиграть битву, мало только физической силы, здесь нужна и смекалка.

ГОТИЧЕСКИИ «ЭКШН»
Артем, главный павлодарский рыцарь, заразился «толкиенизмом» в Алматы, где проходил службу в армии. Познакомившись с тамошними фанатами "Властелина колец", Артем загорелся идеей организовать неоготический театр в стиле «экшн» и у себя на родине. В Павлодаре Агнест-Артем быстро «оброс» соратниками: за два года существования «Дружины» в нее вступили более пятидесяти толкиенистов.

И это лишь небольшая часть тех, кто хотел бы вступить в наш клуб, - говорит Артем. - Однако у нас очень жесткий отбор. Мы принимаем в свои ряды только тех, за кого могут поручиться наши «ветераны». Поручитель знает, что ему придется нести полную ответственность за новичка, поэтому он не приведет к нам ненадежного человека.

Каждый новоприбывший сам придумывает себе «партийное» имя. Самой большой популярностью, естественно, пользуются имена персонажей «Властелина колец». Правда, с Фродо нам познакомиться не удалось - как пояснили его соратники, хранитель кольца уехал на выходные к себе домой (должно быть, в Хоббитон). Зато мне повезло перекинуться парой слов с самим Арагорном (в миру - лицеистом Костей):

- Наверное, во время игры ты невольно пытаешься подражать Вигго Мортенсену, сыгравшему Арагорна в фильме «Властелин колец»?

- Совершенно не стараюсь ему подражать. Кстати, этот фильм понравился мне гораздо меньше, чем книга.

- По будним дням ты - Костя, по выходным - Арагорн. Раздвоением личности не стрдаешь?

- Пока нет. Хотя Костя и Арагорн - это совершенно разные люди. Костя бывает скрытным, замкнутым, необщительным. А здесь, среди друзей, он совершенно преображается и становится Арагорном - таким, как в книге Толкиена, - улыбаясь, характеризует себя Костя.

За разговорами мы и не заметили, как добрались до той самой поляны, на которой не раз сходились в смертельной схватке силы добра и зла. И сама поляна, и окружающий ее лес девственно чисты - ни окурков, ни бутылок, ни другого привычного городского мусора.

- Первое, что мы делаем, когда оказываемся на природе, - наводим чистоту и порядок, - поясняет Артем. - Мы убираем весь мусор, оставленный туристами в радиусе нескольких сотен метров. Причем этот принцип действует не только здесь, на нашем привычном месте, но и в любой местности, где мы оказываемся. За два прошедших года мы убрали, наверное, тонны мусора - и за Иртышом, и на берегу Усолки.

Пока мы беседуем с главнокомандующим, его спутники облачаются в средневековые плащи и доспехи, становясь похожими на лесных братьев из Шервуда.

- У нас нет возможности выковать себе настоящие мечи – это слишком дорого, да и проблемы с полицией могут быть, - говорит Артем. - Настоящие кольчуги и латы, мы, к сожалению, тоже не можем себе позволить - нет денег на их изготовление. Именно из-за отсутствия защитных доспехов мы не можем принять участие в республиканском состязании толкиенистов. Хотя шансы на победу у нас есть - фехтуют наши ребята очень прилично.

Но даже в самодельных латах и с деревянными мечами современные рыцари выглядят весьма живописно. Плечом к плечу с хоббитами и эльфами сражаются скандинавские викинги, русские богатыри и даже римские легионеры - персонажи, которые к «Властелину колец» не имеют никакого отношения. Игра давно уже выплеснулась за пределы узкого круга почитателей Толкиена и захватила всех, кто увлекается Средневековьем.

Свод законов, по которым живут Дружинники, - это переработанный «Кодекс чести самурая». Мы немало позаимствовали у самураев. Правда, некоторые пункты «Кодекса чести» - например, касающиеся харакири, - мы исключили за нена-добностью, - улыбается Артем.

БРАТСТВО ДЕРЕВЯННЫХ МЕЧЕЙ

«Дружина», руководимая Агнестом-Артемом, олицетворяет собой армию Добра. Их антиподы, «Варги», играют на стороне «черных» - то есть сил Зла.

Каждый выбирает сам, в каком войске он будет сражаться, - говорит Артем. - И нужно сказать, что на сторону Добра встают далеко не все. В этой игре раскрывается внутренняя суть человека, и иногда только здесь и становится понятно, что скрывается за внешней оболочкой самого обычного, ничем не примечательного человека. Среди рыцарей-толкиенистов немало девушек. Парни отзываются о своих боевых подругах с большим уважением. Амазонки сражаются не хуже, а порой и лучше многих представителей сильного пола. Кроме того, именно девушки, будучи натурами творческими, пишут сценарии предстоящих игр. Впрочем, этих сценариев участники представлений придерживаются далеко не всегда. Игра непредсказуема, и вовсе не факт, что в финале Добро восторжествует, а Зло будет повержено.

Грандиозные игры «дружинников» иногда длятся два дня. Апофеозом представления, конечно, является вселенская битва народов. Но иногда ребята устают от сражений и продумывают себе развлечения.

Однажды нам захотелось отдохнуть от битв и устроить что-нибудь забавное, - вспоминает Артем. - Кто-то сказал: «А давайте изобразим поклонение богам!» - «Давайте!» - «И кто у нас будет богом?» - «Может, Цой?» Устроили пафосную церемонию посвящения: одна девушка поила всех «новообращенных» лавровым отваром, другая «благословляла» нас чупа-чупсом. А в это время неподалеку проезжали двое лыжников. Увидев наш «отряд», они испугались и дали задний ход, наверное,, и по сей день думают, что наткнулись на какую-то секту.

Увы, самой игры в этот раз нам увидеть не удалось - ее проводят лишь раз в месяц. В утешение нам рыцари деревянных мечей устроили показательный турнир. Кроме того, предводитель «Дружины» оказал мне большую честь, самолично преподав урок фехтовального искусства.

Ну вот, какие-то результаты уже есть, - удовлетворенно кивнул мой учитель после десятиминутного «спарринга». - Если захотите научиться чему-то еще - приходите. Где нас найти, вы теперь знаете.

Мы выбрались из умиротворенного осеннего леса в шумный, грязный и суетный город. По дороге домой я поймала себя на том, что мысленно перебираю имена женских персонажей из «Властелина колец»: «Арвен вроде, звучит неплохо. А может, лучше Галадриэль?» Кажется, я уже знаю, куда отправлюсь ранним утром в следующее воскресенье.
Татьяна Гуторова (Городская неделя, 12 ноября 2003)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии