Доклад (Барнаул, 2005)

Выступление Председателя правления Славянского культурного центра г. Павлодар (Казахстан), Члена Правления Международного Совета Российских соотечественников, Кавалера Ордена Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги Кузиной Татьяны Ивановны.

Ваше Преосвященство Преосвященнейший владыка Максим, уважаемый президиум, коллеги, братья и сестры. Позвольте выразить слова благодарности за возможность выступить в очередной раз на столь авторитетном форуме. Поделиться мыслями и том, как мы, живущие в северном Казахстане, образовали свое объединение, в котором главным девизом является высказывание: «То, чем дорожили наши предки – преумножаем и храним». Что является источником духовности общественного объединения «Славянский культурный центр»? Каковы пути православия и консолидации народов России и Казахстана. Как дорожим символом дружбы, завещанным первоучителями Кириллом и Мефодием. Ведь после знакомства с Международной конвенцией об охране нематериальных ценностей, благодаря личным контактам с профессорско-преподавательским составом Академии культуры и искусств, с Анатолием Степановичем и Ольгой Николаевной, мы осознали себя своеобразным музеем, в котором есть задача сохранения нематериальных ценностей и научной работы.

Понимание смысла истории своего народа происходит от его религиозно-философского мировоззрения, а точнее - от его веры. Имея историческую Родину - Великую Россию, изучая ее путь развития, мы - сегодняшние русские, проживающие в ближнем зарубежье, заглядываем в историю, пытаясь найти ответ на наши вопросы. На вопросы сегодняшнего дня. Мы все чаще и чаще обращаемся к исторической науке за разъяснениями, понимая, что историческая наука - это совокупность исторических проблем, совокупность исторических взглядов, гипотез, концепций, теорий. Одним словом - это наука, раскрывающая смысл исторического развития, а значит, наука о том, как устроить жизнь настоящую и будущую через знание прошлого. И в этом сегодня наша задача. Наше духовное наследие, важность его сохранения и преумножения, что является главной темой сегодняшнего нашего разговора – одна из важных задач современности, от решения которой зависит будущее многих поколений. Что происходит сегодня с нами? Почему мы не справляемся с некоторыми задачами, поставленными жизнью перед нами? В чем все - таки, наша сила, сила славянского, русского народов? На эти вопросы мы ищем ответы каждый день в деятельности общественного объединения «Славянский культурный центр», в основе которой лежит ЧЕЛОВЕК.

Человек - это существо не только экономическое или социальное, а еще и духовное. Человек всегда живет во имя чего-то, всегда добивается какой-то цели и в этом видит смысл жизни. И всякий народ тоже живет ради какой-то цели и во имя какого-то смысла. Откуда же этот смысл? Ответ может быть только один - смысл бытия даруется Свыше, ибо он вложен в человеческую историю.

Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И эта особенность определяется несколькими основными факторами.
Во-первых, геополитический фактор. Россия находиться на границах двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных и восточных соседей.

Это влияние сказывалось, прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями.
Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток - как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная.

Во-вторых, этнополитический фактор. Русский народ в современном виде формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
И вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских, этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. Вероятно, это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов. Время доказало: русские - исторически очень активны и результативны.

В-третьих, религиозный фактор. Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с Х века сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа.

Православие активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Больше того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал Великое Русское государство. Русская история многие века основывалась, и до сих пор продолжает основываться на православии и, без православного понимания, без православного отношения к самой жизни мы никогда в полной мере не поймем и жизнь наших предков, никогда не осознаем, во имя чего они жили, трудились, умирали.

Поэтому представляется, что важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечественной наукой, - разработка православного понимания истории, а перед нами, членами Славянского центра - донести это до сегодняшнего человека, ведь православие обеспечивает человеку мощнейшую нравственную основу, что сегодня так необходимо для понимания происходящих событий.

Огромную роль в крещении славян сыграли братья из греческого города Фессалоники (Солуни) Кирилл Философ, носивший до принятия монашеской схимы имя Константин, и Мефодий.
Кирилл создал первую славянскую азбуку, с помощью которой братья сделали первые переводы на славянский язык много богослужебных книг. Но заслуга солунских братьев еще более велика.

Дело в том, что в Великой Моравии Кирилл и Мефодий застали довольно-таки пеструю картину, ибо здесь одновременно существовали разные христианские общины - и католические, и православные, и ирландско-британские, и арианские.
Учитывая эту ситуацию, и особенности славянского мировосприятия, Кирилл и Мефодий разработали христианское учение, позднее названное кирилло-мефодиевской традицией. Главной целью братьев Константина и Мефодия было распространение христианского учения среди славян. Братья понимали, что распространение его немыслимо без письменности, нужны книги, написанные на славянском ЯЗЫКЕ. Только лишь одна христианская проповедь, слово, не подкрепленное письмом, недолговечны. Народы сначала должны были обрести свою письменность, а потом можно было нести им христианское учение. С помощью азбуки можно было сочетать обучение славянских народов чтению и письму с проповедью христианского вероучения. И появилась азбука, а название каждой буквы имело смысловое значение.

В своем учении они стремились примирить между собой различные христианские общины как организационно, так и на уровне вероисповедания и принципов богослужения.
Именно идеи единства церквей, равенства всех народов и веротерпимости были главными в кирилло-мефодиевской традиции.
ХХ век - это самое страшное столетие в истории России. Это в первую очередь время разрушения традиционной России, ибо удары были нанесены по коренным, вековым устоям русского народа - Православию. В итоге все, чем столетиями держалась, на чем от века основывалась российская цивилизация, оказалось разрушенным и уничтоженным… Именно в ХХ столетии произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа, вернее не изменение, а подмена смысловых и ценностных ориентиров. Наступило время в котором не было главного - духовной составляющей.


И вот уже ХХI век, Россия стоит перед выбором, а мы живущие за пределами исторической родины, сегодня вспоминаем и передаем молодежи, что раньше у нас был становой хребет - крестьянство, хранившее и передававшее из поколения в поколение многовековые национальные традиции, - в быту, в привычках, в языке, в обрядах и, главное в Вере. За последние годы все это было уничтожено. Сегодня пласт хранителей традиций слишком тонок, и об этом сегодня уже говорили коллеги. Потому и тревожно. И вновь русский человек ищет духовную опору и старается возродить вековые истины, вновь обрести Веру, вновь искать Высший смысл бытия. И в этом ракурсе особенно остро понимаешь важность сегодняшнего международного форума, посвященного актуальным вопросам культурного наследия.

Сегодня мир не представляет собой единой цивилизации, наоборот, мир - это совокупность различных культурно-исторических типов. Главная задача сегодняшнего исторического пласта - необходимость сохранения разнообразия мира, «как цветущей сложности». И как в те далекие времена Кирилла и Мефодия идея равенства всех народов и веротерпимость стали главными составляющими нашего, сегодняшнего бытия.

Сегодня нам всем очень важно поменять оценочную шкалу - вернуться к Великим истинам православия. Именно вернуть и вдохнуть новую жизнь в систему традиционных православных русско-славянских ценностей.
Главное - не упустить время. Чтоб не было стыдно, что ты остался в стороне, не помог. Не поддержал. Ведь выстраивая, по крупицам, по бревнышку собирая наш общий русский духовный дом, мы выстраиваем и собственные души.

Во времена полной разрухи, у нас живущих, на земле Казахстана, появилась потребность удержать для себя, показать молодежи то, чем так была сильна Россия, русский человек. Будучи народом православным, русский народ проповедует идею всеобщего, соборного спасения как цель исторического развития человечества. Национальное спасение русского народа - коллективистское, общинное, восходящее к традициям русской крестьянской общины.

Стали появляться национально-культурные центры, и появление общественного объединения Славянский культурный центр было не случайным. Сегодня Славянский центр входит в Ассамблею народов Казахстана, десятилетие которой мы торжественно отметили уникальным изданием книгой «Живем в семье единой».
Школа православного просвещения стала началом возрождения большого духовного дома «Славянский культурный центр» русских, проживающих в Павлодаре и павлодарской области.

Понимая значение для православного человека строительства Храма, члены Славянского центра внесли достойную лепту в строительство Благовещенского кафедрального собора, приняли активное участие в благоустройстве святыни.
Все программы Славянского центра проходит с благословения Благочинного церквей I округа Павлодарской области игумена Иосифа. Много благотворительных акций для жителей города и области проводим совместно на территории Храма. Третий год совершаем паломничество к святыням города Караганды, в котором принимают участие непременно лидеры молодежных объединений. Все мероприятия освещаются в областной газете Благовещенского собора «Благовещение».
Сегодня множество программ по укреплению духовной основы жизни православных Славянского центра не мыслимы без поддержки Благовещенского кафедрального Собора, и его настоятеля игумена Иосиф. Личное его участие в праздниках: Рождества христова, Святой пасхи и множества других и не только православных праздниках дают веру прихожанам, что крепнет наш общий дом на благодатной земле Казахстана.
В плане совместной работы с Благовещенским собором планируем осуществить паломничество к святыням Алтая.

Сегодня Славянский культурный центр г. Павлодара и его пять областных филиалов - это 27 различных объединений, что составляет более пяти тысяч человек. Огромную лепту в укрепление духовной жизни и пропаганде духовных ценностей вносят творческие коллективы: фольклорные ансамбли «Славянки» и народный «Соседушки», хор «Русской и казачьей песни» и хор ветеранов «Рябинушка» и другие. Основная задача Центра - сохранение, пропаганда и развитие русской культуры и языка, народных традиций и обычаев, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к другим национальным культурам и вероисповеданиям.
Нашей деятельностью мы привлекли внимание к себе местных властей, добились взаимного признания.

Несмотря на огромный возрастной диапазон членов Центра - от 4-до 85 лет, главную ставку в своей деятельности мы делаем на молодежь. Понимая ответственность перед молодым поколением, наша задача дать им основу христианского миропонимания, а это значит - проповедовать идею всеобщего соборного спасения. Пожалуй, этим можно объяснить включение в наши программы студентов музыкального колледжа, музыкального факультета педагогического института и учеников музыкальных школ. Сегодня мощное молодежное крыло Славянского центра насчитывает 12 творческих и спортивных коллективов, куда входит молодежь разных национальностей: клуб гиревого спорта «Витязи», клуб изучения воинской славы «Дружина», клуб спортивного туризма «Святослав», танцевальный коллектив «Раздолье», клуб современного танца «Брейк данс», молодежные театральные объединения - «Павлодарский городок» и «Тет-а-тет».

Все молодежные объединения готовятся чествовать наших ветеранов, разработаны интересные концертные программы, круглые столы. Готовится книга памяти «Живые страницы Великой Отечественной».
Совместными культурными программами и спортивными достижениями они демонстрируют силу учения первоучителей наших Кирилла и Мефодия - идею равенства всех народов и веротерпимость. Многие из коллективов имеют лауреатские звания, Почетные дипломы, грамоты не только Республики Казахстан, но и России.

Сегодня деятельностью членов славянского центра накоплен большой опыт работы с молодежью. В состав молодежных объединений Центра входят дети разных национальностей, что еще убедительней подтверждает притягательную силу русской культуры. Мы сегодня готовы делиться своими наработками, яркими идеями, осуществлять совместные проекты. Пожалуй, этим было продиктовано решение Правления Славянского культурного центра в 2004 г. войти в Международный Совет Российских Соотечественников, членом Правления которого была избранная и я. Мы возлагаем большие надежды на работу Международного Совета, на его поддержку в сфере развития культурных, образовательных и других программ, расширения связей, обмена опытом, укреплением нашего духовного дома. А сегодня мы рады завязать творческие связи по сохранению православной культуры с вами (грустно звучит фраза «ближнее зарубежье»!), с теми, кто заинтересован в сохранении и пропаганде культуры русских в ближнем зарубежье – православии и казахской культуры в общем контексте нематериальных ценностей.

Весь период своей многотрудной и счастливой жизни Славянский центр является надежным оплотом для различного рода общения и творческой работы. Ведь во все времена «Ноевым ковчегом» для человечества были культура и религия. Для них не существует временных границ. Происходит консолидация людей вокруг церкви и, конечно же - людей разных национальностей вокруг Славянского центра. Есть проблемы, мы их стараемся решить. Проводим научные экспедиции, накопили множество ценных материалов, издана пака одна книга, большая видео и фоно теки, проводим выставки работ молодых мастеров прикладного искусства и молодых художников. Часть материала передана в областной архив. Мы учим нашу молодежь бережно относиться к традициям своих предков и все лучшее и доброе впитывать и прапогандировать.

Хорошим уроком служит для нас история России, она помогает нам собирать наш славянский духовный дом. И мы сегодня, живущие на севере Казахстана, демонстрируем силу духа славянского человека, укрепляя дружбу между народами, в нашем славном городе Павлодаре. Ведь исторически мы всегда были вместе.

Мы верим в вечную дружбу русского и казахского народов, цементирующую основу которой составляет ЧЕЛОВЕК.
В русском понимании человек - это Божее создание, а значит, он несет огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир.
Мы помним об этом и пишем свою страницу нашей современной истории XXI века – русские в Казахстане.
И каждый раз мы повторяем:
Русь Святая, храни веру Православную!

Спасибо!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии