Ю.Поминов, Регион, устремленный в будущее (часть 02)

Достоверно установлено: человек на территории, занимаемой нынешней областью, появился еще и в эпоху палеолита (древнекаменного века). Подтверждение тому – находки каменных орудий, кремниевых наконечников стрел и копий. Эти экспонаты, а также многочисленные свидетельства других древних эпох собраны в областном историко-краеведческом музее. Часть этого наследства принадлежала сакским племенам – одним из предков нынешних казахов. Находки, характеризующие их кочевой быт, датируются ХII-ХIII веками.

Останки древнего человека обнаружены в песках правого берега Иртыша, около райцентра Лебяжье (ныне Акку). Возраст «Прииртышского человека» - редчайшей находки на территории СНГ – оценивается в 30 тысяч лет. В разных уголках области обнаруживаются все новые и новые захоронения более поздних эпох.

Несколько лет назад в районе села Лебяжье, у подножья берега Иртыша, археологи обнаружили галечные орудия древнего человека вместе с костями животных, вымерших более полутора миллиона лет назад. Помимо всего прочего, эти находки – свидетельство в пользу гипотезы о Центрально-Азиатском происхождении человечества.

Павлодарское Прииртышье – земля древней цивилизации Евразии, где возникла колыбель тюркских народов – Тюркский каганат. Учеными установлено, что на рубеже эпохи бронзы и раннего железа существовал развитой центр Тасмолинской археологической культуры, локализовавшийся вокруг Баянаульского горно-лесного массива по долинам рек Оленты, Шидерты и левобережью Иртыша.

В среднем течении Иртыша в IХ-ХI веках располагалась столица Кимакского каганата город Кимакия. Кимаки имели 16 городов, значительная часть которых располагалась на караванных трассах Великого Шелкового пути.

В ХI-ХIII в.в. территория Павлодарской области стала частью могущественного Кыпчакского государства – «Дешти-Кыпчак». В то время и позднее здесь традиционно кочевали кыпчаки, найманы и кереиты. В период образования и развития Казахского ханства Павлодарское Прииртышье стало местом расселения казахских племен Среднего жуза: аргынов, найманов, кыпчаков, кереев и уаков.

Первые русские проникли на территорию Прииртышья в ХVI веке – они приходили к Ямыш-озеру за солью. В ХVIII веке по приказу российского царя Петра Первого строятся казачьи крепости на Иртыше – Ямышевская, Железинская и другие, а между ними поселения – форпосты. В том числе Коряковский форпост, с которого в 1720 году начинается история города Павлодара. Неподалеку от форпоста было два соленых озера, о которых в одной из книг того времени сказано: «Вода в озере столь прозрачна, что до дна видать можно, а соль эта зело чиста, аки лед яснец, солка вельми и сладка».

Первым русским населенным пунктом на территории области считается Ямышево, которое было основано в 1715 году, как крепость. Его первыми жителями были служивые казаки.
*   *   *
В 1731 году произошло присоединение Казахстана к России. У многих ученых и деловых людей возникает интерес к неизведанным землям. Активно развивается торговля, налаживается быстрый и выгодный обмен товарами со степняками.

Долгое время основной «промышленной» отраслью в этом краю оставалась соледобыча. Работали на ней главным образом местные казахи, труд этот был неимоверно тяжелым. Потом возникли производства, связанные с переработкой животноводческого сырья. Полукустарные цеха варили мыло и пиво, топили сало. Много было ветряных мельниц. В конце ХIХ века в Экибастузе было организовано Воскресенское горнопромышленное общество, которое занялось добычей каменного угля. Работали здесь казахи, русские, пленные, каторжники. Образ жизни, быт, условия труда степняков того времени запечатлел павлодарский фотограф и краевед Д.П. Багаев.

Казахское население издревле кочевало со своим скотом по здешним привольным просторам. Две волны крестьян-переселенцев из России и Украины (в конце Х1Х века и начале минувшего) принесли сюда навыки земледелия: переселенцы пахали землю, растили хлеб, овощи, разводили сады.

Так здесь, на стыке Казахстана с Россией, происходило соприкосновение двух народов. В истории их взаимоотношений случалось всякое – и хорошее, и плохое. В значительной мере благодаря России казахский народ сохранил себя как этнос в жестокой борьбе с воинственными джунгарами. Была и колонизация – притеснение казахов царской администрацией. Но было и главное – мирное соседство простых людей, товарный обмен, взаимовыручка, взаимовлияние культур и обычаев.

В годы советской власти судьбы двух народов переплелись еще теснее в великой социальной трагедии насильственной коллективизации и политики принудительного «ускоренного оседания коренного населения» (перевода казахов с кочевого на оседлый образ жизни). Печальные результаты обоих великих экспериментов хорошо известны, они привели к гибели сотен тысяч людей.

В годы второй мировой войны, помимо собственной воли, пополнили население этого края немцы, чеченцы, ингуши, представители других репрессированных народов.

Во времена освоения целины связали свои судьбы с Павлодарским Прииртышьем многие выходцы из России, Украины, Белоруссии, других республик.

В настоящее время в области проживает более 760 тысяч человек.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии