Музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре

 

27 сентября 2014 года исполнилось 120 лет со дня рождения замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой. А в  год, предшествующий юбилейному, 4 января 2013 года в городе  Павлодаре,  в Славянском культурном центре открылся первый в мире музей  Анастасии Цветаевой. Почему именно в Павлодаре?

Потому что с этим северо-казахстанским городом были связаны многие годы её жизни. Сюда она приехала в семью сына в 1957 году, жила постоянно пять лет, но и потом, после реабилитации, проводила в этом городе по полгода, воспитывая внучек.  В Павлодар А.И. Цветаева регулярно приезжала  до 1974 года, и здесь в настоящее время живёт её внук Геннадий Васильевич Зеленин. Здесь она начала писать книгу «Воспоминания», принёсшую ей широкую известность в среде интеллигенции. Живы многие павлодарцы, знавшие писательницу. Однако долгие годы имя А.И. Цветаевой в Павлодаре замалчивалось. Интерес горожан к жизни и творчеству Анастасии Цветаевой, само имя писательницы вернула поэт, литературовед, журналист Ольга Николаевна Григорьева. Её стараниями и на основе личной коллекции Ольги  и был открыт в Павлодаре музей Анастасии Цветаевой.

 

 

 

Биографическая справка: Ольга Николаевна Григорьева родилась в г. Новосибирске. Окончила факультет журналистики Государственного университета им. С.М. Кирова (Алма-Ата). Автор 16 поэтических книг, 10 книжек для детей, трех книг очерков. Стихи и очерки О. Григорьевой печатались в журналах «Знамя», «Наш современник», «Дом Ростовых», «Юность», «Братина», «Студенческий меридиан», «Миша» (Москва), «Складчина», «Омская муза», «Омск театральный» (Омск), «День и ночь» (Красноярск), «Сибирячок» (Иркутск), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Под часами» (Смоленск), «Нива» (Астана), «Простор», «Литературная Алма-Ата» (Алма-Ата), «Аргамак» (Казань»), «Дальний Восток» (Хабаровск), «Сихотэ-Алинь» (Владивосток),   альманахах «Южная звезда» и «Ковчег» (Ростов-на-Дону), в сборнике материалов Международного Конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, Фонд Достоевского, 2004), других научных сборниках.

 

Лауреат Международной литературной премии им. Марины Цветаевой (2008), республиканской премии им. Павла Васильева (2010). Член Союза российских писателей и Союза журналистов Казахстана.  В 2014 году за популяризацию русского языка и культуры награждена нагрудным знаком Министерства иностранных дел Российской Федерации «За взаимодействие».Член правления Славянского центра Павлодара.

 

 

 

- Ольга, что лично Вас связывает с именем Анастасии Цветаевой?

 

– Конечно, «знакомство» с Анастасией Ивановной произошло через её сестру, великого русского поэта Марину Цветаеву. К своему стыду, я открыла её поэзию довольно поздно. Впрочем, времена были такие… Когда я была после первого курса университета на производственной практике в редакции северо-казахстанской областной газеты, в городе Петропавловске, мне подарили синий томик Марины Цветаевой из серии «Библиотека поэта». Причем, с многозначительной надписью: «Оля, пиши, как Марина, и даже лучше!». Понятно, что пожелание недостижимое, но в стихи Марины Ивановны я влюбилась сразу. Это было моё, про меня… Потом открывались новые публикации, книги Цветаевой и о ней и, конечно, пришли ко мне «Воспоминания» младшей сестры, которые были и остаются бесценным свидетельством бытия, быта и становления Поэта… Я всё больше узнавала не только о Марине Ивановне, но и об Анастасии, и всё больше убеждалась в том, что младшая Цветаева не менее интересная личность, талантливейшая мемуаристка, но её творчество всегда находилось (и находится…) в тени великой сестры.

 

 После окончания университета я по распределению приехала в Павлодар и тут узнала, что в этом городе много лет жила Анастасия Ивановна! Это было для меня каким-то счастливым совпадением, чудом! По этим улицам ходила младшая Цветаева, спускалась к Иртышу за водой, воспитывала внучек, писала «Воспоминания»… Сюда в 1958 году к ней приезжала дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. На павлодарский адрес приходили письма Бориса Пастернака, Павла Антокольского…

 

 

 

- С чего начиналась Ваша личная коллекция?

 

- Если называть какие-то ценные вещи, то, наверное, с машинописной книжечки, сделанной рукой Анастасии Ивановны «Цапа, Вася и Том-Том». Этот рассказ  написан в Павлодаре, и действие его происходит здесь. Потом он вошёл в книгу «Непостижимые» (Москва, 1992 год). Рассказ  посвящён невестке А. Цветаевой – Нине Андреевне Трухачёвой (маме Геннадия, Риты и Ольги). Эту самодельную книжечку с автографом автора подарила мне Ольга Андреевна Трухачёва, когда приезжала в Павлодар в 1998 году. Сейчас она хранится в музее…  Но «начало», наверное, всё же этот синий, теперь уже потрёпанный томик со стихами Марины Ивановны.

 

 

 

- Где располагается музей?

 

 

 

- Музей А.И. Цветаевой работает в составе Славянского культурного центра – крупнейшего на постсоветском пространстве, признанного в 2008-м году Министерством иностранных дел Российской Федерации лучшим среди родственных общественных организаций СНГ.  Мы очень благодарны председателю правления Славянского центра Татьяне Ивановне Кузиной за то, что она нашла возможность взять музей «под своё крыло»! Сейчас музей располагается в небольшом кабинете, в офисе Дома Дружбы Павлодара. Это красивое здание находится в центре города, в нём работают  22 национально-культурных объединения  и Школа национального возрождения, проводятся многие крупные культурные и государственные мероприятия. Благодаря этому гостями Цветаевского музея зачастую становятся известные деятели культуры и политики…

 

 

 

- Как бы Вы сформулировали концепцию Музея, и как она воплощается на практике?

 

 

 

- Концепцию музея мы, его организаторы (О.Н. Григорьева, Т.С. Корешкова, Т.И. Кузина) определили как «традиции и креативность». То есть наряду с общепринятыми функциями литературного музея – сохранение культурного наследия писателя, изучение и  пропаганда его творчества, наш музей из-за его специфики, несомненно, должен проявлять креативность - способность достигать цели,  используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом; применять в работе новейшие методы и разработки музейного дела. Специфика нахождения музея русской писательницы в Казахстане способствует тому, что цветаевский музей стал местом сбережения и пропаганды не только творчества Анастасии и Марины Цветаевых, литературы Серебряного века, но и всей русской культуры.

 

 

 

- Кто помогает в формировании фондов музея? Назовите наиболее интересные экспонаты.

 

 

 

- Как уже говорилось, в основу  нового музея легла моя коллекция материалов, книг, фотографий о семье Цветаевых,  а после его создания мы стали получать многочисленные подарки из цветаевских музеев и от частных лиц. Конечно, неоценимую помощь оказывает музею своей бабушки Ольга Андреевна Трухачёва, пополняя фонды музея подлинными вещами, рукописями, фотографиями Анастасии Ивановны. Ольга Андреевна приезжала в Павлодар на празднование 120-летия своей бабушки (в сентябре 2014 года), подарила много новых экспонатов, это четыре иконки, рамки которых сделаны самой Анастасией Ивановной; машинопись двух писем  Бориса Пастернака, адресованных в Павлодар; шкатулка «бабушки Аси» с сохранившимися там пуговицами; очки, ложки, пластинки и другие вещи писательницы. О. Трухачёва передала 34 фотоснимка (оригиналы), причём, 11 из них – с пометками и надписями самой А. Цветаевой. Словом, той коллекции, которую имеет  павлодарский Цветаевский музей, могут позавидовать многие… Фонд музея увеличился тогда на 104 экспоната!  Сейчас он насчитывает более 1600  единиц хранения.

 

   В экспозиции представлены рукописи произведений (сказка «Черепаха»; машинопись фрагментов «Воспоминаний»). Бесценен для нас  дневник, который вела Анастасия Ивановна в 1958 году в Павлодаре. Несколько книг «Воспоминаний» и журналов с автографами Анастасии Ивановны подарили павлодарцы, дружившие с писательницей.

 

 

 

- Большое внимание музей уделяет работе с детьми и молодежью. Что Вы проводите для этой аудитории?

 

 

 

- Знакомство с биографией  А.И. Цветаевой несёт  мощный воспитательный импульс: её трудолюбие, умение ценить время, доброжелательное отношение к людям, глубокая вера служат примером для подрастающего поколения. Даже какие-то бытовые факты, касающиеся здорового образа жизни, обливания холодной водой, вегетарианства воспринимаются с большой заинтересованность, тем более, когда молодые слушатели узнают о том, что прожила писательница почти 99 лет…    Цветаевское наследие - благодатный материал для работы с   учащимися, на встречах мы используем «Сказки» Анастасии Ивановны; сказку в стихах Андрея Борисовича Трухачёва «О больной слонихе, о лисе-франтихе…»; воспоминания Ольги Трухачёвой о том, как отец мог превращать в сказку любой семейный праздник. Для детей 1 июня мы проводим мероприятие в Ленпарке, где любила гулять А. Цветаева с внучками…

 

          Не менее богатый материал есть в музее и для работы со студентами. Частые гости здесь – студенты художественного и педагогического колледжей Павлодара, павлодарского Государственного педагогического института.  Будущие педагоги стали активными участниками и первой, и второй читательских конференций по творчеству А.И. Цветаевой, которые проводит музей в День славянской письменности и культуры, 24 мая.

 

Среди традиционных мероприятий музея необходимо назвать Цветаевский костёр, который проводится ежегодно  в конце сентября, перед днём рождения А.И. Цветаевой, в павлодарском Ленпарке. В 2014-м, в год 120-летия со дня рождения А.И. Цветаевой, этот большой поэтический праздник был  юбилейным, десятым!

 

 

 

- В сегодняшнем мире одно из условий успешной работы любого учреждения культуры – сотрудничество со средствами массовой информации. Какие у музея отношения со СМИ?

 

 

 

- Все мероприятия павлодарского Цветаевского музея широко освещались и освещаются  в прессе. К примеру, об его открытии сообщили не только павлодарские и республиканские СМИ, но и «Литературная газета», «Российская газета»… Тесное сотрудничество со СМИ – тоже проявление креативности, это возможность не только сообщить о состоявшемся мероприятии, привлечь внимание к музею, но и заинтересовать читателей или зрителей творчеством сестёр Цветаевых. Для областной и республиканских газет мы предложили  постоянную рубрику «История одного экспоната». Эти публикации вызывают большой интерес читателей. Оперативно  освещаются  мероприятия  музея на сайте Славянского центра http://slavcentr.kz/ (ведущий – Ернар Шамбаев), благодаря чему о нашей деятельности  можно узнать в любом уголке земного шара.

 

   Конечно, рассказываю я о нашем молодом музее и на всех Цветаевских конференциях, фестивалях, где удаётся побывать.  В 2014 году я была на 3-ем международном музыкально-поэтическом фестивале в городе Феодосии (Крым); целая делегация Славянского центра во главе с Т.И. Кузиной ездила в город Елабугу (Татарстан) на 7-е международные Цветаевские чтения; три человека представляли Павлодарский музей на 8-ом Цветаевском костре в городе Астане.

 

 

 

- Занимается ли музей издательской деятельностью?

 

 

 

- Да, благодаря финансовой и организационной поддержке  Славянского центра музей имеет возможность заниматься издательской деятельностью. В   2014-м  году  был выпущен сборник стихотворений «Связующая век и миг», посвящённых А.И. Цветаевой, куда вошли стихи Марины Цветаевой о младшей сестре  и стихотворения наших современников, 36-ти авторов (составитель – Ольга Григорьева. – авт.). Тесная дружба связывает музей с клубом авторской песни Павлодара «Серебряные струны». По инициативе Гуляры Шамилевны Чистяковой, которая, кстати, была педагогом по музыке Ольги Трухачёвой, 12 павлодарских композиторов и бардов написали  песни на стихи А. Цветаевой. Уникальный сборник «Верую в добро» включает ноты 40 песен! Презентация этого проекта состоялась в день празднования года со дня открытия музея – 4 января 2014 года в большом зале Дома Дружбы.

 

А ещё хотелось бы переиздать книгу А. Цветаевой «Непостижимые» с замечательными рассказами о животных – и подарить её всем школам области!

 

 

 

- Традиционный вопрос о планах. Как бы Вы определили программу минимум и программу максимум для музея?

 

- Программа минимум, на ближайшее время: выпустить книгу сказок «Три воздушных шарика» - по итогам проведённого нами международного детского литературного конкурса. Успешно провести все запланированные встречи по программе работы музея.

 

А максимум… Добиться того, чтобы музею придали статус государственного, чтобы он разместился в достойном здании. Привлечь и увлечь детей чтением, «заразить» Цветаевыми… И Павлодар когда-нибудь назовут «Цветаевским городом», как Тарусу или Елабугу…

 

 

 

Интервью вела Надежда ЕГОРОВА,

 

член Международной Гильдии мисателей.

 


Журнал «Новый Ренессанс», 2014, № 4 (Германия)

 

 

Комментарии   

 
+1 #2 bevz59 08.08.2015 18:47
Ольга Николаевна, низкий Вам поклон за такое подвижничество! !! Музею быть!
 
 
+9 #1 slav-centr@mail.ru 13.02.2015 23:28
Дорогая Ольга Николаевна! Как здорова, что появилась эта статья, как хорошо, что Ваше интервью охватывает полноту работы музея, какие важные вопросы задавал Надежда Егорова!!! Спасибо, всё ясно и понятно и тот, кто прочтёт это интервью - захотят посетить наш музей. Я Вас поздравляю, Ольга Николаевна - Вы настоящий музейщик-хранит ель мировых ценностей!!! И радуюсь, что в Германии будут знать о нашем славном городе Павлодаре и замечательных людях!!! С уважением Татьяна Ивановна
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии