В новом свете

В Павлодаре открылся первый в мире музей Анастасии Цветаевой.
Цветаевскими музеями могут похвастаться многие города России. Но все они носят  имена Марины Ивановны Цветаевой или обеих сестёр – Марины и Анастасии. Павлодарцы первыми не только на территории стран СНГ, но и вообще в мире решили  возродить имя младшей Цветаевой. Причём исключительно на энтузиазме.

От Марины к Асеньке

Инициатором проекта стала поэтесса Ольга Григорьева, вот уже более 15  лет собирающая всё, что каким-то образом относится к Анастасии Цветаевой. Причём сбор коллекции осуществлялся исключительно по зову сердца. Цветаевед признаётся, что никогда и не думала об открытии музея. Просто, путешествуя по цветаевским местам – Елабуга, Москва, Александров -  раз за разом привозила какие-то экспонаты: очередную книгу её собственную или о ней, фотоснимки, копии документов из архива, в общем, всё то, что могло дать хоть какую-то зацепку  в поиске новых фактов  при изучении творчества писательницы Серебряного века. Потребность в этом Ольга Григорьева впервые испытала, когда совершенно случайно узнала, что сестра её любимой поэтессы Марины Цветаевой 18 лет жила в Павлодаре.  

- Представляете, - создательница  музея Анастасии Цветаевой и не пытается скрыть своего восторга, - она ходила по этим же улицам, что и мы, любовалась водами Иртыша, гуляла с внучками по Ленпарку, имела здесь подруг, общалась с ними. Это же настоящий кладезь информации! А павлодарцы в своём большинстве и знать не знают, что младшая сестра Цветаевых, написавшая около 15 книг, имеет самое прямое отношение к Павлодару.

Ольга Григорьева вспоминает себя в студенчестве. Ведь и она тогда мало что знала о сестрах Цветаевых. Слышать некоторые стихи Марины слышала, но не более того. Пока после первого курса института не приехала на практику в Петропавловск. Студентка журфака поселилась на квартире у ответсека местной газеты Луизы Ивановны Красильниковой. Павлодарская поэтесса до сих пор с особой теплотой вспоминает эту женщину. Ведь именно она, прощаясь со своей будущей коллегой,  подарила ей сборник стихов Марины Цветаевой с напутствием: «Оля, пиши, как Марина или даже лучше». Конечно же, молодая девушка, сама увлекающаяся написанием стихов, просто не могла не познакомиться с творчеством той, кого ей ставили в пример. А познакомившись, на всю жизнь влюбилась в цветаевские стихи. Много лет спустя она в своём цветаевском цикле напишет такие строки, посвящённые Марине:  «Не делите её, не делите! Всё оставив, ушла налегке...Сберегите её, сохраните, Чтоб, - ни слову пропасть, ни строке». Не ограничившись цветаевской поэзией, стала  искать дополнительные материалы об её жизни, семье, судьбе. И вот тогда-то впервые услышала имя – «Асенька», взахлёб прочитала главную книгу её жизни – «Воспоминания». Кстати, эту работу Анастасия Ивановна начала в Павлодаре – в доме  своего единственного сына Андрея Трухачёва. Этот домик по улице Карла Маркса сохранился до сих пор: тот же дворик, где Анастасия Ивановна   играла с внучками Ольгой и Маргаритой; та же печка, которую она топила зимними вечерами.  Но тогда Ольга Григорьева об этом ещё не знала. Иначе бы начала работать в архиве гораздо раньше. Вообще, Ольга Николаевна очень жалеет об упущенном времени. Анастасия Ивановна, родившаяся в 1894 году, три недели не дожила до своего 99-го дня рождения. Она умерла в 1993 году в Москве.

Неслучившаяся встреча

Самая главная книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания» принесшая ей популярность, впервые вышла в 1971 году. Сейчас она издаётся уже в седьмой раз.

- До 1993 года я много раз была в столице России, могла встретиться с Анастасией Ивановной лично – она до последних дней отличалась ясной памятью и могла очень много рассказать того, что ещё не было описано, - с ноткой грусти констатирует павлодарская поэтесса.

Но она этого не сделала, потому что не хотела переходить дорогу своему коллеге, который, как ей сказали, вплотную занимался изучением творчества младшей Цветаевой. Это «монументальное исследование» так и не увидело свет, оставшись, видимо, лишь в планах автора. Когда это стало очевидным, Анастасии Ивановны  уже не было в живых. Шёл 1997 год. Задумав цикл статей на тему «Анастасия Цветаева в Павлодаре», Ольга Григорьева обратилась за помощью в музей, в архив и обнаружила, что о писательнице Серебряного века, которая в своей книге «Памятник сыну» написала: «...Мы 18 лет жили в Павлодаре...», в самом городе практически не сохранилось никаких данных. Кроме, пожалуй, лишь факта прописки. В архиве искательнице выдали документ, подтверждающий, что с 1957 по 1959 годы Анастасия Ивановна Цветаева проживала в доме по улице Карла Маркса. Как уже говорилось, этот домик сохранился в областном центре до сих пор. Правда, его сегодняшние хозяева – люди, совсем не жаждущие славы. Хотя поначалу они дали своё согласие на то, чтобы установить на своём жилище памятную доску Анастасии Цветаевой. Но вскоре потребовали её убрать, мол, ходят тут всякие, в окна заглядывают.  Теперь эта доска хранится в музее Анастасии.

«Я тяну ваши души за уши...»

А сам музей разместился в библиотеке  «Дар Правительства Российской Федерации» при Славянском центре. Комнатка, конечно, маленькая, но организаторов проекта – Ольгу Григорьеву и её помощниц – Татьяну Корешкову и Татьяну Кузину  - стеснённая площадь  нисколько не смущает.  Однако с увеличением музейных экспонатов актуальным станет и вопрос расширения музея. Но павлодарские цветаеведы об этом пока не думают. Своё главное предназначение они видят в том, чтобы ориентировать сознание молодёжи  на духовные ценности. Не случайно для девиза  музея  были  выбраны  слова Анастасии Ивановы, которые она любила повторять своим внучкам: «Я тяну ваши души за уши».

Анастасия Цветаева с 27 лет не ела мяса, каждый день обливалась холодной водой. Во многом  благодаря этому она прожила долгую жизнь и до последних дней оставалась в здравом уме и ясной памяти. И сегодня работники музея имени Анастасии Ивановны воспитывают молодёжь на примере писательницы.

Музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре – музей «живой». В смысле, что открыли его не просто для «галочки», чтобы отчитаться и  забыть, периодически вытирая пыль с музейных экспонатов.

- Задача музея - помочь посетителям возвыситься душой,- говорит Ольга Григорьева.

Поэтесса разработала план мероприятий для музея. Одно увлекательней другого. Например, в январе в гостях у музея побывал  внук писательницы  Геннадий Васильевич Зеленин, которому Анастасия Ивановна  посвятила немало строк в своей повести «Моя Сибирь». Он живёт в Павлодаре и с удовольствием принимает участие во всех цветаевских мероприятиях. В этот раз он рассказал посетителям музея  о том, как впервые увидел Анастасию Ивановну и Ариадну Эфрон (дочь Марины Цветаевой – прим. авт)  в 1947 году в посёлке Печаткино Вологодской области, как был свидетелем  её повторного ареста в 1949 году, о том, как жили они в деревне Пихтовка Новосибирской области, где Цветаева отбывала ссылку. А весной Ольга Григорьева и Татьяна Корешкова собираются в Челябинск, в гости к местному музыканту Наталье Рубинской, у которой сохранилась переписка с Анастасией Ивановной. Выяснилось это совершенно случайно. Ольга Григорьева, внимательно отслеживающая все книжные новинки по творчеству сестёр Цветаевых, обратила внимание на маленькую сноску в тексте, сообщающую о встрече Анастасии Ивановны с девушкой-музыкантом из Челябинска.  Всего лишь одна фамилия, но  сколько она может дать полезной информации, если копнуть поглубже!

- В книге  «Последний луч Серебряного века», выпущенной московским Домом-музеем Марины Цветаевой, было упоминание о встрече Анастасии Ивановны с одной девушкой из Челябинска, - рассказывает Ольга Григорьева, - посетительница  обратилась к известной писательнице с просьбой оценить её литературное творчество.  Через свою подругу в Челябинске я вышла на  Наталью Рубинскую. Сегодня она известная поэтесса, музыкант и, как оказалось, очень интересная собеседница. Выяснилось, что  после своего визита в Москву она написала письмо Цветаевой. Та ответила. Между женщинами завязалась переписка. Все эти письма сохранились, и Наталья Рубинская   с удовольствием согласилась их нам передать.

А это значит, что павлодарская музейная коллекция пополнится новыми документами, своего рода уникальными, так как они в единственном экземпляре. Большую посылку собирает для павлодарского музея  и внучка Анастасии Ивановны – Ольга Трухачёва, живущая в Москве. И она обещает прислать не только документы и фотографии, но и что-то из личных вещей Анастасии Ивановны.

«Первые краски мне подарила Цветаева!»

В павлодарском музее Анастасии Цветаевой немало эксклюзивных экспонатов: чашка с блюдцем, которые когда-то были подарены писательницей подруге Доброславе Анатольевне Донской, очень редкий фотоснимок Анастасии Ивановны из следственного отдела (его Григорьевой прислали друзья с Дальнего Востока),  биография, собственноручно написанная дочерью Марины Цветаевой – Ариадной Эфрон при устройстве на работу в Рязанское художественное училище (копию этого документа павлодарке опять же выслали друзья), художественная копия домика в посёлке Молзавода, куда семья Трухачёвых переехала с улицы Карла Маркса. Нарисовала её павлодарская художница Галина Беспалова. Оказывается, её детство  прошло вместе с внучками Цветаевой – Маргаритой и Ольгой. И опять же стало известно это по воле случая. В конце 90-х Ольга Григорьева, работающая тогда журналистом в областной газете, приняла участие в выставке детских рисунков, которая проходила в художественной школе. И стоявшая рядом женщина, восхищаясь талантом юных художников, невзначай заметила: «А мне первые краски подарила Анастасия Цветаева!».

– Я не поверила своим ушам, - вспоминает Ольга Григорьева, - я как раз  по крупицам собирала информацию об Анастасии Ивановне, а тут вдруг такая удача! Она же и дала мне тогда телефон внука писательницы – Геннадия Зеленина.

Пожалуй, именно эта встреча и  стала решающей для Ольги Григорьевой, которая увидела в этом знак – призыв к тому, чтобы активизировать свою работу в поиске материалов, касающихся жизни и творчества Анастасии Ивановны. Раз за  разом она знакомилась с новыми людьми, с которыми общалась писательница Серебряного века, узнавала всё новые и новые данные.

- И вы знаете, - полагает поэтесса, - сейчас я считаю, что открытие музея  имени Анастасии Цветаевой  состоялось своевременно. С одной стороны, после её смерти прошло двадцать лет, то есть достаточно времени для того, чтобы увековечить её имя. А с другой, ещё живы те люди, с которыми она общалась. А значит, на горизонте ещё очень широкое поле для деятельности.

Ирина Волкова (г. Павлодар)
(Ежедневная республиканская общественно-политическая газета «Литер», 14 февраля 2013 года, стр.25)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии