Это был лучший хор

Большим концертом бывшие артисты знаменитого в 60-80-е годы по всему Советскому Союзу Народного хора русской песни под управлением Александра Шиллера отмечают девяностолетие своего руководителя.

Прошло уже больше 20 лет, как не стало Александра Ивановича, но не было ни одного года, чтобы в конце мая они не собирали зрителей на концерт в честь и в память Шиллера. Это уже традиция.

В этом же году юбилей особенный, и концерт тоже особенный. В нем, кроме ветеранов Шиллеровского хора под руководством Гайнутдина Ташимова, принимали участие Камерный хор под руководством Мадины Жармухамбетовой, хор имени Шиллера под руководством Сергея Мурзина, хореографический ансамбль «Раздолье» Надежды Федосовой и хореографический ансамбль «Вольница» Владимира Федосова.

Зал переполнен. Люди, оставшиеся без места, не ушли, предпочли стоять, чтобы вновь услышать в самобытном исполнении русскую песню. В числе зрителей сын и дочь Александра Ивановича, прилетевшие из Германии.

Начинался павлодарский хор русской песни в 1957 году в красном уголке завода «Октябрь». В 1961 году хору было присвоено звание «народный», которое он потом каждые пять лет с блеском защищал. Позже хор связывает свою судьбу с тракторным заводом. Народный хор ПТЗ объездил со своими концертами Казахстан и почти весь Союз.

Русский народный хор под управлением Александра Шиллера отличало стремление шагать в ногу с жизнью и в то же время уважительное и бережное отношение к народной песне. Это был не только великолепно звучащий хор, это был красивый хор. Сцена, зрительный зал преображались, когда на сценические подмостки выходил Шиллеровский хор. В их репертуаре было огромное количество старинных русских песен, которые сейчас почти не слышны. В то же время хор активно сотрудничал с местными поэтами Вадимом Бороздиным, Сергеем Музалевским, Виктором Семерьяновым, Дмитрием Приймаком и музыкантами Сергеем Ширинкиным, Вадимом Ботовым... Появлялись в их репертуаре песни, музыку для которых писал сам Александр Шиллер. На юбилейном концерте они, конечно же, тоже звучали: «Мы поем в народном хоре», «Иртышская лирическая», «Приезжайте в Павлодар», которой хор всегда заканчивал свои гастрольные выступления, «Родные просторы»...

Но в совершенно особое состояние погружался зал, когда со сцены раздольно, мощно начинали звучать старые русские песни «Уж ты степь», «На заре казак коня поил», «Славное море – священный Байкал», «Над окошком месяц» на стихи Есенина, «Русская ярмарка»...  «Ни английские и ни французские карнавалы с тобой не сравнить. Эх, ты ярмарка, ярмарка русская, разве можно тебя позабыть...», - задор, яркий темперамент, вольная душа – все этой песне, все в этом хоре.
А когда хор запел «Хлеб всему голова», зал в едином порыве встал и не опускался до конца песни. «...На весенней заре воздух свежий и синий. 

Постаревший отец, седину шевеля,
Говорил у крыльца тихим голосом сыну,
Провожая его в первый раз на поля:
«Ты запомни, сынок, золотые слова.
Золотые слова: Хлеб – всему голова».

Слушали эту песню-назидание, песню-завет стоя, а потом наградили артистов долгими и оглушительными аплодисментами. Никто так сейчас не поет! Никто!
Великое спасибо и низкий поклон людям, сохранившим это пение, эти голоса, эти песни, эту нежную память к человеку, его делу, его жизни...

Отзвучала последняя песня. Какая-то женщина поднялась на сцену и низко, в пояс поклонилась всему хору. Молча спустилась в зал.

- Спасибо вам огромное, - обратился к залу и  участникам концерта Владимир Шиллер. - Вообще для меня сегодняшняя встреча с хором – это событие. Спасибо публике, так много пришло людей. Но я вообще не понимаю, кто в Павлодаре назвал этот хор хором ветеранов? Я слушал этих людей 30 лет назад. И сегодня тот же самый звук, тот же самый темперамент. Я считаю, это полнейшая фальшь, что вы называетесь хором ветеранов. Я хочу подарить Народному хору небольшой фотоколлаж из семейных фотографий разных лет. Здесь есть, конечно, и павлодарский Народный хор. Пусть у вас останется это на память.

- Мы с братом в Германии продолжаем папино большое дело, - сказала Лилия Шиллер. –
Мы руководим хорами. Работаем в музыкальных школах, играем на органах в различных церквах. Я думаю, что мы не посрамили папину честь и память. Мы очень благодарны вот этим замечательным людям. Низкий вам поклон. Мы никогда не забудем этот огромный праздник.

- Я безумно счастлив, - говорил в уже опустевшем зале Владимир Шиллер. -  С первого аккорда сегодняшнего концерта у меня слезы на глазах. Это для меня счастливейшие минуты – не зря я летел семь тысяч километров, чтобы сегодня услышать этот прекрасный праздник. Спасибо огромное  всем. Я впервые в Павлодаре после отъезда в 1991 году. Вы знаете, для меня как для человека, занимающегося хоровой культурой, важно что? Зарядился ли я эмоционально после концерта от звучания со сцены или я ушел  в непонятном состоянии. Сегодня для меня произошел настоящий праздник фольклора, русского фольклора, просто какое-то откровение. Фольклор претерпевает сегодня не только в Казахстане, во всей Европе и, по-моему, во всех республиках бывшего Советского Союза просто катастрофическое состояние. Идет пропаганда поп-музыки, пропаганда непонятных песен-однодневок. И это идет вразрез с главным правилом, что все-таки школа должна заниматься воспитанием детей на базе фольклора. Поскольку Казахстан многонациональная республика, этого нельзя забывать. Здесь огромное количество фольклорных традиций различных народов, проживающих в Казахстане, на основе чего, по-моему, должно строить дальше многонациональную богатейшую культуру Казахстана. Казахстан для меня в политическом отношении сегодня в авангарде всех республик Средней Азии. Это замечательно, это очень радует, потому что я знаю, чего стоит это искусство, которое сегодня мы увидели и услышали.

- Народный хор Тракторного завода – это ведь и ваша судьба?

- Я пошел по следам папы в профессии. У нас в доме постоянно бывали такие композиторы, как Валентин Сергеевич Левашов (хор Пятницкого), Валентин Порфирьевич Новиков (Сибирский народный хор), Виктор Гаврилович Захарченко (Кубанский народный хор). У нас бывала в гостях Людмила Георгиевна Зыкина, у нас были известные балетмейстеры Оренбургского, Северного, Уральского хоров. И, знаете, вот это окружение с детства, эта атмосфера вывели меня на сегодняшнюю ситуацию. Хотя мы сейчас живем в Германии, я продолжаю свое ремесло.

- Вы уже совсем немцем стали?

- Нет, что вы, я никогда не буду настоящим немцем. У меня половина немецкой крови, половина русской. Мой дедушка по материнской линии умер от гангрены в Уральском госпитале. Оттуда мы получили последнее письмо от него. Оно у нас хранится как реликвия. Папа наш в это время был в Германии, в плену. А наша русская мама была учительницей начальных классов. Ее выгнали с работы, из комсомола, обозвали немецкой проституткой и сослали в глухую деревню, чтобы они не могли встречаться. Я родился незаконнорожденным, Лиля тоже была незаконнорожденной. Свою свадьбу родители сыграли, когда мы уже подросли. Это было в Павлодаре в 1957 году. Мы были маленькими, шли следом за ними, держась за маму, и играли «в свадьбу». Это было так замечательно.

- А я помню красный уголок завода «Октябрь» и Александра Ивановича в белой рубашке с распахнутым воротом и аккордеоном в руках. Он играет и поет вместе с хором. И весь в песне, в своих хористах... Человек, фанатически преданный песне...

- Понимаете, что удивительно, я как хоровик с большим опытом, работал и в оперном театре в Алма-Ате, и в Государственной хоровой капелле, работал с консерваторскими хорами и с любительскими, скажу: папа нашел удивительный звук – это от Бога. В нем такая интеллигентность, не вульгарное русское звучание, оно такое душевно теплое, непередаваемо это ощущение. У него нет этого - «э-э-э!». Это очень важно. Это звучание хора отец нашел сам. Вот за эту неповторимую манеру пения я считал, и считаю, и буду считать, что в советское время это был первый и последний лучший хор в Республике. Потому что у каждого хормейстера, особенно, если он долго работает с хорами, свой звук. Это логично. Это его мировоззрение, это его ощущение жизни, мира, людей. Оно передается людям, и они потом его воспроизводят для публики. Главным у Шиллера была его высокая интеллигентность. И это передавалось в звуке, которым так искусно владел его хор.
И это роскошное эмоциональное звучание хор сохранил до сих пор (честь и слава за это Гайнутдину Ташимову!) и достойно продемонстрировал на юбилейном концерте.

За помощь в организации концерта его ведущая, председатель Славянского культурного центра Татьяна Кузина благодарила меценатов Александра Терентьева, Зинаиду Пархоменко, Анатолия Винерцева, Гнела Акопяна, областной и городской Советы ветеранов.
Тамара Карандашова (Новое время, 7 июня 2012)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии