«Успех зависит от звезд и Божьей воли»

Известный российский режиссер Владимир Хотиненко, который когда-то жил в Павлодаре, на этой неделе принял участие в юбилейной программе Славянского центра. Он встретился со своими земляками и с удовольствием пообщался с ними. Режиссер рассказал, как отмечал первый полет человека в космос, какие актеры входят в его "золотой список" и что является двигателем прогресса в современном кинематографе.

- Владимир Иванович, скажите, вы уже успели пройтись по павлодарским улицам?

- Вообще все мои поездки на родину планирует моя сестра, руководитель Славянского центра Татьяна Кузина, так что найти свободное время в моем графике довольно трудно. Но по городу погулять я все же успел. Я люблю ходить, так сказать, по маршрутам моего детства. Пока идешь, вспоминаешь все, что с тобой происходило. Потому-то и нужно идти пешком, ни в коем случае не на машине! Я уже сходил к своей школе №2, и такое ощущение, как будто там даже выбоинки те же самые остались. Побывал у дома, в котором жил. Мне показалось, что дома выкрашены в тот же цвет, что и раньше, ну или, быть может, их до сих пор, спустя 40 лет, не перекрашивали... Однако одна перемена есть - во всех подъездах металлические двери с кодовым замком. Думал, сейчас зайду в подъезд, поднимусь на второй этаж и посмотрю на "свою" дверь, но не смог. И от того возникло ощущение какой-то неприступности, ведь раньше все подъезды были раскрыты нараспашку.

- Наверняка встреча с детством наталкивает на воспоминания?

- Конечно же. Пять лет назад я бывал в Павлодаре и когда проходил возле школы, вспомнил, как мы весной высаживали деревья. Помню, пасмурная погода, играет музыка, которая должна была подбадривать нас, а мы с небольшой ленцой копаемся, работаем... И вот подхожу я к школе, а там огромный тополь! Это меня потрясло - 45-летнее дерево, которое мы высаживали в своем детстве!

Все самые главные воспоминания - из детства. У меня было абсолютно счастливое детство и все проблемы, которые у меня были, я сам себе создавал. У меня были чудесные родители и если во мне есть что-то хорошее, так это от них. Мама - казачка, сильная, строгая, суровая, она верховодила отцом-хохлом, который был намного мягче ее. Помню, отец выиграл в лотерею мотоцикл. И когда моя сестра Татьяна пошла в музыкальную школу, то он его продал, хоть мотоцикл для него был необходимым и незаменимым, чтобы рыбачить и охотиться. На вырученные деньги он купил фортепиано. Сколько помню отца, он всего лишь раз или два поднимал на меня руку. Однажды за то, что мы с друзьями разожгли костер на чердаке построенного им дома. Когда мы решили отогреть птенцов, выпавших из гнезда на чердаке, мы даже не подумали, что может быть пожар. Вот тогда отец наказал меня. А однажды мы убежали с друзьями. Холодно было, и отец отправился на поиски. Я вернулся домой раньше, чем папа, и мама уложила меня в кровать, чтобы отец не ругался. И вот, помню, заходит он ко мне, посидел, помолчал и говорит: "Как же ты мог, сынок?" Ох, лучше бы он меня побил тогда... Помню, как мы вечно ругались с сестрой. Татьяна старше меня, а потому она меня всегда гоняла. Как-то она сидела за фортепиано и музицировала. Уже не знаю точно, сказала она мне что-то или нет, но я ее треснул. И только после того, как она зарыдала прямо на клавишах, мне стало ее жалко. С того момента произошел перелом в наших отношениях и мы перестали ссориться.

- На ваше детство выпал первый полет человека в космос...

- Полет Гагарина - это сказка! Я всем рассказывал, как в этот день мы обливались водой. А однажды засомневался, как же мы в апреле могли обливаться? Помог всезнающий Интернет: именно в Сети я узнал, что 12 апреля 1961 года у нас было 30 градусов тепла. Так что не выдумывал, оказывается. Но если бы это и было выдумкой, я бы уже от своих слов не отрекся.

- Скажите, когда был готов ваш первый фильм, какие чувства вы испытывали тогда?

- Смотря что подразумевать под первым. Было несколько коротеньких фильмов, когда еще учился на Высших кинематографических курсах. Первая моя курсовая работа - десятиминутный "Завоеватель", снятый в 1980 году. Этот фильм я люблю, я сделал его полностью своими силами. Первый полнометражный фильм "Один без оружия" мы снимали много, нагло и самонадеянно. И когда я увидел все, что отсняли, пришел в полный ужас. Тогда я подумал, что в очередной раз неправильно выбрал профессию. Только природное упорство помогло не бросить все и не уйти в другую сферу: все-таки негоже бросать начатое. Да и, как известно, Бог любит троицу. Картину здорово покромсали, сделали досъемки, в общем, доработали. И что интересно, она очень успешно прошла в прокате. После была картина "Стреляющий в глуши", затем "Зеркало для героя"... Тогда-то и сложилось полное ощущение: что придумываешь, то и получается.

- Вы сняли фильм "Поп". Насколько известно, вы не сразу согласились снимать на тему религии и все же...

- Да, признаюсь, я отказывался. Считаю, что это нечто сокровенное, и как выносить это на публику, я не знал. Я дважды говорил "нет", а потом Танечка, моя жена, сказала, что я не имею права отказываться, потому что, не дай Бог, это снимет кто-то другой и все испортит. Скажу, что мы снимали этот фильм с целью пропаганды толерантности религий. Работа над ним была чрезвычайно интересной. И что немаловажно, я получил больше, чем мне удалось рассказать. Я много читал, готовясь к этой работе, и для себя открыл великие слова любви, сказанные апостолом Павлом.
Кстати, эту историю мне рассказал министр культуры Михаил Швыдкой. Понятно было, что фильм о таком попе - это очень рискованное предприятие, ведь в нашем народе слишком глубоко сидит предубеждение к предательству. Но в итоге мне все же захотелось попробовать. И, что характерно, публика, которую я опасался, прожила эту историю с героем, и о предательстве не было и речи. Люди все поняли через чувства.

- Поговорим о другом фильме, о картине "Достоевский". Какой он, по-вашему?

- Ну, это уже вам судить по фильму. Правда, фильм вызывает ярость у достоевсковедов. Они готовы сами писать разное о нем, чтобы очеловечить, но если за это берется кто другой, то нельзя. К примеру, в моем фильме их взбесило следующее. В первой сцене на Семеновской площади, где идет подготовка к казни, в числе других и на Достоевского надели колпак для казни, хотя в реальности этого не было. Вообще, до него очередь не дошла, но я сделал так, что на него надели колпак. Критиков моих не интересовало, почему я это сделал. Я бы им объяснил, что для зрителя, если герой не переживает этого состояния перед казнью, это будет непонятно. Кстати, сцену, где он встречается с проституткой и идет с ней, тоже осудили. Но ведь он человек и ничего в этом страшного я не вижу... Он был молод, еще не прошел каторгу, и, по свидетельствам, мог допустить и такие моменты в жизни. Я дорожу этой картиной, она заставила меня по-новому посмотреть на писателя, заново перечитать Достоевского.

- В ваших фильмах снимаются одни и те же актеры. Это принципиально?

- Моя работа начинается с того, что я нахожу сначала роли для своих любимых актеров. У меня уже есть группа, состоящая из 15 человек: Нина Усатова, Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Марат Башаров и другие - которую я называю своим "золотым списком". Объясняется это очень просто: они замечательные актеры, и у нас такие отношения, что мы понимаем друг друга без слов. Что касается фильма "Поп", то Нина Усатова сразу была определена на роль матери, а вот Сережу Маковецкого меня заставила взять моя жена Танечка. Я долго отказывался, говорил, что он не подойдет, но она настояла. И оказалась права.

- Кстати, считаете ли вы свою супругу Татьяну Яковлеву своим главным критиком и редактором?

- Да, она мой самый строгий критик. Она не боится меня критиковать. И я благодарен ей за ее мнение, критику, участие во всем.

- Где черпаете вдохновение?

- Очень сложный вопрос. Несомненно, часть его - это моя Таня.

- Вы участвовали в фестивале мусульманского кино, были председателем жюри.

- Меня пригласили, потому что я снял "Мусульманина", но это формально. Ведь в "Мусульманине" я говорил о православии, и мусульмане это понимают. Они это знают лучше, чем православные. Я человек православный, но в моих фильмах объяснение в любви родине, родной земле, и моя работа о том, как мы - такие разные - жили вместе. Европу заинтересовал наш опыт многонационального и конфессионального согласия. Я глубоко убежден, что это складывалось веками. Это так сложно, но у нас получалось и получается до сих пор.

- Павел Васильев, родной город - не было желания снять на эти темы?

- На эти темы у меня нет идеи. Может, найдется кто-то, кто напишет очень интересный сценарий, а потом под него появятся необходимые средства, или кто-нибудь придет и скажет: вот тебе деньги, сними. Тогда, возможно, возьмусь. Но здесь нужна такая пронзительная история. Сейчас я написал сценарий "Бесы", который мне заказал российский телеканал. Смешно: я всегда заявлял, что не буду снимать классику. Но как только мне предложили "Бесов", я сразу согласился.

- Были ли предложения от казахстанских кинематографистов?

- В это раз ничего не было. А раньше пару-тройку раз поступали предложения, но они как-то и угасали, потому что сейчас предложение должно подкрепляться материально. Если есть под этим деньги, то будет что-то, а нет - заниматься бессмысленно. Тут нужен двигатель прогресса - заинтересованный продюсер. Долгое время в роли такого продюсера у меня был Первый канал, который предлагал мне разные темы. А сейчас в этой роли канал "Россия".

- Что движет вами в достижении успеха?

- Я могу твердо сказать, что от человека зависит не все. Мы просто должны делать то, что можем, иногда больше, порой из последних сил. То, что называется успехом, считаю, зависит от звезд, от Божьей воли. Но нужно что-то делать, крутиться, успеть заметить нужный поворот, а не стоять на месте и ждать.
Светлана Чистякова, Адиль Аскеров (Обозрение недели, 10 ноября 2011 г.)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии